s
Sesiya.ru

Расчистка дорожной полосы (18 -36)

Информация о работе

Тема
Расчистка дорожной полосы (18 -36)
Тип Экзаменационные билеты
Предмет Транспорт
Количество страниц 29
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2014-12-27 16:30:15
Размер файла 143.93 кб
Количество скачиваний 9
Скидка 15%

Поможем подготовить работу любой сложности

Заполнение заявки не обязывает Вас к заказу


Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

18. Расчистка дорожной полосы
Расчистку дорожной полосы от леса и кустарника осуществляют на ширину будущих насыпей и выемок вместе с резервами, кавальерами, боковыми и нагорными канавами. Корчевка пней необходима под насыпями высотой до 1,5 м,а также на площади будущих выемок, резервов и канав.

1-разделочная площадка
2-корчеватель
3-поваленные деревья
4-трелевочный валок
5-граница полосы отвода вырубки
6-трелевочный трактор
7-штабеля деревьев
Растительный слой снимают по всей поверхности площади, отведенной для строительства дороги, и укладывают в отвалы для последующего использования. Растительный слой снимается на пашне, лугах, выгонах, а также на местности, где есть кустарник и лес. Удаление леса и кустарника вместе с плодородным слоем не допускается. Толщина снятого плодородного слоя в среднем 20-25 см. работу выполняют с помощью бульдозера. При перемещении бульдозера срезку почвенного слоя проводят под прямым углом сначала с двух третей полосы отвода в одну сторону от оси дороги, а затем с другой трети в другую сторону. Отвалы грунта располагают вдоль краев полосы отвода так, чтобы они не мешали последующим работам
При снятии и складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие снижение его качества (смешивание с подстилающими минеральными слоями, загрязнение, размыв, выдувание и т.п.), а также по обеспечению водоотвода
Бульдозер ведет разработку выемок и отсыпку насыпей послойно. Резание грунта рекомендуется вести клиновидной стружкой. Выемки разрабатывают по ярусно-траншейной схеме.

19. Удаление растительного слоя грунта и его последующее использование
Плодородный почвенный слой (растительный грунт) снимают со всей площади, отведенной для строительства дороги, и укладывают в отвалы для последующего использования. Толщину снимаемого плодородного почвенного слоя устанавливают проектом на основании предварительного согласования с землепользователями (в средних условиях 20—25 см). Растительный грунт используют при укреплении откосов земляного полотна, для распределения на разделительной полосе, для рекультивации восстанавливаемых или малопродуктивных сельскохозяйственных земель.
Работу выполняют с помощью бульдозеров или скреперов. При применении бульдозеров срезку грунта производят под углом к оси дороги или при продольном или поперечном движении машины (относительно дорожной полосы). Отвалы грунта располагают вдоль крлев полосы отвода так, чтобы они не мешали последующим работам.
В зависимости от ширины дорожной полосы, толщины срезаемого почвенного слоя и мощности применяемого бульдозера работы производят по разным схемам.
Объем грунта, который может переместить бульдозер за один проход, зависит от размеров отвала и свойств грунта: q=(LH^2)/2KГде L — длина отвала бульдозера; Н — высота отвала бульдозера, м; К — коэффициент, зависящий от свойств грунта.
При применении скреперов срезку растительного грунта производят последовательными проходами при продольном движении. Объем перемещаемого грунта одним скрепером зависит от вместимости ковша скрепера и его заполнения.
Растительный грунт укладывают во временные отвалы или вывозят сразу на места использования в качестве плодородного почвенного слоя. Временные отвалы располагают по краям полосы отвода или на специальных площадках, выделенных для этой цели.
Рекультивацию земель или восстановление плодородного почвенного слоя производят там, где в процессе строительства он был поврежден или полностью уничтожен. К таким местам в первую очередь относят территории, занимавшиеся под временные дороги, стоянки дорожных машин, грунтовые, песчаные или гравийные карьеры, боковые резервы
Работы по восстановлению земель выполняют в две стадии: техническую и биологическую. Первая стадия заключается в приведении в порядок нарушенных территорий: выравнивание и планировка площадей; уменьшение уклонов; отсыпка плодородного слоя. На второй стадии посредством организации правильной обработки, культивации почвенного слоя и определенного севооборота восстанавливают структуру и плодородие земель. Работы на второй стадии осуществляют сами землепользователи.
Величину предельных уклонов восстанавливаемых земель, минимальную толщину плодородного почвенного слоя, необходимое укрепление против ветровой или водной эрозии, обеспечение водоотвода, укрепление 6epeгов — требования, которые устанавливают в соответствии с назначением этих земельных угодий с целью их дальнейшего использования. Земли обычно предназначают под посевы различных сельскохозяйственных культур, под лесопосадки и для устройства водоемов.

20. Теоретические основы уплотнения грунтов.
Уплотнение грунта - одно из важнейших условий, обеспечивающих требуемую прочность и допустимое морозное пучение. С увеличением плотности грунта возрастают его прочность, устойчивость, модуль деформации и сопротивление сдвигу, а пористость, деформируемость, водонепроницаемость, набухание и морозное пучение снижаются.
Грунт представляет собой сложное тело, в состав которого входят твердые частицы, вода и воздух. Жидкая и газообразная фазы подвижны в порах грунта, и в зависимости от действия физико-механических взаимодействий на грунт их количество может резко изменяться. Прочность грунта зависит от относительного содержания скелета и воды, т.е. от плотности и влажности грунта. Соотношение по массе и объёму трёх компонентов выражается уравнением:

где d - плотность скелета грунта, г/см3;
W - массовая доля влажности грунта, %;
V - объем воздуха, %;
g - плотность твердой фазы грунта (истинная плотность скелета, г/см3);
1- единичный объем грунта (1 см3).
Отсюда, плотность скелета грунта, характеризующая степень уплотнения земляного полотна:

Из условия плотности скелета грунта следует, что степень плотности грунта d при одинаковой истинной плотности скелета частиц g будет тем выше, чем меньше объём воздуха и влажность грунта. Однако прочность грунта зависит не только от плотности скелета грунта, но и от его структуры, поэтому для решения основной теоретической задачи уплотнения необходимо определить, как сохраняется достигнутая плотность грунта при переменном увлажнении, промерзании и оттаивании и как влияет она на сцепление С, угол внутреннего трения j и модуль упругости Е.
На практике доказано, что для получения наиболее плотной структуры необходимо, чтобы влажность грунта была такой, при которой объем защемленного воздуха находился в пределах 4...6 %, что соответствует полному заполнению грунтовых пор водных гидратных оболочек. Как показывают многочисленные эксперименты, именно при таком объёме воздуха грунт характеризуется минимальными водопроницаемостью, морозным пучением, набуханием, а также максимальным модулем упругости и сопротивлением сдвигу. Если влажность ниже, т.е. объём пор, занятых воздухом, выше, не создается устойчивой структуры, и при увлажнении грунт легко разбухает и тем больше, чем выше влажность, а при недостаточной плотности, наоборот, доуплотняется и дает осадку, а модуль упругости в обоих случаях падает. Если влажность вытесняет указанный процент воздуха, то структура также становится неустойчивой.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для любого вида грунта существует определенная влажность, называемая оптимальной влажностью, при которой достигается наибольшая (оптимальная) плотность грунта с минимальной затратой энергии на его уплотнение. Для соблюдения оптимального режима уплотнения до начала возведения земляного полотна проводят лабораторные испытания: определяют оптимальную плотность и влажность грунта, а также потребную для уплотнения механическую работу.

21. Требуемая степень уплотнения земляного полотна автомобильных дорог.
Необходимая степень уплотнения земляного грунта в теле насыпи, при которой не происходит дальнейших деформаций, зависит от напряжений, действующих в грунте при эксплуатации дороги.
Степень уплотнения грунта характеризуется объёмным весом твёрдой фазы (скелета грунта). Таким образом, для того, чтобы в теле насыпи не возникли просадки грунта от уплотнения, его плотность должна соответствовать напряжениям, действующим внутри насыпи.
Потребную степень уплотнения грунта в разных слоях насыпи назначают в соответствии с действующими в её пределах напряжениями.
Требования к степени уплотнения σп грунта в земляном полотне выражают в долях от оптимального уплотнения σ0:
σп = kσ0, где
k – коэффициент оптимального уплотнения.
Величина коэффициента уплотнения в зависимости от условий работы части земляного полотна, глубины расположения слоя, дорожно-климатической зоны колеблется от 1,05 до 0,90.  
22. Определение требуемой плотности грунта земляного полотна.
Необходимость уплотнения грунтов в выемках, нулевых местах и естественных основаниях устанавливают путем определения фактической плотности этих грунтов и её сопоставления с требуемой. Изменения плотности грунтов в результате искусственного уплотнения, учитываемые при подсчете объёмов земляных работ, характеризуют коэффициентом относительного уплотнения Котн
где Vpeз - объем грунта взятого из резерва;
Vн ac - объем того же грунта в насыпи после уплотнения;
dтр - требуемая плотность грунта в теле насыпи;
dрез - плотность грунта в естественном состоянии.
Плотность грунта в естественном состоянии dрез определяют непосредственно взятием проб грунта из резерва. Берут одну пробу на 1500...2000 м3 грунта. Ориентировочные значения Котнприведены в табл
Если влажность грунта на 2...3 % больше или меньше оптимальной, то оптимальную плотность получить нельзя. Оптимальная влажность способствует повышению сцепления в грунте за счет образования более прочно адсорбированных водных пленок.


23. Ускоренные методы определения требуемой степени плотности грунтов
УСКОРЕННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ И ОПТИМАЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ
Основным методом определения максимальной стандартной плотности и оптимальной влажности грунта является метод стандартного уплотнения в большом приборе Союздорнии.
Для ориентировочного определения максимальной плотности и оптимальной влажности разновидностей грунтов, встречающихся при разработке резервов или карьеров (в там случае, когда перед началом работ не было произведено стандартное уплотнение), если их объем не превышает 1000-1500 м3 (см. пп. 2.2, 2.3), при текущем контроле за уплотнением грунтов могут применяться ускоренные методы.
Ориентировочно максимальную плотность можно рассчитать по формуле
( 5)
где γy - удельный вес минеральной части, г/см3;
Δ в - удельный вес воды, г/см3;

V а - объем содержащегося в грунте воздуха при оптимальной влажности, %;
W 0 - оптимальная влажность, %.

Удельный вес минеральных частиц грунта (г/см3) принимают: супесь пылеватая - 2,66, супесь - 2,68, суглинок - 2,69-2,71, глина - 2,72-2,74.
Удельный вес тяжелых глин и грунтов с большим содержанием солей и органических веществ определяют в лаборатории (удельный вес основных видов грунтов резерва также рекомендуется в каждом отдельном случае определять в лаборатории).
Различные грунты при оптимальной влажности содержат воздух в количестве: супесь - 6-8%, суглинок - 3-4%, глина - 4-5%.
Оптимальная влажность W 0 , %, может быть определена по влажности границы текучести
W 0 =α•W т , ( 6)
или по влажности границы раскатывания:
W 0 = W р –а, ( 7)
где W т - влажность границы текучести грунта, определяемая методом балансирного конуса, %;
α - переходный коэффициент;
W р - влажность границы раскатывания, %;
а - поправка (для суглинистых грунтов а=1÷2, для глинистых грунтов а=2÷3).

Определив в лаборатории значения W т или Wp для основных грунтов, по формулам ( 6) и ( 7) могут быть найдены ориентировочные значения оптимальной влажности, а по формуле ( 5)-максимальной плотности. Затем определяют требуемую плотность:
γск 0= K γск max
Различные грунты имеют следующие ориентировочные значения переходного коэффициента α: песок, супесь - 0,76-0,7, суглинок - 0,6-0,55, глина - 0,5-0,45.
Границу текучести непосредственно в полевых условиях определяют ускоренным способом с помощью балансирного конуса и влагомера-плотномера (см. разд. 6 приложения 1).
С помощью балансирного конуса подбирают консистенцию грунта, соответствующую границе текучести. Влажность грунта, соответствующую подобранной таким образом консистенции, определяют или методом высушивания до постоянного веса при 105°С, или влагомером-плотномером Ковалева.
Пример расчета . Средняя проба глинистого грунта, взятого из резерва, доведена до консистенции границы текучести. Объемный вес влажного грунта γ при данной консистенции оказался равным 1,9 г/см3, а объемный вес скелета грунта γск=1,4 г/см3.
Влажность границы текучести этого грунта

Величина оптимальной влажности:
W 0 = αW т =0,5•36=18,0 (при α=0,5)
Максимальная плотность

(γ y =2,72; V а =4; Δв=1)
Переходный коэффициент α для грунтов данного района устанавливают на основе результатов испытаний основных разновидностей грунтов, отобранных при обследовании резервов. По этим данным строят график зависимости оптимальной влажности и максимальной стандартной плотности, полученных методом стандартного уплотнения, от границы текучести (рис. 3). Тогда, определив границу текучести W т , по графику (см. рис. 3) находят W 0 и γск max . Так, если W т =36%, то W 0 = 17%, a γск max =1,77 г/см3
Источник:http://www.znaytovar.ru/gost/2/VSN_5569_Instrukciya_po_oprede.html
Методика определения влажности границы раскатывания ускоренным способом
Ускоренным способом определение границы раскатывания рекомендуется только для несцементированных глинистых грантов-супесей, суглинков и глин (предварительно проводят пробное определение раскатываемости грунта для выявления его вида: относится он к глинистым или песчаным).
Границу раскатывания этим методом определяют следующим образом:
1. Грунт в воздушно-сухом состоянии размельчают и просеивают сквозь сито с отверстиями 0,5 мм.
2. Примерно 150 г грунта замешивают с водой до тестообразного состояния, как это обычно делают при подготовке грунта к определению границы текучести. Как правило, используют грунт, остающийся после определения границы текучести балансирным конусом.
Примечание. Для ускорения водоотдачи высокосвязные грунты-глины - рекомендуется замешивать на слабосолевом растворе СаС l2 (0,5 г соли на 1 л воды).
3. На ровную поверхность, покрытую листом бумаги, кладут металлический шаблон-кольцо высотой 2 мм диаметром 50 мм и заполняют его грунтовой массой. Избыток грунта, выступающего из шаблона, срезают ножом заподлицо с краем шаблона. Шаблон снимают, а полученный образец перекладывают на одну половину полоски из полотна (не синтетического) и покрывают сверху другой половиной.
4. Приготовленный образец помещают между двумя пачками фильтровальной бумаги, по 15-20 листков каждый (диаметр листка не менее 10 см).
5. Под образец подкладывают металлическую пластинку со строго параллельными плоскостями и покрывают такой же пластинкой сверху. Толщина металлической пластинки должна быть не менее 4-5 см, а минимальные размеры пластинок в плане - не менее 10 см.
6. Образец устанавливают на гидравлический или рычажный пресс и выдерживают при нагрузке 200 кГ (10 кГ/см2) с точностью до ±20 кГ (±1 кг/см2).
Примечание. Давление, показываемое манометром гидравлического пресса, соответствующее сжатию Р=10 кГ/см2, вычисляют заранее по формуле:

где p - показание манометра, кГ/см2;
P - требуемое давление, кГ/см2;
f - площадь образца, см2;
F - площадь поршня пресса, см2.

7. Время выдерживания образцов под нагрузкой составляет 10 мин. ±1 мин.
8. Спрессованный образец разламывают и помещают в сушильный стаканчик, взвешивают и сушат до постоянного веса при температуре 100-105° в сушильном шкафу или иным ускоренным способом.
9. Одновременно можно закладывать несколько образцов (2-4), устанавливая их столбиком и разделяя металлическими пластинками (п. 5 данной методики). Параллельное определение границы раскатывания одного и того же образца грунта рекомендуется проводить при повторной закладке. Фильтровальную бумагу можно использовать несколько раз предварительно высушивая ее после каждого употребления.
Полотно необходимо промывать чистой водой и высушивать.
10. Если значение полученной влажности составит менее 11-12%, следует повторить пробную раскатку образца для выявления его вида, так как подобный грунт, по всей вероятности, является песком или находится на границе с супесью.

24 Выбор машин для уплотнения грунтов земляного полотна
Машины для уплотнения грунтов
-Вибрационные катки
-Кулачковые катки
-Катки на пневматических шинах
-Трамбующие м ашины
Пневмоколесные катки могут уплотнять все виды грунтов. Их основные преимущества по сравнению с катками с гладкими вальцами заключаются в большей площади контакта с поверхностью грунта, более равномерным распределением давления по этой площади, а также в том, что благодаря эластичности шины эта площадь в процессе укатки сравнительно мало изменяется.
Самоходные катки на пневматических шинах отличаются от прицепных большей маневренностью, поэтому они находят широкое применение на участках небольшого протяжения и при ограниченном фронте работ.
Кулачковые катки рекомендуется использовать для уплотнения тяжелых связных грунтов, особенно комковатых. Особенность работы этих катков заключается в том, что они уплотняют грунт, расположенный ниже уровня заглубления кулачков, верхнюю же часть слоя, находящуюся выше этого уровня, разрыхляют. Барабаны кулачковых катков изготавливают полыми для возможности их загрузки балластом.
Решетчатые катки эффективны для уплотнения комковатых связных грунтов, гравелистых, а также содержащих мерзлые комья
Наибольшее применение в дорожном строительстве получили прицепные вибрационные катки. Рабочим органом виброкатка является жесткий валец, сообщающий грунту колебательные движения и одновременно воздействующий на него своей массой.
Трамбующие машины со свободнопадающими плитами на базе гусеничных тракторов, дизель-трамбовочные машины, рабочими органами которых служат дизель-трамбовки и др.
В настоящее время наиболее распространенными средствами уплотнения грунтов являются прицепные катки на пневматических шинах, кулачковые, вибрационные и решетчатые. Они просты в эксплуатации. Однако недостатками их является сравнительно небольшая толщина уплотняемого слоя и возможность применения только на участках длиной не менее 50...100 м, и шириной не менее 10...12 м.
Для уплотнения откосов используют гладкие вальцы, вибровальцы или трамбующие плиты, смонтированные в виде навесного оборудования к автомобильным кранам или экскаваторам.

25. Обоснование режима уплотнения земляного полотна.
Земляное полотно – это конструктивный элемент автомобильной дороги, обеспечивающийеё проектное положение, прочность, устойчивость, незаносимость и безопасность движения по ней.
Требования к степениуплотнениягрунтаземполотна
Необходимаястепеньуплотненияземляногогрунта в теленасыпи, прикоторойне
происходитдальнейшихдеформаций, зависитотнапряжений, действующих в грунтепри
эксплуатациидороги.
Степеньуплотнениягрунтахарактеризуетсяобъёмнымвесомтвёрдойфазы (скелета
грунта). Такимобразом, длятого, чтобы в теленасыпине возникли просадки грунта от уплотнения, его плотность должна соответствовать напряжениям, действующим внутри насыпи. Потребную степень уплотнения грунта в разныхслояхнасыпи назначают в соответствии с действующими в её пределах напряжениями.
Требования к степениуплотненияσпгрунта в земляномполотне выражают в долях от оптимального уплотнения σ0: σп = k σ0, где
k – коэффициентоптимальногоуплотнения.
Величинакоэффициентауплотнения в зависимостиот условий работы части земляного полотна, глубины расположения слоя, дорожно-климатическойзоныколеблется от 1,05 до 0,90.
Подсчётобъёмовземляныхработ
Прииспользованиигрунтаизвыемкидлявозведения насыпи должно выполняться условие Vн = Vв, т. е. Необходимостремиться к нулевому балансу земляных работ.
Определениеобъёмовземляныхработ
где F1, F2 – площадиземляногополотна в смежныхсечениях;
L – расстояниемеждусечениями;
Н1, Н2 – рабочиеотметки в смежныхсечениях;
Длярасчётаобъёмовземляныхработиспользуется ЭВМ илитаблицыМитина, приэтом
вводятсяпоправкинаустройствопроезжейчасти и снятие растительного слоя.

26.Технология производства работ по уплотнению естественных оснований и насыпного грунта при строительстве насыпей.
В процессе уплотнениягрунтовтрамбованием осуществляют систематический контроль за:
состоянием поверхности отрытой траншеи;
качеством уплотняемого грунта, а том числе наличием в нем органических включений, степенью влажности, глубиной промерзания в зимнее время и т.п.;
соблюдением принятой технологии производства работ по уплотнению грунтов;
степенью уплотнения грунтов по коэффициенту уплотнения Kcom или по «отказу»;
влиянием уплотнения на близко расположенные ранее возведенные сооружения (каналы, сети, колодцы и др.).
Все работы по уплотнению грунтов трамбованием должны выполняться с соблюдением правил техники безопасности на общестроительные работы в соответствии со СНиП III-4-80*
В целях исключения переувлажнения грунтов на дне отрытых траншей и котлованов в процессе их уплотнения необходимо выполнять с обеспечением быстрого стока поверхностных (дождевых, талых и т.п.) вод в пониженные места рельефа, исключить сток вод в траншеи и котлованы.
Въезды в траншеи и котлованы в целях исключения стока в них поверхностных вод следует устраивать с низовой стороны с уклоном 0,1 - 0,15 и располагать их с боковых сторон.
При повышенной влажности, превышающей оптимальную (или влажность на границе раскатывания) более чем в 1,3 раза, переувлажненные насыпные грунты на отдельных участках в основаниях зданий необходимо выбирать на глубину до 1 - 1,5 м и заменять их пылевато-глинистыми грунтами с влажностью, близкой к оптимальной.
В основаниях трубопроводов наружных сетей на участках с переувлажненными насыпными грунтами допускается коэффициент уплотнения принимать Kcom > 0,92 при минимальном его значении в отдельных точках Kcom > 0,91.
Оборудование для уплотнения грунтов
Для уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками рекомендуется использовать тросовые краны-экскаваторы типа: ЭО-5111, Э-10011, Э-1252 и их модификации, оборудованные стрелой драглайн с навешанными на них трамбовками массой 3 - 4,5 тс и диаметром основания 1,4 - 1,8 м.

Рис. 1. Схема оборудования для уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками
1 - тросовый кран-экскаватор; 2 - трамбовка; 3 - автомобильный баллон; 4 - гибкая вставка; 5 - груз;
Трамбование грунта на каждом участке производится до «отказа», т.е. до тех пор пока понижение уплотняемой поверхности не уменьшится до заданной величины Sa = 1 - 4 см, уточняемой по результатам опытных работ.Переезд крана-экскаватора на новые участке и траншеи осуществляется, как правило, только после полного завершения работ по уплотнению на предыдущих.
В процессе уплотнения грунтов необходимо:
обеспечить сохранение ровной планировки дна траншей и котлованов;исключить переувлажнение грунтов на дне подготовленных к уплотнению траншей и котлованов и тем более сток в них поверхностных вод;не допускать разуплотнение ранее уплотненных грунтов при движении механизмов, прокладке сетей;
соблюдать требования производства работ в зимнее время

27ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ДОРОЖНЫХ КАТКОВ
Различают техническую и эксплуатационную производительность катков.
Техническая производительность Пт, м2/ч -это наибольшая возможная производительность катка при непрерывной работе в данных конкретных условиях.
Пт = 1000 LВу / m x [ n x (n1 / v1 + n2 / v2 ... ni / vi) + ntp ]
Где:
L - длина захватки, м;
Ву - ширина уплотняемой полосы, м;
n - общее число проходов катка по одному следу;
ni - число проходов катка с i-й скоростью;
vi - средняя скорость i-го прохода катка, км/ч;
tp - время реверсирования или разворота (в среднем 0,001 ч);
m - число проходов для однократного перекрытия ширины участка.
m = ( By - f ) / (B k - f )
Где:
f - заданная велечина перекрытия смежных полос, м;
B k - ширина захвата рабочих органов катка, м.
Эксплуатационная производительность, в отличие от технической, учитывает использование катков по времени, степень организации работ, квалификацию машиниста.
Годовая эксплуатационная производительность, м2 / год:
Пэ = Кз хКв х Кт х Пт х Тг
Где:
Тг - годовой фонд рабочего времени, ч;
Кв - коэффициент использования внутрисменного времени, учитывающий простои по организационным причинам, Кт - коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной, Кз - коэффициент загрузки, учитывающий, что катки являются одним из звеньев комплексной механизации дорожно-строительных работ.

28. Контроль заданной степени уплотнения грунтов земляного полотна.
В основу оценки качества уплотнения грунта земляного полотна и подстилающего слоя ‚ как известно‚ положен принцип сравнения плотности‚ полученной в насыпи или выемке‚ с плотностью того же грунта в лабораторном приборе стандартного уплотнения (в зарубежных странах – в приборе Проктора). Результат сравнения в виде коэффициента уплотнения (Ку) «примеряют» к нормируемым ГОСТ и СНиП его значениям‚ чаще всего равным 0‚95 (низ земляного полотна) или 0‚98–1‚0 (верх земляного полотна и подстилающий слой).
Окончательное заключение по уплотнению грунтов и их естественной, относительной и оптимальной влажности составляет лаборатория предприятия.
Наиболее перспективны в применении электронные приборы - плотномеры, устанавливаемые на катке и позволяющие мотористу следить за результатами уплотнения прямо на приборной панели.

29. Способы возведения насыпей и разработки выемок.
Выбор способов возведения насыпей и разработки выемок зависит от ряда местных условий: рельефа местности, конструкции земляного полотна, объёма и заданного срока производства работ, наличия тех или иных машин и т.д.
Однако во всех случаях выбранная схема производства работ для данных условий должна как можно лучше обеспечивать использование имеющихся землеройных машин и транспортных средств, достижение необходимой плотности грунтов, правильное размещение в насыпях грунтов, различных по своим физико-механическим свойствам, надёжный водоотвод во время производства работ.
Отсыпка насыпей может производиться горизонтальными слоями сразу, на всю ширину земляного полотна – продольный способ, и отсыпкой "с головы" – поперечный способ
Кроме того, могут применяться комбинированные схемы отсыпки, когда нижняя часть отсыпается поперечным способом, а верхняя – продольным. Наиболее целесообразным является продольный способ, при котором обеспечиваются наилучшие условия уплотнения грунтов, правильное размещение в теле насыпи различных грунтов по своим свойствам, достаточный фронт работ для всех имеющихся машин. Однако эта схема не всегда может применяться. В тех случаях, когда крутизна склонов превышает предельные допускаемые уклоны для движения имеющихся машин, когда по местным условиям затрудняется съезд к основанию насыпи, например, при отсыпке насыпей через овраги с крутыми склонами, при переходах болот и т.д., применяется отсыпка "с головы". Поэтому на таких участках до окончания полной осадки земляного полотна должны устраиваться покрытия переходных типов, допускающие быстрое устранение осадок грунта. Работы по возведению земляного полотна подразделяются на: подготовительные, основные, отделочные и укрепительные.

а) «с головы» б) послойно

30. Предварительный выбор ведущих машин для возведения земляного полотна.

Для возведения земляного полотна автомобильной дороги используют землеройно-транспортные машины: бульдозеры, скреперы, экскаваторы , автогрейдеры. Выбор ведущего типа машины зависит от высоты насыпи, глубины выемки, типа грунта и дальности его перемещения.

31. Технология работ и рациональные приемы работы различными землеройными машинами.
Состав и последовательность операций при выполнении земляных работ зависят от типа и назначения земляного сооружения, вида и характеристики грунта, гидрогеологических условий, рельефа местности и других факторов.
Работы по вертикальной планировке осуществляют при выравнивании рельефа площадки для строительства объекта и благоустройстве территории. Они состоят из выемки грунта на одних участках, перемещения и укладки его в насыпи на других участках.
Операции при вертикальной планировке площадки выполняют в такой технологической последовательности: подготовительный этап:
расчистка территории площадки; устройство водоотвода поверхностных и грунтовых вод; установка разбивочных стоек с нанесением на них красных вертикальных отметок.
Основной этап:
выемка (срезка) грунта; транспортирование грунта; разгрузка грунта; разравнивание слоя грунта; увлажнение слоя грунта; уплотнение слоя грунта; окончательная планировка площадки и откосов.
На небольших площадках, где дальность перемещения грунта при планировочных работах составляет 50—100 м, вертикальную планировку осуществляют челночными движениями бульдозера, траншейным способом.
Траншейный способ, при котором разрабатывается грунт полосами шириной, равной длине отвала бульдозера и глубиной до 0,6 м с последующей срезкой оставшегося грунта между полосами, обеспечивает наиболее эффективную работу бульдозера.
На больших площадях вертикальную планировку выполняют скреперами. В зависимости от группы трудности разработки грунта применяют три способа производства работ:
ребристый — при разработке растительного слоя грунта, лесса, легкого лессовидного суглинка;
гребенчатый — при разработке сухих песчаных грунтов;
ребристо-шахматный — при разработке грунтов II группы.
Разработку грунта экскаватором производят способом забоев. Существует несколько видов забоя: боковой; лобовой и уширенный забои.
32. График распределения земляных масс.
На основании заданного продольного профиля, ведомости объемов земляных работ (насыпь, выемка, канава) и выбранных средств механизации составляется попикетный график распределения земляных масс.
На графике показывают места, откуда берут грунт для возведения насыпей и где его используют при разработке выемок. В соответствующей графе стрелками и цифрами обозначают дальность и направление перемещения грунта для каждой ведущей землеройной машины.
Разработку графика распределения земляных масс рекомендуется начинать с распределения земляных масс выемок. Грунт выемок наиболее целесообразно использовать для возведения смежных насыпей, особенно на тех участках, где нельзя заложить резервы или грунта резервов недостаточно. Следует иметь в виду, что производительность скреперов и бульдозеров повышается при зарезании и перемещении грунта под уклон.
При возведении насыпей из боковых резервов необходимо определить их размеры.
Установив размеры резервов и количество грунта, которое можно получить из них для отсыпки насыпи, на графике распределения земляных масс показывают распределение земляных работ по типам машин и дальности перемещения грунта.
Распределение земляных масс показывается на графике в два этапа. На первом этапе устанавливаются возможные источники получения грунта для насыпей и места его отсыпки , на втором - распределяются объемы грунта по видам разработки и транспортировки после технико-экономического выбора ведущего механизма.
Боковые резервы устраивают на непригодных для сельского хозяйства землях при высоте насыпи менее 1,5 м, на глубину 0,4-1,5 м, но не ниже уровня грунтовых вод. Объем боковых резервов рассчитывается с учетом конструкции земляного полотна, ширины полосы отвода, ценности земель, пригодности грунта, уровня грунтовых вод и т.п.

33. Выбор способа производства работ с учетом требований экономики и охраны природы.
При проектировании и строительстве автомобильных дорог осуществляется комплекс природоохранных мероприятий с целью обеспечения нормальной экологической обстановки в период производства работ и последующей эксплуатации дорог.
Одно из негативных явлений, которое требует применения конструктивных мер, - это водная эрозия.
Причинами эрозии чаще всего являются нарушения технологии производства работ: несвоевременное или неполное устройство водоотвода, необоснованные заделы расчистки полосы отвода и притрассовых грунтовых карьеров, несвоевременное укрепление откосов и др. Для борьбы с данными явлениями устраиваются различные инженерные водоотводящие сооружения и защитные мероприятия. Применяются современные приемы рекультивации земель.
При строительстве автомобильных дорог большое внимание уделяется вопросу озеленения. Кроме эстетической роли озеленение выполняет ряд конструктивных мероприятий. К примеру, наиболее эффективным видом снегозащиты является придорожное озеленение.
Наиболее экономичным строительство автомобильных работ делает применение поточного метода строительства. Экономическая эффективность применения поточного метода выражается в сокращении сроком строительства и ускорении ввода в действие производственных мощностей ( дорог, мостов).
Выбор производства работ сводится к сокращению суммарных приведенных затрат. Также при выборе способа работ основной оценкой являются экономические показатели, определяемые себестоимостью строительно-монтажных работ, продолжительностью строительства и трудоемкостью работ.

34.Транспортирование грунта
При строительстве земляных сооружений транспортирование грунта имеет свою специфику, которая заставляет рассматривать транспорт грунта как обособленный строительный процесс.
Специфика заключается в том, что большие массы грунта перемещаются на относительно небольшие расстояния, а работа транспортных средств тесно связана с конструкцией земляного сооружения, рельефом строительной площадки, рабочими параметрами землеройных машин. При этом следует иметь в виду, что все землеройные машины в определённой степени являются одновременно и транспортными средствами.
Когда необходимая дальность перемещения грунта превышает возможную для данной землеройной машины или использование транспорта грунта землеройной машиной становится невыгодным, прибегают к специальным транспортным средствам.
Перемещение грунта в условиях природоохранного строительства осуществляется при разработке выемок крупных котлованов, при доставке грунта в профильные насыпи и обратные засыпки. Из разнообразных способов уплотнения грунта выделяют транспорт цикличного и непрерывного действия.
К транспорту цикличного действия относят:
рельсовый – широкой и узкой колеи;
безрельсовый – автомобильный и тракторный.
К транспорту непрерывного действия относят:
гидравлический;
конвейерный;
подвесной.

35.Окончательная планировка поверхности земляного полотна
Окончательную планировку поверхности земляного полотна с приданием установленных проектом поперечных уклонов и доуплотнение поверхностного слоя, планировку и укрепление откосов производят сразу после окончания возведения земляного полотна. О выполненных работах составляют акт и ведомость приемки земляного полотна.Водоотводные канавы и кюветы укрепляют сразу, по мере их устройстваПланировку верха земляного полотна производят автогрейдером, начиная от краев с перемещением автогрейдера к центру после каждого прохода, с приданием поперечных уклонов согласно проекту. После окончания работ на захватке автогрейдер используют на планировке подъездов к резервам грунта для улучшения условий движения АТС.
Планировку откосов производят при заложении откосов 1:4 — бульдозером или автогрейдером, при более крутом заложении — экскаватором. При невозможности планировки за один проход планировку производят поэтапно.
Работы по разработке выемок начинают с замены фунта в нулевых точках. Работы выполняют методом «от себя», с работой экскаватора с насыпи. Экскаватор перемещается по отсыпаемой насыпи, заменяемый грунт транспортируется автомобилями-самосвалами, занятыми на возведении насыпи, в отведенные места в резервах грунта. Возведение насыпи ведется путем надвижки фунта бульдозером в отрытую траншею. При замене грунтов в основании насыпи запрещается устройство траншеи в задел. Одновременно с устройствомнасыпивозможноустройствоводоотводнойканавы,
- Разработку выемки осуществляют с низовой стороны с ближнего к насыпи конца выемки. Грунт перемещают в дальний конец возводимой насыпи. После окончания разработки одного слоя грунта выемки в таком же порядке разрабатывают следующий слой. Отсыпку каждого слоя в насыпи следует начинать с крайних боковых полос с последующим приближением к оси дороги. Отсыпанный слой следует распределять и планировать бульдозером. Уплотнение осуществляют катками. К концу смены слой фунта по всему поперечному сечению земляного полотна должен быть полностью выровнен и уплотнен.

36.Планировка и укрепление обочин, водоотводных канав и кювет
Для защиты песчаных откосов и обочин земляного полотна от выдувания рекомендуется покрытие их поверхности слоем щебенистых, дресвяных, гравийно-галечных или глинистых грунтов толщиной 0,10 — 0,15 м — на откосах, 0,05 м — на обочинах.
Обочины земляного полотна автомобильных дорог в подвижных песках следует покрывать связными грунтами слоем 0,15 — 0,20 м .
В районах распространения барханных песков следует применять посадку на прилегающей местности древесно-кустарниковых насаждений местных пород, а также — обработку откосов, обочин и прилегающей местности вяжущими материалами, включая битумную эмульсию, высокосмолистую нефть и др.
Водоотводные канавы и кюветы подлежат укреплению, если их проектируют для участков с грунтами, подверженными оплыванию в откосах или разрушению в результате периодического увлажнения-высушивания, промерзания-оттаивания, а также если расчетная скорость течения в канавах и кюветах воды будет превышать допускаемую скорость для данного вида грунта.
Для укрепления можно применять: обсев откосов семенами многолетних трав и щебневание дна канав; обработку дна и откосов вяжущими веществами, органическими смолами, химическими и другими материалами; укладку асфальтобетонных, бетонных плит и других сборных железобетонных конструкций вида полутруб, лотков и т.д.
Способ укрепления следует назначать в зависимости от свойств и состояния грунта, в котором закладывается канава, а также от расчетной скорости воды и допускаемой скорости для данного вида укреплений

© Copyright 2012-2020, Все права защищены.