Бухгалтерский учет на унитарном предприятии «КОМСЕРВИС»

Курсовая работа по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: Бухгалтерский учет на унитарном предприятии «КОМСЕРВИС»
  • Количество скачиваний: 25
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 42
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-11-24 10:59:10
  • Размер файла: 51.08 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Бухгалтерская отчетность организации
Курсовая работа: 39 с., 21 источник, 4 прил.
СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, ОЦЕНКА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.

Объектом исследования является бухгалтерский учет на унитарном предприятии «КОМСЕРВИС».
Предметом исследования выступает бухгалтерская отчетность унитарного предприятия «КОМСЕРВИС».
Целью настоящего исследования является систематизация знаний о составлении бухгалтерской отчетности организации, требованиях к этой отчетности в свете последних новаций законодательства Республики Беларусь, поиск путей совершенствования бухгалтерской отчетности с учётом международных стандартов финансовой отчетности.
В ходе выполнения исследования использованы приемы и методы: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
В процессе написания работы осуществлены следующие исследования и разработки: даны определения бухгалтерской отчетности, определена ее роль и место в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации; изучены и обобщены сведения о составе, содержании и основных требованиях, предъявляемых к бухгалтерской отчетности; определено значение и задачи оценки бухгалтерского баланса; изучена нормативно-правовая база, регламентирующая бухгалтерскую отчетность; обозначена структура и содержание бухгалтерского баланса, изложен порядок его составления, представления и утверждения унитарным предприятием «КОМСЕРВИС»; изложены особенности построения бухгалтерского баланса за рубежом, основные отличия бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь от финансовой отчетности по международным стандартам, найдены направления совершенствования бухгалтерской отчетности с учетом международных стандартов финансовой отчетности
Элементами научной новизны достигнутых результатов является подтверждение (на примере успешно функционирующего предприятия) обоснованности методики составления бухгалтерской отчетности в свете новаций законодательства Республики Беларусь, касающегося бухгалтерского учета.
Областью возможного практического применения курсовой работы выступает организация системы бухгалтерской отчетности на промышленном предприятии.
В ходе выполнения курсовой работы апробированы такие предложения, как совершенствование бухгалтерской отчетности с учетом международных стандартов финансовой отчетности.
Технико-экономическая и социальная значимость полученных в процессе проведения курсового исследования результатов заключается в его возможном применении в практической деятельности специалистами предприятий и в учебном процессе.
Автор курсовой работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
































ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7
1.1 Понятие, виды и место бухгалтерской отчетности в системе
управления финансово-хозяйственной деятельностью
организации 7
1.2 Состав, содержание и основные требования, предъявляемые к 8
бухгалтерской отчетности.
1.3 Значение и задачи оценки бухгалтерского баланса 14
1.4 Нормативно-правовая база, регламентирующая бухгалтерскую
отчетность 15

ГЛАВА 2
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса 22
2.2 Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерского
баланса 27
2.3 Особенности построения бухгалтерского баланса за рубежом 29
2.4 Совершенствование бухгалтерского баланса с учётом
международных стандартов финансовой отчетности 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики необходимо совершенствовать законодательство в целях обеспечения эффективного функционирования экономических отношений в предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Это относится и к системе бухгалтерского учета, призванной формировать достоверную и полную информационную базу о финансово - хозяйственной деятельности всех субъектов предпринимательства на основе совместимости с международными стандартами.
Учетные данные, содержащиеся в отчетности, используются как внутренними, так и внешними пользователями для принятия соответствующих управленческих решений по вопросу выпуска конкурентно способной продукции и формирования обоснованной ценовой политики. Учетные методики должны обеспечивать адекватную идентификацию реальных хозяйственных процессов [3, с.3].
Каждый из пользователей информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, преследует свои цели. Например, сама организация, составившая отчетность, использует отчетные данные для контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, определение возможностей повышения эффективности использования ресурсов, выявления недостатков в работе, разработки текущих и перспективных планов деятельности организации. Учредители, акционеры, инвесторы, поставщики и другие юридические лица используют отчетную информацию при принятии решений об установлении хозяйственных связей с организацией, вложением средств в ее активы, размещением заказов и т.п.
Государственные органы финансового контроля используют отчетность организаций для установления правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством.
Производственные объединения, концерны, Министерства, ведомства на основании полученных от организаций бухгалтерских отчетов формируют сводные данные по основным показателям их деятельности, составляют текущие и перспективные планы, анализируют внутренние резервы роста прибыли и рентабельности производства.
Органы государственной статистики используют отчеты организаций для получения обобщенных данных по народному хозяйству в целом [2, с.96].
В связи с возрастающей ролью бухгалтерского учета в экономике организации объектом предлагаемого исследования является бухгалтерский учет на унитарном предприятии «КОМСЕРВИС» (далее –УП «КОМСЕРВИС»).
Бухгалтерская отчетность УП «КОМСЕРВИС» выбрана предметом исследования.
УП «КОМСЕРВИС» функционирует в Минском районе Минской области Республики Беларусь, по основной деятельности относится к отрасли промышленности.
УП «КОМСЕРВИС» производит бутилированную воду, изделия для строительства, оказывает коммунальные, транспортные и бытовые услуги юридическим и физическим лицам.
Поставщиками материалов и услуг для производства УП «КОМСЕРВИС» являются предприятия и индивидуальные Республики Беларусь.
Целью настоящего исследования является систематизация знаний о составлении бухгалтерской отчетности организации, требованиях к ней в свете последних новаций законодательства Республики Беларусь, поиск путей совершенствования бухгалтерской отчетности с учётом международных стандартов финансовой отчетности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определения понятия, охарактеризовать виды и определить место бухгалтерской отчетности в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации;
- изучить и обобщить сведения о составе, содержании и основных требованиях, предъявляемых к бухгалтерской отчетности;
- определит значение и задачи оценки бухгалтерского баланса;
- изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую бухгалтерскую отчетность;
- описать структуру и содержание бухгалтерского баланса, порядок его составления, представления и утверждения;
- изложить особенности построения бухгалтерского баланса за рубежом, основные отличия бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь от финансовой отчетности по международным стандартам.
В курсовой работе применялись основные методы исследования: сравнения, обобщения, синтеза, анализа.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования являются труды белорусских ученых и специалистов: А.В. Азаренко, О.А.Левковича, И.Н. Тарасевич, П.Я. Папковской, Н.В. Кожарской, М. Коршекевича, А.Крупновой, Ю. С. Лещинской, Е.А. Лабковой,
А.П. Михалкевича и других, нормативные правовые акты Республики Беларусь.
Практические материалы, использованные в работе, - это бухгалтерская отчетность УП «КОМСЕРВИС».











ГЛАВА 1
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1 Понятие, виды и место бухгалтерской отчетности в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации

В условиях постоянно меняющихся факторов внешней финансовой среды и внутренних условий осуществления финансовой деятельности увеличивается вероятность периодического возникновения финансового кризиса организации, который может приобретать различные формы.
Для получения реальной картины финансового положения любой организации необходима бухгалтерская отчетность.
Отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период [19].
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом состоянии организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Информацию о финансовом состоянии формируют в виде бухгалтерского баланса, информацию о финансовых результатах деятельности организации – в виде отчета о прибылях и убытках, информацию об изменениях в финансовом состоянии организации – в виде отчета о движении денежных средств.
Отчетный период – период, за который составляется отчетность [19].
Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность – это промежуточные отчетности, а отчетность за год – годовая отчетность.
Кроме того, в зависимости от места организации, которая составляет бухгалтерскую отчетность, в системе управления, бухгалтерская отчетность подразделяется на индивидуальную, консолидированную и сводную.
При составлении промежуточной бухгалтерской отчетности к ней предъявляют те же требования, что и к годовой отчетности [7].

1.2 Состав, содержание и основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

Согласно ст. 15 Закона от 12.07.2013 № 57-З установлен состав бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь.
Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об изменении собственного капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.
Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоят из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об использовании целевого финансирования;
- примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Месячная отчетность некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоит из бухгалтерского баланса.
Состав отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
Состав годовой отчетности Национального банка Республики Беларусь определяется законодательными актами Республики Беларусь.
Бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности и основным источником информации для широкого круга пользователей. В нем по состоянию на начало отчетного года и конец отчетного периода находят отражение в обобщенном виде активы организации по их видам и размещению, а также источники их образования [3, с.320].
Источником данных для заполнения отдельных статей заключительного бухгалтерского баланса является Главная книга и другие регистры журнально-ордерной и автоматизированной формы бухгалтерского учета.
Отчет о прибылях и убытках (ф.2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Он представляется одновременно с бухгалтерским балансом в составе как промежуточной, так и годовой бухгалтерской отчетности.
В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
В соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь по бухгалтерском учету все доходы и расходы в отчете о прибылях и убытках подразделены на три группы:
- доходы и расходы от обычных видов деятельности (от реализации товаров, продукции, работ, услуг;
- операционные доходы и расходы;
- внереализационные доходы и расходы.
Порядок представления данных в отчете зависит от признания организацией доходов исходя из характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения.
Информация в отчете о прибылях и убытках отражается по соответствующим строкам за отчетный период и за аналогичный период прошлого года для обеспечения сопоставимости и сравнимости ее показателей.
Отчет об изменении капитала (ф.3) содержит информацию об остатках на начало и конец года фондов и резервов организации, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учредительными документами, их изменении в течении года, а также о суммах прибыли и направлениях ее использования.
Отчет о движении денежных средств (ф. 4) содержит информацию о потоках денежных средств организации, учитываемых на счетах: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в валюте Республики Беларусь с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода.
При наличии (движении) денежных средств в иностранной валюте сначала составляют расчет в иностранной валюте по каждому ее виду, после чего данные каждого расчета пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату, когда была совершена хозяйственная операция, и суммируются при заполнении соответствующих строк отчета.
Показатели формы заполняются в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности [3, с.321].
Общие требования к бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь даны в ст. 14 Закона от 12.07.2013 № 57-З. Перечислим эти требования.
Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – промежуточную (квартальную, месячную) отчетность.
Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
Отчетным периодом для промежуточной отчетности является период с
1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
При создании организации первым отчетным периодом для годовой отчетности является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря, для промежуточной отчетности – с даты ее государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность.
Отчетность составляется в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Показатели отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета.
Отчетность организации подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.
Содержащаяся в отчетности организации информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Индивидуальная отчетность составляется:
- в организации, не являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам;
- в организации, являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам, – без учета отчетности ее унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ;
- в организации, входящей в состав участников хозяйственной группы и (или) холдинга, – без учета отчетности юридических лиц, с которыми организация объединена в хозяйственную группу и (или) холдинг.
Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.
Порядок составления индивидуальной и консолидированной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов, за исключением индивидуальной отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, – Национальным банком Республики Беларусь).
Сводная отчетность составляется по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления, или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, или входящих в состав государственного объединения, или по иной группе организаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.
Порядок составления сводной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
Особенности составления и представления отчетности при реорганизации или ликвидации организации устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (для банков – Национальным банком Республики Беларусь).
Согласно ст. 3 Закона от 12 июля 2013 г. № 57-З к бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования.
Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.
Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).
Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.
Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.
Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.
Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.
Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.
Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации [19].

1.3 Значение и задачи оценки бухгалтерского баланса

По своему составу информация, аккумулирующаяся на предприятии, весьма разнообразна. Анализ же финансового состояния базируется на определенной информационной системе.
Большинством учеными и специалистов 1990-х гг. и 2000 – х гг. финансовая устойчивость организации оценивается по результатам финансового состояния либо финансового состояния и финансовых результатов по данным бухгалтерского баланса либо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Авторами применяются по совокупности или отдельно методические подходы к оценке финансовой устойчивости, основанные на :
- определении величины чистых активов;
- сравнении абсолютных величин перегруппированных статей бухгалтерского баланса с целью определения излишка (недостатка) средств для формирования запасов затрат («методика определения (типа финансвовой устойчивости»);
- использовании в совокупности тех или иных групп относительных показателей, как существовавших ранее, так и появившихся в рассматриваемом периоде коэффициентов, характеризующих состояние основных и оборотных средств, структуру пассива (финансовую независимость) и др. [21, с.28].
Содержащаяся в бухгалтерском балансе информация дает возможность оценить финансовое положение организации на отчетную дату.
Задачами оценки бухгалтерского баланса являются: по данным бухгалтерского баланса произвести анализ структуры активов организации, эффективности использования оборотных средств, платежеспособности и кредитоспособности организации.
В настоящем исследовании проведены расчеты соответствующих показателей по данным бухгалтерского баланса предприятия УП «КОМСЕРВИС» (Приложение Д).

1.4 Нормативно-правовая база, регламентирующая бухгалтерскую отчетность

Основными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регламентирующими бухгалтерскую отчетность, являются:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005 № 83 «Об утверждении Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок» (далее - Инструкция № 83);
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов (далее - Типовой план счетов, Инструкция № 50);
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных
элементов», пп. 13-15 (далее – постановление Минфина № 102);
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке составления представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 2 «Об отдельных вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности страховыми организациями и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 207 «Об утверждении Инструкции об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности товариществами собственников»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 2 декабря 2003 г. № 161 «Об утверждении Инструкции о порядке представления и публикации бухгалтерской отчетности страховыми брокерами Республики Беларусь»;
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)» (далее - постановление МНС № 82).
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон от 12.07.2013 № 57-З) обеспечивает более системное и в отдельных моментах более детальное регулирование вопросов бухгалтерского учета и отчетности по сравнению с действовавшим Законом РБ от 18.10.1994 «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – предыдущий Закон). Закон от 12.07.2013 № 57-З вступил в силу, за исключением норм, касающихся сертификации главных бухгалтеров общественно значимых организаций, с 1 января 2014 г.
С 2014 г. на подзаконном уровне вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются новой разновидностью нормативных правовых актов – национальными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, принимаемыми Министерством финансов Республики Беларусь и определяющими правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности. Наряду с ними могут приниматься и иные нормативные правовые акты Министерства финансов Республики Беларусь, в частности инструкции.
Из сферы регулирования предыдущего Закона исключены некоторые вопросы бухгалтерского учета и отчетности, например вопросы отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета (части четвертая – седьмая ст. 12 предыдущего Закона). Теперь соответствующий порядок поручено устанавливать Министерству финансов Республики Беларусь (для банков – Национальному банку Республики Беларусь).
Ранее данные вопросы регулировались как предыдущим Законом, так и
гл. 9 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007
№ 180.
Существенных изменений в вопросы составления первичных учетных документов Закон от 12.07.2013 № 57-З не привнес. В нем реализованы уже знакомые нормы Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» [20].
Новацией является правило п. 6 ст. 10 Закона: первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) [6, c. 66] .
Исключена возможность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности лично руководителем унитарного предприятия. Напомним, что Законом, действовавшим до 1 января 2014 г. такое допускалось, если это было закреплено в уставе предприятия, независимо от наличия у руководителя соответствующего образования и опыта работы.
Право вести учет и составлять отчетность лично получили руководители микроорганизаций (в т.ч. унитарных предприятий, отвечающих установленным критериям микроорганизации), товариществ собственников, общественных и религиозных организаций (объединений), но лишь при условии, что они:
– имеют высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
– не имеют непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности [6, c. 70].
Перечисленные в настоящем пункте исследования (после Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З) постановления Министерства финансов Республики Беларусь отражают особенности порядка составления и представления бухгалтерской отчетности организациями (различными по формам и видам деятельности).
Постановление МНС № 82 содержит применяемые в 2013 г. формы налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, книги учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), уведомлений о переходе с одной системы налогообложения на другую, иной учетной и отчетной документации, а также инструкции о порядке заполнения этих форм, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Исследование, проведенное в первой главе курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы.
Отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период.
Отчетность подразделяется в зависимости от сроков представления на годовую, квартальную и отчетность за месяц (последние две называются промежуточными отчеnностями).
В зависимости от уровня организации в иерархии системы управления бухгалтерская отчетность подразделяется на индивидуальную, консолидированную и сводную.
Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
Новый закон «О бухгалтерском учете и отчетности», вступивший в силу с 1 января 2014 г., существенных изменений в вопросы составления первичных учетных документов Закон от 12.07.2013 № 57-З не привнес. В нем реализованы нормы Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».
Новацией является правило п. 6 ст. 10 Закона: первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) [6, c. 66] .
Исключена возможность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности лично руководителем унитарного предприятия.
В целом нормативно-правовая база, регламентирующая бухгалтерскую отчетность в Республике Беларусь, является достаточной для определения порядка бухгалтерской отчетности в стране и требований к этой отчетности.
Нормативно-правовая база, регламентирующая бухгалтерскую отчетность в Республике Беларусь, состоит из основополагающего Закона от 12.07.2013 № 57-З и ряда постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Совершенствование законодательства в нашей стране (в сфере экономики) происходит с учетом последующего внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Республике Беларусь.























ГЛАВА 2
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщающего отражения в денежном измерении хозяйственных средств организации по составу и размещению, а также источником их образования на определенную дату [2.,с.27].
Бухгалтерский баланс является также основной формой бухгалтерской отчетности.
В соответствии с законодательством бухгалтерский баланс имеет четко регламентированную структуру.
В графе «На начало года» бухгалтерского баланса показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы «На конец периода» предыдущего года (заключительный баланс предыдущего года).
В графе «На конец периода» показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).
Статьи актива и пассива отражаются по отдельным строкам, соответствующим тем или иным показателям баланса, а сами показатели для удобства построчно обозначены соответствующими кодами, приведенными в графе 2 формы бухгалтерского баланса.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок
обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Важнейшими статьями внеоборотных активов являются нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, доходные вложения в материальные ценности и долгосрочные финансовые вложения.
К нематериальным активам относятся следующие объекты:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания,
наименование места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
- исключительное право на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающих из лицензионных и авторских договоров;
- право на пользование природными ресурсами, землей [5].
По статье «Основные средства» бухгалтерского баланса отражаются внеоборотные активы в виде зданий, сооружений, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей и других аналогичных объектов, используемых свыше 12 месяцев.
По статье «Незавершенное строительство» показывается стоимость незаконченного строительства, осуществляемого как хозяйственным, так и подрядным способом.
В качестве доходных вложений в материальные ценности в бухгалтерском балансе отражается имущество организации, имеющее материально-вещественную форму (здания, оборудование и др.) предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода (аренда).
К долгосрочным финансовым вложениям относят долгосрочные инвестиции в государственные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, вклады организации-товарища по договору простого товарищества.
В разделе «Оборотные активы» отражаются средства организации, используемые ею, как правило, в течение одного года.
В подразделе «Запасы» отражаются остатки активов, используемых в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи; предназначенных для продажи (готовая продукция, товары, товары отгруженные); используемых для управленческих нужд организации.
Кроме того, в подразделе «Запасы» особо выделяются затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходы будущих периодов.
Незавершенное производство - продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.
Расходы будущих периодов - расходы, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежащие погашению в следующих отчетных периодах путем списания на издержки в течение срока, к которому они относятся.
По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается налог на добавленную стоимость, относящийся к приобретенным ценностям, еще не предъявленный бюджету к зачету.
Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе представляется с
подразделением на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочную (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты). В подразделе «Краткосрочные финансовые вложения» отражаются краткосрочные (на срок не более одного года) инвестиции в государственные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций и т. п.
В подразделе «Денежные средства» отдельными статьями показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, а также прочих денежных средств (денежные средства в аккредитивах, чековых книжках и т.п.).
Таким образом, актив баланса характеризует состав хозяйственных средств организации.
С другой стороны, в пассиве показывается, каких источников эти средства образованы.
В разделе бухгалтерского баланса «Капитал и резервы» показывают источники собственных средств.
По статье «Уставный капитал» отражают сумму средств, выделенных собственником организации для осуществления хозяйственной деятельности.
По статье «Добавочный капитал» отражают прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки; эмиссионный доход; другие операции, увеличивающие добавочный капитал в соответствии с положениями бухгалтерского учета.
По статье «Резервный капитал» отражаются остатки резервного капитала, создаваемого в соответствии с законодательством, и остатки аналогичных резервов, если их создание предусмотрено учредительными документами организации. По статье «Целевые финансирование и поступления» отражается остаток средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и т. п.
По статьям «Нераспределенная прибыль прошлых лет» и «Непокрытый убыток прошлых лет» отражаются суммы нераспределенной прибыли или непокрытого убытка прошлых лет. За отчетный период вся или часть суммы прибыли прошлых лет может быть использована на различные цели: пополнение резервного капитала, увеличение уставного капитала и т. п.
По статьям «Нераспределенная прибыль отчетного года» и «Непокрытый убыток отчетного» показывается нераспределенный (непокрытый) финансовый результат отчетного периода. В годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль прошлых лет», «Непокрытый убыток прошлых лет», «Нераспределенная прибыль отчетного года», «Непокрытый убыток отчетного года» показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и т. п.
В разделе баланса «Долгосрочные обязательства» показываются непогашенные суммы кредитов банков, займов, займов, полученных от других организаций, подлежащих погашению в соответствии с договором более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Непогашенные суммы кредитов и займов, полученных от других организаций, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, относятся к краткосрочным пассивам и показываются по статье «Займы и кредиты» раздела «Краткосрочные обязательства». В данном разделе также отражается кредиторская задолженность организации: поставщикам и подрядчикам; дочерним и зависимым обществам; персоналу организации; государственным внебюджетным фондам; бюджету и т.п. Особыми статьями в разделе отражаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов. Доходы будущих периодов - это доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. По статье «Резервы предстоящих расходов» отражается остаток средств, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу [5].

2.2 Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерского баланса

При подготовке к составлению и при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2013 г. главный бухгалтер УП «КОМСЕРВИС» руководствуется положениями действовавшего в 2013 финансовом году Закона о бухучете. Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности за 2014 г. осуществляются в соответствии с Законом от 12.07.2013 № 57-З.
Прежде чем приступить к заполнению годового бухгалтерского отчета, главный бухгалтер УП «КОМСЕРВИС» выполняет реформацию баланса. Делается это заключительными записями отчетного года следующим образом.
В соответствии с Типовым планом счетов [12] закрываются все субсчета, открытые к счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», корреспонденцией с субсчетом 90-11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности»:
Д-т 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» - К-т 90-11;
Д-т 90-11 - К-т 90-2 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
Д-т 90-11 - К-т 90-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
Д-т 90-11 - К-т 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» и т.д.
Аналогичным образом закрываются все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы»:
Д-т 91-1 «Прочие доходы» - К-т 91-5 «Сальдо прочих доходов и расходов»;
Д-т 91-5 - К-т 91-2 «Налог на добавленную стоимость»;
Д-т 91-5 - К-т 91-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов»;
Д-т 91-5 - К-т 91-4 «Прочие расходы».
В итоге сальдо по счетам 90 и 91 должно отсутствовать как в синтетическом (в целом по счету), так и в аналитическом учете (по каждому субсчету в отдельности).
Далее заключительной записью декабря 2013 г. сформировавшееся на счете 99 «Прибыли и убытки» сальдо, представляющее собой сумму чистой прибыли или убытка, переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» записью:
Д-т 99 - К-т 84 - если по итогам 2013 г. получена прибыль;
или Д-т 84 - К-т 99 - если по итогам 2013 г. получен убыток.
При составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2013 г. УП «КОМСЕРВИС» используются те же формы, что и год назад.
Заполняются следующие формы бланков:
- бухгалтерский баланс (Приложение А);
- отчет о прибылях и убытках (Приложение Б);
- отчет об изменении капитала (Приложение В);
- отчет о движении денежных средств (Приложение Г).
Согласно ст.16 Закона от 12.07.2013 № 57-З организации (за исключением бюджетных организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность:
- собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным на получение годовой индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;
- государственным органам, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям;
- иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным [19].
В соответствии с законодательством Республики Беларусь УП «КОМСЕРВИС», являясь коммерческой организацией, представляет годовую бухгалтерскую отчетность в вышестоящую областную организацию согласно утвержденному главным бухгалтером областной организации графику, в срок не позднее 5 марта года, следующего за отчетным годом.
Квартальную отчетность должна быть представлена не позднее 25 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного периода.

2.3 Особенности построения бухгалтерского баланса за рубежом

В мире существует чрезвычайно большое количество моделей учета. Различия этих моделей вызваны как историческими причинами, так и различиями условий окружающей среды, в которых функционируют предприятия различных стран.
Классифицировать их по всем параметрам невозможно, да и вряд ли нужно. Можно, тем не менее, выделить две классификации, которые достаточно просты. В первой классификации деление осуществляется по «географическому» принципу. Естественно, страны относятся к каждой из моделей не по степени географической близости, а по степени сходства их учетных практик:
- Британо-американская модель - основана на удовлетворении потребностей мелких и средних инвесторов в условиях высокоразвитых фондовых рынков. Для нее характерна максимальная степень и качество раскрытия информации, а также сравнительно невысокая степень государственного вмешательства.
- Континентальная модель - основными финансовыми донорами в большинстве европейских стран являются банки. Меньшая актуальность общедоступной информации для банков, которые обычно принимают участие в управлении предприятиями, которые они кредитуют, приводит к тому, что качество раскрытия информации в этих странах ниже, и государство предпринимает определенные усилия по его увеличению.
- Латиноамериканская модель - отличие этой модели в том, что она четко сориентирована на нужды государства, прежде всего налоговые. Для стран этой модели характерна большая унифицированность и меньшая сложность отчетности. Также для них характерны развитые механизмы учета инфляции. К этой модели, как видно из названия, относятся прежде всего страны Латинской Америки.
Вторая типизация осуществляется не только путем выделения характерных типов и черт систем учета, но и их иерархическим подчинением друг другу.
Верхний уровень иерархии определяет то, на какие экономические цели ориентируется учетная система страны - макро- или микроэкономические. Потом осуществляется градация в зависимости от того, на что ориентируется страна в построении системы учета - на теоретические разработки, или на практические потребности (либо делового мира, либо законодательства).
Наконец, в системах, ориентированных на практику, можно осуществить деление по тому, как осуществляется регулирование - при помощи законодательства (Британская система и Германия), или основную роль играют
подзаконные акты [10].
В большинстве американских концепций по финансовому учету цели учета как таковые не формулируются, а формулируются цели финансовой отчетности. Согласно SFAC 1 (Statement of Financial Accounting Concepts - положение о концепциях финансового учета) эти цели формулируются так:
Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. Информация должна быть исчерпывающей и доступной к восприятию лицами, компетентными в сфере коммерческой деятельности и желающими изучать эту информацию. Информация финансовой отчетности должна помочь реальным и потенциальным инвесторам, кредиторам и другим ее пользователям в определении сумм и сроков инвестиций, будущих поступлений денежных средств от дивидендов или процента, выручки от продаж, размера и срока погашения платежей за ценные бумаги или по ссудам. Поскольку движение денежных средств инвесторов и кредиторов зависит от денежных потоков предприятия, финансовая отчетность должна обеспечивать их информацией о размерах сумм и времени будущего прироста денежных средств данного предприятия.
Финансовая отчетность должна содержать информацию об экономических ресурсах предприятия, дебиторской задолженности, а также результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют эти ресурсы и задолженность.
При общем сходстве целей и задач финансового учета и отчетности в США и бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь акценты в них расставлены по-разному.
В США приоритет отдается принятию эффективных решений на базе данных отчетности, достоверность данных просто подразумевается как необходимое условие, а в Республике Беларусь приоритетным является просто достоверное отражение экономических событий, т.е. отечественный подход носит более ограниченный характер.
Счета актива, пассива и собственного капитала в бухгалтерском учете в США носят характер постоянных счетов, сальдо которых всегда отражается в балансе [4, с. 27].
Исключение составляют только счета собственного капитала, носящие название «Изъятие капитала» и «Вложения капитала» для такого типа коммерческих организаций, как предприятия единоличного владения и товариществ. Данные счета могут закрываться при реформации баланса.
Счета доходов и расходов в бухгалтерском отчете США носят название временных счетов: в конце отчетного периода они закрываются, и определяется финансовый результат работы предприятия в виде прибыли или убытка. Это некоторые аналоги счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы» белорусского бухгалтерского учета.
По иному трактуются операции с наличностью.
Чаще всего под наличностью понимают денежные средства на расчетных счетах и в кассе. Объем денежных средств кассы может быть фиксирован, а все изменения, связанные с официальными расходами, могут проводиться на специальном счете. Изменения устанавливаются путем инвентаризации.
Способы оценки активов и пассивов в США опираются на принципы осмотрительности [4, с. 28]. Стоимость активов отражается по правилу низшей оценки из двух сумм: из себестоимости (первоначальной, восстановительной стоимости) и рыночной цены (справедливой или возмещаемой стоимости). Разница между этими двумя суммами по производственным запасам может списываться либо на себестоимость реализованной продукции, либо на убытки предприятия.
В отечественном бухгалтерском учете не используются понятия справедливой и возмещаемой стоимости.
В зарубежном бухгалтерском учете применяются и вероятностные подходы. Это касается, например, дебиторских задолженностей. Чтобы наиболее достоверно оценить их величину, необходимо оценить финансовую надежность фирм – покупателей или вероятность оплаты ими поставленной им продукции.
Вероятностным оценкам в зарубежной финансовой отчетности подвергаются и непредвиденные убытки. Они могут начисляться, согласно международным нормам, в том случае, если событие вероятно и его сумма может быть определена в разумных пределах. Непредвиденная прибыль никогда не начисляется [4, с. 29].

2.4 Совершенствование бухгалтерского баланса с учётом международных стандартов финансовой отчетности

Беларусь, как и многие другие страны мира, вовлечена в процесс гармонизации национальных систем бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами.
Внесенные Министерством финансов Республики Беларусь изменения законодательства по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности направлены на защиту интересов субъектов хозяйствования, повышение достоверности бухгалтерской отчетности и качества оказываемых аудиторских услуг.
Стратегия применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Республике Беларусь отражена в Законе 12.07.2013 № 57-З.
МСФО будут вводиться в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. Необходимые для этого меры должны быть приняты до 1 января 2016 года.
Годовая отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь будет составляться за 2016 год и последующие годы:
- банками – консолидированная и индивидуальная отчетность;
- иными общественно значимыми организациями (за исключением банков) – только консолидированная отчетность [19].
Предложенная отечественным специалистом Е.А.Лабковой методика- попытка создания концептуальной модели перевода белорусской отчетности на международные стандарты.
Процесс трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями МСФО следует проводить поэтапно [9].
Первый этап - сбор и ана¬лиз информации о нематери¬альных активах по данным синтетических и аналити¬ческих счетов для дальней¬шей трансформации.
Раз¬личия в подходах к учету нематериальных активов в Беларуси и международных стандартах обусловливают необходимость корректиров¬ки состава нематериальных активов (реклассификации). На финансовый результат списывается ряд активов, которые не могут быть отра¬жены в отчетности согласно требованиям МСФО. При этом расходы по начислен¬ной амортизации необходимо восстановить. Активы, кото¬рые учитываются согласно требованиям МСФО, но при этом списываются на теку¬щие затраты, как принято у нас, нуждаются в обратной корректировке. Необходимо составить рабочую транс¬формационную (разработочную) таблицу, содержащую данные о нематериальных активах для реклассифика¬ции, так как сведения общей оборотно-сальдовой ведомо¬сти не позволяют сформи-ровать детальную информа¬цию о данном виде активов. В таблице отражаются (для последующего включения в стоимость нематериальных активов) остатки по счету 08 субсчет 9 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» по расходам на изобретения; счету 08 субсчет 6 «Приобре¬тение и создание нематери¬альных активов» и счету 97 «Расходы будущих перио¬дов» - стоимость лицензий и программного обеспечения.
Второй этап - формиро¬вание учетной политики в соответствии с требовани¬ями МСФО в части немате¬риальных активов. В МСФО перечень информации, под¬лежащей раскрытию в учет¬ной политике организации, значительно шире, чем в нашей стране, и позволяет пользователям отчетности получать более достоверную информацию о состоянии не-материальных активов. Сле¬довательно, нужно внести дополнения в Положение по учетной политике, соот¬ветствующие требованиям МСФО.
На третьем этапе надо сформировать рабочий план счетов в соответствии с МСФО. Бухгалтерский учет обладает свойством универ-сальности: главной техноло¬гической идеей и в МСФО, и в отечественных стандартах является принцип двойной записи (различия в методах учета и представлении ин¬формации). А основой для ведения учета как в Белару¬си, так и по МСФО является план счетов. Поэтому необхо¬димо создать такой рабочий план счетов в соответствии с МСФО, который позволял бы производить выборку не¬обходимой информации из белорусских счетов (субсче¬тов) и переносить ее на счета (субсчета) МСФО.
Исходя из практики бухгалтерского учета орга¬низаций различного типа, учитывая требования между¬народных стандартов и мне¬ния ученых-экономистов, при ведении бухгалтерско¬го учета нематериальных активов разумно использо¬вать многоуровневую систе¬му аналитического учета к счету 04 «Нематериальные активы». Аналитические счета предназначены для подробной характеристики объектов бухгалтерского учета и используются для детализации синтетического счета (субсчета).
Такая организация ана¬литического учета (то есть процесс отражения инфор¬мации на аналитических счетах) дает возможность систематизировать данные об объектах нематериаль¬ных активов в зависимости от объема получаемых прав на объект, производить необ¬ходимую выборку по видам нематериальных активов. Предлагаемая систематиза¬ция нематериальных акти¬вов позволит упорядочить их аналитический учет и сформировать основу для дальнейшей подготовки от¬четов в требуемом формате.
Четвертый этап - ввод остатков по счетам бух¬галтерского учета по бело¬русскому плану счетов из оборотно-сальдовой ведомо¬сти в рабочие документы трансформации, в кото¬рых отражены отличия в правилах учета (основной лист по реклассификации нематериальных активов). На этом этапе переносятся остатки по тем активам, ко¬торые в соответствии с тре¬бованиями МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» могут быть признаны в каче¬стве нематериальных. При этом переносятся суммы со счета 04 «Нематериальные активы», счета 05 «Амор¬тизация нематериальных активов», счета 08 субсчет 9 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и техно-логических работ», счета 08 субсчет 6 «Приобретение и создание нематериальных активов», счета 97 «Расходы будущих периодов» на счета учета нематериальных акти¬вов по требованиям МСФО в необходимой детализации.
На пятом этапе следует собрать информацию, не¬обходимую для проведения корректировок и формиро¬вания дополнительных кор-ректирующих записей по не¬материальным активам, не предусмотренных белорус¬ской системой бухгалтер¬ского учета, но требуемых МСФО. Такими записями яв¬ляются начисление резервов по обесценению активов и отражение изменений в оце¬ночных значениях. Собран¬ные данные и выявленные отклонения, зафиксирован¬ные в рабочих документах, заносятся в итоговую транс¬формационную таблицу.
Итоговые результаты реклассификации и корректи¬рующие записи по немате¬риальным активам следует переносить в итоговую транс¬формационную таблицу (общий лист трансформации), в которой содержатся сведения о всех активах, обязатель¬ствах, капитале, доходах и расходах организации. Све¬дения, полученные на данном этапе, являются основанием для отражения информации о нематериальных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
На заключительном эта¬пе нужно привести формы бухгалтерской отчетности в соответствие с МСФО. Проанализировав содержа¬ние бухгалтерской отчетно¬сти Республики Беларусь и методику ее составления, можно сделать вывод, что в отечественной отчетности раскрывается ограниченный объем инфор¬мации о нематериальных активах, в то время как МСФО (IAS) 38 содержит бо¬лее широкий перечень аспектов учета, которые должны раскрываться в отчетности [9].
С учетом изложенного на основании требований МСФО Е.А. Лабковой разработано дополне¬ние к бухгалтерской отчет¬ности «Отчет о наличии и движении нематериальных активов», кото¬рое позволяет получать исчер-пывающую и доступную для восприятия информацию по отдельным видам нематери¬альных активов за отчетный период.
Использование предло¬женных принципов и по¬следовательности транс-формации бухгалтерской (финансовой) отчетности позволит организа¬циям сформировать модель трансформации и получить информацию, соответствую¬щую требованиям МСФО.
Исследование, проведенное во второй главе курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы.
Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. Информация должна быть исчерпывающей и доступной к восприятию лицами, компетентными в сфере коммерческой деятельности и желающими изучать эту информацию.
Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщающего отражения в денежном измерении хозяйственных средств организации по составу и размещению, а также источником их образования на определенную дату.
Бухгалтерский баланс является также основной формой бухгалтерской отчетности.
УП «КОМСЕРВИС» составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, обеспечивает ее полноту и достоверность.
Совершенствование бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь происходит с учетом требований МСФО.
МСФО будут вводиться в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. Необходимые для этого меры должны быть приняты до 1 января 2016 года.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного в курсовой работе исследования можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день роль бухгалтерской отчетности возрастает как в экономике отдельной организации, так и в экономике всей страны.
Бухгалтерская отчетность, как никакая иная отчетность, позволяет получить всем заинтересованным пользователям наиболее полную информацию о финансовом положении организации.
Новый Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» является усовершенствованным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок составления, утверждения и предоставления бухгалтерской отчетности с учетом современных требований экономики страны.
Для всех организаций в Республике Беларусь существует единая типовая форма составления бухгалтерского баланса.
УП «КОМСЕРВИС» составляет, утверждает и предоставляет полную, своевременную и достоверную бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Особенности составления бухгалтерской отчетности в зависимости от вида деятельности предприятия регламентированы постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь.
Стратегия применения МСФО в Беларуси определена в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 № 57-З.
В результате сближения с международными стандартами в сфере отчетности и аудита иностранный инвестор и любой иной внешний пользователь смогут с наибольшей полнотой оценить реальное финансовое состояние белорусской организации и принять экономически обоснованное решение об инвестировании средств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Азаренко, А.В. Пособие по теории бухгалтерского учёта /
А.В. Азаренко [и др.]. – Минск: Амалфея, 2004. – 120 с.
2 Бухгалтерский учет: учебное пособие / О.А.Левкович, И.Н. Тарасевич.-
7-е изд., перераб. и доп.- Минск: Амалфея, 2011.- 768 с.
3 Бухгалтерский учет: учебное пособие / П.Я. Папковская [и др.]; под общ. Ред. П.Я. Папковской. 2-е изд., испр.- Минск: Выш. Шк., 2011.- 335 с.
4 Кожарская, Н.В. Сравнительный анализ белорусских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Бухгалтерский учет и анализ, 2010 г., № 2. С. 26-33.
5 Комплексный экономический анализ: учебное пособие /Санникова И.Н., Стась В.Н., Эргардт О. И. и др.- М., 2003.- 293 с.
6 Коршекевич М. Комментарий. (Появятся национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности) // Главный бухгалтер, 2013 г., № 30 (798). С.66 -72.
7 Крупнова А. Рекомендации по подготовке промежуточной бухгалтерской отчетности - 2011 // Главный Бухгалтер, 2011 г., № 19 (691). С.
8 Международные стандарты финансовой отчетности: учебно-методическое пособие / Ю. С. Лещинская; Учреждение образования «Частный институт управления и предпринимательства». - Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2012. - [1], 78 с.
9 Лабкова, Е.А. Анализ различий в принципах формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности Республики Беларусь и МСФО / Е.А. Лабкова // Экономика. Финансы. Управление. – 2009. – № 6. – с. 92-95.
10 Михалкевич, А.П. Бухгалтерский учёт в зарубежных странах: учеб. пособие / А.П. Михалкевич. – 2-е изд. – Минск: ООО «Мисанта», 2003. – 202 с.
11 «Об отдельных вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности страховыми организациями и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 58, 8/21857.
12 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 143, 8/24548.
13 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 11, 8/24675.
14 «Об утверждении Инструкции об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности товариществами собственников». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 207 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 55, 8/20412.
15 «Об утверждении Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005 № 83 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 110, 8/12859.
16 «Об утверждении Инструкции о порядке представления и публикации бухгалтерской отчетности страховыми брокерами Республики Беларусь Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 2 декабря 2003 г. № 161 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 139, 8/10295.
17 «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 93, 8/22094.
18 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 12, 8/24697.
19 «О бухгалтерском учете и отчетности». Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2055.
20 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов». Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 34, 1/12429.
21 Уласевич, Ю.М. Развитие знаний о финансовой устойчивости: проблемы и пути их решения // Бухгалтерский учет и анализ, 2012 г., № 1.
С. 27- 32.