s
Sesiya.ru

Основы социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций

Информация о работе

Тема
Основы социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
Тип Курсовая работа
Предмет Медицина
Количество страниц 43
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2014-12-17 04:06:27
Размер файла 71.91 кб
Количество скачиваний 148
Скидка 15%

Поможем подготовить работу любой сложности

Заполнение заявки не обязывает Вас к заказу


Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

РЕФЕРАТ
ПОСТРАДАВШИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, ЧРЕЗВЫ-ЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, ПОСТРАДАВШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ, МОДЕЛЬ, АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Курсовая работа посвящена актуальной теме научного познания – моделирование в социальной работе с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации и их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой моральной стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на человека. Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности.
Человек, пострадавший в чрезвычайных ситуациях сталкивается с целым комплексом различных социальных проблем. Для их решения требуется высококвалифицированный комплексный подход со стороны специалистов различных социальных учреждений.







СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, как объект моделирования в социальной работе
6
1.1 Теоретические основы определения лиц, пострадавших в результате
чрезвычайных ситуаций
6
1.2 Правовой статус лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
13
2. Организационные основы социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
20
2.1 Основные принципы и алгоритм организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
2.2 Анализ организации социальной работы с лицами, пострадавши-ми в результате чрезвычайных ситуаций, в УСЗН по г. Благове-щенску и Благовещенскому району
20


26
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б










ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в мире, в том числе и в России, происходит большое число аварий, катастроф и стихийных бедствий, которые приводят к многочисленным жертвам людей и значительному материальному ущербу. Следовательно, нужно не только устранять последствия чрезвычайных ситуаций, но и оказывать помощь пострадавшим. Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, нуждаются в помощи социальных работников, психологов и, нередко, медиков. На сегодняшний день недостаточно проработана система оказания социальной помощи таким людям, остро стоит необходимость социальной работы с данной категорией граждан, поэтому, можно говорить о том, что данная работа является актуальной.
Степень разработанности: изучением проблем организации социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях занимались такие известные социальные работники, как Г. М. Добров, Е. В. Сафонова, В. Я. Райцин, В.М. Сафронова и другие.
Новизна курсовой работы состоит в обобщении научных материалов по вопросам организации социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях, а также разработан актуальный алгоритм социальной работы с данной категорией граждан.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что материал данной курсовой работы можно использовать при изучении таких учебных дисциплин, как «теория социальной работы», «организация социальной работы с различными группами населения», «прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «технология социальной работы», "организация социальной работы с различными группами населения", а также в осуществлении оказания социальной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях практическими социальными работниками.
Объект: лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций.
Предмет: организация социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
Цель курсовой работы –анализ организационных основ социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, в УСЗН по г.Благовещенску и Благовещенскому району
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы определения к категории лиц пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
- охарактеризовать правовые основы, определяющие лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
- рассмотреть принципы и алгоритморганизации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
- провести анализ организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, в г. Благовещенске Благовещенскому району
В данной работе используются следующие методы: формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, моделирование.









1. ЛИЦА, ПОСТРАДАВШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1 Теоретические основы определения лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
За последнее десятилетие более трёх миллионов человек погибли от технологических катастроф, природных катаклизмов и иных чрезвычайных ситуаций. Полностью избежать человеческих жертв при проявлении опасных и неблагоприятных природных процессов чаще всего не удается из-за быстроты их действия, недостаточной изученности и прогнозируемости. Принимаемые меры хорошо оправдываются только при катастрофах умеренной силы, но совершенно недостаточны в случаях, особо выдающихся [7, с. 67].
Среди природных катастроф наибольшее внимание уделяется наводнениям, затем землетрясениям, и, наконец, бедствиям иного рода. Такая градация в выделении природных событий отражает относительную силу их воздействия на людей. Ведь и в ХХ веке наводнения занимают первое место по числу вызываемых ими человеческих жертв (9 млн.), за ними следуют землетрясения (око¬ло 2млн.), и лишь потом - другие виды природных катаклизмов.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации [10, с. 85].
Психогенное воздействие экстремальных условий ЧС складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и из опосредованной угрозы, поэтому существует такое понятие, как «вторичная жертва». Это люди, которых чрезвычайная ситуация не коснулась непосредственно, но они затем стали свидетелями последствий. Таких людей очень много, и их срывы, их бессонные ночи, их депрессия в таких случаях могут быть результатом неправильных действий средств массовой информации (СМИ).
Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшего воздействие поражающих факторов источника ЧС, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшего материальный и моральный ущерб.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий органов местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС [3, с.111].
Жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения. Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг. При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие его основные принципы:
- приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;
- рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
- персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
- заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;
- обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
- первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
- способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС[1, с. 56].
Технические возможности человека изменять природную среду со вре¬менем стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху НТР. В наше время он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде [13, с. 91].
Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02—94).
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например, пожары), тяжести последствий [12, с. 29].
Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в инструкции «О порядке обмена в РФ информацией о ЧС» приказом ГКЧС РФ от 13.04.1992 г. №49.
ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
1) по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
2) по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
3) по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств [10, с. 35].
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения [21, с. 32].
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации [22, с. 144].
К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.
4) по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
5) по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф[15, с. 43].
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [19, с. 55].
В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Чрезвычайные ситуации в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:
— первая — накопление отклонений от нормального состояния или процесса;
— вторая — инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» — авария еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период, в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;
— третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер; при этом масштаб последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;
— четвертая — выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;
— пятая — ликвидация последствий аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах[17, с. 103-104].
В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.
Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию; прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов [2, с. 76].
Таким образом, пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный, либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация - это сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия определённая обстановка, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1.2 Правовой статус лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
Каждый житель России находятся под защитой государства. В России существует целый ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют права, обязанности и ответственность организаций, общественных объединений, а также должностных лиц в обеспечении безопасности людей. Существует и нормативно-правовая база в области защиты населения, которая регулирует не только обязанности предприятий и государственных органов, но и самих граждан. Помимо обязанностей, нормативно-правовыми актами регулируются права и ответственность в области ЧС, а также оговариваются вопросы финансирования, льгот, социальной поддержки и реабилитации, пострадавших от ЧС [3, с.8].
Основными нормативно-правовыми актами являются:
1) Конституция Российской Федерации является основой всего текущего законодательства в государстве. В ней изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2). Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства». Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2). Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция разграничивает сферы компетенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст. 71 и 72). Помимо Конституции, к нормативно-правовым актам относятся и Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства др.
2) Центральное место в группе базовых нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности от ЧС занимает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68_ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидация ЧС; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Закон урегулировал отношения, связанные с созданием, функционированием и развитием действовавшей к моменту его принятия РСЧС, как уникальной общенациональной системы. Он юридически закрепил такие понятия как «чрезвычайная ситуация», «предупреждение чрезвычайных ситуаций», «ликвидация чрезвычайных ситуаций», «зона чрезвычайной ситуации». Статья 4 этого закона определяет структуру РСЧС, её основные задачи, принципы построения, порядок выполнения задач и взаимодействия основных её элементов. В главе IV определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших. В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций [6, с.3].
3) Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 2010 г.). В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности. Он закрепляет такие базовые юридические термины в области жизнедеятельности человека, общества и государства как «безопасность», «жизненно важные интересы личности, общества и государства», «угроза безопасности». Основные объекты безопасности, по этому закону, - личность (с её правами и свободами), общество (с его материальными и духовными ценностями), государство (с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью). По этому закону (ст. 12) формирования ГО и органы службы ликвидации последствий ЧС включаются в состав сил обеспечения безопасности [14, с.32].
4) Федеральный закон «О пожарной безопасности». В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Он регулирует в этой области широкий спектр отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности [12, с.43].
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.). Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
5) Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.). В данном законе определены задачи в области ГО, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны [7, с.30].
6) Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.). В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом [14, с. 17].
7) ФЗ «О чрезвычайном положении». Данный закон определяет правовые основы введения особого режима деятельности органов государственной власти и управления, организаций, устанавливает допустимые при этом режиме ограничения конституционных прав и свобод граждан. Закон предусматривает возможность введения чрезвычайного положения в соответствующих случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера. Закон обусловливает определенный порядок функционирования РСЧС в этом особом режиме [7, с.62].
8) ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Закон устанавливает статус, основы правовой и социальной защиты спасателей, граждан, принимающих участие в ликвидации ЧС. Он юридически закрепил такие основополагающие термины как «аварийно-спасательная служба», «аварийно-спасательное формирование», «спасатель», «статус спасателя», «аварийно-спасательные работы», «неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций», «аварийно-спасательные средства» [17, с.22].
9) ФЗ «О государственном материальном резерве». Закон устанавливает общие принципы и порядок создания и поддержания государственного резерва. Юридически закреплённые в нём ключевые термины и определения позволяют сформировать правовой механизм регулирования отношений, связанных с функционированием единой федеральной системы государственного резерва РФ по обеспечению важнейших нужд государства, в числе которых выступают нужды, связанные с осуществлением неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанием гуманитарной помощи, осуществляемых РСЧС [17, с.42].
10) Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Обеспечивает государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор, производственный и общественный контроль. Законом определены права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности [17, с.51].
Наряду с федеральными законами, нормативно-правовую базу составляют группы подзаконных актов (ПА) Президента РФ и Правительства РФ.
Группу основных федеральных подзаконных актов составляют:
1) Положение о РСЧС (утв. постановлением Правительства РФ) принят во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяет порядок организации и функционирования РСЧС;
2) Концепция национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ), определяет общие положения обеспечения национальной безопасности, являющиеся базовыми при определении указанного порядка организации и функционирования РСЧС;
3) Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. постановлением Правительства РФ), является практическим руководством в деле реагирования на ЧС и их ликвидации. Он позволяет установить порядок ликвидации ЧС и ответственность соответствующих органов за ликвидацию ЧС в зависимости от их масштаба;
4) Положение о МЧС России (утв. постановлением Правительства РФ), определяет функции, задачи и полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего мероприятия по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и др.[22, с.20].
С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство Российской Федерации постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности обязательную разработку декларации промышленной безопасности.
Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; информирование общественности; и приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.
Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств [24, с.19].
Итак, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что на современном этапе наблюдаются качественные разработки законодательства в социально-правовой помощи и поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Именно с этой стороны можно сказать, что данная категория граждан находится под надёжной защитой государства.




2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОСТРАДАВШИМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

2.1 Основные принципы и алгоритм организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций

В основе организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, лежат следующие принципы:
-социальной защите подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, и пострадавшие в результате ЧС;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации социальных проблем, возникших в результате ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- реализация мероприятий по социальной защите населения пострадавшего в результате ЧС осуществ¬ляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственно¬сти между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного са¬моуправления;
- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по социальной за¬щите населения пострадавшего в результате ЧС и их непрерывное осуществление с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
- согласованность между ведомствами и комплексность подхода к проведению мероприятий по социальной за¬щите населения;
Необходимо сказать, что в РФ выделяются следующие критерии модели социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций:
1. По уровню реализации:
- федеральные
- региональные
- муниципальные
- локальные (город или поселение)
а) федеральный уровень включает в себя следующие положения:
- финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
- организация работы по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований
- осуществление полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативная правовая база деятельности в области социальной защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- организация работы по обеспечению безопасности людей во время стихийных бедствий.
б) региональный уровень характеризуется следующими положениями:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах региона;
-создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
- своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- оказание социальной помощи пострадавшим в виде денежной выплаты
- оказание социальной помощи пострадавшим в виде натуральной помощи
в) муниципальный уровень можно охарактеризовать следующим образом:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
- организация и осуществление мероприятий по социальной защите населения муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей во время стихийных бедствий.
г) локальный уровень социальной работы с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций основывается на следующих положениях:
-участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах населённого пункта;
-обеспечение первичных мер безопасности в границах населенных пунктов;
-организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-социальная помощь на приобретение предметов первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате пожара, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации
-осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей во время стихийных бедствий.
2. По полномочиям в области социальной защиты населения:
а) помощь органами МЧС, основывается на следующих положениях:
- сохранение жизни и здоровья людей, оказание помощи человеку, который оказался в чрезвычайной ситуации;
- оказание материальной помощи семьям, дома и квартиры которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации;
- оказание гуманитарной помощи гражданам, пострадавшим во время чрезвычайной ситуации;
- оказание психологической поддержки пострадавшим в результате ЧС.
б) помощь Министерства социальной защиты населения, включает в себя следующие аспекты:
- подготовка пакета документов для оказания материальной помощи и содействие в ее получении пострадавшим в результате ЧС;
- социальная помощь в виде предметов первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;
- уведомление клиента о назначении социальной помощи либо об отказе в ее назначении и перечислении материальной помощи на лицевой счет заявителя;
- оказание социальной помощи пострадавшему в результате ЧС в виде денежной выплаты;
-оказание социальной помощи пострадавшему в результате ЧС в виде натуральной помощи;
-оказание адресной социальной помощи пострадавшим в результате ЧС.
3. Оказание социальной помощи пострадавшим в результате ЧС на уровне общественных организаций базируется на следующих положениях:
- оказание помощи гражданам, пострадавшим в ЧС, на безвозмездной основе;
- предоставление гуманитарной помощи малоимущим гражданам при наличии соответствующих документов;
- передача нуждающимся одежды, продуктов питания и предметов первой необходимости;
- оказание психологической поддержки пострадавшим в результате ЧС волонтёрами - добровольцами.
Необходимо отметить, что в организации помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях следует опираться на четкий и алгоритм действий направленный на оказание эффективной социальной помощи.
Алгоритм социальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации
Клиентская
группа Граждане, пострадавшим в результате, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации, зарегистрированные в городе Благовещенске, фактически проживающие по адресу, где произошла порча имущества на территории Благовещенского района и нуждающиеся в помощи
Алгоритм оказания услуги
Описание предоставления услуги в центре 1. Прием заявления (с указанием номера счета в кредитной организации) от гражданина об оказании помощи с предоставлением обязательных документов:
- паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность (подлинный экземпляр и его копия);
- выписка из домовой книги;
- документы о доходах всех членов семьи за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;
- справка службы занятости о регистрации в качестве безработного (неработающим лицам трудоспособного возраста, не имеющим ограничений к трудовой деятельности);
- копия акта о потере имущества, выданная государственной инспекцией по надзору за ЧС;
- копия акта о чрезвычайной ситуации
Периодичность предоставления По мере необходимости, при обращении
Результат предоставления
услуги - Оказание социальной помощи заявителю в виде денежной выплаты;
- оказание социальной помощи заявителю в виде натуральной помощи;
- отказ в предоставлении помощи;
Исполнители Специалисты по социальной работе:
- отделения адресной социальной помощи;
- отделение социальных выплат;
-отделение ЖКУ
Перечень необходимых действий во время предоставления услуги 1. Прием заявителя, приветствие;
- выслушивание, уточнение нуждаемости;
- предоставление консультативных услуг;
- регистрация в «журнале учета обращений граждан»;
- поиск по компьютерной базе данных;
2. В случае отсутствия в компьютерной базе данных постановка клиента на учет в центр:
- личное заявление клиента на постановку на учет;
- заполнение соглашения на обработку персональных данных членов семьи, в том числе несовершеннолетних;
- заполнение учетной карты клиента;
3. Оформление заявления установленного образца;
4. Проведение обследования условий проживания заявителя;
- составление акта социально – бытового обследования;
5. Подготовка карты учета клиента, либо личного дела (для не состоящих, на учете в центре);
6. Предоставление карты учета, дела на координационный совет при администрации района;
7. Уведомление клиента о назначении социальной помощи либо об отказе в ее назначении и перечислении материальной помощи на лицевой счет заявителя;
8. Внесение информации в карту учета клиента МБУ «КЦСОН» и компьютерную базу данных

Таким образом, можно сделать вывод, что организация социальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций имеет чётко проработанные принципы и критерии, благодаря которым возможна организация деятельности органов МЧС и МСЗН во время чрезвычайных ситуаций.
2.2Анализ организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций в УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району
Летом 2013 года на территории Амурской области произошло одно из крупнейших наводнений современности, в результате данного явления большая часть населения получила огромный ущерб: потери в сельском и дорожном хозяйстве, ЖКХ и т.д. Это опасное явление обусловлено географическим положением Амурской области, особенностями климата, а также условиями формирования весеннего стока на реках. В амурском управлении МЧС России составили прогноз возможности повторения данного природного явления в ближайшем будущем. Он основан на информации различных ведомств – гидрометцентра России, управления Роспотребнадзора, сейсмостанции, амурского министерства ЖКХ и некоторые других ведомств. Согласно данному прогнозу, в связи с радикальным изменением климата наводнения в Амурской области в будущем могут случаться с вероятностью раз в семь лет. Исходя из данного обстоятельства, построение четкой и эффективной модели социальной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в г. Благовещенске Благовещенского района является необходимым.
В связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией на первый план вышла деятельность Управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району. Именно на данное учреждение возложены обязанности и полномочия, связанные с социальной помощью пострадавшим в результате стихийного бедствия.
Необходимо отметить, что социальная помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций оказывается в виде как материальной помощи, так и натуральной. Существуют также единовременные выплаты, установленные Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 г. N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета".
Гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, предоставляется единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовая помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества.
Под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.
Выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в соответствующие списки.
Своевременность оказания социальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций зависит от следующих факторов:
1) своевременность финансирования социальных программ
2) предоставление клиентом полного пакета документов в кратчайшие сроки
3) от эффективности межведомственного взаимодействия УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району с другими социальными учреждениями.
Социальная помощь пострадавшим в результате ЧС оказывается всем обратившимся гражданам в порядке очереди по мере обращения вне зависимости от социального статуса.
Также в Амурской области действует социальная программа №324 от 23.07.13г "Укрепление материально-технической базы государственного учреждения социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2013 году".
Целью программы является улучшение условий проживания и повышение качества социального обслуживания населения, улучшение материального положения неработающих пенсионеров, оказание на мобильной основе неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям.
Исполнителями программы являются государственные казённые учреждения области - управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, учреждения социального обслуживания населения, юридические и физические лица, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от формы собственности.
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств областного бюджета, а также за счет субсидий, привлеченных из бюджета Пенсионного фонда РФ.
Адресная социальная помощь в рамках данной программы предоставляется в виде единовременной материальной помощи при условии неполучения пенсионером в текущем году единовременной материальной помощи в рамках программы, а также при наличии имущественного ущерба, причиненного пенсионеру в связи произошедшими в текущем году чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями.
В рамках оказания социальной помощи пострадавшим в результате ЧС УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району сотрудничает со следующими службами:
- Министерство чрезвычайных ситуаций
- Рос реестр
- Министерство здравоохранения
- ЖКХ
Это взаимодействие заключается в следующем:
- запрос справок о составе семьи
- запрос о наличии имущества
- запрос о виновниках ЧС
- запрос актов обследования пострадавшего имущества
Данное взаимодействие регламентируется ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Помимо межведомственного взаимодействия УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району взаимодействует с различными общественными организациями, торговыми предприятиями, благотворительными фондами по вопросам оказания натуральной помощи пострадавшим, выдачи денежных средств для оплаты счетов для приобретения товаров первой необходимости.
Информирование граждан, пострадавших в результате ЧС осуществляется в виде:
- телефонов горячей линии
- письменного уведомления
- непосредственно на приёме у специалиста УСЗН
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что специалисты УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району проводят большой объём работы с пострадавшими в результате ЧС, но по мнению экспертов эффективность данной работы может быть намного выше, но для этого необходимо:
1) чётко определить критерии выявления категории пострадавших в результате ЧС
2) четкое и своевременное доведение информации о ЧС до специалистов УСЗН
3) улучшить нормативно-правовую базу как федерального, так и регионального характера в данной области.
4) своевременная подача полного пакета документов от пострадавших.
Таким образом, можно сделать вывод, что Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району проводит большой объём работы с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций. Сюда входит информирование, консультирование пострадавших граждан по различным вопросам, связанным с чрезвычайной ситуацией, а также выплата денежных компенсаций. Но специалисты данного учреждения признают, что эффективность социальной помощи пострадавшим в результате ЧС может быть выше, если устранить пробелы в законодательной базе.









Заключение

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный, либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация - это сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия определённая обстановка, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На современном этапе наблюдаются качественные разработки законодательства в социально-правовой помощи и поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Именно с этой стороны можно сказать, что данная категория граждан находится под надёжной защитой государства.
Социальная защита пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций имеет чётко проработанные принципы и критерии, благодаря которым возможна организация деятельности органов МЧС и МСЗН во время чрезвычайных ситуаций.
Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району проводит большой объём работы с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций. Сюда входит информирование, консультирование пострадавших граждан по различным вопросам, связанным с чрезвычайной ситуацией, а также выплата денежных компенсаций. Но специалисты данного учреждения признают, что эффективность социальной помощи пострадавшим в результате ЧС может быть выше, если устранить пробелы в законодательной базе.


Библиографический список
1. Алтунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. – М.: Стройиздат, 2011г.
2. Буланенков С.А. Защита территорий и населения от ЧС ; под общ. ред. М.И. Фалеева. – Калуга: ГУП «Облиздат», 2011г.
3. Воробьёв Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. - МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2014г. - 163 с.
4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010г.
5. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
6. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012г. - с. 348.
7. Кириллов Г.Н. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. – М., 2012г.
8. Коршунов А. А. Чрезвычайные ситуации в России. –Обнинск, 2010г
9. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект; Велби, 2010. - 416 с.
10. Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. 2009г
11. Мамонтова А. Ф. Чрезвычайные ситуации. –М.: Алтай, 2011г
12. Мастрюков. Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М.: Изд. Центр "Академия", 2013г.
13. Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. – М.: Атомиздат, 2009г.
14. Постановление правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г №1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995г. - с. 445.
15. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академ. проект, 2013г. – 432 с.
16. Топоров И.К. Поведение человека в жизнеопасных ситуациях. – СПб.: Союз специалистов по безопасности жизнедеятельности, 2011г. – 17 с.
17. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” // Сборник законодательств РФ. – 2009г. – № 35.
18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000г. – 432 с.
19. Холмогоров Ю. П. Классификация чрезвычайных ситуаций. –М.: Статистика, 2001г
20. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие.– М.: ИНФРА-М, 2003г. – 427 с.
21. Шишкина Н. К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М: МГУУ, 2013г.
22. Шойгу С.К. Катастрофы и государство, М: Энергоатомиздат, 2005г. – 195 с.
23. Шойгу С.К. Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций: учебник. – М., 2011г. – 318 с.
24. Ямесов В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие.– М., 2013г. – 480 с.
25. Яшимский. Г. А. Безопасность жизнедеятельности., М., ИздатМ., 2011г
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Программа социологического исследования «Организация социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных
ситуаций в городе Благовещенске»

1. Проблемная ситуация:
Летом 2013 года на территории Амурской области произошло одно из крупнейших наводнений современности, в результате данного явления большая часть населения получила огромный ущерб: потери в сельском и дорожном хозяйстве, ЖКХ и т.д. Это опасное явление обусловлено географическим положением Амурской области, особенностями климата, а также условиями формирования весеннего стока на реках. В амурском управлении МЧС России составили прогноз возможности повторения данного природного явления в ближайшем будущем. Он основан на информации различных ведомств – гидрометцентра России, управления Роспотребнадзора, сейсмостанции, амурского министерства ЖКХ и некоторые других ведомств. Согласно данному прогнозу, в связи с радикальным изменением климата наводнения в Амурской области в будущем могут случаться с вероятностью раз в семь лет. Исходя из данного обстоятельства, построение четкой и эффективной модели социальной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в г.Благовещенске Благовещенского района является необходимым.
Организационное нахождение –ГБУ управление социальной защиты населения по г.Благовещенск и Благовещенскому району, физическое нахождение – Амурская область, г. Благовещенск, пер. Рёлочный, 3.
Объект исследования: эксперты-сотрудники, социальной защиты населения г. Благовещенска, Благовещенского района.
Предмет исследования: основные направления деятельности управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району по оказанию помощи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
2. Цель исследования: проанализировать основные направления деятельности управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району по оказанию помощи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
Задачи исследования:
- выявить критерии понятия "пострадавший в чрезвычайных ситуациях";
- выявить принципы и критерии модели социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций;
- построить алгоритм социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций в г. Благовещенске Благовещенского района;
- определить эффективность организации социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий:
1. Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
2. Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.
3. Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшего воздействие поражающих факторов источника ЧС, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшего материальный и моральный ущерб.
4. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий органов местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС.
5. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
6.Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
7. Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
8. Гуманитарная помощь — вид безвозмездной помощи (содействия); средства для жизни, бесплатно распространяемые среди населения районов, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на её грани.
9. Адресная социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг, льгот, осуществляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий за счет средств областного бюджета, местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.
10. Социальная защита населения - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижений социально приемлемого уровня жизни.
11. Эффективность социальной работы - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
12. Чрезвычайное положение - особое правовое положение в стране, субъекте, населенном пункте, вводимое на определённый период в силу исключительных обстоятельств и допускающее применение особых мер для поддержания порядка.
13. Опасное природное явление - событие природного происхождения или состояние элементов природной среды, как результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду.
14. Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
15.Социальная гарантия - совокупность социально-экономических и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социально-экономических прав и свобод.





4. Структурная операционализация:


























5.Факторная операционализация:
А. объективные факторы:
А1 –общие:
-социально-экономическая обстановка в обществе
-политическая обстановка
А2 – специфические:
- государственная политика социальной защиты населения
- Региональные особенности оказания социальной помощи лицам, пострадавшим в ЧС.
- Наличие модели социальной работы с лицами, пострадавшими в ЧС
В. Субъективные факторы:
В1 – функционально-ролевые характеристики объекта:
-возраст
-пол
-стаж
В2 – личностные характеристики:
- Уровень образования
-Наличие практического опыта работы


С. Отношение к проблеме оказания социальной помощи пострадавшим в ЧС:
С1 – Субъективные аспекты:
- зависит от эффектив-ности деятельности управления социальной защиты населения
С2 – Объективные аспекты:
- производительность
- инициативность
-уровень ответственности
-дисциплинированность




6. Основная гипотеза:
Организация социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в г. Благовещенске Благовещенского района является эффективной.
7. План исследования:
Этапы исследования Содержание исследования Сроки
Предварительный Составление программы:
- формулировка проблемы,
- определение объекта и предмета исследования, цели и задач,
- уточнение и интерпретация основных понятий,
- составление структурной и факторной операционализация,
- выдвижение гипотезы,
- составление анкеты,
- проведение исследования 10.11.14-13.11.14
Исследовательский - инструктирование анкетеров,
-опрос респондентов,
-сбор и получение информации 14.11.14-21.11.14
Аналитический -выбраковка анкет,
-кодировка анкеты
-обработка анкет,
-анализ анкет,
-написание отчета,
-разработка рекомендаций 22.11.14-25.11.14

8. Выборка: сплошной опрос специалистов УСЗН г. Благовещенска
9. Основные процедуры:
В данном исследовании используется метод опроса: выборочный, прямой, групповой, раздаточный опрос. Метод исследования: в качестве основного метода сбора первичной информации был выбран опрос в форме анкетирования.











ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Уважаемый эксперт!
Просим Вас принять участие в нашем опросе целью которого является, изучить основные направления и эффективность деятельности СЗН с лицами, пострадавшими в результате ЧС. Постарайтесь дать ответы на все вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас!
1. Какая социальная помощь оказывается пострадавшим в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. С какими социальными службами взаимодействует УСЗН по вопросу социальной помощи пострадавшим в ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. В чём заключается межведомственное взаимодействие УСЗН с другими службами по вопросу оказания социальной помощи пострадавшим в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Какими нормативно правовыми актами закреплено межведомственное взаимодействие СЗН с другими службами?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Существует ли разграничение обязанностей между отделами УСЗН по вопросу помощи, пострадавшим в ЧС? Если да то, какое?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Какие функции по помощи пострадавшим в ЧС реализуют указанные вами отделы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Как осуществляется информирование граждан, пострадавших в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
8. Как осуществляется консультирование граждан, пострадавших в результате ЧС?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
9. Какие вопросы чаще всего интересуют граждан, пострадавших в результате ЧС?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. С каким общественными организациями сотрудничает УСЗН г. Благовещенска и Благовещенского района по вопросам оказания помощи пострадавшим в результате ЧС?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
11. В рамках решения каких проблем, пострадавших в ЧС осуществляется взаимодействие УСЗН с общественными организациями?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. Какие виды взаимодействия применяются между УСЗН и общественными организациями?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
13. В чём заключается взаимодействие УСЗН с общественными организациями по вопросам оказания помощи пострадавшим в результате ЧС?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
14. Существуют какие-либо социальные программы помощи пострадавшим в результате ЧС? Какие?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
15. Насколько, по вашему мнению, эффективно Федеральное законодательство в области социальной защиты пострадавших в результате ЧС?


-3 -2 -1 0 1 2 3

16. Насколько, по вашему мнению, эффективно региональное законодательство в области социальной защиты пострадавших в результате ЧС?


-3 -2 -1 0 1 2 3

17. Что, по вашему мнению, нужно изменить в региональном законодательстве, чтобы сделать его более эффективным?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

18. Какие существуют нарушения в области социальной защиты пострадавших, в результате ЧС?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

19. От чего зависит своевременность оказания социальной помощи пострадавшим в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

20. Каким категориям граждан, пострадавшим в результате ЧС, социальная помощь оказывается в первую очередь? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
21. Оцените эффективность работы социальных служб во время ЧС?


-3 -2 -1 0 1 2 3
22. Какова частота обращений в СЗН граждан, пострадавших в результате ЧС?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
23. Оцените степень востребованности помощи, пострадавшим в ЧС?



-3 -2 -1 0 1 2 3

24. Что на ваш взгляд можно изменить в работе с пострадавшими в результате ЧС, чтобы она стала более эффективной?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Немного о себе:

1. Ваша должность:_______________________.
2. Стаж работы в данной сфере _____________.
3. Возраст_______________________________.
4. Образование___________________________.

Спасибо за участие!!!

© Copyright 2012-2020, Все права защищены.