Учет и анализ расчетов организации с бюджетом и государственными внебюджетными ФОНДАМИ

Дипломная работа по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: Учет и анализ расчетов организации с бюджетом и государственными внебюджетными ФОНДАМИ
  • Количество скачиваний: 10
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 22
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-21 13:09:02
  • Размер файла: 54.64 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Реферат


Работа 95 с., 4 рис., 17 табл., 42 источников, 6 приложений

УЧЕТ, НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИК, СТАВКА НАЛОГА, СЧЕТ, СУБС-ЧЕТ, НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЗНОСЫ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ.

Объект исследования выпускной квалификационной работы – Общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр М».

Предмет исследования выпускной квалификационной работы –  учет расчетов по налогам и сборам с бюджетными и внебюджетными фондами, а также их анализ.

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение действующей практики учета и методики анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В выпускной квалификационной работе проведен анализ расчетов по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами. В процессе работы использовались методы сравнительного, факторного анализа по отчетным данным за три года.

















СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

6

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

10

1.1

Социально-экономическая сущность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

10

1.2

Система нормативного регулирования учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

18

2

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

26

2.1

Учет расчетов по налогам и сборам

26

2.2

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

38

3

АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ В ООО «СТРОЙЦЕНТР М»

48

3.1

Анализ расчетов по налогам и сборам

48

3.2

Анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению

56

3.3

Направления оптимизации налоговой нагрузки организации ООО «Стройцентр М»

60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

65

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

68

ПРИЛОЖЕНИЯ

73

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Следовательно, учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в хозяйственной деятельности предприятия.

Главной задачей хозяйственной деятельности предприятия является, получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. Однако получение и использование прибыли по собственному усмотрению возможно только после расчетов c бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами по налогам и целевым сборам.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия. В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия.

Правильная организация бухгалтерского учета и экономического анализа являются основными условиями успешного ведения предпринимательской деятельности. Учет и анализ расчетов с бюджетом занимает важное место в управлении предприятия. Особое внимание руководства предприятия обращено на контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания возникновения задолженности по налоговым платежам, которая влечет пени, штрафы и иные санкции и, наконец, на возможности легальной оптимизации налоговых выплат.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Определяя налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность, в определенных направлениях исходя из общенациональных интересов.

Посредством налогов определяются взаимоотношения предпринимателей и предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов обеспечивается взаимосвязь общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Своевременное, полное и правильное отражение информации о задолженности, начислении и уплате налогов и сборов в бухгалтерском учете, а также объективный анализ этой информации позволит руководству предприятия вести финансово-хозяйственную деятельность без «ненужные» потерь, изыскивать возможности законного снижения налоговых выплат, определяя прибыль.

Цель выпускной работы состоит в изучении действующей практики учета и методики анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, выявлении способов оптимизации налоговых платежей предприятия.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

-рассмотреть экономическую сущность налогов и сборов, принципы и их функции;

- рассмотреть нормативно-правовую и законодательную базу системы страховых взносов в РФ;

-рассмотреть классификацию налогов и сборов;

- исследовать порядок учета расчетов с ПФР, ФФОМС;

-изучить действующую практику бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы);

- изучить действующую практику бухгалтерского учета расчетов с ФСС;

-провести анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

-оценить динамику и структуру начисления и платежей по налогам и сборам;

-рассмотреть направления оптимизации налоговой нагрузки.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр М»

ООО «Стройцентр М» осуществляет производство изделий из бетона для использования в строительстве.

ООО «Стройцентр М» действует в соответствии ГК РФ, Законом об обществах, другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, договором о создании общества и настоящим Уставом.

Анализ основных экономических показателей, выполненный по данным бухгалтерской отчетности, показал, что за последние три года выручка от реализации и себестоимость с каждым годом увеличивалась. Предприятие активно ведет свою хозяйственную деятельность, берет кредиты, увеличивает запасы, увеличивает выпуск готовой продукции, что конечно сказывается на финансовом состоянии.

В ходе проводимых исследований были использованы статистические и математические методы, в частности, монографический, сравнения, расчетно-конструктивный анализ расчетов предприятия.

Теоретико-методологическую основу при проведении исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по изучаемой проблеме, периодические издания, законодательные акты по организации бухгалтерского и налогового учета.

Информационной основой при написании работы послужили данные первичных и сводных учетных документов, регистров синтетического и аналитического учета, годовая отчетность и налоговые декларации ООО «Стройцентр М» за 2013-2015г.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ


1.1 Социально-экономическая сущность расчетов с бюджетом и

внебюджетными фондами


В процессе развития человечество пришло к вы­воду о не­обходимости социальной защиты. В результате чего за счет бюджетных ис­точников, а также средств предприятий, населения в большинстве странах мира создаются обще­ственные фонды. Данные общественные фонды предназначены для финанси­рования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и пре­старелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, много­детным семьям, семьям, потерявшим кормильца, без­работным и др.). Объем средств предназначенных на социальную защиту населения зависит от уровня экономического развития страны и состояния сферы материального произ­водства.

Практическим инструментом реализации как социальной, так и любой другой, функции государства объективно выступают налоги, роль которых проявляется прежде всего в мобилизации финансовых ресурсов для решения социальных и других задач. Налоги, как инструмент удовлетворения общественных потребностей, возникли еще на заре человеческой цивилизации.

Сбор налогов для удовлетворения даже социальных расходов государства всегда имеет противоречивые социальные последствия. К основным проблемам финансового обеспечения государственных расходов с помощью налогов можно отнести:

  1. справедливость сбора налогов – тяжесть налогового бремени;
  2. справедливость распределения налогов – учет социальных интересов граждан и прочих расходов государства;
  3. расходы на сбор налогов, которые могут быть несоразмерно велики из-за неэффективной системы сбора налогов.

Взимание налогов всегда ущемляет чьи-то интересы и в определенной степени отягощает социальное положение. Как известно, подразделение налогов на прямые и косвенные применялось с глубокой древности [39, с. 7]. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход (владеет имуществом и т.д., в зависимости от налогооблагаемой базы), в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем добавки к цене. Однако, мировая практика показывает, что это только теоретическое предположение.

Истории известно множество примеров неудачных практических шагов в налогообложении, которые имели резко выраженные отрицательные социальные последствия для широких слоев населения. Так, еще в сороковых годах XVII в. Правительство России для локализации последствий неурожайных лет и массового падежа скота от эпидемий повысило такой известный косвенный налог, как акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд [39, с. 11]. Как видим, целевое назначение увеличения налога было социальной направленности. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения, и налог переложится на всех равномерно. Однако, этого не произошло, тяжело пострадали беднейшие слои населения, жившие на берегах Волги и Оки, и питавшиеся в основном рыбой, а зимой – соленой рыбой. Рыба была наиболее дешевой пищей, но после введения указанного акциза солить рыбу стало невыгодно, возник недостаток основного пищевого продукта. В России соляной налог был отменен после народных «соляных» бунтов, и началась работа по упорядочиванию финансов на более разумных основаниях.

В свою очередь можно привести убедительные доводы именно в пользу налогообложения населения акцизами [40, с. 54-57]. Они сводятся к следующему:

  1. Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого, акциз вряд ли навязывается кому-либо насильно;
  2. Акциз при аккуратном и регулярном взимании располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа;
  3. Никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, таким образом, исключается двойное и тройное налогообложение;
  4. При таком способе налогообложения всегда можно иметь превосходные сведения о богатстве, росте и силе страны.

В этом и выражаются социально-экономические проблемы пополнения бюджета государства и неразрывную связь социальной функции (направленной на обеспечение граждан) и экономической функции (направленной на рост благосостояния граждан и государства).

Так же социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата , обороны страны и той части непроизводственной сферы ,которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.),либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука , театры, музеи и многие учебные заведения.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах – это регулирующая экономика. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан. Направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли и др.).

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций, государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично.

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991г. Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992г. С 1 января 2002г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. 

В Российском Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.  Классификации налогов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация налогов, уплачиваемых организациями

Федеральные налоги

налог на добавленную стоимость

акцизы на отдельные группы и виды товаров

налог на прибыль

биржевой налог

налог на опера­ции с ценными бумагами

таможенная пошлина

отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы

платежи за пользование природными ресур­сами и др.)

Региональные налоги

лесной доход

плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

сбор на нужды образовательных учреждений

налог на имущество предприятий

Местные налоги

земельный налог

налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

сбор за право торговли

налог на рекламу;

налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров;

лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

сбор за право использования местной симво­лики;

сбор за право проведения кино- и те­лесъемок


Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Региональные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей территории Российской Федерации. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей.

Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, но конкретные ставки устанавливаются местными органами власти, часть — районными и городскими органами власти и взимаются только на территории данной местности.

В России государственные внебюджетные фонды начали формироваться с начала 1990-ых гг. Название «внебюджетные» эти фонды получили потому, что созданы на целевые социальные нужды и их бюджеты формируются и расходуются отдельно от федерального бюджета.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

 Пенсионный фонд Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово- кредитными учреждением.

В ходе своего существования система по ставкам страховых взносов с фонда оплаты труда организаций претерпевала значительные изменения. Данные изменения в упрощенной форме представлены в приложении А.

Согласно предложению Минтруда, для зарплат, которые превышают базовый уровень, 2017г. могут повысить ставку страхового взноса в Пенсионный фонд. В дальнейшем ведомство считает необходимым повышать ее на 2% ежегодно до 2021г., чтобы финансировать индексацию пенсий. По итогам совещания у Дмитрия Медведева, на котором обсуждалась эта инициатива, следует, что взносы в ПФР за работников с высокими зарплатами будут расти постепенно – с 10% в этом году до 20% в 2021г.

Фонд социального страхования Российской Федерации был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В качестве перспектив на 2017г. можно отметить тот факт, что взносы в ФСС нужно платить трех видов:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай банкротства компании.

База для начисления всех трех видов взносов единая – выплаты, производимые в рамках трудовых отношений (например, заработная плата по трудовому договору, ежегодные премии по результатам работы за год, предусмотренные коллективным договором). Исключением являются выплаты, не облагаемые взносами и перечисленные в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ. А вот тарифы для начислениях этих взносов различаются. Взносы на случай болезни и материнства следует платить по ставке 2,9%, а на случай банкротства компании – 0,02%. Причем эти тарифы следует применять до тех пор, пока выплаты в пользу работника не превысят предельную базу для начисления взносов. Лимит по взносам в ФСС на 2017 год еще не установлен. Однако известно, что он будет выше лимита 2016 года, который составляет 718 000 рублей [11]. Размер тарифа взносов на травматизм зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности страхователя.

ФОМС(Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Завершая рассмотрение социально-экономической сущности построения бюджета страны и внебюджетных фондов, можно сделать следующие выводы:

  1. Социальную функцию государственного бюджета нельзя отделять от экономической, так как экономика государства является основой благосостояния граждан и донором любых социальных программ.
  2. Налоги и сборы являются с древнейших времен единственным гарантом и эффективным инструментом реализации государственной социальной функции. Благотворительность, получившая особенное распространение в России XIX – начале XX вв. безусловно, внесла огромный вклад в развитие медицины, науки, культуры и искусства. Однако, благотворительность относится к сфере личных духовных потребностей меценатов, либо к сфере их политической деятельности, а также может регулироваться и поощряться средствами того же налогового законодательства путем предоставления налоговых льгот.
  3. Основным проблемам систем налогообложения можно отнести справедливость установления и сбора налогов (тяжесть налогового бремени), справедливость и эффективность распределения бюджета, а так же стоимость и сложности сбора налогов.
  4. Ставки налогов и сборов не должны превышать разумных пределов и должны стремиться к минимизации. Это в интересах, прежде всего, государственного бюджета (и внебюджетных фондов).
  5. Для реализации социальной функции государство должно четко формировать социальную политику и целенаправленно добиваться ее реализации.
  6. Для реализации социальной функции бюджета государство должно, в первую очередь заботиться о развитии предпринимательства – малого и среднего бизнеса, наиболее приближенных к домохозяйствам.


1.2 Система нормативного регулирования учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами


Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных и нормативных документов, выпущенных различными органами государственной власти, на основании и с учетом требований которых осуществляется учетный процесс. При осуществлении учетного процесса и составлении бухгалтерской отчетности бухгалтеры обязаны учитывать требования каждого нормативного документа, входящего в эту систему.

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных и нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которым устанавливаются перечень налогоплательщиков, налоговая база, налоговые ставки, сроки уплаты налогов и сборов [1].

Поскольку налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, оно включает три уровня нормативно-правового регулирования - федеральный, региональный и местный. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в следующем виде на рисунке 1.

Рисунок 1- Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ [18] определил новую систему регулирования бухгалтерского учета, строящуюся на таких принципах, как соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, единство системы требований к бухучету [18]. Определены четыре уровня регулирования бухгалтерского учета.

Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время система национальных стандартов включает 21 ПБУ.

К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. Среди нормативных документов этого уровня особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию представленную на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

№ п/п

Название документа

Дата и № утверждения

Примечание

Первый уровень нормативного регулирования


Налоговый кодекс Российской Федерации

05.08.2000 г. № 000 – ФЗ  (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016)

Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования

Гражданский кодекс Российской Федерации

21.10.94 г. (ред. от 31.01.2016)

Устанавливает порядок перехода права собственности на товары

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014)

Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Второй уровень нормативного регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

29.07.98 г. № 34н (ред. от 24.12.2010)

Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02

19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015)


Третий уровень нормативного регулирования

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению

31.10.2000 г. № 94н. (ред. от 08.11.2010)

Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам


Приказы Минфина РФ «Об утверждении форм налоговых деклараций»

19.11.2002 г. N 114н (ред. от 06.04.2015)

Устанавливает формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению

Четвертый уровень нормативного регулирования

Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Разрабатывается и утверждается предприятием

Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет


Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Правительством РФ разработана и утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности [10].

Для того, чтобы обеспечить выполнение всех вышеперечисленных задач, бухгалтер должен знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный участок учетной работы. В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет расчетов с внебюджетными фондами.

Основным документом первого уровня, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации в Российской Федерации является Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от 29.12.2015). Согласно этому закону произошли некоторые изменения в порядке исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе резкое увеличение тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды с 1 января 2011 года.

С этого момента страховые взносы перечисляются отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

С 2011 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), уплачивают страховые взносы по общим тарифам. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в РФ.

Установлено Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"  (ред. от 29.12.2015), что размер предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством РФ. Согласно прежней редакции Правительство РФ  имело лишь право определять размер индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Также к первому уровню документов, регламентирующих учет расчетов с внебюджетными фондами следует отнести Бюджетный и Налоговый Кодекс РФ  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016). Согласно статьям 143-150 БК установлен состав, порядок составления, предоставления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В систему нормативного регулирования также входят: Федеральный закон от 29.11.2010 №313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14] в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» [9], Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [15], Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" [16].

Ко второму уровню документов относятся Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» [10], определяет правила формирования и раскрытия учетной политики организаций. В ПБУ 1/2008 появилось требование: последствия изменения учетной политики и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. 

К третьему уровню относят План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н [8]. Он определяет перечень счетов учета финансовых результатов и распределения прибыли. Эти счета в их взаимосвязи представляют собой стройную систему, направленную на выявление с достаточной степенью достоверности конечного финансового результата. В части бухгалтерского учета план счетов позволяет обеспечить руководство организацией полной информацией о конечном финансовом результате и условиях его возникновения.

Также к этому уровню можно отнести Письмо Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2010 N 647-19 «Об уплате страховых взносов с вознаграждений работникам, не предусмотренных трудовым договором» [7] и Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) [17], где сказано, что с 2010 г. вместо ЕСН производятся страховые взносы во внебюджетные фонды.

Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики.

Целью бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам является формирование полной и достоверной информации о состоянии данных расчетов.

Задачами бухгалтерского учета при этом являются:

- правильное формирование налоговой базы;

- обоснованное применение льгот по налогу;

- правильное применение ставок налога;

- правильный расчет данных для налоговых вычетов;

- своевременная уплата налога в бюджеты;

- своевременное представление отчетности по налогу.

В следующей главе рассмотрим порядок учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и соответствие данного учета целям и задачам бухгалтерского учета, а также соответствие системе нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета в РФ в рассматриваемый период.