Ответы на экзамен 1-10 (1 Экономическая характеристика и особенности)

Экзаменационные билеты по предмету «Экономика»
Информация о работе
  • Тема: Ответы на экзамен 1-10 (1 Экономическая характеристика и особенности)
  • Количество скачиваний: 23
  • Тип: Экзаменационные билеты
  • Предмет: Экономика
  • Количество страниц: 19
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-06-08 01:24:38
  • Размер файла: 66.75 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

1. Экономическая характеристика и особенности отрасли «связь». Роль связи в формировании рыночной инфраструктуры информатизации общества.

Отрасль Связи – это отрасль материального пр-ва. Она принадлежит к сектору экономики, производящему нефинансовые услуги и является составной частью инфраструктуры общества.
Продукт связи - передача информации или обслуживание техн. уст-в, предоставляемых в пользование.
В процессе предоставления всем отраслям и секторам экономики услуг по сбору, обработке, передаче и доставке информации в отрасли связи создается потребительная стоимость и стоимость. Потребительная стоимость – это конечный полезный эффект от передачи информации. Стоимость – равна денежному выражению всех произведенных и реализованных услуг, включается в ВВП.
При потреблении услуг связи в производственной сфере ее стоимость переноситься на стоимость созданной продукции, а при личном потреблении вместе с потреблением услуг исчезает и их стоимость
В процессе создания услуг участвуют 3 фактора материального производства: средства труда (производственные здания, коммутационное оборудование и т.д.), предметы труда (информация), живой труд работников связи.

Экономические особенности связи:
1. Продукт носит невещественный хар-р., представляет собой конечный полезный эффект от процесса передачи информации и сообщений от отправителя до получателя: письменных, телефонных, программ ТВ и РВ и т.п. Невещественный характер конечного продукта обусловливает отсутствие в производстве сырья и основных материалов, являющихся вещественными носителями продукции.
2. Неотделимость во времени процесса потребления услуг от процесса их производства. Услуга не может храниться на складе, средства связи должны быть максимально приближены к потребителям, неравномерность поступающей нагрузки по часам суток, дням недели и месяцам года.
3. Процесс передачи информации носит двусторонний хар-р т.е. происходит между отправителем и получателем. Это требует создания надежной и разветвленной сети, т.к. абоненты могут находиться в различных регионах.
4. В передаче инф-ции принимают участие неск. организаций с. На уровне одной орг-циии услуга носит незаконченный хар-р. Законченный-на уровне отрасли. Продажа или реализация услуг связи осуществляется на нач. этапе по полной цене, а доход затем перераспределяется на основе системы взаиморасчетов.
5. Информация должна подвергаться только пространственному перемещению. Всякое другое изменение - искажение свойств и потребительной ценности, что наносит ущерб потребителю.

Помимо рассмотренных особенностей связи ей присущи черты, характерные для отраслей инфраструктуры:
1. Всеобщий характер потребления, универсальность взаимосвязей со всеми предприятиями, отраслями, регионами страны, составляющими единое экономическое пространство.
2. Взаимозаменяемость или взаимодополняемость отдельных услуг и средств связи.
3. Проявление основного эффекта от ее функционирования за пределами отрасли. Это характеризует связь как важнейший сектор современной экономики.

Роль С в условиях рынка значительно возрастает в связи с ростом роли инф-ции.
Роль Связи можно рассмотреть в 3 направления:
1.Экономический:
 С – важнейший национальный постоянно увеличивающийся ресурс. Связь производит продукт, т.е. участвует в формировании макроэкономических показателей (ВВП)
 Связь сокращает время и пространство путем передачи информации, т.е. способствует повышению эффективности производства во всех сферах экономической деятельности.
2. Социальный аспект:
 Удовлетворяет общественную потребность в передаче информации
 Предоставляет социально значимые услуги.
3. Оборонный.

В современном мире связь становится не просто транспортной сетью передачи информации, а трансформируется в качественно новую сетевую структуру, основанную на взаимном проникновении электросвязи, информационных технологий и ряда почтовых услуг. Этот процесс называется конвергенция и обусловливает формирование нового сектора экономики – инфокоммуникаций.





































2. Организационная и отраслевая структура связи.
Связь неоднородна, ее принято делить на две совокупности: 1) сети, средства связи, подотрасли.
2) совокупность хозяйствующих субъектов (те, кто использует сети и средства связи, предоставляет услуги)
Сети, средства связи, подотрасли отличаются выполняемыми функциями и назначением. Хозяйствующие субъекты различаются между собой организационно-правовой формой и формой собственности. Сети и средства связи могут находиться в федеральной, муниципальной собственности, а также принадлежать юридическим лицам и гражданам.
Структура связи РФ

Сети связи: технологические и федеральные
Технологические сети предназначены для обеспечения производственной деятельности организации (например, вычислительные сети), управления технологическими процессами.
Организационную структуру федеральных сетей представляют электросвязь и почтовая связь.
Сети ПС – совокупность объектов ПС и почтовых маршрутов, обеспечивающих предоставление услуг ПС и др. услуг.
ЕСЭ (единая сеть электросвязи) – это комплекс сетей ЭС. Совокупность расположенных на территории РФ сетей ЭС составляет ЕСЭ.
1. Основой ЕСЭ являются сети СОП (сети связи общего пользования). Они предназначены для возмездного оказания услуг любому пользователю на территории РФ и представляющие собой комплекс взаимодействующих сетей ЭС, в т.ч. сетей связи теле- радиовещания. Сеть СОП имеет присоединение к сетям СОП иностранных государств. Вся ответственность за развитие и функционирование сетей СОП лежит на федеральных органах исполнительной власти в области связи: 1) Министерство информационных технологий и связи РФ, 2) Федеральное агентство связи, 3) Федеральное агентство по информационным технологиям, 4) Федеральная служба по надзору.
2. Выделенные сети предназначены для возмездного оказания услуг ЭС ограниченному кругу пользователей. Они не присоединены к сети СОП РФ и к сети СОП иностранных государств.
3. Технологические сети связи, присоединенные к сети СОП.
В случае, когда выделенные и технологические сети присоединяются к сетям СОП и образуют единое сетевое пространство, они переходят в категорию сетей СОП. Операторы сети СОП на договорной основе обязаны оказывать услуги присоединения в соответствии с: 1) «Правилами присоединения сетей ЭС и их взаимодействия (подзаконный акт, 2005 г., №161»; 2) «Рекомендациями по порядку тарификации и взаиморасчетов... между операторами сетей связи при пропуске трафика» (2003 г., установлен приказом №51).
Операторы присоединенных сетей должны иметь лицензию и осуществлять строительство и эксплуатацию оборудования сетей в соответствии с вышеуказанными актами и использовать только сертифицированные средства связи.
4. Сети связи специального назначения и другие сети для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
Классификация подотраслей осуществляется на основе видов услуг, классификации специалистов, работающих в отрасли связи.
В зависимости от вида связи (почтовая, телеграфная, телефонная связь), характера информации, способов ее передачи, применяемых технологий и техники и профессиональной подготовки кадров, связь делят на три подотрасли:
1) почтовую; 2) электрическую; 3) теле-радиокомплекс
1. Почтовая связь
Почтовые сети наиболее массовые: широко предоставляются услуги неосновной деятельности; ПС является наиболее доступной и массовой услугой.
2. Электросвязь
Документальная связь – передача документальных сообщений (телеграмм, газетной полосы); передача данных по каналам связи (Интернет); предоставление в аренду телеграфных каналов другим предприятиям (телематические услуги)
Междугородная и международная телефонная связь. Предоставляются услуги голосовой телефонии абонентам, находящимся в различных пунктах страны и за рубежом; сдача международных каналов в аренду; предоставление услуг междугородных таксофонов.
Городская и сельская (местная) телефонная связь – обеспечивает ведение переговоров внутри одного населенного пункта или административного района. Абонентам предоставляются в длительное пользование телефонные каналы, услуги городских таксофонов, предоставление в аренду каналов местной связи.
Подвижная электросвязь. Данный вид услуг предоставляется абонентам сотовой связи. Услуги голосовой телефонии и передачи данных, услуги роуминга + около 10 дополнительных услуг, мультимедийные услуги. В основном этими услугами пользуется молодежь.
Проводное вещание. Предприятия проводного вещания обеспечивают услуги доступа к трансляционным радиоточкам и их обслуживания (например, средства для оповещения). Наиболее массовые услуги.
3. Теле-радиокомплекс
Эта подотрасль организует радиоканалы для передачи телефонных разговоров, для передачи данных и другой передачи сообщений. Как и другие радиотехнические средства, радиоканалы предоставляются в аренду. В этой подотрасли развивается спутниковый сегмент, что экономически целесообразно для России.
Межотраслевые пропорции развития по подотраслям свидетельствуют, что в течение последних пяти лет доминирующей была и остается ЭС. Внутри этой подотрасли произошли изменения: доля доходов от фиксированной связи существенно снизилась, а доля подвижной связи выросла практически в 40 раз.
Дальнейшее развитие связи характеризуется конвергенцией технологий сетей и услуг
(слиянием, сближением). Конвергенция – это некое взаимное проникновение областей телекоммуникации и информатизации. Происходит объединение компьютеров через сети связи. Этот процесс связан с появлением Интернета и цифровизации сетей связи. В результате конвергенции телекоммуникации приобрели новое качество и превратились в инфокоммуникации (информационные технологии, услуги, сети).
Следующий этап развития сетей характеризуется глобальностью. Осуществляется интеграция сетей России в так называемую глобальную информационную инфраструктуру (ГГИ). ГГИ – это совокупность сетей, оборудования конечных пользователей (т.е. абонентских устройств), информации и людских ресурсов, которая может быть использована для доступа к полезной информации в любое время из любого места по доступной цене.












































3. Совершенствование отраслевых и региональных пропорций связи.
Проблема пропорции раскрывается с помощью коэффициентов сбалансированности:
1. Коэффициент насыщенности:
Кнас= Фсврег : Фобщрег/Фсвстр : Фобщстр (должен 1)
1-е отношение – удельный вес стоимости основных фондов связи региона в общей стоимости основных фондов региона (доля
фондов связи в общих фондах);
2-е отношение – удельный вес стоимости основных фондов связи страны в общей стоимости основных фондов страны.
2. Коэффициент применения основных фондов связи:
Кприм= Фобщрег : Фобщстр/Фсврег : Фсвстр (должен 1)
1-е отношение – удельный вес стоимости основных фондов региона в общей стоимости основных фондов страны;
2-е отношение – удельный вес стоимости основных фондов связи в регионе к стоимости основных фондов связи в стране.
Если Кнас = Кприм, можно говорить о пропорциональности развития связи и производительных сил в регионе.
При Кнас < Кприм говорят об отставании развития связи относительно потребностей региона.
При Кнас > Кприм имеет место избыток фондов связи по отношению к экономике региона.
Для оценки соотношения развития связи и экономики страны в международном аспекте используется зависимость междутелефонной плотностью и душевым уровнем ВВП.
Диаграмма Джиппа (пропорциональная зависимость)

ТП . .
. . .
. . .
. . .

ДВВП,тыс $
Чем ближе положение точки конкретной страны к линии Джиппа, тем пропорциональнее уровень развития связи страны к состоянию ее экономики. В большинстве стран наблюдается опережающее развитие связи по отношению к экономическому потенциалу (точка выше прямой). Эту зависимость отражает информационно-экономический закон опережающего развития
связи: пропускная способность сетей связи должна опережать рост ВВП.
















4 Организация управления и регулирования в отрасли связи. Структура и функции органов исполнительной власти в области связи.
Управление -непрерывно осуществляемая система мер целенаправленного воздействия на производственные коллективы и отдельных работников, а через них на материально-вещественные элементы труда с целью повышения эффективности производства и экономики в целом. 3 составляющие: управляющая подсистема, управляемая подсистема и внешняя среда.
Регулирование - вид или способ управления, кот. заключается в воздействии регулирующих органов на деятельность субъектов эконом отношений и рыночную конъюнктуру в целом с целью придания им организованного хар-ра, упорядочения действий, предотвращения или подавления неблагоприятных факторов и создания условий для саморегулирования экономических объектов и процессов.
Методы регулирования:
 Экономические методы
1. Развитие рыночной среды (реструктуризация предприятий с долей государства, акционирование, поддержка малого и среднего бизнеса, антимонопольные меры)
2. Регулирование спроса (тарифное регулирование, контроль взаиморасчетов, универсальное обслуживание, открытие зон свободной торговли)
3. Поддержка инвестиций (гос-ые инв., стимулирование частных инв., в т.ч. иностранных, разработка инвестиционных программ)
 Организационно-правовые методы:
1. Нормативное регулирование (лицензирование, сертификация, распределение частотного диапазона, разработка правил межсетевого взаимодействия и правил предоставления услуг)
2. Законодательное регулирование (обеспечение прав собственности и антимонопольные законы, обеспечение прав доступа к информации, регулирование новых видов предпринимательства, обеспечение безопасности)
3. Организационное регулирование (разработка концепций и программ, осуществление мер госнадзора, кадровая и образовательная политика, совершенствование системы управления, развитие мжнр сотрудничества)

Главная цель гос органов управления – создание системы регулирования, способствующей прогрессу в условиях либерализации и демонополизации инфоТК рынка, наиболее полному удовлетворению потребностей общества в современных, высококачественных услугах и обеспечивающей рост инвестиционной привлекательности отрасли и ее субъектов.
Структура Высший орган = Правительство РФ (обеспечивает проведение единой эконом политики)
Правительство устанавливает полномочия федер органов испол власти:
Министерство информ технологий и связи РФ (выработка гос политики и нормативно-правовое регулирование, вносит в правительство проекты федер законов, нормативно-правовых актов, самостоятельно принимает нормативно-правовые акты по вопросам регулирования операторской деятельности)
Федеральная служба по надзору в сфере связи (федер орган исполнительной власти, осущ контроль надзор за соблюдением юр лицами, инд предпр и физ лицами требований установленных законодательными, норм-исп актами и документами, осущ-ет лицензирование, гос регулир цен)
Федер агенство связи (управление гос имуществом электросвязи и почтовой связи, оказание гос услуг в сфере электросвязи, вкл создание развитие и исп сетей с, спутниковых систем, систем ТВ и радио вещания, почтовой с ,устанавливает тарифы)
Федеральное агенство информ технологий (управление гос имуществом и оказание гос услуг в сфере ИФТК в части испол-я информационных технологий для формирования гос инф ресурсов и обеспечения доступа к ним, подтверждает подлинность электр цифр подписей уполномоченных лиц, регистрация гос информационных ресурсов и систем, ведение единого реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров и уполномоченных лиц)
Гос комиссия по радиочастотам (регулирование использования радиочастотного спектра как ограниченного ресурса, обеспечение пользователей к РЧС с учетом гос приоритетов)
Эти органы работают во взаимодействии с др федер органами, подчиняющимися правительству:
Федер служба по тарифам (разработка и утверждение методических указаний по расчету регулируемых тарифов на услуги связи, контроль над уровнем тарифов, формирование реестра субъектов естественных монополий в отношении которых осущ-ся регул-е цен). Ей подчиняются организации связи, созданные юридическими и физическими лицами.
Федер антимонопольная служба (принятие нормативно-правовых актов, предупреждение и ограничение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и содействие формированию рыночных отношений)
Ей подчиняются организации связи, созданные юридическими и физическими лицами.
Федер. органы исп власти в других отраслях , которым подчиняются Организации связи, подведомственные органам власти в др отраслях.
Основными объектами управления и регулирования являются хозяйствующие субъекты – организации (операторы связи), осуществляющие деятельность в области С в качестве осн вида деятельности. Они работают в соотв законодательством РФ, на основе лицензий. Есть устав и регистрация, система учета и отчетности, расчетный счет. Классифицируются по ведомственной и отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам и ф собственности, территор признаку. В свою очередь, организации С осуществляют функции оперативного управления по отношению к входящим в него филиалы, структурным единицам и подразделениям.






















5. Классификация услуг связи и планирование их объема

Услуга связи – результат деят-ти по приему, обработке, хранению, передаче и доставке различного рода сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Основными особенностями услуг связи являются невещественный характер создаваемого продукта, совпадение во времени процесса производства и потребления услуг, участие в их создании, как правило, нескольких самостоятельных предприятий.
Услуги связи классифицируются по различным признакам, которые в наибольшей степени отражают особенности процессов их производства и потребления. Классификация:
• по потребительским свойствам: основные и доп.;
• по виду передаваемой инфо: текст, голос, изображение, мультимедиа;
• по виду доступа: доступ в теч опред времени, фиксир доступ, подвижный доступ;
• по территор. охвату пользователей: услуги местной связи, внутризон св, междугород св, междунар св;
• по стадии жизненного цикла: традиционные и новые;
• по уровню доступности потребителям: общедоступ, универсальные;
• по механизму ценообразования: услуги, тарифы на кот рег гос-м, услуги, тарифы на кот устанавл операторами самостоят, бесплатные услуги;
• по хар-ру исп-я: услуги конечным потребит, услуги доступа и передачи трафика.
План объема услуг является важнейшим разделом бизнес-плана. Его значение состоит в том, что показатели объема услуг определяют виды и объемы подлежащей передачи информации (сообщений) для удовлетворения нужд общественного производства, сферы обслуживания и населения, являются основой для расчета потребностей в развитии сети связи и производственных ресурсах – материальных, трудовых, финансовых
В общем случае исходящий платный обмен на плановый год (qисх. пл) может быть определен по следующей формуле: qисх.пл = уисх.баз  Квнеш  Котр  Чпот , где уисх.баз – душевой уровень потребления услуг в базисном (текущем) году; Квшен , Котр – коэффициенты, учитывающие изменение душевых уровней потребления обмена в плановом году соответственно за счет внешних и внутренних (отраслевых) факторов; Чпот – число потенциальных потребителей данной услуги в плановом году.
Методика определения объема услуг в форме предоставления потребителям технических устройств различается в зависимости от особенностей услуг данного вида и характера их потребления. С этой точки зрения все услуги данного вида можно разделить на две группы:
услуги, измеряемые числом предоставляемых каналов (телефонных, телеграфных) или абонентских устройств доступа к сети (телефонов, радиоточек, абонентских устано-вок);
услуги, выражаемые числом канало-часов работы средств радиосвязи, радиовеща-ния и телевидения.
В первом случае определяется среднегодовое количество технических устройств, предоставляемое в пользование потребителям и обслуживаемое данным оператором
При равномерном поквартальном вводе технических устройств их среднегодовой прирост рассчитывается по формуле:
 пл = ( 3,5N1 + 2,5N2 + 1,5N 3 + 0,5 N4 ) / 4 ,
где 3,5; 2,5; 1,5 и 0,5 – числовые коэффициенты характеризуют время нахождения техни-ческих устройств в эксплуатации в кварталах, а Nt – общее число технических устройств, введенных в соответствующем квартале.
Общий объем услуг в форме предоставления технических устройств в плановом году будет равен: пл = N1.1 +  пл .
Особую методику имеет расчет объема услуг по подключению (установке) або-нентских устройств доступа к сети связи. Их количество определяется не в среднегодо-вом измерении, а общим числом по фактически выполненному количеству их подключений, установок или перестановок.
При планировании объема услуг присоединения и передачи трафика можно ис-пользовать вышерассмотренные методические подходы, учитывая при этом количество действующих договоров о присоединении с другими операторами сети общего пользова-ния и возможность заключения новых в плановом году.
Определение объема услуг, измеряемых временем действия каналов в организаци-ях радиосвязи, радиовещания и телевидения, основано на учете заявок потребителей (те-лерадиокомпаний, телеграфных агентств, Гидрометеослужбы, коммерческих пользовате-лей). При этом расчеты требуемого числа канало-часов работы за год ведутся по каждому виду технических средств в зависимости от их мощности.






































6 Показатели качества обслуживания и качества услуг. Основные направления улучшения качества работ связи.

В условиях рынка имеет важное значение, так как от его уровня зависит конкурентоспособность различных видов услуг связи.
Качество-способность наиболее полно удовлетворять потребности общес-го произ-ва, органов управ-я, населения и др пользователей в передаче всех видов инф-ции.
Свойства, характеризующие качество конечного продукта связи:
 Скорость передачи информации или пересылки сообщений
 Точность передачи и воспроизведения, достоверность и сохранность сообщений
 Конфиденциальность передачи информации, тайна связи
 Надежность и устойчивость действия технических средств и систем связи
 Доступность средств и услуг связи
 Удобство пользования, эстетичность и экологическая безопасность.

Существуют понятия качества обслуживания, качества услуг и качества работы.
Кач-во обслуж-я
Хар-ет степень приближ-я услуг к потреб-лю, уровень сервиса, удобство пользования .
Одними из критериев оценки качества обслуживания являются
Показатель плотности размещ-я техн.устр-в, пунктов связи рассчит-ся по формуле:
рi (ро)=Ni /H ед/чел , чем выше ро, тем выше качество.
Ni – кол-во каналов i-го вида на начало/конец или среднегодовое.
H – числ-ть населения на данной территории
Обратный показатель 1/р – численность населения на 1 отделение связи (=ОС)
1 / р (ро) = H / N, чел./ОС, стрем. К min
N – число операторов/ пунктов связи,
Кроме этих показателей существуют и другие критерии:
 % населения или территории, охваченного услугой
 режим работы предпр-я
 частота производственных операций и их кол-во на 1,100 и 1000 жителей.
 Культура обслуживания
Качество услуг (Ку) – это совокупность потреб-ких св-в, позволяющих услуге связи быть полезной для потребителя.
Потребительские свойства:
- скорость передачи сообщений
- достоверность и точность воспроизведения инф-и
- обеспеч-е сохранности/конфиденциальности
- обеспеч-е надежности и устойчивости функционир-я каналов связи
- доступность и надежность пользования, эстетичность и экологич-я безопасность
Оценка Ку осущ-ся на основе системы единичных показателей, разрабатываемых для каждого вида услуг. Показатели качества подразделяются на:
1.нормируемые (контрольные сроки прохождения информации, устранения повреждений и т.п. )
2. ненормируемые
3. общие и поэтапные (общий срок пересылки телеграммы срок этапа)

Оценка качества услуг может осущ-ся:
1. на основе сравн-я достигнутых уровней единичных показателей с их нормативными значениями
2. путем сравнения достигнутых показателей отчетного периода с соответствующими показателями предыдущего периода, а так же со среднеотраслевыми, региональными и МН показ-ми.

Качество работы– интегральное понятие, кот. включает показатели Ко и Ку.

Направления повыш-я кач-ва:

1. Обеспечение соблюдения мировых стандартов обслуживания путем внедр-я новейших достижений НТП и вывода устаревшего оборудования
2. Оптимизация схем построения сетей связи и маршрутов прохождения информации.
3. Сокращение диспропорций в развитии отдельных подотраслей.
4. Усил-е мотивации: Материальная заинтер-ть и матер.ответств-ть за соблюдение качества. На предпр-ях связи существует система примирования. Осн.источники выплаты премий - чистая прибыль предпр-я .
5. Ответственность операторов за не соблюдение качества (искажение информации, нарушение сроков и т.п.) согласно ФЗ О связи.
6. Совершенств-е нормативов, кот. должны соотв-ать требов-ям в условиях рынка (Качество оборудования, сертификация, лицензирование, стандарты тех и К параметров, прогрессивные формы и методы обслуживания в условиях конкуренции, с учетом неравномернсти поступающей нагрузки)
7. Система ценообразования
8. Соверш-е контроля за показателями кач-ва
9. Соблюд-е правил эксплутатации, повыш-е проф.уровня



























7 Основные фонды связи, их характеристика, классификация, структура и методы оценки.

В организациях связи основой процесса передачи информации являются коммутационное оборудование, линейные сооружения и др. виды средств труда, с помощью которых работники, воздействуя на предмет труда (информацию) создают услугу связи.
Производственные фонды связи - это совокупность основных фондов (средств труда) и оборотных средств (предметов труда).
ОФ многократно в течении длительного времени в полном объеме участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натурально-вещественную форму, при этом по частям переносят свою стоимость в виде аморт-и на стоимость созданного продукта. По истечении срока службы ОФ заменяют, источник средств- кап. вложения.
Оборотные средства участвуют в произ. цикле 1 раз, изменяя при этом свою вещественную форму, полностью потребляются и переносят свою стоим. на стоим. создаваемых услуг.
ОФ по характеру участия в производственном процессе делятся на производственные и непроизводственные
ОПФ непосредственно связаны с производственным процессом или обеспечивают необходимые матер условия для осущ. этого процесса. (оборудование)
ОНФ -не участвуют в произв. процессе, но находятся на балансе организации (жилые дома, дет сады)
ОПФ классифицируются по признакам:
1.По характеру участия в производ процессе:
все ОПФ делятся на фонды основной (принимают непосредств участие в процессе и составляют 98% от фондов связи) и неосновной деятельности (проектные, НИИ, учебные заведения.)
2. По отраслевой принадлежность произв ф: на электросвязь 92% ОПФ, почтовая с-7%
3. По функциям, выполняемым в процессе произ-ва услуг.
Здания производственного назначения (почтампт), Сооружения связи, Передаточные устройства,
Силовые и рабочие машины и оборудование, Рабочие машины и оборудование, Транспортные ср-ва,
Прочие ОПФ(приборы).)
4.По степени воздействия на предмет труда
ОПФ активные (напрямую связаны с процессом передачи сообщений (рабочие машины)) и пассивные (создают условия для нормального течения произв-го процесса не оказывают прямого влияния на объем услуг(здания, инструменты)) Чем больше активных по сравнению с пассивными, тем эффективнее структура ОПФ.
5. По способу воспроизводства.
Основные фонды, введенные за счет
 реконструкции и технического перевооружения;
 модернизации производства
 нового строительства
6. Качественная структура ОПФ
характеризуется удельным весом средств механизации и автоматизации проз-ва.
7. Структура ОПФ по срокам службы хар-ся высоким удельным весом возрастных ОПФ, имеющих длительный период эксплуатации..

Методы оценки ОПФ.
Применяются натуральные и стоимостные формы оценки ОПФ.
Натуральная форма оценки предназначена для характеристики объемов основного капитала по его видам и используется при определении технического состава средств труда, производственной мощности организаций, уровня ее освоения, производительности и степени использования отдельных видов оборудования и сооружений связи. На основе натуральных показателей планируется ввод и выбытие основных средств, рассчитывается необходимый штат.
Стоимостная оценка ОПФ служит для определения общего объема ОФ, их динамики и структуры, планирования воспроизводства, оценки степени износа и эффективности вложенных средств.
Существует несколько видов стоимостной оценки ОПФ:
1. Оценка по полной первоначальной стоимости (Фп) отражает стоимость оборудования на момент его приобретения, т.е. по ценам, действующим на момент приобретения. (не позволяет сравнить объекты, введенные в разное время)
2. Оценка по полной восстановительной стоимости (Фв) отражает сумму, которая потребовалась бы для воспроизводства оборудования, с учетом цен, действующих на момент переоценки фондов.
Балансовая стоимость по полной стоимости рассчитывается по формуле: Фб = Фн.г + Ф вв – Фвыб
Баланс основных фондов по остаточной стоимости (за вычетом износа) имеет вид: Фб = Фн.г + Фвв – Фвыб – А






























8. Физический и моральный износ основных средств (фондов). Способы начисления амортизации
ОФ многократно в течение длительного времени в полном объеме участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натурально-вещественную форму, при этом по частям переносят свою стоимость в виде аморт-и на стоимость созданного продукта. По истечении срока службы ОФ заменяют, источник средств- кап. вложения. От уровня состояния ОФ зависит качество услуг.

Различают моральный и физический износ ОФ:
1) моральный - несоотв-е оборуд-я треб-ям НТП или междунар-м стандартам.
Величина МИ - разница между первоначальной и восстановительной стоимостью ОПФ (но не учитывается инфляция)
2) физич-й - это постеп-ная утрата своих натур-х свойств, количественно определяется суммой амортизационных отчислений за фактический срок службы
, руб.
Hi – норма амортиз-и для i-го вида оборуд-я
Фi – среднегод. остат.стоимость оборуд-я i-го вида
А-Экономическая мера возмещения износа ОПФ, представляет собой постепенный перенос стоимости ОПФ на стоимость вновь создаваемой продукции или услуг по мере их износа. А отчисления –денежный эквивалент овеществленного в основных средствах труда, израсходованного в течение одного произв-го цикла создания продукции/услуг.

3) Общий износ:
Ио=100-(100-Иф) (100-Им)
Физическому и моральному старению повергаются все ОПФ, не зависимо от того, эксплуатируются они или хранятся на складе. Тогда факт износа особенно отрицателен.

Коэффиц износа фондов:
Кизнi = Т факт / Тнорм * 100% (факт и нормативный (в паспорте оборудования) срок использования данного вида оборудования)
Коэф потенциального износа
Кпотенц = ((Фпп-А)/Фпп)*100,% Фпп -полная первоначальная стоимость данного вида оборудования
Для снижения степени износа ОФ обновляют, этот процесс хар-ся:
Коэф обновления Кобн = (Ф введенные за годФкг)*100,%
Коэф выбытия Квыб = (Ф выбывшие за годФнг)*100,%
Структура фондов показывает долю соответствующего вида фондов в их общей стоимости:
d пп = Фпп / Ф общ * 100%

По действующему законодательству операторы связи начисляют амортизацию одним из 2-х методов
Линейным методом по формуле
(1/Т пол.исп)*100, %
где Hi – месячная норма амортиз-и (в%) i-го вида оборуд-я к первоначальной стоимости оборудования
Тпол.исп – срок полезного использования оборудования в месяцах
Нелинейный метод (2/Т пол.исп)*100, %

При применении нелинейного метода начисления А учитывается остаточная стоимость основных средств, а А рассчитывается: с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизации достигает 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, его остаточная стоимость фиксируется в целях начисления амортизации как базовая стоимость. Затем сумма начисленной за один месяц амортизации по данному объекту осн. Ср-в определяется делением его базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования этого объекта.
Hi – относительный показатель, характеризующий ту часть стоимости осн. Ср-в, которая должна ежемесячно возмещаться путем ее переноса на стоимость создаваемого продукта.

Амортизация имеет двойственный хар-р :
С одной стороны А - важнейшая статья издержек. Рост А при прочих равных условиях обуславливает рост затрат и себестоимости - отрицательная тенденция.
С другой стороны А, не являясь доходами служит важным источником финансирования инвестиционных процессов. Амортизац.отчисл-я включ-ся в эксплуатац.расходы, т.е. в себестоимость услуг. Аморт.отчисл-я постепенно накапл-ся и использ-ся для финансир-я инвестиц.проектов Т.е. А является одним из источников, определяющих собственные инвестиционные возможности оператора, что является безусловным плюсом.
Амортизационные отчисления должны использоваться только по целевому назначению, т.е. на НТ и производ развитие, воспроизводство и совершенствование ОФ. Это обеспечивает улучшение матер-тех базы произ-ва, способствует расширен6ию номенклатуры оказываемых услуг и повышению их качества.



























9.Система показателей использования основных средств (фондов).

ОФ многократно в течении длительного времени в полном объеме участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натурально-вещественную форму, при этом по частям переносят свою стоимость в виде аморт-и на стоимость созданного продукта. По истечении срока службы ОФ заменяют, источник средств- кап. вложения. От уровня состояния ОФ зависит качество услуг.
Методы оценки ОПФ. ОПФ является важным фактором производства, Эффективность использования ОПФ определяется на основе системы показателей натуральных и стоимостных.
Натуральные показатели.
Применяются для характеристики использования отдельных видов оборудования.
К ним относятся
1.Коэффициент использования установленного оборудования
Куст.= Nраб./Nуст.
Nраб. – кол-во оборудования, находящегося в работе.
Nуст. – кол-во установленного оборудования
2.Коэффициент интенсивного использования оборудования по мощности.
Кинт.= (М фактически используемая м оборудования/М возможная) * 100, %
При оценке К инт. необходимо учитывать соответствующий резерв: К экст
3.Коэффициент экстенсивного использования. (Коэффициент загрузки по времени. должен стремиться к 1)
К экст. = t фактическое вр. раб оборудования в часах /t возможное время работы, по графику, режиму работы предприятия.
4.Интегральный коэффициент (или коэффициент использования по объему работы)
К интегр. = К инт.* К экст.
5.Коэффициент использования монтированной емкости
К = N задействованная/N монтированная емкость
Стоимостная оценка ОПФ необходима для определения общего объема ОФ, их динамики и структуры, планирования воспроизводства, оценки степени износа и эффективности вложенных средств:
3. Полная первоначальная стоимость Фп - это стоимость оборудования на момент его приобретения, т.е. по ценам, действующим на момент приобретения. (не позволяет сравнить объекты, введенные в разное время)
4. Восстановительная стоимость Фв - это сумма, которая потребовалась бы для воспроизводства оборудования, с учетом цен, действующих на момент переоценки фондов. Определяется, как правило, экспертным путем. 1 и 2 не учитывают износ – учитывает износ остаточная стоимость.
5. Полная восстановительная стоимость за вычетом износа
Балансовая стоимость (отражаемая в балансах организаций) ОФ за вычетом износа:
Ф ‘балансовая =Ф ‘начало года + Ф поступившие фонды за год - Ф выбывшие за год – А (сумма амортизационных отчислений на восстановление ОФ за отчетный период)
Расчет среднегодовой стоимости фондов (на ее основе рассчитывают обобщающие показатели их использования, производится оценка влияния ср-в труда на эффективность работы компании):
Ф ср= ((Фн.г. + Фк.г.)/2 + Ф1.4 + Ф1.07 + Ф1.10)/4, где Ф1.4, Ф1.7, Ф1.10 – стоимость ОПФ на начало соответствующего квартала.
Движение фондов характеризует интенсивность выбытия и ввода
Коэф обновления Кобн = (Ф введенные за годФкг)*100,%
Коэф выбытия Квыб = (Ф выбывшие за годФнг)*100,%
Стоимостные показатели эффективности использования ОПФ.
на основе натуральных показателей невозможно дать обобщающую оценку всей совокупности фондов данного предприятия, под отрасли. Для этого применяются стоимостные показатели:
• Эффективность = результат (Д од) / ресурсы (затраты) (Ч , Ф, К) max (чем выше, тем лучше).
• Эффективность = ресурсов, затрат/ результат min (чем ниже, тем лучше).
Чем выше результат (больше отдача), тем выше эффективность.
Основными стоимостными показателями использования ОПФ являются
1. Фондоотдача (показывает сколько рублей доходов приходится на рубль стоимости ОПФ)
Кф = Д доходы от основной деятельности/ Ф среднегодовая стоимость ОПФ, руб./руб.  max, чем выше-тем эффек-е
2. Фондоёмкость показывает какая часть ОПС использовалась для получения 1 рубля доходов.
L =1/Кф = Ф /Дод, руб./руб.  min
3. Фондовооруженность хар-ет объем ОПФ в стоимостном выражении , который приходится на одного работника.
Vф= Ф среднегодовая стоимость ОПФ/ Ч среднегодовая численность ОПФ
6. Производительность труда W=Кф*V
7. Себестоимость C=З затраты опратора по обычным видам деятельности/ Д доходы от услуг
Значение: интенсивное используются ПФ-путь повышения их отдачи






























10. Состав и структура кадров связи. Методика определения численности работников.
В зависимости выполняемых функций в производственном процессе все работники связи основной деятельности делятся на рабочих связи и специалистов. по профессиям и специальности, а внутри них – по группам сложности труда, то есть по квалификации.
При общем снижении численности производственного персонала за счет автоматизации производственных процессов, растет доля рабочих и специалистов, занятых обслуживанием оборудования. Появляются новые профессии и специальности, связанные с обеспечением эффективной работы организаций в условиях рынка – это, прежде всего, менеджеры разного уровня.
Численность рабочих, занятых оказанием услуг потребителям, обработкой и доставкой обмена, в общем случае определяется по формуле обм = ∑ , где мес i – среднемесячный обмен или число производственных операций i-го вида в натуральных единицах; Нв.i – норма выработки на i-й вид операции, ед.час на человека; Котп – коэффициент, учитывающий резерв работников на подмену во время очередных отпусков; Фр.в – нормативный месячный фонд рабочего времени одного работника.
Необходимость учета среднемесячного обмена при расчете численности штата обу-словлена неравномерностью поступления нагрузки в организациях связи по месяцам года. В основе определения численности рабочих по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи лежит учет среднегодового числа технических средств определенного вида ( j) и установленных норм времени на обслуживание единицы j-го вида оборудования в человеко-часах за месяц (Нвр.о j ),то есть
Чобсл =  j Нвр.j Котп /Фр.в .
Численность инженеров и техников, непосредственно обслуживающих средства связи, устанавливается с учетом объема и сложности применяемого оборудования и аппа-ратуры и трудовых нормативов, установленных в организации.
Определение необходимой численности работников, занятых управлением, и спе-циалистов функциональных подразделений осуществляется на основе организационно-производственной структуры компании, схемы управления ею, функционально-должностных обязанностей отдельных работников или групп однородных должностей.
Общая среднегодовая (среднесписочная) численность работников основной деятельности определяется исходя из их наличия на начало года (Ч1.I ), среднегодового прироста штата в рассматриваемом периоде в результате роста обмена или объема работ по обслуживанию вновь введенного оборудования и сооружений ( ), и среднегодовой численности высвобождаемых работников по различным причинам ( ч): Ч = Ч1.I +  – ч
Экономия рабочей силы в результате проведения мероприятий по повышению производительности труда при выполнении конкретных производственных операций мо-жет быть определена и на основе снижения трудоемкости:
Эч = (Нвр 1 – Нвр 2 ) мес Котп /Фр.в , где Нвр 1 и Нвр 2 – норма времени на выполнение соот-ветствующей производственной операции или единицы работ до и после внедрения мероприятий по снижению трудоемкости и росту производительности труда.