Техника измерения температуры тела (вопросы с ответами)

Экзаменационные билеты по предмету «Медицина»
Информация о работе
  • Тема: Техника измерения температуры тела (вопросы с ответами)
  • Количество скачиваний: 7
  • Тип: Экзаменационные билеты
  • Предмет: Медицина
  • Количество страниц: 38
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2015-01-13 03:51:36
  • Размер файла: 42.62 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Ссылка на страницу (выберите нужный вариант)
  • Техника измерения температуры тела (вопросы с ответами) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/ekzamenacionnye-bilety/medicina/1259-tehnika-izmereniya-temperatury-tela-voprosy-s-otvetami/ (дата обращения: 25.06.2021).
  • Техника измерения температуры тела (вопросы с ответами) // https://www.sesiya.ru/ekzamenacionnye-bilety/medicina/1259-tehnika-izmereniya-temperatury-tela-voprosy-s-otvetami/.
Есть ненужная работа?

Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно

добавить работу
Обратиться за помощью в подготовке работы

Заполнение формы не обязывает Вас к заказу

Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Критерии оценки


5 (отлично) – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени, рабочее место убирается в соответствии с требованиями сан.эпид.режима; все действия обосновываются;

4 (хорошо) – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями сан.эпид.режима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

3 (удовлетворительно) – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неверные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями сан.эпид.режима;

2 (неудовлетворительно) – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования сан.эпид.режима, техники безопасности при работе с аппаратурой,
используемыми материалами.

Перечень манипуляций (практических заданий)


1. Техника измерения температуры тела в подмышечной области у грудного ребенка
2. Техника измерения температуры тела в прямой кишке у грудного ребенка
3. Техника определения числа дыхательных движений у грудного ребенка
4. Техника определения числа сердечных сокращений у грудного ребенка
5. Техника постановки очистительной клизмы грудному ребенку
6. Техника закапывания капель в глаза грудному ребёнку
7. Техника закапывания капель в уши грудному ребёнку
8. Техника закапывания капель в нос грудному ребёнку
9. Техника постановки согревающего компресса на ухо ребёнку дошкольного возраста
10. Техника взятия мазка из зева у ребёнка на бациллу Леффлера (BL)
11. Техника проведения контрольное взвешивание (кормление).
12. Техника кормления ребенка с ложки.
13. Техника кормления ребенка из бутылочки.
14. Техника постановки газоотводной трубки
15. Техника пеленания закрытым способом.
16. Техника пеленания открытым способом.
17. Техника проведения гигиенической ванны детям первого года жизни.
18. Техника подмывания грудного ребенка.
19. Техника взвешивания грудных детей.
20. Техника измерения роста грудных детей.
21. Техника измерения окружности головы грудных детей.
22. Техника измерения окружности груди грудных детей.
23. Техника проведения соскоба на энтеробиоз с помощью липкой ленты.
24. Техника взятия материала на энтеробиоз методом смыва.
25. Техника сбора мочи на общий анализ у девочек раннего возраста.
26. Техника сбора мочи на общий анализ у мальчиков раннего возраста.
27. Техника применения грелок для согревания новорожденного ребенка.
28. Техника проведения ухода за пуповинным остатком.
29. Техника проведения ухода за пупочной ранкой.
30. Техника применения грелок для согревания новорожденного ребенка.
31. Техника кормления новорожденного через зонд.

Эталоны ответов
1. Техника измерения температуры тела в подмышечной области
у грудного ребенка
Цель: контроль процессов теплопродукции и теплоотдачи в организме ребенка.
Оснащение: медицинский термометр, марлевые салфетки, часы, ручка, температурный лист, ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Противопоказания: поражение кожи в подмышечной области при ожогах, опрелостях и дерматитах.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
3. Проверить термометр на целостность, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35оС.
4. Осмотреть кожу ребенка в подмышечной области.
5. Протереть подмышечную область насухо салфеткой.
6. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.
7. Фиксировать руку ребёнка (плечо прижато к грудной клетке).
8. Засечь время, через 7-10 минут извлечь термометр и определить его показания.
9. Зафиксировать температуру в температурном листе цифрами или графически.
10. Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.
11. Полностью погрузить термометр в ёмкость с дезинфицирующим раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора).
12. Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.
13. Поместить в промаркированную ёмкость «Чистые термометры».
Осложнения: повреждение кожи в случае нарушения целостности термометра.
Недопустимая ошибка: термометр не проверен на целостность.

При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

2. Техника измерения температуры тела в прямой кишке
у грудного ребенка
Цель: контроль процессов теплопродукции и теплоотдачи в организме ребенка.
Оснащение: медицинский термометр, марлевые салфетки, любрикант (вазелин или др.), шпатель, лоток для оснащения, лоток для отработанного материала, часы, ручка, температурный лист, ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Противопоказания: трещины, воспалительные заболевания прямой кишки, кишечные кровотечения, выпадение слизистой оболочки прямой кишки.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
3. Проверить термометр на целостность, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35оС.
4. Уложить ребенка на спину, ножки привести к животу.
5. Осмотреть анальную область ребенка и убедиться в отсутствии противопоказаний.
6. На марлевую салфетку шпателем нанести вазелин и смазать ртутный резервуар термометра.
7. Взять термометр в правую руку.
8. Другой рукой раздвинуть ягодицы ребенка первым и вторым пальцами, остальными пальцами придерживать ножки ребёнка, приведя их к животу.
9. Осторожно ввести ртутный резервуар термометра в анальное отверстие на глубину 2-3 см.
10. Засечь время, через 3-5 минут извлечь термометр и определить его показания.
11. Зафиксировать температуру в температурном листе цифрами или графически.
12. 12.Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.
13. Полностью погрузить термометр в ёмкость с дезинфицирующим раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора).
14. Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.
15. Поместить в промаркированную ёмкость «Чистые термометры».
Осложнения: повреждение слизистой оболочки прямой кишки в случае нарушения целостности термометра. Профилактика: проверить целостность термометра.
Недопустимые ошибки: термометр не проверен на целостность, термометр не смазан любрикантом.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

3.Техника определения числа дыхательных движений у грудного ребенка
Показания: оценка дыхательной системы ребенка.
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, фонендоскоп, ручка, температурный лист (лист наблюдения).
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Детям раннего возраста подсчет дыхания лучше проводить во сне визуальным или аускультативным способом.
4. Визуальный способ:
- осторожно расстегнуть одежду;
- подсчитать дыхательные движения по экскурсии грудной клетки или движению живота строго за 1 минуту.
5. Аускультативный способ: фонендоскоп приблизить к носу ребенка и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту.
6. Записать полученные данные в температурный лист.
7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Примечания.
Медсестра должна оценить:
 характер дыхания (поверхностный или глубокий);
 ритм дыхания;
 тип дыхания (у детей до 1 года дыхание брюшное или диафрагмальное).
Недопустимая ошибка: не соблюдение времени подсчёта частоты дыхания.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

4. Техника определения числа сердечных сокращений у грудного ребенка
Показания: оценка сердечно – сосудистой системы ребенка.
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка, температурный лист (лист наблюдения).
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. У детей раннего возраста пульс лучше исследовать на незакрытом большом родничке, для этого наложить 2,3,4, пальцы на область большого родничка (между лобными и теменными костями).
4. Слегка прижать пальцы и подсчитывать пульс в течение 1 минуты.
5. При невозможности подсчёта на большом родничке пульс можно исследовать на височных артериях, сонных артериях, бедренных артериях, подколенных и артериях тыла стопы.
6. Записать полученные данные в температурный лист.
7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Недопустимая ошибка: не соблюдение времени подсчёта частоты пульса.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

5. Техника постановки очистительной клизмы грудному ребенку

Цель: освобождение кишечника от каловых масс и газов.
Показания: запор; подготовка к операции, эндоскопическому и рентгенологическому исследованиям; при отравлениях; перед проведением лекарственной клизмы.
Противопоказания: воспалительные заболевания толстой кишки, кишечные кровотечения, выпадение слизистой оболочки прямой кишки.
Оснащение: стерильный резиновый баллончик с мягким наконечником, водный термометр, вода 24°С-26°С, 2 пеленки, клеенка, вазелин, шпатель, лоток для оснащения, лоток для отработанного материала, марлевые салфетки, фартук, ёмкость с дезинфицирующим раствором и ветошь.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть фартук и перчатки.
3. Постелить на пеленальный стол клеенку, сверху пеленку.
4. Ребенка положить на спину, осмотреть анальное отверстие и убедиться в отсутствии противопоказаний.
5. На салфетку шпателем нанести вазелин.
6. Взять в правую руку резиновый баллончик, выпустить из него воздух и набрать воду.
7. Кончик баллончика смазать вазелином.
8. Выпустить воздух из баллончика до появления первых капель воды.
9. Другой рукой раздвинуть ягодицы ребенка первым и вторым пальцами, остальными пальцами придерживать ножки ребёнка, приведя их к животу.
10. Осторожно, без усилий, ввести наконечник в прямую кишку ребенка сначала по направлению к пупку, затем параллельно копчику на 3 – 4 см.
11. Выпустить жидкость, постепенно сжимая баллончик.
12. Не разжимая баллончик, извлечь его, одновременно сжимая другой рукой ягодицы ребенка на 2-3 минуты.
13. Баллончик положить в лоток.
14. Пеленкой накрыть ребенка, через пеленку выполнить легкий массаж живота ребенка по часовой стрелке для лучшего опорожнения кишечника.
15. После отхождения каловых масс, ребенка подмыть, кожу осушить, смазать маслом или кремом, одеть или запеленать.
16. Убрать грязные пеленки.
17. Весь инструментарий и фартук подвергнуть дезинфекции.
18. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Осложнения и профилактика: раздражение анального отверстия, травмирование слизистой оболочки кишки – осторожно выполнять манипуляцию; резь в животе – не вводить воду быстро.

Примечания. Количество жидкости для детей разного возраста: новорожденные – 25 – 30 мл; 1 – 2 мес. – 60 мл; 3 – 12 мес. – 90 – 150 мл.
Недопустимые ошибки: кончик баллона не смазали вазелином, из баллона не выпустили воздух.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –манипуляция не зачитывается!
Техника закапывания капель в глаза грудному ребёнку
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: глазные капли (комнатной температуры), стерильные пипетки, пинцет, стерильные ватные шарики, почкообразный лоток, перчатки медицинские, дезраствор, раствор фурацилина 1:5000.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Уложить ребенка на пеленальный стол.
4. При наличии гнойного отделяемого обработать глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным шариком, смоченным в растворе фурацилина 1:5000 (для каждого глаза отдельный шарик).
5. Аналогично обработке просушить глаза сухими стерильными ватными шариками.
6. Положить пинцетом в левую руку ватный шарик.
7. Набрать лекарственный раствор в пипетку, удерживая её вертикально.
8. Правую руку с пипеткой расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надёжно фиксировало голову ребёнка. Пипетку держать под углом 40о.
9. Оттянуть ватным шариком левой руки нижнее веко.
10. Выпустить из пипетки в глазную щель, ближе к внутреннему углу глаза, 1-2 капли лекарственного раствора.
11. При необходимости излишки раствора промокнуть стерильным ватным шариком.
12. Сбросить шарик в лоток для использованного материала.
13. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.
14. Закапать во второй глаз, используя другой шарик и другую пипетку, следуя тем же правилам.
15. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
16. Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.
Осложнения: аллергическая реакция на препарат, травма глаза.
Недопустимая ошибка: использование одной пипетки для закапывания в оба глаза.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!


6. Техника закапывания капель в уши грудному ребёнку
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: лекарственный препарат, стерильная пипетка, пинцет, стерильные ватные шарики, жгутики, почкообразный лоток, ёмкость с водой 50-60оС, дезраствор.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Флакон с лекарственным препаратом поставить в ёмкость с горячей водой и подогреть до температуры тела.
4. Уложить ребенка на пеленальный стол, повернуть голову в сторону.
5. При наличии гнойного отделяемого из уха – очистить слуховой проход ватными жгутиками.
6. Для проверки температуры набрать капли в пипетку и капнуть 1-2 капли на внутреннюю поверхность своего запястья (должно быть ощущение приятного тепла).
7. Выпрямить наружный слуховой проход, оттянув мочку уха немного вниз и кзади.
8. Выпустить из пипетки в слуховой проход 1-2 капли лекарственного раствора.
9. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.
10. Несколько раз слегка нажать на козелок уха ребёнка.
11. Заложить в ухо ватный шарик.
12. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
13. Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.
Осложнения: аллергическая реакция на препарат, травма уха.
Недопустимая ошибка: капли не подогреты до температуры тела.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

8. Техника закапывания капель в нос грудному ребёнку
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: лекарственный препарат, стерильная пипетка, стерильные ватные жгутики, грушевидный баллон, почкообразный лоток, стерильное растительное масло, дезраствор.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Уложить ребенка на пеленальный стол.
4. При наличии слизи очистить носовые ходы с помощью грушевидного баллона, при наличии корочек - ватными жгутиками, смоченными стерильным растительным маслом.
5. Придать ребёнку правильное положение: слегка запрокинуть голову и повернуть её в сторону той половины носа, куда нужно закапать капли.
6. Набрать в пипетку лекарство.
7. Левую руку расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надёжно фиксировало голову ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа ребёнка.
8. Выпустить из пипетки 1-2 капли лекарственного раствора на внутреннюю поверхность крыла носа.
9. Прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке и сделать лёгкие вращательные движения.
10. Через 1-2 минуты, соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа.
11. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.
12. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
13. Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.
Осложнения: аллергическая реакция на препарат, травма носа.
Недопустимая ошибка: неправильное положение головы ребёнка.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

9. Техника постановки согревающего компресса на ухо
ребёнку дошкольного возраста
Показания: катаральный отит, назначение врача.
Противопоказания: температура тела выше 37,5оС, повреждение или воспаление кожи вокруг уха, гнойный отит.
Оснащение: марлевая салфетка в 6-8 слоёв, лекарственный раствор (спирт пополам с водой) температурой 38-39оС, компрессная бумага или полиэтилен, вата, бинт (шапочка или косынка), ножницы, лоток для оснащения.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Осмотреть кожу на месте постановки компресса.
4. Приготовить три слоя компресса: лекарственный из марли, изолирующий из компрессной бумаги, согревающий из ваты; каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 1,5 – 2 см.
5. Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха в марлевом слое и компрессной бумаге.
6. Ребенка уложить на бок так, чтобы больное ухо было сверху.
7. Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха.
8. Затем положить компрессную бумагу.
9. Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои.
10. Положить сверху вату.
11. Зафиксировать бинтом (шапочкой или косынкой) все слои компресса.
12. Вымыть и просушить руки, снять перчатки.
13. Засечь время, т.к. компресс накладывают на 4-6 часов.
14. Каждые 1,5 – 2 часа проводить контроль эффективности компресса: провести указательный палец под влажный слой, не нарушая целостности компресса (должны быть ощущения тепла и влаги).
15. Через 4 – 6 часов снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном.
16. Вымыть и просушить руки.
17. Сделать запись о процедуре.
Осложнения: ожог.
Недопустимая ошибка: нарушение порядка слоёв компресса.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!


10. Техника взятия мазка из зева у ребёнка на бациллу Леффлера (BL)

Показания: сбор материала для бактериологического исследования.
Обязательное условие: забор материала проводить натощак, до орошения или полоскания зева.
Оснащение: стерильная пробирка со стерильным ватным тампоном, штатив для пробирок, стерильный шпатель, лоток, бланк-направление в лабораторию, стеклограф.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Выписать направление в бактериологическую лабораторию.
3. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
4. Стеклографом промаркировать пробирку.
5. Усадить ребёнка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника.
6. Попросить ребёнка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
7. Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукою за пробку, в которую он вмонтирован.
8. Осторожно, не касаясь языка и щёк, ввести тампон в полость рта.
9. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина. При наличии налётов – материал собирать на границе здоровой и поражённой ткани.
10. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь её краёв.
11. Вымыть и просушить руки, снять перчатки.
12. Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 2 часов после забора при условии хранения в холодильнике).
Недопустимая ошибка: предварительная обработка полости рта.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!


11. Техника проведения контрольное взвешивание (кормление).

Показания: определение количества высосанного молока ребенком при грудном вскармливании или при подозрении на гипогалактию.

Оснащение: весы, пеленки, клеенка, емкость с 0,5% раствором хлорамина.

Подготовка ребенка: запеленать ребенка в 2 пеленки, между которыми проложить клеенку.

Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Подготовить весы для взвешивания ребенка.
4.Взвесить ребенка.
5.Записать результат взвешивания.
6.Отдать ребенка матери на кормление, создав благоприятные условия для кормления.
7.После кормления повторно взвесить ребенка.
8.Из второго веса ребенка вычесть его первоначальный вес. Разница между ними и есть количество высосанного молока ребенком.
9.Остатки молока мать должна сцедить из груди, которой кормила ребенка.
10.Протереть весы ветошью, смоченной дезраствором.
11. Сделать запись о процедуре.

Примечания:
 При акте дефекации или мочеиспускании пеленки перед повторным взвешиванием не меняют.
 На контрольное взвешивание мать с ребенком приглашается в «грудничковый» день в часы кормления по режиму.
 Для достоверности контрольное взвешивание проводится несколько раз в день.
Не допустимая ошибка: не постелила клеенку между пеленками или не одела памперс.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!


12. Техника кормления ребенка с ложки

Показания: введение прикорма и докорма.

Оснащение: чистая чайная ложка, пища (овощное пюре, молочная каша, молочная смесь).

Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Приготовить пищу для ребенка, проверить температуру пищи, капнув с ложки на себе на запястье
4. Надеть на ребенка нагрудник.
5. Усадить ребенка или взять его на руки.
6. Зачерпнуть ½ ложки пищи и осторожно влить ребенку в рот.
7. Убедиться, что ребенок проглотил пищу.
8. Подобным образом вливать ребенку следующие порции пищи.
9. После кормления убедиться, что во рту не осталось пищи.
10. Снять нагрудник, при необходимости умыть ребенка.
11. После кормления ребенка в возрасте до 6 месяцев подержать вертикально до пустой отрыжки, затем положить ребенка на бок в кроватку.
12. Детей старше 6 месяцев посадить в кроватку.
13. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Осложнения и их профилактика:
 Поперхивание пищей.
 Профилактика: набирать в ложку небольшое количество пищи, не торопиться и убеждаться, что пища проглочена.

Не допустимая ошибка: не проверила температуру пищи.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!








13. Техника кормления ребенка из бутылочки

Показания: смешанное или искусственное вскармливание.

Оснащение: стерильные бутылочки и соски, кастрюля, салфетка или решетка, электроплита, молочная смесь.
Подготовка ребенка: перепеленать.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. В стерильную бутылочку налить смесь на 10 мл больше, чем требуется.
4. Пинцетом взять чистую соску из емкости и руками надеть соску на бутылочку.
5. На дно кастрюли постелить салфетку или положить решетку.
6. Бутылочку поставить в кастрюлю, в кастрюлю налить воды на уровень смеси в бутылочке.
7. Включить плиту, поставить на нее кастрюлю и периодически встряхивая, нагреть смесь до температуры 37° - 38°, капая на внутреннюю поверхность запястья (на коже должно быть ощущения тепла).
8. Извлечь бутылочку из кастрюли.
9. Проверить, чтобы смесь вытекала каплями (перевернуть бутылочку).
10. Взять ребенка на руки.
11. Вложить соску в рот ребенку. Бутылочку держать так, чтобы горловина ее полностью была заполнена смесью (предупреждать попадание воздуха в желудок ребенка), кормить 10 – 15 минут.
12. После кормления ребенка подержать вертикально до пустой отрыжки, затем уложить на бок.
13. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Осложнение и их профилактика:
• Створаживание кислых смесей при сильном нагреве.
Профилактика: не перегревать, соблюдая температурный режим.
• Бутылочка может лопнуть.
Профилактика: не ставить в горячую воду.
• Быстрое вытекание смеси, ребенок может поперхнуться.
Профилактика: В соске делают раскаленной иглой 3 – 4 отверстия, молоко должно вытекать каплями.
Примечания: 1. Соблюдение правил техники безопасности
2.Нельзя торопить ребенка, надавливая на соску.
3.Нельзя оставлять ребенка одного во время кормления.
Не допустимая ошибка: неправильное положение бутылочки при кормлении.

При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

14. Техника постановки газоотводной трубки грудному ребенку

Цель: Выведение газов из кишечника.

Показания: назначения врача при метеоризме, запорах и парезе кишечника.

Противопоказания:трещины, воспалительные заболевания толстой кишки,выпадение слизистой прямой кишки и др.

Оснащение: стерильная газоотводная трубка, вазелиновое масло, клеенка, пеленка, марлевая салфетка, крем, лоток с водой, дез раствор.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Положить на пеленальный стол клеенку, сверху пеленку.
4. Уложить ребенка на спину, ножки привести к животу.
5. На марлевую салфетку нанести вазелин и смазать закругленный конец газоотводной трубки.
6. Взять газоотводную трубку в правую руку, а левой рукой раздвинуть ягодицы ребенка.
7. Вращательными движениями трубку ввести в заднепроходное отверстие, наружный конец трубки опустить в лоток с водой.
8. В кишечнике трубку можно держать не более 30 минут, а потом ее удаляют, чтобы не было пролежней в кишечнике.
9. В течение суток процедуру можно повторять несколько раз.
10. После отхождения газов и каловых масс, трубку извлечь при помощи салфетки, ребенка подмыть, кожу осушить и смазать кремом.
11. Запеленать или одеть ребенка и положить в кроватку.
12. Промыть трубку с разминанием, а потом прокипятить 15 – 20 минут.
13. Хранить трубку в стерильной закрытой емкости под крышкой.
14. В стационаре трубку после использования обрабатывают в соответствии с действующими приказами.
15. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Примечание:
 газоотводная трубка вводится новорожденным на 3 – 4 см,
 детям первого года жизни на 5 – 7 см,
Осложнения и профилактика: пролежни в кишечнике, травматизация слизистой кишечника.

Не допустимая ошибка: Не смазала газоотводную трубку вазелином.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!


15.Техника пеленания закрытым способом.

Цель: Обеспечить комфортные температурные условия новорожденному.
Техника безопасности:
 не оставлять ребенка без присмотра,
 пеленать аккуратно, не допуская грубых складок.
Оснащение: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, тонкая распашонка, теплая распашонка, подгузник или памперс, пеленальный стол, перчатки стерильные, мешок для грязного белья, ветошь в емкости с дезраствором.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника выполнения.
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Надеть маску, перчатки.
4.Расстелить на пеленальном столе: фланелевую пеленку, ситцевую, подгузник, а рядом положить теплую и тонкую распашонки.
5.Взять ребенка на руки и осторожно опустить на расстеленные пеленки, придерживая рукой голову ребенка.
6.Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад и швами наружу.
7.Сверху надеть фланелевую распашонку разрезом вперед.
8.Обе распашонки аккуратно расправить и подвернуть на уровне пупка.
9. Надеть подгузник. Для этого:
• уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы.
• нижний угол подгузника продеть между ног ребенка, а два других конца обернуть вокруг живота ребенка и зафиксировать.
• подгузник можно заменить памперсом.
10.Запеленать ребенка в тонкую пеленку «с ручками», для этого:
• расположить ребенка на тонкой пеленке, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка уха;
• одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
• другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
• подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
• зафиксировать пеленку выше уровня локтевых сгибов, «замочек» расположить спереди.
11.Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками», для этого:
• расположить ребенка на фланелевой пеленке, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка уха;
• одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
• другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
• подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
• зафиксировать пеленку выше уровня локтевых сгибов, «замочек» расположить спереди.
12.Уложить ребенка в кроватку.
13.Взять ветошь и обработать дезраствором рабочую поверхность стола.
14.Поместить ветошь в дезраствор.
15.Снять перчатки.
16.Вымыть и осушить руки.
Не допустимая ошибка: нарушен порядок одевания распашонок на ребенка.

При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!


16.Техника пеленания открытым способом.
Доношенного новорожденного пеленают открытым способом с 3 – 4 дня жизни, если температура воздуха в палате или комнате 22° - 24°
Цель: соблюдение гигиены тела, предохранение кожи ребенка от повреждений.
Техника безопасности:
 не оставлять ребенка без присмотра,
 пеленать аккуратно, не допуская грубых складок.
Оснащение: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, тонкая распашонка, теплая распашонка, подгузник или памперс, пеленальный стол, перчатки стерильные, мешок для грязного белья, ветошь в емкости с дезраствором.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника выполнения.
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры. 2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Расстелить на пеленальном столе: фланелевую пеленку, ситцевую, подгузник, а рядом положить теплую и тонкую распашонки.
4.Взять ребенка на руки и осторожно опустить на расстеленные пеленки, придерживая рукой голову ребенка.
5.Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад и швами наружу.
6.Сверху надеть фланелевую распашонку разрезом вперед.
7.Обе распашонки аккуратно расправить и подвернуть на уровне пупка.
8.Надеть подгузник. Для этого:
• уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы;
• нижний угол подгузника продеть между ног ребенка, а два других конца обернуть вокруг живота ребенка и зафиксировать;
• подгузник можно заменить памперсом.
9.Запеленать ребенка в тонкую пеленку «без ручек»: для этого
• расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне подмышек;
• один край пеленки провести между ножек малыша;
• другим краем – обернуть малыша;
• подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть им туловище ребенка;
• зафиксировать пеленку, расположив «замочек» спереди.
10.Запеленать ребенка во фланелевую пеленку «без ручек»: для этого
• расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне подмышек;
• один край пеленки провести между ножек малыша;
• другим краем – обернуть малыша;
• подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть им туловище ребенка;
• зафиксировать пеленку, расположив «замочек» спереди.

12.Уложить ребенка в кроватку.
13.Взять ветошь и обработать рабочую поверхность стола.
14.Поместить ветошь в дезраствор.
15.Снять перчатки.
16. Вымыть и осушить руки.

Не допустимая ошибка: нарушен порядок одевания распашонок на ребенка.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!



17.Техника проведения гигиенической ванны детям первого года жизни.

Цель: соблюдение гигиены тела, формирование чистоплотности, закаливание.

Противопоказания:
 температура тела выше 38 градусов,
 тяжелые заболевания и состояния ребенка,
 диарея.
Оснащение: детская ванночка, термометр для измерения температуры воды,
детское мыло или шампунь для детей, кувшин, губка или рукавичка из мягкой ткани, детский крем или растительное масло, тонкая пеленка, полотенце,
комплект чистого белья, стерильные ватные шарики, ведро для
грязных пеленок, холодная и горячая вода, ветошь в дезрастворе.
Техника безопасности:
 НЕ оставлять ребенка в ванне без присмотра.
 НЕ забыть измерить температуру воды в ванне.
 Гигиеническую ванну проводят через 1 час после кормления или за 10 – 15 минут до него.
Подготовительный этап.
1.Объяснить родственникам цель и ход проведения процедуры.
2.Вымыть и осушить руки.
3.Подготовить необходимое оснащение.
4.Расположить на пеленальном столе чистые пеленки, распашонки.
5.Вымыть ванночку ветошью с мылом (дома) или с дезраствором.
6.Ополоснуть чистой водой.
7.Поставить ванночку в устойчивое положение.
8.Налить в ванночку холодную воду.
9.Добавить горячей воды до температуры 37-37,5 градусов, наполнив ванну до сосковой линии ребенка (на 1/3 или 1/2).
10.Налить в кувшин воды той же температуры для споласкивания ребенка.
11.Поставить кувшин с водой рядом с ванночкой.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:
1.Раздеть ребенка. Грязное белье бросить в бак для грязного белья.
2.Если произошел акт дефекации, то перед купанием ребенка следует подмыть проточной водой. Руки вымыть.
3.Во время первых гигиенических ванн новорожденного опускают в воду в пеленке, затем его разворачивают.
4.Положить ребенка на руки так, чтобы одной рукой фиксировать голову и спину, а другой – охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.
5.Погрузить медленно ребенка в воду, начиная с ножек, так, чтобы его голова находилась над поверхностью воды.
6.Свободной правой рукой, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой, освободить ребенка от пеленки.
7.Поливать тельце ребенка водой правой рукой в течение 3 минут.
8.Намылить руку и мыть голову ребенка ото лба к затылку так, чтобы мыло не попало в глаза ребенка, сполоснуть водой из ванны.
9. Надеть рукавичку на правую руку, намылить ее и круговыми движениями мыть шею, туловище, конечности ребенка.
10.Аккуратно перевернуть ребенка, так, чтобы лицо оставалось над водой.
11.Вымыть спинку и ножки ребенка.
12Снять рукавичку.
13.Приподнять ребенка над водой.
14.Ополоснуть его чистой водой из кувшина.
15.Накрыть ребенка полотенцем или пеленкой, перенести на пеленальный стол.
16.Положить ребенка на спину на пеленальный стол.
17.Осушить кожу ребенка промокательными движениями.
18.Обработать естественные складки детским кремом или маслом.
20.Одеть и запеленать ребенка.
21.Положить ребенка в кроватку.
22.Вылить воду из ванны и обработать ее ветошью с дезраствором.
23.Ополоснуть ванну.
24.Снять перчатки, руки вымыть и осушить.
Примечания:
• Ребенка первого месяца жизни купают в кипяченой воде, продолжительность ванны 5 – 10 минут.
• Температура воды детям до 6 месяцев должна быть 37° - 37,5°, а детям старше 6 месяцев 37° - 36,5°.
• Во время процедуры следить за состоянием ребенка, его дыханием, цветом кожи, движениями.
• Во время погружения в воду тщательно удерживать ребенка.
• Не оставлять его одного в ванночке или на пеленальном столе для профилактики аспирации и падения.

Не допустимая ошибка: перед ополаскиванием ребенка забыли перевернуть ребенка лицом вниз.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!



18.Техника подмывания грудного ребенка.

Цель: соблюдение гигиены тела.

Оснащение: проточная вода (37-38), марлевые салфетки, чистое белье,
полотенце или мягкая пеленка, емкость для грязного белья, перчатки,
ветошь и дезраствор.

Обязательное условие: обязательно подмывать после дефекации..

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.


Техника выполнения:
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры. 2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Подготовить необходимое оснащение
4.Отрегулировать температуру в кране, проверив ее термометром или запястьем.
5.Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в емкость для грязного белья.
6.Положить ребенка на левое предплечье и кисть своей руки.
7.Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки.
8.Девочек подмывают движениями только спереди назад с целью профилактики попадания инфекции в уретру и влагалище.
9.Завернуть ребенка в пеленку или полотенце и перенести на пеленальный стол.
10.Промокательными движениями просушить кожу половых органов малыша.
11.Обработать кожу кремом или маслом и надеть чистое белье.
12.Уложить ребенка в кроватку.
13.Взять ветошь и обработать рабочую поверхность стола.
14.Поместить ветошь в дезраствор.
15.Снять перчатки.
16.Вымыть и осушить руки

Не допустимая ошибка: не правильные движение руки при подмывании девочки.

При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!




19.Техника взвешивания грудных детей.

Цель: оценка физического развития ребенка.

Оснащение: медицинские горизонтальные весы, пеленка, листок бумаги,
ручка, перчатки, емкость с дезраствором, ветошь.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры. 2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Проверить рабочее состояние весов и их горизонтальный уровень.
4.Закрыть затвор.
5.Установить гири в «0» положение.
6.Уравновесить весы.
7.Закрыть затвор.
8.Постелить на весы пеленку (края пеленки не должны свисать).
9.Положить ребенка на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов; с 7 мес. – усадить ребенка на весы.
10.Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка.
11.Открыть затвор.
12.Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.
13.Закрыть затвор весов.
14.Снять ребенка с весов.
15.Показания запомнить, потом записать на лист бумаги.
16.Ребенка отдать матери или положить в кроватку.
17.Взвесить пеленку.
18.Вычислить ее вес от полученной массы.
19.Установить гири в «0» положение.
20.Надеть перчатки.
21.Протереть весы дезраствором.
22.Снять перчатки,вымыть и просушить руки
23.Записать полученный результат в историю развития ребенка.

Не допустимая ошибка: не проверена уравновешенность весов.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!




20.Техника измерения роста грудных детей.

Цель: оценка физического развития ребенка.

Оснащение: горизонтальный ростомер, пеленка, листок бумаги, ручка,
резиновые перчатки, емкость с дезраствором, ветошь
.
Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

Подготовительный этап.
• Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
• Объяснить родителям цель и ход манипуляции.
• Установить горизонтальный ростомер на ровной, устойчивой поверхности, расположив его шкалой к себе.
• Постелить пеленку на ростомер так, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению подвижной планки.
Основной этап выполнения манипуляции.
1.Уложить ребенка на ростомер так, чтобы его голова плотно прилегала к неподвижной планке (при этом козелок уха и наружный угол глаза должны находиться на одной вертикальной плоскости).
2.Выпрямить ноги ребенка в коленных суставах легким нажатием левой руки.
3.Придвинуть к стопам ребенка поперечную подвижную планку ростомера.
4.По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.
5.Определить по шкале длину ребенка.
6.Снять ребенка с ростомера, отдать матери.
7.Результат измерения записать на листок бумаги.
8.Надеть перчатки.
9.Обработать ветошью с дезраствором рабочую поверхность ростомера.
10.Снять перчатки.
11.Вымыть и осушить руки.
12.Занести результат в карту развития ребенка.

Не допустимая ошибка: не накрыт ростомер пеленкой.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!





21.Техника измерения окружности головы грудных детей.

Цель: оценка физического развития ребенка.

Оснащение: сантиметровая лента, пеленка, листок бумаги, ручка, спирт,
марлевая салфетка.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:
Подготовительный этап.
• Объяснить родителям цель и ход манипуляции.
• Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
• Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.
• Обработать сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной спиртом.
• Уложить или усадить ребенка на пеленку.
Основной этап выполнения манипуляции.
1.Ленту наложить на затылочный бугор головы, а спереди соединить на уровне надбровных дуг ребенка.
2.Определить показатель окружности головы.
3.Записать результат и сообщить его матери.
4.Повторно обработать сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной спиртом.
5.Снять перчатки.
6.Вымыть и осушить руки
7.Занести результат в карту развития ребенка.

Не допустимая ошибка: не правильно наложена сантиметровая лента.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!











22.Техника измерения окружности груди грудных детей.

Цель: оценка физического развития ребенка.

Оснащение: сантиметровая лента, пеленка, листок бумаги, ручка, спирт,
марлевая салфетка.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

Подготовительный этап.
1.Объяснить родителям цель и ход манипуляции.
2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.
4.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной спиртом.
5.Уложить или усадить ребенка на пеленку.

Основной этап выполнения манипуляции.

1.Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку ребенка сзади на нижние углы лопаток, а спереди – на уровне сосковой линии.
2.Определить показать окружности грудной клетки.
3.Записать результат, ребенка отдать матери, сообщив ей результат.
4.Повторно обработать сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной спиртом.
5.Снять перчатки.
6.Вымыть и осушить руки
7.Занести результат в карту развития ребенка.

Не допустимая ошибка: не правильно наложена сантиметровая лента.

При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!







23.Техника проведения соскоба на энтеробиоз с помощью липкой ленты.

Показания: назначение врача, диагностика гельминтоза.
Оснащение: прозрачная липкая лента, шпатель, предметное стекло,
резиновые перчатки, бланк-направление в клиническую лабораторию,
пеленка, детский крем или масло, ветошь в дезрастворе.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

Подготовительный этап.
1.Объяснить родителям цель и ход манипуляции.
2.Перед исследованием ребенка не подмывать.
3.Вымыть, просушить руки и надеть перчатки.
4.Поставить на предметный столик необходимое оборудование.
5.Поставить стеклографом номер на предметном стекле, соответствующий номеру на направлении.

Основной этап выполнения манипуляции.
1.Положить ребенка на пеленку на спину с приведенными к животу ногами
или на бок.
2.На анальную область наложить липкую ленту и несколько раз провести по
ней шпателем.
3.Перенести ленту на предметное стекло.
4.Предметное стекло положить на предметный столик.
5.Ребенка взять в руки, подмыть, накрыть пеленкой.
6.Отдать маме или отнести в кроватку.
7.Кожу осушить и обработать маслом.
8.Одеть ребенка.
9.Протереть предметный столик ветошью с дезраствором.
10.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
11.Отправить материал в клиническую лабораторию с направлением.

Не допустимая ошибка: перед манипуляцией подмывание ребенка.

При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!







24.Техника взятия материала на энтеробиоз методом смыва.

Показания: назначение врача, диагностика гельминтоза.
Оснащение: 40% раствор глицерина или физ. раствор, перчатки, пеленка,
флакон и ватная палочка, детский крем или масло,
бланк-направление в клиническую лабораторию.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

Подготовительный этап.
1.Объяснить родителям цель и ход манипуляции.
2.Перед исследованием ребенка не подмывать.
3.Вымыть, просушить руки и надеть перчатки.
4.Поставить на предметный столик необходимое оборудование.
5.Поставить стеклографом номер на флаконе, соответствующий номеру на направлении.

Основной этап выполнения манипуляции.

1.Положить ребенка на пеленку на спину с приведенными к животу ногами или
на бок.
2.Взять ватную палочку в правую руку.
3.Смочить ее физ. раствором или раствором глицерина.
4.Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки, придерживая предплечьем левой руки ноги ребенка.
5.Взять мазок с перианальных складок, смывающими движениями.
6.Убрать левую руку с тела ребенка.
7.Взять флакон левой рукой.
8.Опустить правой рукой палочку во флакон, не касаясь его стенок.
9.Поставить флакон на предметный столик.
10.Ребенка взять в руки, подмыть, накрыть пеленкой.
11.Отдать маме или отнести в кроватку.
12.Кожу осушить и обработать маслом.
13.Одеть ребенка.
14.Протереть предметный столик ветошью с дезраствором.
15.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
16.Отправить материал в клиническую лабораторию с направлением.
Не допустимая ошибка: перед манипуляцией подмывание ребенка.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

25.Техника сбора мочи на общий анализ у девочек раннего возраста.

Показания: назначение врача для обследования мочевыделительной системы.

Оснащение: круг резиновый подкладной, пеленка (2 шт.), клеенка,
чистая тарелка или лоток, сухая чистая баночка для мочи, сухие салфетки, стеклограф,
бланк-направление в клиническую лабораторию.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

Подготовка больного:

1.Сбор мочи проводится утром после сна.
2.Перед манипуляцией ребенка подмыть.

Подготовительный этап.

1.Объяснить родителям цель и ход манипуляции.
2.Подготовить необходимое оснащение.
3.Выписать направление в лабораторию.
4.Поставить стеклографом номер на баночке для сбора мочи, соответствующий номеру на направлении.
5.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Основной этап выполнения манипуляции.

1.Положить на постель клеенку.
2.Поставить на клеенку надутый подкладной круг.
3.Сверху на него положить пеленку.
4.В центр круга поставить тарелочку или лоток.
5.Уложить на круг девочку, накрыть ее пеленкой, дождаться мочеиспускания.
6 Снять девочку с круга.
7.После мочеиспускания мочу из тарелочки слить в чистую банку.
8.Девочку подмыть, одеть или запеленать и уложить в кроватку.
9.Обработать круг ветошью с дезраствором.
10.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
11.Баночку с мочой (50 – 100 мл) и направлением отправить в клиническую лабораторию.
Не допустимая ошибка: не накрыт круг пеленкой.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!
26.Техника сбора мочи на общий анализ у мальчиков раннего возраста.

Показания: назначение врача для обследования мочевыделительной системы.
Оснащение: пеленка (2 шт.), пробирка с лейкопластырем или мочеприемник,
сухая чистая баночка для мочи, клеенка, сухие салфетки, стеклограф,
бланк-направление в клиническую лабораторию.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

Подготовка больного:

1.сбор мочи проводится утром после сна;
2.перед манипуляцией ребенка подмыть,

Подготовительный этап.

1.Объяснить родителям цель и ход манипуляции.
2.Подготовить необходимое оснащение.
3.Выписать направление в лабораторию.
4.Поставить стеклографом номер на баночке для сбора мочи, соответствующий номеру на направлении.
5.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Основной этап выполнения манипуляции.

1.Ребенка запеленать так, чтобы зафиксированы были руки и ноги.
2.Между ног поместить пробирку, ввести в нее penis ребенка, к лобку прикрепить лейкопластырь или надеть на penis одноразовый стерильный мочеприемник.
3.После мочеиспускания мочу слить в приготовленную баночку.
5.Мальчика подмыть, одеть или запеленать и уложить в кроватку.
6. Пробирку поместить в дезраствор
7.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
8.Баночку с мочой (50 – 100 мл) и направлением отправить в клиническую лабораторию.

Не допустимая ошибка: не зафиксированы ножки ребенка во время мани
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

27. Техника применения грелок для согревания новорожденного ребенка.

Цель: предотвратить переохлаждение ребенка.

Оснащение: 3 грелки, горячая вода 60° - 65°, 3 пеленки, одеяло, термометр воздушный, термометр медицинский, дезраствор.

Подготовка ребенка: ребенка запеленать закрытым способом и положить на пеленальный стол.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения .
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры. 2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Грелки проверить на целостность, наполнить грелки горячей водой на половину объема, вытеснить воздух, закрыть и проверить ее на герметичность.
4Обернуть грелки пеленками и уложить их вокруг ребенка на расстоянии ладони: одну в ногах, две другие - по бокам.
5.Положить около ребенка воздушный термометр.
6.Накрыть ребенка с грелками одеялом (температура под одеялом должна быть 28°- 32°).
7.Контролировать температуру тела ребенка (должна быть не выше 37°).
8.Грелки менять каждые 1,5 – 2 часа.
9.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Осложнения: при соприкосновении грелки с кожей ребенка могут быть ожоги.

Недопустимые ошибки: грелки не завернуты в пеленку и расположены близко к ребенку.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!










28.Техника проведения ухода за пуповинным остатком.

Показания: всем новорожденным с пуповинным остатком.

Оснащение: стерильные ватные палочки, 95° спирт, 5% раствор перманганата калия, 2 стерильные мензурки, лоток,
дезраствор.


Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения .

Подготовительный этап.
1. Подготовить на инструментальный столик: мензурки, налить в одну 95◦ спирт, в другую - 5% раствор перманганата калия, положить стерильную салфетку с ватными палочками, поставить лоток.
2. Вымыть и просушить руки.
3. Ребенка распеленать.
4. Надеть стерильный халат.
5. Надеть стерильные перчатки.

Основной этап выполнения манипуляции.
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2.Обмокнуть конец ватной палочки в 95° спирт и обработать пуповинную культю, не касаясь кожи живота.
3.Выбросить в лоток отработанную палочку.
4.Обмакнуть конец другой палочки в 5% раствор перманганата калия и обработать пуповинную культю, не касаясь кожи живота.
5.Выбросить отработанную палочку в лоток.
6.Запеленать ребенка.
7.Поместить палочки в дезраствор.
8.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Осложнение: ожог кожи вокруг пуповинного остатка.

Недопустимые ошибки: нарушен порядок обработки.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

29. Техника проведения ухода за пупочной ранкой.

Цель: способствовать заживлению пупочной ранки, профилактика инфицирования пупочной ранки.

Оснащение: стерильные ватные палочки, 3% раствор перекиси водорода,
5% раствор перманганата калия, 95° спирт, 3 стерильные мензурки, лоток, дезраствор.


Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения .

Подготовительный этап:
1. Поставить на инструментальный столик: мензурки, в которые налить 3% раствор перекиси водорода, 5% раствор перманганата калия и 95° спирт, положить стерильную салфетку с палочками, поставить лоток.
2. Вымыть и просушить руки.
3. Ребенка распеленать.
4. Надеть стерильный халат, стерильные перчатки.

Основной этап выполнения манипуляции.
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2.Обмакнуть конец палочки в 3% раствор перекиси водорода.
3.Другой рукой развести края пупочного кольца и обработать пупочную ранку.
4.Выбросить палочку в лоток.
5Просушить ранку другой палочкой и выбросить ее в лоток.
6.Обмакнуть конец третьей палочки в 5 % раствор перманганата калия и обработать ранку.
7.Выбросить палочку в лоток.
8.Обмокнуть конец четвертой палочки в 95° спирт и обработать ранку.
9Выбросить палочку в лоток.
10.Запеленать ребенка.
11.Поместить палочки в дезраствор.
12.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Осложнения: ожог кожи вокруг пупочной ранки.

Недопустимые ошибки: нарушен порядок обработки пупочной ранки

При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

30.Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.

Цель: воспитание гигиенических навыков, поддержание чистоты кожи тела и слизистых оболочек ребенка.

Оснащение: набор для пеленания, стерильные ватные шарики и турунды, детский крем или стерильное растительное масло, кипяченая вода, полотенце или тонкая пеленка, маленькие ножницы с закругленными концами.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника выполнения:
1.Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры. 2.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3.Распеленать ребенка в кроватке, осмотреть кожу и кожные складки.
4. Бросить мокрые и грязные пеленки в бак для использованного белья.
5.Подмыть ребенка теплой водой (девочек – спереди назад). Перенести его на пеленальный стол и нежными промокательными движениями просушить кожу ребенка полотенцем или пеленкой.
6.Повторно вымыть руки с мылом и высушить их.
7Обработать глаза ребенка от наружнего угла глаза к внутреннему отдельными ватными шариками, смоченными кипяченой водой.
8Правый и левый носовой ход обработать жгутиками, смоченными в кипяченой воде или масле. Глубина введения жгутиков 1 – 1,5 см.
9.Лицо ребенка умыть ватным шариком, смоченным в кипяченой воде, в следующей последовательности: лоб, щеки, кожу вокруг рта. Затем просушивают сухим ватным шариком или полотенцем.
10.Заушную область, складки кожи (шейные, локтевые, подмышечные, паховые) и ягодичную область обработать ватными шариками, смоченными стерильным растительным маслом или детским кремом.
11.Ушные раковины 1 – 2 раза в неделю очистить отдельными ватными шариками сухими или смоченными в кипяченой воде.
12.Ногти на руках и ногах стричь 1 – 2 раза в неделю осторожными движениями, чтобы не поранить кожу ребенка. Ногти на пальцах рук стригут округло, на ногах – прямолинейно.
13.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Меры безопасности:
1. Не оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе.
2. Остриженные ногти не должны попасть на кожу и слизистую глаз ребенка.
Недопустимые ошибки: глаза обработаны одним тампоном.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!

31. Техника кормления новорожденного через зонд.

Показания: отсутствие сосательного и глотательного рефлексов у новорожденного.
Противопоказание: атрезия пищевода.
Оснащение: стерильный шприц 20 мл, зонд, металлический зажим, лоток, стерильная салфетка, смесь или молоко, дезраствор
Подготовка больного.
1. Санация носовых ходов и полости рта новорожденного.
2. Подача кислорода для предупреждения приступа асфиксии.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника выполнения .
Подготовительный этап.
1. Вымыть и просушить руки.
2. Надеть перчатки.
3. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение и подогретую смесь.
Основной этап выполнения манипуляции.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры
2. Уложить ребенка на пеленальный стол.
3.Положить на грудь ребенка салфетку.
4Взять зонд, измерить глубину введения (от переносицы до мечевидного отростка).
5Собрать систему, присоединив цилиндр шприца к зонду и наложить зажим выше отметки введения зонда.
6.Налить в шприц молоко ( смесь), заданное количество + 1 мл.
7.Снять зажим и заполнить зонд молоком (смесью) до появления
первых капель, наложить зажим.
8.Смочить вводимый конец зонда в молоке.
9.Осторожно ввести зонд через нос или в ротовую полость ребенка
по спинке языка, не прилагая усилий, в желудок ребенка.
10.Убедиться в правильности введения зонда: если зонд попал в трахею, то ребенок синеет, кашляет, начинает двигаться. В этом случае зонд немедленно извлечь, а ребенку дать кислород.
11.При правильном введении зонда зажим разжать и медленно
ввести молоко или смесь в желудок.
12.После кормления извлечь зонд с помощью салфетки.
13.Систему положить в лоток.
14.Ребенка взять на руки и подержать вертикально (недоношенные
и травмированным детям вертикальное положение не придается).
15.Уложить ребенка в кроватку или кувез на бок с приподнятой
верхней частью туловища и головой.
16.Дать ребенку кислород.
17.Использованные шприц, зонд, зажим продезинфицировать.
18.Снять перчатки .
19.Вымыть и осушить руки.
Недопустимые ошибки: не заполнена система перед введением зонда.
При выполнении - с недопустимой ошибкой –
манипуляция не зачитывается!