s
Sesiya.ru

Ответы на экзамен 11-20 (11 Тарифная система и формы)

Информация о работе

Тема
Ответы на экзамен 11-20 (11 Тарифная система и формы)
Тип Экзаменационные билеты
Предмет Экономика
Количество страниц 19
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2014-06-08 01:26:46
Размер файла 82.06 кб
Количество скачиваний 1
Скидка 15%

Поможем подготовить работу любой сложности

Заполнение заявки не обязывает Вас к заказу


Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

11. Тарифная система и формы оплаты труда

Организация оплаты труда определяется тремя взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами:
1. Тарифная система
2. Нормирование труда
3. Формы оплаты труда
Тарифная система:
1. Тарифные ставки (оплаты) - выражение в денежной форме абсолютного значения оплаты труда различных категорий работников в единицу времени.
2. Тарифные сетки - соотношения в оплате труда между различными видами работ и соответственно их тарифными коэффициентами.
3. Тарифно-квалификационные справочники — сборники характеристик профессий сгруппированных по производствам и видам работ.
Нормирование труда
1. Норма времени
2. Норма выработки
3. Норма обслуживания
4. Норма численности
Формы оплаты труда
1. Сдельная — при определенном размере оплаты труда берется количество выполняемых работ и расценка за единицу продукции.
2. Повременная — работа оплачивается согласно тарифной ставки за ед. времени
3. Бестарифная система - ставит заработную плату работника в полную зависимость от результатов работы коллектива. Нет определенной тарифной ставки. Применение системы целесообразно когда можно учесть результаты труда работника.
Сдельная:
1. Прямая сдельная (Оплата труда в прямой зависимости от кол-ва выполненных работ , исходя из сдельных расценок с учетом необх квалификации) 2. Сдельно премиальная (премиальная за перевыполнение норм выработки и показателей их деятельности) 3. Сдельно прогрессивная (оплата выработки продукции повышается за сверхнормы по установленной шкале, но не выше второй сдельной наценки) 4. Апортная
5. Косвенно сдельная (при оплате труда рабочих, обслуживания оборудования, и осуществляется в % к заработку работников обслуживающих участок)
Повременная:
1. Простая (оплата за определенное кол-во времени, не зависимо от кол-ва работ)
2. Повременно премиальная (оплата за отработанное время и за качество выполняемых работ)
Разновидностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система

12. Сущность и показатели производительности труда. Определение количественного влияния производительности труда на результаты деятельности предприятия.
Производительность труда (Птр) характеризует эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Птр = Q / среднее Т
Птр – объем услуг (обмен), производимый одним работником за единицу времени (час, смена, сутки)
Трудоемкость отражает затраты времени на создание единицы услуг: Тр = среднее Т / Q
. Это внутриотраслевой эффект повышения Птр. Этот путь называется интенсивный (за счет )
за счет – экстенсивный, т.к. он может быть получен либо за счет привлечения дополнительных ресурсов – дополнительных затрат, либо за счет повышения спроса на услуги в результате изменения экономической конъюнктуры рынка (в основном за счет макроэкономических показателей: повышение доходов).
Внеотраслевой (косвенный) эффект: => Рабочее время =>
=> Оперативность управления => Непроизводственные затраты => С => => (для организаций, пользующихся услугами связи).
Изменение Птр выражается в тех единицах, в которых выражается объем услуг.
Натуральный показатель Птр применяется для оценки труда на рабочих местах или в производственных подразделениях (в цехах, участках), где создаются услуги одного вида.
Стоимостной показатель Птр используется в планово-экономической и политической работе. Его используют для оценки эффективности трудовых ресурсов в целом по предприятию, отдельной подотрасли и в отрасли. Птр = среднее Д / среднее Т
Д – доход от услуг связи за определенный промежуток времени
1) Для анализа используется индекс роста Птр:

2) Также для анализа используется прирост доходов за счет роста Птр:

– условные доходы; такой доход был бы получен в текущем году, если Птр осталась бы на уровне предыдущего года, а численность работников – на уровне текущего.
В относительном измерении:

Если на предприятии имеет место абсолютное сокращение численности работников, то показатель прироста доходов за счет роста Птр не рассчитывается.
3) Условная экономия штата в результате роста Птр:

– условная численность работников;
– это то количество работников, которое потребовалось бы для получения доходов в отчетном году с Птр предыдущего года.
Этот показатель показывает, сколько бы потребовалось предприятию принять дополнительных работников, если бы не повысилась эффективность Птр.
1) Для обеспечения эффекта производства темп роста Птр должен опережать темп роста заработной платы: .
2) Также индекс роста Птр должен быть больше индекса роста фондовооруженности: .
3) Показатель фондоотдачи должен увеличиваться более высокими темпами, чем Птр: .
Выполнение этих пропорций соответствует интенсивному развитию производства и повышению его эффективности.
Факторы роста производительности труда в связи
Все факторы можно разделить на внеотраслевые и внутриотраслевые.
1. К внеотраслевым факторам относятся:
1) демографические показатели (рост населения => рост потребности в УС) 2) социально-экономические показатели (рост льгот => рост спроса на УС)
3) макроэкономические показатели
2. Наибольший вклад в повышение Птр вносят внутриотраслевые факторы.
Их можно разделить на две группы:
1) технико-технологические (например, модернизация оборудования); 2) организационные
Технико-технологические факторы:
- механизация и автоматизация производственных процессов; - реконструкция и модернизация действующих средств связи;
- внедрение информационных технологий в производственный процесс
Организационные факторы:
- совершенствование системы управления и организации труда; - разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;
- совершенствование организации и обслуживания рабочих мест (требованная эргономики, санитарной охраны труда и т.д.);
- совершенствование нормирования труда (внедрение прогрессивных норм труда); - внедрение информационных технологий в процесс управления.
Чтобы измерить количественное влияние каждого фактора, используется формула:

ЭТi – экономия численности штата за счет i-го фактора
Тбаз, Ттек – численность работников соответственно в базовом и текущем году
JД – индекс роста дохода в текущем году по сравнению с базовым.

13. Понятие себестоимости услуг связи и ее исчисление. Группировка эксплуатационных расходов, структура и калькуляция себестоимости.
Себестоимость (С) — один из обобщающих показателей деятельности предприятия. Это выраженная в денежной форме часть стоимости, которая включает затраты на потребленные средства производства, оплату труда и другие факторы производства и реализации. С. показывает, во что конкретно обходится предприятию создание услуг или содержание и предоставление потребителям технических устройств. С. отражает уровень технической оснащенности и технологии предприятия, использование ресурсов, уровень производительности труда.
Для предоставления услуг потребителям предприятия связи должны выполнять определенный объем работ, производя при этом все необходимые затраты. Эти затраты называются текущими (в отличие от единовременных капитальных) или эксплуатационными. Часть затрат, которые производит предприятие, не могут включаться в себестоимость, так как по законодательству они должны производиться за счет других источников, например прибыли.
Помимо общей себестоимости (эксплуатационных затрат) для экономических расчетов, анализа, обоснования тарифов важно знать себестоимость услуги (в связи). В настоящее время по отрасли связи, исчисляется укрупненный единообразный стоимостный показатель — себестоимость 100 руб. доходов. Экономический смысл показателя — определить, сколько текущих затрат потребовалось произвести для получения 100 руб. доходов: С = Э*100/Дод, где С — себестоимость 100 руб. доходов; Э — эксплуатационные затраты — себестоимость предоставленных услуг; Дод — доходы от основной деятельности. Следует различать индивидуальную себестоимость на конкретном предприятии, которая характеризует затраты данного предприятия на предоставление услуг, и среднеотраслевую себестоимость отдельных видов услуг связи, которая является основой для определения регулируемых тарифов связи и используется для определения рентабельности отдельных видов услуг и подотраслей связи.
С. услуг (работ, продукции), представляя собой затраты предприятия на производство и реализацию, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости — основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость — один из обобщающих показателей эффективности потребления ресурсов. Снижение себестоимости является важнейшим фактором экономики предприятия.
Имеется несколько признаков классификации эксплуатационных расходов. Текущие затраты, включаемые в себестоимость, группируются с учетом их экономической природы по следующим основным экономически однородным элементам: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды: амортизация основных фондов; материальные затраты и прочие расходы. Различия в соотношении экономически однородных элементов затрат отражают специфику в характере производства и условиях работы предприятий связи.
Для исчисления себестоимости эксплуатационные затраты группируются по статьям расходов (калькуляционным статьям), т.е. по их назначению:
1. Затраты на оплату труда (3).
2. Отчисления на государственное социальное страхование (в фонды: пенсионный, соцстраха, медицинского страхования, занятости) (Нс).
3. Амортизационные отчисления на полное восстановление (Ав).
4. Материальные затраты (М) — всего, в том числе: материалы, топливо, запасные части.
5. Электроэнергия для производственных нужд (Эл).
6. Взаиморасчеты с предприятиями связи по договорам (Эвр).
7. Транспортные расходы (Этрансп,).
8. Расходы на приобретение маркированной продукции (для почтовой связи) (Эмп).
9. Прочие расходы (Эпроч): уплата процентов по краткосрочным ссудам банков и оплата услуг банка; представительские, рекламные расходы; расходы на маркетинговые исследования: аренда нежилых помещений; ремонтный фонд (в случае его образования);некоторые виды налогов (транспортный, земельный, отчисления в дорожный фонд); износ по нематериальным активам.
10. Общехозяйственные и административно-управленческие расходы, в том числе расходы на содержание помещений, подготовку кадров, охрану труда и др. (Эхоз). Себестоимость 100 руб. доходов может исчисляться в целом по всем эксплуатационным расходам, а может по отдельным элементам и статьям расходов.
Исчисление себестоимости по элементам и статьям затрат называется калькуляцией себестоимости 100 руб. доходов:
С = ((3+ Нс + Ав + М + Эл + Эвр + Этрансп + Эмп + Эпроч + Эхоз) / Дод)* 100 руб.
В зависимости от способа включения в себестоимость услуги затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на себестоимость определенной подотрасли или даже услуги, а к косвенным — затраты, которые относятся на себестоимость услуги не прямым счетом, а расчетным (косвенным путем).
При анализе и планировании важное значение имеет также группировка затрат по признаку зависимости от изменения объемного показателя (доходов), т.е. деление на переменные (зависимые) и постоянные (точнее, условно-постоянные). Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства. Переменные расходы увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции.
Классификация текущих затрат по тем или иным признакам позволяет исследовать структуру себестоимости (эксплуатационных расходов), Под структурой себестоимости понимается соотношение входящих в нее отдельных элементов и статей затрат, т.е. их удельный вес (в процентах) в общей величине затрат.
В зависимости от того, какой элемент затрат преобладает в себестоимости, принято различать трудоемкие, энергоемкие, фондоемкие и материалоемкие отрасли и подотрасли. На структуру себестоимости оказывают влияние специфика отрасли, технический и технологический уровни, особенности организации производства и другие факторы.
Анализ структуры себестоимости показывает, что отрасль связи относится к трудоемким и фондоемким отраслям. Вследствие невещественного характера продукции связи в себестоимости отсутствуют затраты на сырье и основные материалы. Поэтому доля материальных затрат в себестоимости услуг связи незначительна. Изучение структуры себестоимости очень важно для анализа динамики себестоимости, планирования и разработки направлений ее снижения.



14. Факторы снижения себестоимости. Методика определения количественного влияния отдельных факторов на снижение себестоимости.
Поскольку себестоимость является базой для формирования прибыли и рентабельности, значение снижения себестоимости заключается в следующем:
1) в стимулировании труда работников;
2) в выявлении финансовых средств на реновацию фондов (модернизация, тех. перевооружение, строительство фондов);
3) в повышении конкурентоспособности;
4) улучшение финансового состояния предприятия.
Снижение себестоимости обусловлено действием некоторых факторов, которые можно разделить на макроэкономические, отраслевые, внутрипроизводственные и общеотраслевые.
1. Макроэкономические факторы:
1) налоговая политика государства;
2) переоценка основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
3) изменение цен на продукцию в сопряженных отраслях (электроэнергия, транспорт, топливо);
4) политика государства в области регулирования зарплаты и соц. обеспечения (увеличение МРОТ увеличивает ставку первого разряда единой тарифной сетки);
5) амортизационная политика (способы начисления амортизации и норма амортизации).
2. Отраслевые факторы
1) совершенствование системы взаиморасчетов между операторами;
2) рациональность размещения средств связи и оптимальность маршрутов почтовых перевозок.
3. Внутриотраслевые факторы
1) экономия затрат на оплату труда за счет снижения трудоемкости путем внедрения прогрессивных технологий, ликвидаций непроизводительных затрат рабочего времени, совмещение профессий, применение прогрессивных норм труда и др.
Вместе с затратами на оплату труда экономятся затраты ЕСН и некоторые материальные затраты (например, расходы на спецодежду, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).

Jз – индекс изменения средней заработной платы
JПтр – индекс изменения производительности труда
d3 – доля затрат на оплату труда
Индекс роста зарплаты не должен превышать индекса роста производительности труда.
2) амортизационная политика предприятия в отношении НМА
3) экономия всех затрат: сокращение административно-управленческих расходов (сокращается штат), общехозяйственных расходов (затраты на запчасти, материалы, электроэнергию), транспортных расходов.
Количественное влияние изменения с каждой статьи затрат на общее изменение себестоимости:

ΔJСi – индекс снижения себестоимости за счет i-й стать затрат
JСi – индекс изменения себестоимости i-й статьи затрат
JД – индекс изменения доходов
di – доля i-го вида затрат в общей себестоимости в базовом периоде
4) Эффект масштаба производства – увеличение объема предоставляемых услуг снижает величину себестоимости на единицу услуг.

15. Экономическая сущность и классификация тарифов связи. Характеристика действующей системы тарифов.
Тарифы на услуги связи - это система цен, по которым платные услуги реализуются абонентам и пользователям в сфере общественного, производственного и личного потребления.
Классифицируют:
Тарифы на основные услуги - на все виды платных лицензионных услуг.
Тарифы на дополнительные услуги — услуги, улучшающие свойства основных услуг для потребителей. Например, SMS, MMS, экспресс-почта.
Ни в одной стране мира на ТК рынке нет чистой конкуренции, а система тарификации услуг строится на комплексном использовании методов гос. регулирования и свободного ценообразования.
Государственное регулирование ценообразования (прямое и косвенное) - контроль над величиной и динамикой цен, процессом слияния компаний. По степени воздействия государства на систему ценообразования: регулируемые и свободные тарифы. Регулируются тарифы социально значимых услуг и степень монополизации рынка. (По свободным тарифам реализуются услуги сотовой связи).
В организациях связи маркетинговые службы и отделы тарифов занимаются исследованием платежебспособности абонентов, влияние изменения тарифов на объем потребления услуг.
Тарифы на основные услуги могут быть общими (на все виды услуг), срочными (потребитель заказывает срочность) и льготными (на отдельные виды услуг в целях сглаживания неравномерности нагрузки или повышения доступности потребителей к отдельным социально значимым услугам.) Отдельные виды услуг - бесплатные (01.02.03..)
Классификация тарифов по сферам применения услуг связи: население; организации.
Основа деления
1. нагрузка и обслуживание организаций значительно выше, чем от населения,
2. учитывая социальная значимость услуг, применяется «перекрестное субсидирование» отдельных видов услуг. Ведется поэтапная работа по его снижению, при этом нет резкого роста на осн. услуги чтобы не потерять объем.В пределах конкретной подотрасли тарифы дифференцируются в зависимости от различных факторов, влияющих на себестоимость производства услуг.
На услуги, не относящиеся к категории регулируемых ТК компании самостоятельно устанавливают тарифы, руководствуясь рыночными методами ценообразования.
ТК компании используют несколько стратегий для оптимизации тарифной политики с учетом номенклатуры оказываемых услуг, их жизненного цикла, уровня конкуренции - при этом добиваются максимально эффекта.
В зависимости от этого используют стратегии:
• Стратегия снятия сливок - реализация услуг по тарифам значительно выше затрат. Применятся при выходе на рынок с новыми услугами не имеющими аналогов.
• Стратегия цен проникновения — тарифы с минимальной прибылью с целью выхода на новые рынки сбыта. Желаемый эффект достигается за счет масштабов и вытеснения конкурентов.
• Стратегия дифференцированного ценообразования - рассчитана на определенный сегмент.
• Стратегия ассортиментного ценообразования - тарифы назначаются не на отдельные услуги, а на группы услуг.
• Стратегия психологического ценообразования- Например 99,9 психологически легче воспринимается, чем 100.
• Стратегия конкурентного ценообразования - совокупность приемов, позволяющих достичь конкурентного преимущества (гибкие тарифные планы и т.п.)
Тарифы на услуги связи - это система цен, по которым платные услуги реализуются абонентам и пользователям. Этот вид отраслевых цен часто называют тарифами для конечных пользователей в отличии от двух других видов данной классификационной группы.:
• Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика - относятся к категории внутренних цен, предназначенных для расчетов между операторами связи.
• расчетные цены (таксы) для ведения взаиморасчетов также является разновидностью внутренних цен. Они используются в системе международных расчетов за услуги почтовой, телеграфной и телефонной связи, для расчетов между операторами связи по агентским договорам, а также для расчетов с хозяйствующими субъектами других отраслей, например с транспортными компаниями.
Тарифы на услуги связи делятся на :
• Тарифы на основные услуги устанавливаются на все виды платных услуг, которые оказываются операторами в соответствии с полученной лицензией и предусмотренными в ней лицензионными условиями.
• Тарифы на дополнительные услуги Дополнительные услуги вводятся непосредственно операторами в целях улучшения потребительских свойств основных услуг. По степени воздействия государства есть регулируемые и свободные тарифы и цены.
Государственному регулированию подлежат тарифы и цены на отдельные услуги, перечень которых устанавливается специальными нормативными актами. Основными критериями для включения конкретных услуг в число регулируемых государством является степень монополизации соответствующего рынка и социальная значимость услуг.
В тех областях рынка, где в достаточной степени развита конкуренция, тарифы устанавливаются самостоятельно операторами.
С учетом размера оплаты услуг тарифы могут быть общими (обычными), срочными и льготными:
• общие тарифы охватывают все виды платных услуг установленного качества.
• срочные тарифы применяются в тех случаях, когда абоненты предъявляют повышенные требования к скорости передачи сообщений.
• льготные тарифы устанавливаются на отдельные виды услуг в пониженном по сравнению с общими тарифами размере в целях сглаживания неравномерности нагрузки и стимулирования роста объемов потребления.


16. Методы ценообразования в условиях государственного регулирования тарифов на услуги связи.
Телекоммуникации исторически развивались как естественная монополия. В этих условиях для регулирования экономических отношений между производителем услуг и их потребителями должно быть разработано эффективное антимонопольное законодательство и осуществляется постоянный контроль со стороны государства в этих сферах деятельности.
В условиях государственной монополии основным методом установления тарифов на услуги связи является директивное (декретное) ценообразование. При этом государство устанавливает цены и тарифы практически на все виды товаров и услуг с учетом социально-политических приоритетов общества в конкретном периоде. Такие тарифы и цены в большинстве случаев не имеют объективной экономической основы, т.е. не отражают их реальную стоимость.
В период перехода к рыночной экономике наиболее эффектным методом установления тарифов является метод, основанный на нормировании прибыли или установление нормы прибыли. При этом государственный регулирующий орган устанавливает для регулируемых отраслей и хозяйствующих субъектов предельную норму прибыли, закладываемую в цену или тариф.
Норма прибыли устанавливается на таком уровне, чтобы оператор получил достаточно средств для ускоренного развития сетей связи. В тоже время данный метод не стимулирует производителя к снижению текущих затрат, не препятствует и даже увеличивает перекрестное субсидирование. Данный метод используется в период перехода к рыночной экономике. В условия зрелых рыночных отношений наибольшее распространение получил метод предельного ценообразования. Данный метод применяется, как правило, в тех случаях, когда тарифы на регулируемые услуги отражают экономически обоснованные затраты.
В процессе регулирования тарифа регулирующий орган устанавливает индекс предельного изменения тарифов для оператора на плановый год, который учитывает планируемый уровень инфляции в экономике, а так же возможность операторов по повышению эффективности своей деятельности:
ИПИТ пл = J инфл.пл. – ∆Jэфф
∆Jэфф - показатель, учитывающий возможный рост эффективности производства регулируемого оператора
J инфл.пл. – инфляция в план. Году
Показатели инфляции в экономике РФ является индекс цен на промышленную продукцию (Jц.пром.) и индекс потребительских цен (Jц.потр.) поэтому общий индекс инфляции целесообразно рассчитывать с учетом этих индексов и удельного веса доходов от услуг связи , полученных соответственно от организаций и населения в общей сумме доходов, т.е. по средневзвешенной арифметической :
J инф. = Jц пром.* d Д орг. + J ц.потр. * d Д нас.
Если уровень инфляции достаточно высок (больше 10 %) и экономика не стабильна, то или операторов выгоднее при расчете J инф. Использовать отчетные, а не плановые показатели.
∆Jэфф устанавливается регулирующим органом, как правило неизменным на 3 года с отрицательным знаком по отношению к инфляции по следующим причинам:
- Связь является отраслью , которая имеет значительные внутренние резервы (технические, технологические и организационные) для повышения производительности труда по сравнению с экономикой страны в целом . Поэтому уменьшая ИПИТ пл на ∆Jэфф регулируемый орган стимулирует операторов к снижению себестоимости производства услуг за счет использования внутрипроизводственных резервов.
- С макроэкономической точки зрения показатель ∆Jэфф предотвращает рост инфляции в экономике с учетом инфраструктурной природы телекоммуникаций
- Установление ∆Jэфф неизменным на 3 года стимулирует приток инвестиций в связь, т.к. инвесторы имеют уверенность возврата вложенных средств за счет эффективной работы операторов без ее отрицательного влияния на рост тарифов в указанный период.
Количественное определение ∆Jэфф осуществляется следующим образом : рассчитывается прирост Эффективности (производительности) в телекоммуникациях в базисном году за этот же год определяется аналогичный показатель по экономике страны в целом . Разность между ними составляет ∆Jэфф . В условиях развивающей экономики часто складывается ситуация когда связь развивается более высокими темпами . чем экономика в целом , что делает невозможным применение рассмотренного метода расчета ∆Jэфф .
Решение о величине ∆Jэфф регулирующий орган принимает с учетом следующих внутрипроизводственных и общеэкономических факторов:
- возможности и масштабы внедрения на телекоммуникационных сетях высокоэффективного оборудования и ресурсосберегающих технологий
- степень экстенсивного и интенсивного использования действующего оборудования
- уровень конкуренции на рынке услуг связи
- степень удовлетворения спроса на конкретные виды регулируемых услуг и эластичность спроса от цены
- уровень развития взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг
- состояние рынка телекоммуникационного оборудовании, динамики цен на оборудование связи
- рост реальных доходов населения
- политика государства по ускоренному развитию отдельных видов регулируемых услуг.
Метод предельного ценообразования может применяться и в том случае, когда тарифы не на все регулируемые услуги достигли экономически обоснованных затрат. Тогда регулирующий орган устанавливает ИПИТ не на каждую услугу, а на их корзину, в которую включаются регулируемые услуги, сходные по своему физическому содержанию. Регулируемый оператор самостоятельно устанавливает фактические индексы изменения тарифов (ФИИТi) на конкретные услуги данной корзины, исходя из спроса и предложения на соответствующие услуги на обслуживающем региональном сегменте. При этом должно обязательно соблюдаться следующие условие:
∑ ФИИТi * di ≤ ИПИТ ,
di – удельный вес доходов от i-го вида услуг в общих доходах от услуг связи, входящих в корзину.
При нарушении данного соотношения регулирующий орган может принять санкции к оператору, вплоть до «замораживания» тарифов.


17. Система государственного регулирования ценообразования в связи и направления его совершенствования.
Государственное регулирование ценообразования – сложный и многоплановый процесс, заключающийся в контроле над величиной и динамикой цен, процессом слияния компаний, объемом финансирования инвестиций для эффективного распределения ресурсов и доходов, в поддержании необходимых пропорций между спросом и предложением, производством и потреблением, потреблением и накоплением.
В зависимости от уровня управления экономикой и уровня социально-экономического развития государства централизованное регулирование ценообразования может осуществляться с использованием косвенных (экономических) и прямых (административно-правовых) методов.
На макроэкономическом уровне доминирующую роль играют методы косвенного регулирования цен, которые воздействуют на систему ценообразования через финансовую и торговую пошлину, систему налогообложения и т.д. Важная роль при этом принадлежит наблюдению за ценами со стороны правительства с целью оценки стоимости жизни для определения индекса номинального повышения заработной платы, пенсий и пособий, для выявления зависимости между повышением цен и состоянием экономики в целом.
На микроуровне прямое воздействие государственных регулирующих органов в области ценообразования на производителей осуществляется через антимонопольное законодательство, контроль над ценами в сферах естественных монополий, установление границ (пределов) их измерения, вплоть до их декларирования и «замораживания».
Соотношение между методами прямого и косвенного воздействия на систему ценообразования, а также между государственным регулированием и саморегулирующими функциями рынка находится в постоянной динамике.
В условиях тяжелых экономических кризисов жесткие административные методы государственного регулирования цен имеют большие негативные последствия. Они делают рынок менее гибким, сдерживают конкуренцию и рост производства.
Процесс регулирования ценообразования в связи может быть построен по централизованному, децентрализованному и комбинированному принципам. В первом случае регулирование тарифов на все услуги, включенные в перечень, осуществляется на федеральном уровне, во втором – на региональном, в третьем – требуется разграничение полномочий между федеральным и региональным органом регулирования.
Основной целью государственного регулирования ценообразования в связи является создание адекватного рыночным преобразованиям и экономической ситуации в стране механизма формирования тарифов, обеспечивающего оптимальное сочетание интересов всех субъектов рынка телекоммуникационных услуг: операторов-производителей, потребителей, государства и общества в целом.
Отправным моментом формирования механизма государственного регулирования тарифов является определение перечня регулируемых услуг. В настоящее время перечень регулируемых услуг включает:
1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
2.Передача внутренней телеграммы.
3. Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных и данных.
4. Распространение общероссийских телепрограмм.
5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи.
6. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).
7. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
8. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Правительство Российской Федерации периодически, по мере изменения социально-экономических условий в стране и динамики развития отраслевого рынка издает нормативные документы по совершенствованию механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи. В них определяются задачи и принципы регулирования ценообразования, соответствующие текущему моменту, орган, осуществляющий функции государственного регулирования, перечень регулируемых услуг, рекомендуемые методы тарифного регулирования, периодичность изменения регулируемых тарифов.
Направления совершенствования механизма государственного регулирования тарифов связи и отраслевой системы ценообразования в целом:
• сокращение числа регулируемых услуг с учетом развития взаимозаменяемых их видов, повышения уровня удовлетворения спроса и роста платежеспособности потенциальных потребителей;
• выведение из-под государственного регулирования операторов, осуществляющих оказание услуг в товарных и территориальных сегментах отраслевого рынка с высокой конкуренцией;
• использование в качестве основного для государственного регулирования тарифов метода предельного ценообразования в сочетании с максимально возможным расширением прав операторов в определении уровней тарифов по отдельным товарным и потребительским сегментам;
• постепенный переход от регулирования тарифов для конечных пользователей к системе государственного регулирования межоператорского взаимодействия и установление эффективных методов контроля над ценами за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика по сетям операторов, образующих сеть связи общего пользования.
Реализация этих подходов позволит перейти к принципам государственного регулирования тарифов, принятым в практике экономически развитых стран, и создаст более благоприятные условия для дальнейшего развития добросовестной конкуренции, повышения эффективности работы и инвестиционной привлекательности операторов связи.

18. Рыночные методы ценообразования в телекоммуникациях.
На услуги, не относящиеся к категории регулируемых, телекоммуникационные компании самостоятельно устанавливают тарифы, руководствуясь рыночными методами ценообразования
Наиболее распространенным из них является метод установления тарифов по предельным издержкам. Его считают идеальным для условий свободного конкурентного рынка. В этом случае каждая компания устанавливает тарифы на основе собственных издержек, которые она несет, оказывая услуги потребителям, с включением в него желаемого размера прибыли.
Кроме издержек величина тарифа должна учитывать совокупное влияние объективных и субъективных ценообразующих факторов, таких как спрос потребителей, наличие конкуренции со стороны других производителей и взаимозаменяемых услуг, жизненный цикл услуги, её потребительские свойства.
Динамическая модель для определения тарифа по предельным издержкам имеет вид:
,где
Сбаз- базовая себестоимость, – индекс инфляции, - часть прибыли для покрытия налогов, - прибыль, остающаяся в распоряжении организации, направляется на материальные и социальные выплаты работникам, - Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, направляется на выплату дивидендов акционерам, – норма процента по долгосрочному займу; – рентабельность собственного капитала; – общая сумма капитальных вложений, инвестируемая на развитие и модернизацию оборудования и сооружений, участвующих в предоставлении данной услуги; и удельный вес капитальных вложений, осуществляемых за счет заемных и собственных средств.
Установленный на основе предложенного подхода тариф может считаться оптимальным при следующих условиях:
а) предлагаемый тариф соответствует спросу (платежеспособной потребности) потенциальных абонентов;
б) расчетный тариф обеспечивает получение максимальной суммы доходов от реализации данного вида услуг;
в) величина расчетного тарифа значительно не отклоняется от тарифов на аналогичные услуги конкурирующих операторов.
Более простым, хотя и менее точным, является метод целевой прибыли.
Зная условно-постоянные (Эпост) и условно-переменные издержки в расчете на одну услугу (Э перем. eд), оператор устанавливает определенный (целевой) размер прибыли (Пцел), которую желательно получить при реализации объема услуг q. Поскольку в общем случае прибыль равна разнице между доходами от услуг связи (Дусл) и общими расходами (Зоб), выразив соответствующие параметры с учетом их экономического содержания, получаем:
Пцел = Дусл – Зоб = Т q – ( Эпост +Э перем. eд ∙ q ) .

Из этого уравнения находим тариф:
Т = (Пцел + Эпост )/ q + Э перем. eд .


Для учета в тарифах улучшенных качественных характеристик услуг может применяться параметрический метод ценообразования, основанный на стоимостной оценке измененных качественных параметров. Тариф в соответствии с этим методом может быть рассчитан по формуле:
Тпар = Тбаз + Т1 • К1 + Т2 • К2 + … + Тi • Ki ,
где Тбаз – цена базового услуги; Тi – цены единицы i-ого улучшенного качественного параметра услуги; Ki – коэффициент, характеризующий изменение i-ого параметра качества услуги по сравнению с базовым.
Практическое применение параметрического метода сопряжено с целым рядом трудностей: часто бывает проблематично разбить качество всей услуги на отдельные параметры; отсутствуют универсальные подходы к стоимостной оценке качества; не всегда улучшение качества одного параметра ведет к улучшению качества всей услуги и, следовательно, повышение тарифа при этом может быть оправдано.
Наиболее простым для практического применения в рыночных условиях является ценообразование, ориентированное на цены конкурентов. Если уровень конкуренции на конкретном рынке достаточно высок, то компания должна предлагать свои услуги по ценам, близким к конкурентам, своевременно реагировать на изменение тарифов, по которым аналогичные услуги предоставляются другими операторами, соответственно изменяя свою ценовую стратегию. Этот метод получил название в литературе «метод текущей цены».
В условиях олигополистической конкуренции при тарификации услуг наиболее приемлемым считается метод следования за лидером, то есть установление тарифов на таком же уровне, как и компании, занимающие доминирующее положение на рынке.


19. Методика определения тарифов на услуги местной телефонной связи в условиях повременного учета стоимости разговоров.
Тариф за предоставление местных телефонных соединений при повременной системе оплаты может по решению регулирующего органа дифференцироваться по часам суток, дням недели, объему оказанных услуг связи.
При наличии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений устанавливаются следующие обязательные тарифные планы для абонентов-граждан:
тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;
тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также с учетом стоимости единицы тарификации, установленной в рамках тарифного плана с повременной системой оплаты;
тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений за объем, превышающий базовый, устанавливается дополнительная плата.
Расчет тарифа за предоставление местного телефонного соединения за единицу тарификации по тарифному плану с повременной системой оплаты (Тм.с(повр)) осуществляется, исходя из установленного тарифа на предоставление местного телефонного соединения при абонентской системе в условиях отсутствия системы повременного учета стоимости местных телефонных соединений и среднего объема (продолжительности) местных телефонных соединений, по следующей формуле:
Тм.с(повр) = Тм.с(абон)ср /nср ,
где nср– средняя продолжительность местных телефонных соединений, Тм.с (абон)ср - тариф за предоставление местного телефонного соединения абоненту исходя из среднего объема местных телефонных соединений.
Порядок расчета средней продолжительности местных телефонных соединений зависит от первоначального или повторного установления тарифа за предоставление местных телефонных соединений за единицу тарификации.
Расчет тарифа на предоставление местного телефонного соединения при тарифном плане с абонентской системой оплаты за неограниченный объем (продолжительность) местных телефонных соединений (Тм.с(абон)max) проводится по следующей формуле:
Тм.с(абон)max=Тм.с(повр) ∙ nmax ,
где nmax – средняя продолжительность местных телефонных соединений абонентов, имеющих максимальный объем потребления услуг, определяемая отношением суммарной величины продолжительности местных телефонных соединений, исходящих от многоговорящих (не более 10 %) абонентов к их количеству (на основании выборочного обследования данных системы повременного учета стоимости).
Тариф за предоставление местного телефонного соединения при тарифном плане с комбинированной системой оплаты (Тм.с(комб)) предусматривает абонентскую плату за базовый объем местных телефонных соединений, установленную исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора, функционирующих в пределах одного субъекта РФ, и дополнительную плату за предоставление местных телефонных соединений за объем, превышающий базовый, и рассчитывается по формуле:
Тм.с(комб) = Тм.с(абон)ср + К1 ∙ Тм.с(повр) ∙ (ni – nср),
где К1 – понижающий коэффициент, учитывающий стоимость единицы тарификации за объем местных телефонных соединений, превышающий базовый (средний) с учетом обеспечения безубыточности данных услуг местной телефонной связи. Размер понижающего коэффициента устанавливается регулирующим органом для каждого оператора связи в пределах от 0,7 до 0,9.

20. Особенности формирования тарифов на новые услуги связи.
Зная структуру потребительских услуг связи и ориентируясь на приведенную шкалу коэффициентов-соотношений, каждое предприятие может самостоятельно установить уровни рентабильности услуг для конкрктных групп потребителей таким образом, чтобы средний уровень рентабильности по всем сферам применения данной услуги не превышал установленного норматива (планируемой величины). Таким образом, уменьшение уровня рентабильности в базовой группе потребителей (население) компенсируется за счет других групп потребителей, имеющих более высокую платежеспособность. В случае, если тарифы, установленные на основе вышерассмотренных принципов рыночного ценообразования, являются настолько высокими, что соответствующие услуги становятся недоступными для потребителей с низкой платежеспособностью или существенно ограничивают спрос, регулирование цен предусматривает воможность и необходимость использования льготных (протекционистских) тарифов, которые могут быть ниже стоимости, а в ряде случаев себестоимости услуг. В стратегии рыночного ценообразования такой подход получил название “установление цены на основе заложенных издержек производства”. При этом издержки смещаются с бытовых потребителей на деловых, которые платят больше, чем производители услуг тратят на их производство. А для населения благодаря низким ценам расширяется охват услугами электросвязи. В таких случаях как для регулируемых, так и для свободных тарифов должны быть использованы единые критерии, определяющие допустимую величину тарифов на социально значимые услуги. Такими критериями могут быть максимальная доля затрат на оплату услуг электросвязи в потребительском бюджете. Специально проведенные исследования показали, что доля денежных средств, выделяемых на связь в общем бюджете семьи составляетпримерно 1%, в том числе на оплату услуг электросвязи приходится примерно 0,7%. При установлении тарифов для населения необходимо проводить выборочные социологичесие обследования по определению структуры потребительских расходов на оплату услуг электросвязи в подотраслевом разрезе.
с учетом нестабильности экономической ситуации в стране, снижения жизненного уровня большинства населения наиболее приемлемым для установления тарифов на услуги местной телефонной связи является «метод установление цены на основе заложенных издержек производства». Его применение позволяет учесть хозрасчетные интересы предприятий и обеспечить социальную защищенность наименее платежеспособных групп потребителей, установив для них “протекционистские” тарифы. При установлении тарифов на услуги междугородней телефонной связи, которые являются взаимозаменяемыми с услугами почтовой и телеграфной связи, следует рекомендовать метод расчета равновесной рыночной цены. Этот же метод рекомендуется использовать при формировании тарифов на новые виды услуг (сотовая телефонная связь, телефакс, электронная почта и другие).
Что касается тарифов на новые, инновационные услуги, то их уровень и динамика формируется операторами с учетом рыночных ценообразующих факторов, среди которых особое место занимает уровень конкуренции. Именно развитие конкуренции побуждает операторов к разработке многовариантных тарифных планов, рассчитанных на различные категории пользователей в зависимости от их достатка, частоты обращения к услугам конкретных видов, требованиям к их качественным параметрам.
Особенностью новых услуг является то, что на начальной стадии своего жизненного цикла они не имеют аналогов и предоставляются в условиях ограниченной конкуренции или его отсутствия. Поэтому операторы при внедрении новых услуг могут применять стратегии «снятия сливок» или «проникновения на рынок». В первом случае производитель услуг назначает максимальную цену, которую могут выдержать потребители и которая сохраняется до выхода на рынок конкурентов или появления услуг-заменителей. Вторая стратегия предусматривает при выходе на рынок новой услуги установление минимально возможной цены и применяется операторами в тех случаях, когда у предлагаемой услуги есть заменители или ее потребление пользователями требует от них первоначальных капитальных вложений (подключение к сети Интернет). Низкие тарифы стимулируют потребительский спрос, приучают пользователей к услуге, но впоследствии они могут быть повышены для увеличения доходов компании.
Кроме того, новые услуги не регулируются государством, при их построении в полной мере учитываются принципы рыночного ценообразования. Минимальный тариф должен обеспечивать компенсацию экономически обоснованных затрат на оказание услуги и получение компанией необходимой прибыли. Он формируется под воздействием спроса и предложения, цен на услуги заменители, а также должен учитывать уникальность ее потребительских свойств

© Copyright 2012-2020, Все права защищены.