Город Рим периода империи (I-V вв. н.э.)

Контрольная работа по предмету «Истоия»
Информация о работе
  • Тема: Город Рим периода империи (I-V вв. н.э.)
  • Количество скачиваний: 2
  • Тип: Контрольная работа
  • Предмет: Истоия
  • Количество страниц: 29
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-03-30 21:55:56
  • Размер файла: 35.99 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:


Федеральное агентство по образованию

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела





Контрольная работа

По дисциплине: «История городов»

На тему: «Город Рим периода империи (I-V вв. н.э.)»




Сочи 2011

Оглавление:


Введение

Градоустройство Рима в период первых императоров

Перестройка Рима после «пожара Нерона»

Городские центры периода империи

Достижения в строительстве Рима в III – IV вв. н.э.

Образ жизни римлян периода империи

Упадок Рима

Заключение

Список используемой литературы


Введение


История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э. Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII ст. до н. э. — 510 г. до н. э.), республиканский (510-30 гг. до н. э.) и императорский (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.).

Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, получившая название от её столицы — Рима. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его властью оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.

Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как вероучение родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.


Градоустройство Рима в период первых императоров


Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют «вечным». Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя.

В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город, ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная стойкость его жителей сослужили ему верную службу. С течением времени Рим креп и разрастался, соседние племена одно за другим покорялись его власти, а через пять веков уже вся Италия была в его руках. Мудрые законы, талантливые полководцы, верные граждане — все служило залогом благополучия государства. Победоносные римские войска стали постепенно переходить за границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена, а целые государства. На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность — пороком, роскошь преследовалась законом. Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. На самом деле лишь бетон является бесспорно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал. Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Но потом все изменилось. Рим стал столицей мировой державы. «У нас человек считает себя бедным, — говорит современник, — если нумидийский мрамор не инкрустирован мрамором александрийским, если вокруг на полу не змеятся мозаичные узоры такой чудесной работы, что могут соперничать с живописью, если потолки не покрыты стеклом, если тазосский мрамор, когда-то употреблявшийся только на храмы, не устилает бассейнов, в которые мы окунаем наши тела... Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений».

Рим превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство создавалось не только римлянами, но идеалы в нем воплощались римские. Сами римляне называли свой город с заглавной буквы — Город. Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. Форум располагался у подножия Капитолия — главного из семи холмов, на котором уже в течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица с Ромулом и Ремом. Форум не имел правильных очертаний, но, развиваясь с VI века до н.э., он превратился в парадный архитектурный ансамбль.

Форум был заставлен статуями героев и памятниками в честь побед над врагами. Здесь же росли вековые деревья, которые римляне считали священными. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые когда-либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян — это таинственный знак Юпитера. В центре Форума белеет небольшое здание — это храм бога Януса. Когда римляне вели с кем-либо войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того, что Янус выступил на помощь легионерам. И закрывались двери храма только тогда, когда повсеместно военные действия были закончены.

На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам. Богов в Риме было великое множество: боги общегосударственные, городские, домашние. Были даже специальные боги, которые охраняют ягнят или уничтожают сорняки. Одни боги — «уроженцы самого» Рима, другие заимствованы у греков, третьи — у египтян или жителей Азии. Но при всем обилии богов римляне были не очень набожны, фанатизм и религиозная нетерпимость им были чужды.

Постепенно Форум обрастал не только зданиями, но и статуями почетных римских граждан, военными трофеями полководцев. Во времена республики римский Форум был торговым и политическим центром Рима. Но затем, когда город разросся, площадь, заставленная памятниками, лавками, храмами, перестала удовлетворять столицу Римской империи. Рядом с ним стали вырастать новые общественные центры — цепь новых форумов, называемых императорскими. Здесь не было того хаоса, который царил на римском Форуме, наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.

Юлий Цезарь еще в I веке до н.э. первый построил новую площадь в виде прямоугольного мощеного двора со стоящим в его глу­бине храмом — форум Цезаря. Вслед за ним в начале I века новый форум построил Август, после него в конце I века — Веспасиан, потом Нерва и, наконец, самую грандиозную площадь построил в начале II века император Траян. Он приказал срыть холм высотой в 38 метров, а на его месте разбить самый большой и роскошный форум Рима. О форуме Траяна говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги не могли не прийти в изумление. А сами римляне в восхищении о нем говорили так: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не может больше создать».

Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году. В фиолетово-серую плоскость стены (высота ее не меньше семиэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора. Три ее пролета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. Путешественники, проходившие под ее мраморным сводом, останавливались просто как вкопанные: перед ними оказывалась не площадь, а пирамида. Но это было только первое впечатление. Плиты цветного мрамора, чередуясь в определенном порядке, направляли глаз зрителя к середине огромного квадрата, и казалось, что середина выше, чем края.

В первом веке нашей эры полубезумный император Нерон приказал своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки дворца, гордо названного «Золотым домом Нерона», занимали склоны трех из семи римских холмов: Целия, Оппия и Палатина. Территория дворца была так велика, что современники с горечью шутили тогда: «...римлянам остается только одно — переселиться в соседний город Вейн». Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-этажный дом. Это была статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его соленой водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая; днем и ночью она непрерывно совершала круговое движение наподобие Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами, пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся сфера потолка с нарисованными звездами.

После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий разрушил дворец, расплавил статую, а на месте искусственного моря заложил фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 000 человек. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботится о своих гражданах, и поэтому постройке было дано название «амфитеатр Флавиев», но римляне зовут его Колизеем. О том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут.

Свое название Колизей получил от латинского слова «colossus», что означает «великан». Императоры Веспасиан и Тит, бывавшие на Востоке и находившиеся под впечатлением от громадности и величия египетских пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и грандиозный.

Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80 арках, над которыми поднимались арки меньшего размера. 240 огромных арок в три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались сводчатые галереи — места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки по-разному падают тени. Они однородны, но не ординарны.

Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в амфитеатр толпу. В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон для императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент, защищавший зрителей от дождей и палящего солнца.

В первом ярусе стояли полуколонны дорические (отдаленно напоминающие Парфенон), во втором ярусе — ионические (немного похожие на Эрехтейон), на третьем ярусе — коринфские с кудрявыми, украшенными листвой капителями. В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй, высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью исполнения, а также величиной, количеством и богатством материала. Если в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их правильными рядами в одинаковых арочных проемах вдоль бесконечного эллиптического фасада.

Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью проведенного к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями.

В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. Все главные развлечения римлян — гладиаторские бои, травли зверей, охоты — устраивались в амфитеатре. Это была самая настоящая битва жизни и смерти. После каждого боя победитель уходил с наградами, а побежденных, если в них еще теплилась жизнь, по требованию зрителей могли помиловать или добить в специальных камерах смертников.

Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран.

Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы язычников. Это были жестокие зрелища, и многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые ткани. Арену ограждала от зрителей 4-метровая стена, и в нижних рядах ее, по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом соединялись с императорским дворцом на Палатине. Здесь же располагались ложи и высших правителей города.

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В средние века в нем совершались христианские церемонии, порой он использовался как феодальный замок, а однажды даже был приспособлен под мастерские для изготовления селитры. В конце XIII века Колизей был превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных аристократических семей, в XIV—XV веках — 6 церквей, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию римского папы, а в XVI веке из квадров Колизея строили мосты. В 1704 году даровой материал Колизея использовали для постройки гавани. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

Вернемся к великим изобретениям римлян. Последнее из них - это купол. Хотя купольные постройки существовали в эгейской и этрусской архитектуре, настоящий купол смогли создать только римляне. В совершенстве овладев искусством кладки арок и возведения сводов, римляне создали купол, который оказался логическим завершением развития этих конструкций. Купол, как множество арок, перекинутых через одну точку - замок купола, - во всей своей красе предстает перед нами в великом римском сооружении эпохи императора Адриана - Пантеоне, построенном в 117-138 годах и посвященном всем главным римским богам. Император Адриан решил перестроить старый, еще времен Октавиана, храм Юпитера-Мстителя, построенный в честь победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой в 35 году нашей эры. Храм сильно обветшал в результате многочисленных пожаров, часто случавшихся в густонаселенном Риме. Адриан посвятил его 7 главным богам римского пантеона.

Большой интеллектуал и знаток греческого искусства, император пригласил возглавить работы прославленного архитектора и инженера Аполлодора из Дамаска, известного к тому времени многочисленными замечательными постройками, среди которых: форум и триумфальная колонна Траяна, высотой 40 метров, мост через Дунай и др. Даже если бы Аполлодор не построил ничего, кроме Пантеона, одним этим гениальным сооружением он бы себя обессмертил. Снаружи Пантеон выглядит довольно мрачно и сурово, непохоже на приветливые греческие храмы. Глубокий портик с тремя рядами колонн скрывает главное здание ротонды. Ничто не предвещает, того, что, пройдя под сенью портика с 16 колоннами, вы окажетесь в совершенно удивительном внутреннем пространстве. Оно напоминает огромный шар из света и воздуха. Шар - потому что высота храма и его диаметр одинаковы и составляют 43,2 метра, а огромный купол представляет собой полушарие. Свет в храм льется из круглого окна, расположенного в вершине купола, диаметр его около 9 метров. Говорят, что когда оно не было застеклено, дождевая вода в него не попадала по каким-то необъяснимым причинам. Купол построен из бетона, в который вместо камней добавлены кирпичи - в нижней части, и пемза - в верхней.

Таким образом, современный пенобетон, оказывается, имел своего далекого предка, старше его на 19 веков. Вес купола настолько велик, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Но находясь внутри, об этом не догадываешься. Стены как будто нет вовсе. В центр зала обращены 7 высоких ниш со статуями богов, проемы с аркадами и колоннами. Поверхность самого купола красиво ритмически расчленена пятью кольцами перспективно сокращающихся кессонов, что зрительно снимает ощущение тяжести купола и толщины стен. Чисто оптическими приемами архитектор достиг огромной выразительности внутреннего пространства, а хитроумной конструкцией - истинной прочности этого великого сооружения, простоявшего без малого 19 веков, неподвластного стихиям. В начале 7 века Пантеон превратили в христианскую церковь, а в 1520 году в одной из ниш этого храма похоронили гения итальянского Возрождения - Рафаэля Санти. Вплоть до второй половины 19 века купол Пантеона оставался непревзойденным по величине во всем мире.

Римская империя, простиравшаяся от Британии и Галлии на севере до Африки на юге, и от Сирии на востоке до Испании на западе, сыграла огромную положительную роль для дальнейшего развития этих стран в эпохи, последовавшие за падением Рима. Именно формы римской архитектуры, такие как купол и базилика, были подхвачены архитектурой христианского мира и не миновали исламских стран. Базилики - огромные общественные здания, разделенные на 3 или 5 коридоров - нефов - колоннами, поддерживающими аркады, римляне обязательно ставили на форумах. В базиликах совершались торговые сделки, выступали ораторы или даже сам император, велись диспуты, вершился суд при одновременном стечении большого количества людей. Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами. Самая большая из известных построек подобного типа - базилика Максценция - единственное столь грандиозное сооружение, которое этот император успел построить за время своего недолгого правления. Это огромное трехнефное здание, почти квадратное в плане. Главное, что в нем поражает - это гигантские арки и своды. В то же время, "соединив базилику Максценция с куполом Пантеона", был рожден другой шедевр мировой архитектуры - храм Святой Софии в Константинополе.

Ещё одна идея римлян нашла достойную оценку и развитие в эпоху Возрождения и послужила отправной точкой для создания особого вида архитектуры - садово-парковой.

Речь идет о римских виллах - частных загородных резиденциях императоров и богатых патрициев, где они могли отдыхать от суеты большого города и важных государственных дел, наслаждаясь красотами природы, соединенными с совершенными творениями рук человеческих. Самой знаменитой Римской виллой является вилла императора Адриана в предместье Рима, Тиволи. Адриан имел хороший художественный вкус, чувство меры при богатых возможностях. Прекрасное сочетание природного ландшафта с архитектурными постройками, малыми архитектурными формами, садово-парковой скульптурой, водоемами и рукотворными уголками природы сделало эту виллу, даже в руинах, эталоном для многочисленных садово-парковых ансамблей Европы. Логика, разумность, рациональность римской архитектуры, высочайшее инженерное и строительное мастерство римских зодчих привели со временем к неожиданным результатам. В 476 году Рим пал под ударами варварских племен. Они сожгли "вечный город", надругались над его памятниками, причем неоднократно.

Но дикие варварские племена, баламутившие всю Европу в течение нескольких веков, отрекшиеся от язычества в пользу христианства, разрушившие Рим физически и низвергнувшие его за пороки как "проклятое царство" в умах людей, не имея своих традиций и навыков каменного строительства, вынуждены были обратиться за римским наследием, разрушенным и проклятым. Римская латынь на многие века оставалась языком богословия и науки. Германский император Карл Великий в 800 году провозгласил себя Императором Священной Римской Империи и поехал на коронацию в Рим. Жители восточной части Римской империи, ставшей Византией, с гордостью называли себя "ромеями", хотя и говорили на греческом языке. Они действительно оказались единственными прямыми наследниками Рима, сохранившими его высокую культуру, науку, ремесла, создавшими на ее основе свою неповторимую культуру. Римские архитектурные формы практически никогда не умирали, даже в архитектуре готики, казалось бы противоположной ей по духу. Античное наследие то тут, то там постоянно дает о себе знать в отдельных архитектурных элементах, формах, строительных приемах. Творческий потенциал римских зодчих оказался поистине неисчерпаемым источником для последующих поколений вплоть до 20 века.


Перестройка Рима после «пожара Нерона»


Нерон (Луций Домициан Агенобарб, позже Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик) (54 – 68гг.) – один из самых жестоких и ничтожных личностей на императорском престоле, придворный писатель, автор знаменитого романа «Сатирикон», богатый и знатный человек. Трудно представить, как в этом человеке удивительным образом уживались высокая культура и необычная жестокость. Он обладал низменными пороками и маниакальной подозрительностью. После многообещающего начала он проявил себя как самый отвратительный диктатор, каких никогда не знал Рим, уничтожив множество соперников, и даже организовал убийства своей жены и матери. До 62 г., то есть до 25 лет, оставался под влиянием начальника преторианцев Бурра и своего бывшего наставника известного философа Сенеки, которые направляли его на сближение с Сенатом. Именно в этот период были преобразованы финансовая система и судопроизводство, увеличилось число римских колоний.

Великий пожар Рима (лат. Magnum Incendium Romae) — пожар, опустошивший десять из четырнадцати кварталов Древнего Рима при императоре Нероне, в июле 64 года. Он возник в ночь с 18 июля на 19 июля в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка. К утру пламенем была охвачена большая часть города. Императора в то время не было в городе — за несколько дней до начала пожара он уехал из Рима в Анций.

Светоний говорит о том, что инициатором пожара был сам Нерон, и что во дворах видели поджигателей с факелами. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнем с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои.

Однако современные историки более склонны полагаться на описание событий, данное Тацитом, пережившим пожар в детском возрасте. По его свидетельству, Нерон немедля отправился в Рим и за свой счет организовал спасательные команды для спасения города и людей. Также, еще во время пожара, он разработал новый план строительства города. В нем Нерон установил минимальное расстояние между домами, минимальную ширину новых улиц, обязал строить в городе только каменные здания, а также все новые дома строить таким образом, чтобы главный выход из дома был обращен на улицу, а не во дворы и сады.

Пожар бушевал шесть дней и семь ночей. После его окончания оказалось, что полностью выгорело четыре из четырнадцати районов города, а еще семь весьма значительно пострадали. Нерон открыл для оставшихся без крова людей свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших.

Для того чтобы восстановить город, требовались огромные средства. Провинции империи были обложены единовременной данью, что позволило в сравнительно короткие сроки отстроить столицу заново. В память о пожаре Нерон заложил новый дворец — «Золотой дворец Нерона».

Хотя, скорее всего, Нерон не имел к пожару никакого отношения, необходимо срочно было найти ответственных за пожар. И этими ответственными стали христиане. Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней. Тацит так описывает эти события:

«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

Однако, по утверждению историка А.Б. Рановича, данный отрывок из Тацита представляет собой, «по общему признанию большинства историков, филологов и даже многих богословов, благочестивую христианскую фальсификацию, имеющую целью освятить ореолом старины легенды о мучениках».

Перестройка Рима после пожара была настолько радикальной, что заслужила у историков название римской архитектурной революции и полностью изменила облик не только столицы, но многих городов империи. Республиканский Рим остался воспоминанием; непосредственно переживаемой многовековой историей, материализованной в архитектуре и пейзаже, он быть перестал.

Меры Нерона, направленные на помощь народу и соответствовавшие его интересам, при нарастающем терроре против древних родов и сенатской аристократии, не могут рассматриваться как последовательная государственно-политическая установка, призванная изменить социальную структуру римского общества. Против этого распространенного взгляда говорит как спорадичность подобных мер, так и несвязанность их с экономическими основаниями народной жизни. Поддержка оказывалась в основном римскому городскому плебсу, люмпенизированному и готовому в обмен способствовать той зыбкой атмосфере легкомысленно скандального произвола, то веселого, то жуткого, которую распространял Нерон.

Атмосфера эта призвана была воплотить новую систему ценностей, которой по замыслу императора и его окружения надлежало сменить традиционно римскую. Ключевыми словами последней были mos maiorum — верность нравам предков, pietas -уважение к традиции и исторически сложившейся общественной реальности, virtus — гражданская доблесть; ключевое понятие первой выражалось греческим словом «агон» — состязание. По приказу принцепса в Риме и в городах империи в растущей мере проводились состязания поэтов и актеров, певцов и музыкантов, а также конные ристания. Наиболее масштабными и пышными среди таких игр были Ювеналии (59 г.) и Неронии (первые - в 60 г., вторые — в 65 г.). Они выполняли тройную задачу. Во-первых, участие в них — добровольное или по принуждению — сенаторов и всадников, бывших магистратов, женщин из знатных семейств, по прежним меркам непристойное и недопустимое, уничтожало нравственные нормы традиционного римского общества и превращало аристократическую элиту Рима в прихлебателей императора, разделяющих его пороки и от него всецело зависящих. Во-вторых, поскольку игры обычно заканчивались выступлениями самого Нерона, среди зрителей размещались группы молодых людей, обязанных обеспечить ему шумный успех. Наиболее известной из подобных групп был корпус так называемых августанов (Тацит. «Анналы» XIV, 15; Светоний. Нерон 20,6). Он был создан в 59 г. из сыновей всадников в количестве 500 человек и дополнен в 64 г. четырьмя с половиной тысячами юношей плебейского происхождения. Постепенно цели их вышли далеко за пределы клаки — специально воспитанные в духе восторженного, в сущности религиозного поклонения Нерону, в театре они следили за публикой и доносили на каждого, в ком не было заметно должного восторга, причем последствия могли быть самыми трагическими. За пределами театра, в обществе, августаны все больше образовывали центр обожествления Нерона и его власти. Наконец, третья тенденция, которую атональная реформа общества должна была реализовать, шла в том же направлении: постоянно появляясь перед бесчисленными толпами, неизменно выходя победителем из любого состязания, увенчанный всеми возможными и невозможными венками и наградами, принцепс, еще недавно римский магистрат, теперь все больше превращался в глазах народа в царя и бога, носителя власти сакральной и абсолютной.


Городские центры периода империи


Имперский Рим.

Гай Юлий Цезарь воздвигает новое здание сената и кладет основание новой колоссальной базилике на западной стороне форума, названной его именем. Ему же принадлежит идея создать новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле и соединить, рядом построек общественного и религиозного характера, старый город у форума с новым городом на Марсовом поле. Первая из этих идей нашла своё выражение в постройке портика для голосований на Марсовом поле (Saepta Julia), вторая — в создании искусственных площадей (fora), в сущности являющихся ничем иным, как периболами (дворами) вокруг центрального храма. Первой из них был форум Юлия Цезаря с храмом Венеры-Прародительницы, прародительницы Юлиев. Полное осуществление планы Цезаря нашли только при Августе, который создал новый город четырнадцати кварталов. Рим с этого времени теряет свой характер укрепленного города, пространство внутри Сервиевой стены окончательно застраивается, в пределы города входят и предместья.

На Римском форуме, кроме реставрации и перестройки храмов, курии и Юлиевой базилики, Августу принадлежит постройка храма Цезаря и нового центра политической жизни Рима, перешедшей теперь на форум и сосредоточившейся вокруг новой народной трибуны, новых ростр. Возле форума Цезаря возник форум Августа, а поблизости расположился Храм Марса-Мстителя, чем сделан был новый шаг к соединению центра с Марсовым полем. Был также построен сохранившийся до наших дней Пантеон.

Римский форум, в центре — колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера.

В правление императора Нерона в Риме произошёл «великий пожар». Город полностью отстраивается, на этот раз более красиво, только с утверждением династии Флавиев. Ряд мер полицейского характера меняет вид улиц. Новые дома имеют более благообразный вид: одной из мер Веспасиана было обязательное снабжение каждого дома портиком, благодаря чему улицы получали вид крытых галерей. Свободным пространством после пожара Флавии воспользовались для своих монументальных построек. В долине между Палатином и Эсквилином возник Колизей, вокруг него — ряд построек служебного характера.

Деятельность первых императоров блестящим образом довершает Траян; он окончательно связывает ряд императорских площадей с Марсовым полем колоссальной площадью (forum Traianum). Всемирно известна созданная в это время колонна Траяна. Главным созданием Адриана был Храм Венеры и Ромы на Велии, возведением которого было закончено превращение центральной части города в ряд блестящих построек, связывавших форум с Марсовым полем с одной стороны и с площадью у Колизея — с другой. За Тибром Адриан выстроил себе мавзолей, существующий еще и теперь в виде крепости св. Ангела; там же возник в это время и новый цирк. Императоры вели активное строительство грандиозных терм (общественных бань).

Позднее строительство новых зданий значительно замедлилось из-за осложнившегося положения Римской империи. В конце III в. были возведены новые укрепления, известные как стена Аврелиана. Они охватывали весь разросшийся город с его затибрской частью. Они совпадали с таможенной линией и отчасти с границей померия, но во многих случаях в пределы стены были введены и гробницы (в том числе пирамида Цестия и гробница Еврисака). В IV веке начинается строительство христианских храмов.

Сложное для города время наступило в V веке. В 410 году Рим взял и разграбил вождь вестготов Аларих, в 455 году город жестоко разграбили вандалы.

Городское хозяйство древнего Рима.

Особенностью хозяйственной деятельности римлян было внимание, которое они уделяли созданию современной по тем временам инфраструктуры. Одним из первых мероприятий, которые неизменно проводились при освоении новых территорий, было дорожное строительство. Не менее важным было обеспечение питьевой и хозяйственной водой растущего городского населения, а также многочисленных общественных бань. С этой целью строились акведуки, а для отвода грязных вод использовалась система канализации, за основу которой была использована сеть каналов Клоака Максима, первоначально созданная для осушения болот.


Достижения в строительстве Рима III – IV вв. н.э.


Идеал всесторонне развитой личности, воспринятый римлянами от греков, был воплощен в строительстве грандиозных терм. Самые большие термы для своего времени построил император Каракалла в 212-217 гг. Термы строили еще греки в эллинистическую эпоху. Однако римляне внесли свой вклад в архитектуру этих сооружений. В Риме действовало около 800 терм. Однако термы Каракаллы и более поздние термы Диоклетиана (рис. 1) так и остались среди них наиболее грандиозными. Термы постигла судьба многих античных памятников. Сначала они были разрушены нашествием варваров под предводительством Аттилы и последовавшими землетрясениями, а затем в 1563 г. термы Диоклетиана были реконструированы под руководством Микеланджело.

Наиболее достоверными остались развалины терм Каракаллы, несколько уступавших по размерам термам Диоклетиана. Ядром этих огромных сооружений были залы для омовений, парильни, бассейны. Однако они составляли только часть множества других помещений, предназначенных для укрепления и развития тела и духа. Здесь же находились гимнасии и палестры, заимствованные у греков для занятий гимнастическими упражнениями и легкой атлетикой. Рядом располагались залы для занятий науками и философских дискуссий. Здесь же находились помещения для поэтических занятий и упражнений в красноречии, выставочные помещения для живописи и скульптуры. Комплекс включал также места отдыха с зелеными насаждениями и фонтанами. По сути, термы были многофункциональными культурными центрами (рис. 2). Эти комплексы стали еще одним способом отвлечь массы бедноты от проявления недовольства правящей верхушкой. Термы были доступны для всех, и многие римляне посещали их ежедневно. Поэтому термы при миллионном населении города должны были вмещать большое количество людей.

О грандиозности терм Каракаллы говорят их размеры (рис. 3). Общая площадь составляла 400 х 400 м. Комплекс центральных залов занимал площадь 150 х 250 м. По плану и оставшимся развалинам легко устанавливается деление терм на две принципиально разные зоны. Центральная зона представляет собой банный комплекс и две симметрично расположенные по бокам палестры - все это ориентировало человека на поддержание здоровья по существующему тогда принципу: «В здоровом теле - здоровый дух». Для укрепления духа предназначалась вторая зона, которая отделялась от центральной большим проходным зеленым двором. В него выходили все помещения для занятий искусствами и научных споров. Центральный зал терм Каракаллы имел внушительные размеры в плане - 60 х 23 м и большую высоту, которую установить довольно сложно. Но очевидно, что высота главных залов, по крайней мере, была вдвое больше их пролетов (рис. 4). Конструкции сводчатых покрытий главных залов (тепидария* и фригидария**) представляли собой по три крестовых свода вместо распространенного одного цилиндрического.

* Тепидарий - теплая баня, помещение с умеренной температурой, служившее для постепенного перехода от холода к теплу при движении из фригидария в кальдарий и наоборот. В тепидарии не мылись, поэтому он был меньше основных помещений.

** Фригидарий - холодная баня с бассейном.

Эта конструкция покрытия позволила при увеличении высоты средних залов сделать окна для их освещения в средней, более высокой части. В итоге получился так называемый базиликальный разрез. Диаметр ротонды кальдария* немногим уступал Пантеону - 35 м. Он был перекрыт так же, как Пантеон, куполом высотой 40 м.

*Кальдарий – горячий зал с нагретой водой.

Термы были оснащены по последнему слову технических достижений своего времени и снабжались водой от ветки Марциева водопровода. Для бесперебойной работы были сооружены отстойники для воды, состоявшие из 64 ячеек и обладавшие огромной вместимостью - до 33 000 м3. Комбинация внутреннего водопровода и канализации позволяла в несколько минут менять воду в любом банном бассейне; наиболее крупным был бассейн фригидария вместимостью около 1500 м3.

Термы прекрасно отапливались с помощью системы центрального отопления и гипокауста. Большое внимание уделялось ориентации комплекса в целом и его отдельных частей по сторонам света. Прежде всего, весь комплекс ориентировался по сторонам света не своими сторонами, а углами, так, чтобы каждая сторона получала максимум света и ни одна не была бы лишена солнца. Тот фасад, который нуждался в наибольшем количестве солнечного тепла, а именно ротонда кальдария, был обращен на юго-запад. Фригидарий с холодной водой смотрел на северо-восток. На северо-восток обращены были и трибуны для зрителей стадия, с тем чтобы яркое южное солнце не мешало наблюдать за соревнованиями. Множество помещений для библиотек, лекций, бесед и прочих культурных развлечении также выходили на северо-восточную сторону.

В противоположность Пантеону, термы являлись светским зданием. Все требования светского здания с замкнутыми внутренними пространствами, от возможности вместить огромные массы народа до организации комфортной среды с функциональной логикой построения объемно-планировочного решения для удобства многочисленных посетителей, применения сводчатых покрытий, римского бетона и конструктивных систем, обеспечивающих прочность и устойчивость всего огромного сооружения, и, наконец, оборудования здания инженерными системами водоснабжения, отопления и канализации, были обеспечены в императорских термах. Это поставило термы в ряд наиболее выдающихся архитектурных произведений, ознаменовавших собой еще один шаг в освоении внутреннего замкнутого пространства. В отличие от Пантеона, в термах удалось приблизить огромный масштаб внутреннего пространства к масштабу человека за счет организации светского интерьера и общей направленности архитектуры.


Образ жизни римлян периода империи


Переход от республики к империи - событие революционного значения для римской истории - вовсе не казался таковым современникам Августа. Те несомненные и ощутимые для каждого блага, которые принёс принципат - гражданский мир, личная безопасность, экономическое процветание, - как бы заслонили собой свершившиеся политические перемены.

Осознание всей глубины переворота пришло далеко не сразу. Понадобились несколько десятков лет августова мира (Pax Augusti), в условиях которого ставшая привычной политическая стабильность частично утратила в глазах римлян статус безусловной ценности. Необходимость сохранения власти Цезарей во имя общественной безопасности была куда менее очевидна тому поколению, молодость которого прошла при Августе.

Авторитарная сущность системы принципата, которую его основателю удалось искусно замаскировать, выступает рельефно в век Юлиев-Клавдиев. В условиях террористического режима республиканизм, за который в силу установившейся политической традиции продолжают цепляться властители империи, превращается в фикцию, уже не способную никого ввести в заблуждение. Те, кто пережил репрессии Тиберия, безумства Калигулы, самодурство Нерона, не могли не понимать, что государственный строй Рима в эпоху Августа и его преемников претерпел коренные изменения и само это время начинает восприниматься как исторический рубеж, отделяющий республику сената и римского народа (Senatus Populusque Romanum) от империи Цезарей.

Террор нанёс сильный удар старой аристократии: в числе пострадавших было немало представителей знатных фамилий: Аврелиев, Домициев, Кальпурниев, Эмилиев, Скрибониев, Элиев. Впрочем, и без него старый нобилитет рано или поздно сошёл бы со сцены, уступив место новым социальным силам. В условиях террористического режима Юлиев-Клавдиев успело вырасти целое поколение, то самое, которое будет определять облик империи в близкую уже эпоху её расцвета - в годы Флавиев и Антонинов.

Каких же людей создавало это время? Какой тип римлянина, человека и гражданина, стал её положительным итогом? К счастью, у нас есть биография человека, которого с полным правом можно назвать героем этой эпохи. Имя этого человека - Гней Юлий Агрикола.

Жизненное кредо тестя Корнелия Тацита в двух словах можно определить так: благоразумная умеренность плюс осторожность (moderatio prudentiaque) (Tac. Agr., 42). Агрикола не стремился стяжать себе славу выставлением напоказ своей непреклонности, не искушал судьбу, бравируя своей независимостью. Он служил государству и власть предержащим, каковы бы они не были, демонстративно лояльный к ныне царствующему императору, будь то Нерон или Веспасиан, Тит или Домициан. Вся его жизнь может служить иллюстрацией к мысли Тацита, биографа Агриколы, что и при дурных правителях выдающиеся люди могут работать на благо отчизны, если помимо трудолюбия и энергии им свойственны скромность и повиновение. Благодаря своей деятельности на пользу общества они достойны не меньшего, а, может быть, и большего уважения, чем те, кто снискал себе славу решительностью своего поведения и впечатляющей, но бесполезной для государства смертью (ibidem).


Упадок Рима


Уже в 395 г. его власть перешла к двум его малолетним сыновьям, назначенным Августами — к Аркадию на востоке и Гонорию на западе. Этим двум половинам империи, греческой и римской, уже не суждено было более соединиться. В римской половине потомство Феодосия процарствовало 60 лет, но не в Риме, а в Равенне. После Гонория престол занял Валентиниан III (423—455), но история Рима в V в. измеряется уже не годами правителей, а годами бедствий от вторжения сев. варваров. Под натиском гуннов германские племена наступают по всей линии: в 410 г., 800 лет спустя после взятия галлами, Рим вновь сделался добычей сев. варваров; он был взят и разграблен вестготами. Вслед затем южная Галлия, Испания и Африка были заняты германскими племенами и отторгнуты от Рима; в 452 г. Рим едва избег разорения азиатскими хищниками, а три года спустя он был взят, разграблен и разрушен вандалами из Африки. В самом Риме водворяется власть германцев: непредотвратимая, так сказать стихийная инфильтрация германских элементов в римскую империю все растет. Рим в состоянии бороться с германцами лишь с помощью германцев на его службе. Вандал Стилихон управляет империей вместо Гонория и спасает ее от вестготского Алариха и полчищ Радагеса; вестготский Теодорих помогает Аэцию отразить Аттилу. Но германские защитники Рима становятся все многочисленнее и, наконец, сознают свою силу: с 456 до 472 г. Р. престолом распоряжается свев Рицимер, а в 476 г. герул Одоакр снимает порфиру с малолетнего последнего императора Рима, носящего, как бы в насмешку, имя Ромула Августула и принимает национальное звание «конунга» Италии. Круговорот времен завершился: Одоакр, вождь германской милиции, требует для ее трети итальянской земли. С требования трети земли от побежденных начался тот рост Рима, который расширил его до Евфрата и до Рейна; однородное требование, предъявленное самому Риму пришельцами из-за Рейна, знаменует его конец. Но в истории конец — почти всегда и новое начало. Языческий Рим был побежден двумя враждебными ему силами: германцами и христианством. Вынесение в 357 г. из сената, по приказанию христианского императора, алтаря и статуи Виктории было символом поражения языческого Рима. Христианство явилось в Рим с востока, как чуждое ему достояние двух рас, которые он победил в тяжелой вековой борьбе: семитов и эллинов. Но Рим овладел принесенным ему из провинций христианством, обратил его в орудие новой власти и с ним победил германский мир; проникнув в него далее и глубже, чем проникали когда либо легионы.

рим империя градоустройство


Заключение


Архитектура Древнего Рима — плоть от плоти всего его хозяйственно-политического строя и социального быта, — и, как указано выше, за монументальной внешностью его дворцов, вилл, базилик, цирков, терм, храмов и амфитеатров не следует забывать бесчисленных домашних тюрем для превращенных в рабочий скот рабов, лачуг крепостного крестьянства, тесных кривых улиц столицы и ее городских трущоб.

Точно так же следует отдать себе полный отчет и в противоречивости собственно художественного содержания римского зодчества. Достигнув в лучших своих образцах подлинно монументальной силы и яркой выразительности, создав множество новых архитектурных типов и конструктивных приемов, архитектура древнего Рима в то же время утратила многое из того, что придавало такую глубину и человечность зодчеству Греции. Гуманистическое начало, составлявшее первооснову греческого искусства, в Риме явственно уступало свое место другим началам — стремлению выразить языком архитектуры идею господства, государственной власти, военной мощи, — вплоть до подавления этой мощью и властью сознания отдельного рядового гражданина мировой империи, а тем более — ее колониального подданного. В соответствии с этим, в число художественных мотивов римского зодчества, вошли специфические приемы подчеркнутой монументальности, иногда ложного пафоса, масштабные преувеличения и сильные внешние эффекты.

Эти противоречивые черты римского зодчества сказались и в позднейшем развитии европейской архитектуры. В различные периоды западно-европейского абсолютизма широко усваивались как раз те римские образцы, которые выражали идею внешней, показной величественности и подавляющей мощи. С другой стороны, зодчие русской классической школы XVIII — начала XIX вв. сумели разглядеть, сквозь внешнюю, иногда ложную монументальность древне-римских архитектурных памятников, их наиболее жизненные черты — пространственный размах и дельность обширных архитектурных комплексов, строгую лаконичность архитектурных форм, суровую простоту и законченность композиции отдельного здания и всего ансамбля.

Именно эти последние черты древнеримской архитектуры оказались внутренне близкими великим русским зодчим классической школы, — именно эти черты сохраняют за Древним Римом значение одного из выдающихся этапов в развитии мировой архитектуры.


Список используемой литературы:


  1. Мировая художественная культура. Учебное пособие – Москва, 2006
  2. История культуры Древнего Рима. – Москва, 2000
  3. Всемирная история. – Москва, 2006
  4. История архитектуры. – Москва, 2008
  5. www.sno.pro1.ru
  6. www.go2rome.ru
  7. www.protown.ru
  8. wikipedia.org