Правовое регулирование порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в России

Дипломная работа по предмету «Трудовое право»
Информация о работе
  • Тема: Правовое регулирование порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в России
  • Количество скачиваний: 1
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Трудовое право
  • Количество страниц: 41
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-05 03:24:29
  • Размер файла: 78.56 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Глава 2. Правовое регулирование порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в России, контроль и ответственность за нарушение порядка привлечения их

к трудовой деятельности


2.1.Основания привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в России


Федеральным от 01.12.2014 N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" в Трудовом кодексе Российской Федерации была введена новая установлены особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет ( ТК РФ). Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, - срочный трудовой договор.

Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены в ТК РФ, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения:

- о разрешении на работу или , выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;

- о на временное проживание в РФ, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;

- о виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Наряду с условиями, предусмотренными ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, является условие об указании оснований для оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования (ДМС) либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) ДМС либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Норма, предусматривающая наличие у иностранного работника при осуществлении трудовой деятельности действующего на территории РФ договора (полиса) ДМС либо права на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг, установлена новым Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Следует отметить, что с учетом поправок иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов работодателями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу указанных лиц тариф страховых взносов в ФСС установлен в размере 1,8%.

Согласно новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с данным Законом2.

В названного Закона патент определен как документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в РФ обязан выехать из РФ.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган ФМС в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В ТК РФ, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:

- договор (полис) ДМС, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) ДМС либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

- разрешение на работу или патент, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;

- разрешение на временное проживание в РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;

- вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения им трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ТК РФ.

Согласно ТК РФ лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе документы воинского учета, однако при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства такие документы не подают (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ).

Следует помнить, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных Трудовым , иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В ТК РФ перечислены условия, при которых возможен временный перевод работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства. В случаях, предусмотренных ТК РФ, временный перевод данной категории работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, на основании которого такой работник осуществляет трудовую деятельность, и не более одного раза в течение календарного года.

Напомним, что согласно ТК РФ работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения или устранения:

- катастрофы природного или техногенного характера;

- производственной аварии, несчастного случая на производстве;

- пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и любых исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части.

На основании ТК РФ перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случае простоя (временного приостановления работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в . При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

Если по окончании срока временного перевода, указанного в ТК РФ, работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, невозможно предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с ТК РФ.

Если исполнение работником обусловленной трудовым договором работы невозможно в связи с чрезвычайными обстоятельствами, указанными в ТК РФ, и временный перевод его на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя невозможен в связи с возникновением необходимости в этом временном переводе повторно в течение одного календарного года, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

- не прошедшего в предусмотренном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, определенных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

- в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права);

- по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ТК РФ наряду с вышеперечисленными случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства:

- при приостановлении действия, окончании срока действия на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (для временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);

- при окончании срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (для временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);

- при окончании срока действия разрешения на временное проживание в РФ (для временно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);

- в случае окончания срока действия вида на жительство в РФ (для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);

- при окончании срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС либо прекращении действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (для временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства).


2.2. Порядок оформления разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию


Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на работу обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов3:

1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;

2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;

3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

Иностранный работник при осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в том числе:

- высококвалифицированных специалистов;

- иностранных граждан, направляемых иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации, а также:

-иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов:

а) граждан республик Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизской Республики (с 12 августа 2015 г.);

б) иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

1. Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Судовладелец для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников представляет в ФМС России заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения и телефона - для юридического лица, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и телефона, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; численности, гражданства, государства, на территории которого постоянно или преимущественно проживают привлекаемые иностранные работники, их профессии (специальности), наименования порта регистрации морских судов, в составе экипажей которых предполагается использование иностранных работников, и срока их использования; обоснования необходимости использования труда иностранных работников в составе экипажей морских судов (приложение № 6 к Административному регламенту).

2. Копии учредительных документов для юридических лиц либо копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя.

3. Проект трудового договора, соответствующий законодательству Российской Федерации и международным договорам, участником которых является Российская Федерация, или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и использовании иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданами лицам без гражданства определен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 30.10.2014 г. № 589 (зарегистрирован в Минюсте России 02.03.2015 г. № 36324)4.

Решение о выдаче работодателю, заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников либо отказе в выдаче указанного разрешения принимается в течение 30 календарных дней.

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

1. Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина.

2. Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.

3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

4. Документы, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В случае нахождения иностранного гражданина за пределами территории Российской Федерации на момент подачи работодателем, заказчиком работ (услуг) заявления о выдаче такому иностранному гражданину разрешения на работу, медицинские документы могут быть представлены в ФМС России или ее территориальный орган в течение срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным гражданином разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В случае, если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, — 10 дней. До принятия разрешения о выдаче разрешения на работу необходимо предоставить: сертификат об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), справку об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на работу в Российской Федерации: лепра (болезнь Гансена), туберкулез, сифилис, хламидийнаялимфогранулема, шанкроид).

Следует отметить, что Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу.5

Так статьей 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации6. В случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности».

2.3. Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников и ответственность за нарушение порядка привлечения их

к трудовой деятельности


Согласно ст. 32 ФЗ №115-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных законодательством России в сфере миграции. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;

3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Миграционный учет иностранных граждан согласно ст. 2 ФЗ №115-ФЗ представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях. Он предусматривает постановку на учет иностранных граждан при их въезде в РФ либо рождении на территории РФ и снятие с миграционного учета в связи с выездом с территории РФ, постановкой на миграционный учет по новому месту пребывания или новому месту жительства, смертью или признанием на основании судебного решения безвестно отсутствующими или умершими. Миграционный учет иностранных граждан осуществляется по месту пребывания мигрантов на территории РФ и по месту их жительства на территории РФ. Федеральная миграционная служба России согласно п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ, является Министерство иностранных дел РФ. К первой категории иностранных граждан, в отношении которых Министерство осуществляет контроль за их временным пребыванием в РФ, относятся главы дипломатических представительств и главы консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, а также члены семей и гости указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений. Основные вопросы дипломатического права регламентируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., а порядок установления дипломатических отношений определяет Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., ст. 1 данных международных документов содержат определения указанных категорий иностранных лиц. Вторая категория - въехавшие в РФ с рабочим визитом и имеющие дипломатические или служебные паспорта должностные лица министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц. Законодательством России закреплена обязанность иностранного гражданина при въезде в РФ заполнить миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Порядок использования миграционной карты иностранным гражданином или лицом без гражданства на территории РФ установлен Правилами использования миграционной карты, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413

Согласно Административному регламенту по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников исполнение государственной функции осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией. Подразделениями системы ФМС России именуются структурные подразделения центрального аппарата ФМС России, территориальные органы ФМС России, структурные подразделения территориальных органов ФМС России, органами внутренних дел Российской Федерации - структурные подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России регионального уровня, управления на транспорте МВД России по федеральным округам, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В целом следует подчеркнуть, что законодательство Российской Федерации в части ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения миграционного законодательства достаточно жесткое. В частности, за организацию незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ в числе прочих может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ. При этом, как показывает анализ российской судебной практики за 2010 - 2014 гг., самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции является штраф (58,8%), вторым по частоте применения выступает лишение свободы (32%), оставшаяся доля примерно в равных частях приходится на обязательные и исправительные работы; максимальный срок наказания в виде лишения свободы не превышает трех лет, причем реальные сроки лишения свободы суды назначают в единичных случаях7. В рамках предупреждения и пресечения незаконной миграции используется значительное количество инструментов, однако основными остаются меры уголовной и административной ответственности. В силу специфики миграционных отношений наиболее часто применяется именно административная ответственность. В частности, если КоАП РФ содержит специальную главу, посвященную административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, включающую 19 составов правонарушений. Субъектами ответственности могут быть иностранные граждане и принимающая сторона.

Субъектами правонарушений ст. ст. 18.8 и 18.9 КоАП РФ могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 1 ст. 18.8) и лица, содействующие иностранным гражданам, на которых законодательством возложена обязанность по осуществлению миграционного учета (ч. ч. 1, 2, 3, 4 ст. 18.9). К нарушителям - физическим лицам применяются общие правила привлечения данных субъектов к административной ответственности. Прежде всего, их административная деликтоспособность наступает по достижении шестнадцати лет, точнее с ноля часов суток, следующих за днем рождения нарушителя. Следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Производной от данного принципа является норма ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ, определяющая, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Исключения из принципа равной ответственности по Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания. Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами) пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания не распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию "в какой бы то ни было форме". Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, "иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу". Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц8. Поэтому они чаще всего пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.

Еще одним условием наступления административной ответственности для физических лиц является состояние вменяемости, то есть возможности совершать осознанные поступки. Нужно отметить, что в административно-деликтной практике данное состояние субъекта правонарушения презюмируется, если для иного не имеется объективных данных. Иначе производство по делам об административных правонарушениях слишком бы усложнилось, а часто вообще выходило бы за пределы закрепленных законом сроков.

Функции принимающей и приглашающей стороны могут выполнять и лица, не имеющие российского гражданства, принимающие у себя иностранных граждан, а также функционирующие в России юридические лица (российские и иностранные). В последнем случае ответственность может возлагаться на должностных лиц указанных организаций. Нужно помнить, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности виновного должностного лица не освобождает от ответственности виновное юридическое лицо (и наоборот). Данная норма вызывает жаркие дискуссии среди административистов, но она закреплена законом, продолжает действовать и создает возможность одновременного наказания коллективного субъекта и его должностного лица. В таком случае уместно остановиться на некоторых проблемах привлечения к административной ответственности должностных лиц. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях всех форм собственности и любых организационно-правовых форм. В литературе ведется дискуссия относительно характера полномочий должностных лиц. Представляется, что, перефразируя КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что должностные лица должны обладать полномочиями в отношении третьих лиц, материальных ценностей или правом устанавливать обязательные для других процедуры, организовывать их деятельность. Поэтому для установления субъекта правонарушения нужно выявить лицо, полномочное исполнить закрепленную в законодательстве обязанность, но не сделавшее этого. Иногда полномочия следуют из акта законодательства, иногда возлагаются на основании приказа руководителя и отражаются в должностных инструкциях (регламентах).

Например, чаще всего ответственность за неисполнение обязанностей принимающей стороны возлагается на руководителя организации. Именно он в силу закона исполняет все обязанности организации либо контролирует их должное исполнение. Тем не менее чем крупнее юридическое лицо, тем сложнее доказать вину его высшего должностного лица. В этом случае полномочия, связанные с непосредственной организацией исполнения правил миграционного учета, могут возлагаться на руководителя подразделения, а функции контроля за их реализацией, - к примеру, на заместителя генерального директора. В такой ситуации правоприменительному органу приходится выяснять, опираясь на должностные инструкции и приказы руководителя, действительные полномочия каждого должностного лица и делать вывод, неисполнение чьего полномочия стало решающим, что повлекло совершение правонарушения. Наконец, имеется проблема определения субъекта ответственности в случае увольнения руководителя, допустившего нарушение правовых предписаний. Представляется, что после его увольнения служебные отношения прекращаются, он перестает быть должностным лицом организации, а, значит, дело в отношении такого субъекта возбуждаться не должно.

Субъективную сторону правонарушений, предусмотренных ст. ст. 18.8 и 18.9 КоАП РФ, составляет вина. В принципе, для российских и иностранных граждан закрепляются классические формы вины: умысел и неосторожность. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гораздо более спорным является определение вины юридического лица. Оно, по КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В принципе, в научной литературе приведенное определение часто именуется "бесформенным", бесполезным на практике. Представляется, что пока оно остается в КоАП РФ, не применять его при разрешении дел нельзя. Для установления вины юридического лица юрисдикционному органу нужно установить три обстоятельства:

1) какие обязанности возлагаются законодательством о миграционном учете на организацию;

2) были ли они исполнены должным образом;

3) имелась ли у юридического лица предусмотренная нормами права возможность выполнить их.

Иными словами, если будет установлено, что организация имела возможность выполнить предписания миграционного законодательства, но этого не сделала, то она признается виновной в совершении административного правонарушения. Немаловажно, что обязанности принимающей стороны должны исполняться практически всегда. Сложно смоделировать ситуацию, при которой принимающая сторона не смогла бы осуществить действия по постановке иностранного гражданина на учет (скорее, она должна увязываться со стихийными бедствиями и т.п.). Тем не менее, норма о вине юридического лица скорее предостерегает от необоснованного возложения на субъектов наказаний за неисполнение предписаний, которые они по объективным причинам выполнить не в силах. Например, если иностранный гражданин, поселившись в гостинице, представил подложные документы, то субъект, предоставляющий гостиничные услуги, должен нести ответственность за своевременность постановки его на миграционный учет, но его нельзя наказывать за то, что жилец не имеет действительных документов (если их подложность не выявляется визуально), поскольку сотрудники гостиницы - это не специалисты миграционного органа, они не обязаны обладать знаниями, умениями и навыками выявления подложного документа, удостоверяющего личность иностранца или легализующего его нахождение на российской территории.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, выражается в неисполнении иностранцем возложенных на него обязанностей по постановке на миграционный учет. В целом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8, выражается в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Согласно ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы. Часть 2 статьи закрепляет ответственность для физических лиц (российских и иностранных), пригласивших иностранцев по частным делам и предоставившим им жилое помещение, за непринятие мер по обеспечению их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания на российской территории. Объективную сторону нормы ч. 3 составляет предоставление иностранному гражданину, находящемуся в стране с нарушением установленного порядка, жилого помещения, транспортного средства или иных услуг. По сути, здесь наказывается любое содействие не легализовавшемуся в России иностранцу (за исключением услуг, которыми обеспечиваются его фундаментальные права, - например, медицинской помощи). Наконец, состав ч. 4 статьи специально предназначен для принимающей стороны, не исполнившей обязанности в связи с осуществлением миграционного учета.

Основным наказанием за все перечисленные правонарушения является административный штраф, а для иностранных граждан в качестве дополнительной меры ответственности предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации. Правовой режим дополнительного наказания означает, что его применение следует тщательно мотивировать в мотивировочной части постановления. В этом случае судье необходимо оценить характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Имущественное положение для назначения (или неназначения) административного выдворения существенной роли играть не должно. Оно необходимо для определения суммы штрафа. Как представляется, характер нарушения правил миграционного учета прежде всего должен отражаться в длительности незаконного нахождения иностранца на российской территории. Сложнее дело обстоит с учетом его личности. Известны случаи, когда к делу приобщались характеристики, из которых следовало, что иностранец якобы не заслуживает выдворения, поскольку он вежлив с соседями, вовремя вносит квартплату, участвует в субботниках по месту жительства, то есть является вполне хорошим человеком. Как представляется, сам по себе данный факт вообще не должен учитываться при назначении наказания, личностные качества данного субъекта нужно учитывать лишь в том случае, если они как-то проявляются при совершении правонарушения. Например, иностранный гражданин находился в России незаконно, а также оказывал сопротивление сотрудникам полиции, когда незаконный характер его пребывания был выявлен, был с ними груб, презрительно отзывался о российских иммиграционных нормах. В этом случае его личность будет выражаться в действиях, которые объективно характеризуют совершенное правонарушение, а также могут свидетельствовать об обстоятельствах, отягчающих содеянное им. Иными словами, для обоснования необходимости выдворения следует оценить длительность совершенного деяния, отношение иностранца к нему, а также наличие отягчающих обстоятельств. Напротив, смягчающие его деяние обстоятельства следует рассматривать как основание для неприменения данного наказания.

Согласно КоАП РФ административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранцев за пределы Российской Федерации. Судья также вправе назначить выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда субъекта ответственности. В первом случае иностранец препровождается до пункта пропуска через Государственную границу РФ в сопровождении сотрудника (сотрудников) Федеральной службы судебных приставов. Ее территориальные органы также осуществляют организацию выдворения в полном объеме (приобретают проездные документы, направляют необходимые запросы и пр.), передают выдворяемого пограничному органу. Постановление судебного пристава-исполнителя о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до границы утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и передается (направляется) для исполнения судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Передача иностранца сотрудникам пограничного органа оформляется двухсторонним актом. Постановление о прекращении исполнительного производства выносится приставом-исполнителем после поступления к нему акта пограничного органа о фактическом пересечении иностранным гражданином российской границы. Копия указанного документа направляется в суд, вынесший постановление о выдворении, Федеральной миграционной службе и МИД России. Во втором случае контролируемого самостоятельного выезда организация высылки осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы. Это связано с тем, что самостоятельный выезд иностранца не требует значительных организационных затрат, органу остается убедиться лишь в том, что правонарушитель покинул российскую территорию. Контролируемый самостоятельный выезд можно рассматривать как меру поощрения, поскольку свобода иностранного гражданина до выезда не ограничивается, он продолжает проживать по адресу пребывания (правда, под надзором сотрудников Федеральной миграционной службы) и самостоятельно без сопровождения покидает российскую территорию. Поэтому такая форма выдворения допускается только для случаев, когда его финансирование осуществляется без затрат со стороны Российской Федерации. Выдворяемый, которому назначен контролируемый самостоятельный выезд, обязан покинуть российскую территорию в течение пяти дней после вступления в силу постановления судьи о назначении данного административного наказания. Если дело об административном правонарушении в сфере миграции рассматривается органом Федеральной пограничной службы, то и реализация постановления возлагается на ее должностных лиц. Информация о фактическом выезде иностранного гражданина направляется в МИД России, Федеральную миграционную службу. Это необходимо для реализации последствий выдворения. Для лиц, подвергнутых указанному наказанию, устанавливается пятилетний запрет на любое посещение Российской Федерации. Контроль за его исполнением в первую очередь возлагается на органы, компетентные оформлять въезд в страну, то есть МИД и Федеральную миграционную службу.

Если выдворение осуществляется в форме принудительной и контролируемой высылки, то иностранный гражданин подвергается задержанию до фактического препровождения за пределы Российской Федерации. Лишение свободы в ожидании выдворения гарантирует прежде всего исполнение акта о высылке и применяется в отношении как выдворения, так и депортации. Данный вывод соответствует сложившимся международным принципам. Согласно позиции Европейского суда по правам человека основания задержания определяются исключительно нормами национального права. Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод требует, чтобы в течение задержания "против лица предпринимались меры по высылке". Данное мнение вовсе не означает, что обеспечение высылки иностранца - это единственная цель лишения свободы в ее ожидании. Европейский суд по правам человека требует лишь соблюдения главного предназначения данной меры. В результате государство обязуется не прекращать усилия по организации выдворения, а если оно невозможно, то прекратить ограничивать свободу иностранного гражданина. При этом национальные органы, принимая решение о задержании такого лица, могут руководствоваться и дополнительными, определенными национальным правом целями. Среди них прежде всего выделяется предупреждение правонарушений, которые задержанный мог бы совершить в случае, если бы его свобода не ограничивалась.

Еще одной особенностью ограничения свободы перед выдворением является неопределенность его сроков. Этот вопрос не может быть решен простым закреплением максимально возможного времени ограничения свободы в законе. Его длительность в нашем случае характеризуется обеспечительным характером данной меры. Время ограничения свободы высылаемого должно совпадать с датой фактического пересечения им границы территории страны пребывания. Выпустив его ранее указанной даты, официальные власти могут поставить под угрозу осуществимость высылки, а может, и иные охраняемые правом ценности. Если же задержание ограничить определенным сроком, то вероятность наступления смоделированной ситуации существенно возрастет, поскольку проблема заключается в том, что выезд иностранного гражданина не всегда зависит от воли должностных лиц, компетентных его организовывать. Например, они могут столкнуться с проблемой поиска страны высылки или вопросом транспортного обеспечения выезда.

В целом, разумность периода задержания с учетом обжалования соответствующего акта поддается исчислению и может быть обоснована ссылками на законодательство. В такой ситуации учитываются процессуальные сроки, предусмотренные действующими нормами, а также меры, предпринимаемые соответствующими органами, в том числе судебными. Встречаются более сложные казусы: высылка может не осуществляться в связи с рядом объективных обстоятельств, возникновение которых не связано с волей органов высылающего государства. В частности, конституции демократических государств запрещают высылку в государства с нестабильными политическими режимами, в которых будут нарушены фундаментальные права высылаемого. В результате задействуется процедура поиска страны, согласной принять иностранного гражданина. Не всегда с первого раза удается выслать лицо без гражданства, ведь государство его въезда может запретить его возвращение. Неминуемо возникает вопрос о допустимости дальнейшего лишения свободы таких лиц.

Согласно ст. 24 ФЗ № 109-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации9. Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с миграционным законодательством, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена на соответствующего иностранного гражданина. В связи с указанными обстоятельствами необходимо обратить внимание на статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации», предусматривающая, что если иностранный гражданин или лицо без гражданства занимается на территории России деятельностью, несоответствующей заявленной при въезде, то это также является нарушением режима пребывания. Часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает в случае отсутствия или утраты документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации либо уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, не только штраф, но и административное выдворение за пределы Российской Федерации. Наконец, часть 4 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает, что повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Таким образом, часть 4 рассматриваемой статьи позволяет выдворить за пределы Российской Федерации тех лиц, которых неоднократно привлекали к ответственности за нарушение режима пребывания, а они, как не соблюдали этот режим, так и не соблюдают. Однако, самое важное во внесенных изменениях содержится в примечании к статье 18.8 КоАП РФ: «Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи». В результате иностранный гражданин, который дважды в течение года нарушил миграционное законодательство, будет выдворен за пределы Российской Федерации под непосредственным контролем Федеральной миграционной службы.

Таким образом, сложившаяся практика ужесточения миграционного законодательстчва в современных политичсекихЮ, социально-экономических условиях вполне объяснима. Можно однозначно утверждать, что надлежащее и эффективное осуществление государственных функций и задач невозможно без сбора и применения информации о месте нахождения населения. Всместе с тем ужесточение ответственности должно совпровождаться решением системных проблем миграционного законодательства, препятсвующих эффективной реализации установленных прав и обязанностей.


1 Комментарий к Федеральному закону от 01.12.2014 N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". Тимонина И.И. // Строительство: акты и комментарии для бухгалтера. 2015. N 1.

2 Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные аконодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 48. Ст. 6638.

3 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - N 30. - ст. 3032;

4 Приказ ФМС России от 30.10.2014 N 589 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2015 N 36324) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.03.2015.

5 Приказ ФМС России от 30.10.2014 N 589 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2015 N 36324) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.03.2015.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1;

7 Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. 2014. N 3. С. 83 - 92.

8 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.03.1994; Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15.01.1993.

9 Приложение № 1.