Финансы бюджетных организаций

Лекции по предмету «Финансовый менеджмент»
Информация о работе
  • Тема: Финансы бюджетных организаций
  • Количество скачиваний: 18
  • Тип: Лекции
  • Предмет: Финансовый менеджмент
  • Количество страниц: 10
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-12-18 08:34:43
  • Размер файла: 31.1 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Финансы бюджетных организаций
Фёдорова Ирина Юрьевна


18.01.12

Сущность и функции финансов некоммерческих организаций
В системе организации финансов предприятий различных организационно правовых форм особое место занимают финансы некоммерческих организаций (около 20%). Порядок создания и функционирования некоммерческих организаций регулируется в соответствии с федеральным законом от 12.01.2006 года №7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Финансы некоммерческих организаций имеют как сходные черты с финансами коммерческих структур, так и отличные от них.
Общими чертами, характеризующими деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, и в том числе финансов государственного сектора экономики являются следующие:
1. Получение финансовых ресурсов осуществляется путем обменных операций на рынке. Такими операциями могут быть: реализация товаров или услуг, приобретение материалов, оборудования, получение займов, найм трудовых ресурсов.
2. Организации получают и реализуют продукцию и услуги, используя ограниченные ресурсы.
3. Планирование и анализ эффективности затрат, привлечения займов и кредитов, анализ рисков, ведение учёта и другие направления реализуются и теми и другими субъектами.

В то же время цели, задачи, виды привлекаемых финансовых ресурсов и характер деятельности коммерческих структур и некоммерческих организаций различны. Отсюда вытекают различия в системе организации их финансов.

Критерии Коммерческие организации Некоммерческие организации
1. Цель деятельности Получение прибыли Выполнение функции
2. Вид основной деятельности Производство и реализация Зависит от характера деятельности и функции организации
3. Взаимоотношения с поставщиками ресурсов Поставщик ресурсов рассчитывает на оплату своих товаров, работ и услуг в полном объёме по рыночным ценам и на получение выгоды Поставщик ресурсов не ожидает получения экономической выгоды. Финансирование осуществляется на безвозвратной основе
4. Цена реализации Уровень цены реализации складывается на рынке Реализация по ценам ниже рыночных и часто бесплатно
5. Способ получения финансовых ресурсов Займы или прибыль Безвозмездное поступление, поступления на льготной основе
6. Направления расходования финансовых ресурсов На увеличение собственного капитала На выполнение функций, закреплённых за некоммерческой организацией в уставе и осуществление других общественно – значимых мероприятий
7. Экономический интерес данной организации со стороны других организаций Экономический интерес присутствует, так как коммерческая организация имеет уставный капитал, определённые доли которого могут продаваться, возвращаться, перераспределяться, участвовать в рыночных отношениях купли - продажи Экономического интереса нет, так как некоммерческие организации не имеют уставного капитала, и их деятельность не может приносить выгоду их учредителям
8. Внешний контроль за деятельностью организации Стандартная бухгалтерская и финансовая отчётность перед органами статистики, налоговыми и другими Помимо стандартной отчётности предусмотрены специальные формы контроля со стороны учредителя, счётной палаты и других финансовых органов
9. Применение показателей для оценки финансового состояния организации Стандартные показатели, в основе которых прибыль, рентабельность, ликвидность т т.д. Часто невозможно использовать стандартный набор показателей для оценки финансового состояния организации, так как расчет эффективности не может быть основан только на данных финансовой отчётности, поскольку необходимо учитывать качество выполнения социальных услуг. Поэтому разрабатываются и апробируются в условиях реформ для каждой системы свои показатели

Для анализа финансового состояния коммерческих структур характерно применение специальных коэффициентов, связанных с расчетом прибыли, рентабельности, ликвидности и т.д. Применяя их для некоммерческих организаций, нельзя получить реальной картины, отражающей эффективность использования бюджетных средств, а в ряде случаев невозможно получить и данных для расчета.
В каждой отрасли разрабатываются свои коэффициенты эффективности.



К некоммерческим организациям относятся:
• Общественные и религиозные организации
• Некоммерческие партнёрства
• Потребительские кооперативы
• Учреждения
• Социальные благотворительные и иные фонды
• Ассоциации
• Союзы
И организации в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации могут быть созданы в результате их учреждения или реорганизации существующей некоммерческой организации.
Учредительными документами являются:
• Устав
• Учредительный договор
• Решение собственника (для учреждений)

Некоммерческая организация может иметь в собственности, в аренде или в оперативном управлении здание, оборудование, инвентарь, денежные средства, земельные участки.
Правовые отношения с государством определяет ГК РФ.
В зависимости от правовой формы образования различные некоммерческие организации имеют свои специфические черты. Например, в сфере организации финансов в зависимости от источников формирования имущества они различаются по направлениям:
• По поступлению финансовых средств от учредителей, участников, сторонних организаций или физических лиц
• По виду финансирования: целевое прямое бюджетное финансирование или получение субсидий
• По видам получаемой выручки от реализации товаров, работ и услуг, по возможности получения дивидендов в результате деятельности, получения доходов по ценным бумагам и вкладам, по видам доходов, получаемых от использования собственности некоммерческой организации.

Полученные финансовые средства некоммерческими организациями различаются по видам:
• Традиционные – целевое финансирование на ведение уставной деятельности
• Доходы от выполнения работ и оказания услуг

Органы гос. власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
• Предоставлять льготы по уплате налогов и сборов с целью выполнения уставных задач некоммерческой организацией
• Полностью или частично освобождать от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом
• Размещать на конкурсной основе социальные заказы
• Предоставлять льготы по уплате налогов физ. и юр. лицам, оказывающим некоммерческим организациям поддержку (при этом предоставление льгот не может носить индивидуального характера)
• Осуществлять прямое финансирование из бюджета

Размеры и структуры доходов некоммерческих организаций, сведения о размерах и составе их имущества, расходах, численности и составе работающих, оплате труда и другие не могут быть предметом коммерческой тайны.
Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства, которые не являются юр лицами и действуют на сновании положений. Совокупный доход некоммерческих организации, сформированный из разных источников, используется на выплату зарплаты с учётом начислений, финансирование материальных и приравненных к ним затрат с учётом нормативов затрат, используется для пополнения фондов производственного и социального развития. В зависимости от метода ведения хозяйства некоммерческие организации осуществляют свою деятельность либо на базе сметного финансирования либо на условиях самоокупаемости. При сметном финансировании основным источником финансовых ресурсов является бюджет организации, который формируется в соответствии со сметой на текущий финансовый год. На принципах самоокупаемости и самофинансирования функционируют коммерческие организации, у которых не предусмотрено бюджетное финансирование, а затраты полностью возмещаются из выручки от оказания нематериальных услуг или реализации продукции, а так же из других источников. Подобным образом строится и система налогообложения.
Учёт в таких учреждениях ведётся в соответствии с едином планом счетов для некоммерческих организаций, который в условиях реформы меняется по своему содержанию в соответствии с приказом Минфина РФ №162 от 06.12.2010 об утверждении плана счетов бюджетного учёта и инструкции по его применению, и приказов Минина №191Н от 28.12.2010 и №33Н от 25.03.2011.


25.01.12

Особенности организации финансового обеспечения деятельности учреждений на современном этапе
Учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано на федеральном уровне, субъектом РФ, муниципальным образованием либо гражданином РФ или юридическим лицом.
Отличительной особенностью учреждений является то, что через эти структуры государство реализует ряд функций и в первую очередь – социальную. Она состоит в том, что государство берёт на себя обязанность поддерживать социальную справедливость и определённый минимум общественного благосостояния, выравнивать разницу в доходах населения, гарантировать прожиточный минимум, обеспечивать занятость населения. Реализация этих функций связана с увеличением государственных финансовых потребностей и расширением спроса в социальном секторе экономики.
С целью реализации этих функций в некоммерческом секторе экономики разрабатывается механизм реализации гос. гарантий, включающий систему социальных трансфертов, разработку и реализацию социальных программ развития на федеральном, региональном и местном уровнях, разработку системы нормативов. Финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.
В современных условиях проводимой бюджетной реформы организации финансово – хозяйственной деятельности учреждений претерпевает ряд изменений. Из определения учреждения, установленного законодательством следует, что эта организация полностью или частично финансируется из бюджета, но при этом осуществляется финансирование именно основной её деятельности, то есть тех направлений, которые определены государством при её создании.
Различаются государственные и негосударственные учреждения.

Статус гос. учреждения получают организации со следующими признаками:
1. В качестве учредителей могут выступать только органы гос. власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления
2. В качестве цели создания учреждения могут быть определены направления исключительно некоммерческого характера
3. Учреждение должно финансироваться из федерального, регионального или местного бюджета или из ГВФ
4. Основой финансового планирования и финансирования учреждения является бюджетная смета для казённых учреждений, или государственное задание для бюджетных учреждений с расширенными правами или так же для автономных учреждений
5. Источником формирования гос. учреждений являются средства бюджетов – бюджетные ассигнования

Особенностью финансирования в социальной сфере является то, что услуга, являясь нематериальной, предоставляется конкретному потребителю и не может храниться и накапливаться. Этим объясняются особенности и характер формирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных учреждений. Этим объясняется постоянный режим работы учреждений, а следовательно и постоянное финансирование.

Частные учреждения – организации, созданные собственником (гражданином или юр. лицом) для осуществления функций некоммерческого характера.
На данный момент сектор негосударственных учреждений невелик и социальная услуга оказывается государственными учреждениями.

Учреждения в зависимости от выполняемых функций:
• Системы государственного управления
• Местного самоуправления
• Социальной сферы
• Правоохранительная деятельность

В зависимости от источников финансирования:
• Федеральные
• Региональные
• Местные
• ГВФ
• Частные

По источникам формирования средств:
• Учреждения, оказывающие платные услуги, то есть имеющие дополнительный источник финансирования
• Имеющие только бюджетное финансирование
• Имеющие негосударственные источники финансирования

Финансовый механизм учреждений представляет собой форму организации отношений в области финансов, а так же совокупность инструментов для их реализации. Основу финансового механизма составляет система планирования, формы, методы и условия финансирования. Целью функционирования финансового механизма является обеспечение условий работы конкретного учреждения или его подразделений. Финансовый механизм учреждений имеет свои особенности, которые связаны с тем, что учреждения оказывают услуги физическим и юридическим лицам на безвозвратной и безвозмездной основе за счёт бюджетов всех уровней, а так же за счёт ГВФ.
К основным принципам организации финансов учреждений относятся:
1. Эффективное использование финансовых средств
2. Целевое использование и самостоятельно заработанных средств
3. Жёсткое разграничение бюджетного финансирования и средств, полученных от оказания платных услуг
4. Бюджетный иммунитет – взыскания на бюджетные средства осуществляются только на основании судебного решения
5. Контроль со стороны государственных и муниципальных контрольных органов за расходованием средств

В соответствии с законом №133 ФЗ государственные и муниципальные учреждения должны изменить свой статус и перейти в казённые, новые бюджетные или автономные.
Казённым учреждением является государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание гос. или муниципальных услуг или выполнение работ при реализации функции государства с целью обеспечения реализации полномочий РФ, субъектов РФ или муниципального образования и финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счёт средств бюджета соответствующего субъекта на основании бюджетной сметы.
Новое бюджетное учреждение (бюджетное учреждение с расширенными правами) – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации своих полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, занятости населения, физкультуры и спорта и других сферах.
Автономные учреждения – некоммерческие организации, созданные РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий государства в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, занятости населения, физкультуры и спорта и других сферах.
Постановлением правительства от 26 июля 2010 года №539 утверждён порядок создания, реорганизации, изменение типа и ликвидации федеральных государственных учреждений. Аналогичный порядок устанавливается законодательно на региональном и местном уровнях.

Отличительные особенности учреждений данных типов:

Критерий Казённое Бюджетное Автономное
Финансовое обеспечение На основе бюджетной сметы, субсидии и бюджетные кредиты не предоставляются. Прямое финансирование из бюджета На основе субсидий в соответствии с заданием учредителя. Прямое финансирование из бюджета осуществляется: с целью исполнения публичных денежных обязательств перед физ. лицами и на осуществление мероприятий с учётом нормативно – правовой базы В виде субсидий на выполнение гос. задания и на содержание имущества
Финансовые операции с находящимися в распоряжении средствами Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открываемые в федеральном казначействе или в финансовом органе субъекта РФ Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открываемые в федеральном казначействе или в финансовом органе субъекта РФ В праве открывать счета в кредитных организациях
Совершение сделок Не имеют права предоставлять и получать кредиты и займы и приобретать ценные бумаги Крупные сделки, если цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения на последнюю отчётную дату, совершаются с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Крупные сделки, если цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения на последнюю отчётную дату, совершаются с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения
Распространение действия федерального закона №94 ФЗ Распространяется в полном объёме Распространяется в полном объёме Не распространяется
Осуществление приносящей доходы деятельности и распоряжение доходами, полученными от данной деятельности Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет БС РФ. Вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретённое за их счёт имущество, поступают в самостоятельно распоряжение учреждения Вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретённое за их счёт имущество, поступают в самостоятельно распоряжение учреждения
Правовой режим имущества, закреплённого за учреждением - собственником Право оперативного управления. Учреждение не вправе отчуждать, либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества Право оперативного управления. Учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за учреждением – собственником или приобретенным учреждением за счёт целевых средств, выделенных ему собственником. Остальным закреплённым имуществом распоряжается самостоятельно Право оперативного управления. Учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за учреждением – собственником или приобретенным учреждением за счёт целевых средств, выделенных ему собственником. Остальным закреплённым имуществом распоряжается самостоятельно
Ответственность учреждения Отвечает всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами Отвечает по своим обязательствам закреплённым за ним имуществом за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённым за ним учредителем или приобретённым за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества Отвечает по своим обязательствам закреплённым за ним имуществом за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённым за ним учредителем или приобретённым за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества
Ответственность собственника по обязательствам учреждения Субсидиарная ответственность при недостаточности учреждения денежных средств Собственник ответственности не несёт Собственник ответственности не несёт
Порядок открытия счетов Счета открываются в органах федерального казначейства или финансовых органов Счета открываются в органах федерального казначейства или финансовых органов Счета открываются в кредитных организациях
Является ли получателем бюджетных средств Является Не является Не является
Бухгалтерский учёт Бюджетный план счетов План счетов с ведением аналитического учёта по укрупнённым кодам КОСГУ, а в части средств бюджета – по бюджетному плану счетов План счетов с ведением аналитического учёта по укрупнённым кодам КОСГУ, а в части средств бюджета – по бюджетному плану счетов
Сфера деятельности Воинские части, ВС РФ, комиссариаты, ГРОБ, внутренние войска, учреждения исполнения наказания, СИЗО, Специализированные учреждения для несовершеннолетних, МВД, Силовые структуры, МЧС, Психиатрические службы, Лепрозории, органы власти, судебная система Сфера деятельности неограниченна. В первую очередь – социальная сфера В социальной сфере в соответствии с законодательством
Порядок создания учреждения Массовый перевод бюджетных и создание новых по решению правительства Преобразование бюджетных учреждений – изменение типа Путём изменения типа, причём полномочия в этом направлении от правительства передаются профильным министерствам, путём создания новых АУ по решению правительства