Особенности регулирования процедур банкротства юридических и физических лиц в российском и зарубежном праве

Дипломная работа по предмету «Налоговое право»
Информация о работе
  • Тема: Особенности регулирования процедур банкротства юридических и физических лиц в российском и зарубежном праве
  • Количество скачиваний: 2
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Налоговое право
  • Количество страниц: 33
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-05 23:49:10
  • Размер файла: 52.28 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ


2.1. Сравнительно-правовой анализ банкротства юридических лиц в

Российской Федерации, США, странах Европейского союза


В современной экономической жизни во всем мире наибольшую актуальность приобретает поиск возможностей преодоления кризисных явлений и улучшение экономического положения субъектов хозяйственной деятельности: предприятий, холдингов, корпораций.

Разработка и внедрение действенных мер по преодолению финансовых кризисов разного уровня являются в настоящее время неотъемлемой частью программ национального развития и роста. В большинстве развивающихся и развитых стран проблемам несостоятельности (банкротства) уделяется особое внимание: дополняются законодательные нормы в сторону упрощения взаимодействий субъектов процедур несостоятельности, а также в сфере урегулирования разногласий между должниками и кредиторами.

Для наиболее успешных и эффективных методов урегулирования проблем несостоятельности необходимо аналитическое исследование различных финансово-экономических подходов в других развитых странах, в частности в Англии, Франции, Германии, США, где определенные меры и процедуры регулирования процессов банкротства формировались столетиями.

Производство по делам о восстановлении экономического положения юридических лиц начинается, как правило, по заявлению кредиторов, должника, уполномоченных органов, требованию прокурора, либо по решению суда. Следует отметить, что абсолютное большинство дел о несостоятельности начинается по заявлению кредиторов, поскольку кредиторы, как правило, являются главными заинтересованными субъектами в начале производства1.

Процедура несостоятельности может быть возбуждена по заявлению самого должника, когда состояние его дел не позволяет удовлетворить свои обязательства перед кредиторами. Данная процедура предусмотрена почти во всех развитых законодательствах, где государство ставит под защиту добросовестного должника2.

В частности, согласно положениям статьи 9 Закона о банкротстве Российской Федерации, на руководителя организации-должника ложится обязанность подать заявление в срок не позднее месячного срока о признании его несостоятельным при невозможности удовлетворить требования кредиторов в добровольном порядке, и отвечает всем признакам недостаточности имущества.

Аналогичные положения установлены в ст. 4 французского закона №85-98 от 25 января 2015 года, которые также обязывает всех юридических лиц частного права, даже тех, кто не является коммерсантами, в срок не ранее двух недель подать заявление в суд о начале процедуры банкротства3. Открытие производства в отношении должника по инициативе суда в настоящее время явление довольно редкое. Такое практика предусмотрена в законодательстве Англии и Франции. Судебным органом возбуждается дело о начале производства по делу о несостоятельности  в случае, если, по его мнению, имеются существенные нарушения публичного порядка или в случае защиты интересов кредиторов, когда компания неизбежно становится неплатежеспособной.

Французским правом также предусмотрена возможность обращения с требованием о признании должника несостоятельным прокурора республики. Роль прокуратуры во Франции высока, поскольку она играет посредническую роль между организацией и заинтересованными государственными органами. Также следует отметить, что заявление о начале производства вследствие неплатежеспособности, подаваемое заинтересованными лицами, должно быть подано в надлежащий суд, которому подведомственно и подсудно рассмотрение такой категории дел.

Рассматриваемые страны можно объединить на три группы, в каждой из которой дела подведомственны: 1) всем без исключения гражданским судам с условием территориальности (Германия); 2) коммерческим судам и некоторым гражданским (Франция, Россия); 3) специализированным судам (США, Англия).

Законодательством всех стран предусмотрено, что заявление о признании должника несостоятельным подается исключительно письменно и по установленной форме. При подаче такого ходатайства самим должником, он обязан представить суду список кредиторов, перечень своего имущества, также сведения о виде и размерах представленных обеспечений по долговым обязательствам.

В большинстве стран между датой принятия заявления о признании банкротом и назначения первого слушания по такому делу проходит не более 30 дней, как, например, по законодательству Российской Федерации, где установлен срок не менее 15 дней с даты вынесения определения о принятии заявления.

Также во всех законопорядках кредиторами должен доказываться факт неплатежеспособности и реальности своих требований. С даты принятия судом решения о начале какой-либо процедуры несостоятельности до даты объявления в отношении должника процедуры конкурсного производства, судебным органом могут быть применены меры, направленные на сохранение имущества должника для расчетов с кредиторами. Такие действия суда включают правовые нормы гражданского, уголовного и административного характера.

Следует отметить, что наиболее кратко и емко сформулированы в германском уложении о несостоятельности 1994 года, где указано, что процедура конкурсного производства может быть применена лишь к такому должнику, который оказывается неспособным исполнить платежные обязательства. Таким образом, для открытия производства о несостоятельности является достаточным наличие одного формального признака – прекращение платежей. Аналогичное положение существует в праве Франции, где факт прекращения платежей должен доказывать конкурсный кредитор.

По законодательству Российской Федерации, для того, чтобы возбудить процедуру несостоятельности, предприятию-должнику необходимо иметь совокупную задолженность в размере не менее 300000 рублей и срок неоплатности – не менее чем три месяца с даты возникновения обязательств по оплате.

Законодательством о банкротстве США для начала в отношении должника процедур несостоятельности необходимо доказательство единственного признака -  отсутствие платежей, однако минимальный размер долга должен составлять не менее 5 тысяч долларов, а для открытия специальной процедуры урегулирования несостоятельности юридического лица с регулярными источниками доходов, такой размер необеспеченной задолженности не должен быть менее 100 тысяч долларов, а также ранее исчисленной задолженности с обеспечением на сумму не менее 350 тысяч долларов4.

Кроме того, как уже указывалось ранее, в большинстве изучаемых стран главным условием начала конкурсного процесса является наличие нескольких кредиторов, поскольку сама идея несостоятельности – соразмерное удовлетворение требований кредиторов, предполагает под собой наличие нескольких кредиторов должника. И, если у должника оказывается только один должник, то процедура конкурсного производства не открывается, и принудительное взыскание задолженности осуществляется в общеисковом порядке5.

Как уже указывалось ранее, наиболее однозначно решается вопрос о выборе процедуры несостоятельности в законодательстве Германии, где помимо заключения мирового соглашения предусмотрена только единственная возможность для ликвидации задолженности – конкурсное производство.

Более разнообразные процессуальные возможности реализованы в законодательстве США. Законом о несостоятельности от 1979 года установлено, что суд может начать одну из предусмотренных процедур, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и от его правового положения6.

Так, в соответствии с главой 7 Закона о несостоятельности в отношении всех должников, за исключением кредитных, страховых, банковских организаций, железнодорожных корпораций, вводится процедура ликвидации.

Публикация решения суда обязательна для всех (erga omnes). Она обязана содержать наименование должника, его организационно-правовую форму, сведения о местонахождении предприятия, наименование суда, выносившего решение, номер дела, дату решения, номер записи торгового реестра, имя и адрес конкурсного управляющего.

Аналогичные требования установлены в российском Законе о банкротстве в ст. 128, согласно которому указанные выше сведения конкурсный управляющий должен опубликовать в течение 10 дней с даты вынесения решения о признании должника банкротом.

Открытие процедуры банкротства во всех странах, где урегулированы процессы банкротства, имеет ряд существенных последствий как для самого должника, так и для кредиторов. В частности, должник, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, ограничивается, либо лишается полностью в праве владения и распоряжения своим имуществом. Право управления имуществом переходит к специальным субъектам конкурсного процесса - должностным лицам, назначаемых судебным органом.

Отстранение должника от права управления и распоряжения своим имуществом является главным последствием открытия конкурсного производства. Данный порядок по передаче права управления и распоряжения регулируется § 80 Уложения о несостоятельности ФРГ, Законе о банкротстве Франции № 85-98 от 25 января 1985 года в ст.ст. 31, 152, главой VII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в Российской Федерации. В праве США и английском праве для урегулирования правоотношений в рамках процедуры конкурсного производства находит свое применение институт доверительной собственности («trust»), в котором над конкурсным управляющим устанавливается статус доверительного собственника.

После признания должника несостоятельным, в отношении его активов и имущества получает право реализации так называемый конкурсный иммунитет. Его суть заключается в том, что все кредиторы должника должны предъявлять свои требования исключительно в  рамках конкурсного процесса и по установленным законодательством правилам. Никакие взыскания и аресты на имущество в пользу иных кредиторов в рамках конкурсного производства также не допускаются.

В соответствии со ст. 126 Закона о банкротстве России все обязательства оранизации-должника, по которым в период признания должника банкротом и открытия в отношении него процедуры конкурсного производства срок исполнения не наступил, признаются просроченными.

Однако французским законодательством из данного правила имеется исключение, выражающееся в том, что при возбуждении в отношении должника конкурсного производства, задолженность, по которым срок исполнения на день вынесения судебного решения об открытии конкурсного процесса еще не наступил, исполняются по мере наступления срока для исполнения таких обязательств.

По праву Германии, Франции, США с даты объявления должника несостоятельным, может предусматриваться приостановка начисления процентов по неисполненным денежным требованиям кредиторов.

Введение конкурсного производства в большинстве стран устанавливает для конкурсного управляющего обязанность по изучению хозяйственной деятельности должника, установлению подозрительных сделок и их последующему оспариванию, для возврата денежных средств на баланс должника.

Германское Уложение о несостоятельности предусматривает обжалование конкурсным управляющим следующих сделок должника: сделки, заключенные должником после подачи заявления в суд об открытии конкурсного производства либо после прекращения оплаты долга, с намерением нанести ущерб кредиторам, если другой стороне сделки было известно о прекращении уплаты задолженности, либо подачи заявления о признании должника банкротом; сделки, заключенные после прекращения платежей либо подачи заявления, направленные на предоставление преимущественного положения одному из кредиторов перед остальными; договоры возмездного характера, заключенные в течение одного года после открытия конкурсного производства с ближайшими родственниками или супругом руководителя должника и т.д. Кроме того, интересен факт, что сделки должника с намерением причинить убытки кредиторам могут быть обжалованы в течение десяти лет до даты подачи заявления об открытии производства о несостоятельности.

В других международных правовых системах существуют аналогичные предписания. Так, в соответствии со статьей 107 французского закона № 85-96 существует определенный ряд сделок, которые конкурсный управляющий правомочен обжаловать. Существует принцип возраста (back principalle), согласно которому конкурсный управляющий, являясь доверительным управляющим, может оспорить сделку и потребовать возврата титула на имущество, недвижимость7.

Согласно главе III.1 российского Закона о несостоятельности (банкротстве) могут быть оспорены сделки, которые заключены в трехгодичный срок с даты подачи заявления о признании должника несостоятельным, совершенные с целью нанесения имущественным правам и интересам кредиторов.

Для руководителя организации-банкрота также большинством законодательств в разных странах мира предусматриваются неблагоприятные последствия в виде ограничения перемещений, отсутствие охраны неприкосновенности переписки, когда конкурсный управляющий может переадресовывать входящую корреспонденцию, и прочее.

С даты объявления должника банкротом в большинстве стран у бывшего руководителя должника по решению суда возникает обязанность по передаче  конкурсному управляющему документов и имущества должника, а также предоставить информацию о кредиторах, опись имущества. В соответствии со статьей 10 Закона о банкротстве Российской Федерации, в случае сокрытия информации от конкурсного управляющего, а также ввиду непередачи ему документов предприятия-должника, бывший руководитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности и возместить все убытки, возникшие вследствие таких неправомерных действий.

Судебный орган во всех государствах, где урегулированы процессы банкротства, занимает центральное место в конкурсном процессе. Суд контролирует деятельность участников конкурсного процесса, проверяет законность их действий, а также полномочен влиять на ход конкурсного процесса, удовлетворяя либо отказывая в удовлетворении заявления о признании должника несостоятельным, утверждая или отклоняя мировые соглашения, либо планы урегулирования задолженности, а на заключительных этапах конкурсного процесса – выносить решение об освобождении предприятия от долгового бремени, либо о завершении процедуры конкурсного производства.

По ходу развития конкурсного законодательства, постепенно были выработаны нормы, направленные на смягчение условий процедур несостоятельности, в виде предоставления кредиторами отсрочек по уплате должником задолженности, а также установления порядка погашения долга. В основе данных изменений лежит порядок заключения между участниками процедуры несостоятельности мирового соглашения (compositio).

По действующему закону ФРГ о мировых сделках 1935 года, должник может подать в суд заявление о предотвращении процедуры конкурсного производства. Такое заявление должно содержать план мирного урегулирования, о способах и видах предоставления обеспечения.

В английском законодательстве должником правомочно заключение мирового соглашения по общему праву (composition at common law), однако такое соглашение регулирует правоотношения только между теми кредиторами, которые дали свое согласие на его заключение. Аналогичным образом вопрос мирового соглашения решается в праве США.

В Англии законом о несостоятельности 1986 года была введена процедура добровольного урегулирования задолженности компании (company voluntary arrangement). Данная процедура не требует участия суда и подлежит применению в случае уже имеющегося конкурсного производства, когда руководитель должника делает предложение самой компании и ее кредиторам о мировом урегулировании спора.

Российский закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает заключение мирового соглашения на любой стадии процесса несостоятельности. Согласно статье 150 указанного Закона, решение о заключении мирового соглашения либо отказе от его заключения принимается на собрании кредиторов большинством голосов. Само мировое соглашение, в случае его заключения, утверждается арбитражным судом. Односторонний отказ от исполнения данного соглашения не допускается.

В США законом о несостоятельности 1978 года предусматривается возможность предотвращения ликвидации имущества должника. Для отдельных субъектов правоотношений несостоятельности по праву США ликвидация имущества вообще не допускается в силу императивного предписания специальных норм закона. Например, для муниципальных образований предусматривается специальная процедура урегулирования, которая начинается с заявления по заявлению самой организации, так и ее кредиторов. Организация предоставляет план по урегулированию задолженности, в который до утверждения судом допускается внесение изменений. После  утверждения такого плана судом, он становится обязательным для всех участников процедуры банкротства.

В случае, если собрание кредиторов не приходит к консенсусу по поводу условий мирового соглашения, либо когда должником не соблюдаются условия мирового соглашения, и видится очевидной неспособность достижения восстановления платежеспособности предприятия, суд по ходатайству участников конкурсного процесса может вынести решение о прекращении процедуры мирового урегулирования дела о несостоятельности и начать в отношении должника процесс ликвидации.

В праве Англии содержится существенная особенность процесса ликвидации по делу о несостоятельности. Так, компания, принявшая решение о прекращении своей деятельности, в установленный срок обязана опубликовать заявление о своей неплатежеспособности, в противном случае в отношении нее начинается процедура ликвидации как неплатежеспособного должника.

При многочисленных различиях процессуальных особенностей на стадии ликвидации имущества должника-банкрота, во всех изучаемых странах также имеются и сходства в развитии процесса ликвидации, главенствующими задачами которого является консолидация имущественных пассивов и активов, обращение ликвидного имущества в денежные средства и соразмерное пропорциональное удовлетворение требований кредиторов.

Далее рассмотрим главные этапы конкурсного процесса на стадии ликвидации имущества несостоятельного должника.

Следует отметить, что объем имущества, включенного в конкурсную массу в разных странах неодинаков. Например, согласно § 35 германского Уложения о несостоятельности «производство о несостоятельности охватывает все имущество, принадлежащее должнику на момент открытия в отношении него процедуры конкурсного производства и приобретенное им во время производства». Статьей 283 и в § 541 закона США 1978 года английского закона следует, что в конкурсную массу входит только то имущество, которое принадлежало должнику до момента возбуждения в отношении него процедуры конкурсного производства.

В состав конкурсной массы включаются не только материальные объекты, но также имущественные права и неимущественные объекты. К таковым относятся торговые марки и знаки, патенты, формулы, а также иная промышленная собственность, которая также подлежит распределению между кредиторами после ее реализации.

Однако не все имущество, находящееся в собственности должника, может входить в конкурсную массу. По праву стран континентальной Европы в число объектов конкурсной массы входит только то имущество, на которое может быть обращено взыскание. Например, имущество, находящееся в доверительной собственности, в конкурсную массу не включается.

В соответствии со статьей 131 закона о банкротстве России, из числа конкурсной массы подлежит исключению имущество, изъятое из оборота, а также такие имущественные права, которые связаны непосредственно с личностью должника.

В США вопрос об исключении имущества из конкурсной массы решается в соответствии с законодательством штатов. В § 522 федерального закона 1978 года имеется упоминание об имуществе, которое может быть изъято из-под действия закона о банкротстве, в частности о недвижимости, а также имуществе, которое позволило бы должнику начать «новую жизнь».

По законодательству Бельгии о банкротстве, конкурсному управляющему предоставляется право принять необходимые меры для защиты имущественных интересов предприятия-должника в правоотношения со своими кредиторами, и реализовать меры по взысканию дебиторской задолженности, также реализовать меры по исполнению двусторонних договоров и требовать исполнения такого договора другой стороной в пользу несостоятельного должника.

Проблема изъятия активов и имущества, составляющего конкурсную массу из-под режима конкурсного процесса имеет большое практическое значение. С одной стороны, в результате выделения имущества из конкурсной массы уменьшает ее объем, однако, с другой стороны, может быть представлена защита таким лицам, имущество которых без каких бы то ни было правовых оснований внесено в конкурсную массу.

Более подробно данный принцип был сформулирован в Германском уложении о несостоятельности, где в соответствии с § 48 право требования на основании вещного либо обязательственного права изъятого из конкурсной массы имущества, не принадлежащего должнику, признанному несостоятельным, производится на основании общих норм гражданского права.

Для процесса консолидации конкурсной массы главное значение имеет последний этап данной стадии – реализация имущества несостоятельного должника и распределение ее между кредиторами. Реализация имущества должника осуществляется путем организации публичных торгов. Такая процедура позволяет получить максимально возможную цену от реализации конкурсной массы.

Во всех законодательствах мира, где урегулированы процессы несостоятельности, кредиторы несостоятельного должника должны заявить о своих требованиях в установленные законом или судом сроки. Контроль за сроками имеет большое значение для кредитора, поскольку пропуск срока чреват определенными последствиями, например, он рискует опоздать к распределению конкурсной массы и не получить удовлетворения своих требований.

Важным процессуальным этапом всего конкурсного производства является проверка конкурсным управляющим требований кредиторов. Конкурсный управляющий устанавливает обоснованность и размер требований.

По российскому законодательству о несостоятельности, порядок удовлетворения требований кредиторов таков: в первую очередь подлежат удовлетворению требования граждан, перед которыми у должника имеются обязательства, возникшие вследствие причинения им вреда жизни и здоровью; кредиторами второй очереди признаются работники должника, работающие на основании трудового договора, а также авторские отчисления; в третью очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов, в том числе и по нетто-обязательствам.

Следует отменить, что основания прекращения конкурсного производства в изучаемых странах существенно различается. В Германии конкурсное производство прекращается по заявлению самого должника и согласии абсолютно всех кредиторов (§ 213 Германского уложения о несостоятельности); во Франции, в соответствии со статьей 176 Закона № 85-98, по инициативе суда на основании ходатайства судьи-комиссара; в соответствии со статьей 149 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура конкурсного производства подлежит прекращению судом после ознакомления с отчетом конкурсного управляющего.

В законодательстве о банкротстве континентальной Европы вступившее в законную силу решение суда об окончании конкурсного производства имеет существенные правовые последствия, в частности, должны быть прекращены все процессуальные действия по отношению к имуществу должника, органы конкурсного управления прекращают свои полномочия, должник приобретает право управления имуществом, не реализованным во время процедуры конкурсного управления, кредиторы должника приобретают право взыскания с должника в части той задолженности, в части которой не получили удовлетворение. Такие правовые последствия прекращения конкурсного производства имеют важное  значение для должника, так как он снова может быть объявлен несостоятельным (банкротом).

В странах с прецедентной системой правовые последствия прекращения конкурсного производства несколько другие. В США и Англии с даты прекращения конкурсного производства должник освобождается  от ответственности по всем долгам, за  исключением возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью другому лицу, либо его имуществу.

Конкурсный управляющий вправе обжаловать освобождение должника от несения долгового бремени, если такое постановление суда было получено обманным путем и заинтересованное лицо знало о таком обмане после вынесения решения суда, либо если должником обманным путем удержано имущество, которое должно быть включено в конкурсную массу.

Как и в континентальной правовой системе, юридические лица прекращают свое существование после завершения процедуры ликвидации имущества.



2.2. Зарубежный опыт регулирования процессов банкротства физических лиц


В большинстве развитых стран действующим гражданским законодательством предусмотрен институт личного банкротства – банкротство физических лиц, не являющихся предпринимателями. Признанное мировым сообществом «потребительское банкротство» является благом для добросовестного гражданина, поскольку в ходе процесса позволяет законным способом добиться реструктуризации долга, либо освободиться от задолженности, предоставив для расчетов с кредиторами свое имущество и доходы. Такими странами, законодательством которых урегулированы отношения, связанные с банкротством, и в которых  длительное время успешно применяются механизмы подобных процедур, являются: США, Германия, Швеция, Дания, Англия, Австрия, Франция, и другие.

США – государство, где впервые, в результате внесения изменений в законодательство 1978 года, на законодательном уровне была урегулирована процедура банкротства граждан.

В Европейских странах первый закон, устанавливающий отношения в сфере регулирования процедур банкротства в отношении граждан, не ведущих предпринимательскую деятельность, был принят только лишь в 1984 году в Дании.

Германия, которая отличается наилучшей системой по социальной защите граждан, ввела в действие Закон о банкротстве 5 октября 1994 года. Сама процедура регулирования и объявления несостоятельным установлена § 1 Уложения ФРГ о банкротстве юридических и физических лиц (Insolvenzordnung).

На основании aбз. 1, а также 2 § 17 Уложения ФРГ о банкротстве под общим основанием для открытия процесса банкротства является неплатежеспособность гражданина. Должник считается неплатежеспособным, если он не способен выполнить подлежащие исполнению платежные обязательства перед кредиторами. Поводом для признания должника неплатежеспособным также может послужить приостановление должником платежей, в том числе по обязательным платежам.

Согласно вышеуказанным положениям, законодательство о несостоятельности ФРГ не устанавливает минимальный порог неоплатности для признания гражданина банкротом.

После вынесения судебного постановления о признании должника банкротом, каждый год пересматривается его персональное финансово-имущественное положение. Такой пересмотр продолжается на протяжении шести лет. Согласно § 286 Уложения о несостоятельности (Insolvenzordnung) если должник в банкротстве физическое лицо, то в соответствии с предписаниями параграфов 287–303 он освобождается от обязательств перед конкурсными  кредиторами, если к концу срока платежеспособность должника не изменилась, дело о банкротстве подлежит прекращению, а все остаточные долговые обязательства  аннулируются.

В Англии не имеется специального закона, который регулировал бы процесс несостоятельности граждан, но Закон о неплатежеспособности 1986 года (The Insolvency Act 1986) все же устанавливает некоторые положения.

Данный Закон устанавливает только 2 порядка урегулирования задолженности перед кредиторами, заключающиеся в добровольном урегулировании суммы долга, а также в конкурсном производстве.

Законом о несостоятельности 1986 года предусмотрено конкурсное производство имущества граждан (bankruptcy) и организаций (winding up). Действия по подаче заявления самим гражданином, кредитором, органами прокуратуры, направлены на открытие процедуры конкурсного производства, такие действия могут быть реализованы самим судом в случае, когда должник умышленно уклоняется от оплаты суммы долга перед кредитором, а также когда умышленно довел  до несостоятельности. До обращения с заявлением о признании гражданина несостоятельным в суд кредиторам необходимо направить непосредственно гражданину претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, то есть в данном случае не исключен досудебный порядок разрешения спора. Соблюдение претензионного порядка возможно только тогда, когда с даты отправления претензии прошло более чем три недели, и когда размер долга не менее 750 фунтов стерлингов.

Сама процедура по Закону о несостоятельности 1986 года вводится на срок до 12 месяцев с возможностью его продления, но на общий срок не более трех лет. Руководит процедурой Администратор по банкротству (Official Receiver/Trusty in Bankruptcy). В полномочия данного субъекта входит расследование обстоятельств, в результате которых гражданин стал банкротом, поиск имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, а также управление этим имуществом. Кроме того, в его обязанности входит созыв собраний кредиторов и подготовка отчетности о проведении процедуры, а также направление ее в суд.

Освобождение должника от задолженности по английскому законодательству происходит завершением конкурсного производства (освобождение от алиментных долгов и долгов, возникших вследствие причинения вреда жизни и здоровью, не происходит). Граждане в течение 1-3 лет после освобождения от задолженности теряют право владеть банковскими счетами, а также право являться участником общества и его руководителем. Более того, в момент восстановления физическое лицо теряет право на избрание в парламент Англии8.

Регламент ЕС №1346/2000 от 29 мая 2000 года о процедурах банкротства определяет отношения, которые связаны с банкротством между странами, являющимися членами Европейского союза. Указанным Регламентом, вступившим  в  законную силу с 31 мая 2002 года и применяемым в отношении всех юридических и физических лиц, установлена система, согласно которой решения суда одного государства-члена признается иными странами-членами9. Двадцать шесть государств - членов Евросоюза признают указанный Регламент, за исключением Дании, отказавшейся в присоединении в связи с тем, что Законом Дании о банкротстве от 04 февраля 1997 года № 118 (Konkursloven) не признаются процедуры несостоятельности, возбужденные и являющиеся основными в иных странах.

В Америке процедуры несостоятельности граждан наиболее законодательно урегулированы по сравнению со странами Европы. Кодекс о банкротстве (Bankruptcy Code) от 6 ноября 1978 года устанавливает и определяет банкротные отношения в США. Открытие конкурсного производства предусмотрено по отношению к гражданам и организациям (партнерствам, корпорациям, муниципалитетам), за исключением  государственных образований. Должником признается  лицо,  проживающее и имеющее бизнес или имущество в Америке или являющееся муниципалитетом10.

Право на обращение в суд с заявлением о введении процедуры по урегулированию долга предоставлено самому гражданину, который имеет необеспеченную задолженность в размере ста тысяч долларов или обеспеченную задолженность в размере 350 тысяч долларов. Заявление должника должно содержать наименования всех имеющихся кредиторов с размером задолженности, сроками предстоящей и уже наступившей оплаты, а также список имеющегося имущества, включая информацию о доходах.

Законодательство США о банкротстве, в отличие от законов европейских стран, несет в себе более лояльный в отношении граждан характер. Суть такого характера содержится в том, что Законы США о несостоятельности в ходе проведения процедур несостоятельности в значительной степени учитывают интересы самого гражданина, а именно:

– предусмотрено проведение политики «нового старта» (fresh start), заключающейся в возможности должника в установленный срок освободиться от долгов и перейти к жизни  «с чистого листа»;

– в случае направления гражданином заявления о несостоятельности в отношении личного имущества, то он может рассчитывать на применение судом процедуры санации.

Более того, Законодательством о несостоятельности (ВС) предусмотрена возможность оставления гражданам у себя определенных активов (exepitition), перечисленных в заявлении. В состав таких активов входит наличие различных денежных сумм, предназначение которых состоит в обустройстве жилья, содержании автотранспортных средств, одежды, средств на сберегательном счете, пенсионных накоплений.

Для граждан, признанных банкротами, предусмотрено наличие определенных юридических последствий, ограничивающие их личные и имущественные права. В отношении должника вводится ограничение в перемещении, должник теряет право на оставление места открытия процедуры конкурсного производства в отсутствие разрешения судебного органа; нормы, охраняющие неприкосновенность переписки, ограничиваются; всем обязательствам независимо от даты исполнения присваивается статус просроченных; предусмотрена возможность оспаривания сделок, заключенных в течение года до даты введения процедуры несостоятельности, главным образом, заключенных с родными и близкими11.

Судом в результате завершения распределения имущества должника-гражданина принимается решение об освобождении от задолженности. В решение не включаются налоговая задолженность, сборы, алименты, в том числе требования о возврате кредита, который был предоставлен для обучения.

Таким образом, институты несостоятельности граждан, действующие во многих странах мира, направлены на урегулирование отношений в потребительской сфере, позволяют стабилизировать жизнь неплатежеспособного добросовестного гражданина, а также установить равновесие в отношениях граждан и государства.

Анализируя введенные нормы о несостоятельности гражданина в России и особенности механизма и целей самих процедур банкротства, главным образом, нужно проанализировать зарубежный опыт в банкротстве граждан, а именно, практику Соединенных Штатов Америки.

Невозврат потребительского кредита в Америке стал реальной проблемой, которая приобрела значительный характер. В то же время в результате принятия Акта о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей (Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act) и вступлении 17 октября 2005 года указанного Акта в законную силу, была решена проблема злоупотреблений со стороны некоторых категорий должников в данной сфере12.

Американским правом частным лицам, находящимся в тяжелом финансовом положении, предусмотрены альтернативные возможности по снятию с себя задолженностей. Так гражданину предоставлено право выбора между пожертвованием кредитору всего своего имущества путем выбора конкурсного процесса (кроме некоторых исключений) и сохранения таким способом своих будущих доходов, и выбором плана урегулирования задолженности, сохранив имущество, но за счет будущих доходов13.

В Америке право на несостоятельность является конституционным правом, обеспечивающим защиту интересов гражданина экономического характера в отношениях с юридическом лицом, а также правительством.

В свою очередь, отечественным законодателем, исходя из передового иностранного опыта потребительского банкротства, также введен институт несостоятельности гражданина. Статья 213 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»14 содержит в себе основную идею законодательства о несостоятельности граждан, которая заключается в реализации освобождения гражданина от задолженности. Соответственно восстановительный характер устанавливается тем, что право на признание несостоятельным может быть реализовано гражданином-должником только один раз в пять лет.

Положения Закона о несостоятельности физических лиц основаны на мировом опыте банкротства, а социально-экономическая цель закона заключается в стимулировании развития финансового рынка и цивилизованных отношений участников в деле о несостоятельности.

Необходимо сказать, что направленность вновь принятого законодательства выражается в обеспечении механизма реструктуризации долга гражданина непосредственно в суде. До законодательного урегулирования вопроса несостоятельности граждан возможность согласовать порядок и условия погашения долга с кредиторами у граждан отсутствовала, поскольку  законодательство не предусматривало обязанность как досудебного урегулирования спора, так и рассмотрения такого спора в судебном порядке. В связи с чем кредиторы приходили к единственному варианту разрешения проблемы, а именно к обращению взыскания на имущество должника.

Принятым Законом о несостоятельности гражданина, при обращении в суд с заявлением о признании физического лица несостоятельным размер задолженности не должен быть менее 500 тысяч рублей, а срок неисполнения обязательств по оплате должником составляет три месяца. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании физического лица несостоятельным предоставлено самому гражданину, его кредиторам и уполномоченному государственному органу. Особо интересен тот факт, что законодателем при определении возможности на обращение в суд предусмотрена возможность учитывать требования как одного, так и совокупные требования кредиторов, в случае, когда общий размер задолженности равен установленному законом минимуму.

Установление в законе о несостоятельности физических лиц необходимым условием возбуждения дела о несостоятельности минимальный размер суммы долга вполне обосновано. В то же время необходимо применение так называемого дифференцированного подхода, согласно которому применение разного размера задолженности распространялось бы на субъектов предпринимательской деятельности согласно их правовому статусу и виду осуществляемой деятельности.

Сегодня же рядом развитых правопорядков при вынесении решения по вопросу введения процедуры несостоятельности применяется принцип числа кредиторов. Так, согласно французскому законодательству в одно из условий для объявления гражданина банкротом входит непосредственно количество кредиторов. В случае, когда гражданин имеет только одного кредитора, процедура конкурсного производства не открывается, а само взыскание задолженности осуществляется путем обращения с исковым заявлением в суд в пределах гражданского производства15.

Тем не менее, мнение ученых основано на принципе неоплатности при вынесении решения о введении процедуры несостоятельности в отношении физического лица. Необходимо отметить, что взыскание суммы долга в общем исковом порядке в рамках гражданского судопроизводства, является пожизненной ношей, в случае когда размер задолженности значительно выше стоимости имущества физического лица, а признание банкротом должника предусматривает наличие соответствующих последствий, какие не предусматривает общий исковой судебный порядок взыскания16.

Большинство развитых правопорядков в отношении должника, который не является индивидуальным предпринимателем, руководствуются принципом неоплатности, заключающегося в превышении суммы долга над стоимостью имущества физического лица.

Необходимо отметить, что в итоге законодателем принято решение о закреплении нескольких критериев банкротства, в результате чего гражданин получил возможность на обращение в суд за признанием его несостоятельным, в случае наличия у него признаков невозможности погашения задолженности и признаков недостаточности имущества (п. 2 ст. 213.4 Закона).

Законодателем предусмотрены конкретные процедуры, которые применяются при несостоятельности гражданина. Данные процедуры имеют существенные отличия от процедур, применяемых при несостоятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя. Так, Закон определяет введение процедуры реструктуризации задолженности, реализация имущества должника, мирового соглашения (ст. 213.2). Содержательная нагрузка указанных процедур  придает им реабилитационную направленность одновременно «продолжникового», восстановительного и «социального» характера.

Необходимо сказать, что законом впервые введены нормы гражданско-процессуального законодательства, посвященные процессу признания должника банкротом и помещены в конкретную главу 32.1 ГПК РФ. Данное решение законодателя является вполне оправданным и способствующим в комплексном раскрытии процесса банкротства.

Вопросам порядка направления заявления в суд о признании должника банкротом (ст. 289.1), содержания такого заявления (ст. 289.2) и его рассмотрения (ст. 289.3) присвоено отдельное регулирование. Законом фактически установлена подсудность по рассмотрению заявлений о признании несостоятельным в судах по месту жительства должника. Право на обращение с заявлением предоставлено как самому гражданину, так и конкурсным кредиторам.

Тем не менее, в новом законодательстве предусмотрены не только «согласительные» правовые инструменты. Нормативной базой теперь предусмотрены еще некоторые альтернативные инструменты по урегулированию долгов гражданина перед кредитором. Так, согласно изменениям в конкурсном законодательстве введены две новые реабилитационные процедуры.

Одной из таких процедур является реструктуризация долга гражданина по восстановлению его способности платить и удовлетворить требования кредиторов согласно плану реструктуризации задолженности.

Второй такой процедурой является реализация имущества должника, которая применяется в отношении признанного несостоятельным гражданина для погашения задолженности перед кредиторами.

Концептуальная основа введенного в действие Закона № 476-ФЗ заключается в закреплении единого самостоятельного процесса по признанию гражданина несостоятельным.

Процедура несостоятельности граждан может длиться около четырех лет (три года и девять месяцев, с продлением указанного срока в случае, когда необходима дальнейшая реализация имущества гражданина), в связи с чем предполагается понесение значительных расходов должником по осуществлению процедур банкротства.

В случае, когда индивидуальным предпринимателем утрачивается свой статус после обращения с заявлением в судебном порядке и до принятия решения судом, прекращению производство по делу не подлежит с целью исключения волокиты и последующего разрешения дела о несостоятельности. Данные обстоятельства подтверждаются и судебной практикой17, что вполне обоснованно и разумно в целях скорейшего разрешения по делу, а также  соразмерного погашения задолженности перед кредиторами.

Важной гарантией по соблюдению баланса прав кредиторов на имущество является установление требования на имущество должника, являющееся залогом отдельного кредитора (ст. 213.10 Закона). Указанная категория кредиторов пользуется значительным приоритетом перед остальными кредиторами по погашению задолженности из имущества, находящегося в залоге. Законодателем же установлено обязательство по обеспечению наличия всего имущества гражданина в изначальном виде, несмотря на возможность притязаний на него третьими лицами.

Конкурсная масса включает все имущество должника, которое имеется на момент признания должника несостоятельным и введения процедуры реализации имущества должника, а также которое было выявлено или приобретено после признания должника банкротом (п. 1 ст. 213.25 Закона), за исключением имущества, на которое нормы гражданского процессуального законодательства запрещают обращение взыскания (п. 3 ст. 213.25 Закона).

В данном случае необходимо сказать, что изначально было предложено с целью эффективного действия процедуры несостоятельности о включении недвижимого имущества в конкурсную массу должника и установлении трехлетнего срока реструктуризации задолженности, поскольку очень важным для кредитора является вопрос, касаемый запрета на обращение взыскания на недвижимость должника. Очевидно, что самая высокая стоимость устанавливается для недвижимого имущества, и только от его продажи возможно погасить задолженность перед кредиторами. Тем не менее с данным положением однозначно согласиться не представляется возможным, поскольку размер долга и стоимость имущества, подлежащее реализации для удовлетворения требований кредиторов, явно несоразмерны. Конечно, неразумно продавать квартиру гражданина по цене 2000 млн. руб., когда общий размер его задолженности не выше ста тысяч рублей. Вполне логично, что в таком случае необходимо применять принцип соразмерности взыскания, установленный  в законодательстве об исполнительном производстве. Более того, необходимо учитывать возможность сохранения в обязательном порядке жилого помещения для должника, который оказался под процедурой несостоятельности, при этом опираясь на положения Конституции о праве каждого на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Такая соразмерность взыскания  должна предусматривать возможность кредиторов по изъятию чрезмерных излишек жилого помещения в их пользу.

Освобождение должника, который признан несостоятельным, от имеющейся задолженности происходит  в результате завершения расчетов с кредиторами, в том числе от задолженности не заявленной в ходе реструктуризации задолженности должника или реализации его имущества (п. 3 ст. 213.28).

При завершении указанных процедур данные сведения о гражданине включаются в реестр сведений о банкротстве. Литература раньше уже указывала на необходимость составления единого реестра сведений о несостоятельности граждан, которые бы содержали сведения о должниках, судебные решения, планы реструктуризации задолженности и иную существенную информацию18. Из-за отсутствия указанного реестра  кредитные организации не обладают информацией о добросовестных заемщиках. Объявление физического лица о своей несостоятельности в будущем препятствует банку в удовлетворении своих требований к гражданину и в итоге приводит к списанию задолженности потребителей.

Законодательством о несостоятельности физических лиц предусмотрены экономические последствия, которые вытекают из юридического факта признания должника несостоятельным (п.п. 1-3 ст. 213.30 Закона о банкротстве). Таким последствиями являются: невозможность принятия на себя обязательств по кредитному договору и договору займа  без указания на факт своей несостоятельности; гражданин теряет право с момента объявления его несостоятельным в течение трех лет занимать руководящие должности в организациях; накладывается запрет на сокрытие факта принятия плана реструктуризации задолженности при заключении кредитных договоров и покупки товара в рассрочку в случае применения к гражданину процедуры реструктуризации задолженности.

Необходимо отметить, что Законом о банкротстве предусмотрена возможность банкротства умершего должника (ст. 223.1). Примечательно, что несостоятельность должника в случае его смерти является безусловной новацией в отечественном конкурсном праве.

Только осуществление указанных положений на практике маловероятно, поскольку вряд ли наследниками гражданина будет осуществлено наследственное правопреемство, когда они знают о наличии у должника в том числе задолженности перед кредиторами. Исключением может быть лишь тогда, когда стоимость наследственного массы будет значительно выше размера задолженности наследодателя, образованной им при жизни.

Как уже отмечалось ранее, в урегулировании вопросов банкротства законодательство США стран развито сильнее и в большей мере отвечает интересам должника, чем интересам кредитора. Некоторым положениям «Кодекса о банкротстве» возможно найти применение в праве Российской Федерации.

В частности, это касается сроков погашения задолженности в российском праве в отношении банкротства физических лиц достаточно завышены. Установление коротких временных рамок, конечно же, отвечает в полной мере интересам кредиторов, однако установление срока выплат в 3 года может стать невозможным для выплаты должником крупной суммы долга. Данные условия могут привести к увеличению долговых обязательств перед кредиторами.

Кроме того, принцип «нового старта», применяемый в США, также актуален и для России. Перечень имущества, которое не может быть передано для реализации в счет погашения задолженности защищает имущественные интересы должника, однако в отдельных случаях средства от реализации такого имущества, либо замены одного имущества на другое, может помочь быстрее и без существенных потерь восстановить платежеспособность гражданина и представит больше возможностей для реализации после выплата долга. В связи с изложенным, существует целесообразность разрешить должнику производить замену имущества в конкурсной массе, и в случае его отсутствия применять положения законодательства.

Также стоит отметить, что появление таких поправок в российское законодательство – очень важный шаг для России в вопросе обеспечения финансовой стабильности граждан в сложные кризисные времена, имеющие место, как в мировой, так и отечественной экономике. Данный закон в полной мере должен позволить гражданам надеяться на защиту государства при возникновении у них финансовых трудностей. Однако, в случае отсутствия эволюции в законодательстве о банкротстве физических лиц, возобновится рост недобросовестных заемщиков, желающих законным способом уйти от бремени несения долговых обязательств.



2.3. Особенности банкротства некоторых юридических лиц

(на примере страховых и кредитных организаций)


В 1997-1998 годах в результате прошедшего на развивающихся рынках финансового кризиса, Международным банком реконструкции и развития были разработаны принципы, вошедшие в основу системы несостоятельности и ставшие ключевыми в правовом статусе дебитора и кредитора. Они призваны поддержать необходимые меры по стабилизации международной финансовой структуры в ее наиболее проблемных областях и создать необходимые стандарты укрепления государственной политики, финансовых систем, уполномоченных органов власти, частного сектора, предотвращения и разрешения кризисов, и, наконец -международной судебной системы. Отдельные страны в области ликвидации и экономической несостоятельности фирм, инициировали принятие собственных национальных стандартов (например, в Бельгии, был принят закон «О банкротстве и ликвидации страховых компаний»).

В мире наиболее известен европейский подход в области регулирования банкротства страховых компаний, поэтому считаем полезным исследовать работу, проделанную законодателями ЕС.

Единый европейский страховой рынок стран-членов ЕС стал реальностью в июле 1994 года. Это событие затронуло не только страны-члены ЕС, но и страны-члены Европейской Ассоциации Свободной Торговли (ЕАСТ), которые вынуждены были приспосабливать свои законодательства к единому европейскому страховому законодательству.

Правило единой лицензии – это главный элемент единого страхового законодательства в Европе, которое предусматривает действительность лицензии, которая выдана одним из членов Евросоюза, для всех государств Евросоюза. Необходимо отметить, что данным правилом предусматривается возможность пользования филиалами и представительствами лицензией головной организации, в то время как для дочерней страховой компании предусмотрено самостоятельное получение лицензии. Страховые компании наделены правом предоставления своих услуг непосредственно через представительства, дочерние организации, либо агентства, с помощью свободы в предоставлении услуг по всей Европе путем простого признания факта принадлежности к любому государству Европейского Союза. Контроль за деятельностью в страховой сфере возложен на страну, в которой располагается головная страховая компания. Правилом единой лицензии предусмотрено взаимное признание государствами Европейского союза действующих систем лицензирования и надзора за деятельностью в страховой сфере.

Проведем анализ европейского законодательства в сфере финансовой несостоятельности на примере законодательства Бельгии.

Целая глава (V) бельгийского Закона «О страховых обязательствах и надзором над их выполнением» от 9 июля 1975 года посвящена частичному или полному прекращению расчетов по страховым обязательствам. В эту статью, равно как и в другие статьи Закона, неоднократно вносились поправки, в июле 1991 года и августе 1994 года, с целью приведения их в соответствие со вступившими или собирающимися вступить в силу директивами ЕС. Глава делится на две части: первая связана с причинами прекращения расчетов, а вторая - с их формами, такими как: ликвидация, банкротство и похожие процедуры.

Порядок ликвидации: компании сообщается о признании ее лицензии недействительной. Выдержки из постановления об изъятии лицензии также публикуются в бельгийской печати (в частности - в официальном журнале «Moniteur».)

В случае автоматического отзыва лицензии, такое решение также публикуется в газетах, которые должен выбрать орган страхового надзора в течение 5 дней, за счет фирмы, что должно способствовать, по мнению органа по надзору, соблюдению прав страхователей и страховых бенефициаров. Компания вправе подать в суд на Государственный Совет - административные органы власти - по поводу изъятия лицензии, за исключением автоматического отзыва. Отсрочка исполнения обязательств в случае обращения в суд не предоставляется.

В ст. 47 говорится, что ответственный работник суда обязан уведомить ОСН в случае: - официального признания страховыми компаниями прекращения выплат по страховым обязательствам - депонирования требований кредиторов с целью превращения компании в банкрота. В ст. 48 решается вопрос о ликвидации особого имущества, принимая во внимание следующее: - права страховых кредиторов: в соответствии со ст. 18 Закона «О страховом надзоре», активы компании по форме представляют собой технические резервы, а по-другому отдельный фонд, направленный в первую очередь на выполнение своих обязательств по договорам со страхователями и страховыми бенефициарами. Эти специальные активы составляют «реестр представительских активов» или «постоянную опись», которую ведет каждая страховая компания под контролем органа по надзору.

В случае, если интересы кредиторов не полностью удовлетворены за счет «специмущества» они вправе удерживать часть имущества подзалог (преимущественное право) в отношении ликвидирующейся компании. Кроме того, решения о распределении излишков активов принимаются на общем совете кредиторов.

В современной России страховой рынок характеризуется нахождением в стадии формирования. К главным причинам низкого развития рынка страхования относятся отсутствие действительных финансовых возможностей у страхователей в заключении договора страхования в результате наличия недостаточной эффективности законодательства в налоговой сфере и абсолютно маленького спроса на услуги страхования; в связи с недоверием граждан России к финансовым институтам в целом и к страховщикам, а именно, из-за несостоятельности крупных страховщиков в последнее время; значение имеет, в том числе, неадекватная капитализация страховых организаций России, в результате отсутствия должной законодательной и нормативной базы, которой обеспечивался бы необходимый государственный надзор за страховыми организациями и защитой интересов страхователей; в результате значительной изолированности рынка страхования в России от международного страхового рынка.

До недавнего времени в России при ликвидации страховой организации, либо после отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, а также после введения в отношении такой организации процедуры банкротства, страховая компания, как правило, в отсутствие должного государственного контроля фактически прекращает свою деятельность, тем самым бросая на произвол судьбы своих страхователей, брокеров, агентов, а также иных субъектов страховых правоотношений.

Необходимо сказать, что за последнее время правоотношения, регулирующие вопрос предупреждения банкротства в России, значительно изменились. После того, как функция регулятора контроля и надзора за кредитной компанией, а также страховой, была возложена государством на Банк России, законодательство Российской Федерации дополнилось нормой, согласно которой на Агентство по страхованию вкладов возложены обязанности по ликвидации таких организаций, в том числе обязанности, предоставленные конкурсному управляющему при несостоятельности финансовой организации (п. 5 ст. 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Агентство по страхованию вкладов, как конкурсный управляющий и ликвидатор, наделено соответствующими правами и обязанностями в случае признания негосударственного пенсионного фонда несостоятельным, которые установлены в ст. 187.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.

По состоянию на сегодняшний день внесен законопроект Агентства по страхованию вкладов, Министерства финансов России, Банка России, Министерства экономического развития России,  по предоставлению Агентству прав и обязанностей конкурсного управляющего страховой компанией, в том числе полномочий по их санации при несостоятельности. Данный законопроект был принят в первом чтении. Таким образом, на Агентство по страхованию вкладов и Банк России возложен контроль за осуществлением деятельности страховыми организациями, и в случае наличия признаков финансовой несостоятельности способствовать минимизировать риски и финансовые потери субъектов страховой деятельности путем проведения процедур ликвидации, банкротства, а также восстановления платежеспособности.

Отметим, что современный подход российского законодателя почти не отличает правовое регулирование несостоятельности страховых организаций от любых иных. В этом он не является исключительным. Примерно таким же образом действует и законодательство в США.

Несостоятельность (банкротство) кредитной организации – это невозможность, которая признана арбитражным судом, произвести удовлетворение требований кредиторов по уплате задолженности.

Последняя четверть XX века характеризуется приобретением ряда новых черт правовыми процедурами, которые применяются при банкротстве в Америке и странах Европы. Данные черты заключаются во внесении изменений в характер санкций против банкрота, также и кредитных организаций, которые испытывают экономические трудности.

В США нормы банковского законодательства о несостоятельности кредитных организаций и закон о банкротстве предоставляют корпорациям, включая банковские, следующие возможности: 1) удовлетворение требований кредиторов против должника автоматически приостанавливается с момента подачи заявления о реорганизации банка; 2) приостановление предполагает определенный период, в течение которого приостанавливаются и не могут вестись кредиторами какие-либо действия по получению судебных решений, обращению взыскания на имущество кредитной организации и возврату имущества по любым долгам, возникшим до подачи заявления о банкротстве.

Исполнительная власть в США представлена в процедуре банкротства Министерством юстиции США, которое назначает управляющих конкурсной массой. Управляющим в процедурах банкротства предоставлены широкие полномочия по ведению дел о банкротстве, и они выполняют функции ответственных хранителей, управляющих и доверительных собственников.

Существенное влияние на отношения, возникающие из-за банкротства банковских организаций, оказано нормативно-правовыми предписаниями Федеральной Резервной Системы, состоящие из: 1) резервных требований к депозитам и утверждающие запросы кредитных организаций, являющихся членами ФРС, по слиянию, созданию отделений или наделению полномочий действовать по чьему-либо поручению (предоставление трастовых услуг); 2) условий выдачи чартеров (лицензии на право осуществления деятельности банков); 3) порядка в наблюдении и контроле за деятельностью международных банковских корпораций, которые базируются в Америке.

Особенности современного правового регулирования отношений несостоятельности кредитных организаций в праве стран Европейского Союза вытекают из сложного симбиоза интеграционного европейского права и национального гражданского законодательства отдельных государств.

Ранее установленные процедуры несостоятельности в большинстве государств ЕС не предусматривали моратория на взыскание долгов компании на период от введения процедуры несостоятельности до принятия предложений, выдвинутых на встрече кредиторов компании с ее правлением. Отсутствие такого моратория было фактором, лишавшим эффективности механизм переговоров компании со своими кредиторами. С 2000 года законодательство о банкротстве Великобритании устранило этот недостаток, введя мораторий, считая от даты представления в суд арбитражным управляющим предложений по добровольному урегулированию между банком и кредиторами.

Главные последствия введения названного моратория по обращению взыскания на имущество кредитной организации позволили достичь основного. Во-первых, в отношении кредитной организации не могут возбуждаться иные виды производства о несостоятельности. Во-вторых, не могут быть приведены в действие средства обеспечения, обременяющие имущество кредитной организации.

Законодательством Англии предусмотрена возможность суда вынести решение, связанное с введением процедуры по управлению конкурсной массой, инициатором которой является как кредитная компания, ее кредиторы, так и управляющий суда магистрата. Судом может быть принято решение о введении процедуры по управлению конкурсной массой, с целью приведения к «выживанию» кредитной компании, наиболее эффективной реализации активов кредитной компании или к утверждению схемы реорганизации кредитной компании. В случае проведения указанных процедур назначается или лицо, которое осуществляет надзор (в случае компромиссного соглашения с кредиторами), или доверительный управляющий (в случае приказа о введении процедуры управления конкурсной массой).

Нормы, определяющие порядок и последствия объявления должников несостоятельными во Франции, сосредоточены в шестом разделе Торгового кодекса Франции, который посвящен правилам предупреждения трудного экономического положения и порядку «компромиссного» урегулирования, связанных с ним вопросов различных типов юридических лиц, включая кредитные организации. Германский устав о несостоятельности 1999 года включает порядок проведения связанных с несостоятельностью процедур, которые предусматривают либо реорганизацию, либо ликвидацию, впавшего в несостоятельность кредитного учреждения. Он включает следующие основные правовые институты несостоятельности, применимые также к кредитным организациям. Это - возбуждение производства по делам о несостоятельности, последствия возбуждения производства по делам о несостоятельности, управление конкурсной массой имущества несостоятельной кредитной организацией, удовлетворение конкурсных требований кредиторов, самоуправляемые организации арбитражных управляющих, освобождение от погашения остатка долга, особые виды производства по делам о несостоятельности, международные нормы, применяемые к отношениям несостоятельности кредитных организаций.

В случае когда банкротом является банк, то исключительное право на обращение с заявлением предоставлено Центральному банку Германии. Превентивные процедуры согласно Германского Устава о несостоятельности в числе последствий, вызываемых объявлением кредитной организации несостоятельной, особое место посвящают процедуре оздоровления (санация), а также процедуре санирующей ликвидации, при которой один или несколько кредиторов принимают часть кредитной организации-банкрота с целью оздоровления ее банковской деятельности. Положения гражданского и акционерного законодательства ФРГ, Закона о Центральном Банке ФРГ предусматривают наличие различных превентивных механизмов, которые предназначены для обнаружения проблем у кредитной организации еще на ранней стадии.

Сегодня в ряде государств, в том числе и в России, предусматривается возможность восстановления финансового положения организации, оказания ей помощи,   создания щадящих условий в случае расчетов с кредиторами19.

Италия характеризуется наличием следующих условий при прекращении процедуры конкурсного производства: предварительного урегулирования и контролируемого управления. Несостоятельный банк до того, как его признали банкротом, может воспользоваться предложением кредиторам предварительного урегулирования, если: 1) два года он не был занесен в список кредитных организаций, ведущих «теневую» отчетность; 2) пять лет, которые предшествовали несостоятельности, банк не был объявлен несостоятельным и в отношении его не вводилась процедура предварительного урегулирования; 3) в отношении банка не вступало в силу решение суда, согласно которому его должностные лица привлечены к уголовной ответственности в результате совершения  преступлений имущественного  характера.

Экономические отношения кредитных российский организаций с организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, приобретают развитие в случае создания оптимальных условий, заключающихся в решении вопроса по удовлетворению требований, которые обеспечены залогом. Очень важно решить вопрос по исключению залога из конкурсной массы должника-банкрота. В то же время важно облегчить и усовершенствовать процедуру по обращению взыскания на имущество, находящееся в залоге, и по удовлетворению требований кредиторов, которые обеспечены залогом, обновить систему, осуществляющую регистрацию имущества и прав на имущество. В случае принятия решения о внесении в законодательство о банкротстве положений,  исключающих залог из конкурсной массы, идентичное положение нужно будет внести и в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». По состоянию на сегодняшний день, имущество кредитной организации, которое является предметом залога, подлежит отдельному учету и проведению обязательной оценки, но не подлежит исключению из конкурсной массы, как имущество, составляющее ипотечное покрытие.        

В настоящее время в российском законодательстве указаны следующие способы вывода проблемных банков с рынка: отзыв лицензии и принудительная ликвидация. Такой способ, как продажа активов в увязке с переводом обязательств (purchase and assumption transaction), осуществляемый конкурсным управляющим, в российском законодательстве отсутствует.        

В законодательство о несостоятельности кредитной организации должны быть включены: 1) конкретное описание процедуры установления надзора над  банками-банкротами, 2) критерии для определения банка банкротом, 3) соответствие между строгостью применяемых к проблемному банку мер и серьезностью нарушения банком норматива достаточности капитала, 4) полномочия и обязанности временной администрации и конкурсного управляющего, действующих в банках-банкротах, 5) положение о безотлагательном установлении временной администрацией или конкурсным управляющим надзора над имуществом и бухгалтерскими документами банка-банкрота, 6) положение, согласно которому временной администрации предоставлены полномочия менеджеров несостоятельного банка.

Приходится констатировать тот факт, что участие финансовых органов в качестве представителей бюджетных интересов страны слабо разработано в сфере регулирования порядка и условий реализации мер, направленных на предупреждение банкротства предприятия и проведение процедур их несостоятельности. Несмотря на то, что призвание этих процедур состоит в урегулировании при помощи правовых методов погашения обязательств банками при банкротстве, наблюдаются абсолютно противоположные результаты. Вместо максимального применения оздоровительных процедур несостоятельности как самого эффективного метода выхода организации из трудного экономического состояния действительность часто характеризуется преднамеренным уклонением от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей при заключении мирового соглашения, абсолютным перепрофилированием производства при помощи преимущественного применения процедур конкурсного производства и в иных случаях. Причем налоговые интересы государства учитываются иногда в самую последнюю очередь.

Нормы права России и Европы о банкротстве банков основаны на принципе федерализма, который определяется тем, что Евросоюзом как межгосударственным объединением регулируется часть кредитной системы и отношений банкротства между государствами Евросоюза и иными странами. Регулирование другой части осуществляется национальными законодательными актами страна Евросоюза.

Нормы права в России, Европе и о банкротстве банковских организаций представлены самостоятельной совокупностью различных норм права государств, но имеют юридическую силу идентичную интеграционному праву. Интеграционным правом является совокупность общих принципов европейского права, которые применяются к отношениям банкротства, и судебных решений Евросоюза по вопросам в налоговой сфере, а также доктрин ЕС.

В основе многочисленных идей и предложений об усовершенствовании законодательства России о банкротстве банков лежит всестороннее изучение российской и зарубежной практики, которая может быть, с учетом особенностей банковской системы России, применена в законопроектной деятельности.



1 См.: Thompson J.H. Principles of Bankruptcy Law / James H. Thompson – London: H.F.L. Ltd, 1967. – P. 322.

2 См.: Pletcher J. F. The Reform of Insolvency Law / J.F. Pletcher // Jomal of Business Law. – 1983. – № 11. – P. 94.

3 См.: Derrida F. Redressment et liquidation judiciaires des enterprises / Fernand Derrida – Nice, 1991. – Р. 44.

4 См.: Васильев Е А. Правовое регулирование конкурсного производства в капиталистических странах - М.: МГИМО, 1989. – С. 48.

5 См.: United States Bankruptcy Code 1978 (Кодекс Соединенных Штатов Америки о банкротстве 1978 г.) // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.legisworks.org/GPO/STATUTE-92-Pg2549 (дата обращения: 09.06.2015).

6 См.: Ласк Г. Гражданское право США. – М.:  Иностранная литература, 1961. – 213 с.


7 См.: Fadlallah I. L'ordre public dans les sentences arbitrales / Ibrahim Fadlallah – Paris, 1996. – P. 99.

8 См.: Степанов В.В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России // Актуальные проблемы гражданского права: сборник статей. – М.: Статут, 1999. - - С. 171 - 179.

9 См.: Конкурсное производство / под ред. В.В. Яркова. – СПб.: Изд - во СПбГУ, 2006. - С. 287 - 288.

10 См.: Там же. - С. 161 - 228.


11 См.: Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. - НН.: Нижегородская академия МВД РФ, 2013. - № 7. - С. 144 - 147.

12 См.: Чупрова А.Ю. Ответственность физических лиц за нарушение английского законодательства о банкротстве // Международное публичное и частное право. – 2007. - № 1.

13 См.: Бадахова Л.Р. Некоторые аспекты банкротства граждан в США // Общество и право. - 2010. - № 4. - С. 283 - 285.

14 Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 43. - Ст. 4190.

15 См.: Koral R.L. The New Bankruptcy Reorganization Law in France Ten Years Later / R.L. Koral // 70 American Bankruptcy Law Journal. – 1996. – № 2. - P. 47 - 52.

16 См.: Суслова Т.М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: дисс. ... канд. юрид. наук. - Пермь, 2001. - С. 56.


17 Постановления ФАС Поволжского округа от 26 января 2011 года по делу № А49-3771/2010; Северо-Западного округа от 6 июля 2011 года по делу № А13-4702/2009 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 07.11.2015).


18 См.: Кирилловых А.А. Банкротство гражданина: перспективы развития правового института // Законодательство и экономика. - 2011. - № 3. - С. 32 - 38.

19 Письмо Минфина РФ от 18 октября 2002 года № 24-08/13 «О примерах расчета страховщиками резерва произошедших, но незаявленных убытков, и стабилизационного резерва» // Финансовая газета. - 2002, ноябрь, декабрь. - №№ 46,52; Письмо Росстрахнадзора от 3 июля 1995 года № 08/2-32р/02 «Об определении доли перестраховщиков в страховых резервах и формировании резерва предупредительных мероприятий» // Экономика и жизнь. - 1995. - № 28.