s
Sesiya.ru

Гражданство РФ

Информация о работе

Тема
Гражданство РФ
Тип Курсовая работа
Предмет Право
Количество страниц 39
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2014-05-19 01:26:04
Размер файла 37.63 кб
Количество скачиваний 1
Скидка 15%

Поможем подготовить работу любой сложности

Заполнение заявки не обязывает Вас к заказу


Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

Введение



Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В данной работе я преследовала цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон «О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился (ст.15, cт. 5).
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditio sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства (ст.16, cт. 12).
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР «О гражданстве СССР» и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года «О порядке введения в действие Закона СССР» «О гражданстве СССР» и другие нормативные акты.
Сейчас на основе Закона «О гражданстве Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.
Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
В ходе работы я в большей степени опиралась на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Постановления Государственной Думы, Распоряжения Правительства и комментарии к ним, а также газетные и журнальные публикации. Несмотря на практическое отсутствие специализированной литературы об институте гражданства.





















I. Понятие гражданства, принципы гражданства.



Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущность черты отношения гражданства. Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории « человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологической свойствами, как представителя живого мира.
Индивид – это биологическое свойство человека быть отличным от себе подобных. (постоянное свойство).
Человек как личность – это индивид, имеющий определенную обусловленную (в том числе исторически) систему потребностей, интересов и ценностей.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, своё место и роль в обществе, ответственность перед ним.
Личность - социальное свойство человека, которое является приобретенным в процессе социализации и появляется в процессе общения со себе подобными.(возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Гражданин – это правовое свойство человека, которое проявляется во взаимосвязи с конкретным государством и в наличии взаимных прав и обязанностей между человеком и государством.
Только небольшая часть людей сочетает в себе все эти качества.
Нормативной базой данного вопроса является Конституция Российской Федерации и Федеральный Закон «о гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62 ФЗ , который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения связанные с гражданством РФ, а также определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, а также некоторые другие правовые акты (в том числе указ Президента РФ, который утверждает положение о порядке решения вопросов о гражданстве). Совокупность всех этих норм образует институт гражданства.
Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда, когда он находится за пределами страны или постоянно проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно жить в России, но они не связаны с ней отношениям гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных странах неодинаковы. Например, во многих мусульманских странах для этого нужно принять ислам. Российское законодательство также устанавливает определенные основания для приобретения и утраты гражданства.
Наряду с обычным состоянием гражданства в Росси возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ с согласия того лица, которому оно предоставляется.
История знает не только гражданство как правовую связь человека с государством, но и такой вид правовой связи, как подданство. В конституционном праве различных стран мира это два близких понятия. Подданство характеризует личную связь человека (подданного) с главой государства – монархом, верность ему. Правда, в демократических государствах – монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Япония и др.) содержание термина «подданство» не отличается от понятия «гражданство», и оно все более вытесняется последним, а в некоторых странах (Испания и др.) совсем не употребляется.
В Российской империи, например, установилось подданство по отношению к государству. Подданство отличается от гражданства главным образом превалирующей ролью государства в отношениях личности и государства. Гражданство является более демократичным институтом по сравнению с подданством. При подданстве личность обладала ограниченным количеством прав и в основном лишь несла по отношению к государству ряд обязанностей. Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство – принадлежность лица к государству.
При определении правового статуса человека в расчет принимаются два критерия:
- международный статус личности;
- государственный статус гражданства.
Гражданство служит предпосылкой и основной правового статуса гражданина. Государство, предоставляя человеку гражданство, в то же время берет на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его прав и свобод, защиту и покровительство российским гражданам обязаны оказывать все государственные органы, в первую очередь дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в иностранных государствах.
Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, которые ограничивают права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Если гражданин РФ проживает за ее пределами, это не прекращает его гражданства Российской Федерации.
Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Гражданами Российской Федерации являются:
- лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве РФ»;
- лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О гражданстве РФ».
Согласно конституции РФ гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (П. 1 ст. 61 Конституции РФ). Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статус гражданина определяется внутренним законодательством государства и, как правило, отличен от статуса лиц, не являющихся гражданами государства.
В отношении лиц, не являющихся гражданами государства (иностранных граждан и апатридов), по общему правилу действует национальный режим, т.е. они наделяются всей совокупностью прав человека. Однако предоставление национального режима для иностранцев и лиц без гражданства не означает распространения на них статуса граждан.
По ряду вопросов объем прав граждан или не граждан определенного государства не совпадает. Иностранные граждане, например, ограничены в политических правах на территории РФ: не в праве занимать государственные должности, участвовать в выборных органах РФ и т.д.
Под гражданством понимается правовая принадлежность человека к определенному государству, защитой и покровительством которого он пользуется. К основным характеристикам гражданства относится то, что:
1. Гражданство- правовое состояние, которое выражается с одной стороны в общем правовом нормировании – наличии законодательного оформления, а с другой – в индивидуальном документальном определении гражданства каждого гражданина.
2. Существует устойчивый характер отношений гражданина и государства, которые существуют постоянно, как правило, от рождения и до смерти гражданина и имеющие общий порядок прекращения и не допускающие односторонний порядок гражданства.
3. Также имеется двусторонняя связь между человеком и государством, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей и основана на признании достоинства основных прав и свобод человека.
4. На гражданина распространяется суверенитет власти государства, как
внутри страны, так и за ее пределами.
Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Принципами гражданства РФ являются:
1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В статье 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в е составе, являются одновременно гражданами этой республики.
2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения.
Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и другими способами приобретения гражданства. Не имеет и правого назначения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер.
Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на
Гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как
прием. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства – ст.7 Закона
«О гражданстве» так и называется «Сокращение безгражданства».
Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует
Приобретению ими другого гражданства. В ст. 17 Закона
Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц
без гражданства, является ее гражданином. Свободный характер
гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон
закрепляют право граждан изменить гражданство. Этого права никто не
может быть лишен.
4. Гражданин РФ не может лишен своего гражданства.
Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве.
Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе
государства, в одном порядке, не предусматривающее в качестве
условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.
5. Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство
иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с
федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). Это
- новая норма в законодательстве о гражданстве. Двойное гражданство
по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания
появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни
бывают нередко: рождение на территории государства, признающего
этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение
гражданства мужа на жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства
российское законодательство не признает. В ст. 3 Закона указывается,
что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не предусмотрено
международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное
гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах,
уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от
ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
6. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами
(ст. 27 – свободы избирать место жительства, свободно выезжать за
пределы страны и беспрепятственно возвращаться) .
7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения
при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом,
не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении
гражданства другим супругом.
Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной,
персональной связи лица с государством, недопустимость
автоматического прекращения гражданства без должного
волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме
того, подобная норма исходит из признака брака равноправным союзом,
не допускающим безусловного следования супруга гражданству другого
супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином России с
иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского
гражданства без надлежащей процедуры.
8. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами,
Федерация гарантирует защиту и покровительство.
Этот принцип закреплен в Конституции (ст. 61) и в Законе «О
Гражданстве. В ст. 5 Закона предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания. Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за е пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит ответственности по законам своей страны.

























II. Порядок приобретения и прекращения гражданства России.


Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает, что оно приобретается:
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) В порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
е) путем выбора (оптации);
ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом.
1. Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалось общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т.е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывается с двумя основаниями – признание гражданства и приобретение гражданства в порядке, устанавливаемом каждым данным законом. Признание гражданства означало законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоящих в гражданстве данного государства на момент вступления в силу нового закона, сохраняется этот статус. Закон обычно применяет «нулевой вариант». Он заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона.
Именно эта формула была использована в законах о гражданстве СССР 1978 и 1990 годов. Однако по закону от 1938 года признание гражданства СССР распространялось только на лиц, состоящих к 7 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утративших советское гражданство. По предшествующим Положениям гражданами СССР признавались все лица, находящиеся на территории СССР, поскольку не доказана их принадлежность к гражданству другого государства.
При принятии действующего закона о гражданстве РФ не было оснований для выделения признания гражданства из оснований его приобретения.
В ст. 2 установлено, что гражданами России являются лица, приобретшие гражданство в соответствии с настоящим законом, а норма о признании гражданства включена в статью об основаниях его приобретения.
Российский закон не мог использовать форму признания гражданами всех лиц, которые состояли ее гражданстве на день вступления в силу Закона. Это объясняется тем, что гражданство РФ за весь период ее пребывания в составе СССР не имело юридического оформления. Действовал единый паспорт гражданина СССР, и нельзя было правовыми средствами ни подтвердить, ни опровергнуть факта принадлежности к гражданству РФ.
Поэтому в Законе признание гражданства получило необычную форму выражения и зафиксировано как основание приобретения гражданства.
Согласно ст. 13, гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на ее территории на день вступления в силу настоящего закона, если в течении года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Следовательно, основаниями признания являлись такие признаки, как обладание гражданством СССР и постоянное проживание на территории России. По сути дела, это «нулевой вариант», ибо фактически никому не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства.
Необычна для законодательства о гражданстве и оговорка о возможности в течении года заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ. Наличие ее в законе объясняется тем, что среди лиц, отвечающим условиям для признания их гражданами РФ, могли быть такие, которые считали себя гражданами других союзных республик, и право этому не препятствовало. Отсутствовали правовые нормы о том, на каких основаниях определяется республиканское гражданство, и какое-либо его документальное оформление. В Положении о гражданстве СССР 1931 года указывалось на возможность признания гражданства СССР по его желанию гражданином не той республики, где он проживает, а другой. Поэтому отсутствие в Законе оговорки о возможности заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ означало бы нарушение прав человека, принудительное зачисление в корпус ее граждан вопреки его представления о своем гражданстве, не расходящееся с правовыми установлениями по этому вопросу. Заявление о нежелании состоять в гражданстве РФ не является отказом от ее гражданства, поскольку данное лицо еще не состояло в этом гражданстве.
Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке регистрации, восстановления в гражданстве, имеет значение порядок определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 года и позднее и утративших гражданство бывшего СССР. Закон определил, что такие лица считаются состоявшими гражданстве РФ по рождению, если родились на ее территории или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России. Под территорией РФ в данном случае понимается ее территория на дату их рождения.
В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели российское гражданство лица, составляющее подавляющую часть корпуса граждан России. Заявление о нежелании состоять в гражданстве России со стороны лиц, считающих себя гражданами других республик, были единичными.
Признание гражданства как форма его приобретения – это процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу Закона, реализующийся однократно.
2. Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «права крови», т.е. с учетом гражданства родителей, и «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения.
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, является ее гражданином независимо от места рождения.
В случае разногражданства родителей или безгражданства одного из них Закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.
Так, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, то ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.
При различном гражданстве родителей, если только один из них состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения решения письменным соглашения родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на ее территории либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является ее гражданином.
Этот же принцип действует в отношении родившихся на территории России детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории РФ от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.
3. Закон о гражданстве установил и такое основание, как приобретение гражданства РФ в порядке регистрации (ст. 18).
Регистрация – это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется Указом Президента РФ.
Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел. Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с предшествующей историей России.
Во-первых, многие лица – граждане СССР, считавшие себя гражданами России, ко времени Распада Союза проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство РФ. Поэтому Закон определил, что такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 года (день вступления Закона о гражданстве в силу), могут приобрести ее гражданство в порядке регистрации, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести российское гражданство.
Такое же право, но в течении одного года, закреплялось за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории России или других республик, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течении одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.
Во-вторых, Закон исходил из необходимости восстановления справедливости в отношении лиц, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР, а также из интересов восстановления семей.
4. Рассмотренные выше основания приобретения гражданства РФ связаны с наличием условий для этого. Они касаются тех или иных форм причастности в настоящем и прошлом к российскому гражданству.
Такое основание, как прием в гражданство (натурализация), не связано с подобного рода условиями, этим правом может воспользоваться каждое лицо при условии соответствия требованиям законодательства. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России.
Обычным условием постоянного проживания в России для иностранных граждан и лиц без гражданства является срок в пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством.
Для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца.
Решение вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации не зависит от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных для проживания сроков, вплоть до полного снятия этих требований (ст. 19 п. 3 – состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом, усыновление ребенка, являющегося гражданином России, наличие высоких достижений в области науки, технике и т.д.).
Вместе с тем, предусмотрены и основания при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ (ст. 19 п. 4 – выступают за насильственное изменение конституционного строя России и т.д.).
5. Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 20). Оно предусматривалось и в прежнем союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качестве основания приобретения гражданства.
В первые послевоенные годы (1946 – 1947 гг.) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство и проживающих на территории различных стран.
В действующем Законе предусмотрены различные формы восстановления в гражданстве: в порядке регистрации; признание факта восстановления; по ходатайству лица.
Регистрация может использоваться лицами, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. В последнем случае установлен срок пять лет по достижении 18-летнего возраста. Признание факта восстановления распространяется на бывших граждан России, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления. Те лица, которые не имеют оснований для восстановления гражданства в первых двух формах, могут подать ходатайство о восстановлении.
6. Гражданство РФ может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации). Такая форма применяется при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами РФ. Проживающим на таких территориях лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Обычно такой выбор в соответствующих случаях связывается с переселением лиц, избравших иное гражданство.
7. К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом, относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.


Прекращение гражданства Российской Федерации.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация). Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в ее составе. Выход из гражданства Российской Федерации – главное основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции РФ.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина РФ и в порядке регистрации.
В первом случае решение о выходе из гражданства принимается Президентом РФ, во втором – прекращение регистрируется соответствующими органами внутренних дел. В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из российского гражданства может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.
В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица.
Действующий закон определил две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано. Другие вообще исключают возможность выхода (ст. 23). Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин проживает или намеривается проживать в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи. Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.
Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода их гражданства, который не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлекается в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется обвинительный приговор, вступивший в силу и подлежащий исполнению.
Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ (ст. 24). Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течении пяти лет после того, как оно было принято.
Основанием прекращения гражданства РФ является также оптация гражданства в случаях, когда гражданин России при измени государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.


















III. Двойное гражданство, безгражданство.



Население любой страны, в том числе России, состоит из разных групп физических лиц. Основную часть составляют граждане данного государства. Лишь в отдельных нефтедобывающих арабских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и др.) в населении преобладают (или до недавнего времени преобладали) законтрактованные на срок работники нефтепромыслов из различных стран Азии и Африки. Небольшая часть населения представлена иностранцами, т.е. гражданами других государств, постоянно или временно проживающими в данной стране, лицами без гражданства, т.е. не имеющими гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным или множественным гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденных переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты. Все эти лица обладают обладают определенными правами и несут определенные обязанности, вступают в различные правоотношения (например, в связи с населением, участием или неучастием в выборах и т.д.). Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех (например, при многих сделках купли-продажи или в связи с обязательностью платить налоги). В конституции РФ такие права и обязанности человека выражаются формулами: «каждый имеет право» (например, на образование – ч.1 ст.43) или «каждый обязан» (например, сохранить природу и окружающую среду – ст. 58). Но многие права, обязанности правоотношения могут быть неодинаковыми в связи со статусом того или иного физического лица. Как правило, иностранцы или лица без гражданства не имеют политических прав, которыми обладают граждане, положение беженцев иное, чем перемещенных лиц, иммигрантам (не имеющим гражданства данной страны) работа предоставляется, если на нее не претендует гражданин, а нелегальные иммигранты вообще лишены этого права, если у них нет специального разрешения. Такие различия зависят прежде всего от того, является ли данное физическое лицо гражданином государства. Всякий гражданин – это человек, но не всякий человек, в том числе проживающий в России, является гражданином.
Двойное гражданство – принадлежность лица двум государствам (имеющим соответствующий договор или соглашение о урегулировании вопросов двойного гражданства), следствием чего является распространение на него прав и обязанностей, установленных законодательством обоих государств.
В монархических государств. В монархических государствах применяется термин подданство.
Вступление в брак гражданина или гражданки России с лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет изменения гражданства. Но может служить основанием для приобретения его.
На данный момент позиция России в отношении двойного гражданства определяется:
- статьей 62 Конституции Российской Федерации:
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом или международным законом Российской Федерации.
И статьей 6 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, в соответствии с которой:
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или Федеральным Законом.
2. приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
В соответствии с этими положениями Россия признает двойное гражданство только тех государств, которые подписали с Россией договор о двойном гражданстве. В настоящее время у России действует только Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 года). Во исполнение этого Договора был принят Федеральный Закон от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства».
Также до 2003 года действовало соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства , на основании которого был принят Федеральный Закон от 25 ноября 1994 года № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Но 22 апреля 2003 года Ниязов подписал указ «Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией», согласно которому проживающие в республике граждане Туркменистана, которые в свое время, воспользовавшись Соглашением 1993 года, получили и российское гражданство, теперь в течении двух месяцев должны били выбрать, гражданами какого из двух государств они являются.
Иные случаи наличия у граждан России гражданств других государств не являются случаями двойного гражданства, так как в соответствии с законом РФ о гражданстве такой гражданин «рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России». В этом случае нужно говорить о втором (ином, двух) гражданствах.
Двойное гражданство возможно когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком состояние находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ одновременно состоять в гражданстве России.
Пребывание в Двойном гражданстве рассматривает не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам (если двойное налогообложение не исключается двусторонним соглашением), в каждом из них нести воинскую службу, лишается права занимать некоторые должности (судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.
Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т.е. Двойное гражданство, только в соответствии Федеральным Законом или международным договором. Следовательно и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
Конституция РФ ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, он не освобождается от обязанностей, вытекают их из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с Федеральным Законом или международным договором РФ. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.
В любом государстве проживают поживают люди правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются гражданами иностранными гражданами. Лиц, имеющих двойное гражданство, называют бипатридами. Различие в правовом положении не означает дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежит человеку не зависимо от гражданства. Разумеется а полном объеме государство охраняет права и свободы тех ,кто его учредил и несет все обязанности, т.е. своих граждан. Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т.е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии оказываются люди, утратившие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов).
Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряется приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращение безгражданства 1961 года (вступила в силу в декабре 1975 года), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержатся рекомендации государствам предоставить гражданство апатридам и лицам проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 год) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регламентируется международным договором о статусе апатридов 1951 года (вступил в силу 6 июня 1960 года). Следуя этим международно-правовым актам, Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Весьма случаями возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.
Во многих странах в том числе в РФ, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.






















IV. Правовой статус иностранцев.


В различные исторические эпохи проблема правового статуса иностранцев в стране пребывания решалась по-разному.
В соответствии с древним обычаем на Руси иностранцам (иноземцам) запрещался свободный въезд в Россию. Это было связано с враждебностью, политической, культурной и религиозной исключительностью и замкнутостью государства. Что касается международных отношений, то они были неразвиты и неурегулированы. Так продолжалось, естественно, не всегда. Иностранцы стали допускаться в Россию, но занимали в ней исключительное положение. На протяжении многих веков отношения с иностранцами ограничивались лишь рамками торговых, военных и политических контактов. Полноправие их быль либо ограничено, либо они ставились на обособленное положение, либо им предоставлялись исключительные льготы. Эти льготы, обусловленные влияние тех или иных особенностей государства в силу исторических, географических, экономических, духовных условий жизни народа или политических соображений, создавали для иностранцев особое привилегированное положение. Также следует отметить, что законодательной регламентации прав, обязанностей и ответственности иностранцев не было вплоть до середины XVII в., все вопросы, связанные с иностранцами, определялись на основе обычаев и зачастую личного отношения государя к стране и правителю того государства, откуда прибыли иноземцы.
В соответствии международно–правовыми актами государства в своей законодательной и правоприменительной практике должны соблюдать права и свободы граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции данной конкретной страны. Каково же положение иностранных физических лиц в России?
Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализацию приведенных предписаний (ст. 18).
Суверенитет Российской Федерации распространяется не только на собственных граждан, проживающих в стране, так и за ее пределами, но и на иностранцев, причем как законно находящихся на территории России, так и на тех, кто незаконно проник через российские границы и нелегально проживает в нашей стране. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие основные нормативные акты, касающиеся пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства:
а) Федеральный Закон РФ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
б) Приказ Министерства внутренних дел РФ, Министерства Иностранных дел РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства путей сообщения РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной пограничной службы РФ о введении в действие миграционных карт от 11 ноября 2002 года № 1095/16531/143/49/1189/692, утвердивший Положение о миграционной карте;
в) Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 года «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации»;
г) Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 года № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание»;
д) Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 года «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».
Под термин «иностранец» в Российской Федерации подпадают несколько групп лиц (в зависимости от статуса и цели пребывания в нашей стране):
1) иностранные граждане;
2) лица без гражданства;
3) беженцы;
4) переселенцы;
5) вынужденные переселенцы;
6) лица, выполняющие на территории России трудовые функции (например, работники транспорта);
7) персонал международной организации, имеющей в России штаб-квартиру или филиал;
8) члены семей трудовых иммигрантов, дипломатических представителей и т.д.
В связи с прекращением с 31 декабря нормы п. «г» статьи 18 Закона от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» граждане бывшего СССР с 1 января 2001 года перешли в категорию иностранных граждан и лиц без гражданства; на них стало распространяться действие норм существующего законодательства об иностранных гражданах.
Каждый из этих категорий лиц, законно находящийся в пределах территории имеет свой юридический статус, который отличается некоторыми особенностями от правового статуса российских граждан.
Находящиеся на территории России иностранные граждане – главы и сотрудники иностранных дипломатических и консульских представительств, а также другие лица имеют особый правовой режим. Их правовой статус складывается из привилегий и иммунитетов, установленных законодательством России и международными договорами Российской Федерации. Это внутригосударственные акты и международные соглашения, такие как, например, Венская конвенция о дипломатических сношениях (?) 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.
В основе правого положения не состоящих в российском гражданстве лиц лежат те же демократические начала, что и в основе юридического статуса российских граждан. Определяя их правовой статус, Россия учитывает такие важные документы ООН, как Всеобщая Декларация прав человека 1968 года и др.
Юридический статус лиц, не состоящих в российском гражданстве, закрепляется Конституцией РФ, основными государственно – правовыми актами субъектов РФ и Федеральным Законом 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», а также Федеральным законом об иностранцах.
Находящиеся в России лица без гражданства обладают национальным режимом, т.е. статусом российских граждан, за некоторыми изъятиями, установленными законом, например:
- пункт «б» части 1 ст. 12 ФЗ о гражданстве гласит «Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства»;
- в пункте «г» части 1 ст. 12 этого же закона говориться: «Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему гражданство».
Правовой статус лиц, получивших политическое убежище, приравнивается к статусу иностранных граждан и лиц без гражданства. На них распространяется все права, свободы и обязанности, которыми пользуются и которыми несут граждане РФ, за некоторыми исключениями, установленными федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем, наша страна определила круг лиц, которым политическое убежище не предоставляется: а) те, кто преследуется за пределами РФ за действия (бездействия), признаваемые в РФ преступлениями, или виновные в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; б) лица, привлекаемые в качестве обвиняемых по уголовному делу, или в отношении которых имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор на территории РФ; в) прибывшие из третьей страны, где им не грозило преследование; г) те, кто имеет гражданство третьей страны, в которой они не преследуются.
На основании Сокращения между Российской Федерацией и Туркменистаном о переселения и защите прав переселенцев и Протокола о порядке реализации названного Соглашения вопросы об оставлении на постоянное жительство на территории России граждан Туркменистана, имеющих подтвержденный статус переселенца, при предоставлении документов, решаются без истребования у них национальных заграничных паспортов и виз.
При обращении переселенцев – граждан Латвии, учитывая отсутствие соглашения России и Латвии о взаимных безвизовых поездках граждан, предоставление национальных заграничных паспортов, национальных удостоверений «не граждан» (лиц без гражданства), а также российских въездных виз – обязательно.
Правовой статус иностранцев зависит от того, к какой категории он относится. Все иностранцы делятся на три группы: 1) постоянно проживающие в РФ; 2) временно проживающие в РФ; 3)временно пребывающие в РФ. В основе такого разделения лежит критерий правового основания их нахождения в России, степень устойчивости правовой связи с Российской Федерацией.
Постоянно проживающие иностранцы имеют разрешение и вид на жительство, выданные российскими органами внутренних дел. Видом на жительство является документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, а также их правовое положение и законность пребывания в стране. После получения вида на жительство иностранные граждане подлежат регистрации. Вид на жительство выдается сроком на 5 лет (но не более срока действия паспорта) с правом продления на пять лет (если есть основания - неоднократно).
Лица, временно проживающие в РФ, - новая категория иностранцев, предусмотренная ФЗ об иностранцах. Ежегодно Правительством Российской Федерации будет устанавливаться квота на выдачу разрешений иностранным гражданам и лицам без гражданства на временное проживание. Так, на 2003 год по Тюменской области установлена квота в 8000 человек.
В соответствии со ст. 6 ФЗ об иностранцах без учета квоты разрешения на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
2) признанному нетрудоспособным (женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет, инвалиды при наличии удостоверения и справки медико-социальной экспертизы) и имеющие дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющими место жительства в Российской Федерации;
5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Временно пребывающие иностранцы прибывающие в нашу страну на определенный срок (если у Российской Федерации имеется международный договор о безвизовом порядке въезда – выезда – до 90 суток, если возовой порядок въезда – на срок, указанный в визе).
Правовое положение постоянно проживающих в РФ иностранных граждан основывается на тех же принципах, что и статус российских граждан. Такими принципами являются гуманизм, равноправие, недопустимость какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы и национальности, уважения прав и свобод личности. Пункт 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Норма п. 3 ст. 62 Конституции РФ действует без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве. Если государство необоснованно устанавливает по отношению к российским гражданам какие-либо ограничения в правах, дискриминируя их, в ответ Российская Федерация вправе установить ответные ограничения для граждан этого государства на своей территории в изъятие из общего принципа национального режима, применив тем самым реторсию (ст. 1194 ГК РФ).
По общему правилу, гражданская правоспособность лица – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом. Иностранные граждане, прибывая на территорию другого государства, не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которым они располагают в своем государстве. Они обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Правоспособность лица без гражданства определяется законом государства, где это лицо постоянно проживает.
В сравнении с советским прошлым в сегодняшней России положение иностранцев существенно изменилось. Вхождение в рынок внесло серьезные коррективы, прежде всего в сферу экономической жизни. Статья 34 Конституции РФ устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». Это говорит о том, что иностранцы обладают в этой сфере такими же правами, как и российские граждане, за исключением изъятий из принципа национального режима, установленных федеральными законами.
В статье 14 ФЗ об иностранцах, названной «Отношение иностранных граждан к государственной и муниципальной службе и к отдельным видам деятельности », говориться, что иностранный гражданин не имеет права:
1) находиться на государственной или муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) Быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 года № 755 это объекты и организации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий );
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранным гражданам к которым ограничен федеральным законом.
Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций и долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 1 февраля 1993 года Об основах законодательства Российской Федерации о нотариате иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права стать нотариусом. В соответствии с Законами «О милиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной службе в Российской Федерации», «О судах» иностранные граждане и лица без гражданства не могут работать в данных органах.
Иностранцы, постоянно проживающие в России, в соответствии со ст. 20 – 29 Конституции РФ обладают в сфере частной жизни и личной безопасности такими же правами, какими пользуются россияне: право на жизнь, неприкосновенность жилища, достоинство личности, тайна переписки, телефонных переговоров и пр. Им также предоставляются права и свободы в области общественно – политической жизни и, в частности, право на участие в общественных объединениях. В ст. 1 Закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года сказано: «Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». Например, в ст. 11 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» указано: «…Иностранные граждане и лиц а без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов».
В ФЗ об иностранцах введена новая норма – ст. 12 «Отношения иностранных граждан к избирательному праву». Согласно части второй данной статьи постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях в порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Таким образом, российский законодатель, предоставляя иностранцам национальный режим, все же не приравнивает их полностью к собственным гражданам, а устанавливает ограничения, основная цель которых – защита трудовых, социальных и других интересов граждан России, а также интересов нашего государства в целом.






















Заключение.



Гражданство- это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей.
В соответствии с Федеральным Законом « О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Безгражданство- это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.
Статья 3 Закона « О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства. Иное гражданство- гражданство (подданство) иностранного государства.
Двойное гражданство- наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Неясным остается только по сей день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (неграждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации. Важность правильного определения лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации, обусловливается тем, что современное законодательство содержит множество положений, в которых одним термином охватывается совокупность правоотношений, связанных со статусом иностранного гражданина и лица без гражданства.
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются
Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации".
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.
Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

© Copyright 2012-2020, Все права защищены.