Причинный комплекс и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними в современных условиях

Дипломная работа по предмету «Юриспруденция»
Информация о работе
  • Тема: Причинный комплекс и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними в современных условиях
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Юриспруденция
  • Количество страниц: 30
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-08 01:26:27
  • Размер файла: 44.78 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Ссылка на страницу (выберите нужный вариант)
  • Причинный комплекс и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними в современных условиях [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/diplomnaya-rabota/yurisprudenciya/2126-prichinnyy-kompleks-i-usloviya-sposobstvuyuschie-soversheniyu-prestupleniy-nesovershennoletnimi-v-sovremennyh-usloviyah/ (дата обращения: 03.08.2021).
  • Причинный комплекс и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними в современных условиях // https://www.sesiya.ru/diplomnaya-rabota/yurisprudenciya/2126-prichinnyy-kompleks-i-usloviya-sposobstvuyuschie-soversheniyu-prestupleniy-nesovershennoletnimi-v-sovremennyh-usloviyah/.
Есть ненужная работа?

Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно

добавить работу
Обратиться за помощью в подготовке работы

Заполнение формы не обязывает Вас к заказу

Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ГЛАВА 2. ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


2.1. ПРИЧИННЫЕ АСПЕКТЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


Современное состояние преступности несовершеннолетних в России свидетельствует о необходимости в кратчайшие сроки предпринять все необходимые меры для противодействия этому негативному явлению. Анализ статистических данных позволяет говорить о стабильно негативных проявлениях в преступности несовершеннолетних.

По данным независимых экспертов, в России детьми и подростками ежегодно совершается более 150 тысяч преступлений, что составляет 8 - 10%. При этом около 40% всех преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких. Как свидетельствует анализ следственной и судебной практики, в последние годы несовершеннолетние чаще всего совершают кражи и грабежи, а также наносят друг другу или взрослым тяжкие телесные повреждения.

Несмотря на количественное снижение преступности несовершеннолетних, мы считаем, что латентность данной группы весьма велика. Кроме этого, несовершеннолетние, особенно в условиях демографического кризиса, - это будущее России, поэтому необходимо минимизировать криминализацию подрастающего поколения. Для этого необходимо установить причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними лицами.

Изучение причинного комплекса преступности несовершеннолетних должно стать основой разработки наиболее эффективной методики индивидуального, группового и общего профилактического воздействия.

Один из методов классификации причин преступности заключается в том, чтобы рассматривать их на разных уровнях. Нижний уровень - психологический (индивидуальный). Причиной преступного поведения на этом уровне является недостаточная социализация личности. Второй уровень - социологический. На нем рассматриваются недостатки общественной системы, т.е. социальные, экономические, политические и духовные явления, которые вызывают преступность, их взаимосвязь и взаимную обусловленность. Третий уровень - философский. Изучаются причины негативных явлений в обществе в целом. Самой общей причиной в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия.1

Для того чтобы сделать вывод о причинах преступности несовершеннолетних, необходимо четко определить причины преступности в целом, поскольку они находятся в неразрывной связи друг с другом.

В условиях рыночной экономики на развитие преступности в целом наиболее активно влияют следующие причины и условия: экономические; причины и условия в социальной сфере, причины и условия в сфере политических отношений; нравственно-психологические причины и условия.

Криминогенные факторы, воздействующие на преступность, коренятся в исторических условиях развития страны, а также в явлениях и процессах, связанных со спецификой переходного периода.

Переход от плановой экономики к рыночным отношениям произошел стихийно. В предыдущий исторический период не было легальной экономической, социальной и правовой базы для становления частной собственности и введения рыночных отношений, поэтому они стали вводиться поспешно и бессистемно на основе государственной собственности, сталкиваясь с методами хозяйствования, основанными на отвергаемых жизнью, но во многих отношениях еще не потерявших силу принципах плановой экономики. Это повлекло за собой ряд негативных социальных последствий, одним из которых явилась безработица.

Существование безработицы обостряет межнациональные конфликты - дешевая рабочая сила в лице гастарбайтеров снижает расценки и лишает заработка коренное население.

Поскольку экономические отношения являются базисными по отношению к другим сферам жизни общества, то их расшатанность оказывает огромное негативное влияние на преступность в целом.

С переходом нашей страны к новым экономическим отношениям произошла резкая дифференциация общества. Расслоение общества на богатых бедных и лиц, живущих за чертой бедности, в некоторой степени стимулирует рост преступности. Социальные отношения, в которых личность чувствует себя ущемленной, неравной с другими, всегда характеризуются протестующим поведением, которое в конечном счете может стать преступным.

Данный вывод подтверждается результатами проведенного анкетирования воспитанников Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края для несовершеннолетних. Так, только 71% опрошенных твердо заявили о готовности жить законопослушно; прямо противоположная позиция 8% у анкетируемых: «Буду жить по-прежнему, но не попадаться»; 21% опрошенных не смогли сформулировать ясную точку зрения.1

В стране прослеживается тенденция к формированию субкультуры бедности, отличительными чертами которой являются отрицание общественно значимых ценностей, цинизм по отношению к официальным нормам брака, неучастие в основных институтах общества, преобладание таких установок, как беспомощность, зависимое положение, низкая мотивация к труду, неспособность к планированию. На вопрос несовершеннолетним правонарушителям «Какую специальность вы хотели бы приобрести?» только 35% ответили, что вообще задумывались о необходимости приобретения профессии, но конкретные планы будут строить гораздо позже; 8% воспитанников считают, что в профессии не нуждаются; 16% затрудняются с ответом; 41% предполагают применить в жизни профессию, приобретенную в воспитательной колонии (строитель, слесарь, электрик, сварщик, автомеханик, оператор ЭВМ).1

Причины преступности следует искать и в нравственно-психологическом состоянии общества. Как мы уже отмечали, в социальной сфере господствует неравенство людей, в семьях процветает жестокость и безразличие по отношению к детям. В обществе идет ревизия общечеловеческих ценностей, появляется новая мораль вседозволенности, безнаказанности. Это и есть воспитание безнравственности, которое ведет к совершению преступлений.

Средства массовой информации переполнены сценами насилия и жестокости, порнографическими сюжетами, показывают в привлекательном свете преступников и нравы криминального мира, что создает у несовершеннолетних искаженное представление о нравственных ценностях и наносит вред детской психике. В отличие от взрослой аудитории подростки не пытаются сопоставить и проанализировать получаемую информацию, а усваивают ее механически.

Происходящие в обществе процессы социально-экономического характера дали толчок возникновению многих социально-психологических явлений и процессов:

1) возникает неуверенность в завтрашнем дне, чувство незащищенности, неверие в возможность получения помощи от власти и закона, ощущение невозможности социальной справедливости;

2) происходит дальнейшее снижение интереса к культурным ценностям, к духовным и нравственным интересам жизни человека и общества;

3) формируется и укрепляется комплекс зависти, нетерпимости, ненависти к богатым у малоимущих граждан;

4) нарастает социальная апатия, разочарование, правовой нигилизм.

Рассмотрев причинный комплекс преступности взрослых, можно выявить особенности его проявления в среде несовершеннолетних. Определение специфики причинного комплекса преступности несовершеннолетних позволяет понять, какие обстоятельства оказывают наиболее заметное влияние на данное явление.

К числу важных детерминант криминальных проявлений несовершеннолетних можно отнести территориальные особенности (региональный аспект). Данное направление в криминологии еще в XIX в. западные ученые назвали «географией преступности». Региональная преступность находится в зависимости не только от состояния преступности в целом, в масштабах страны, но и от воздействия местных факторов, присущих конкретной территории. На подростка действуют непосредственно ближайшее окружение, а также осуществляется воздействие социально-государственной и региональной среды.

Территориальные различия в преступности не определяются только социальными и социально-демографическими характеристиками населения, положением дел в сфере быта, культуры и досуга.

К негативным факторам причинного комплекса преступности несовершеннолетних можно отнести столкновения и противоречия различных национальностей, вероисповеданий, появление этнической миграции.

В среде несовершеннолетних все большее распространение получают такие преступления, которые раньше были присущи в основном взрослым, а именно: торговля наркотическими веществами и оружием, притоносодержание и сутенерство, разбойные нападения на предпринимателей и иностранцев.

На причинный комплекс оказывают влияние нарастающие масштабы алкоголизации и наркотизации подростков. Злоупотребление наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами является в настоящее время одной из острейших проблем. В России на протяжении последних лет отмечается резкий рост злоупотребления наркотиками, большинством их потребителей и больных наркоманией являются подростки и молодежь. По данным общероссийского мониторинга наркоситуации, реальная численность подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, злоупотребляющих наркотиками, оценивается в пределах 1870000 человек.1

Одной из причин совершения преступлений наркоманами является тот факт, что первоначально дилеры дают наркотики как "угощение" бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги. На этой почве совершаются преступления, так как в состоянии "ломки" человек, зависимый от употребления наркотических средств, способен на любое преступление. Приобретение наркотических средств становится фоном для совершения ряда преступлений (краж, грабежей, разбоев, вымогательств и др.).

Одной из важных проблем является раннее употребление и злоупотребление несовершеннолетними спиртными напитками, во всем мире наблюдается тенденция к «омолаживанию» алкоголизма. Чем раньше происходит знакомство подростка со спиртными напитками, тем больше шансов приобрести такое заболевание, как алкоголизм.

К причинному комплексу проявления преступности несовершеннолетних следует отнести психические аномалии или заболевания несовершеннолетних, лица, страдающие болезненным состоянием психики, более податливы к совершению правонарушений, что требует усиления профилактической работы, сопряженной с мерами медицинского характера.

В России - 3,5 млн. психических больных. Число обращающихся к врачам с психическими нарушениями ежегодно возрастает на 2 - 3 процента.2 

Проведенное исследование позволяет говорить, что криминальные проявления несовершеннолетних находятся в зависимости от преступности в целом, в масштабах страны, а также от влияния факторов, присущих конкретной территории. Так, причинный комплекс проявления преступности несовершеннолетних имеет свою специфику обусловленную территориальным расположением, а именно:

1) курортную зону посещает большое количество отдыхающих, немалую долю которых составляют несовершеннолетние, б) климатически и экономически благоприятный регион привлекает иные миграционные потоки, связанные с изменением места проживания (в том числе беженцы), поиском трудоустройства и другим мотивам (которые не всегда оправдываются), что в целом обостряет криминогенную обстановку;

2) некоторые районы граничат с территориями, где «накалена» военно-политическая обстановка, большое распространение получает различное оружие и участниками столкновений становятся несовершеннолетние;

3) поскольку население ряда регионов многонационально имеют место межэтнические и религиозные конфликты, в которые зачастую вовлекаются несовершеннолетние;

4) во многих регионах особо высокий уровень наркопреступности, в частности, в Краснодарской крае, который занимает второе место в России по наркопреступлениям, где легкая доступность наркотиков обусловлена тем, что: а) край граничит с регионами, для которых наркобизнес является одним из основных источников доходов; б) почвенно-климатические условия края прекрасно подходят для выращивания и культивирования растений, содержащих наркотические вещества.

На содержание преступности несовершеннолетних оказывает влияние мнение взрослых о том, что совершение ими правонарушений - это результат возрастных особенностей, как проявление возрастной незрелости, озорства, цинизма, тем самым практически на низком уровне находится социальный контроль за их поведением. Взрослые все больше становятся равнодушными к их негативным поступкам. Отсюда и высок уровень латентности их правонарушений.

Несовершеннолетние, совершившие преступление, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, утратой интереса к учебе и работе, недобросовестным отношением к ним. Часть подростков, участвующих в совершении преступлений, не имеет даже начального образования.

По глубине деформации личности разграничиваются четыре типа несовершеннолетних преступников, выделявшиеся Г.М. Миньковским:

1. Совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств и вопреки общей положительной направленности личности (эти преступления могут быть самыми различными по тяжести).

2. Совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности и соответствующую ей.

3. Совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивой антиобщественной позиции.

4. Совершившие преступления неоднократно в результате сформировавшейся антиобщественной позиции личности.1

Хотя со стороны государства установлен особый правовой статус несовершеннолетних, они находятся под особой охраной уголовного закона: в случае совершения преступления в отношении их установлено отягчающее обстоятельство; специально установлена уголовная ответственность за истязание, половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, развратные действия, вовлечение в пьянство, наркоманию. Установлен особый порядок привлечения их к уголовной ответственности, рассмотрения дел о преступлениях, назначения наказания, снижен порог многих наказаний, есть специальные виды уголовных наказаний; особый порядок освобождения их от уголовной ответственности и наказания; сам факт совершения ими преступления считается смягчающим обстоятельством и т.д.

Для несовершеннолетних характерно совершение преступлений в группе, по отдельным видам он наиболее высок по России (разбой - около 90%); каждый пятый из них совершает преступление в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Преступность несовершеннолетних в значительной степени зависит от состояния борьбы с ней и уровня социального контроля (который практически в России утрачен) за времяпрепровождением (досугом) подростков. Поэтому в районах, городах, областях (иных субъектах Федерации) со сходными экономическими, демографическими, социально-психологическими и бытовыми характеристиками ее показатели могут различаться в 2 и более раза, а амплитуда колебаний больше, чем для преступности взрослых. Как правило, 4 из 5 преступлений несовершеннолетних совершаются вблизи места жительства, работы или учебы. Три из пяти случаев преступления совершаются ими в группе (группы в основном из 2 - 3 человек; по времени нестойкие - до 3 месяцев; много смешанных групп со взрослыми; половина групп имеют в своем составе лицо с опытом преступной деятельности). Доля рецидива у них ниже, чем у взрослых, и составляет около 10%. Как правило, преступления совершаются с 16 до 24 часов (82%); наблюдается по возрастным параметрам специализация: в возрасте 14 - 15 лет - хищения; а в возрасте 16 - 17 лет больше иных преступлений.1

Процесс негативного формирования личности несовершеннолетнего под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих в семье, школе, институте, имеет длительный по времени и скрытый по форме характер. Однако именно то негативное, что было заложено в личности молодого человека на ранних стадиях его социализации, реально и в весьма короткий срок проявляется на последующих этапах, особенно в начальный период трудовой деятельности в сфере материального производства.

Более предметный анализ детерминации преступности несовершеннолетних осуществила Е.Н. Савинкова. По ее мнению, детерминационный, в т.ч. и причинный, комплекс преступности несовершеннолетних включает в себя причины и условия как общие для всей преступности, так и характерные только для преступности несовершеннолетних. В последнем случае речь идет о тех социальных явлениях и процессах, а также о тех возрастных и индивидуальных особенностях личности несовершеннолетних, которые негативным образом влияют на социализацию подростков, на формирование их личности и на поведение.1

Что касается общих для всей преступности причин и условий, то они анализируются многими учеными. Механизм их связи с преступностью несовершеннолетних может иметь свои особенности. Например, вынужденная миграция, формирующаяся в беспрецедентных масштабах за счет сотен тысяч беженцев, покинувших районы своего проживания после распада СССР вследствие обострения межнациональных и межгосударственных отношений, вооруженных конфликтов, военных действий на Северном Кавказе и т.п. Криминогенный потенциал этой группы населения существенно умножается за счет, как правило, чрезвычайно тяжелых жилищно-бытовых, материальных, психологических и иных условий, в которых оказываются переселенцы.

Беспрецедентные экономические, политические и иные проблемы переходного периода и периода реформ России стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, культуры, нравственной позиции, правосознания, т.е. всего того, что должно стать предпосылкой нормального, законопослушного поведения.

Опасно смещение ценностных ориентаций, связанных с восприятием действий криминальных структур, преуспевающие деятели которых из презираемых изгоев стали постепенно превращаться в своего рода референтную группу, в объект для подражания и даже зависти, а также искажение системы ценностей в раннем возрасте, когда формируются нравственные и правовые установки, привычки поведения. Создается реальная опасность привыкания уже в раннем возрасте к противоправному поведению как к образу жизни, усвоения криминальной субкультуры.

Резкое социально-экономическое расслоение населения особенно болезненно воспринимается детьми и подростками. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и привлекательными жизненными стандартами, невозможность достижения последних правомерными способами обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних даже из относительно благополучных в социальном смысле семей в криминальную деятельность или вызвали высокую степень психологической готовности к этой деятельности. Возникают конфликты на почве социально-экономических контрастов, разрешаемые криминальным путем.

Обострение противоречий на религиозной и этнической почве связано с активизацией религиозных экстремистов, вербующих сторонников из числа подростков и молодых людей.

Углубление деструктивных процессов в сфере брачно-семейных отношений влечет ухудшение условий семейного воспитания детей. Численность сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в конце XX в. в России превышала 600 тыс., а в 2015 г. - уже более 3 млн.; хотя специалисты говорят о 4 млн. человек; массовый характер приобрели безнадзорность, бродяжничество и жестокое обращение с детьми в семьях (по данным социологических исследований, ежегодно 2 млн. детей становятся жертвами семейного насилия).1

Все более увеличивался слой «аутсайдеров» - людей, отброшенных на обочину жизни, не имеющих нормальных заработков, других нормальных условий существования и лишенных перспективы возврата к нормальным условиям бытия.

Отсутствовало нормальное финансирование программ профилактики преступности, в т.ч. несовершеннолетних, и работы правоохранительных органов, не было нормально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов.

Специфические причины и условия преступности несовершеннолетних лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, школе, трудовой и досуговой деятельности. Об этом в специальной литературе говорилось неоднократно.

Эти внешние для подростков обстоятельства взаимодействуют с их личностными характеристиками, а последние тоже ухудшаются. Заслуживают внимания данные о судимостях и привлечении подростков к уголовной либо административной ответственности, о приводах в милицию, отбывании наказания в виде лишения свободы или условно, характеристика наиболее часто совершаемых подростками преступлений и др.

Контингент несовершеннолетних преступников отличается более остро выраженными особенностями подросткового возраста, такими, как недостаточная зрелость мышления и сознания, волевого развития, недостаток социального опыта и т.п. В этом же ряду находятся и особенности, относящиеся к сфере эмоциональной жизни: повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в запальчивость и агрессию, психическая неуравновешенность, порождающая «немотивированные», подчас аффектные вспышки; повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами; «глухота» к чужому страданию; ослабление чувства стыда и т.п.

В этом возрасте групповые интересы, инстинкты подражания решительно доминируют над общепринятыми понятиями долга, ответственности, чести. В последние годы распространенным становится убеждение, что совершать преступления, нарушать любые нравственные запреты вовсе не стыдно, если это приносит выгоду или дает иное удовлетворение. В старшей возрастной группе несовершеннолетних преступников преобладают лица с вполне сложившимися привычками и стереотипами антиобщественного поведения.

Беспрецедентные экономические, политические и иные проблемы переходного периода и периода реформ России стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, культуры, нравственной позиции, правосознания, т.е. всего того, что должно стать предпосылкой нормального, законопослушного поведения.

Была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних (существовавшие при советском строе государственные структуры, объединения граждан, общественные организации, специально предназначенные для ведения такой работы в среде несовершеннолетних, включая обеспечение их досуга, оказание необходимой помощи семье, коррекцию поведения оступившихся подростков и т.п., все это оказалось либо дезорганизованным, либо вовсе уничтоженным). Новая система определилась только к концу 90-х гг. XX столетия. В итоге уже несколько поколений несовершеннолетних и молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказался выключенным из нормальной системы семейного и несемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки. Они заведомо лишаются шансов не только на перспективную, хорошо оплачиваемую работу, но и на элементарное трудоустройство в условиях обострившейся безработицы. Большинство из них - типичные социальные аутсайдеры, представляющие собой потенциальный резерв для криминального мира.

Значительная часть несовершеннолетних (особенно это относится к тем, кто покинул школу) оказывается фактически вне сферы нормального, сколько-нибудь эффективного правового воспитания, основанного на общепризнанных ценностях права и закона. Но дело не только в том, что в последнее время масштабы этого негативного явления существенно расширились. Опасность резко возрастает в силу того, что образовавшийся вакуум заполняется «учителями» прямо противоположного толка. Это в широком смысле и опыт жизни, дающий молодым людям достаточно много наглядных примеров жестокости, несправедливости, беззакония, торжества не права, а силы, успеха, прямо пропорционального степени наглости, в деле нарушения норм закона, и т.д. Это, конечно, не прямые уроки (своего рода правовое воспитание наоборот), которые определенная часть подростков получает непосредственно от представителей преступного мира в виде их опыта «взаимодействия» с законом, их отношения к праву, к органам власти, к требованиям общества. Это итог влияния отношений, которые определяются нормами криминальной субкультуры.

Надо особо отметить, что в условиях крупных, тем более очень крупных, столичных городов названные и им подобные криминогенные факторы действуют в своей наиболее острой форме.

Хотя важная роль подростков, несовершеннолетних и молодежи для будущего страны и их повышенная криминальная активность и являются фактом, однако и эта рассматриваемая нами проблема не столь проста и однозначна.

Во-первых, относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. «Конфликт поколений» присущ не только новой истории. Старшие поколения всегда недовольны младшими, а те отвечают взаимностью.1

Во-вторых, подростково-молодежному возрасту закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением «открыть» или сделать что-то новое, ранее не известное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Поиск молодых приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им «положено» по возрасту (у них высокая степень виктимности).

В-третьих, взрослые, предъявляя повышенные требования к поведению подрастающего поколения, сами нередко ведут себя не лучшим образом по отношению к нему. И если мы справедливо осуждаем тяжкие преступления, совершаемые подростками, то как оценить детскую безнадзорность, заброшенность, а то и прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников, учителей?

Проведенные криминологические исследования показывают, что наиболее доступным и легким для несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, видом антиобщественной деятельности является совершение общественно опасных посягательств, содержащих признаки краж. На ранней стадии правонарушающей деятельности корыстная мотивация их поведения имеет некоторую специфику, определяемую значительной долей «детских» мотивов, меньшим рационализмом, большей предметной направленностью деяния, его ситуативностью и стремлением избегать обстоятельств, когда завладение чужим имуществом может иметь открытый характер или сопровождаться применением насилия к потерпевшему. В дальнейшем у определенной части подростков «привлекательность» занятия преступным бизнесом и чувство безнаказанности ведут к особой подвижности в формировании криминологически значимых отклонений в поведении. Все это способствует образованию у них привычки противоправного удовлетворения потребностей и приведению в состояние готовности к совершению преступления.

Однако, на наш взгляд, совершению лицом первого умышленного неситуационного преступления предшествует период, связанный с деформацией социально-бытовых, психологических, поведенческих и правовых характеристик, поскольку «воздействие на мотивацию преступного поведения имеет не разовый, а длительный, «растянутый» во времени и пространстве, «накопительный» характер». Именно в силу данного обстоятельства, как утверждает Э.А. Колидзей, заложенная в возрасте 10 - 12 лет программа формирования личности определяет специфику взросления, а также разрыв во времени между причинами поведения и самим преступлением.1

Как полагают Г.М. Миньковский и К.Е. Игошев, примерно у 20 - 25% лиц, совершивших общественно опасные деяния в возрасте от 10 до 14 лет, происходит укрепление стереотипов антиобщественного поведения, ведущих к усилению асоциальных мотивов, расширению направленности мотивации и сферы ее потенциальной реализации в преступном поведении.2 На данном временном отрезке они совершают многочисленные рецидивы общественно опасных деяний, содержащих признаки краж, а также столь тяжкие преступления, что их мотивация приближается к «взрослой», а влияние возрастных особенностей минимизируется.

Мы не можем согласиться с мнением Д.М. Кафаровой о том, что наибольший криминологический интерес представляют среди подростков, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, лица, в поведении которых усматривается наличие рецидива действий, содержащих признаки краж, а равно других умышленных посягательств, не связанных с применением насилия, и совершившие деяния, содержащие признаки тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с применением насилия.

По нашему мнению, в отношении несовершеннолетних, совершивших до достижения возраста уголовной ответственности особо тяжкие и тяжкие общественно опасные деяния, связанные с применением насилия, было бы целесообразным принятие законодателем такого решения, которое позволило бы включить их в сферу уголовно-правового регулирования.

Но при этом следует уточнить минимальный возрастной предел субъекта преступления, круг деяний, за которые наступает ответственность несовершеннолетних в более раннем возрасте, а также в максимальной степени обеспечить специализацию подлежащего применению к ним уголовно-правового воздействия.

В-третьих, тенденция повышения общественной опасности и организованности преступности несовершеннолетних, усиления ее прагматической, корыстно-насильственной направленности, ориентации подростков на систематическую преступную деятельность свидетельствует, на наш взгляд, о возрастании степени общественной опасности личности несовершеннолетних преступников. Полагаем, что этот негативный процесс характерен и для поведения подростков, совершающих общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

На наш взгляд, такое положение складывается отчасти от того, что, как показали проведенные нами исследования, среди рецидивистов «молодежного» возраста примерно 45 - 52% составляют лица, которые впервые были осуждены в 14 - 15 лет, а также трех-, четырехкратное преобладание в их числе тех, кто совершал общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 1 Именно в этой возрастной среде, как указывает Л.Н. Костина, отмечается самая высокая интенсивность создания противоправных группировок. Кроме того, они входят в состав почти 20% организованных преступных групп несовершеннолетних старших возрастов.

Как показывают криминологические исследования Г.И. Забрянского, А.И. Долговой, О.Н. Гусевой, Ю.Р. Орловой и др., для каждого возрастного контингента несовершеннолетних правонарушителей характерен не только свой набор потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, но и свой уровень социально-психологической дезадаптации, связанный с различием у них биологических и социальных возможностей, адекватного эмоционального реагирования, снижением психической активности.

На наш взгляд, данный вывод конструктивен и для криминологической теории, и для практики, поскольку указывает на специфичность проявления в отношении каждой возрастной группы издержек воспитания, что представляет исключительную важность для организации предупредительной работы.

По нашему мнению, одну из главных составляющих в развитии противоправного поведения несовершеннолетних образуют негативно сложившиеся отношения в семье. Они, как правило, ведут к неблагоприятному формированию личности (семейной десоциализации) и криминогенности конфликтных ситуаций.

С вопросами семейного неблагополучия тесно связаны проблемы образования несовершеннолетних. С самого начала возникновения образования как способа передачи социального опыта и тем самым как социального фактора указанная проблема и отношение к ней общества играли решающую роль в определении воспитательных и педагогических мер, призванных воздействовать на подрастающее поколение.

Наши исследования показали, что в последние годы сходству тенденций нарушений уголовно-правовых запретов младшими подростками 12 - 13 лет с тенденциями этого явления у 14 - 17-летних способствовало, в частности, изменение ситуации в подростковой среде, связанной с потреблением алкоголя, наркотических и токсических средств. Так, проведенные нами исследования показали, что первое знакомство несовершеннолетних с наркотиками происходит преимущественно в возрасте до 15 лет (и лишь у 37% - позже); раньше 10 лет - 19%; с 10 до 12 лет - 26%; с 13 до 14 лет - 18%.

На наш взгляд, «кривая возраста» является одной из самых устойчивых в характеристике преступности и занимает особое место в криминологии несовершеннолетних. Это определяется не только связью наступления уголовной ответственности с достижением определенного возраста, но и существованием возрастных этапов нравственного формирования личности.

Изучение структуры и динамики показателей преступности несовершеннолетних в современных социально-экономических условиях позволяет нам сделать вывод о том, что в последние годы преступность несовершеннолетних приобрела качественно новые формы, характеризующиеся повышением организованности и общественной опасности. По мнению Ю.Р. Орловой, обострение сложившейся криминогенной обстановки в несовершеннолетней среде было вызвано целым комплексом социально-экономических и политических факторов и, прежде всего, резким переходом общества к рынку без реального анализа особенностей экономики, политической и социальной системы, традиций нашего общества, уровня культуры и психологии населения России. Резкий, непродуманный переход общества к рыночной модели функционирования не только породил явления, активно питающие преступность, но и нанес сокрушительный удар по основным традиционным институтам социализации детей и подростков.1

Все это указывает на возможность и необходимость выделения в пределах несовершеннолетия возрастных групп, имеющих специфические криминологические показатели и в силу этого нуждающихся в дифференцированном уголовно-правовом и профилактическом воздействии.

Таким образом, основные причины современной преступности несовершеннолетних связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис, переживаемый в стране с началом радикальных преобразований в экономике и продолжающийся в определенной мере и в настоящее время, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий.

Следует констатировать факт значительного сужения возможностей молодежи в самореализации, приобщении к социально полезной деятельности, удовлетворении своих потребностей и интересов посредством институционных форм. Официальные институты социализации: семья, школа, трудовые коллективы, досуговые учреждения, - переживают кризис и не в состоянии полноценно выполнить свои социальные функции.

Одна из основных причин, определяющих состояние и динамику преступлений несовершеннолетних - семейное неблагополучие.

Серьезной объективной детерминантой современной преступности несовершеннолетних сегодня является и беспрецедентный рост социального сиротства в Российской Федерации. Примерно треть из них воспитывается в детских домах. Несовершеннолетние из таких семей воспитываются в условиях высокой криминогенной зараженности микросреды. Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет на их физическое и нравственно-психологическое развитие, служит причиной их алкоголизации, аморального и правонарушающего поведения. По результатам исследования, 94 % сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в качестве фактора, затрудняющего проведение профилактической работы, отметили наличие у несовершеннолетних правонарушителей различных психических отклонений. По данным исследования1 79 % респондентов подвергались насилию до 14 лет, из которых 46 % подвергались со стороны родителей, 23 % со стороны сверстников, 9 % со стороны родственников и 2 % со стороны учителей.

Спасаясь от жестокого обращения, дети уходят от родителей либо надзора государства и оказываются в ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Подростки уходят из дома, стремясь, как им кажется, наиболее легким путем разрешить жизненные трудности, связанные с нарушением эмоциональных связей с родителями, конфликтными ситуациями в семье. Не случайно в структуре мотивации насильственных преступлений несовершеннолетних доминирует мотив, связанный с подражанием другим людям, солидарностью с товарищами из ближайшего окружения, ведь «общение» с последними в таких случаях является основным институтом «социализации» для подростка.

Не соответствует современным реалиям и состояние профилактического контроля за раннее судимыми подростками, осужденными условно, освобожденными от уголовной ответственности (наказания). В этих случаях проведение эффективной профилактической работы органами внутренних дел с несовершеннолетними осложняется тем, что подростки после совершения антиобщественных действий возвращаются в прежнюю рецидивоопасную среду.1

Особую роль в формировании моделей поведения несовершеннолетних играют средства массовой информации - печать, телевидение, радио, новые информационные средства (Интернет). Личностные образцы, модели поведения, транслируемые средствами массовой информации, на основе идентификационных механизмов присваиваются подростковым сознанием, определяя ценностные ориентации и его реальное поведение.

Констатация тенденции роста несовершеннолетних преступников с психическими отклонениями свидетельствует и о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки в условиях социально-правовой незащищенности не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными самим себе, испытывают духовный прессинг криминального мира и его ценностей, а не институтов гражданского общества.





2.2. ОСОБЕННОСТИ ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ


Общеизвестно, что совершенствование мер противодействия преступности в целом и несовершеннолетних в частности во многом зависит от достоверности данных, являющихся основой для формирования криминологических выводов о состоянии криминогенной обстановки в том или ином регионе. Одним из основных источников и фактическим материалом для изучения преступности и проведения криминологических исследований являются данные анализа уголовной статистики. Вместе с тем, по мнению А.А. Санина, «уголовная статистика не содержит полных данных о фактической преступности несовершеннолетних, поскольку за ее пределами остаются сведения, касающиеся латентной части этого социального явления».1

При этом он отмечает, что выявление латентных преступлений не облегчит получение максимально точных криминологических прогнозов в том случае, если прогнозируются тенденции и закономерности развития всей преступности. При этом делаются ссылки на то, что для прогнозирования «движения преступности» достаточно использовать лишь данные о прогнозируемой преступности, которые вполне обеспечивают возможность разработки прогнозов тенденций и закономерностей изучаемого явления.

Безусловно, что абсолютное количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, не может рассматриваться как обеспечивающее получение достоверных данных о преступности. Вместе с тем хотелось бы отметить, что акценты многочисленных исследований, разрабатываемых и предпринимаемых мер в отношении минимизации латентной преступности, сделаны в основном на той ее части, которая представляет наиболее обобщенные характеристики ее описания. И практический, и научный интерес криминологов, представителей иных специальностей, а также общественности в целом именно к данной категории криминально активного населения неслучаен и обусловлен прежде всего особенностями совершения преступлений и, следовательно, особенностями формирования латентной их части.

Высокая латентность преступности несовершеннолетних всегда была одной из ее криминологических особенностей. По мнению специалистов, примерная оценка соотношения учтенных и латентных деяний подростков колеблется в пределах 1:5; кроме этого, необходимо учесть и то, что доля населения в возрасте 14 - 17 лет неуклонно уменьшается, а абсолютные показатели совершаемых ими преступлений растут.

Таким образом, особенности формирования латентной преступности несовершеннолетних имеют свою специфику и связаны прежде всего с возрастными, психологическими, иными отличиями и механизмом преступного поведения, с проявлением и действием обстоятельств, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними; с динамикой, структурой их преступности, демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам. 1 Наличие данного обстоятельства обусловливает некоторые особенности применения общекриминологических методов исследования, направлений, изучения.

В структуре преступного поведения несовершеннолетних имеются отличия от общей структуры преступности. Это прежде всего возрастные особенности субъекта: согласно ст. 20 УК РФ несовершеннолетние 14 - 15 лет несут уголовную ответственность только за совершение 20 видов деяний, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ. Таким образом, по правовым и иным объективным и субъективным основаниям они реально тяготеют к относительно ограниченному числу отдельных видов преступлений. В структуре преступного поведения несовершеннолетних доминирует около десятка деяний, составляющих 80 - 85%: это кражи, грабежи, разбои, вымогательство, хулиганство, убийство, изнасилования, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др. Проведенное исследование показало, что имеют место случаи, когда сотрудники умышленно квалифицируют деяния по статье, предусматривающей более высокий возрастной ценз, в целях освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности. Например, имеют место случаи переквалификации деяний со ст. 161 "Грабеж" (предметом преступления выступал велосипед) на ст. 159 "Мошенничество" (ответственность за которое наступает с 16 лет), и, изменив объяснения подростков и (или) лиц, пострадавших от проявления преступных действий экстремистской направленности, правоприменители меняли квалификацию в отношении несовершеннолетних со ст. 280 или 282 УК РФ, если в их противоправной деятельности имел место факт проявления экстремизма и национализма, обвинение предъявлялось по ст. 213 УК РФ «Хулиганство» или по ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».

Преступность несовершеннолетних всегда носила групповой характер. За последние годы наметился процесс укрепления групп несовершеннолетних с противоправным поведением, кроме этого, идет процесс подчинения и пополнения организованной преступности. Вместе с тем анализ уголовных дел показал, что не всегда следователям или дознавателям удается установить причастность и роль каждого из несовершеннолетних - участников преступных групп, хотя другие обстоятельства дела свидетельствуют о вероятности совершения преступления в группе. Зачастую в содеянном признается один несовершеннолетний (как правило, самый младший из участников группы, который берет всю полноту ответственности на себя). Такой самооговор позволяет не квалифицировать содеянное как общественно опасное деяние, содержащее такие квалифицирующие признаки, как преступление, совершенное в группе лиц, группе лиц по предварительному сговору или организованной группе.1 Наличие данного обстоятельства в некоторых случаях не позволяет привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности, поскольку ч. 1 ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность с 16 лет, а ч. 2 - с 14 лет. Соответственно, если подобное общественно опасное деяние совершает несовершеннолетний в возрасте 14 - 15 лет и его деяния квалифицируются по ч. 1 ст. 213 УК РФ, он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Использование расчетных коэффициентов латентности преступлений несовершеннолетних позволяет выявить их наиболее латентную часть, проявляющуюся в следующих преступных деяниях: кражи, грабежи, насильственные действия сексуального характера, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, угон.

Изучение материалов уголовных дел и постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел позволило установить определенные особенности их латентности, связанные с ошибочной квалификацией (когда в ходе расследования преступлений устанавливается роль или причастность лишь одного или нескольких участников), юридической оценкой преступлений как административных правонарушений, отсутствием в правоприменительной деятельности единого подхода к выявлению и фиксации состояния алкогольного и наркотического опьянения, высокой концентрацией именно беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних из государств СНГ (в результате у сотрудников отсутствует возможность быстро приобщить к материалам проверки документы, подтверждающие точный возраст подростков), нерешенностью проблем технологии статистического учета, негативной практикой прямого укрытия преступлений от учета, необоснованного вынесения постановлений об отказе в возбуждении либо прекращении уголовных дел.

Зачастую одной из причин латентной преступности несовершеннолетних является нежелание потерпевших или администрации образовательных учреждений (причем как общеобразовательных, так и коррекционных) сообщать о фактах совершения на территории образовательных учреждений преступлений, дабы не портить общественное мнение об имидже образовательного учреждения.

Вместе с тем, наоборот, сокрытие фактов совершения преступлений на территории образовательных учреждений может привести к совершению виновными повторных преступлений и оказанию серьезного влияния на социально-психологический климат в образовательном учреждении. Безнаказанная преступность способствует "привыканию" несовершеннолетних к криминальным проявлениям, снижению уровня законности и моральной требовательности в обществе, к ослаблению чувства нетерпимости к правонарушениям и правонарушителям. У одной категории граждан безнаказанная преступность вызывает чувство социальной апатии, инертности и тревоги, у другой, напротив, повышает нервозность и нетерпимость. И в том и в другом случае граждане испытывают психологический дискомфорт, порожденный отсутствием надежных государственных гарантий личной безопасности.

Так, например, 30.10.2013 инспектором ОУУП и ПДН одного из территориальных управлений МВД России по Московской области было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела следующего содержания: «В ходе проведения проверки было установлено, что 16.05.2013 около 15.30 несовершеннолетняя Х. находилась на территории лицея № 13 на футбольном поле, где проходили соревнования по футболу. В это время несовершеннолетняя Х. вышла на футбольное поле и предложила свою кандидатуру для игры в футбол. В это время Н. посчитал, что она мешает игре, подбежал к ней и, чтобы испугать ее, махнув ногой, попал по руке и попе несовершеннолетней Х. Х., добравшись домой, рассказала о случившемся матери, которая, опасаясь за здоровье дочери, обратилась с ней в травмпункт ХЦГБ. Степень тяжести установить не представилось возможным, в связи с тем что в настоящее время результаты СМЭ не готовы». Вместе с тем при первичном обращении потерпевшей в травмпункт в результате медицинского осмотра у несовершеннолетней зафиксирован перелом пальцев правой руки. Вместе с тем констатации перелома в медицинском учреждении для инспектора, выносившего постановление об отказе в возбуждении дела, оказалось недостаточным, и 30.10.2013 (обратите внимание на дату, событие состоялось 21.05.2013) им было принято решение о вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Проведенное обобщение статистических данных ГИАЦ МВД России позволяет сделать вывод, что незначительные количественные характеристики преступности несовершеннолетних (их криминальной активности) могут быть и следствием неправильности фиксации или неполноты сведений о преступлениях и несовершеннолетних, их совершивших, или их недостоверности вследствие неправильности заполнения карточек статистической отчетности сотрудниками штабных подразделений.

Таким образом, ныне действующая отчетность преступлений и лиц, их совершивших, смещена к формальным показателям и далеко не всегда совместима со статистикой иных социальных явлений и процессов. Отсутствие должного ведомственного контроля за состоянием учетно-регистрационной дисциплины приводит к формированию латентной части преступности несовершеннолетних. Негативная практика прямого укрытия преступлений от учета, необоснованного вынесения постановлений об отказе в возбуждении либо прекращении уголовных дел приводит к образованию скрытой и скрываемой преступности несовершеннолетних.

Изучение виктимологических основ в профилактике латентности позволило выявить, что несовершеннолетние в большинстве случаев совершают преступления в отношении своих сверстников, а также граждан, находящихся в возрастных пределах от 40 до 55 лет. Интересными представляются и результаты проводимого опроса учеников школ. На вопрос «Имели ли в вашем классе или школе место факты совершения преступлений?» большинство опрошенных ответили «нет». Но при ответе на вопрос, имели ли место случаи применения насилия среди одноклассников, более 80% ответили «да», что, безусловно, свидетельствует о фактах умышленного укрывательства преступлений самими потерпевшими или администрациями образовательных учреждений.1

Практическое значение изучения проблем латентной преступности несовершеннолетних определяется прежде всего необходимостью реализации отправных принципов уголовно-правовой политики. Речь идет о последовательной реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности лица, совершившего преступление, об обеспечении полноты и всесторонности расследования и разрешения уголовных дел, об адекватности и соразмерности средств правового воздействия содеянному, что, по сути, является необходимым условием вынесения справедливого наказания, его индивидуализации.

Дальнейшее развитие криминологической мысли о преступности несовершеннолетних, которая, безусловно, будет обогащаться новейшими достижениями в других областях знаний, в т.ч. и за счет совершенствования информационных технологий, позволит еще полнее познать масштабы латентной преступности исследованного вида. Это, в частности, относится к разработке новых форм статистической отчетности и методик измерения латентной преступности на основе модульного анализа конструирования социума, основу которой составляет системный подход к исследованию общества в целом и преступности несовершеннолетних в частности. При этом при формировании статистической базы необходимо использовать возможности применения современных компьютерных технологий, которые позволяют не только вычислить латентных преступников из числа несовершеннолетних, но и определить тенденции развития латентной преступности в целом.

Таким образом, учет преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и жертв преступных посягательств (потерпевших) несовершеннолетних должен быть оптимизирован и соотнесен со статистической информацией. Пока же действующая отчетность преступлений и лиц, их совершивших, смещена к формальным показателям и далеко не всегда совместима со статистикой иных социальных явлений и процессов. Решение вышеуказанных проблем диктуется необходимостью познания реальных масштабов исследованной преступности несовершеннолетних как «резерва» взрослой преступности, осуществления достоверного прогноза «поведения» преступности несовершеннолетних на перспективу, определения адекватной фактической криминогенной ситуации стратегии и тактики противодействия преступности, а также дальнейшим развитием криминологической науки, исследования которой должны основываться на наиболее полных статистических показателях, характеризующих состояние преступности несовершеннолетних.


1 Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Российский следователь. - 2010. - № 1. – С. 12-23.

1 Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. - 2014. - № 8. - С. 36 - 40.

1 Зырянов В.Н., Долгополов К.А., К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних. - Закон и право. - 2015. - № 7. - С. 14-20.

1 Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. -  2012. - № 1. - С. 22 - 26.

2 Остапенко Н.И. Отдельные аспекты характеристики причинного комплекса преступности несовершеннолетних // Российский следователь. - 2009. - № 21. - С. 25 - 27.

1 Миньковский Г.М. Криминология. - М., 2010. - С. 209.

1 Зырянов В.Н., Долгополов К.А., Криминологические особенности преступности несовершеннолетних // Закон и право. - 2015. - № 9. - С. 14-20.

1 Савинкова Е.Н. Преступность несовершеннолетних // Криминология. - М., 2001. - С. 770 - 776.

1 Зырянов В.Н., Долгополов К.А., Криминологические особенности преступности несовершеннолетних // Закон и право. - 2015. - № 9. - С. 14-20.

1 Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Русский народный сервер против наркотиков. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -  NarCom.ru, http://www.narcom.ru/law/system/39.html, дата обращения 12 октября 2016 г.

1 Колидзей Э.А. Психология подростков, склонных к девиантному поведению // Юридическая психология. - 2008. - № 1. - С. 3.

2 Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 2008. - С. 265.

1 Костина Л.Н. Психологические аспекты расследования групповых преступлений несовершеннолетних // Юридическая психология. - 2010. - № 2. - С. 17.

1 Орлова Ю.Р. Групповая преступность несовершеннолетних: основные тенденции и проблемы предупреждения // Рос. следователь. - 2010. - № 4.

1 Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. - 2014. - № 8. - С. 36 - 40.

1 Зырянов В.Н., Долгополов К.А., Криминологические особенности преступности несовершеннолетних // Закон и право. - 2015. - № 9. - С. 14-20.

1 Криминологические аспекты латентной преступности несовершеннолетних в г. Москве. М., 2009. - С. 3.

1 Криминологические аспекты латентной преступности несовершеннолетних в г. Москве. М., 2009. - С. 5.

1 Орлова Ю.Р. Групповая преступность несовершеннолетних: основные тенденции и проблемы предупреждения // Российский следователь. - 2010. - № 4. - С. 14.

1 Материалы пресс-конференции Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://www.rfdeti.ru/files/32; дата обращения 20 октября 2016 года.