s
Sesiya.ru

Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II

Информация о работе

Тема
Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II
Тип Курсовая работа
Предмет История России
Количество страниц 28
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2015-01-06 13:15:28
Размер файла 43.25 кб
Количество скачиваний 298

Узнать стоимость работы

Заполнение формы не обязывает Вас к заказу работы

Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Кафедра Истории государства и права
Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II
Курсовая работа

Студентки 7 группы 1 курса Международно-правового института


Научный руководитель:
доцент




Дата сдачи:
Дата рецензирования:
Дата защиты:
Оценка:




Москва
2014





Оглавление








Введение…………………………………………………………….……3
Глава. 1. Идеология и практика просвещенного абсолютизма…………6
1.1 Философия просвещенного абсолютизма…………………………..6
1.2 Просвещенный абсолютизм в Европе………………..7
Глава 2 Просвещенный абсолютизм в России…………………………….11
2.1 Екатерина Великая. Ее видение просвещенного абсолютизма…………..11
2.2 Реформационная деятельность Екатерины Великой………………..17
Заключение…………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………….27






















Введение

Екатерина II Великая правила с 1762-1796 гг. Время ее правления ознаменовано подъемом культуры, расцветом российской экономики, успехами во внешней политики. За 34 года ее правления Россия существенно укрепила свои позиции на международной арене, а также, сумела добиться выхода к Черному морю с правом строительства военно-морского флота.
Данные исторические события являются одними из самых значимых в становлении нашего государства на мировой политической арене, формировании внутреннего уклада страны, следствием чего является современное положение России на карте мира.
Тема данной курсовой работы - «Реформы Екатерины II и ее законодательная деятельность» является достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны. Правление Екатерины II дало толчок для будущих правителей, учитывая ошибки прошлых лет. Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют «Веком Просвещённого Абсолютизма». Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной. Так же, актуальность данной темы заключается в закреплении, изученного материала и прослеживанию причинно – следственных связей развития нашего государства в юридической, экономической, культурной, политической сферах.
Однако, время правления Екатерины II также вошло в историю, как «Золотой век Российского дворянства». Широкие полномочия дворянского сословия были закреплены во второй половине XVIII века. Усиление позиций дворянства было возможным исключительно за счёт укрепления феодально-крепостнической системы экономики, при которой крепостные крестьяне служили основой существующего самодержавного строя.
Еще в конце XVII века в двух наиболее развитых европейских странах (Англия, Франция) стали зарождаться идеи Просвещения. Джон Локк, виднейший английский просветитель, выдвинул теорию о наличии у каждого человека естественных и неотъемлемых прав. Теории общественного договора, естественного права, суверенитета народа, равенства всех перед законом, представительного правления, вера в силу общественного мнения, в право каждой личности на свободу - проникали в общественное сознание русских людей . Большой интерес к просветительской философии проявляли наиболее образованные представители буржуазных кругов, видя в ней идеологическое обоснование слома изживших себя порядков.
Российское просвещение тесно связано с несколькими крупными личностями, таких как Радищев, Новиков, Ломоносов.
В широком смысле «просвещенный абсолютизм» - это тип монархического правления, направленное на совершенствование основных устаревших сфер общественной жизни и на реформы образования, поддержки культуры, совершенствование структуры абсолютной монархии. Согласно И.Н. Кузнецову, «просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызревания в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. «Просвещенный абсолютизм» отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных»1.
Н.М. Дружинин, указывая на неопределенность понятия «просвещенного абсолю¬тизма» в научной литературе, разделяет позицию Ю. М. Лотмана , согласно которой политику просвещённого абсолютизма следует рассматривать не только с исторических, но и правовых позиций. Н.М, Дружинин считает, что «Наказ» обосновал ранние акты Екатерины и лег в основу дальнейших указов 60—80-х годов .
Несмотря на то, что ее такую разностороннюю личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II - просвещенная государыня, для других – жестокий правитель, раздаривающий «крестьянские души», для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований.
События второй половины XVIII века нам не могут быть безразличны, не только как часть нашей истории, но и потому, что другие проблемы во времена правления Екатерины Великой актуальны и в наши дни, а многие мысли и суждения Екатерины II звучат так ярко и злободневно, будто высказаны только вчера.
Этим историческим событиям посвящено много литературы: экономической, исторической, юридической.
В отечественной историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы, педагогики или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий.
Политическая деятельность Екатерины Великой наилучшим образом рассмотрена в работах К.Валишевского , просветительская деятельность наиболее подробно освещена в работах В.О.Ключевского6, И.А.Заичкина2, П. Борзаковского3. В работах Б.Каменского детально рассмотрен вопрос о роли Екатерины II в продвижении идей просвещения, развития системы народного образования в России 4. В работах А.Брикнера, на мой взгляд, достаточно интересно описана деятельность Екатерины Великой в области здравоохранения, о проведении ею культурных мероприятий в России, литературной деятельности Екатерины и великих литераторах России эпохи Екатерины Великой 5.
Исходя из актуальности данного исследования, цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть значение
Объектом исследования является «просвещенный абсолютизм». Предмет исследования – законодательная, реформаторская деятельность Екатерины Великой.
В работе были использованы методы анализа и исторической реконструкции событий в годы царствования Екатерины, а так же сравнительно – исторический подход, хронологический метод исследования, так же привлекались книги из «Государственной публичной исторической библиотеки России».
Источниковая база работы основывается на изучении данной проблемы известных историковедов, различных документов, писем Вольтера и Екатерины II, трактата философско-юридического характера, написанного Екатериной Великой (Наказ Екатерины II).




Глава. 1. Идеология и практика просвещенного абсолютизма
1.1 Философия просвещенного абсолютизма

Абсолютизм- понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом, означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица - монарха. Связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие "абсолютной монархии". Допускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие латентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует известный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной социальной структуры и особенно наследственной аристократии), политических (абсолютизм способен к политической динамике, т.е. к расширенному политическому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государственного - Т.Гоббс, Ж.Боден. Понятие абсолютизма следует отличать от понятий авторитаризма и автократии. Идеалом выступал " просвещенный абсолютизм".
Так же есть и другое определение – «Абсолютизм»- обозначение в исторической литературе типа государственной власти, складывавшегося в различных странах в периоды их перехода от феодального сословного к гражданскому обществу. Отличался от более ранних форм деспотий и более поздних форм авторитарной и тоталитарной государственности. В русской исторической литературе XVIII - XIX вв., посвящение России, чаще употреблялся термин " самодержавие ". В.Н.Татищев, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и др. наделяли термины " самодержавие ", " самодержавная монархия " всеми основными признаками абсолютизма. ( В настоящее время вопрос о синонимичности терминов " самодержавие " и " Абсолютизм." подвергается сомнению). Типология Абсолютизм включает в себя следующие основные черты:
——сосредоточение законодательной, исполнительной, судебной власти в руках наследственного монарха;
—— наличие обширного разветвленного чиновничьего аппарата;
——централизация,
——унификация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления;
——наличие постоянных армии и полиции;
——регламентация всех видов службы и состояния сословий.
——Государственная власть получает самостоятельность по отношению к обществу.
1.2 Просвещенный абсолютизм в Европе

Политика абсолютизма в ряде европейских стран во
второй половине 18 века выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ — крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.).
Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (17621796). Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений. Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона. Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.
Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро,Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:
1. Т. Гоббс создал теорию общественного договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.
2. Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.
3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.
4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).
Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.
На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (1694–1778). Был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733). На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. ДАламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.
Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции. Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

























Глава 2 Просвещенный абсолютизм в России
2.1 Екатерина Великая. Ее видение просвещенного абсолютизма

Екатерина 2 , урождённая немецкая принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербская, дочь князя Ангальт-Цербстского, жена внука Петра 1. Родилась в 1729 году в Пруссии, в Штеттинском замке. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия) и автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка). Принцесса София приняла православное крещение 28 июня 1744 года архиепископом Новгородским и получила имя Екатерина1. Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией, в то время как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны, и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Пётр объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа. Отношения с ее мужем в период его короткого (186 дней) правления стали резко враждебными, что вынудило ее 28 июня 1762 года возглавить заговор, при поддержке братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой, И.И. Бецкого и др. Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах. Обязанная короною дворянской гвардии, достигнув трона чисто революционным путем, императрица Екатерина II в Манифесте 6 июля 1762 г. оправдывалась тем, что устраняя законного императора, она исполняет „желание всех сынов отечества, явленое и нелицемерное". Таким образом признавая себя императрицею волею народа, Екатерина тогда же, при вступлении на престол, заявила свое „искреннее и нелицемерное желание" „прямым делом доказать" насколько она хочет „быть достойной любви народа", для блага которого она решила возложить на себя бремя правления. 22 сентября (3 октября) 1762 года она была коронована в Москве. В манифесте о восшествии на престол указывается, что Екате¬рина II, «приняв бога и его правосудие себе в помощь, а особливо видев к тому желание всех наших верноподданных», взошла на престол1. В «Наказе» же самодержавная власть обусловливается: 1) «естественным» положением страны; 2) теологически; 3) теократически; 4) патриархальной теорией происхождения государ-ства2 . Так, в ст. 9 сказано: «Государь есть самодержавный, ибо; никакая другая, ;как только соединенная в его особе власть не мо¬жет действовати сходно со пространством столь великого государ¬ства». Как охарактеризовал её воцарение В. О. Ключевский, «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца».3




Екатерина II стремилась проводить официальную псевдо-просветительскую политику1 , политику «просвещенного абсолю¬тизма», цель которой — сохранить основные устои феодального по¬рядка, а отличительный признак—формальное признание принципов французского просвещения2 .
Задачи "просвещенного монарха” Екатерина 2 представляла себе так: "1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. Политическая мысль XVIII в. играла огромную роль в жизни общества — вплоть до конкретного влияния на действительность — отводила идеологическим построениям, прежде всего законодательному переустройству самых глубинных пластов общественной действительности.
Таким образом, просвещенный абсолютизм Екатерины II можно структурировать следующим образом: 1. Поддержка новых тенденций в экономике (развитие мануфактур, поощрение частного предпринимательства, защита отечественного производителя от иностранной конкуренции), при этом, не затрагивая личных и экономических интересов привилегированного дворянского сословия.
2. Формирование идеологии на основе видных французских просветителей: Дидро, Монтескье, Вольтер, Руссо, Д’Аламбер и др. Сохранилась переписка с Вольтером.
3. Преувеличенное представление о законности, законодательстве, справедливости.
4. Развитие науки, образования, попытка «создания» человека нового типа: послушных, образованных, лояльных государственной власти .
5. Проявление свободомыслия к европейским просветительским теориям.
6. Преследование русских общественно-политических деятелей, мыслителей, которые по своим взглядам отличались от понимания просвещенного абсолютизма Екатерины II: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев (в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», написанном в 1790 году, резко критикуется крепостное право России).
7. Ограничение религиозного влияния на жизнь общества.
В целом для эпохи и идеологии "просвещенного абсолютизма" характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения. Во второй половине XVIII в. уже раздавались голоса о невыгодности земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим было порицание продажи крепостных в розницу, без семьи и без земли; нередки были сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного от помещичьего произвола можно было, только ограничив право собственности и господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его органической связи с крепостничеством. В период завершения строительства военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны были не столько помещики, сколько полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного крестьянства.

Если официальной доктриной "просвещенного абсолютизма" были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм. "Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот", — поучала Екатерина II своих высших сановников.
При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных.

Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

До наших дней сохранилась переписка с Вольтером, имеющая историческую ценность и некоторые письма. Я хотела бы представить их в своей работе, чтобы было видно наглядно взаимоотношения с Вольтером и идеи, которые сподвигли Екатерину на перемены:

Москва, 15-26 марта [1767].1 1

«М. г. Я получила ваше письмо от 27-го февраля, в котором вы советуете мне совершить чудо, изменив климат моей страны. В былое время город, из которого я вам пишу, был весьма привычен видеть разного рода чудеса, или, вернее сказать, благодушные жители его чаще всего были согласны принимать самые обыкновенные вещи за проявление чудодейственных сил. В предисловии к Стоглавому собору царя Ивана Васильевича читала, что, когда царь свершил свое публичное покаяние, случилось такого рода чудо: ровно в полдень появилось солнце, и лучи его ударяли прямо на него и на головы всех собравшихся духовных лиц. Заметьте, что после открытой исповеди, сделанной громогласно, государь этот кончил тем, что стал упрекать в самых разных выражениях духовенство за его распутство, заклиная при этом весь собор непременно исправить его самого и направить на путь истинный также всех духовных его служителей. Теперь все изменилось. Петр Великий сочинил столько разных формальностей, необходимых для констатирования какого-либо чуда, а святейший Синод следует им с такой неукоснительной точностью, что я, право, боюсь представить на его суд до вашего приезда то, что вам угодно поручить мне. Впрочем, со своей стороны, я сделаю все, что будет только в моей власти, чтобы доставить Петербургу возможность дышать лучшим воздухом. Вот уже три года как заняты там осушением окружающих его болот посредством каналов,— срубкою сосновых лесов, густо покрывающих его каждую часть, и уже в настоящее время существуют три большие участка земли, населенные колонистами, там, где в былое время ни один человек не мог ступить ногой, не оказавшись по пояс в воде; прошлой осенью жители засеяли эти поля впервые рожью.
Так как вы довольно живо интересуетесь, как мне кажется, тем, что я делаю, то прилагаю к настоящему письму возможно менее плохой перевод на французский язык моего Манифеста, подписанный мною в прошлом году».





Петербург, 29 декабря 1766— 9 января 1767. 1 1

«М. г. Я только что получила ваше письмо от 22-го декабря, в котором вы решительно даете мне место среди небесных светил. Я не знаю, стоят ли эти места того, чтобы их домогаться, но я, во всяком случае, нисколько не желала бы находиться в числе всего того, чему человечество поклонялось столь долго. В самом деле, как бы ни было крошечно чувство самолюбия, но едва ли можно желать видеть себя в положении, равном с тем, которое принадлежит разным луковицам, кошкам, телятам, ослиным шкурам, быкам, змеям, крокодилам, животным всякого рода и пр., и пр. Ввиду такого перечисления благотворимых предметов, где тот человек, который решится мечтать о воздвигаемых ему храмах?
А потому, прошу вас, оставьте меня на земле; тут, по крайней мере, я буду в состоянии получать письма ваши и ваших друзей, Дидро и дАламбера, тут, по крайней мере, я могу быть свидетельницей того участия, с которым вы относитесь ко всему, что служит к просвещению нашего века.
Горе преследователям! Они вполне достойны быть сопричислены к такого рода божествам. Вот где их истинное место.
Впрочем, м. г., будьте уверены, что всякое ваше одобрение служит мне весьма сильным поощрением. <...>



















2.2 Реформационная деятельность Екатерины Великой

Историческое значение деятельности Екатерины Великой определяется довольно легко на основании того, что было сказано выше об отдельных сторонах екатерининской политики. Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства.

30 июля (10 августа) 1767 г. в Москве начала работу Уложенная комиссия, которой Екатерина II представила «Наказ» — трактат философско-юридического характера, излагавший взгляды императрицы на будущее законодательство и устройство России. В этот же день «Наказ» был издан в качестве руководства для депутатов Комиссии по разработке нового Уложения взамен «Соборного уложения» 1649 г. В «Наказе» впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
Трудно сказать, что подтолкнуло Екатерину к составлению «Наказа», знакомство ли с сочинениями европейских ученых, как писала она сама или несовершенство российского законодательства и безрезультативность кодификационных работ в предшествующий период.
Вероятно, Екатерина II желала создать новое законодательство. О старых русских законах, действовавших при ней, она отзывалась резко, считала их прямо вредными и, понятно, систематизировать их не желала: « При сочинении, хотя многое из старых законов почерпаемо, быть может, но они правилом не служат. …».1 1 Вопрос о новом своде законов взамен устаревшего Соборного уложения царя Алексея Михайловича (1649г.) был крайне актуальным для русского правительства, начиная с Петра I. Уложенные комиссии, работавшие при нем, при императрицах Анне и Елизавете, собрали много материала, а последняя подготовила и ряд важных проектов, но все планы так и не получилось воплотить в реальность,т.к они были «нежизнеспособны». Екатерина решила пойти другим путем.
В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования - созыву комиссии для составления нового Уложения.
Важнейшая особенность екатерининской комиссии состояла в том, что императрица составила «Наказ» (1765-1767гг.), неведомом предшествовавшим комиссиям с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии. В сочинении формулировались принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста «Наказа» заимствована из трактата Ш. Монтескье (1689-1755гг.) «О духе законов». В нём автор изложил теорию возникновения законов под влиянием естественных и социальных условий. По его мнению: «законы должны соответствовать физическим свойствам страны, её климату... положению, размерам, образу жизни её народов... степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям…».2
Философ создал учение о происхождении и сущности государства. Он утверждал, что на государстве лежит долг обеспечения граждан средствами к жизни, что оно должно исходить из блага народа. Монтескье считал, что государство справедливо по природе. Несправедливости и произвол присущи не государству, а его правительствам и должностным лицам.
Другим источником для законодательного творчества Екатерины был опубликованный в 17б4 г. трактат «О преступлениях и наказаниях» итальянского юриста Ч. Беккариа (1738-1794гг.). Это произведение немало способствовало смягчению европейского уголовного права.
Беккариа выступал с решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства, так как оно допускало в качестве средств наказания смертную казнь, жестокие истязания, конфискацию имущества. Беккариа обосновал принцип защиты прав личности, необходимость проведения государственной политики по предупреждению преступлений, недопустимость наказаний за политические и религиозные убеждения.
Еще она так же использовала при написании «Наказа» «Энциклопедию» Д. Дидро и Даламбера. В тексте документа по подсчетам О.А. Омельченко в целом: «…заимствования составили более 80% статей и 90% текста».3 Однако по своей концепции Наказ был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского просвещенного абсолютизма.
В июле месяце 1767ггода «Наказ» был готов и вручен комиссии. Этому всепоглощающему труду она отдала два года. Императрица тратила на него по 15 часов в сутки. А в январе того же года она писала к Даламберу о ходе своих работ: «Более
половины мною зачеркнуто, разорвано и сожжено, и, Бог ведает, что станется с остальным; однако придется решиться к назначенному мною сроку».1 Получилось пространное, теоретическое и местами радикальное произведение, по прочтении которого окружение императрицы пришло в ужас, и ей пришлось вычеркнуть почти половину текста.
Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов» , 106 - к книге «О преступлениях и наказаниях» разделенных на пять разделов:
1.) общие принципы устройства государства (первые пять глав, 38 статей);
2.) основы государственного законодательства и общие формы правовой политики (главы 6-7,40 статей);
3.) уголовное право и судопроизводство (8-10 главы);
4.) основы сословно-правовой организации (11-18 главы);
5.) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой реформы (19-20 главы).
В 1768г. текст «Наказа» был дополнен двадцать первой главой, содержащей основы административно-полицейского управления и главой двадцать второй о регулировании государственных финансов.
«Наказ комиссии уложения,- говорит она,- ввел единство в правила и в рассуждения, не в пример более прежнего: стали многие о цветах судить по цветам, а не яко слепые о цветах. По крайней мере, стали знать волю законодавца и по оной поступать».12
Просвещенный абсолютизм характеризуется в «Наказе» принципами самодержавия, законности, гражданского общества.
В итоге члены Комиссии оказались не готовы воспринять принципы, изложенные в «Наказе». Под предлогом начала войны с Турцией общее собрание Комиссии было закрыто в январе 1769 г. Сама Уложенная комиссия была официально распущена императрицей в декабре 1774 г.

Источником права последующих реформ Екатерины II должен был послужить новый свод законов, призванный сменить старое несовершенное законодательство. Основным источником права в период становления абсолютный монархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами, утверждёнными докладами (резолюциями монарха) и другими формами актов. В 80-х гг. XVII в. делались неоднократные попытки привести в систему и в соответствие с Соборным уложением ряд "новоуказных статей". Давались указания по составлению проектов новых законов по делам, не урегулированным в действующем законодательстве.
В первой четверти XVIII в. можно отметить новые черты, свойственные законодательству, — оно становится более четким по форме и менее казуальным, усиливаются черты юридического формализма и абстрактности. Впервые появляется указание на то, что закон обратной силы не имеет, подчеркивается неукоснительность его исполнения. Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Последний предлагал свое толкование императору, принимавшему окончательное решение по существу. С 1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно в среднем издавалось около 200 нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Следует отметить регулярные попытки правителей XVIII века начать работу над единым сводом законов. Обобщение и унификация кодификационной работы привела к появлению единых отраслевых сводов нормативных актов. Своды строились на систематизации, рецензии и обобщении практики правоприменения. Время вступления в силу, сфера действия, компетенция органов часто оговаривалась отдельными указами. Комиссии по систематизации законодательства формируются на регулярной основе в течение всего XVIII века. Основным источником права были регламенты, манифесты, именные и обычные указы, а также уставы. Для системы правовых источников в целом в период становления абсолютизма было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой, и особенно обычаем1 .
В 1754 г. Елизавета Петровна организовала созыв первой Уложенной комиссии, призванной переработать старую систему права и создать новую. Уложенная комиссия действовала с 1754 по 1763 г., когда вошедшая на престол Екатерина II (1762 г.) распустила ее (хотя официально комиссия была ликвидирована в 1766 г.). Часть запланированных проектов были завершены, а именно о суде, о розыскных делах и о состоянии подданых вообще. Согласно этим проектам вводился сословный суд, судебные и административные функции объединялись (поэтому многие органы власти совмещали их), регламентировались полномочия судей и порядок судопроизводства, четко классифицировались преступления, тяжесть и мера наказания. Система права закрепляла неравенство по сословному, религиозному и национальному признаку.
Если в 1762 г. Екатерина II не чувствовала еще под собою твердой политической почвы и поэтому готова была давать своим подданным какие угодно обещания, вплоть до туманных намеков на конституцию, то ко времени созыва Уложенной Комиссии она успела приобрести некоторый правительственный опыт и была в значительной мере спокойнее за целость и неприкосновенность своей власти. Уложенная комиссия была сформирована на выборной основе, не включая только представителей владельческих крепостных крестьян. Целью созванной Уложенной комиссии являлась выработка «разумных законов», которые бы четко зафиксировали права и обязанности всех сословий, хотя в конечном итоге цель не была достигнута. Главная задача "Наказа" — указать на необходимость стабильности правовой системы, выделить в ней определяющие принципы и систему основных норм.Комиссия составила три части Уложения: часть I — "О суде", часть II — "О розыскных делах", и часть III — "О состояниях подданных вообще". Все три части были не раз пересмотрены, почему и дошли до нас в нескольких редакциях 1. Возглавил Уложенную комиссию видный деятель эпохи Екатерины II Н.И. Панин. Как отмечает А.А. Кизеветтер, на страницах различных публицистических изданий и политических проектов всего XVIII века постоянно встречается в разных формах мысль о необходимости «народосоветия» в делах законодательства. Публицист 20-х гг. XVIII века Иван Посошков писал в своем трактате «О скудости и богатстве»: к составлению нового уложения следует избрать по несколько человек от каждого сословия до крестьянства включительно, передать с делегатами некоторые наказы, которые должны были быть обсуждены общим голосованием и предложить их Императорскому Величеству 1. Как отмечает В.Н. Бочкарев, в Законодательной Комиссии 1767 г. впервые после прекращения созыва Земских Соборов, еще при царе Алексее в средине XVII в., получили возможность встретиться и высказаться по назревшим политическим вопросам верховная власть в лице Екатерины II и русское общество в лице различных сословных избирателей с одной стороны и депутатов, выбранных ими для составления проекта нового Уложения, с другой 2.
Реально внутри комиссии шла борьба за дальнейшее расширение привилегий дворянства. Крепостное право хоть и обсуждалось, но реально не отменялось. Екатерина II сделала попытку демократическим путем создать законодательную систему, которая бы укрепила основы самодержавия и усилила позиции дворянства, при этом не вмешиваясь в основы феодально-крепостнической системы. К работе комиссии привлекались выборные депутаты от всех сословий, однако интересы крепостных крестьян, 53% населения Российской империи, были представлены их помещиками. В работе Уложенной комиссии принимали участие 564 депутата( 40% дворяне), которые привезли 1465 наказа от своих выборщиков. Основные требования можно сгруппировать по нескольким группам:
а)Введение монополий на торговлю только для купечества, расширение прав купечества,
б)упрощение процедуры покупки, продажи, закладывания поместий; создание органов дворянского самоуправления на местах,
в)увеличить земельные наделы для государственных крестьян, снизить налоги,
г)уравнение прав национальных меньшинств с русскими.

Чтобы предотвратить крестьянские выступления, Екатерина II решила провести реформу управления на местах. В 1775 г. было проведено более чёткое территориальное деление империи. Территория страны стала делиться на административные единицы с определённым количеством податного (платившего налоги) населения. Самой крупной территориально - административной единицей стала губерния. В каждой губернии должно было проживать 300 - 400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинён ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. В целях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинские части и команды. К середине 90-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний. Губернии делились на уезды по 20 - 30 тыс. душ населения. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан - исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан-исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде. Город представлял самостоятельную административную единицу. Управлял городом городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился на части в 200 - 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 - 100 домов во главе с квартальным надзирателем.
Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд (См. схему «Судебные учреждения губернии и уезда в конце 18 века»). После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших - Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернские органы.





По «Учреждению для управления губерниями» Екатерины II создавались новые судебные органы. Каждое сословие получило свой суд. Помещика мог судить Верхний земский суд в губернии и Нижний земский суд в уезде, горожанина – соответственно Губернский и Городовой магистраты, государственного крестьянина – Верхняя и Нижняя расправы. Все эти суды были выборными, кроме Нижней расправы, состав которой назначался губернатором. Право суда над духовными лицами было отдано архиереям и учреждавшимся при них губернским консисториям. Судьей крепостного крестьянина оставался его помещик. Высшими судебными органами в губерниях стали палаты уголовных и гражданских дел, члены которых назначались правительством. Высшим судебным органом страны стал Сенат. Следует отметить, что вся эта система, построенная по строго сословному принципу, обеспечивала господствующее положение дворян во всех судебных органах и формировала сословный строй в России.




























Заключение

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дало основание историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма. Многие отождествляют ее с обычной пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом; внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; внушить русскому обществу мысль, что взгляды и действия императрицы справедливы и гуманны. Большая часть отечественных историков, рассматривающих просвещенный абсолютизм как надстройку феодального общества на том его этапе, когда товарно-денежные отношения становятся важнейшим фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение классового неравенства между крестьянскими массами и властвующим дворянством подтолкнули Екатерину выбрать путь просвещенного абсолютизма, который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства.
Но как бы то ни было, стратегические цели политической программы Екатерины II состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого общества, с поправкой на российскую действительность.
За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.
Эпоха Екатерины была эпохой формирования национального сознания, складывания в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста русского общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина II искренне увлекалась идеями французских просветителей, но после французской революции завершилось заимствование ею идей европейского Просвещения. Узнав о штурме Бастилии, Екатерина приказала вынести бюст Вольтера из своего кабинета (от Дидро она отреклась еще в 1785 г, а Руссо не признавала уже с середины 60-х годов). После казни Людовика XVI Екатерина II порвала всякие отношения с революционной Францией. Дворцовое просветительство пришло к своему естественному и закономерному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость и особую вредность просветительских моделей для абсолютистской России. Несомненно, что на перемену взглядов Екатерины II повлияла и крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773—1775 гг) — самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.
Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить свою программу. По сути, она была истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать, она стала гонительницей тех самых истинных представителей русской просветительской мысли второй половины XVIII в. идеи которых о необходимости подлинного изменения феодально-крепостнической системы одобряла. Таков был резкий контраст между либеральным началом и охранительно-консервативным концом правления Екатерины II.
Тем не менее, многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Его наиболее яркими проявлениями были секуляризация церковных земель, «Наказ», Уложенная комиссия, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др. Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране.























Список литературы:
1.Борзаковский П.К Императрица Екатерина Вторая Великая – М.: «Панорама».,С.48., 1991.
2.Бочкарев В.Н «Вопросы политики в русском парламенте XVIII в.» Тверь., 1923.
3. Брикнер. А.Г. «История Екатерины Второй» СПб.,1885.
4. Валишевский. К.Ф. «Екатерина Великая. (Роман императрицы) ., 1934.
5.Дитятин И.И Екатериниская комиссия 1767 . «О сочинении проекта нового уложения»: «Донская Речь».
6.Заичкин. И.А., Почкарев. И.Н. «Русская история. От Екатерины Великой до Александра II» .,М. 1994., С. 765.
7.Исаев И.А. История государства и права России: уч.пособие.,М.: Проспект.,2006.С.336.
8.Каменский А. Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.
9.Кизеветтер А.А Из истории законодательства в России XVII-XIXвв.Издание «Донская Речь».,1904.С. 42.
10. Курмачева М.Д Проблемы образования в Уложенной комиссии 1767 г. //Алексей Андреевич Новосельский-Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII в.Издательсво «Наука»М.: 1975.,С.240-265.
11. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 [Электрон. ресурс] // Сайт «Российский образовательный портал».
12. Наказ Комиссии о сочинении проекта нового уложения, с принадлежащими к тому приложениями. - [М. : Печатан при Сенате, 1767].
13. Никонова В.М «Требования дворян и проект «прав благородных» в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.М.,1990.
14. Омельченко О.А «Наказ комиссии составления проекта нового уложения» Екатерины 2. Официальная политическая теория русского абсолютизма второй половины XVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Издательство Московского Университета 1977 .
15. Пчелин Н.Н Екатерининская комиссия «О сочинении проэкта Нового Уложенiя» и современное ей русское законодательство.М.,1915.
16. Семенова А.В. Идеи просвящения и третье сословие в России //Мировосприятия и самосознание русского общества (XI-XX вв.)Сборник статей.М.: 1994 г. С.134-142.
17. Тальберг Н.Д Екатерина II Очерки истории императорской России, Издательство Сретенского монастыря 2002 г.
18. Титова Ю.П История государства и права России учебник.-М.: «Проспект» 1998.,С.544.

© Copyright 2012-2019, Все права защищены.