s
Sesiya.ru

Эволюция понятия богатства как экономической категории

Информация о работе

Тема
Эволюция понятия богатства как экономической категории
Тип Реферат
Предмет Экономика
Количество страниц 41
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2015-01-01 22:31:48
Размер файла 151.38 кб
Количество скачиваний 48
Скидка 15%

Поможем подготовить работу любой сложности

Заполнение заявки не обязывает Вас к заказу


Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

Название: Эволюция понятия богатства как экономической категории
Структура:
Введение: Богатство как предмет эк.науки.
Этимология
Достаток/излишек, роскошь
Субъективная/объективная оценка богатства
Формальная/неформальная норма

Глава 1. Эволюция взглядов на богатство в доклассический период.

§1. Зарождение понятия «богатство» в греческой философии
Первые размышления о богатстве-Платон
Аристотель-первый рационалист
Oikos
Истинное богатство Аристотеля, справедливая цена
Воспроизводственная категория
Достаток
«деньги - не истинное богатство»
Справедливая цена
§2. ???
Темные века (5-13 века) - религия
Отцы Церкви
Иоанн Златоуст
§3. ???
Меркантилисты
Физиократы
2 глава. ???
§1. Богатство в основных эк.школах
Адам Смит
Карл Маркс
Маржинализм
§2. Понятие богатства в рыночной экономике
Неоклассика
Кейнс
Общее – денежное выражение
Прибыль, Рента, Заработная плата
ВВП, ВНП
Национальное богатство (стоимость и качество)
§3. Эволюция современных подходов к оценке богатства общества
Нематериальные ценности
Индекс качества жизни
Заключение
От Аристотеля к современности: возвращение к нематериальным ценностям, нормативная оценка.
Целью исследования является:
Задачи исследования: 1) определение общих характеристик понятия
2) выявление основных черт отношения религии к богатству в Средневековье
3) изучение взглядов экономистов и мыслителей в доклассический период
4) изучение взглядов экономистов основных экономических школ
5) исследование основных современных индикаторов богатства и благосостояния
Объект исследования: категория богатства
Предмет исследования:





«Богатство» - одно из главных понятий в жизни людей, этим словом можно оценить как материальный достаток, так и духовные ценности. С развитием общества и науки категория богатства претерпевала множество изменений. В своей работе я хотела бы проследить путь эволюции категории богатства, объяснить причины, в связи с которыми изменялось это понятие, вникнуть в сущность богатства на каждом из основных этапов экономического и исторического развития человечества.
Платон и Аристотель пытались дать определение и оценку богатству в донаучный период, первый научный труд, написанный Адамом Смитом, также имел целью объяснить «природу и причины богатства народов». С течением времени появлялись новые экономические школы, менялись взгляды на хозяйствование, но категория богатства очень долгое время оставалась ключевой во всех научных трудах экономистов. Каждый этап развития человечества и науки влиял на понимание категории богатства, придавал этой категории исключительные черты и специфические оттенки. Необходимо связывать динамику изменения данного понятия с историческими и экономическими факторами каждого временного промежутка. Это поможет вникнуть в причины изменений смысла «богатства» для представителей разных экономических школ. Эволюция категории богатства неизменно сопровождала и показывала логику развития понимания предмета экономической науки.
На сегодняшний день у «богатства» в науке нет теоретического статуса. В современной литературе это понятие не имеет своего строго научного содержания. Оно стало олицетворять собой обыденное представление о благосостоянии. Современная наука сегодня использует более точные количественные показатели, имеющие отношение к оценке благосостояния на различных уровнях – индивидуальном, на уровне предприятия или организации, а также всего народного хозяйства. Это уровень жизни, доход, ВВП и т.д. Об этих показателях речь пойдет во второй главе моей работы.
Изначальный смысл и значение понятия «богатство» можно понять при рассмотрении этимологии этого слова в русском языке. «Богатство» происходит от слова «Бог». Богатство – это данное Богом, а Бог – это творец сущего. Бог дарует людям саму жизнь и абсолютно все составляющие жизни. Однако, нельзя сказать, что абсолютно все, что мы имеем в жизни является богатством. Богатство – это то, что имеет ценность для нас. Ценностью могут быть необходимые вещи, могут быть способности, здоровье, друзья и так далее. Поэтому «к данному Богом» мы можем отнести и материальные, и нематериальные ценности.
В толковых словарях различных авторов можно найти довольно сильно отличающиеся определения слова «богатство».
Так, например, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля: богатство - это обилие, изобилие, избыток, излишество. В словаре автора Д.Н. Ушакова: богатство - 1. Большое имущество, преимущ. денежное, совокупность материальных ценностей. 2. перен. Множество, обилие. 3. Великолепие, пышность. С.И.Ожегов дает следующее определение: 1. большое имущество, деньги; 2. множество ценных качеств; 3. Обилие материальных ценностей, денег. В словаре синонимов мы найдем следующее: «богатство» - см. избыток, имущество, обилие, роскошь.
За этими многочисленными интерпретациями понятия, следует выделить два принципиальных подхода к пониманию его содержания. Эти различия на самом деле, предопределяют всю последующую историю отношения к ним. Речь идет о том, как понимать «богатство» - это излишек, или это то, что необходимо. Иными словами, богатство — это необходимый продукт для жизни человека или это то, что «сверх» необходимого.
Итак, богатство изначально породило два смысла: богатство как достаток и богатство как излишек. Соответственно, достаток – это то, что необходимо, что обеспечивает «нормальное» существование. Излишек – это то, что сверх необходимого, сверх достатка.
Предметом обмена обычно является излишек: обмениваем мы то, в чем нет необходимости у нас самих, или необходимость эта наименее настоятельна. Предназначенный для обмена излишек выполняет специфическую роль. Этот излишек участвует в обмене на те товары, которые нам более необходимы. Излишек тоже удовлетворяет необходимость в чем-либо, но опосредованно. Получается, что избыток – это та часть богатства, которая может восприниматься и как необходимая его часть. Таким образом, богатство распадается на три части – богатство как достаток, богатство как излишек и богатство как роскошь. При этом и достаток, и излишек могут выступать как необходимая часть богатства, а роскошь – эта та часть, которая абсолютно избыточна.
Когда в процессе хозяйственной деятельности появились излишки, появилась и первая система богатства. Конечно, сейчас уже существует огромное количество способов создания излишков. Однако, все эти способы можно систематизировать. Философ и социолог, Элвин Тоффлер в своей книге «Революционное богатство» предлагает разделение систем богатства на три основные категории, которые складывались в соответствии с историческими изменениями.
Итак, по мнению Тоффлера, первая волна и сама категория богатства появилась около десяти тысяч лет назад. Когда человек впервые посеял семя, тем самым он сформировал первый способ создания богатств. Люди перестали всецело зависеть от природы, а заставили природу давать то, что требуется им для жизни. Изобретение сельского хозяйства породило и создание излишков, ведь природа чаще всего приносила больше необходимого.
Одна из основных особенностей категории «богатства» - это ее относительность. Точно сказать что ́ является богатством, а что нет – нельзя. Определение понятия зависит от многих факторов. Граница, которая отделяет достаток от излишка, и необходимость от роскоши – может быть формальной или неформальной установкой, и иметь как субъективную, так и объективную природу. Субъективная и неформальная норма богатства оценивается каждым человеком лично на основе его взглядов. Причем такая оценка может быть и с точки зрения достатка, и с точки зрения излишка.
Объективная норма тоже может быть и формальной и неформальной. Например, стереотип богатого человека в обществе – неформальное установление, но при этом объективное, так как стереотип – это уже результат оценки не отдельного человека, а общества в целом.
Формальный характер проявляется, например, в определении минимального прожиточного уровня дохода. Здесь речь идет о четкой границе, ниже которой человек считается малоимущим. Также в налогообложении для разных субъектов часто действуют различные налоговые ставки. Во многих странах существует налог на роскошь, который начисляется на четко определенную базу.
Поэтому можно сказать, что понятие «богатство» относительное, так как оно может оцениваться по-разному: в обществе или лично. В первом случае, критерий внешний – им может быть доход, цена, показатель престижа и т.д. Во втором случае – это субъективное мнение, личное представление о ценности объекта. В этом случае очень многое зависит от субъекта оценки, от его понятий достатка и излишка. То, что для одного является богатством, для другого может быть бедностью. На ощущение человеком богатства или бедности влияет огромное количество факторов.

§1. Зарождение понятия «богатство» в греческой философии
Аристотель (384—322 до н. э.) – известный древнегреческий ученый. Аристотеля можно назвать первым рационалистом. Он впервые дал определение понятию «богатство» и заложил основу для дальнейших размышлений относительно данного понятия.
Аристотель принимает за основную единицу хозяйствования Oikos (ойкос) - домашнее хозяйство. Ойкос – это обособленная единица, целью которой является обеспечение своей нормальной жизнедеятельности, замкнутое воспроизводство. При этом ойкос помимо семьи включал в себя и рабов. Рабы, женщины и дети были заняты только внутри ойкоса, а мужчина, как глава, участвовал еще и в общественной жизни полиса. Ойкос прежде всего определялся собственностью на участок земли. Обычно уровень политического участия главы ойкоса в полисе определялся величиной именно земельного участка. Люди, которые продавали свою землю, вызывали неодобрение со стороны общественности. Впоследствии, когда сделки с собственностью и землей стали носить постоянный характер, осталось разделение на землю «отеческую» и землю приобретенную. Этот факт показывает, что ойкосная земля и ойкос сам по себе представлял наивысшую ценность для людей.
Домашнее хозяйство (ойкос) призвано обеспечивать, обустраивать и защищать «дом». Дом – это своеобразный микромир, который возник на самых ранних этапах человеческого развития. Человек не может существовать полноценно без собственного очага. Ведь известно, как несчастны бездомные люди, или те, которые оторваны по каким-то обстоятельствам от родного очага. Каждый человек идентифицирует себя со своим домом, существует в неразрывной связи с ним. И речь здесь не идет о доме исключительно как о имуществе, это целый набор материальных и нематериальных ценностей. И во времена Аристотеля хозяйственная деятельность была направлена именно на обеспечение и сохранение ойкоса, дома. Эта деятельность была естественна, и соответственно, главным богатством для человека ойкоса было простое воспроизводство.
Категорию богатства Аристотель подробно рассматривает в своем труде «Политика». Мыслитель вводит понятие истинного богатства. Как я рассматривала ранее, в обмене реализуются излишки, то есть то, в чем нет необходимости самому человеку. Аристотель считает, что излишки, которые продаются без необходимости, относятся к неистинному богатству. Получается, что под истинным богатством Аристотель понимает только те ценности, которые непосредственно используются для воспроизводства. То есть «истинное богатство» - это достаток. Богатство здесь выступает как средство существования, а не промежуточная цель. Соответственно, деньги, которые выступают только «знаками богатства», не имеющими ценности для воспроизводственных нужд, тоже не могут служить средством для накопления «истинного богатства». Аристотель пишет: «После того как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать состояние, именно торговля».
Рассуждения Аристотеля о богатстве приводят к формированию двух направлений в экономической науке. Исходя из размышлений об «истинном богатстве», формируется такой предмет рассмотрения как жизнеобеспечение домохозяйства. Истинное хозяйство существует для собственного воспроизводства, богатство здесь – достаток. Соответственно наука «ойкономия» (от греч. οικονομια — устроение дома, дел) – знание о том, как вести быт, хозяйство. Торговля же выступает как сфера, облегчающая обмен излишками. Обмен в контексте ойкономии справедлив: обменивающиеся люди не ставят цели наживы, а стремятся только приобрести в пользование необходимые вещи. Что касается обеспечения домохозяйства: предел в обеспечении богатством имеется, так как накопление денег не служит целью для домохозяйства. Домохозяйство имеет целью своей деятельности получение истинного богатства, достатка.
Если же обратиться к сфере обмена излишками, то Аристотель вводит новый термин, связанный с торговлей: «хрематистика» (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение). Хрематистика – искусство наживать состояние, знание о способах увеличения богатства. С появлением денег появляется и новое значение слова «богатство». Деньги через посредничество в обмене постепенно превращаются в выражение богатства. Увеличение денег через торговлю Аристотель называет искусством наживать состояние. В отличие от воспроизводства домохозяйства, процесс увеличения «неистинного богатства» может быть бесконечным. Здесь богатство выступает уже как промежуточная цель. Торговля (обменная деятельность) вызывает порицание, так как обусловлена неестественными нуждами, хотя и возникла по причине необходимости обеспечения взаимного обмена. С точки зрения домоводства целью обмена должно быть обеспечение хозяйства для нормального его функционирования. Торговля же стала порождать богатство как наживу. Отсюда и возникают у Аристотеля: искусство вести домашнее хозяйство и искусство наживать состояние. «В одном случае речь идет о приобретении средств, в другом – о пользовании ими» .
По словам Карла Поланьи, Аристотель жил и творил как раз в момент появления и развития торгового обмена . Развитие торговли, появление цены и денег, безусловно, влияет на взгляды Аристотеля. Деньги Аристотель расценивает как удобного посредника в обмене. Их появление было логично, так как с течением времени недостатки бартерной системы стали препятствовать получению необходимых благ. Само по себе ойкосное хозяйство не могло воспроизводиться, обмен стал необходимой частью хозяйствования. При отсутствии денег люди сами оценивали обмениваемые вещи, достоинство денег же состоит в том, что они «более тяготеют к постоянству». Деньги не меняют своей внутренней стоимости, что тоже очень важно для исполнения функций посредника в обмене. Однако неизбежно произошла подмена естественных функций денег как посредника справедливого обмена. Деньги стали мерой ценности и накопления, что привело к возможности накапливать богатство без ориентации на естественное жизнеобеспечение. С появлением денег обмен перестает быть безусловно необходимым для выживания, появляется новая цель – накопление выразителей ценностей. То есть, если ранее излишки при обмене опосредованно удовлетворяли настоятельные потребности человека, то теперь излишки в обмене начинают приобретать форму денег и их уже можно сберегать. Изменяется цель самого хозяйствования: люди начинают стремиться к накоплению богатств, а обычное воспроизводство уходит на второй план. Деньги «разрушают» истинное богатство.
Итак, Аристотель выделяет истинное богатство, которое является достатком для нормального функционирования домохозяйств. Философ отмечает, что обмен должен порождаться естественными нуждами, а не стремлением к наживе. Деньги сделали возможным накопительство ценностей. Богатство в форме денег стало играть роль промежуточной цели, а не конечного средства. Богатство для хозяйствования имеет свой предел, а богатство, получающееся в торговле, бесконечно. Возникают два направления, которые получили развитие в будущем, хрематистика и ойкономия. Ойкономия – знание о ведении хозяйства, где целью обмена является потребление. Хрематистика – знание о путях увеличения богатства, где целью обмена является нажива.

§2. ???
После падения Западной Римской империи, во времена Средневековья и в, так называемые, темные века значительную роль в понимании богатства начинает играть религия.
В это время в Европе основной идеей становится стремление к спасению души. Труд, тяга к накоплению не должны отвлекать от общения с Богом. Гордыня и сребролюбие становятся главными грехами в средневековье. Такое отношение к обогащению, на мой взгляд, порождается появлением все больших возможностей для крупного заработка, деньги начинают играть все большую роль. Также в это время выделяется связь между богатством и властью. Отсюда возникает ненависть к алчным людям, богатство чаще всего воспринимается как результат нечестных действий и обмана. Как пишет Йо́хан Хёйзинга, нидерландский философ и историк, - «похоже, что преимущественно начиная с XIII в. укрепляется убеждение в том, что именно необузданная алчность ведет к гибели мира, вытесняя из умов современников представление о гордыне как о первейшем и пагубнейшем из пороков» .
Наиболее выдающимися представителями церкви, размышляющими над категорией богатства, являются Отцы Церкви. Данный титул используется с конца IV века и применяется к группе церковных деятелей: Аттика Константинопольского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и других. И в католичестве, и в православии к Отцам Церкви обычно относят одних и тех же личностей.
Я бы хотела рассмотреть работы одного из Отцов Церкви – Иоанна Златоуста. Богослов много размышляет над проблемой богатства и бедности. Почти четверть всех работ Златоуста посвящена теме имущества. Ни один из Отцов Церкви так подробно не рассматривает этот вопрос. Поэтому для того, чтобы проанализировать отношение к богатству в религиозных рамках темных веков, будет логично обратиться именно к работам Златоуста.
Златоуст говорит, что богатство само себе не представляет ничего негативного, а вот человеческое любостяжание опасно для человека: «Не богатство - зло, а любостяжание и сребролюбие». То есть не богатство должно управлять человеком, а человек с холодным умом и чистой душой должен владеть своим богатством, не придавая этому какого-то особенного значения, всегда помня о том, что духовное выше материального.
Но также Златоуст делает акцент на том, что в реальной жизни богатые люди почти всегда не могут себя контролировать, поэтому практически во всех случаях богатство неизбежно влечет любостяжание: «Но еще более невозможно положить предел страсти любостяжания; легче для людей летать, нежели умножением богатства прекратить страсть к нему» . Следовательно, и нейтральное по своей природе богатство неизбежно превращается в зло при соприкосновением с жизнью людей.
Богослов обращает внимание на пожертвования как способ спасения души богачей. Если богатству дать праведное направление, то оно сможет носить положительный окрас в обществе. Стоит отметить, что Златоуст здесь не допускает частичного пожертвования, он настаивает на полном отказе от имущества в пользу бедняков: «Только тогда ты оправдаешься, когда ничего не будешь иметь, когда ничем не будешь владеть; а пока ты что-нибудь имеешь, то хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания» . Такие радикальные меры можно объяснить тем, что человеческая алчность не поддается контролю, это крайне сильная жажда. Если богатство оставить у человека, то вскоре у него разовьется «сребролюбие». Поэтому и меры по борьбе с таким искушением тоже должны быть соответствующими. Тем не менее, Златоуст все же допускает, что богатый человек может оставаться праведным, но это может относиться только к «высоким душам». Богослов здесь приводит в пример праведников из Ветхого Завета, таких как Иов и Авраам: «Иов был богат, но не служил мамоне». Однако обычным христианам, чтобы спасти душу, необходимо жертвовать и расставаться без жалости со своими богатствами.
Иоанн Златоуст в своих проповедях часто обращается к богатым, стараясь убедить их отказаться от богатства. Он приводит массу различных невзгод, которые преследуют богачей: например, зависть и негатив со стороны людей, непостоянство денег и т.д. Истинное богатство – это доброта и отзывчивость, проявляющаяся, в том числе, и в пожертвованиях – именно такое богатство оценивает Бог.
Далее предлагаю рассмотреть отражение идеи Бога как собственника всех благ в трудах Златоуста. Так как Бог - единый владелец всех вещей в мире, то люди не должны воспринимать что-то как «свое» или «чужое»- все в жизни даруется богом. Поэтому человек должен уметь и принимать, и расставаться с вещами с благодарностью, ибо так угодно Богу. Конечно, это положение относится не только к материальным вещам, а вообще ко всему в мире. В первую очередь сама человеческая жизнь принадлежит Богу, а если даже «мы сами - не свои», то как можно говорить, о собственности в отношении материальных благ? Поэтому и богатство, которое Бог дарует какому-либо человеку, должно тратиться на пожертвование, на распределение благ между нуждающимися: «если наши блага принадлежат общему Владыке, то они в равной степени составляют достояние и наших сорабов: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем» . Богослов развивает эту мысль и приводит свои размышления к тому, что для людей предназначено скорее общее, чем отдельное владение вещами. Златоуст выделяет то, что в общине нет зависти, неравенства, презрения, люди не делят вещи на свои и чужие, нет места злобе и корысти. Для богослова такой уклад – идеален, именно его можно назвать божественным. Благотворительность – это промежуточный этап на пути к обществу общего потребления.
Много внимания богослов уделяет тому, что получить богатство праведным путем и праведному человеку невозможно. Нельзя точно утверждать, что Бог дарует кому-либо богатство, так как любой праведный человек сразу стремиться пожертвовать любой излишек, а если же богатство накапливается, то это выявляет жестокосердие и любостяжание его владельца. Также Златоуст высказывает сомнение, что богатство вообще можно нажить каким-либо честным путем, он пишет: «если хочешь оставить детям богатство, приобретай (богатство) честное, - если только таковое бывает» .
В том случае, если человек стремится к добродетели, но дух его слишком слаб для того, чтобы сразу отказаться от всего своего имущества, то такой человек должен жертвовать частично. С течением времени, отдавать все большую долю от имущества. Конечно, для очищения нужно не желать чужого, не иметь пристрастия к богатству, «употреблять богатство, а не злоупотреблять им». То есть можно отметить, что для совершенных душ Златоуст не делает поблажек, они должны отказываться абсолютного от всего избытка, но для душ несовершенных требования значительно снижаются, и призывы Златоуста звучат не так строго.
Подводя итог, можно сказать, что категория богатства являлась для Златоуста одной из основных тем для размышлений. Богослов различает как материальное, так и нематериальное богатство. Главенствующее, конечно, нематериальное, духовное богатство. Истинное богатство проявляется в доброте и отзывчивости, также важным фактором является пожертвование. Материальное богатство для Златоуста – это источник неконтролируемого чувства жадности, ненасытности, порождающий бесчестные методы наживы. Также можно сказать, что материальное богатство для богослова – это всегда избыток. Избыток этот необходимо жертвовать в пользу нуждающихся.

§.3 ???
Уже в первой доклассической системе экономического знания основной задачей становится обеспечение общества и государства богатством. Итак, категория богатства продолжила свою эволюцию в меркантилистской экономической школе. Данная школа существовала примерно в XVI-XVIII веках. В это время преобладает торговый капитал, который проявляется в принципе «купить дешевле - продать дороже». Речи о прибавочной стоимости, возникающей из труда, еще не идет. Слово «меркантилизм» происходит от латинского слова «mercari», в переводе «торговать».
Меркантилизм обычно делят на два основных этапа: ранний и поздний. Можно смело сказать, что на представители обоих этапов меркантилизма под богатством понимали деньги: серебро и золото. Деньги – это рациональная форма выражения богатства в торговом обществе. В меркантилизме приобретает свое продолжение одно из направлений, заложенных Аристотелем. Наука отходит от рассмотрения «истинного богатства» и естественных целей хозяйствования. В развивающемся товарно-денежном обществе, деньги в обмене становятся выразителями богатства. Превратившись в своеобразный выразитель излишка над «истинным богатством», деньги начинают выполнять функцию средства для наживы. И если обменная деятельность во времена Аристотеля вызывала порицание за неестественную свою природу, то меркантилизм, наоборот, продвигает идею «наживы». Богатство становится средством, промежуточной целью.
Представители данной школы считали, что чем больше в стране будет золота и серебра, тем богаче будут жить люди. На раннем этапе меркантилизма (XV— нач. XVI вв.) имели развитие достаточно примитивные взгляды. Представители раннего этапа придерживались того, что деньги просто нужно привлекать в страну и не вывозить за границу. Результатом этого становились практические меры по аккумулированию денег в стране - так, например, купцов заставляли расходовать всю прибыль в данной стране, запрещая вывозить золото в другие страны. Конечно, такой подход уже вскоре показал себя как неэффективный, нужно было расширять понимание проблемы. Постепенно экономисты стали искать другие методы накопления денег в стране.
Второй этап развития меркантилизма приходится на XVII-XVIII века. Меркантилисты перестали просто гнаться за накоплением денег. На первый план выходит активный торговый баланс и товарная масса. Большое внимание уделяется регулированию внешних связей и торговли, поощрению экспорта и импорту дешевого сырья для производства.
Правители европейских стран стали использовать более гибкие меры для привлечения денег. Появляется стремление развивать производство товаров на экспорт, а ключевым моментом становится – превышение экспорта над импортом. Следствием такой политики становится поощрение государством создания производственных единиц. То есть богатство здесь воспринимается не просто как деньги, а как деньги, получаемые за счет активного торгового баланса.
Ярким представителем позднего меркантилизма является Томас Ман (1571-1641). Он был успешным английским политиком, экономистом и состоял в совете директоров Ост-Индской компании. Также Ман входил в государственную комиссию по торговле, которая активно внедряла меры меркантилистской школы в торговые взаимоотношения с другими странами. Такими мерами были: 1) запрет на вывоз сырья, поощрение вывоза готовой продукции; 2) высокие пошлины на ввоз для иноземных купцов; 3) поддержка флота, который доставлял английские товары в другие страны. И хотя преследуемой целью все также было накопление золота и серебра в стране, однако, вышеперечисленные меры благотворно влияли на экономику Англии, шло развитие флота, торговли, промышленности.
Ман отлично разбирался в торговле, в связях с другими странами и немало размышлял на эти темы в своих известных работах: «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией, содержащее ответ на различные возражения, которые обычно делаются против нее» (1621) и «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (1664) . Второе сочинение было издано уже после смерти экономиста и было очень популярно. Сам Маркс называл его «евангелием меркантилизма». Как и все представители меркантилизма, Томас Ман понимал под богатством золото и серебро. Страна должна максимально обогащаться через торговлю, а усовершенствование производства воспринимается только как мера для большего развития торговых отношений. То есть Томас Ман и поздние меркантилисты включали в определение богатства такую составляющую как товарная масса. Богатством являлось золото, но золото это могло приумножаться только активной торговлей и множеством товаров, перемещающимся между странами. Интересно, что Ман, также как и Аристотель, разделяет богатство на два типа. Экономист различает естественное и искусственное богатство. Естественное богатство – это то, что страна может выделить с учетом своего потребления на экспорт. Искусственное богатство – это продукты промышленности, но оно также зависит от импорта.
В труде, изданном в 1664 году, Томас Ман первым вводит понятие торгового баланса. Активный торговый баланс – единственный способ увеличить богатство страны. Ман приводит несколько пунктов, которые противоречат взглядам ранних меркантилистов, но звучат они достаточно обоснованно. Например, Ман пишет, что вывоз денег из страны зачастую является средством увеличить национальное богатство. Если закупать, к примеру, пшеницу в восточных странах, и хранить ее какое-то время на складах Англии, а в подходящий момент продавать другим европейским странам, то прибыль от этого в два раза превышать сумму сделки. Также отмечается особая прибыльность закупок в отдаленных странах. То есть речь идет о том, что вывоз денег из страны активно развивает торговлю, а при неизменном потреблении импортных товаров, разница между импортом и экспортом будет расти, а Англия будет богатеть. Исходя из этого, можно сделать вывод, что импорт тоже важен. Чистый импорт – это разница между общим объемом импорта и экспортом ранее импортируемых товаров, то есть перепродажа не берется в расчет. Отсюда следует, что чистый импорт приемлем только для воспроизводственных целей, он должен покрывать только естественные нужды хозяйства. Товары в этом случае должны импортироваться без избытка. Если в стране нет какого-то ресурса или товара, необходимо импортировать его – это естественно. Далее отметим, что экспорт как раз играет ключевую роль для меркантилистов. Если импорт остается постоянной величиной, что торговый баланс может увеличиваться только за счет экспорта. Экспорт как раз служит целям наживы, экспорт приумножает богатство.
Итак, Томас Ман под богатством также понимает совокупность денег в стране, но он мыслит шире своих предшественников и отмечает, что для увеличения богатства деньги должны оборачиваться. Наилучшим показателем богатства страны он считает торговый баланс, разницу между экспортом и импортом.
Представителем русской школы меркантилизма является Иван Тихонович Посошков (1652-1726). В 1724 году он написал книгу под названием «О скудости и богатстве», однако издана она была спустя век. Таким образом, страна не смогла воспользоваться ценными советами о том, как избавить народ от бедности. Сам Посошков был арестован в 1725 году, причины этого доподлинно неизвестны, но есть версия, что арест произошел как раз из-за книги «О скудости и богатстве». В 1726 году Иван Тихонович умирает в Петропавловской крепости, причины гибели остались также неизвестны.
Итак, свое сочинение Посошков адресует Петру I. Конечно, оно не имело теоретической структуры, Посошков писал просто с позиции проницательного человека, имеющего опыт работы и с экономическими, и с государственными аспектами. Главной мыслью книги являлось то, что богатство страны зависит от богатства обычных крестьян. Причем богатство крестьян – это «истинное богатство». Ведь многие представители крестьянства находились в те времена ниже порога бедности, злоупотребляли алкоголем, были очень ограничены в возможностях. Конечно, в таких условиях не может идти речи о приумножении богатства через торговлю, стремлении к обогащению. Ведь если нет необходимого для простого воспроизводства, нет смысла говорить об излишке как богатстве. Посошков предлагал ввести некоторые ограничения в плане крестьянских повинностей в пользу помещиков, много мыслей высказывалось о самостоятельной деятельности крестьянина, его некоторой независимости. Экономист даже предлагал ввести утопичную для крепостничества меру – отделить крестьянскую землю от земли помещика.
В книге Посошкова прослеживается уже некоторое деление на богатство государственное и богатство личное. Посошков связывает благосостояние отдельного члена крестьянства с богатством общества и государства.
Основные идеи о богатстве экономист высказывает уже во введении. Посошков говорит, что о всенародном обогащении надо заботиться постоянно. Нужно следить, чтобы народ от пьянства воздерживался, чтобы одежды были не слишком дороги, но посредственны, чтобы народ «по мерности своей в приличном богатстве расширялся». Автор отмечает, что царственное богатство - это не запасы в царской казне, и не златотканые наряды приближенных к царю, а настоящее царственное богатство – это если «весь народ по мерностям своим богат самыми домовыми внутренними своими богатствами». Но все это Иван Тихонович пишет о вещественном богатстве.
При этом акцентирует внимание на том, что сильнее всего государю надо заботиться о невещественном богатстве. Невещественное богатство – это «истинная правда». Это понятие автор сильно связывает с религией, говоря, что «правде – отец Бог», правда увеличивает и богатство, и славу, она же и от смерти избавляет. Далее Посошков приводит выдержки из Евангелия от Матфея: «Ищите прежде царства Божия и правды Его; яко вся приложатся вам, то есть, богатство и слава». Поэтому больше всего стоит стремиться идти к правде, а когда правда утвердится в душах народа, то Российское царство не сможет не богатиться и не славиться.
Посошков разделяет материальное и нематериальное богатство. Богатство России неразрывно связано с богатством крестьян, а богатство крестьян, в свою очередь, это достаточные условия для ведения полноценного хозяйства. Более сильную окраску Посошков придает нематериальному богатству – «истинной правде», говоря, что только через правду сможет русский народ разбогатеть по-настоящему.
Следующей большой экономической школой, которая дала свое определение богатству, стала школа физиократов. Она появилась около 1750 года во Франции, ее основоположником считается Франсуа Кенэ (1694-1774). В переводе с французского языка слово «physiocrates» означает власть, господство природы. В этом и была основная идея школы – источник богатства страны - это сельское хозяйство. Неудивительно, что это экономическое течение возникло именно во Франции, ведь земля в этой стране очень плодородна, а сельское хозяйство развито. Предпосылками для появления данной школы было то, что Франция была истощена после многочисленных войн, но при этом все больше стало развиваться фермерское производство. Промышленность в основном занималась переработкой результатов сельского хозяйства. Поэтому и появлялось ощущение, что стоимость формируется исключительно в деятельности фермерского класса.
Одной из особенностей школы физиократов является определение чистого продукта. Чистый продукт у физиократов - это сумма полученной продукции в сельском хозяйстве за вычетом издержек. Именно чистый продукт составлял для физиократов богатство.
Основным постулатом школы физиократов считается высказывание Уильяма Петти : «Земля – мать богатства, а труд – его отец». Соответственно, сразу становится очевидным, что источник богатства для физиократов – это сельское хозяйство, которое в принципе и состоит из этих двух компонентов – труда и земли. Одной из самых главных заслуг физиократов было то, что они перенесли экономический анализ из сферы обмена, которую рассматривали меркантилисты, в сферу производства товаров.
Франсуа Кенэ – основатель школы физиократов был придворным медиком Людовика XV. Он начал заниматься экономикой в 60 лет. Именно этот экономист определил теоретическую основу физиократии. Также Кенэ известен тем, что провел первый макроэкономический анализ, который нашел свое отражение в работе «Экономическая таблица» (1758).
Кенэ разделял три класса: производительный, бесплодный и класс собственников. К производительному классу относились те, кто работал в сельском хозяйстве, непосредственно взаимодействовал с природой и землей. Класс собственников включал в себя тех, кто получал чистый продукт, полученный в сельском хозяйстве – ренту. К бесплодному классу Кенэ относил всех работающих в промышленности, торговцев и остальных. В отличие от школы меркантилистов, для которых купцы были основополагающим классом, так как от них зависел активный торговый баланс, физиократы считали торговцев бесплодным, непроизводительным классом.
Франсуа Кенэ стал первым, кто представил схему, составленную по экономическому критерию. В целом, в таблице рассматривался годовой урожай, и его перемещение между классами в какой-либо форме. Если разобрать эту схему, то можно увидеть, что весь продукт и произведенный в сельском хозяйстве, и в промышленности расходуется на разные нужды. Так собственники приобретают продукты питания и продукты промышленности для обеспечения себя на год. Бесплодный класс покупает у производительного класса сырье для своего последующего производства и продукты питания. Представители производительного класса приобретают орудия труда у ремесленников и платят ренту собственникам земли. Излишек же возникает только процессе деятельности производительного класса. Кенэ пишет, что 1 миллиард ливров – амортизация основного капитала в сельском хозяйстве, а еще 2 миллиарда, не участвующие в обращении – это «ежегодные авансы», обеспечивающие годовое проживание фермеров. Излишек, чистый продукт, продается как ремесленникам, так и собственникам в виде продуктов и сырья. От этого излишка зависит деятельность непроизводительного класса и существование собственников. Если в какой-то год производство в сельском хозяйстве не оправдывает ожиданий, то в первую очередь это будет ощущать класс ремесленников и торговцев. Ведь в первую очередь, продукт фермеров будет тратиться на ренту и естественные высшие нужды общества. Таким же образом будут действовать ремесленники. Поэтому, чистый продукт – это основа богатства для физиократов. И чем больше величина чистого продукта, тем богаче живет общество, тем больше потребностей могут удовлетворить все классы.
Кенэ был одаренным лидером, школу физиократов поддерживали многие видные люди, да и сама школа росла и крепла. Однако, с течением времени стало понятно, что вся деятельность представителей школы сводится к повторению идей Кенэ. Все живые и новые мысли экономиста превращались в, своего рода, неприкасаемые догмы. С приближением старости сам Кенэ стал не терпим к критике и отказывался принимать любое мнение, отличное от его. В 1774 году экономист умирает. Физиократы остаются без идеолога.
Итак, Аристотель первый дал определение категории богатства. Воспроизводством для философа являлось жизнеобеспечение ойкоса. Излишки обменивались для получения необходимого для жизни. Излишки для воспроизводства реализовывались в справедливом обмене. Так как Аристотель жил и творил в античном мире, поэтому и излишки создавались в основном в сельском хозяйстве, или посредством ремесленничества. Философ выделял истинное богатство, которое призвано обеспечивать простое воспроизводство ойкосного, домашнего хозяйства. Истинным богатством является достаток.
Во времена средневековья богатство приобретает религиозную общественную оценку. Сребролюбие становится одним из главных грехов, стремление к обогащению осуждается. Единственным путем для очищения души богача являются пожертвования, и полный отказ от нажитого имущества в пользу бедняков.
Меркантилисты отходят от ойкономии, и развивают идеи хрематистики. Богатством для них являются деньги: золото и серебро. Единственным источником богатства становится торговля. В труде Томаса Мана можно обнаружить, что торговый баланс также распадается на воспроизводственные цели и цели обмена излишками. Так, например, внутреннее производство и чистый импорт должны обеспечивать воспроизводство хозяйства страны. Излишки же, производимые внутри страны, должны увеличивать экспорт. И чем больше становится разница между чистым импортом и экспортом, тем богаче живет государство.
Физиократы под богатством понимали чистый продукт, так как благодаря ему обеспечивались все классы в обществе. Чистый продукт – это излишек, получаемый в сельском хозяйстве. Сферой получения богатства являлось именно сельское хозяйство, но это обуславливалось скорее спецификой данной экономической школы, чем естественными причинами. Воспроизводство, по мнению физиократов, обеспечивается только за счет производительного класса и чистого продукта. При распределении чистый продукт в первую очередь расходуется именно на воспроизводство всех классов. Если же урожай позволяет, что избыток чистого продукта обеспечивает деятельность бесплодного класса.

2 глава.
§1. Богатство в основных эк.школах
Итак, настает время второй волны богатства. Формируется индустриальное общество. Результатом промышленной революции становится массовое производство, культура, образование – во всех сферах общества просматривается четкое стремление у массовости. На смену аграрной элите приходит промышленная. Массово строятся фабрики, производство все больше размещается в городах. Изменяется и структура семей: на смену патриархальным традиционным семьям приходят нуклеарные, состоящие из одной супружеской пары и детей. Вместе с заменой системы создания богатства, сменяются и экономические трактовки богатства.
В 1776 году в свет выходит гениальный труд Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это произведение стало поистине революцией в экономической науке. Если до этого момента экономисты в основном накапливали эмпирический опыт хозяйствования, то Смит смог сформировать теоретическую основу экономического знания. Субъект в сфере хозяйствования руководствуется уже не традициями или религией, а индивидуальными мотивами и стремлением к удовлетворению собственных желаний. Ключевой идеей всего классического направления становится идея богатства общества в целом.
Под богатством Смит понимает материальные ценности, которые в производстве и обмене требуют издержек. Источником же богатства становится труд в производстве. Таким образом, анализ создания богатства окончательно переносится из сферы обмена в сферу производства товаров.
Из названия работы становится очевидно, что предметом исследования Смита является богатство народа. Если сказать точнее, то предметом является выявление причин и природы богатства, методов приумножения благосостояния. Богатство народа, в свою очередь, охватывает всю хозяйственную деятельность. Под богатством народа автор понимает сумму потребительных благ на душу населения. Богатство как годовой продукт, произведенный в стране – это валовой доход. Источником богатства на этом макроуровне становится труд всей нации и такой важный показатель как производительность труда. Производительность же зависит уже от трех факторов: квалификации работников, объема капитала и эффективности применения факторов производства. Также производительность во времена Смита росла за счет разделения труда.
Определение источника богатства затратами присутствовало еще у физиократов, однако эта школа рассматривала труд только в рамках сельского хозяйства, тогда как Смит смог расширить границы до целого национального хозяйства. Также как и «чистый продукт» физиократов находит свою более широкую трактовку в «прибавочном продукте» Адама Смита.
Можно отметить, что и «общественное богатство» встречалось в учении физиократов. Однако, у них под богатством еще понимается совокупность материальных ценностей, которые получаются только в сельском хозяйстве. У Смита же богатство уже приобретает связь с именно с хозяйственными отношениями, с издержками.
Богатство народов – это широкое понятие, которое охватывает все хозяйство полностью. Богатство у Смита выходит на макроуровень. Под народным богатством понимается общий итог хозяйственной деятельности общества. Также богатство перестает означать только ценные для человека предметы, эта категория начинает показывать возможности общества по постоянному возобновлению производства, причем в не меньших масштабах.
Характерной чертой учения классической школы становится воспроизводственный характер. Здесь можно отметить схожесть с Аристотелем, для которого воспроизводство было единственной естественной причиной хозяйственной деятельности. У классиков производство переходит на уровень новый, с развитыми товарно-денежными отношениями и высокой степенью разделения труда. Следовательно, воспроизводство в классической школе – это воспроизводство всего огромного рыночного хозяйства, которое подразумевает под собой как воспроизводство самого производственного процесса, так и цели воспроизводства жизни и поддержания общественного уклада.
Обращаясь к тексту работы Смита, можно найти следующее определение богатства: «богатство – это созданный трудом продукт», а «богатство народов – это огромное скопление товаров».
Смит представлял хозяйство как определенный союз людей, который построен на обмене результатами труда. Следовательно, труд – источник богатства. Без труда нет товарного обмена, поэтому без этого существовать богатства не может.
Смит в своей работе затронул сразу два начала, которые впоследствии переросли в самостоятельные направления науки: в классику и неокласску. Конечно, в большей степени Смит определял богатство как результат производственного труда. Однако, в его работе можно найти положения, которые связывают богатство с полезностью. Исследуя «невидимую руку рынка», Смит пытался понять как каждому отдельному человеку стать богатым. А богатство для отдельного человека – это набор благ, или, другими словами, богатство – это то, что обладает полезностью.
Смиту удалось перевести категорию богатства из русла этической и религиозной оценки в сферу конкретных экономических категорий и понятий. Богатство народов – результат деятельности «экономического человека».
Карл Маркс выступал в некотором роде последователем Адама Смита, он развивал трудовую теорию стоимости. Первым предложением I тома фундаментальной работы Маркса «Капитал» можно найти следующее определение богатства: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар — как элементарная форма этого богатства».
Объект исследования в марксизме остается практически таким же, как у Смита. Марксизм изучает хозяйство. Хозяйство здесь - это способ взаимодействия людей, их деятельность по освоению природы и присвоению получаемых продуктов. Предмет - производство и воспроизводство богатства. Основополагающей чертой учения Маркса является то, что рассматривается только капиталистическое производство. Суть этого производства в производственных отношениях. Капиталистический способ производства богатства обуславливается производственный отношениями, отношениями между трудом и капиталом. Богатство же является результатом производственных отношений. Единственным источником богатства в капиталистическом обществе выступает прибавочная стоимость. Источником же прибавочной стоимости является исключительно затраты труда, овеществленные в товарах.

Маржинализм стал продолжением второго направления, истоком которого стала работа Адама Смита. Маржинализм стал изучать субъективистские взгляды на хозяйствование. Главной отличительной чертой этого направления становится ориентация на потребности отдельного человека и их удовлетворение. Благо – одна из основополагающих категорий в маржинализме и неоклассике. Благо - это что-то, что способно удовлетворять потребность человека. Экономическое благо – это редкие блага, потребление их ограничено. Например, воздух безусловно является благом, но мы не испытываем в нем недостатка, поэтому воздух не может называться экономическим благом. Важно то, что в отличие от товара в классической школе, благо может быть и нематериальным. Поэтому можно сделать вывод, что для классиков богатство – это исключительно материальная категория, в то время как у маржиналистов богатством могут быть и материальные, и нематериальные ценности.
В маржинализме вопрос воспроизводства уходит на второй план, ключевой проблемой становится максимизация полезности. Конечно, удовлетворение потребностей и воспроизводство связаны, но в рамках маржинализма сложно определить ту границу, которая разделяет достаток и излишек.
Воспроизводство домашнего хозяйства также не рассматривается в маржинализме, так как объектом исследования выступает отдельный человек.
Понятие богатства начинает сводиться к субъективному представлению, к полезности. Но это не означает, что благосостояние человека оценивается им самим. На это оказывает влияние еще и общественное отношение к ценностям. Обмен благами посредством рынка суммирует ценности и выявляет общественно признанную ценность.

§2. Показатели богатства в рыночной экономике.
С развитием маржиналистских взглядов, становилось все очевиднее, что данная школа рассматривает только потребительскую сферу. Такую же проблему однонаправленности можно было выделить у классиков, которые анализировали только сферу производства. Альфреду Маршаллу, основоположнику неоклассики, удалось совместить взгляды так отличающихся друг от друга экономических направлений. Неоклассик смог объяснить, что на цену одинаково влияет как спрос, так и предложение. А сами показатели спроса и предложения стали выразителями потребительских предпочтений и возможностей производителей. Местом, где встречались производитель и потребитель становится рынок. Конечно, с развитием рыночной экономики показатели богатства также становятся результатами рыночного обмена. Так, например, богатством в рыночной экономике можно назвать доход: заработную плату, ренту и прибыль. Все эти выразители порождаются и определяются именно рыночными отношениями.
В рыночной экономике доход представляет собой поступление денежный средств от каких-либо операций, совершаемых человеком, если эти действия являются основной деятельностью этого хозяйствующего субъекта. Распределение доходов происходит в соответствии с долей собственности на три фактора производства: рабочую силу, капитал и землю.
Заработная плата – это доход наемного рабочего, получаемый за его труд. В соответствии с неколассикой заработная плата устанавливается как цена, при взаимодействии спроса и предложения на труд.
Прибыль – это доход от использования фактора производства – капитал. В литературе прибыль определяется сразу с нескольких позиций, поэтому и имеет несколько различных трактовок. Прибыль – это плата за использование предпринимательской деятельности. Предприниматель здесь рассматривается как обладатель специфических знаний и навыков, которые позволяют ему успешно реализовывать хозяйственную деятельность. Соответственно, оплата за труд. Также предприниматель – это своего рода новатор в управлении фирмой, который предлагает и внедряет качественно новые решения и метода. И, наконец, прибыль может быть платой за риск, который несет предприниматель в результате своей деятельности. Используя свой капитал, предприниматель рискует не получить должной окупаемости, и понести собственные убытки.
Третья разновидность дохода - это рента или процент. Рента – это доход от использования невоспроизводимых природных ресурсов. Причем этот доход должен быть выше, чем арендная плата. Земельная рента как и прибыль это нетрудовой доход. Но главное отличие между капиталом и землей заключается в том, что капитал представляет собой продукт человеческого труда, в то время как земля – это природный, невоспроизводимый ресурс. Арендная плата – тоже разновидность дохода, получаемая от сдачи во временное пользование объектов. Арендная плата обычно не совпадает с рентой, она больше ренты. Это происходит из-за того, что в арендной плате помимо ренты включены и проценты за временное пользование объектами капитала, находящимися на этом участке земли. также существует понятие дифференциальной земельной ренты. Разница заключается в том, что земля обладает разными свойствами. Если в одном месте земля может быть плодородна, то в каком-то другом арендатор не сможет вырастить ничего,. Поэтому лучшие участки земли ценятся выше. Избыточный доход от хозяйствования не может достаться арендатору, так как в этом случае арендаторы бы были в неравных условиях. При одинаковой арендной плате, они получали бы разный уровень дохода от своего участка земли.

Альфред Маршалл – основоположник неоклассического направления много внимания уделял нематериальным факторам как выразителям богатства. С этим можно согласиться, ведь не только материальные товары имеют ценность для нас, но и услуги. Особенно быстро нематериальные ценности начали внедряться в экономическую жизнь о второй половине двадцатого века. Таким образом, постепенно понятие богатства начало включать в себя и материальные, и нематериальные блага и услуги.

Рынок как основной регулятор хозяйственной деятельности порождает и новые макроэкономические оценки богатства. Но, по сути, почти все эти показатели представляют собой совокупность выразителей богатства на микроуровне, то есть прибыли, заработной платы и ренты. К таким показателям относятся ВВП и ВНП.
Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике внутри страны в течение одного года. ВВП включает в себя только сделки на рынке, которые прошли весь процесс купли-продажи. Незарегистрированные по правилам сделки не включаются в ВВП. Также нужно отметить, что в ВВП включается только конечная продукция, а материалы и полуфабрикаты не учитываются. Это позволяет избежать двойного счета.
Валовой национальный продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им национальных факторов производства, не зависимо от того, где происходил процесс производства.

Еще одним показателем совокупного богатства является национальное богатство. Отличия от ВВП и ВНП. Национальное богатство – это макроэкономический показатель, который представляет собой разность между стоимостью всех экономических активов в рыночных ценах, находящихся в собственности у резидентов страны, и стоимостью всех финансовых обязательств. Национальное богатство включает в себя природные ресурсы, материальные и духовные ценности.
Основные элементы, которые сейчас включаются в национальное богатство: земля, природные ресурсы, рабочая сила, материальный и нематериальный капитал, человеческий капитал. Обычно увеличение национального богатства связывало с простом населения и ВВП. Обеспечение же роста этих показателей само требует использование и растрату национального богатства. Также чтобы результат покрывал затраты нужно быта уверенность в достаточной эффективности экономики. Национальное богатство можно разделить на четыре основные части. Во-первых, это опять же простое воспроизводство, то есть текущие расходы на поддержание обычного уровня жизни граждан. Во-вторых, часть уходит на инвестирование в будущее для роста материальной и нематериального благосостояния. В-третьих, часть затрачивается на то, чтобы производить приращение этих элементов в настоящем времени, если есть возможность. И наконец, последняя часть выступает как страховка, и является приращением национального богатства.
Большую роль в оценке национального богатства играет оценка качества этого показателя. Зачастую, именно качественная составляющая, а не количественная наиболее оптимально показывает ситуацию в стране. С течением времени, под воздействием социального и экономического развития, некоторые элементы исчерпываются себя, а другие, напротив, все больше накапливаются. Последующие поколения пользуются уже видоизмененным, качественно новым национальным богатством. Некоторые элементы могут совершенно исчерпать себя, но это не означает падения показателей. Это естественный процесс, и так же как меняется с историей экономические уклады и приходят новые волны богатства, так же и национальное богатство эволюционирует. Конечно, есть элементы, которые исчерпываясь, начинают не удовлетворять последующие поколения. Особенно это относится к природным ресурсам. Известно, что за последний век качество воздуха, воды, лесов, земли значительно ухудшилось. И сегодня это вызывает много опасений. Люди стали задумываться, как сохранить природные ценности для последующих пользователей.
Также можно отметить, что не всегда правильно стремиться к бесконечному накоплению элементов национального богатства. Например, основной капитал при избыточном накоплении может приводить к снижению эффективности. В будущем это может привести к значительным потерям.
Еще одной важной особенностью национального богатства является обоснованность его использования. Если блага распределяются несправедливо и неравномерно, то вряд ли население сможет по достоинству оценить приращение национальных богатств, и не почувствует улучшения качества жизни. В этой ситуации важно то, насколько эффективны общественные институты, отвечающие за использование и распределении ресурсов. Но именно за это будет отвечать другой элемент национального богатства – человеческий капитал. Этот элемент играет, пожалуй, ведущую роль, так как от него зависит функционирование остальных отраслей, производящих и накапливающих национальное богатство. Этот вопрос был исследован экономистом г.беккером в работе «человеческий капитал».он доказал, что инвестиции в образование, миграционные процессы и здравоохранение приносят большие будущие доходы. Результатом становится высокий уровень общей образованности в стране, эффективность в управлении, увеличение уровня жизни и ее продолжительности и еще массу улучшений почти во всех сферах социальной и экономической деятельности. На начало 2000-х годов более половины совокупного национального богатства всех стран составлял человеческий капитал. Также наблюдается тенденция: чем больше удельная доля человеческого капитала в национальном богатстве, тем выше в стране уровень жизни.

§3.нематериальные выразители богатства.
Итак, наступило время третьей волны богатства, которая принесла немало кардинальных изменений в экономическое и общественное устройство стран. Принципы индустриальной экономики уходят на второй план, уступая место нематериальным факторам производства. Хозяйство и общество перестают ориентироваться на массовость. Меняются и семьи: и хотя нуклеарная семья до сих пор остается наиболее распространенным типом, появляются и абсолютно новые, «нетрадиционные» семьи. Также вертикальная иерархия, которая была присуща второй волне, заменяется все больше на горизонтальные и сетевые структуры. Больше внимания предприниматели начинают уделять нематериальным сферам деятельности, например, маркетингу, рекламе, дизайну, программированию и так далее. Работники в этих сферах зачастую получают более высокие зарплаты, нежели те, кто продолжает работать на производстве. Ценятся знания, профессионализм, творческое мышление.
При этом появление и развитие новой волны богатства вовсе не означает немедленное прекращение существования предыдущей. В некоторых странах и сегодня можно наблюдать столкновение двух или даже трех систем создания богатства. Изменения в экономике неизбежно влекут за собой и изменения в этических, моральных и культурных ценностях.

Возникает проблема измерения качества жизни, не просто максимизации полезности, а именно уровня благосостояния. В 1961 году ООН разрабатывает двенадцать «аспектов условий жизни», которые призваны описать качественное состояние уровня развития общества. В эти показатели включаются здравоохранение, охрана труда, занятость, личная свобода и так далее. Проблемами становятся загрязнение окружающей среды, поддержание здорового образа жизни и урбанизации.

Одним из новых показателей, разработанных для оценки уровня жизни, стал индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Его разработала группа экономистов в 1990 году. Сейчас ирчп выступает как стандартный показатель для сравнения уровней жизни в различных странах и регионах. Основными характеристиками этого индекса становятся уровень жизни, долголетие, грамотность. Индекс публикуется ежегодно в отчетах ООН в рамках программы развития . В зависимости от величины значения ИРЧП страны разделяются на четыре группы: очень высокого, высокого, среднего и низкого уровня развития.
ИРЧП – это интегральный показатель, его значение колеблется в пределах от нуля до единицы. За каждый из трех элементов разработана специальная формула. индекс ожидаемой продолжительности жизни оценивает долголетие граждан страны. Уровень жизни – это валовой национальный доход, разделенный на численность населения.
Также для оценки качественных показателей разработано множество коэффициентов дифференциации: развития человеческого капитала, смертности, уровня профессионального образования.
В таблице представлены данные отчета 2013 года, выделены первые 5-8 стран в каждой из четырех категорий. Россия занимает 55 место в мире.


Однако, уже в 2010 году индекс подвергся изменениям, было принято решение расширить охват оценки на социально-экономическое неравенство, гендерное неравенство и был введен индекс многомерной бедности (ИМБ). Но и этого изменения оказалось недостаточно. Экономисты хотят охватывать все больше сфер, которые, так или иначе, влияют на уровень жизни. Недостатки, которые, прежде всего, выделяют в ИРЧП критики: 1) не учитываются экологические факторы; 2) не учитывается действующий в стране политический режим; 3) не позволяет планировать дальнейшее развитие. Экология сегодня – это неотъемлемый элемент уровня жизни, все больше внимания люди уделяют чистоте воздуха, воды, наличию зеленых зон в непосредственной близости к дому и так далее. Также и политический режим, безусловно, влияет на общий уровень жизни и благосостояния населения. Сложность планирования будущего на основе ИРЧП заключается в том, что ВВП на душу населения растет большими темпами, то же касается и общего уровня образования. В это же время индексы стран лидеров уже максимально приблизились к единице (например, ИРЧП Норвегии в 2012 году =0,955). То есть этот индекс наиболее показателен для стран с низким уровнем жизни. В то время как для развитых стран он будет изменения год от года будут ничтожными.
Из вышесказанного следует, что индекс развития человеческого потенциала – это широко используемый инструмент для оценки благосостояния населения. Однако требуется пересмотреть систему расчета индексов и включить в него те факторы, которые оказывают влияние на уровень жизни.
Столь широкая оценка нематериальных сфер жизни людей еще раз подтверждает, что современное богатство имеет целью не только максимизацию полезности от потребления. Богатство сегодня – это множество факторов как производительных, так и нет. И сферы обеспечения наиболее комфортной жизни для современных людей со временем начинают играть все большую, и большую роль.
Еще одним направлением, призванным расширить показатели ВВП И ВНП , стала экономика счастья ( economics of happiness)/ это относительно новое направление, в центре внимания которого находятся субъективные представления людей об уровне своей жизни. Также в рамках этого направления экономики рассматриваются различные факторы, которые влияют на уровень счастья, а также изучается связь между экономическими параметрами и счастьем.
Первые разработки в области экономики счастья были сделаны в 1970-х годах, когда нобелевский лауреат Д.Канеман и экономист Р.истерлин заложили основы для развития экономики счастья. В 2009 году впервые опубликовали доклад комиссии Дж.Стиглица, связанный с «экономической теорией счастья». Авторы доклада отметили: «Пришло время сместить акценты нашей системы измерений с измерения экономического производства на измерение человеческого благосостояния».
Итак, изначально рассмотрим динамику счастья обычного человека, проживающего в Великобритании. График показывает, что удовлетворенность жизнью изменяется в течением времени. Самые низкие показатели наблюдаются у возрастной группы 31-50 лет. Это можно связать с тем, что люди в этом возрасте наиболее активны, они работают, у них много обязанностей, они пребывают в постоянном напряжении. В последующих возрастных группах происходит рост удовлетворенностью жизни, и как раз это имеет ключевое значение. Люди преклонных лет, у которых, возможно есть проблемы со здоровьем, чувствуют себя счастливыми. Но почему? Как раз здесь и стоит вспомнить, что график построен по данным, полученным в развитой стране-Великобритании. Следовательно, уровень развития здравоохранения, пенсионных систем, рекреационных ресурсов в этих странах высок. Таким образом, люди, выходя на пенсию, имеют много времени и достаточно денег, чтобы проводить время так, как они желают.

Факторы, которые определяют субъективную оценку человеком своего благополучия, разделяются на две группы: экономические и неэкономические. К экономическим факторам относят уровень безработицы, заработную плату, общий уровень развитости экономики, уровень среднедушевого дохода, показатели инфляции и так далее. Но степень влияния каждого из этих факторов различна. Так, например, наиболее всего из экономических факторов для человека важна работа. Потеря работы очень сильно влияет на эмоциональное настроение человека. При этом большую роль играет и уровень безработицы в целом по стране, и продолжительность времени, в течение которого человек является безработным. Например, если в регионе высокий уровень безработицы, то человек будет в меньшей мере переживать потерю работы, чем если бы безработица практически отсутствовала. А если человек доле время работал неполный рабочий день, или работа не занимала его большую часть недели, то и переход в число безработных будет для него не столь болезненным.
Однако, неэкономические факторы также достаточно сильно влияют на уровень счастья человека. К таким факторам относят возраст, пол, раса, индивидуальные качества, социальный статус, жизненные условия и т.д. так, например, согласно исследованию, проведенному в конце двадцатого века, экономическое развитие по-разному сказывается на уровне счастья мужчин и женщин. Женщины, как правило, чувствуют себя более счастливыми. Однако, уже начиная с 70-х годов 20 века, показатель женского счастья стал понижаться, и почти сравнялся с мужчинами. Еще одним фактором является образование. Исследования в Великобритании показали, что люди с высшим образованием обычно несчастнее, что люди без него. Но при этом в таких странах как США, Швейцария и странах Латинской Америки, наблюдается прямая пропорция между этими показателями.

© Copyright 2012-2020, Все права защищены.