Информационный портал для факультета культуры и искуства

Дипломная работа по предмету «Web-программирование»
Информация о работе
  • Тема: Информационный портал для факультета культуры и искуства
  • Количество скачиваний: 21
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Web-программирование
  • Количество страниц: 82
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-06-14 11:02:02
  • Размер файла: 1607.11 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВЫПОЛНИЛ
Студент группы

подпись
ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой
(Дата, подпись)___________________________ ПРОВЕРИЛ
Научный руководитель (Дата, подпись)___________________________
Рецензент (Дата, подпись)__________________________

УЛЬЯНОВСК – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ ………...…………………………………………………………..4
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ……………………………………………………..5

ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Деятельность Ульяновского Государственного Университета…..…....8
1.1.1. Обзор Ульяновского государственного университета…………….8
1.1.2. Деятельность факультета культуры и искусств Ульяновского государственного университета…..14
1.2 Предлагаемое решение для информирования студентов…………18
1.2.1 Аудитория и содержание информационного ресурса…………..18
1.2.2 Анализ проблемных ситуаций и обоснование путей их решения…19
1.2.3 Обоснование выбора языка программирования и СУБД………..20
1.3 Разработка базы данных информационного портала………………22
1.3.1 Общие сведения об этапах проектирования БД ……………….28
1.3.2 Инфологическое моделирование БД………………………………34
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Используемые программные средства…...……..…………………..……..43
2.1.1 Python…………………………………………………………………….43
2.1.2 Django……………………………………………………………………..45
2.1.3MySQL ……………………………………………………………………49
2.1.4 Twitter Bootstrap………………………………………………………….51
2.2 Описание созданного продукта……………………………………………53

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1Требования к техническому обеспечению…...……..60
3.2 Инструкция пользователя……………………………………….…………..61
3.3.Инструкция модератора…………………………………………………..
3.4Параграф 3…..…….………………………………….….………44

ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОХРАНА ТРУДА И УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………………..50

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….….…53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………….….…60














Постановка задачи.
Разработать информационный ресурс для Факультета культуры и искусства.
Обеспечить возможность публиковать фото-, аудио и видеоматериалы.
Создать платформу для общения
Обеспечить возможность информирования студентов
















Анотация




















Введение




















Постановка задачи




















Глава 1: Проектная часть.
1.1 Деятельность Ульяновского государственного университета.
1.1.1 Обзор Ульяновского государственного университета.
Полное название: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет».
Ректор УлГУ: заведующий кафедрой физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий, доктор физико-математических наук, профессор Костишко Борис Михайлович.
Ульяновский государственный университет является самым молодым вузом города. Его история началась в феврале 1988 года с принятия Постановления Совета Министров СССР об открытии в Ульяновске филиала МГУ им. Ломоносова. В том же году в учебном корпусе на ул. Л.Толстого к занятиям приступили 200 студентов механико-математического и экономического факультетов.
Важным этапом в развитии нового высшего учебного заведения классического типа стал 1995 год. 17 декабря Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Ульяновске был преобразован в Ульяновский государственный университет.
Сочетая классические университетские традиции с новейшими тенденциями развития российской и мировой систем образования, образовательную деятельность – с инновационной активностью в области наукоемких технологий, УлГУ обеспечивает формирование нравственных, научных и культурных ценностей общества через качественную подготовку специалистов, определяющих перспективы развития основных отраслей экономики и социальной инфраструктуры региона.
Традиции и качество Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заложенные в УлГУ за годы совместной работы, во многом определили характер развития нового классического университета на Волге, его высокий образовательный стандарт и научный потенциал, позволившие за короткий срок занять ключевые позиции в образовательном и научном пространстве региона.
При поддержке московских коллег в Ульяновском государственном университете был сформирован высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, в который вошли ведущие ученые из вузов России и СНГ, что явилось залогом высокого уровня подготовки выпускаемых специалистов. Сегодня университет по праву гордится своим кадровым потенциалом, среди преподавателей УлГУ немало ученых с мировым именем.
Отвечая потребностям времени, вуз открывает новые специальности, создает кафедры и факультеты, внедряет новые, прогрессивные формы учебной работы, используя современные образовательные технологии. Руководство УлГУ уделяет большое внимание вопросам улучшения условий учебы и работы, быта и отдыха студентов, преподавателей и сотрудников.
На сегодняшнем этапе развития общества особую актуальность приобретает задача формирования в УлГУ системы, в рамках которой осуществляется интеграция образования, науки и экономики. Руководством вуза подписано генеральное соглашение с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым, действует договор о стратегическом партнерстве с городской Думой и районными администрациями. УлГУ — партнер крупнейших предприятий региона, таких как Ульяновский автомобильный завод, Акционерное общество «Авиастар-СП», группа компаний «Волга-Днепр», НИИ атомных реакторов в г. Димитровграде (НИИАР), научно-производственное объединение «Марс» и другие. Разветвленная система дополнительного образования, включающая программы по переподготовке кадров, курсы повышения квалификации, академическую программу Master of Business Administration (MBA) и другие направления работы, создают слушателям условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Ульяновский госуниверситет является одним из ведущих вузов Поволжья, разрабатывающим сразу несколько проектов в сфере высоких технологий. Исследования в сфере нанотехнологий – ключевое направление развития экономики страны, приобретающее в России масштаб национального приоритета. Создание Центра нанотехнологий и материалов на базе Ульяновского государственного университета подчеркивает активное участие УлГУ в процессах внедрения новых технологий в науку и промышленность региона. В вузе накоплена достаточно солидная база теоретических и экспериментальных разработок в области нанотехнологий, расширяются контакты с партнерами из других городов.
Ульяновский госуниверситет активно позиционирует себя как вуз здорового образа жизни. Структура УлГУ включает уникальное подразделение — институт медицины, экологии и физической культуры,— позволяющее консолидировать усилия ученых при реализации масштабных проектов и проведении междисциплинарных исследований. Технологии здоровьесбережения потенциально объединяют более 15 научных школ УлГУ, в составе которых действуют более 80 докторов и 350 кандидатов наук. Результаты комплексных исследований в области радиационного материаловедения, физики лазеров, нанотехнологий, технологий поддержки жизненного цикла исследований в последние годы полностью ориентированы на решение прикладных задач медицины, здравоохранения, биологии, химии, экологии, рационального природопользования, физической культуры и спорта.
Немаловажным приоритетом УлГУ является международное сотрудничество. В университете успешно действуют Российско-американский и Российско-германский факультеты, выпускники которых получают одновременно дипломы российского и зарубежного образца. Организуется совместная структура с университетом Палермо (Италия). В планах – укрепление деловых связей с университетами США, Чехии, Германии, Китая, Монголии, Казахстана и других стран СНГ, обмен преподавателями, развитие языковых школ и студенческих программ.
Становление УлГУ как регионального центра образования, науки, культуры и инновационных технологий невозможно без расширения материально-технической базы. В последние годы развернуто масштабное строительство студенческого городка на Набережной Свияги: в 2005–10 гг. введены в эксплуатацию три новых учебно-лабораторных корпуса, физкультурно-оздоровительный комплекс, стадион, общежитие для студентов и аспирантов. За это же время в УлГУ созданы Центр нанотехнологий и материаловедения, научно-исследовательский центр CALS-технологий, технопарк «УлГУ – высокие технологии» и электронная библиотека с двумя виртуальными читальными залами с выходом в Интернет. Параллельно осуществлялось приобретение новых зданий, капитальный ремонт аудиторного фонда, строительство объектов социальной сферы, в том числе жилых домов для преподавателей и сотрудников вуза.
В университете успешно действуют собственные СМИ: газета «Вестник», студия телевидения, пресс-центр. Культурно-досуговую деятельность в вузе обеспечивают Студенческий и Спортивный клубы УлГУ, а также органы студенческого самоуправления: Профком студентов и Студенческий Совет УлГУ.
Главная гордость университета – его студенты. В Ульяновском государственном университете есть все для создания настоящей студенческой атмосферы: просторные аудитории, уютные столовые, доступ к новейшим информационным технологиям, стирающим границы пространства и времени, современные лаборатории – все это, безусловно, помогает в учебе и науке. Для тех, кто серьезно увлечен наукой, в УлГУ открыта аспирантура, где можно продолжить обучение по 60 специальностям, действуют интернатура и ординатура.
Сегодня миссия классического университета не ограничивается кадровым и научным обеспечением общественных институтов. Интегрируясь в интеллектуальное, социальное, культурное и экономическое пространство региона, университет питает и стимулирует «точки роста». И сам, при продуктивном сотрудничестве с государственными структурами, становится центром науки, культуры и образования.
Ульяновский государственный университет — пример активного взаимодействия с Правительством Ульяновской области. На базе УлГУ выполняются фундаментальные и прикладные исследования, инновационные разработки в интересах Ульяновской области. Специалисты Ульяновского государственного университета осуществляют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации гражданских и муниципальных служащих, оказывают методическую помощь в аттестации профессиональных и управленческих навыков госслужащих. При участии университета осуществляется поддержка экспертного и информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. УлГУ зарекомендовал себя как учреждение высокой социальной ответственности: ни одна значимая социальная программа на территории региона не проходит без участия вуза.
Университет уделяет пристальное внимание продуманной кадровой политике. Сегодня трудно представить масштабы возможного кадрового кризиса в медицине, юриспруденции, других отраслях. Прокуратура более чем на 70 процентов состоит из выпускников УлГУ, схожая ситуация с работниками банковской сферы, творческими работниками, дипломированными медиками. Выпускники УлГУ с честью выдерживают конкуренцию на рынке труда, успешно трудятся в органах законодательной и исполнительной власти, занимают высокие посты на промышленных предприятиях, в коммерческих фирмах Ульяновской области, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны, а также за рубежом.
Сегодня Ульяновский госуниверситет является не только достоянием области, но и украшением города. На Набережной Свияги построен настоящий университетский городок — новый микрорайон с детскими площадками, фонтанами и газонами. Двадцатилетняя история университета подтверждает известный тезис: мы живем в эпоху, которая требует от общества огромной силы созидания и желания двигаться к развитию и самосовершенствованию.
В настоящее время организационная структура Ульяновского государственного университета соответствует структуре классического университета, что обеспечивает возможность реализации основных направлений его деятельности. УлГУ является одним из крупных университетов Поволжья, в структуре которого
• 7 институтов
• 21 факультет (из них 8 самостоятельных)
• филиал в городе Инза
• 1 представительство (в р.п. Новоспасское, Ульяновская область)
• 2 международные образовательные структуры (Российско-Американский и Российско-Германский факультет)
• медицинский колледж среднего профессионального образования
• музыкальное училище им. Г.И. Шадриной
• автомеханический техникум
• лицей физики, математики и информатики № 40 при УлГУ
• сеть профильных классов в школах города и области
• школа мультимедиа-технологий
• 18 образовательных и научно-образовательных центров
• Научно-исследовательский технологический институт (5 центров, Технопарк «УлГУ – высокие технологии», 8 лабораторий)
Университет по праву гордится своим кадровым потенциалом. Сегодня в УлГУ работают 1218 преподавателей (в т.ч. 914 штатных), из которых 146 докторов наук (106 штатных) и 603 кандидата наук (486 штатных). Среди преподавателей университета — ученые с мировым именем.

1.1.1 Деятельность факультета культуры и искусств.
Факультет открыт в 1996 году. Это единственный в регионе факультет, дающий как классическое университетское, так и высшее специальное образование, открывающий широкие возможности для базового и специализированного обучения по нескольким направлениям.
Декан факультета — заслуженный работник культуры РФ Никитина Татьяна Евгеньевна
В настоящее время на факультете культуры и искусства организовано 12 кафедр, на которыx работают 9 докторов наук, 55 — кандидатов наук. Преподаватели факультета имеют почётные звания: народный артист РФ — 3, народный художник РФ — 1, заслуженный артист РФ — 5, заслуженный xудожник РФ — 2, заслуженный деятель искусств РФ — 3, заслуженный деятель Башкортостана — 1, заслуженный деятель искусств Калмыкии — 1, заслуженный работник культуры РФ — 9, лауреат всероссийскиx и международныx конкурсов — 11.
В настоящее время на факультете обучаются около 900 студентов. Кроме общепрофессиональных дисциплин, все студенты факультета получают общегуманитарную подготовку по философии, истории, политологии, педагогике, иностранному языку. Студенты имеют возможность стажироваться в течение одного года в ведущиx вузаx России, стран ближнего зарубежья, а также в учебныx заведенияx США, Великобритании, Германии.
Фундаментальная историческая и теоретическая подготовка студентов факультета дает им возможность в дальнейшем специализироваться практически в любой области знания: искусствоведении, религиоведении, философии, эстетике, литературоведении, древних и новых языках, краеведении, психологии, социологии и т.д.
Закончившим обучение по направлениям «Филология» предлагается возможность продолжить обучение по образовательным программам магистратуры по направлению подготовки «Филология».
Кроме того факультет готовит специалистов со средним профессиональным образованием (СПО) по специальности «Дизайн».
За годы существования факультета проделана большая работа, направленная на решение задач по подготовке высококвалифицированныx кадров для учреждений кульутры, искусства и средств массовой информации Ульяновской области. Перед выпускниками университета открываются широкие возможности трудоустройства
В рамках классического университета факультет культуры и искусства является особенным, так как осуществляет подготовку студентов по двум направлениям: классическому университетскому и творческому. Так, на кафедре культурологии изучаются теоретико-методологические проблемы культурологии, истории культуры, менеджмента культуры, культуры современного провинциального города. На кафедре рекламы и связей с общественностью — проблема гендера в культуре, современные молодежные субкультуры, кросскультурные коммуникации. На кафедре журналистики и филологии — традиционная культура и современность, информационная культура, культура массовых коммуникаций, теория и история отечественной и зарубежной литературы, филологический анализ текста, проблемы интертекстуальности. На кафедре русского языка и методики его преподавания — теория и методика обучения русскому языку, история русского литературного языка, лингвистический анализ текста, культура речи. На кафедре документоведения и библиотековедения - вопросы истории и теории государственной политики и социально-культурной практики в области библиотечного и книжного дела, архивов и музееведения. На кафедре искусствоведения — методика, психология и педагогика творческих специальностей, музыкальная культура региона, теория и история музыки. На кафедре художественного проектирования и кафедре живописи, рисунка и скульптуры - дидактические условия развития художественного творчества, вопросы развития творческих способностей, дизайн как ресурс развития социокультурной среды. На кафедрах инструментального исполнительства и фортепиано — теория, история и практика музыкального исполнительства. На кафедре хорового дирижирования и вокала — история певческого искусства, проблема хорового исполнительства.
Ежегодно труппы областных театров пополняются выпускниками факультета культуры и искусства. Выпускники – музыканты работают в творческих коллективах Ульяновской областной филармонии: в Ульяновском государственном академическом симфоническом оркестре, в Ульяновском государственном оркестре русских народных инструментов, в ансамбле духовых инструментов «Академик-бенд», Государственном духовом оркестре «Держава». Выпускники и студенты художественных специальностей работают практически во всех основных сферах художественного творчества: создают и формируют архитектурно-художественную среду, интерьеры жилых и общественных зданий, участвуют в художественном оформлении улиц, площадей, парков, работают в рекламных и проектных организациях.
Факультет культуры и искусства внёс значительный вклад в развитие международного сотрудничества и укрепления международныx связей в рамкаx творческиx специальностей. Ежегодно в европейскиx странаx с большим успеxом проxодят концерты ансамбля народныx инструментов «Русская деша». Преподавателями и студентами кафедры актёрского искусства были проведены мастер-классы в Германии. Студенты — xореографы гастролировали в Испании, Германии, Южной Корее, Латвии.
Таким образом, факультет культуры и искусства Ульяновского государственного университета занял достойное место среди научно-методическиx и учебныx центров региона по широкому спектру проблем теории, истории и практики в области культуры и искусства. Деятельность факультета отвечает запросам возросшего духовно-интеллектуального уровня нашего города, влияет на улучшение социально-культурной обстановки в регионе, осуществляет политику администрации в области культурного строительства, сохранения и развития творческого потенциала, возрождения богатых традиций музыкальной и художественной жизни Симбирска, способствует укреплению авторитета Ульяновска как одного из культурных центров Поволжья.
1.2 Предлагаемое решение для информирования студентов
1.2.1 Аудитория и содержание информационного ресурса.
Разрабатываемый информационный ресурс направлен главным образом на аудиторию учащихся и сотрудников ВУЗа, а также абитуриентов.
В связи с этим, ресурс должен содержать следующую информацию:
 необходимую информацию для абитуриентов;
 расписание занятий, производственной практики;
 информация о проведении и итогах конкурсов, олимпиад, выставок и т. п.
 информация о проведении внеплановых мероприятий;
 информация о наличии и деятельности секций, кружков, студий для учащихся;
 информация о текущем размере стипендии;
 приказы об отпуске;
 приказы о движении кадров;
 рекламная информация, содержащая перечень специальностей, период и стоимость обучения и прочая рекламная информация.
Web-страницы, поддерживая технологию мультимедиа, объединяют в себе различные виды информации: текст, графику, звук, анимацию и видео. От того, насколько качественно, удобно и красиво сделана та или иная Web-страница, зависит во многом ее успех.
Контент принято делить на 5 типов:
 статический текстовый (обычные материалы в HTML, например статьи, книги) + сопутствующая графика;
 динамический текстовый (новости, сообщения в форуме/гостевой книге). Графика, онлайн коллекции клипартов и т.п.;
 мультимедийный, статический (коллекция записей исполнителя в формате MP3, видеоролики или Flash-ролики);
 мультимедийный динамический –аудио и видео файлы в режиме потокового вещания;
 файловый или бинарный. Это могут быть любые файлы, предназначенные для загрузки пользователями – дистрибутивы программ, электронные документы и книги (PDF, RTF, Word).
Наиболее мультимедийная и многофункциональная система управления контентом сайта должна поддерживать хотя бы минимальный набор форматов мультимедиа. В большинстве систем управления многообразие доступных видов контента существует за счет модульности и универсальности системы управления сайтом.

1.2.2 Анализ проблемных ситуаций и обоснование путей их решения
В результате исследования работы учреждения были выявлены следующие проблемные ситуации:
 необходимо предоставление большого количества приведённой выше актуальной информации учащимся, что невозможно в текущих условиях без применения современных информационных технологий, ввиду отсутствия подходящих средств;
 необходимо предоставление большого объема оперативной информации коллективу сотрудников, что также сложно в данных условиях;
 часть предоставляемой информация должна быть конфиденциальной и, в то же время, легко и быстро доступной субъекту назначения и недоступной всем остальным. Это также невозможно осуществить в текущих условиях;
 необходимо размещение обширной, легко доступной, регулярно обновляемой рекламной информации. Это в данных условиях невозможно без значительных и регулярных материальных затрат;
Рассмотрев приведённые выше проблемные ситуации, я принял решение о необходимости создания информациого интернет-портала учреждения, как одного из наиболее эффективных путей решения данных проблем.
1.2.3 Обоснование выбора языка программирования и СУБД
Такие требования к разрабатываемому сайту, как возможность быстрого и простого добавления новостей, контента и прочее, предполагают динамичность сайта. Поэтому для создания данного сайта простого языка разметки гипертекста HTML недостаточно, и необходимо воспользоваться каким-либо из языков web-программирования. Поскольку всё содержимое сайта должно храниться на сервере, на котором сайт выполняется, этот язык программирования должен быть интерпретируемым на сервере. К наиболее популярным из таких языков относятся PHP, Perl, ASP, Ruby, Python.
В качестве языка разработки был выбран Python.
Его преимущества:
Для многих, в том числе и для меня, основные преимущества — это удобочитаемый синтаксис. Не много языков могут похвастаться им. Программный код на Python читается легче, что значит, многократное его использование и обслуживание выполняется гораздо проще, чем использование программного кода на других языках сценариев. Python содержит самые современные механизмы многократного использования программного кода, каким является ООП. Скорость разработки
По сравнению с компилирующим, или строго типизированными языками, такими как С, С++ или Java, Python во много раз повышает производительность труда разработчика. Объем программного кода на языке Python обычно составляет треть, или даже пятую часть эквивалентного программного кода на языке С++ или Java, что означает меньший объем ввода с клавиатуры, меньшее количество времени на откладку и меньший объем трудозатрат на сопровождение. Кроме того, программы на языке Python запускаются сразу же, минуя длительные этапы компиляции и связывания, необходимые в некоторых других языках программирования, что еще больше увеличивает производительность труда программиста.

Одним из достоинств Python является его многоплатформенность и масштабность, то есть, он работает на различных платформах. Кроме этого, Python имеет гармоничную архитектуру языка, а именно:
• встроенные структуры данных, словари, кортежи;
• простой и удобный синтаксис;
• большое количество библиотек;
• мощные интерфейсы к конкретным ОС;
• переносимость кода между платформами: автоматическую генерацию документации на модули и возможность написания самодокументированных программ;
• поддержку процедурного, функционального и объектного стилей программирования; встроенную поддержку Unicode и большое количество национальных кодировок.

Итак, Питон имеет простой и ясный синтаксис, его библиотеки содержат лаконичную документацию, а процесс тестирования и кодирования - достаточно комфортный. Перенос кода с одной платформы на другую - не всегда безболезненный, но это возможно при написании приложения, предназначенного для работы с различными SQL серверами.
1.3 Разработка базы данных информационного портала.
В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности.
Базы данных (БД) составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности.
БД − это средство накопления и организации больших массивов информации об объектах некоторой предметной области. БД должна отображать текущие данные о предметной области, накапливать, хранить информацию и предоставлять различным категориям пользователей быстрый доступ к данным. Для этого данные в базе должны быть структурированы в соответствии с некоторой моделью, отражающей основные объекты ПО, их свойства и связи между ними. БД является частью сложной системы, называемой банком данных или системой баз данных (СБД). Эта система включает в себя собственно БД, программные, технические, языковые и организационно-методические средства, обеспечивающие централизованное накопление и коллективное многоцелевое использование данных.
Одна из компонент СБД система управления БД (СУБД) представляет собой совокупность языковых и программных средств, с помощью которых БД создается и поддерживается в процессе эксплуатации .
Действительно, процессы обработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание ими многих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единым программным обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБД вместе с прикладными программами называют банком данных.
Одно из основных назначений СУБД – поддержка программными средствами представления, соответствующего реальности.
Предметной областью называется фрагмент реальности, который описывается или моделируется с помощью БД и ее приложений. В предметной области выделяются информационные объекты – идентифицируемые объекты реального мира, процессы, системы, понятия и т.д., сведения о которых хранятся в БД.
Модель данных – это некоторая абстракция, в которой отражаются самые важные аспекты функционирования выделенной предметной области, а второстепенные – игнорируются. Модель данных включает в себя набор понятий для описания данных, связей между ними и ограничений, накладываемых на данные. Модели бывают трёх типов.
Иерархическая модель
Первые системы управления базами данных использовали иерархическую модель данных. Самой известной СУБД, использующей эту модель данных, является система фирмы IBM – Information Management System.
Основными информационными единицами в иерархической модели данных являются сегмент и поле.
Поле данных определяется как наименьшая неделимая единица данных, доступная пользователю. Для сегмента определяются тип сегмента и экземпляр сегмента. Экземпляр сегмента образуется из конкретных значений полей данных. Тип сегмента – это поименованная совокупность входящих в него типов полей данных.
Иерархическая модель данных базируется на графовой форме построения данных. Вершина графа в иерархической модели данных соответствует типу сегмента или просто сегменту, а дуги – связи типа предок-потомок. В иерархических структурах сегмент-потомок должен иметь в точности одного предка.
Иерархическая модель представляет собой связный неориентированный граф древовидной структуры, объединяющий сегменты. Иерархическая БД состоит из упорядоченного набора деревьев. При этом граф-дерево обладает следующими свойствами:
– имеется только одна вершина графа – корень, в которую не заходит ни одно ребро
– имеются вершины графа n-го уровня, называемые исходными, куда заходит одно ребро (n-1) уровня, а исходит из этого узла ноль, один или несколько порожденных узлов, которые называются потомками
– единственный проход к порожденному узлу лежит через его исходный узел
– каждый потомок может иметь только одного предка
– нет замкнутых петель или циклов
– сегмент, у которого нет потомков, называется листовым сегментом
Граф, отображающий иерархическую модель данных, называется деревом определения. Вершины графа – типы сегментов – не должны быть простыми.
При работе с обобщенной древовидной структурой используются два метода доступа ко всем узлам внутри дерева: прямой порядок обхода дерева и обратный порядок обхода дерева.
При прямом (нисходящем) порядке обхода дерева доступ к любому порожденному узлу всегда начинается с корня дерева с постепенным обходом поддеревьев слева направо и завершением обработки в самых нижних узлах.
Обратный порядок обхода дерева начинается с доступа к самым нижним узлам с постепенным восходящим переходом от одного поддерева к другому слева направо и завершением обработки в корне.
В иерархической модели чаще всего используется прямой порядок обхода дерева, поскольку самый важные данные, как правило, располагаются на самых высоких уровнях дерева, вместе с которыми могут быть извлечены и подчиненные записи.
Сетевая модель
Сети – естественный способ представления отношений между объектами, всевозможных их взаимосвязей. Сетевая модель опирается на математическую структуру, которая называется графом. Направленный граф состоит из узлов, соединенных ребрами. В контексте моделей данных узлы представляют собой объекты в виде типов записей, а ребра – связи между объектами со степенью кардинальности «один к одному» или «один ко многим».
Узлы и связи можно наглядно изображать в виде диаграмм.
Если вершины сети не имеют своей внутренней структуры, то сеть будет простой. Если же вершины обладают некоторой структурой в виде сети, то сеть называется иерархической. Если отношения между вершинами одинаковые, то сеть однородна, в противном случае – сеть неоднородна. Характер отношений, приписываемый дугам, может быть различен. В соответствии с этим выделяют следующие типы сетей:
– Функциональные сети отражают декомпозицию определенной вычислительной или информационной процедуры, а дуги показывают функциональную связь между декомпонированными частями; этот язык недостаточно богат для представления знаний;
– Сценарии, представляющие собой однородные сети с единственным отношением в виде нестрогого порядка. Семантика отношений может быть различной. Отношение может трактоваться как классифицирующее, временное и т.п. Сценарии часто используются при формировании допустимых планов по достижению цели;
– Семантические сети используют отношения разных типов, а вершины в них могут иметь разную интерпретацию, По сути дела семантическая сеть является классом, в который включаются как сценарии, так и функциональные сети. Наиболее часто используются в сети связи типа «это есть». Они позволяют построить в виде сети иерархию понятий, в которых узлы низших уровней наследуют свойства узлов более высоких уровней. Именно таким механизмом переноса свойств обусловлена эффективность семантических сетей.
Реляционная модель
Реляционная модель данных — логическая модель данных, строгая формальная теория, описывающая структурный аспект, аспект целостности и аспект обработки данных в реляционных базах данных.
Структурный аспект — данные в базе данных представляют собой набор отношений.
Аспект целостности — отношения (таблицы) отвечают определенным условиям целостности. РМД поддерживает декларативные ограничения целостности уровня домена (типа данных), уровня отношения и уровня базы данных.
Аспект обработки (манипулирования) — РМД поддерживает операторы манипулирования отношениями (реляционная алгебра, реляционное исчисление).
Кроме того, в состав реляционной модели данных обычно включают теорию нормализации.
Следует отметить три особенности:
– модель является логической, т.е. отношения являются логическими, а не физическими структурами;
– для реляционных баз данных верен информационный принцип: все информационное наполнение базы данных представлено одним и только одним способом, а именно — явным заданием значений атрибутов в кортежах отношений; в частности, нет никаких указателей (адресов), связывающих одно значение с другим;
– наличие реляционной алгебры позволяет реализовать декларативное программирование и декларативное описаний ограничений целостности, в дополнение к навигационному (процедурному) программированию и процедурной проверке условий.
Реляционная модель данных является приложением к задачам обработки данных таких разделов математики как теория множеств и формальная логика.
Термин «реляционный» означает, что теория основана на математическом понятии отношение (relation). В качестве неформального синонима термину «отношение» часто встречается слово таблица. Необходимо помнить, что «таблица» есть понятие нестрогое и неформальное и часто означает не «отношение» как абстрактное понятие, а визуальное представление отношения на бумаге или экране.

1.3.1 Общие сведения об этапах проектирования БД
При проектировании и эксплуатации БД к ней предъявляются следующие требования:
а) адекватность отображения предметной области (полнота, целостность, непротиворечивость, актуальность данных);
б) возможность взаимодействия пользователей разных категорий; обеспечение высокой эффективности доступа;
в) дружественность интерфейса;
г) обеспечение секретности и конфиденциальности;
д) обеспечение взаимной независимости программ и данных;
е) обеспечение надежности БД; защита данных от случайного и преднамеренного разрушения; возможность быстрого и полного восстановления данных в случае сбоев в системе.

Лицом, ответственным за создание, эксплуатацию и сопровождение БД является администратор базы данных (АБД). В его обязанности входит выполнение следующих функций:
а) анализ предметной области, ее описание, формулировка ограничений целостности;
б) проектирование структуры БД: состава и структуры файлов БД, связей между ними;
в) задание ограничений целостности при описании структуры БД и процедур обработки данных;
г) первоначальная загрузка и ведение БД;
д) защита данных:
1) обеспечение порядка входа в систему;
2) определение прав доступа пользователей к данным;
3) выбор и создание программно-технических средств защиты данных;
4) тестирование средств защиты данных;
5) сбор статистики об использовании данных;
6) исследование случаев нарушения защиты данных;
7) обеспечение восстановления БД, организация ведения системных журналов;
8) анализ обращений пользователей к БД;
9) работа с пользователями;
10) работа над совершенствованием и динамическим развитием БД.

В жизненном цикле БД одним из наиболее важных этапов является этап проектирования, от результатов которого зависит эффективность дальнейшего использования БД в решении задач предметной области. Главная задача, которая решается в процессе проектирования, - это организация данных: интегрирование, структурирование и определение взаимосвязей. Способ организации данных определяется логической моделью, которая отражает основные сущности ПО и их взаимосвязи. Различные формы представления связей между объектами породили существование различных логических моделей данных, например: иерархическую, сетевую, реляционную. Наибольшую популярность к середине 1980-х годов приобрела реляционная модель в силу ее простоты и математической обоснованности. Как следствие большинство современных СУБД поддерживают эту модель. Поэтому настоящее пособие посвящено проектированию и разработке реляционных баз данных (РБД).
При проектировании БД организацию данных принято рассматривать на трех уровнях: информационно-логическом (инфологическом), даталогическом (концептуальном) и физическом. Этим уровням соответствуют инфологическая, концептуальная и физическая модели предметной области. Весь процесс проектирования может быть разбит на три этапа, что видно на рисунке 1.

Рис 1.Этапы проектирования БД
На этапе анализа предметной области необходимо проанализировать запросы пользователей, выбрать информационные объекты и их характеристики и на основе анализа структурировать предметную область, как показано на рисунке.
Анализ предметной области целесообразно разбить на три фазы:
– анализ концептуальных требований и информационных потребностей;
– выявление информационных объектов и связей между ними;
– построение концептуальной модели предметной области и проектирование концептуальной схемы БД.

Рис 2. Анализ предметной области
На этапе анализа концептуальных требований и информационных потребностей необходимо решить следующие задачи:
– анализ требований пользователей к БД (концептуальных требований);
– выявление имеющихся задач по обработке информации, которая должна быть представлена в БД (анализ приложений);
– выявление перспективных задач (перспективных приложений);
– документирование результатов анализа.
Требования пользователей к разрабатываемой БД представляют собой список запросов с указанием их интенсивности и объемов данных. Эти сведения разработчики получают в диалоге с будущими пользователями БД. Здесь же выясняются требования к вводу, обновлению и корректировке информации. Требования пользователей уточняются и дополняются при анализе имеющихся и перспективных приложений.
Вторая фаза анализа предметной области состоит в выборе информационных объектов, задании необходимых свойств для каждого объекта, выявлении связей между объектами, определении ограничений, накладываемых на информационные объекты, типы связей между ним, характеристики информационных объектов.
При выборе информационных объектов необходимо ответить на ряд вопросов:
а) на какие таблицы можно разбить данные, подлежащие хранению в БД?;
б) какое имя можно присвоить каждой таблице?;
в) какие наиболее интересные характеристики (с точки зрения пользователя) можно выделить?;
г) какие имена можно присвоить выбранным характеристикам?

Одним из основных критериев выбора СУБД является оценка того , насколько эффективно внутренняя модель данных, поддерживаемая системой, способна описать концептуальную схему. Системы управления базами данных, ориентированные на персональные компьютеры, как правило поддерживают реляционную или сетевую модель данных. Подавляющее большинство современных СУБД – реляционные.
Конструирование баз данных на основе реляционной модели имеет ряд важных преимуществ перед другими моделями
– Независимость логической структуры от физического и пользовательского представления.
– Гибкость структуры базы данных – конструктивные решения не ограничивают возможности разработчика БД выполнять в будущем самые разнообразные запросы.
Так как реляционная модель не требует описания всех возможных связей между данными, впоследствии разработчик может задавать запросы о любых логических взаимосвязях, содержащихся в базе, а не только о тех, которые планировались первоначально.
При отображении информационной схемы, каждый прямоугольник схемы отображается в таблицу, которая является одним отношением. При этом следует учитывать ограничения на размер таблиц, которые накладывает конкретная СУБД.
Важной составной частью СУБД является язык манипулирования данными, который используется при работе различных приложений с БД. Как правило, язык манипулирования данными встраивается в язык программирования. Кроме того, при выборе СУБД, реализующей конкретную БД, необходимо оценить и техническую сторону дела, которая непосредственно связана с производительностью системы. В целом необходимо оценить семь групп параметров для выбора СУБД:
– Характеристики ПК: тип, модель, фирма производитель, наличие гарантии.
– Управление файлами и поиск: тип связи, модификация нескольких файлов, двунаправленное соединение таблиц, язык манипулирования данными, тип поиска.
– Средства поддержки приложений: каталог данных, генератор приложений, процедурный язык, подпрограммы, макросы, отладчик, система поддержки исполнения, шифровка программ и данных, разграничения доступа, графика, текстовый редактор, статистика.
– Ввод и поддержка целостности: управление с помощью команд, управление с помощью меню, проверка целостности по таблице, проверка уникальности ключа, проверка по дате, независимость данных.
– Отчеты: отчеты по нескольким файлам, сохранение форматов отчетов, выдача отчета на экран, выдача отчета на магнитный носитель, вычисляемые поля, группы, переопределение формата даты, заголовки отчетов, генератор отчетов, итоговые поля, максимальная ширина отчета.
– Операционная среда: тип операционной системы, объем требуемой оперативной памяти, необходимость использования постоянной памяти, объем требуемой постоянной памяти, язык подсистемы.
– Дополнительные сведения: наличие сетевого варианта, стоимость, примечание, источники.










1.3.2 Инфологическое моделирование БД
ER диаграмма и краткое пояснение

Jango_admin_log – в этой таблице описываются действия администратора
IdIdAction_timeвремя в которое совершено действиеId userid пользователяcontent_type_idid контентаobject idid обьектаaction_flagфлаг измененияchange_messageсообщение об изменении
Таблица auth_user - хранит информацию о пользователе
IdIdPasswordпароль пользователяLast_loginпоследний входIs_superuserадминистратор(флаг)Usernameимя пользователяFirst_nameимя пользователяLast_nameФамилияEmailЭмэйлIs_staffперсонал(флаг)Is_activeактивный(флаг)Date_joinedдата регистрации в сети
Registration_registrationprofile – профиль регистрации
IdIdUser_idid пользователяActivation_keyкод активации

Auth_user_permission - права пользователей на конкретные модели
IdIdNameНазваниеContent_type_idCodenameкод разрешения
Auth_user_user_ permission – разрешения для пользователей
IdIdId_userid пользователяPermission_idid разрешения
Auth_group_permissions – права группы пользователей
IdIdGroup_idid группыPermission_idid разрешения
Auth_group – группы gпользователей
Idid группыNameназвание группы
Auth_user_groups – хранит связи между пользователями и группами
Idid группы пользователейUser_idid пользователяGroup_idid группы
Django_content_type- Служебная таблица для хранения типа моделей
IdIdNameназвание моделиApp_labelназвание приложенияModelимя модели
Django_site – таблица хранит информацию о сайте
Idid страницыDomainДоменNameимя сайта
Django_session – информация о сессиях пользователей
Session_keyключ сессииSession_dataдата сессииExpire_dateдата окончания сессии
Forum_topiccategory – категория темы на форуме
IdIdTitleназвание
Info_category – информация о категории
IdIdTitleназвание


Info_info – раздел информация
IdIdTitleНазваниеTextТекстCategory_idкатегория
Forum_topic – тема форума
IdIdCategory_idКатегорияTitleНазваниеBodyСодержаниеAuthor_idАвторCreated_dateдата созданияLast_activity_dateдата последней активности темы
Forum_post – сообщение на форуме
IdIdTopic_idТемаTitleНазваниеBodyСодержаниеAuthor_idАвторPost_dateдата отправки сообщения
Forum_topic_lastviev – последнее посещение темы
IdIdTopic_idназвание темыUser_idид пользователя“date”дата
News_nowelty – новости
IdIdTitleназвание новостиBodyСодержание“date”ДатаAuthor_idАвторIconиконка
Gallery_album – альбом галереи
IdIdTitleНазваниеCategory_idКатегорияDescriptionописание альбомаLikesЛайкиOwner_idвладелец альбома
Gallery_albumcategory – категория альбома
IdIdTitleназвание
Gallery_photo – фото галереи
IdIdTitleНазваниеDescriptionописание фотоAlbum_idАльбомImageфото,картинаLikesлайки
Gallery_photolike – «лайки»
IdIdPhoto_idФотоUser_idпользователь
Video_video - видео
IdIdTitleНазваниеUrlАдресDescriptionОписание


1.4. Структура проекта
Проект состоит из семи логических блоков: gallery, forum, info, main, video, news и schedule. Каждый из них это стандартный пакет Python, который может использоваться вне проекта как «reusable app». Т.к. проект разработан с использованием фреймворка Django, каждый пакет состоит из нескольких частей



Выводы
В главе приведены теоретические сведения, посвященные БД, их классификация, этапы проектирования и подходы к выбору конкретной БД.
Также важным является выбор модели данных. Основываясь на представленной информации необходимо в дальнейшем выбрать ту или иную модель данных, наиболее подходящую для решения поставленной задачи.
Для реализации автоматизации предметной области необходимо четко понимать процесс проектирования базы данных, уметь производить анализ предметной области.
Перед созданием базы данных, основываясь на представленных сведениях, необходимо сделать выбор той или иной СУБД.






Глава2: Технологическая часть
2.1Описание технологий и алгоритмов решения задачи и их машинная реализация
2.1 Обзор инструментов для создания информационного портала.
2.1.1 Python
Python (в русском языке распространено название пито́н) — высокоуровневый язык программирования общего назначения, ориентированный на повышение производительности разработчика и читаемости кода. Синтаксис ядра Python минималистичен. В то же время стандартная библиотека включает большой объём полезных функций.
Python поддерживает несколько парадигм программирования, в том числе структурное, объектно-ориентированное, функциональное, императивное и аспектно-ориентированное. Основные архитектурные черты — динамическая типизация, автоматическое управление памятью, полная интроспекция, механизм обработки исключений, поддержка многопоточных вычислений и удобные высокоуровневые структуры данных. Код в Питоне организовывается в функции и классы, которые могут объединяться в модули (они в свою очередь могут быть объединены в пакеты).
Эталонной реализацией Python является интерпретатор CPython, поддерживающий большинство активно используемых платформ. Он распространяется под свободной лицензией Python Software Foundation License, позволяющей использовать его без ограничений в любых приложениях, включая проприетарные. Есть реализации интерпретаторов для JVM (с возможностью компиляции), MSIL (с возможностью компиляции), LLVM и других. Проект PyPy предлагает реализацию Питона на самом Питоне, что уменьшает затраты на изменения языка и постановку экспериментов над новыми возможностями.
Python — активно развивающийся язык программирования, новые версии (с добавлением/изменением языковых свойств) выходят примерно раз в два с половиной года. Вследствие этого и некоторых других причин на Python отсутствуют стандарт ANSI, ISO или другие официальные стандарты, их роль выполняет CPython.
Разработка языка Python была начата в конце 1980-х годов сотрудником голландского института CWI Гвидо ван Россумом. Для распределённой ОС Amoeba требовался расширяемый скриптовый язык, и Гвидо начал писать Python на досуге, позаимствовав некоторые наработки для языка ABC (Гвидо участвовал в разработке этого языка, ориентированного на обучение программированию). В феврале 1991 года Гвидо опубликовал исходный текст в ньюсгруппе «alt.sources». С самого начала Python проектировался как объектно-ориентированный язык.
Название языка произошло вовсе не от вида пресмыкающихся. Автор назвал язык в честь популярного британского комедийного телешоу 1970-х «Летающий цирк Монти Пайтона». Впрочем, всё равно название языка чаще ассоциируют именно со змеёй, нежели с передачей — пиктограммы файлов в KDE или в Microsoft Windows и даже эмблема на сайте python.org (до выхода версии 2.5) изображают змеиные головы.
Наличие дружелюбного, отзывчивого сообщества пользователей считается наряду с дизайнерской интуицией Гвидо одним из факторов успеха Python. Развитие языка происходит согласно чётко регламентированному процессу создания, обсуждения, отбора и реализации документов PEP (англ. Python Enhancement Proposal) — предложений по развитию Python.
3 декабря 2008 года, после длительного тестирования, вышла первая версия Python 3000 (или Python 3.0, также используется сокращение Py3k). В Python 3000 устранены многие недостатки архитектуры с максимально возможным (но не полным) сохранением совместимости со старыми версиями Python. На сегодня поддерживаются обе ветви развития (Python 3.x и 2.x).
__________________________________________________________________
2.1.2Django
Django (Джанго) — свободный фреймворк для веб-приложений на языке Python, использующий шаблон проектирования MVC. Проект поддерживается организацией Django Software Foundation.
Сайт на Django строится из одного или нескольких приложений, которые рекомендуется делать отчуждаемыми и подключаемыми. Это одно из существенных архитектурных отличий этого фреймворка от некоторых других (например, Ruby on Rails). Один из основных принципов фреймворка — DRY (англ. Dont repeat yourself)
Также, в отличие от других фреймворков, обработчики URL в Django конфигурируются явно при помощи регулярных выражений, а не выводятся автоматически из структуры моделей контроллеров.
Для работы с базой данных Django использует собственный ORM, в котором модель данных описывается классами Python, и по ней генерируется схема базы данных.
Использование
Веб-фреймворк Django используется в таких крупных и известных сайтах, как Instagram, Disqus, Mozilla, The Washington Times, Pinterest и др.
Также Django используется в качестве веб-компонента в различных проектах, таких как Graphite — система построения графиков и мониторинга, FreeNAS — свободная реализация системы хранения и обмена файлами и др.
Разработчики
• Расселл Кейт-Маги (англ. Russell Keith-Magee)
• Адриан Головатый (англ. Adrian Holovaty),
• Саймон Виллисон (англ. Simon Willison),
• Джейкоб Каплан-Мосс (англ. Jacob Kaplan-Moss),
• Уилсон Майнер (англ. Wilson Miner)
Разработчики заявляют, что не обязуются строго придерживаться какой бы то ни было методологии в развитии проекта, предпочитая делать то, что кажется им наиболее логичным.
Архитектура
Архитектура Django похожа на «Модель-Представление-Контроллер» (MVC). Контроллер классической модели MVC примерно соответствует уровню, который в Django называется Представление (англ. View), а презентационная логика Представления реализуется в Django уровнем Шаблонов (англ. Template). Из-за этого уровневую архитектуру Django часто называют «Модель-Шаблон-Представление» (MTV).
Первоначальная разработка Django, как средства для работы новостных ресурсов, достаточно сильно отразилась на его архитектуре: он предоставляет ряд средств, которые помогают в быстрой разработке веб-сайтов информационного характера. Так, например, разработчику не требуется создавать контроллеры и страницы для административной части сайта, в Django есть встроенное приложение для управления содержимым, которое можно включить в любой сайт, сделанный на Django, и которое может управлять сразу несколькими сайтами на одном сервере. Административное приложение позволяет создавать, изменять и удалять любые объекты наполнения сайта, протоколируя все совершённые действия, и предоставляет интерфейс для управления пользователями и группами (с пообъектным назначением прав).
В дистрибутив Django также включены приложения для системы комментариев, синдикации RSS и Atom, «статических страниц» (которыми можно управлять без необходимости писать контроллеры и представления), перенаправления URL и другое.
Возможности
Некоторые возможности Django:
• ORM, API доступа к БД с поддержкой транзакций
• встроенный интерфейс администратора, с уже имеющимися переводами на многие языки
• диспетчер URL на основе регулярных выражений
• расширяемая система шаблонов с тегами и наследованием
• система кеширования
• интернационализация
• подключаемая архитектура приложений, которые можно устанавливать на любые Django-сайты
• «generic views» — шаблоны функций контроллеров
• авторизация и аутентификация, подключение внешних модулей аутентификации: LDAP, OpenID и проч.
• система фильтров («middleware») для построения дополнительных обработчиков запросов, как например включённые в дистрибутив фильтры для кеширования, сжатия, нормализации URL и поддержки анонимных сессий
• библиотека для работы с формами (наследование, построение форм по существующей модели БД)
• встроенная автоматическая документация по тегам шаблонов и моделям данных, доступная через административное приложение
Некоторые компоненты фреймворка между собой связаны слабо, поэтому их можно достаточно просто заменять на аналогичные. Например, вместо встроенных шаблонов можно использовать Mako (англ.) или Jinja.
В то же время заменять ряд компонентов (например, ORM) довольно сложно.
Помимо возможностей, встроенных в ядро фреймворка, существуют пакеты, расширяющие его возможности. Возможности, предоставляемые пакетами, а также полный перечень пакетов удобно отслеживать через специальный ресурс — www.djangopackages.com.
Решения
На базе Django разработан ряд готовых решений со свободной лицензией, среди которых интернет-магазины, системы управления содержанием, а также более узконаправленные проекты
________________________________________________________________
2.1.3MySQL
MySQL — свободная реляционная система управления базами данных. Разработку и поддержку MySQL осуществляет корпорация Oracle, получившая права на торговую марку вместе с поглощённой Sun Microsystems, которая ранее приобрела шведскую компанию MySQL AB. Продукт распространяется как под GNU General Public License, так и под собственной коммерческой лицензией. Помимо этого, разработчики создают функциональность по заказу лицензионных пользователей. Именно благодаря такому заказу почти в самых ранних версиях появился механизм репликации.
MySQL является решением для малых и средних приложений. Входит в состав серверов WAMP, AppServ, LAMP и в портативные сборки серверов Денвер, XAMPP. Обычно MySQL используется в качестве сервера, к которому обращаются локальные или удалённые клиенты, однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера, позволяющая включать MySQL в автономные программы.
Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Более того, СУБД MySQL поставляется со специальным типом таблиц EXAMPLE, демонстрирующим принципы создания новых типов таблиц. Благодаря открытой архитектуре и GPL-лицензированию, в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц.
26 февраля 2008 года Sun Microsystems приобрела MySQL AB за $1 млрд, 27 января 2010 года Oracle приобрела Sun Microsystems за $7,4 млрд и включила MySQL в свою линейку СУБД.
Сообществом разработчиков MySQL созданы различные ответвления кода, такие как Drizzle (англ.), OurDelta, Percona Server, и MariaDB. Все эти ответвления уже существовали на момент поглощения компании Sun корпорацией Oracle.
О происхождении MySQL
MySQL возникла как попытка применить mSQL к собственным разработкам компании: таблицам, для которых использовались ISAM — подпрограммы низкого уровня. В результате был выработан новый SQL-интерфейс, но API-интерфейс остался в наследство от mSQL. Откуда происходит название «MySQL» — доподлинно неизвестно. Разработчики дают два варианта: либо потому, что практически все наработки компании начинались с префикса My, либо в честь девочки по имени My, дочери Майкла Монти Видениуса, одного из разработчиков системы[6][7].
Логотип MySQL в виде дельфина носит имя «Sakila». Он был выбран из большого списка предложенных пользователями «имён дельфина». Имя «Sakila» было отправлено Open Source-разработчиком Ambrose Twebaze.
Лицензирование
MySQL имеет двойное лицензирование. MySQL может распространяться в соответствии с условиями лицензии GPL. Однако по условиям GPL, если какая-либо программа включает исходные коды MySQL, то она тоже должна распространяться по лицензии GPL. Это может расходиться с планами разработчиков, не желающих открывать исходные тексты своих программ. Для таких случаев предусмотрена коммерческая лицензия, которая также обеспечивает качественную сервисную поддержку.
Платформы
MySQL портирована на большое количество платформ: AIX, BSDi, FreeBSD, HP-UX, Linux, Mac OS X, NetBSD, OpenBSD, OS/2 Warp, SGI IRIX, Solaris, SunOS, SCO OpenServer, UnixWare, Tru64, Windows 95, Windows 98, Windows NT, Windows 2000, Windows XP, Windows Server 2003, WinCE, Windows Vista и Windows 7. Существует также порт MySQL к OpenVMS. Важно отметить, что на официальном сайте СУБД для свободной загрузки предоставляются не только исходные коды, но и откомпилированные и оптимизированные под конкретные операционные системы готовые исполняемые модули СУБД MySQL.
Языки программирования
MySQL имеет API для языков Delphi, C, C++, Эйфель, Java, Лисп, Perl, PHP, Python, Ruby, Smalltalk, Компонентный Паскаль и Tcl, библиотеки для языков платформы .NET, а также обеспечивает поддержку для ODBC посредством ODBC-драйвера MyODBC.
__________________________________________________________________
2.1.4 Twitter Bootstrap
Twitter Bootstrap это замечательный фреймворк для создания современных, кросс-браузерных и стандартизованных интерфейсов. Продуманная структура кода HTML, JavaScript и CSS дает вам возможность создавать множество самых разнообразных элементов интерфейса и сетку сайта.
Свидетельством того, что Bootstrap это очень удачная разработка, является его непрерывно растущая популярность. Нынешний уровень развития этого фреймворка уже позволяет полностью создать любой web-интерфейс.
Bootstrap использует новейшие возможности HTML и CSS. Они могут не поддерживаться старыми версиями браузеров. В первую очередь будьте осторожны с IE7 и 8. Начиная с версии Bootstrap 2 все макеты создаваемые с его помощью стали адаптивными.
Основным преимуществом использования Bootstrap является Less – динамический язык стилей, существенно расширяющий возможности CSS. С его помощью разработчики могут создавать переменные, вложенные колонки, управлять цветами и т.д. Так же Less очень легко пользоваться. Достаточно просто вставить код в страницы.
Основные инструменты Bootstrap:
• Сетки — заранее заданные размеры колонок, которые можно сразу же использовать, например ширина колонки 90px относится к классу .span2, который мы можем использовать в CSS описании документа;
• Шаблоны — фиксированный или резиновый шаблон документа;
• Типографика — описания шрифтов, определение некоторых классов для шрифтов таких как код, цитаты и т.п.;
• Медиа — представляет возможности управления изображениями и видео;
• Таблицы — средства оформления таблиц, вплоть до добавления функциональности для обеспечения возможности сортировки;
• Формы — классы для оформления не только форм, но и некоторых событий происходящих с ними;
• Навигация — классы оформления для вкладок, страниц, меню и панелей инструментов;
• Алерты — оформление диалоговых окон, подсказок и всплывающих окон.
2.2 Описание созданного программного продукта.
Авторизация и регистрация пользователя выглядит следующим образом. На данной веб-странице можно так же зарегистрироваться через социальную сеть(если вы зарегистрированы)

Страница новостей отображает последние новости. Изменения могут вносить зарегистрированные пользователи с правами на редактирование данной ленты.(Права даются модератором данного портала). В правом углу счётчик пар(отображает какая по счёту пара в данный момент проходит в учебном заведении), довольно удобно для студентов и преподавателей в будние дни.




Страница «информация» даёт общую информацию о факультете, так же здесь можно узнать номера телефонов интересующей кафедры, расписание консультаций, обьявления и т.п. (Редактируется модератором)









Полезной страницей придётся для художников «фотогалерея» здесь студенты/ выпускники могут выкладывать свои работы, научные руководители могут добавлять примеры работ и многое другое. Данная страница будет полезна так же для работодателя, для оценки возможностей того или иного художника.
Действует система «мне нравится», каждый пользователь может поставить только 1 «лайк» на каждое фото. Альбомы с большим количеством лайков «всплывают» вверх.





Действует и видеогалерея. На данной странице можно выкладывать любые видео(модерирует администратор). Данная страница будет полезна как для студентов, так и для преподавателей . Видеоуроки, реклама, актёрские работы и многое другое.

Форум факультета. Зарегистрированные пользователи здесь могут задать вопрос, пообщаться на разные темы и поделиться своим мнением. (модерируется). Зарегистрированный пользователь может создавать свои темы.

Страница расписания занятий факультета. Расписание добавляет модератор. Здесь можно выбрать группу из списка и узнать расписание предстоящих пар и место проведения. Так же здесь могут находиться расписания экзаменов, зачётов и консультационных часов.



Глава 3: Организационная часть

3.1 Требования к техническому обеспечению

По приблизительным оценкам, центрального процессора с тактовой частотой от 300 МГц будет достаточно для нормальной работы сайта, при условии, что сервер будет поддерживать работу только одного сайта.
Требования к центральному процессору клиентских машин обусловлено системными требованиями клиентской операционной системы и браузера. Для работы с сайтом клиенту достаточно будет операционной системы Windows 95, имеющей в своём составе браузер Internet Explorer. Данная операционная система в базовой конфигурации может работать на процессоре с тактовой частотой от 75 МГц.
Таким образом, на сервер должен обладать процессором с тактовой частотой не ниже 300 МГц, а клиентские машины – процессором с частотой от 75 МГц.
Необходимый объём оперативной памяти сервера складывается из объёма памяти, необходимой операционной системе и web-серверу.
Поскольку выбранный web-сервер Apache является кросс-платформенным, то неизвестно, в какой операционной системе он будет работать в конечном итоге.
Объём памяти, необходимый для работы операционной системы, не важен. Имеет значение только, чтобы для работы сайта выделялось 128 Мбайт оперативной памяти. Если сайт будет работать на локальном сервере учреждения, то необходимо, чтобы объём оперативной памяти был равен 128 Мбайт плюс объём памяти, необходимый для работы операционной системы.
Требования к оперативному запоминающему устройству клиентских станций, так же как и требования к процессору, определяются установленными у клиента операционной системой и браузером. Операционная система Windows 95 требует для работы от 16 Мбайт оперативной памяти, таким образом, для работы с сайтом на клиентских машинах должно быть установлено оперативное запоминающее устройство объёмом не меньше 16 Мбайт.
Требования к свободному месту на жёстком диске складываются из требований сервера Apache и места под хранение базы данных, файлов с программным кодом и данными. Web-сервер Apache требует для хранения системных и временных файлов 50 Мбайт свободного места на жёстком диске. Объём свободного места на жёстком диске, необходимый для хранения базы данных сложно оценить ввиду того, что архив новостей и сообщений гостевой книги будет постоянно пополняться, а именно эти таблицы предъявляют самые серьёзные требования к наличию свободного места на диске.
Ввиду приведённых выше требований к свободному месту на диске, объём дисковой памяти, необходимый для хранения файлов приложения представляется незначительным, и учитывать его не стоит. Таким образом, требования к свободному месту на жёстком диске составляют 70 Мбайт.
Для комфортной работы с сайтом на клиентских станциях должен быть установлен VGA-совместимый монитор, поддерживающий минимальное разрешение 800 х 600 точек и способный отображать не меньше 256 цветов.
3.2 Инструкция пользователя.
Данный сайт очень удобен в использовании.
Для начала использования, нужно зарегистрироваться на данном сайте.
Кликнув по кнопке «вход» находящейся сверху сайта, мы попадём на страницу авторизации/регистрации. Кликнув по кнопке регистрации, мы указываем свой будующий логин/пароль и почтовый ящик. На почтовый ящик будет выслано сообщение с ключом активации. Можно так же зарегистрироваться на данном ресурсе через социальную сеть «вконтакте» кликнув по одноимённой кнопке.
Если мы уже имеем логин/пароль, нужно заполнить одноимённые поля. Итак.

Кликнув по гиперссылке (текст синего цвета), мы откроем одно из обсуждений форума. Если мы не находим интересующей нас ветки, то мы можем создать новую тему: кликнув по кнопке «добавить тему».(проверяется модератором)

Кликнув по кнопке «добавить комментарий» можно добавить ответ/задать вопрос на интересующую нас тему.

«видеогалерея» можно увидеть следующее. Видео просматривать можно, просто кликнув на интересующий нас материал. (Только для авторизированных пользователей) Добавление фотографий, дипломных работ и прочее. В данном разделе можно добавлять любые фотографии допущенные модератором сайта. Кнопка «добавить альбом» позволяет вам добавить свой альбом, открывается следующий диалог

Здесь указываем название и описание альбома.
В созданный альбом можно добавить фото и отредактировать описание кликнув «добавить фото» .


В разделе информация можно получить интересующую нас информацию, кликнув по одной из гиперссылок

В Разделе «новости» можно переключать страницы, чтобы просмотреть более ранние сообщения о предстоящих/состоявшихся событиях.
.



3.3 Администрирование ресурса
Администрирование производится через приложение где нужно иметь соответствующие логин и пароль. Вход осуществляется через административный раздел Django по адресу «/admin/»

Административная панель в Django генерируется автоматически на основе зарегистрированных моделей в БД. Объекты каждой модели можно создавать, редактировать или удалять.



4 Экономическая часть
4. 1 Расчёт себестоимости программного продукта
При производстве продукции предприятие несёт определённые затраты. Эти производственные затраты называют годовыми издержками производства или эксплуатационными расходами, либо текущими затратами.
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты, прямо или косвенно связанные с изготовлением и реализацией продукции, либо это удельные эксплуатационные расходы, отнесённые на единицу продукции, произведённой работой.
В себестоимость продукции следует различать затраты, обусловленные производством заданного объёма продукции и транспортно-сбытовые затраты на реализацию произведённой продукции. В связи с этим различают фабрично-заводскую себестоимость и полную себестоимость. В полную себестоимость входят затраты на передачу и" реализацию продукции. Затраты, включённые в себестоимость классифицируются:
Расчёт себестоимости на создание программного продукта
Данные для расчета:
• Количество компьютеров – 1;
• Количество дней работы над программой – 10;
• Коэффициент использования ПК – 0,8;
• Тариф за 1 кВтч – 2,86 руб.;
• Продолжительность одной смены – 5ч.

Полезный фонд времени работы ПК.
Фп = t1 * nc * T * Ku час, где
t1 – продолжительность одной смены работы на ПК – 7 ч;
nc – количество смен – 1;
T – количество дней работы над программой – 9;
Ku – коэффициент использования ПК – 0,8;
Фп = 7*1*9*0,8 = 50,4 час.
Издержки составления программы.
Материальные издержки
Стоимость потребляемой энергии
Иэл = Рпк * Фп * Цруб., где
Рпк – мощность, потребляемая ПК – 0,4 кВт;
Фп – полезный фонд времени работы ПК – 50,4 ч;
Цруб – тариф электроэнергии за 1 кВтч – 2,28 руб.;
Иэл = 0,4*50,4*2,28 = 45,964 руб.
Оплата труда.
Включает затраты на оплату труда основного производственного персонала, включая премиальные выплаты за производственные затраты, оплата ежегодных и учебных отпусков, выплаты работникам, высвобождаемых с предприятия в результате сокращения штатов и реорганизации предприятий.
Основная оплата труда за время работы над программой
Иопл.осн = Т * З руб., где
ЗТ – количество дней работы над программой – 9;
З – зарплата программиста за 1 день – 700 руб.;
Иопл.осн = 9 * 700 = 6300 руб.
Дополнительная зарплата
Включает в себя премии, доплату в сверхурочное время, в праздничные дни, по совместительству.
Иопл.д = 0.4 * Иопл.осн руб., где
Иопл.осн – основная зарплата за время работы над программой – 6300руб.;
Иопл.д = 0.4 * 6300 = 2520 руб.
Оплата труда – всего
Иопл = Иопл.осн + Иопл.д руб., где
Иопл.осн – основная зарплата за время работы над программой – 6300руб.;
Иопл.д – дополнительная заработная плата – 2520 руб.;
Иопл = 6300 + 2520 = 8820руб..
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1 Санитарные требования при работе на персональном компьютере

В настоящее время персональные компьютеры широко используются во всех организациях, в том числе в качестве вспомогательного средства обработки информации. Внедрение компьютерных технологий принципиально изменило характер труда различных категорий специалистов, а, следовательно, и требования к организации и охране труда. Работники, использующие компьютерную технику, на своем опыте оценили ее громадные возможности. Одновременно возникла определенная беспечность при ее эксплуатации.
Несоблюдение требований безопасности приводит к тому, что спустя некоторое время работы за компьютером сотрудник начинает ощущать определенный дискомфорт: у него возникают головные боли и резь в глазах, появляются усталость и раздражительность. У некоторых людей нарушается сон, ухудшается зрение, начинают болеть руки, шея, поясница и т.д.
К наиболее распространенным ошибкам, связанным с обеспечением условий труда работающих на компьютерах относятся:
– недостаточные площадь и объем производственного помещения;
– несоблюдение требований, предъявляемых к температуре и влажности рабочих помещений;
– низкий уровень освещенности в помещениях и на рабочих поверхностях аппаратуры;
– повышенный уровень низкочастотных магнитных полей от мониторов;
– произвольная расстановка техники и нарушения требований организации рабочих мест;
– несоблюдение требований к режимам труда и отдыха;
– чрезмерная производственная нагрузка работников;
– отсутствие навыков по снижению влияния психоэмоционального напряжения.
Вопросы, относящиеся к обеспечению охраны труда при работе за компьютером, регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Таким образом, ответственность за несоблюдение требований законодательства к условиям труда несет работодатель, возлагающий эти функции на службу охраны труда организации или на привлеченного на договорных началах специалиста по охране труда.
Прежде чем приобрести компьютеры, необходимо соответствующим образом подготовить помещение, где они будут установлены.
В соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96 помещения для работы на компьютерах должны иметь естественное и искусственное освещение.
В соответствии со ст. 14 Закона об охране труда на работодателя возглавляется обязанность обеспечить:
– безопасность работников при эксплуатации оборудования;
– применение средств индивидуальной защиты работников;
– соответствующие требования охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте;
– соблюдение режима труда и отдыха работников;
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
– инструктаж по охране труда;
– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток, и обеспечить коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5 % на остальной территории. Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в третьем световом климатическом поясе.
Не допускается располагать рабочие места для работы на компьютерах в подвальных помещениях. В случае производственной необходимости использовать помещения без естественного освещения можно только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России.
Площадь на одно рабочее место для взрослых пользователей должна быть не менее 6 м2, а объем - не менее 23 м3.
Для внутренней отделки помещений должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения от потолка - 0,7 - 0,8; для стен 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5. Полимерные материалы для внутренней отделки должны быть разрешены для применения органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России.
Поверхность пола в помещениях должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
В производственных помещениях, в которых установлены компьютеры, микроклимат должен соответствовать следующим санитарным нормам:
– температура воздуха в теплый период года не более 23-25° С, в холодный 22-24° С;
– относительная влажность воздуха 40-60 %;
– скорость движения воздуха 0,1м/с.
Для повышения влажности воздуха в помещениях следует применять увлажнители воздуха, ежедневно заправлять их дистиллированной или кипяченой водой.
Уровень положительных и отрицательных аэрофонов в воздухе помещений должен соответствовать «Санитарно-гигиеническим нормам допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений».
В производственных помещениях уровень шума на рабочих местах не должен превышать значений, установленных «Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах», а уровень вибрации «Санитарными нормами вибрации рабочих мест».
В помещениях, где эксплуатируются компьютеры, искусственное освещение должно быть общим и равномерным. Однако если сотрудники преимущественно работают с документами, то допускается применение комбинированного освещения: кроме общего устанавливаются светильники местного освещения, которые не должны создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать его освещенность более 300 лк.
Освещенность поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна составлять 300 - 500 лк.
Источники освещения следует устанавливать таким образом, чтобы они не ослепляли, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2.
В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт, а в светильниках местного освещения - ламп накаливания.
Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях следует не реже двух раз в год чистить стекла, оконные рамы и светильники и своевременно заменять перегоревшие лампы.
Рабочие места должны располагаться таким образом, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
Расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно быть не менее 2 м, а между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м.
Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми жалюзи, занавесями, внешними козырьками и др.
Желательно, чтобы высоту рабочей поверхности стола можно было регулировать в пределах 680-800 мм, а при отсутствии такой возможности она должна быть равна 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности компьютерного стола, на основании которых рассчитывают конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм; глубину 800 и 1000 мм.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм, а на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей. Допускается использовать столы различных конструкций, соответствующих современным требованиям эргономики.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно- поворотным, его высота и углы наклона сиденья и спины, а также расстояние спинки от переднего края сиденья должны независимо и легко регулироваться и иметь надежную фиксацию. размеры рабочего стула приведены в СанПиН 2.2.2.542-96.
Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Экран монитора должен находится от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
На рабочем месте устанавливается легко перемещаемый пюпир для документов.
В помещении с компьютерами должна проводиться ежедневная влажная уборка. Они должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
Режимы труда и отдыха при работе на компьютерах зависят от вида и категории трудовой деятельности.
СанПиН 2.2.2.542-96 устанавливает категории тяжести и напряженности работы на компьютерах, которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 тыс. знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 тыс. знаков за смену.
Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены устанавливается в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности:
Виды трудовой деятельности разделяются на три группы:
– группа А - работа по считыванию информации с экрана монитора с предварительным запросом;
– группа Б - работа по вводу информации;
– группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.
При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
Вид трудовой деятельности, тяжесть и напряженность работ устанавливается на основе аттестации рабочих мест по условиям труда. Как правило, работа сотрудников отделов кадров относится к группам А и Б.
При восьмичасовой рабочей смене и работе на компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать:
– для I категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью по 15 мин;
– для II категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью по 15 мин. или через каждый час работы продолжительностью по 10 мин.
Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, уменьшения утомления глаз, устранения гиподинамики и гипокинезии целесообразно выполнять комплексы упражнений, изложенных в СанПиН 2.2.2.542-96.

6.2 Требования безопасности при работе на персональном компьютере

Требования безопасности при работе на персональном компьютере определяются инструкцией ТОИ Р-45-084-01, утвержденной приказом Министерства РФ по связи и информатизации № 163 от 2 июля 2001 года.

6.2.1 Общие требования безопасности

а) к работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте;
б) при эксплуатации персонального компьютера на работника могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:
1) повышенный уровень электромагнитных излучений;
2) повышенный уровень статического электричества;
3) пониженная ионизация воздуха;
4) статические физические перегрузки;
5) перенапряжение зрительных анализаторов.
в) работник обязан:
1) выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией;
2) содержать в чистоте рабочее место;
3) соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности;
4) cоблюдать меры пожарной безопасности.
г) рабочие места с компьютерами должны размещаться таким образом, чтобы расстояние от экрана одного видеомонитора до тыла другого была не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м;
д) рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева;
е) оконные проемы в помещениях, где используются персональные компьютеры должны, быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др;
ж) рабочая мебель для пользователей компьютерной техникой должна отвечать следующим требованиям:
1) высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;
2) рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм;
3) рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а так же – расстоянию спинки от переднего края сиденья;
4) рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов; поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм;
5) рабочее место с персональным компьютером должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
з) Для нормализации аэроионного фактора помещений с компьютерами необходимо использовать устройства автоматического регулирования ионного режима воздушной среды (например, аэроионизатор стабилизирующий «Москва- СА1»);
и) Женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием компьютеров не допускается.

6.2.2 Требования безопасности перед началом работы

а) Подготовить рабочее место.
б) Отрегулировать освещение на рабочем месте, убедиться в отсутствии бликов на экране.
в) Проверить правильность подключения оборудования к электросети.
г) Проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов.
д) Убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и защитного экрана.
е) Протереть антистатической салфеткой поверхность экрана монитора и защитного экрана.
ж) Проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, пюпитра, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение «мыши» на специальном коврике, при необходимости произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.



6.2.3 Требования безопасности во время работы

а) работнику при работе на ПК запрещается:
1) прикасаться к задней панели системного блока при включенном питании;
2) переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
3) допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;
4) производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования;
5) работать на компьютере при снятых кожухах.
6) отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур;
б) Продолжительность непрерывной работы с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов;
в) Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления выполнять комплексы упражнений.

6.2.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

а) Во всех случаях обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений, появления гари, немедленного отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю.
б) Не приступать к работе до устранения неисправностей.
в) При получении травм и внезапном заболевании немедленно известить своего руководителя, организовать первую доврачебную помощь или вызвать скорую медицинскую помощь.
г) Требования безопасности по окончании работы
1) Отключить питание компьютера, обесточить ненужные приборы
2) Привести в порядок рабочее место.
3) Выполнить упражнения для глаз и пальцев рук на расслабление.