История как наука, предмет, цели и принципы её изучения (1-10)

Экзаменационные билеты по предмету «Истоия»
Информация о работе
  • Тема: История как наука, предмет, цели и принципы её изучения (1-10)
  • Количество скачиваний: 14
  • Тип: Экзаменационные билеты
  • Предмет: Истоия
  • Количество страниц: 13
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-12-06 02:36:10
  • Размер файла: 32.42 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

1. История как наука, предмет, цели и принципы её изучения.
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1. знание фактов истории;
2. способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;
3. обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;
4. социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории:
1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть "плохой" или "хорошей".
2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.
Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".
Геродот-основатель науки в целом!
Татищев-дворянская школа. Карамзин-19 век История России. Покровский-большевики, марксистская школа. Рыбаков-язычество Древней Руси. Тихомиров-исследователь Средней Руси.
2.Исторический процесс и возможность его познания. Место России в мировой системе цивилизаций.
Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.
В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научноеобъяснение. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:
а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;
б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Западники или "европеисты" (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.) предложили рассматривать Россию как составную часть Европы и, следовательно, в качестве неотъемлемого составного элемента западной цивилизации. Они полагают, что Россия, хотя и с некоторым отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. В пользу такой точки зрения говорят многие характеристики российской истории. Абсолютное большинство населения России исповедует христианство и, следовательно, привержено тем ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежат в основе западной цивилизации. Реформаторская деятельность многих государственных деятелей: князя Владимира, Петра I, Екатерины II, Александра II направлены на включение России в западную цивилизацию.
Существует иная крайняя позиция, приверженцы которой пытаются отнести Россию к странам с восточным типом цивилизации. Сторонники этой позиции считают, что те немногочисленные попытки приобщения России к Западной цивилизации закончились неудачно и не оставили глубокого следа в самосознании российского народа и его истории. Россия всегда была разновидностью восточной деспотии. Одним из важнейших аргументов в пользу такой позиции является цикличность истории России: за периодом реформ неизбежно следовал период контрреформ, за реформацией – контрреформация. Сторонники данной позиции также указывают на коллективистский характер менталитета российского народа, отсутствие в российской истории демократических традиций, уважения к свободе, достоинству личности, вертикальный характер общественно-политических отношений, их преимущественно подданическую окраску и т.д.
Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой "патриотической" идеологии. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С.Аксаков, Ф. Ф. Самарин, И. И. Киреевский и их последователи) идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для становления и развития русской цивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало " то исконно русское качество, тот "русский дух", который создал русскую землю в ее бесконечном объеме".
Основополагающей идеей русского православия, а, следовательно, и всего строя русской жизни является идея соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности русского человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами. По мнению славянофилов, соборность является тем важным качеством, которое отделяет русское общество от всей западной цивилизации. Западные народы, отойдя от решений первых семи Вселенских соборов, извратили христианский символ веры и тем самым предали забвению соборное начало. И это породило все изъяны европейской культуры и прежде всего ее меркантилизм и индивидуализм.
Русской цивилизации присущи высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении, и коллективистское, общинное устройство социальной жизни. С точки зрения славянофилов, именно православие породило специфическую, социальную организацию – сельскую общину, "мир", который имеет в себе хозяйственное и нравственное значение.
В описании сельскохозяйственной общины славянофилам явственно виден момент ее идеализации, приукрашивания. Экономическая деятельность общины представляется как гармоничное сочетание личностных и общественных интересов, а все члены общины выступают по отношению друг к другу как "товарищи и пайщики". Вместе с тем, они все же признавали, что в современном им устройстве общины имеются негативные моменты, порожденные наличием крепостного права. Славянофилы осуждали крепостное право и выступали за его отмену.
Однако главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно-нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм и т.д. По их мнению, возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям.
Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно, по их словам, заменить собой "мерзость административности в России".
Славянофилы верили, что по мере распространения "общинного принципа" в российском обществе будет все более укрепляться "дух соборности". Ведущим принципом социальных отношений станет самоотречение каждого в пользу всех. Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и социальные устремления людей. В результате будет выполнена задача нашей внутренней истории, определяемая ими как "просветление народного общинного начала началом общинным, церковным".
Славянофильство базируется на идеологии панславянизма. В основе их представления об особой судьбе России лежит идея об исключительности, особости славянства. Другим важнейшим направлением, отстаивающим идею самобытности России, является евразийство (П. А. Карсавин, И. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский и др.). Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и от Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским.
В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору (природной среде) – "месторазвитию" народа. Эта среда, по их мнению, определяет особенности различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Россия занимает срединное пространство Азии и Европы, приблизительно очерчиваемое тремя великими равнинами: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Эти громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, наложили отпечаток на историю России, способствовали созданию своеобразного культурного мира.
Значительная роль в аргументации евразийцев отводилась особенностям этногенеза русской нации. Русский этнос формировался не только на основе славянского этноса, но под сильным влиянием тюркских и угрофинских племен. Особо подчеркивалось влияние на российскую историю и русское самосознание восточного "туранского", преимущественно тюркско-татарского элемента, связанного с татаро-монгольским игом.
Методологические установки евразийцев в значительной мере разделял и видный российский мыслитель Н. А. Бердяев.
Одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. "Противоречивость и сложность русской души, отмечает он, может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории: Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное" (Бердяев Н.А. Русская идея. В сб. "О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья" – М., 1990. – С. 44).
Н.А. Бердяев считает, что существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Русский народ, утверждает Бердяев, не был народом культуры, основанной на упорядоченных рациональных началах. Он был народом откровений и вдохновений. Два противоположных начала легли в основание русской души: языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие. Эта двойственность пронизывает все основные характеристики русского народа: деспотизм, гипертрофию государства и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилия и доброта, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды, индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм, национализм, самопохвальство и универсализм, всечеловечность, эсхатологически-миссионерскую религиозность и внешнее благочестие, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. Эти противоречивые качества русского национального характера и предопределили, по мнению Бердяева, всю сложность и катаклизмы российской истории.
Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место России в мировой цивилизации, базируется на определенных исторических фактах. Вместе с тем, в этих концепциях ясно просвечивает односторонняя идеологическая направленность.
Теория Карла Макса и Фридриха Энгельса «Марксизм» :
Коммунизм
Капитализм
Феодализм
Рабовладельческий
Первобытный
3.Природно-климатический, геополитический и другие факторы, влияющие на российскую историю.
В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.
Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.
Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.
Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.
Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.
Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.
4. Расселение славян в Европе. Восточные славяне в древности.
Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э. В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.
Севернее греков жили скифы – кочевники.
На территории Азербайджана в 4 веке до н.э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).
С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.
В 5 веке н.э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.
В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.
Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.
После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство ВеликаяБулгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго-запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.
5. Образование древнерусского государстваи его структура.
Существуют три основные версии происхождения Древнерусского государства:
1) норманнская теория
2) антинорманизм
3) неонорманская теория
Если верить летописцам начала XII в., то в 862 г князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории.
М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывая это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовало формированию антинорманской теории. Также существуют еще несколько предположений названия «Русь»: от слова «русый»- светловолосый, от слова «руссо»- красный.
На протяжении первой половины XX века формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя навязать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.
Причины образования Древнерусского государства:
1. распад родовой общины, её имущественное расслоение, появление соседской общины;
2. приток населения в земли Северо-Восточной Руси;
3. образование племенных союзов.
Этапы формирования государственности.
Сначала возникают племенные союзы. Русские летописи называют два – северный и южный. Южный – с центром в Киеве. Северный – с центром в Новгороде.
В 882 г князь Олег совершает поход на Киев, убивает киевских князей Аскольда и Дира и провозглашает Киев матерью русских городов. Таким образом, завершается процесс образования единого Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древнерусского государства и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась государством главным образом в виде дани (полюдья). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром к началу XII в. нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.
Структура власти:
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ - ВЕЧЕ
МЛАДШИЕ КНЯЗЬЯ - УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ
СОВЕТ КНЯЗЯ – ДУМА КНЯЗЯ
МЛАДШАЯ ДРУЖИНА
ЛЮДИ (ПОЛНОСТЬЮ СВОБОДНЫЕ)
УСЛОВНОЗАВИСЯЩИЕ
ЛИЧНОЗАВИСЯЩИЕ
ЧЕЛЯДЬ (РАБЫ, ВОЕННОПЛЕННЫЕ)
6. Принятие христианства на Руси: причины и значение.
В 9 веке почти по всей Европе распространилось христианство. На Руси государственной религией оставалось язычество, но с середины 10 века появляются первые христиане. В 946 году (или 954) христианство приняла княгиня Ольга, однако ее сын Святослав оставался язычником. В 988 году происходит крещение Руси. Используя связи Руси с Византией, киевский князь Владимир крестил киевлян в Днепре, а затем христианство было введено в других городах.
Причины:
1. Усиление роли государства и возвышение его над народом.
2. Желание объединить страну религией.
3. Для вступления в союзы, поднятия международного авторитета.
Крещение происходило добровольно, но были случаи насилия.
Последствия:
1. Нравы русского народа смягчились.
2. Повышение нравственных и духовных ценностей, развитие культуры.
3. Усиление княжеской власти.
4. Укрепление международного авторитета Руси.
5. Объединение русского народа, рождение национального самосознания (образование одной нации).
6. Строительство храмов, появление городов и новых ремесел.
7. Принятие азбуки (Кирилл и Мефодий, 9 век), распространение грамотности, образования.
Государство Русь к рубежу 10-11 веков стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.
7. Русь в XI-XIII веках. Распад древнерусского государства.
Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).
Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке, поддержана Ключевским и Соловьевым. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.
Антинорманнская (славянская) теория была выдвинута Ломоносовым в 18 веке и наиболее полно была разработана академиком Рыбаковым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.
Предпосылки образования древнерусского государства:
1. Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.
2. Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.
3. Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.
Объединение древнерусского государства произошло в ходе похода новгородского князя Олега на Киев в конце 9 века.
Территориальный рост Киевской Руси в основном закончился к началу 11 века при Владимире I.
В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа:
1. Вторая половина IX - Х в. Основное содержание - объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации;
2. конец Х - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения;
3. вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.
В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. С середины XII в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.
Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.
С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.
8.Основные тенденции развития русских земель в период ордынского ига.
Монголо-татары – союз кочевых племен восточной и центральной Азии. Чингисхан создал огромную империю: Китай, Сибирь, Средняя Азия, Ближний Восток, Забайкалье, часть Северного Кавказа.
Золотая Орда – одна из частей (улусов - уделов) монгольской империи. В XIII в. власть получил в ней Бату - Хан (Батый) г. Сарай - Бату на Волге (сарай – «дворец»). Жесткая дисциплина.
31 мая 1223г на реке Калке произошло первое столкновение монголов с русскими.
Битва закончилась полным поражением русских дружин.
Причины поражения:
1. не было единого командования
2. недооценка противника
3. некоторые русские князья отказались помочь половцам

1237 – 1238гг – нашествие монголо-татар на Северо - Восточную Русь.
1239-1240гг – нашествие на Юго-Западную Русь.
1237г – оборона Рязани (осада 6 недель)
1238г – оборона Владимира (сдался быстро)
1238г – оборона Козельска (осад 7 недель)
1238г - битва на реке Сити (проиграли)
1240г - оборона Киева
Последствия нашествия:
1. гибель миллионов людей.
2.разорение Руси. Многие города обезлюдели.
3. прекращение экспансии монголо-татар в Европу.
4. установилось монголо-татарское иго.
Сущность монголо-татарского ига.
1. после трехлетней войны - мирное сосуществование орды и княжества.
2. монголо-татары не включили в состав Золотой Орды русские земли.
3. не создавали органов управления.
4. не держали своей армии на Руси.
5. признавали власть русских князей.
6. терпимо относились к христианству.
7. не пытались менять язык и культуру, даже поселиться на Руси.
8. не пытались уничтожить русских как народ.
9. на Русь была наложена дань («выход»). Сборщики дани – баскаки. Большая часть дани шла русским князьям.
10. учредили должность «старшего» князя. Он отвечал за сбор дани со всей Руси. К старшему князю русские стали относиться по-другому.
9.Образование российского независимого государства.
В конце XIII - начале XIV века Русь начала оправляться от разорения. Росло земледелие. Феодальная раздробленность как система государственности начинала вступать в противоречия с социально-экономическим развитием страны. Внешняя угроза ускоряла процесс объединения русских земель.
Москва занимает географически важное положение: с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанские княжества, с севера-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса вокруг Москвы были непроходимы для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва стала центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным центром сухопутных и водных торговых путей. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону другие княжества и церковь. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил.
Рост могущества Москвы начался в период княжения Ивана Калиты (1325-1340 гг.). Он добился от золотоордынского хана признания себя великим князем над всей русской землей. Усилению Москвы способствовало и перенесение в нее митрополичьей кафедры.
Однако к середине XIV века складывается и другой центр объединения русских земель - Великое Литовско-Русское княжество. Борьба за княжение после смерчи Витовта в 1430 г.- национальная и религиозная рознь ослабили это княжество, в то время как Московское княжество продолжало укрепляться при сыновьях Ивана Калиты Семене Гордом (1340-1353 гг.) и Иване Красном (1353-1354 гг.).
К концу 14 в. в состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород, земли на окраинах Руси. Территория увеличилась почти в 30 раз по сравнению с началом века. В 1480г. давившее почти 240 лет монголо-татарское иго было свергнуто.
К середине XV века Московское княжество выросло в могущественный массив. На заключительном этапе объединения русских земель наиболее острой была борьба с Новгородской олигархической республикой. Отстаивавшая свою обособленность местная знать изменила Руси и признала верховною власть литовского князя. В июле 1471 г на берегу реки Шелони войска новгородских феодалов были разбиты. В 1478 г земли великого Новгорода пошли в состав единого государства. В 1485 г. Москва присоединила Тверь. В 1510 г. была ликвидирована обособленность Пскова, а в 1520 г. - Рязани. Этим в основном завершилось политическое объединение русских земель.
В конце XV в. при поддержке украинского и белорусского народов Россия начала борьбу за возвращение охваченных литовскими феодалами русских земель на левом берегу Днепра, на Десне и на Оке.
Завершение окончательного объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III, который первым принял титул – государь всея Руси. В это время двуглавый орел стал гербом нашего государства, был возведен из красного кирпича Кремль, был создан первый судебник (1497 г), стали формироваться органы управления, принимал зарубежных послов в Грановитой палате. Иван III ввел термин “РОССИЯ”.
При нем были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: “шапка Мономаха”, которая стала символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая “теория третьего Рима”. Смысл ее заключался в признании великого князя наследником римского и византийского императоров. При Иване III были заложены основы сословно-представительной монархии.

При Иване III началось формирование центральных органов власти - приказов. Делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие. Вначале XVI в. в России насчитывалось до десяти приказов. Так, дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними сношениями, разрядный - военными делами и т. д.
Преодоление феодальной раздробленности, образование и укрепление Российского государства привели к постепенному складыванию системы централизованного управления страной. Продолжала функционировать Боярская Дума, выросли центральные правительственные учреждения - приказы, возросла роль дворянства при ограничении прав феодальной аристократии. Но пережитки феодальной раздробленности сохранялись и влияли на внутреннюю политику России.
10. Основные направления развития России в XVI веке.
В XV в. Россия решала важную задачу собирания русских земель, поэтому главным внешним врагом была Золотая Орда. После того как в 1480 г Иван III добился независимости, Орда прекратила существовать, развалившись на отдельные ханства: Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское. При Василии II, отце Ивана IV Грозного, завершается процесс объединения русских земель, но в период малолетства Ивана IV, когда страной управляли боярские группировки, боровшиеся за власть, татары снова стали нападать на русские земли.
Укрепляя государство, Иван IV одновременно решал важные внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией:
1) на востоке: решить «казанский вопрос» - остановить набеги татар, которые к тому времени вредили восточной торговле русских купцов. Приобрести волжский торговый путь;
2) на юге: остановить набеги крымских татар;
3) на западе: вернуть утраченные в период феодальной раздробленности балтийские земли и выйти к Балтийскому морю для торговли с Европой.
В 1552 г. большое русское войско (до 150 тысяч человек) во главе с царем выдвинулось к Казани, осадило её. После продолжительной бомбардировки, кровопролитного штурма столица Казанского ханства была взята. На юге страны было отбито нападение крымского хана. Исход Казанской войны определил судьбу Астраханского ханства, которое было присоединено к России в 1556 г.
В результате Среднее и Нижнее Поволжье были присоединены к России. Признали себя вассалами России Ногайская Орда и соседняя с ней Башкирия. Волжский торговый путь, связавший Русское государство с Востоком, оказался свободен.
В 1581 г. на средства богатых купцов Строгановых была снаряжена военная экспедиция казаков под руководством Ермака. После продолжительных, упорных штурмов Казани взяли главное управление Сибирского ханства – Кашлык. Народы Западной Сибири были присоединены к России. Началось освоение огромной территории.
Успех в «восточном вопросе» позволил Ивану IV приступить к решению западной задачи: Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. Видя слабость Ливонского Ордена, занимавшего балтийское побережье, Иван IV счел ситуацию благоприятной. Ливонская война. Война продолжалась 25 лет, она оказалась крайне изнурительной для России (1558 – 1583 гг.), в то же время она совпала с опричниной. Опричнина - система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.), опричнина длилась 8 лет, за эти годы Россия была разорена,
Причины отмены опричнины:
1. недовольство народа
2. опричники стали опасны для царя
3. крымский хан сжег Москву (это показало небоеспособность опричников)
4. была достигнута цель пошатнуть позиции боярства.
Цель войны: отвоевать выход к Балтийскому морю и русские города, завоеванные Ливонским орденом в XII в.
Причины поражения в войне: 1) война требовала больших сил и средств; 2) противник России – союз 4 стран: Ливонский орден, Литовское княжество, Польша, Швеция.
В результате Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике. Страна не была готова к длительной войне, слабое оснащение русской армии сыграло свою роль. Россия оказалась в европейской изоляции, у нее не было союзников.
В 1582 г. было заключено перемирие в Яме-Запольском на 10 лет. В 1583 г. заключено Плюсское перемирие со Швецией. Значение этой войны для России – перестал существовать Ливонский орден. Выход в Балтийское море стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.
Вывод: территория России увеличилась в несколько раз. Россия стала многонациональной. Неудача в Ливонской войне повлияла на прекращение реформ.