5 Составить глоссарий по теме
Авторские учебные программы – учебные программы, которые, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов, при наличии рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов, они утверждаются педагогическим советом школы.
Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющейся на всех этапах учебно-воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний.
Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.
Дидактический материал – система объектов, каждый их которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.
Инструктаж – один из методов, который обеспечивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иное умение.
Исследовательский метод – способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Педагог предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются проявить в ходе решения.
Консультации – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету, но в отличие от дополнительных занятий они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.
Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Нововведение – внедрение новых идей, технологий и др. в педагогический процесс.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и обучающихся с определенной целью.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогической явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и обучающихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Письменный опрос – метод контроля, который осуществляется следующим образом: отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам.
План учебно-тематический – учебно-методический документ, конкретизирующий учебный план и определяющий содержание и структуру учебных материалов, объем и последовательность их изучения, виды занятий, формы контроля.
Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т.д.
Предварительный контроль – контроль, направленный на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться.
Программа деятельности – вид программного документа, основными функциями которого являются прогнозирование, конструирование результатов деятельности, конкретных путей их достижения.
Процесс обучения – целенаправленная последовательная смена учебных задач и элементов обучения, происходящая по объективным законам и имеющая своим результатом формирование определенных свойств обучаемых.
Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных под руководством преподавателя.
Текущий контроль – контроль, который осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
Тематический контроль – контроль, который осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний.
Тест – стандартное задание для выявления знаний, умений, опыта испытуемого.
Технология конструирования учебной информации – процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний, которые диктуются установленными нормами, исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации, возможностями самого преподавателя.
Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования.
Устный опрос – метод контроля, который осуществляется в индивидуальной форме с целью выявления преподавателем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.
Устный фронтальный опрос – метод контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся, который требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном одновременном опросе нескольких учащихся преподаватель ждет от них кратких, лаконичных ответов с места.
Учебная конференция – форма организации педагогического процесса, преследующая цель обобщить материал по какому-либо разделу программы и требующая большой подготовительной работы. Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.
Учебные дискуссии – один из словесных методов, обязательным условием которого является наличие двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу.
Учебный материал – система идеальных моделей, представленных материальными или материализованными моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебной деятельности.
Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательный действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.