Анализ расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «СТРОЙЦЕНТР М»

Дипломная работа по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: Анализ расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «СТРОЙЦЕНТР М»
  • Количество скачиваний: 30
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 25
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-21 13:28:45
  • Размер файла: 44.63 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

3 Анализ расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «СТРОЙЦЕНТР М»


3.1 Анализ расчетов по налогам и сборам


Одним из этапов контрольно-экономической работы является анализ состояния расчетов с бюджетом по налогам. Анализ расчетов с бюджетом по налогам направлена на совершенствование регулирования денежных потоков, определение возможностей роста чистой прибыли за счет экономии налоговых платежей и предупреждение уплаты налоговых пеней и штрафов. В зависимости от поставленных задач анализ расчетов с бюджетом может быть проведен в оперативном и последующем порядке по всем налоговым платежам или выборочно по отдельным их видам.

Источниками информации для анализа расчетов с бюджетом по налогам являются данные налогового учета предприятия, налоговые расчеты (декларации), бухгалтерской отчетности и текущего бухгалтерского (аналитического) учета.

Каждая организация стремится оптимизировать налоги, мотивируя это недостаточностью оборотных средств, низким значением прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов, высокими налоговыми ставками, большим количеством уплачиваемых налогов и т. д. Независимо от цели оптимизации налогообложения этот процесс должен начинаться с оценки налогового бремени предприятия.

Для объективной оценки уровня налоговых обязательств предприятия, следует проводить анализ налоговой нагрузки по двум направлениям:

- анализ абсолютной налоговой нагрузки на предприятие;

- анализ относительной налоговой нагрузки на предприятие.

Анализ абсолютной налоговой нагрузки предполагает оценку динамики, темпов роста и структуры сумм налогов за период. Проведем оценку налоговых обязательств ООО «Стройцентр М» за 2013-2015 гг. (таблица 14).




Таблица 14 – Анализ динамики и структуры налоговых платежей ООО «Стройцентр М» за 2013-2015 гг.

       


 


2013 год


2014 год


2015 год


Отклонение


Темп роста


Налог


сумма, тыс. руб.


уд. вес, %


сумма, тыс. руб.


уд. вес, %


сумма, тыс. руб.


уд. вес, %


2015г. к 2014г.


2015г. к 2013г.


2015г. к 2013г.


2015г. к 2014г.









по сумме, тыс. руб.


по уд. весу, %


по сумме, тыс. руб.


по уд. весу, %




1


2


3


4


5


6


7


4


5


6


7


8


9


Налог на прибыль


21


8,61


67


14,89


101


12,44


+34


-2,45


+80


3,83


в 4,8


150,7


НДС


181


74,18


315


70,00


582


71,67


+267


1,67


+401


-2,51


в 3,2


184,8


НДФЛ


42


17,21


68


15,11


129


15,89


+61


0,78


+87


-1,33


в 3,0


189,7


Налоговые издержки


244


100


450


100


812


100


362


 -


568


 -


в 3,3


100







Данные таблицы 14 свидетельствуют о том, что за 2015г. по сравнению с 2013г. налоговые платежи по всем налогам выросли на 568 тыс. руб. или в 3,3 раза. Существенное увеличение налоговых платежей в 2015 году произошло за счет роста платежей НДС ( в 3,2 раза), НДФЛ ( в 3,0 раза) и налога на прибыль ( в 4,8 раза)

Наибольший удельный вес в общей совокупности, взимаемых с ООО «Стройцентр М» налогов занимают: НДС – в течение всего исследуемого периода. Удельный вес налога на прибыль увеличился на 3,83% и в абсолютном выражении сумма налога выросла на 80 тыс. руб. что объясняется ростом бухгалтерской прибыли.

Удельный вес НДС в общей сумме налоговых издержек уменьшился почти на 2,5%, в абсолютном выражении увеличение составило 401 тыс. руб. или 68,7%, что вызвано ростом продажей товаров.

Для определения общих изменений, произошедших за 2013г.-2015г. рассчитаем сумму налоговых платежей.

Сумма налоговых платежей = 189 (Налог на прибыль) + 1078 (НДС) + 239 (НДФЛ) = 1506 тыс. руб.

Таким образом, наибольшие веса в общей совокупности уплачиваемых предприятием налогов занимают такие налоговые платежи, как (по мере уменьшения) НДС, НДФЛ, Налог на прибыль.

Для анализа налога на добавленную стоимость составим таблицу 15.

Сумма НДС изменилась под влиянием факторов, рассмотренных в таблице 15. При сопоставлении 2015г. к 2014г. происходит увеличение показателей: выручки на +3705 тыс. руб. (в 2 раза), приобретены ценности в 2,3 раза на +2293,7 тыс. руб. Авансы полученные увеличились на 70 тыс.руб.( в 2,4 раза), а авансы выданные уменьшились на -22 тыс. руб., т.е. на 24,7%.  Что в целом оказало существенное влияние на сумму налогооблагаемой базы, которая увеличилась составила на 1503,3 тыс. руб. или на 85,9% и сумма НДС на 270,6 тыс. руб. или на 85,9%


Таблица  - 15 Анализ показателей влияющие на налог на добавленную стоимость ООО «Стройцентр М» за 2013-2015 гг.


№ п/п


Показатели


2013г. тыс. руб.


2014г. тыс. руб.


2015г. тыс. руб.


Отклонение







2015г к 2014г.


2015г к 2013г.







(+,-)


Темп роста


(+,-)


Темп роста



1


2


3


4


5


6


7


8


1


Реализация товаров, работ, и услуг, (Р)


1760


3604


7309


+3705,0


в 2,0


+5549,0


в 4,2


2


Приобретенные ценности, (П)


733,5


1816


4109,7


+2293,7


в 2,3


+3376,2


в 5,6


3


Авансы полученные, (Ап)



51


121


+70,0


в 2,4


+121,0



4


Авансы выданные, (Ав)


21


89


67


-22,0


75,3%


+46,0


в 3,2


5


Налогооблагаемая база, (НБ)


1005,5


1750


3253,3


+1503,3


185,9%


+2247,8


в 3,2


6


Сумма НДС, (НДС)


181,0


315,0


585,6


+270,6


185,9%


+404,6


в 3,2



Данные таблицы 15 показывают, что изменение суммы налога в сторону увеличения происходит на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2015г по сравнению м 2013г. увеличение обусловлено увеличением реализации продукции, товаров, работ и услуг на 5549 тыс. руб. или в 4,2 раза, приобретенные ценности в 5,6 раз или на +3376,2тыс. руб.,  а также авансов как выданных на +46  тыс. руб. или в 3,2 раза и авансов полученных на +121 тыс.руб. или в 3,2 раза, что повлекло за собой увеличение налогооблагаемой базы и рост налога на добавленную стоимость на 404,6 тыс. руб. т.е. в 3,2 раза.

Данные анализа закономерны с той точки зрения, что предприятие развивается и увеличивает свои обороты, чтобы занять свое место на рынке в данном сегменте.

Изменение суммы налога на добавленную стоимость обусловлено факторами, представленными на рисунке 3




Рисунок 3 - Структурно-логическая модель налога на добавленную стоимость

Исчисление суммы налога на добавленную стоимость в виде математической модели можно представить с помощью следующей формулы:

НДС = НБ*СН    (2)

где НДС – сумма налога на добавленную стоимость;

НБ - налогооблагаемая база;

СН – ставка налога на добавленную стоимость.

В свою очередь налогооблагаемую базу можно представить в виде следующей формулы:

НБ=Р-П+Ап-Ав      (3)

где НБ - налогооблагаемая база;

Р - реализация товаров, работ, и услуг;

П - приобретенные ценности;

Ап - авансы полученные;

Ав - авансы выданные.

Используя балансовый метод, установим влияние факторов на изменение налогооблагаемой базы.

При сопоставлении 2015г к 2014г.:

+3705,0-2293,70+70+22=+1503,30

Положительное влияние на показатель налогооблагаемой базы оказало увеличение реализации товаров, услуг и работ на +3705 тыс.руб. рост авансов полученных на 70 тыс.руб. и уменьшение авансов выданных на -22 тыс.руб.. Отрицательно повлиял фактор роста приобретенных ценностей на 2293,7 тыс.руб.

При сопоставлении 2015г. к 2013г.:

+5549-3376,20+121-46=+2247,8

Положительное влияние на показатель налогооблагаемой базы оказало увеличение реализации товаров, услуг и работ на +5549 тыс.руб. рост авансов полученных на 121 тыс.руб.

Отрицательно повлиял рост приобретенных ценностей на 3376,2 тыс.руб. и увеличение авансов выданных на +46 тыс.руб.

Ставка налога за 2013г.-2015г. не изменялась, поэтому данный показатель не может влиять на сумму НДС. Изменение суммы НДС обусловлено изменением показателей реализация товаров, работ, и услуг, суммы приобретенных ценностей, сумм авансов выданных и полученных.

Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из выручки вычесть суммы затрат и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Данные таблицы 16 показывают, что в 2015г. по сравнению с 2014г. увеличилась выручка на 3705 тыс. руб. или в 2 раза и затрат на 3535 тыс. руб. или в 2 раза. Налогооблагаемая прибыль и сумма налога увеличилась на  34 тыс. руб. или на 50,7%, и данное изменение составило 34 тыс. руб.

В 2015г. по сравнению с 2013г. выручка увеличилась на +5549 тыс. руб. или в 4,2 раза, а затраты выросли на 5151 тыс.руб. или в 4,1 раза.

Сумма налогооблагаемой прибыли на 398 тыс. руб., или в 4,7 раза, а сумма налога по действующей ставке – на 80 тыс. руб. ( в 4,8 раза).



Таблица 16 – Анализ налогооблагаемой прибыли ООО «Стройцентр М» за 2013-2015гг.


№ п/п


Показатели


2013г,

тыс.руб.


2014г., тыс.руб.


2015г., тыс.руб.


Отклонение







2015г к 2014г.


2015г к 2013г.







(+,-)


Темп роста


(+,-)


Темп роста



1


2


3


4


5


6


7


8


1


Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), (Д)


1760


3604


7309


+3705


202,8%


+5549


в 4,2


2


Затраты и расходы, учитываемые при реализации, (Р)


1653


3269


6804


+3535


208,1%


+5151


в 4,1


3


Налогооблагаемая прибыль, (П)


107


335


505


+170


150,7%


+398


в 4,7


4


Сумма налога на прибыль по ставке 2% в бюджет субъектов РФ,


2


7


10


+3


142,9%


+8


в 5,0


5


Сумма налога на прибыль по ставке 18% в федеральный бюджет,


19


60


91


+31


151,7%


+72


в 4,8


6


Общая сумма налога на прибыль, (НП)


21


67


101


+34


150,7%


+80


в 4,8



На протяжении всего рассматриваемого времени происходит постепенное увеличение всех показателей влияющих на сумму налога на прибыль, неизменной остается лишь ставка.

На изменение суммы налога на прибыль влияют факторы, приведенные на рисунке 4


Рисунок 4 - Структурно-логическая модель налога на прибыль

Исчисление суммы налога прибыль исчисляется с помощью следующей формулы:

НП = П*СН    (4)

где НП – сумма налога на прибыль;

П - прибыль;

СН – ставка налога на прибыль.

В свою очередь налогооблагаемую базу налога на прибыль можно представить в виде следующей формулы:

П=Д-Р       (5)

где П - прибыль;

Д – доходы от реализации товаров, работ, и услуг;

Р - расходы, учитываемые при реализации;

Используя балансовый метод, установим влияние факторов на изменение налогооблагаемой базы.

При сопоставлении 2015г к 2014г.:

+3705-3535=+170

Положительное влияние на показатель налогооблагаемой базы оказало увеличение дохода от реализации товаров, услуг и работ на +3705 тыс.руб., а отрицательное влияние оказало увеличение расходов на +3535тыс.руб.

При сопоставлении 2015г. к 2013г.:

+5549-5151=+398

В период 2013г.-2015г. положительное влияние на показатель налогооблагаемой базы налога на прибыль оказало увеличение дохода от реализации товаров, услуг и работ на +5549 тыс.руб., а отрицательное влияние оказало увеличение расходов, учитываемых при реализации  на +5151 тыс.руб.

Ставка налога за 2013г.-2015г. не изменялась, поэтому данный показатель не может влиять на сумму налога на прибыль, а его изменение связано с увеличением или уменьшением доходов от реализации товаров, работ, и услуг, а также расходов, учитываемые при реализации.


3.2 Анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению


Общая величина страховых взносов в ООО «Стройцентр М» составляет 31,5%. Вся сумма пенсионных взносов перечисляется единым платежом. С 2015 года Пенсионный Фонд РФ самостоятельно распределяет полученные средства между накопительной и страховой частями. При расчете общей суммы ежемесячных платежей в каждый внебюджетный фонд, определяется сумма страховых взносов по каждому сотруднику. Расчет взносов по каждому человеку ведется в индивидуальных карточках.

Величина тарифов страховых взносов зависит от следующих факторы:

- категория плательщика – имеет ли организация (предприятие) право начислять взносы по сниженным, льготным ставкам или должна пользоваться общими тарифами;

- категория сотрудника, за которого и в чью пользу отчисляются страховые взносы;

- сумма выплат, заработанных сотрудником (начисленных ему) в течение года – более или в рамках определенной базы;

- возраст сотрудника, получившего доход, за которого отчисляется взнос – для выплат на пенсионное страхование.

Для анализа начисленных взносов целесообразно составить таблицу 17.

Фонд оплаты труда (ФОТ) ООО «Стройцентр М»  в 2015 году по сравнению с 2014 увеличился на 92327 руб.  или на 51%. В 2015 году по сравнению с 2013г в 2,5 раз или на 164810 руб. и составил 273375 руб.

В ООО «Стройцентр М» база для начисления страховых взносов, в отношении каждого сотрудника, за рассматриваемый период, не превысила установленную законодательством предельную величину. Сумма страховых взносов в 2015г. по сравнению с 2014г. увеличилась на 27614,8 руб. или на 48,4%. В 2015г. по сравнению с 2013г. увеличился на 50446,9 руб. в 2,5 раз. За счет увеличения Фонда оплаты труда, все показатели за 2015г. увеличились по сравнению с 2013г.





п/п


Наименование


2013г.


2014г.


2015г.


Отклонение


Темп роста




Сумма


Уд.
вес, %


Сумма


Уд.
вес, %


Сумма


Уд.
вес, %


2015г. к 2014г.


2015г. к 2013г.


2015г. к 2014г.


2015г. к 2013г.


1


Сумма заработной платы, руб.


108565,00



181048,00



273375



+92327


+164810


151,0 %


в 2,5


2


Сумма пособия, руб.






4660,9



+4660,9


+4660,9




3


ПФ, страх. часть, руб.


ставка 16%


17370,50


69,8


39830,6


69,8


59117,2


69,8


+19286,5


+35232,7


148,4 %


в 2,5


4



ставка 22%












5


ПФ, накоп. часть 6%, руб.


6513,93











6


ФФОМС 5.1%, руб.


5536,84


16,2


9233,46


16,2


13704,4


16,2


+4471


+8167,6


148,4 %


в 2,5


7


Фонд социального страхования 2,9%, руб.


3148,4


9,2


5250,4


9,2


7792,71


9,2


+2542,3


+4644,3


148,4 %


в 2,5


8


Соцстрах по несчастным случаям 1,5%, руб.


1628,48


4,8


2715,72


4,8


4030,71


4,8


+1315


+2402,2


148,4 %


в 2,5


9


ИТОГО


34198,1


100


57030,2


100


84645


100


27614,8


50446,9


148,4 %


в 2,5


Таблица 17 – Показатели страховых взносов ООО «Стройцентр М» за 2013-2015гг.








Темп роста  по каждому из показателей в конкретный год одинаковый. Так в 2015г. к 2013г. увеличение в 2,5 раза по всем взносам, 2015г. к 2013г.-в 2,5 раза. Стоит отметить, что при сравнении 2015г. к 2014г.при увеличении суммы заработной платы на 51%, суммы взносов увеличились лиши на 48,4%, эта разница возникла из-за начисленной суммы пособия, взносы на которую не начисляются.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по отношению ко всем взносам, самый высокий: в 2015г. он увеличился на 19286,5 руб. по сравнению с 2013г. и по сравнению с 2014г. на 35232,7 руб.

Общий объем уплаченных страховых взносов в 2013г. составил 34198,10 руб., в 2014г. – 57030,2руб., в 2015г. – 84645 руб.

Во всех рассматриваемых периодах наибольший удельный вес начисленных страховых взносов составляют взносы в ПФР по страховой части-69,8%, второе место занимают взносы в ФФОМС-16,2%, далее Фонд социального страхования – 9,2% и соцстрах по несчастным случаям - 4,8% от общей суммы начисленных взносов.

Страховые взносы в 2015г. по сравнению с 2014г. выросли на 50%, а по сравнению с 2013г  в 2,5раза. За счет увеличения Фонда оплаты труда, все показатели за 2015г. увеличились по сравнению с 2013 и 2014г. соответственно.

Исчисление суммы взносов во внебюджетные фонды в общем виде можно представить с помощью следующей формулы:

СВ = (ФОТ - П)*СВ     (6)

где СВ – сумма взноса с заработной платы сотрудников;

ФОТ – фонд оплаты труда сотрудников;

П – сумма пособия причитающаяся сотруднику;

СВ – ставка страхового взноса.

Используя формулу (6) установим факторы, влияющие на сумму страховых взносов.

При сопоставлении 2015г к 2014г.:

взносы в ПФР (+92327-4660,9)*22%=+19286,5

взносы в ФФОМС  (+92327-4660,9)*5,1%=+4471,0

взносы в ФСС (+92327-4660,9)*2,9%=+2542,3

взносы в ФСС по несчастным случаям (+92327-4660,9)*1,5%=+1315,0

Положительное влияние на показатель каждого из взносов оказало увеличение фонда оплаты труда на +92327 руб. Отрицательно сказалось наличие суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере +4660,9 руб.

При сопоставлении 2015г к 2013г.:

взносы в ПФР (+164810-4660,9)*22%=+35232,7

взносы в ФФОМС  (+164810-4660,9)*5,1%=+8167,6

взносы в ФСС (+164810-4660,9)*2,9%=+4644,3

взносы в ФСС по несчастным случаям (+92327-4660,9)*1,5%=+2402,2

Положительное влияние на показатель каждого из взносов оказало увеличение фонда оплаты труда на +164810 руб. Отрицательно сказалось наличие суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере +4660,9 руб.

Ставка взноса по каждому из взносов за 2013г.-2015г. не изменялась, лишь произошла градация по взносам в ПФР – сумма страховой и накопительной части в 2014г. суммируется и образует общий процент по страховой части в размере 22%. Поэтому ставка за период 2013г. - 2015г. не влияет на сумму начисленных страховых взносов. Влияет в значительной степени сумма начисленной заработной платы, а также наличие или отсутствие начисленных пособий, выплачиваемых сотрудникам.

Таким образом, в период с 2013г. по 2015г. происходит рост налогов и сборов, за счет увеличения выручки и затрат, а следовательно и налогооблагаемой базы. Увеличиваются и суммы страховых взносов это связано с увеличение фонда оплаты труда, за счет численности и состава работников. Данный рост объясняется увеличением объемов хозяйственной деятельности, что благотворно влияет на развитие организации и укрепление своих позиций в данном сегменте производства.



3.3 Направления оптимизации налоговой нагрузки организации ООО «Стройцентр М»


Налоговая система государства это основа финансовой политики, от четкости и рациональной организации которой зависит в конечном итоге экономический рост и потенциал, благосостояние и качество жизни населения. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя субъект хозяйствования: предприятие может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет финансовый результат операции либо его деятельность за определенный период.

При учете налогооблагаемых показателей целесообразно проводить оценку влияния внешних и внутренних факторов на их величину. К внешним источникам относятся:

-выбор организационно-правовой формы,

-выбор вида деятельности,

-разработка стратегии развития бизнеса,

-выбор системы налогообложения.

К внутренним факторам относят:

-выбор учетной политики,

-разработка схем гражданско-правовых сделок,

-определение структуры налогооблагаемых активов.

Анализ применяемых систем налогообложения, особенности уплаты налогов и их удельный вес в каждой системе, показатели их динамики позволяют разработать на предприятии эффективные методики налоговой оптимизации.

Оптимизация налогообложения – это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений с целью увеличения денежных потоков предприятия за счет минимизации налоговых платежей.

Оптимизация налоговых платежей предприятия имеет как объективные, так и субъективные предпосылки.

Объективные предпосылки заключаются в том, что любая налоговая система формирует тот или иной уровень налогообложения, который зависит от таких элементов налога, как объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка налога.

Субъективные предпосылки заключаются в том, что, невзирая на жесткость принятых норм, предприятия имеют возможность, используя приемы налогового планирования, влиять на общий уровень налогообложения и сумму налоговых платежей.

При этом налогоплательщики обычно идут по одному из следующих путей:

- уклонение от уплаты налогов. Встав на этот путь, налогоплательщики минимизируют (или вообще сводят к нулю) свои налоговые обязательства незаконными способами, как правило, либо осуществляя свою предпринимательскую деятельность без государственной и налоговой регистрации.

- «избежание» налогов. Это минимизация налоговых обязательств законным использованием налоговых льгот и различных законных «лазеек», существующих в налоговом праве; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам, поскольку скрывать ему нечего – все его действия основаны исключительно на законе.

Под «налоговым планированием» понимается целенаправленная деятельность предприятия, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Таким образом, если «избежание налогов» носит скорее тактический характер (сиюминутный – применительно к конкретной ситуации), то «налоговое планирование» означает совокупность плановых действий, объединенных в единую систему, направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования предприятия.

Оптимизация налогов это только часть более крупной главной задачи, стоящей перед системой управления предприятием.

Цель минимизации налогов – не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

Выделяют четыре группы налогов, которые по-разному влияют на величину финансовых ресурсов предприятия.

К первой группе налогов, находящихся «внутри» себестоимости, относятся земельный налог и. другие. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В результате эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично уменьшается увеличением налога на прибыль.

Ко второй группе налогов, находящихся «вне» себестоимости, относится налог на добавленную стоимость. Для этой группы в целях их оптимизации необходимо уменьшать не сами налоги, а разницу, подлежащую уплате в бюджет. Так, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов. В этой связи очень важен выбор контрагентов, с которыми работает предприятие, так как если партнер не является плательщиком НДС, то организация при приобретении товаров, работ, услуг не сможет применить метод зачета и со всей стоимости приобретения будет обязана заплатить налог, что значительно увеличивает налоговую нагрузку предприятия.

К третьей группе налогов, находящихся «над» себестоимостью, относится налог на прибыль. Для минимизации данных налогов целесообразно уменьшение ставки и формальное уменьшение налогооблагаемой базы. Уменьшение ставки может производиться путем замены лица юридического на физическое лицо, а также применение менее налогооблагаемой юрисдикции. Формальное снижение налогооблагаемой базы возможно за счет увеличения налогов «внутри» себестоимости. При осуществлении оптимизации налогообложения важно не уменьшать величину какого-либо налога, а стремится к улучшению финансового положения предприятия в целом.

К четвертой группе относятся налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Оптимизация таких налогов базируется на уменьшении ставки и налогооблагаемой базы. Налоги этой группы, как и третьей, наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия.

Результат от проведения оптимизации налогообложения зависит от многих факторов: начиная с построения организационно-правовой модели бизнес-процесса до размещения предприятия в зонах льготного налогообложения. При этом особое внимание уделяется выбору наиболее выгодного варианта учета с точки зрения роста доходов предприятия или снижения затрат.

Вышеизложенное можно использовать в процессе минимизации налогов, в частности налога на прибыль ООО «Стройцентр М». В связи, с чем общими подходами минимизации налога на прибыль заключаются либо в максимальном увеличении величины расходов, либо в выведении части поступлений из разряда налогооблагаемых доходов. Основные из подходов, следующие:

- формирование учетной политики для целей налогообложения. Выбирая элементы политики, предприятие должно обосновать свой выбор, рассчитав налоговую нагрузку. Эффективное управление бизнес-процессом предполагает выбор таких способов учета, которые оптимизируют налоговые обязательства предприятия.

-бюджетирование налогов, т.е. определение мероприятий, направленных на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в будущих периодах. Прогнозирование будущего оттока денежных средств в виде налоговых платежей позволит определить фактическое наличие необходимого количества средств предприятия и в случае их недостаточности найти дополнительные источники для формирования, что в свою очередь снизит риск появления штрафных санкций за неуплату налогов.

Бюджетирование налогов зависит от особенностей деятельности и формы налогообложения, которую выбирают согласно действующему законодательству хозяйствующий субъект.

Например, у ООО «Стройцентр М» на общей системе налогообложения бюджет налога на прибыль базируется на показателях бюджетов налогов, которые согласно законодательству включаются в валовые расходы и НДС, а бюджет НДС – на данных бюджета на прибыль. Если бы ООО «Стройцентр М» находилось на упрощенной системе налогообложения, система бюджетирования может состоять из следующих бюджетов: налога УСН, страховых взносов, взносов, начисленных на сумму дивидендов.

Также при составлении бюджетов налогов нужно обратить внимание на то, что большинство налогов вычисляются в отчетном периоде, а платятся в следующих периодах. Проследить это можно в налоговом календаре.

При формировании бюджета налогов необходим контроль. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т.е. в соответствующих статьях бюджетов.

Рассмотренные особенности бюджетирования налогов показывает, что данный процесс не может происходить изолированно от составления других бюджетов предприятия, а также претендует на отдельное место в общем процессе бюджетирования.

Таким образом, для успешного функционирования системы жизнедеятельности предприятия необходима объективная и полная первичная информация для правильной и оперативной оценки каждого из установленных показателей, а значит, на предприятии должен быть организован управленческий учет, аккумулирующий сведения о налоговом потенциале с учетом имеющихся альтернативных вариантов оптимизации налогообложения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Одни из самых сложных вопросов при осуществлении предпринимательской деятельности является правильность исчисления и уплаты налогов.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Определяя налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность, в определенных направлениях исходя из общенациональных интересов.

Посредством налогов определяются взаимоотношения предпринимателей и предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов обеспечивается взаимосвязь общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Одни из самых сложных вопросов при осуществлении предпринимательской деятельности является правильность исчисления и уплаты налогов.

В результате исследования организации учета расчетов с бюджетом ООО «Стройцентр М» можно отметить, что учет регулируется налоговым законодательством и заключается в исчислении и уплате налогов и штрафных санкций предприятия.

В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, в частности социально-экономическая сущность данных расчетов, а также их нормативное регулирование.

Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрены основные налоги, уплачиваемые организацией в бюджет и внебюджетные фонды. Среди них:

  • НДС. Экономическая суть НДС заключается в том, что на каждой стадии движения товара (работ, услуг) плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара (работ, услуг) налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном счете вся сумма НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком). НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т. п.
  • Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф.
  • НДФЛ. Удержания из заработной платы работников организации подразделяются на осуществляемые по инициативе работодателя либо самого работника и обязательные. Основным видом обязательных удержаний является налог на доходы физических лиц, исчисляемый в соответствии с гл. 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц  - форма изъятия в бюджет части доходов физических лиц. НДФЛ относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДФЛ относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является физическое лицо, получившее доход.
  • Страховые взносы. Выплачиваются в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Во третьей главе выпускной квалификационной работы проведен анализ учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на примере ООО «Стройцентр М».

Анализ расчетов с бюджетом ООО «Стройцентр М» позволил выявить следующее. ООО «Стройцентр М»  можно считать рентабельным, так как доходы от продажи покрывают затраты и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования.

Основные показатели деятельности – выручка и прибыль увеличились. Следовательно, увеличилась налоговая нагрузка предприятия по отдельным налогам – НДС, налог на прибыль, НДФЛ.

По результатам деятельности ООО «Стройцентр М» выплачивало следующие налоги: налог на прибыль по ставке 20%, налог на добавленную стоимость по ставке 18%, налог на доходы физических лиц по ставке 13%.

За исследуемый период налоговые платежи по всем налогам выросли в целом на 568 тыс. руб. или в 3,3 раза. Существенное увеличение налоговых платежей в 2015 году произошло за счет роста величины НДС на 401 тыс.руб.

Наибольший удельный вес в общей совокупности, взимаемых с ООО «Стройцентр М»  налогов занимают налог на прибыль. Удельный вес налога на прибыль уменьшился на 3,83%, но в абсолютном выражении сумма налога выросла на 80 тыс. руб., что объясняется ростом бухгалтерской прибыли. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых издержек уменьшился на 2,51%, в абсолютном выражении увеличение составило 401 тыс. руб.

Таким образом, предложенная методика налогового анализа позволяет оценить уровень налоговых обязательств и способствует выработке рациональных решений по оптимизации налогообложения предприятия. При произведении расчетов налогового бремени для конкретного предприятия следует применять комплексный подход к определению налоговой нагрузки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) глава 23 // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  3. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций: Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2015.]
  6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02): Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2013.]
  7. Об уплате страховых взносов с вознаграждений работникам, не предусмотренных трудовым договором: Письмо Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2010 N 647-19 // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  8. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  9. Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2010 N 4435-5 ГД "О Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (проект N 385394-5) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  10.  Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  11. Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г." // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  12. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  13. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  14. Федеральный закон от 29.11.2010 №313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  15. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015)) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  16. Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  17. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (ред. от 28.11.2011) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  18. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2016.]
  19. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова; Под ред. С.Р. Богомолец. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 720 c.
  20.  Астахов, В.П. Бухгалтерский учет от А до Я: Учебное пособие / В.П. Астахов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 479 c.
  21.  Бурмистрова, Л.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - М.: Форум, 2012. - 304 c.
  22.  Варламов, С. Бухгалтерский учет в торговле / С. Варламов, М.В. Марчук. - СПб.: Питер, 2013. - 128 c.
  23.  Васильчук, О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 496 c.
  24. Воронина, Л.И. Бухгалтерский учет: Учебник / Л.И. Воронина. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 c.
  25. Гартвич А.В.: Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления Питер, 2014 г.  288с.
  26. Голикова, Е.И. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность: реформирование / Е.И. Голикова. - М.: ДиС, 2012. - 224 c.
  27.  Горячих, С.П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: Учебное пособие / А.В. Зонова, С.П. Горячих, Р.В. Зонова; Под ред. А.В. Зонова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.
  28. Григорьева И. В. внебюджетные фонды: учет и анализ расчетов [Электронный ресурс] : Международный Научный Институт "Educatio" V (12), 2015- Режим доступа к журн.: // http://cyberleninka.ru/article -
  29. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие для бакалавров / И.М. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2013. - 306 c.
  30. Касьянова Г.Ю. Страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд Обязательного Мед. Страхования и Фонд Соц. Страхования РФ /  Г.Ю. Касьянова–М.: АБАК, 2016.- 304с.
  31. Касьянова Г.Ю. Страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС/  Г.Ю. Касьянова–М.:АБАК, 2015. - 272с.
  32. Касьянова Г.Ю. Страховые взносы во внебюджетные фонды/  Г.Ю. Касьянова –М.:АБАК, 2013.- 264с.
  33. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 681 c.
  34. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова, Н.В. Парушина. - Рн/Д: Феникс, 2011.- 604c.
  35. Медведев, А.В. Бухгалтерский учет, анализ, аудит: Учебное пособие / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова; Под общ. ред. П.Г. Пономаренко. - Мн.: Вышэйшая шк., 2010. - 558 c.
  36. Налоги: учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 542с.
  37. Николаева, Г.А. Бухгалтерский учет в оптовой торговле (налоги): Учебно-практическое пособие / Г.А. Николаева. - М.: А-Приор, 2012. - 256 c.
  38. Пантелеев, А.С. Векселя, взаимозачеты: бухгалтерский учет и налогообложение: Практическое пособие / А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - М.: Омега-Л, 2010. - 176 c.
  39. Петти В. Трактат о налогах и сборах / В. Петти: пер. с англ. // Антология экономической классики. – М.: Эконов-Ключ, 1993. – 554с.
  40. Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.Г. Сапожникова. - М.: КноРус, 2013. - 456 c.
  41. Соколов, Я.В. Бухгалтерский учет и аудит: современная теория и практика: учебник/ Я.В. Соколов, Т.О. Терентьева. - М.:Экономика, 2009.- 438c.
  42. Якубов Т.А. Финансово-правовое регулирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.  Москва, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2016 г. - 32 стр.