Ежегодная студенческая научная конференция является важной формой подведения итогов научно-исследовательской работы обучающихся института, выявляет наиболее активных и способных к научному творчеству обучающихся, способствует развитию умений самостоятельной работы и навыков исследовательской деятельности.
В апреле каждого года крупные ВУЗы по всей стране организуют конференции, на которых могут выступить студенты.
Участие в студенческой научной конференции студентов 5 курса является необходимым этапом в подготовке к защите дипломного проекта.
Выступление на научной студенческой конференции – хороший шанс попробовать себя в качестве оратора, резюмировать проделанную научную работу, выделить главное.
Материалом для статьи могут быть использованы исследования или опытно-экспериментальная работа, проведенные студентом во время похождения практик, написание курсовой или квалификационной работы, или любые другие исследования.
Только в процессе подготовки и оформления доклада студент начинает понимать постановку задачи, состояние проблемы, научное и практическое значение полученных результатов. Доклад на научной конференции – это промежуточный финиш, ускоряющий и стимулирующий динамику развития профессионального мастерства студента.
Во время выступления можно использовать мультимедийный проектор или расположить материалы на стенде. Иллюстрации к докладу во время выступления на конференции служат путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них – минимальным.
В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами.
На научной студенческой конференции желательно рассказывать, а не читать доклад с листа, тогда речь будет эмоциональной, вызовет много откликов. Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель. Текст и графики должны подкреплять друг друга.
В ходе обсуждения проблемы и ответов на вопросы выступающий должен продемонстрировать осведомленность в общетеоретических вопросах, связанных с темой исследования. Выступающий должен свободно ориентироваться в представляемом материале.
Время доклада на научной конференции – 10 минут. После доклада – вопросы слушателей и ответы докладчика (5 минут). Выступающий должен в пределах отведенного времени представить основные положения исследования. Не следует превышать установленный для доклада отрезок времени.
После выступления всех участников секции проводится публичное обсуждение качества докладов. В обсуждении принимают участие руководитель секции, сами участники и присутствующие.
После успешного выступления на научной студенческой конференции статья будет опубликована в сборнике студенческих работ. Наличие научных публикаций – обязательное условие для поступающих в аспирантуру. Таким образом, желающие продолжить научную деятельность будут иметь необходимый опыт, а другие студенты – книжку со статьей и опыт защиты своей дипломной работы.
Для подготовки к защите студенту необходимо в виде апробации выступить с докладом на ежегодной апрельской студенческой научной конференции.
Защита выпускной квалификационной работы является публичной, проводится на заседании государственной аттестационной комиссии в виде доклада студента с демонстрацией основных результатов работы, на защите могут присутствовать рецензенты работ.
Для защиты выпускной квалификационной работы должны быть представлены следующие документы:
1. надлежащим образом оформленный и сброшюрованный текст работы;
2. отзыв научного руководителя;
3. рецензия;
4. диск с текстом работы в электронном виде.
Процедура защиты выпускной работы состоит из доклада автора дипломной работы, ответов студента на заданные членами ГАК вопросы, выступлений руководителя и рецензента. Секретарь государственной аттестационной комиссии представляет докладчика и объявляет тему работы.
Готовясь к защите выпускной квалификационной работы, студент обязан составить тезисы или конспект своего выступления, согласовать его с научным руководителем.
Доклад должен содержать информацию, подтверждающую актуальность темы выпускной квалификационной работы и поставленных задач, особенности выбранных методов решения задач и методологических подходов, а также обоснование полученных результатов, полученные результаты, список публикаций автора (для бакалавров – при наличии, для магистрантов обязательно).
Структура выступления дипломника:
– актуальность темы работы – обоснование необходимости исследования проблемы в историческом, теоретическом, практическом плане;
– указание объекта и предмета, цели и задач исследования;
– краткие выводы по теоретическим задачам;
– указание цели и задач практического исследования, методов решения этих задач; краткие выводы по практической части исследования;
– изложение результатов, их обоснование, их новизна и личный вклад в их получение, практическая значимость (применимость) и перспективность;
– общие выводы проведенного исследования.
Доклад в краткой форме отражает содержание работы. Основой для его составления, как правило, служат введение и заключение работы.
Основную часть времени докладчик должен посвятить обсуждению результатов исследования и выводов из них.
Задача докладчика – доказать и обосновать свои выводы. Изложение должно быть логичным. Высказываться следует более короткими, чем в письме, четкими фразами.
Вступительная часть доклада должна быть максимально короткой. Также без лишней детализации сообщается о месте проведения исследований, объеме работ и методиках сбора и обработки материалов. Основное время в докладе должно быть посвящено полученным результатам, т. е. констатации полученного результата или факта, и четким кратким выводам.
Для доклада студенту отводится 10 минут. Доклад может быть проиллюстрирован наглядно представленными графиками, таблицами, диаграммами и другими материалами исследования.
Благоприятное впечатление производит речь, сказанная по памяти, со свободным и логически последовательным изложением результатов проделанной работы при использовании качественного иллюстрированного материала. На защите выпускной работы во время доклада следует контролировать голос и темп своего выступления, не стоит убыстрять свою речь, короткий доклад оставляет впечатление несерьезной работы, а длинный доклад может быть прерван членами ГАК.
Успех защиты дипломной работы наполовину зависит от того сможет ли студент-дипломник грамотно донести до слушателей – членов комиссии основные положения работы с использованием раздаточного материала и презентаций.
В качестве наглядного пособия в процедуру сопровождения защитной речи на защите ВКР включается электронная презентация. Электронная презентация дает возможность членам государственной аттестационной комиссии за короткий промежуток времени вникнуть в суть изучаемых проблем и способов их решения.
Все необходимые иллюстрации к защите должны быть выполнены четко и в размерах, удобных для демонстрации в аудитории. Графики, таблицы, схемы должны быть аккуратными и иметь заголовки.
Примерное содержание презентации для защиты выпускной работы:
– тема исследования; ФИО студента; научный руководитель;
– цель, задачи выпускной работы в целом; объект и предмет.
– цель, задачи практического исследования; объект и предмет; эмпирическая интерпретация; гипотезы; метод; выборка;
– основные результаты эмпирического исследования.
Таблицы и рисунки не должны быть перегружены информацией или наоборот, цифры в презентации должны быть достаточно большими, яркими и четкими. Желательно, рисунки оформить в цветной палитре. Как цифры, так и текстовая часть должны без особого труда прочитываться слушателем с удаленного места аудитории.
После выступления студент отвечает на вопросы или замечания членов комиссии и защищает положения, сформулированные в работе.
Вопросы студенту могут задавать как члены комиссии, так и другие присутствующие на защите выпускной квалификационной работы преподаватели. Количество вопросов, задаваемых студенту при защите выпускной квалификационной работы, не ограничивается.
Студент должен быть готов ответить на вопросы, связанные с темой исследования и особенностями его проведения. Для обдумывания ответов на вопросы студенту может быть предоставлено дополнительное время. С разрешения председателя ГАК он может не отвечать на вопросы, выходящие за рамки дипломного исследования.
После ответов на вопросы секретарь предоставляет слово руководителю дипломной работы. Если рецензент по уважительной причине отсутствует, его рецензия зачитывается. Студент имеет право ответить на замечания рецензента. На защиту одной работы, в общей сложности, отводится 20-25 минут.
В заключительном слове студента считается хорошим тоном поблагодарить руководителя и рецензента за помощь, а членов комиссии – за внимание к работе.
Выпускная квалификационная работа оценивается по пятибалльной системе. Ход защиты фиксируется в протоколе. Решение Государственной экзаменационной комиссии об оценке, присвоении квалификации и выдаче диплома принимается на закрытом заседании по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание.
Оценка выпускной работы определяется комиссией коллегиально с учетом оценки рецензентов, заносится в протокол, проставляется в ведомость, зачетную книжку, а затем в приложение к диплому. При определении оценки принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовки студента, качество выполнения и оформления работы, результаты проверки на объем заимствования, в том числе содержательного, и ход её защиты. Оценка работы комментируется председателем или одним из членов ГАК. Оценка работы окончательная и пересмотру не подлежит.