Пермогорская роспись по дереву. Ларь «узоры северной двины

Дипломная работа по предмету «Культура и искусство»
Информация о работе
  • Тема: Пермогорская роспись по дереву. Ларь «узоры северной двины
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Культура и искусство
  • Количество страниц: 30
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-08-30 22:23:49
  • Размер файла: 1411.65 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Узнать стоимость учебной работы online!
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Экзамен на сайте
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Узнать стоимость
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Глава II.  ПЕРМОГОРСКАЯ  РОСПИСЬ  ПО ДЕРЕВУ. ЛАРЬ «УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ

2.1. Выполнение эскизов для росписи на сундучке «Северные узоры»

При создании произведения прикладного искусства главное внимание уделяется его утилитарному назначению, а художественные средства – форма, материал, цвет, орнамент – непосредственно определяются материально-техническими возможностями1.

Утилитарное назначение ларя – это хранение вещей, которые девица вышила или сшила и приготовила к свадьбе и к дальнейшей жизни в новой семье. Поскольку сундучок невелик (60х40х40),  в нем предполагается хранение рушников, салфеток, скатертей, подзоров, накидок, дорожек особо изысканных небольшого размера.

Ларь имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Крышка ларя формы трапеции, откидная. Она крепится к основному объему с помощью черных петель, выполненных из металла (см. прил. 15, рис. 1, 2).

Прежде чем приступить к детальному изображению композиции, были выполнены творческие эскизы пермогорской росписи на стенках ларя, а их две – передняя и задняя большие стенки, а также две боковые –  небольшие стенки, а также крышки.

 Для того чтобы рисунок органически вписался в форму ларя, на бумаге были нарисованы его очертания.

На ларе центром композиции было решено сделать переднюю и заднюю стенку. На передней принято решение разместить сцену из крестьянской жизни. На задней стенке, за круглым столом с самоваром изобразить хозяев и гостей. Сбоку хозяйку с мальчиком на руках.  Далее хозяина со штофом и рюмкой, который потчует гостя и гостей. Парадная одежда, почтительность хозяев, чинное и степенное поведение гостей - все это несет что-то трогательное, правдивое, раскрывает крестьянскую мораль, представление о достойном поведении человека. (см. прил. 16, рис. 1).

На передней стенке было решено выполнить  прях (см. прил. 16, рис. 2). Эти образы были  выбраны не случайно. Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Ручная работа была очень медленной, малопроизводительной. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с  6 – 8 лет.

По бокам ларя было решено изобразить растительный орнамент, где центром является изображение птицы Сирин. Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи.  
Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.
 (см. прил 16, рис.3.)

Для выполнения росписи крышки выбран сюжет двух райских птиц с растительным орнаментом вокруг  (прил. 16. рис 4)

В.М. Вишневская в книге «Резьба и роспись по дереву» отмечает, что «Народный идеал счастливой, привольной жизни раскрывался в образе земного рая, поэтическим олицетворением которого являлись изображения, цветов, птиц, цветущих ветвей.2 

Райский сад – как место благоденствия, символ мечты.

Птицы – как символ свободы и счастья, а для русского человека счастье немыслимо без свободы.

По бокам крышки так же были выполнены мотивы райского сада – изображены ветки с листьями, которые завершают композицию на крышке ларя, обрамляя его. 

В процессе разработки композиции для дипломной работы использованы следующие законы композиции: целостность, пропорциональность, сбалансированность, соразмерность, соподчинение.

Составляя проект художественного решения вещи, необходимо стремиться к тому, чтобы оно органически сливалось с формой предмета, а не казалось случайным, чужеродным и ненужным3.

В разработке композиции сочетались принципы симметрии (например, при составлении геометрических узоров) и асимметрии (при составлении композиций с ветками).

Элемент узора симметричен, если он составлен из линий, форм, пятен, расположенных в определенном порядке относительно друг друга. Симметрия обогащает узор, предоставляет много интересных художественных возможностей4.

Далее было продумано и выбрано цветовое решение композиций сундучка (см. прил. 17, рис. 1 - 4). Было использовано много красного цвета, по традиции северной росписи.

Красный цвет в крестьянском искусстве имел важное значение, поскольку он использовался как обережный символ. Красный – символ огня, жизни, совершенства. Огонь олицетворяет солнце, которого не хватало на Русском Севере.

2. 2.       Выбор материалов и инструментов для росписи ларя

2.2.1.    Ларь

При выборе ларя в первую очередь выбирался материал, из которого должен быть изготовлен ларь.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Липа стоит не дешево. Но она легко принимает краску.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит.

Хвойные породы. Ель и сосна – традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы.

Бук – древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, - в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб – красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука.

Сосна - относится к роду хвойных деревьев. Хвойные имеют желтоватую древесину. Идеальная текстура для изготовления материалов из дерева.

Изучив виды и свойства древесины для росписи, было решено выбрать ларь из сосны . Она больше всего подходит, так как поверхность при нанесении краски не поднимается, сама краска хорошо впитывается и высыхает быстро.

2.2.2. Кисти

Основной рабочий инструмент для росписи – кисти: крупные, плоские беличьи или колонковые №2 – 16 – для крупных элементов. Кисть  №00 – 2 для мелких деталей. Маникюрные кисти, беличьи №1 – 2 – для контура. В конце работы кисти смачивались в растворителе, чтобы засохшие частицы краски не топорщили кисть. Также в конце работы кисти обертывались в бумагу, чтобы они сохраняли свою рабочую форму.

2.2.3 Краски

Прежде чем покупать такой важный материал, как краски, были собрана информация об основных характеристиках материала, например светостойкость и укрывистость. Эти характеристики было необходимо знать, и учитывать для достижения лучшего результата в работе над росписью.

Укрывистость – свойство краски распределяться по окрашиваемой поверхности. Это было самым важное свойством в работе, и оно учитывалось в первую очередь. Ведь от этого, насколько ровно и аккуратно ляжет краска, зависит качество изделия.

Время высыхания также можно отнести к одной из характеристики.

Акрил отлично ложится на любую поверхность и имеет хорошую укрывистость, а после высыхания образует водонепроницаемую пленку.

Для окраски были использованы акриловые краски в тубах и банках

Были приобретены акриловые краски следующих цветов: черный, красный, зеленый, а также большое количество белых аэрозольных красок (см. прил 18,  рис 1-2).

2.2.4. Дополнительные инструменты и материалы

  • Калька. Используется для перевода рисунка на ларь. Была выбрана калька с шероховатой поверхностью.
  • Лак для финишного покрытия ларя был выбран глянцевый акриловый (см. прил, 18, рис 3).
  • Наждачная бумага. Абразивный материал, используется для шлифовки зашпатлёванной поверхности. Для шлифовки поверхности остановились на наждачной бумаге с мелким зерном (P80).
  • Карандаши. Для работы над эскизом использованы простые карандаши (B, 2B – 6B) для создания технологической карты. Для переноса на кальку мягкие карандаши (преимущественно 4B, 5B, 6B)- чтобы рисунок лучше отпечатался на ларь. Твердые карандаши (H, 2H – 6H) для переноса рисунка с кальки на поверхность.
  • Стирательная резинка (ластик, стерка, резинка). Служит для удаления карандашных набросков, надписей. Чем резинка мягче, тем приятнее и удобнее ей пользоваться.

2.3. Подготовка деревянной поверхности к росписи.

Первое, с чего была начата подготовка изделия перед росписью – осмотр заготовки на предмет трещин, сколов, сучков. Их не оказалось. Ларь был полностью гладкий. Поэтому начался процесс шлифовки. (см. прил. 19, рис 1 ).

Было использовано ручное сухое шлифование. Шлифовальные шкурки выпускаются сейчас на тканевой и бумажной основе, в рулонах и листах. Рулонные шкурки предназначены для механизированного шлифования, листовые  –  для ручного. Для шлифования чистой древесины и шпатлеванной поверхности годятся как водостойкие, так и неводостойкие шкурки. В процессе работы проще всего было работать с неводостойкими шкурками – они тонкие и мягкие.

После шлифовки поверхность для росписи была окрашена белой акриловой краской.

Также для выравнивания и грунта под акрил использовалась смесь клея и воды (1 к 1) (см. прил. 19, рис 2).

2.4 Перенос рисунка на ларь

Вручную,  без помощи кальки, выполнить рисунок было бы сложно, поскольку сохранение точных пропорций и геометрии в рисунке – не маловажно.

Перенос рисунка на поверхность ларя был выполнен одним из способов, изученных в книге. Такой способ называется « передавливание». На кальку был переведен весь рисунок. Основные линии переведены мягкими карандашами (4B-6B) так, чтобы на поверхности ларя остались очертания (см. прил. 20). Многократное хождение по линиям  рисунка также помогло тщательнее изучить его.

2.5. Роспись ларя.

Роспись ларя было решено выполнить нарядной, праздничной, яркой и красочной (см. прил.21, рис 1-4).

Чтобы овладеть росписью, необходимо хорошо знать технику и художественные свойства дерева, технологию красок и лаковых покрытий. Не менее важно правильно держать кисть в руке. Чтобы работать творчески, создавать сложные сюжетные композиции, необходимо уметь рисовать.

Перед началом росписи было организовано рабочее место. Рабочее место должно быть хорошо освещено в любое время дня. При выполнении росписи движения должны быть мягкие. Приобретая навык выполнения простейшего графического элемента росписи – мазка, была соблюдена следующая очередность движений.

Кисть, взятую тремя пальцами правой руки, поставлена почти вертикально так, чтобы она едва касалась кончиком ларя, и подводилась к себе, постепенно опуская до полного соприкосновения рабочей ее части с поверхностью. Затем быстро кисть отрывалась от поверхности, при этом получая каплевидный мазок с одной стороны острый, с другой – закругленный. В тех случаях, когда было необходимо сделать изгибающийся мазок в виде запятой, то кисть во время движения немного вращалась вокруг оси в сторону изгиба.

Основные мотивы росписи – тюльпаны, трилистники, изображения птиц и людей (прил 22, рис 1-7)   . Размеры мотивов очень разнообразны: например, только самый простой мотив – ягодка – может быть от 0.5 до 1.5 см в диаметре.

2.6. Финишная обработка ларя.

Для лакирования характерно нанесение лакокрасочных материалов следующими способами: распыление (аэрозоль), налив, нанесение кистью и тампоном.

В дипломной работе был выбран метод распыления лака из аэрозоли. Для этого был куплен глянцевый акриловый лак «DECORIX» .

Распылитель перемещался над поверхностью изделия равномерно, в противном случае могли получится пропуски, кляксы, потеки.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Народная роспись – часть декоративно-прикладного искусства и носитель традиций народного творчества. Зарождалась она поначалу в пределах отдельных натуральных хозяйств, а позже переросла в целый народный промыслы.

Но сегодня время, когда возникли и процветали крестьянские народные ремесла, забывается. Все меньше становится истинно народных памятников старины: чудесных расписных прялок, братин, туесов.

Несмотря на это, в удаленных местах Русского Севера прялки еще служат для прядения шерсти, украшенные традиционным северным орнаментом. Пермогорской росписью любуются и сегодня. Многие изделия, расписанные пермогорской росписью, и по сей день можно увидеть в городских домах или квартирах.

В данной дипломной работе был изучен исторический иллюстрационный материал по пермогорской росписи. Были проанализированы теоретические и практические основы выполнения пермогорской росписи на ларе, составлены творческие эскизы, а также была выполнена пермогорская роспись ларя.

В северных росписях в частности пермогорской любили изображать бытовые сценки, сценки из личной жизни.

Композиция сверху на крышке сундучка является основной. Для выполнения росписи крышки выбран сюжет двух райских птиц с растительным орнаментом вокруг.

На передней стенке ларя изображены пряхи, которые, расположившись на скамейках, готовят приданое к свадьбе. Ручной труд крестьянки всегда считался трудоемким, поэтому девушки начинали прясть с 6-8 лет.

На задней стенке ларя, за круглым столом с самоваром изображено чаепитие.

По традиции книжников - рукописцев, северные мастера на ларе изображали птицу Сирин. Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Ларь изготовлен из сосны – природного экологического материала. Стенки сундучка имеют прямоугольную форму. Крышка ларя имеет форму трапеции, высотой 12 сантиметров.

Традиция – это не только набор приемов исполнения выверенных на определенном материале, не только круг элементов орнамента и композиций, сложившихся в северодвинском промысле, но еще и особый ритм жизни, характерный для данной местности, сама природа, оказывающая влияние на человека, и особенно на мастера, тонко чувствующего окружающую красоту.

Данная дипломная работа может участвовать в выставочной деятельности декоративно-прикладного искусства колледжа и специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».  























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арбат Ю. Русская народная - роспись по дереву [Текст]/Арбат Ю. – М.: Изобразительное искусство, 1970. – 200с.
  2. Арбат Ю. Светлый Север [Текст]/ Арбат Ю. – Вологда: Северо-Западное книжное издательство, Вологодское отделение, 1970.
  3.  Барадулин В.А. Основы художественного ремесла, в 2-х частях. Часть 2 [Текст] /Барадулин В.А. – М.: Просвещение, 1987. – 272с.
  4. Барадулин В.А. Художественная обработка Дерева [Текст]/ Барадулин В.А. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 264с.
  5. Бернштам Т.А. Об одной художественной традиции на Архангельском Севере [Текст]/ Бернштам Т.А. – Советская этнография, 1965. – 209с.  
  6. Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия [Текст]/ Величко Н.К.. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 224с.: ил.
  7. Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Вишневская В.М. – Петрозаводск: Карелия, 1981. – 104 с.
  8. Воронов В.С. Русские прялки // Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды [Teкст]/  Воронов В.С. – М.: Советский художник, 1972. – с. 203
  9. Жегалова С.К. Пряник, прялка и птица Сирин [Текст] / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1971. – 192с.
  10. Жегалова С.К. Русская народная живопись [Текст]/ Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984г. – 184с.
  11.  Забелин, И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. — М.: Юрайт, 2018, с. 109
  12.  Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. Альбом. [Текст] /Круглова О.В. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 192с.: ил.
  13.  Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву: из собр. Загор. Гос. Ист. – худож. Музея-заповедника [Текст] / Круглова О. – 4-е изд., перераб. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 193 с.
  14.  Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство [Текст]/ Маёрова К., Дубинская К. – М.: Русский язык, 1990. – 272с.
  15. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство [Текст]/ Паньшина И.Н. – Минск: Беларусь, 1963. – 112с.
  16.  Померанцева Э.В. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX – XX в.  [Текст]/ Померанцева Э.В. – М.: Наука, 1965.
  17.  Разгонов С. Северные этюды [Текст]/ Разгонов С.: М.: Молодая гвардия, 1975. –  192 с.
  18.  Севан О.Г. Росписи жилых домов русского Севера [Текст]/ Севан О.Г.-Москва: Прогресс-Традиция, 2007. – 215 с.  
  19.  Степанова А. П. Теория орнамента [Текст]/ Степанова А.П. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 180с.
  20.  Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст]/Супрун Л.Я. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993. – 120с.
  21.  Тимофеева Л.Ф. Народные росписи русского Севера: авт. Прогр. Творч. Мастерской [Текст]/ Тимофеева Л.Ф. – Архангельск: Правда Севера, 1998. – 31с.
  22. Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера [Текст]/Шелег В.А. – СПб.: Наука, СПб отделение, 1992. – 187с.: ил.
  23.  Шерегин Б. Архангельские новеллы [Текст]/ Шерегин Б. – М.: Советский писатель, 1936. – 29с.


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Божко И.П. Символика северных свободных кистевых росписей [Электронный ресурс]/ Божко И.П. – Режим доступа: https://docsarchive.net/4719677/
  2. Брянцова А. Пермогорская роспись [Электронный ресурс]/ Брянцова А. – Режим доступа: https://docplayer.ru/31222882-Permogorskaya-rospis  
  3. Колокольцева А. Техника и технология художественной росписи по дереву. Методические рекомендации [Электронный ресурс]/ Колокольцева А. – Режим доступа: https://docplayer.ru/90700311-Tehnika-i-tehnologiya-hudozhestvennoy-rospisi-po-derevu-metodicheskie-rekomendacii.html
  4. Культурное наследие Архангельского края [Электронный ресурс]/ интернет-портал cultnord: Режим доступа: cultnord.ru
  5. Стецкая А. Пермогорская роспись [Электронный ресурс]/ Стецкая А. – Режим доступа: https://docplayer.ru/51873412-Permogorskaya-rospis.html

















ПРИЛОЖЕНИЯ















Приложение 1

Рисунок 1, 2

Приложение 2

 



Приложение 3

Приложение 4

Рисунок 1, 2

Рисунок 3


Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7


Приложение 5

Приложение 6

Рисунок 1, 2, 3

  

Приложение 7


Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Рисунок 1


Рисунок 2 – 4

риури

Приложение 14

Рисунок 1


Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4 – 6

  

Рисунок 7 – 9

Приложение 15

Рисунок 1,2

 

Приложение 16

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Приложение 17

Рисунок 1

               Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Приложение 18

Рисунок 1

Рисунок 2                             Рисунок 3

                       

Приложение 19

Рисунок 1                                   Рисунок 2

Приложение 20

Рисунок 1


Приложение 21

Рисунок 1


Рисунок 2

Рисунок 3


Рисунок 4


Приложение 22

Рисунок 1

Рисунок 2


Рисунок 3

Рисунок 4




Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 7











Смета расходов на теоретическую часть дипломного проекта

Наименование материала

Наименование

Количество

Цена

(в руб.)

Сумма (в руб.)

1

Папка на кольцах

Папка

1

100

100

2

Цветная печать листов

Листы, краска

19

20

380

3

Черно-белая печать листов

Листы, краска

45

10

450

4

Диск с фотографией

Шт.

1

100

100

5

Файлы для бумаг

Упаковка

1

100

100


Итого: 1 130 руб.

Схема расходов на практическую часть дипломного проекта

Наименование материала

Наименование

Количество

Цена

(в руб.)

Сумма (в руб.)

1

Ларь из сосны

Шт.

1

4500

4500

2

Петли

Шт.

3

250

750

3

Маникюрные кисти

Шт.

2

30

60

4

Кисть синтетика №00

Шт.

1

50

50

5

Кисть нейлон №1

Шт.

1

20

20

9

Калька

Метраж

10

35

350

12

Бумажный скотч

Шт.

1

35

35

13

Акриловая краска «Wicked Colors 001 White» 200 мл

Шт.

1

140

140

14

Акриловая краска «Wicked Colors 002 Black» 200 мл

Шт.

1

140

140

15

Акриловая краска «Wicked Colors 005 Red» 200 мл

Шт.

1

140

140

17

Акриловая краска Olki зеленая 100 мл

Шт.

1

90

90

18

Акриловая краска Ладога желтый 100 мл

Шт.

1

260

260

19

Аэрозольные краски «White»

Шт.

4

150

600

20

Наждачная бумага

Шт.

1

170

170

21

Клей

Шт.

1

65

65

22

Лак “DECORIX

Шт.

2

150

300

23

Замкок

Шт.

1

450

450


Итого: 8 120руб.




1 Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство/ Паньшина И.Н. – Минск: Беларусь, 1963. – с.68


2 Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву / Вишневская В.М. – Петрозаводск: Карелия, 1981. – с. 10

3 Степанова А. П. Теория орнамента / Степанова А.П. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 68


4 Степанова А. П. Теория орнамента/ Степанова А.П. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 68