Основные этапы в изучении славяноведения

Шпоры и тесты по предмету «История России»
Информация о работе
  • Тема: Основные этапы в изучении славяноведения
  • Количество скачиваний: 30
  • Тип: Шпоры и тесты
  • Предмет: История России
  • Количество страниц: 7
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-12-16 22:19:40
  • Размер файла: 95.41 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

1. основные этапы в изучении славяноведения
Важнейшие критерии периодизации истории славяноведения связаны, с одной стороны, с внутренними закономерностями этой науки, а с другой — с общественными условиями, стимулировавшими ту или иную тематику, определяв¬шими многие из тех задач, которые на соответствующих этапах решала или по крайней мере должна была решать славистика в целом и отдельные ее отрасли. Исходя из этих критериев можно выделить три крупных этапа.
Первый этап, начавшийся в XVIII в., отмечен процессом посте¬пенного выделения славянской проблематики из,, филологии и истории в относительно устойчивый комплекс наук о славянах. На втором этапе — от 60—70-х годов XIX в. до Октябрьской революции — славяноведение развивалось как уже сложившийся комплекс научных дисциплин.
Третий этап охватывает 1917-н. ХХІ в. – этому периоду характерно активное развитие славяноведения как учебная дисциплина. Каждый из указанных этапов охватывал по нескольку десятилетий, на протяжении которых наука развивалась, обогащаясь новыми фактами и наблюдениями, претерпевая существенные изменения. Поэтому каждый из назван¬ных этапов может быть разделен в свою очередь на ряд более дробных периодов. Естественно, что контуры намечаемой периоди¬зации в известной мере условны. Нельзя не учитывать и того, что в развитии отдельных составных частей славяноведения не было и не могло быть полной синхронности и единообразия.

4 славистика или славяноведение как наука о славянах. Понятие – славяне.
Славяноведение (славистика) — есть наука о славянстве в его целом и в частности о каждом члене племенной семьи славянской, во всех проявлениях его народного типа и его жизни в прошедшем и в настоящем. Впрочем, всякая славянская народность в обычном употреблении несколько ограничивает объем понятия славистики. Русское славяноведение в узком смысле заключает в себе изучение западного и южного славянства. С другой стороны, в область славистики, в особенности как науки о славянстве в его совокупности, входит иногда изучение народностей, своей судьбой и историей неразрывно со славянством. C наступлением в конце XVIII и в начале XIX в. эпохи национального возрождения у славян в связи с общеевропейскими умственными и политическими течениями, с пробуждением среди западных славян сильного интереса к взаимному сближению и изучению и с успехами историко-филологических наук на Западе, особенно в Германии, стала создаваться и быстро развиваться наука С.
Проблески славянского самосознания и










2 определение славяноведения как науки славянской общности
Славяноведение имеет давние и глубокие традиции. С ее историей связаны имена многих выдающихся ученых мира. Особенно боль¬шого размаха достигает развитие исследований после второй мировой войны. Эта обширная, все расширяющаяся область знаний, как и всякая иная наука, требует четкого осмыс¬ления ее методологических принципов и особенностей.
Слявяноведение зародилось со времён появления славянских народов, но как наука, славяноведение формируется значительно позже — во второй половине XVIII в., широко развивается в XIX столетии.
До 60—70-х годов XIX в. многие видные русские ученые, например О. М. Бодянский, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Григорович, И. И. Срезневский и др., совершенно созна¬тельно соединяли в своем научном творчестве филологические интересы с интересами историческими.
В 60—70-е годы XIX в. славяноведение в России вступило в новый этап своего развития. В последующие десятилетия в славяноведении, как и в других отраслях знания, происходила дифферен¬циация наук, которая вела к более узкой специализации
отдель¬ных ученых и порождала тенденцию к









интереса славян друг к другу, начатки взаимных славянских изучений обнаруживались, однако, довольно рано, с конца XIV в.
Интерес к соплеменникам, всегда обусловливаемый подъемом национального самосознания, ранее всего естественно пробудился в народе. Это было в Чехии в XIV и нач. XV в. Сведения о славянстве распространялись в Чехии особенно широко. У поляков благодаря их довольно центральному в славянстве положению и давним многоразличным сношениям с соплеменниками славянское сознание пробудилось также довольно рано и сказывается, особенно с XVI в. Такой же интерес до некоторой степени проявляется и у южных славян в XVI и XVII вв.
Со 2-й пол. XVIII в. славянские изучения вступают в новый, более сознательный и более научный фазис; но прошел еще почти целый век до зарождения истинно научного славяноведения. И во втором фазисе чехи идут впереди других славян в исторических и филологических занятиях славянством.











обособлению каждой из дисциплин славистического комплекса.
Обособление дисциплин славяноведческого комплекса привело через какое-то время к выделению более или менее широко понимаемого комплекса «славянская филология», который нередко стали идентифицировать со славяноведением в целом.
Тенденции к дифференциации дисциплин славяноведческого комплекса, достигшие апогея на рубеже XIX и XX вв., стали затем постепенно ослабевать и сменяться интеграционными стрем¬лениями.
Единое и научно правильное определение предмета славяно¬ведения чрезвычайно важно при разработке его истории.
Исследуя процесс генезиса и развития мировой славяноведения, необходимо охватывать его целиком, вне зависимости от того, как толковался предмет изучения в то или иное время и каким обра¬зом исходя из практических целей распределялись функции между различными учреждениями внутри стран.
Славяноведение, занимаясь общественной жизнью славянских народов, должна, если она стремится быть объективной наукой, следовать реаль¬ному ходу истории.

6 Павел Иозеф Шарафик (1795-1861). Его труд «Славянские древности»
Павел Йозеф Шафарик – выдающийся деятель чешского и словацкого национального возрождения. Своим творчеством он внес огромный вклад в становление и развитие исторической и филологической науки как на территории Австрийской империи, так и за ее пределами.
«Славянские древности» по праву считаются делом жизни и научным подвигом Шафарика. В этом сочинении, подвергнув тщательному анализу все имеющиеся на тот момент источники о происхождении и истории древних славян, Шафарик не просто обосновал индоевропейское происхождение славянских народов, но также показал их вклад в мировую историю и культуру. Благодаря этому «Славянские древности», переведенные с чешского на русский, немецкий, польский языки, на долгое время стали подлинной энциклопедией славяноведения и основой для дальнейшего изучения древнейшей истории славянских народов.
В 1830 -х гг. друзья ученого М.П. Погодин и О.М. Бодянский стали осуществлять перевод «Славянских древностей» на русский язык, окончательная редакция которого была представлена в 1848 г., после чего сочинение стало доступно для широкой публики.















3 ностели славянской цивилизации, её сущность.






























7 Н. Я. Данилевский (1833-1914) и его теория о существовании трёх миров.













































































































5 Юрий Крижанич (1618-1683) – один из первых исследователей славянства. Его труд “Политика”
Юрий Крижанич — хорватский богослов, писатель, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов.
В 1661 году был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1663 году Крижанич начал писать на общеславянском языке главный
труд своей жизни — трактат «Разговоры о владетельстве» или «Политика». В своем трактате автор тщательно анализирует экономическое и политическое положение России, характеризует роль торговли, ремесел и земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости. Он указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами.
Книга Крижанича обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху. Именно в монархии он видит наиболее подходящую форму правления. Царя он считает наместником Бога на Земле, власть его — священной. Царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, свято блюсти божеские законы. Крижанич резко осуждает жестокость Ивана Грозного.
В области экономики Крижанич подчёркивает, что разорительные налоги на крестьян вредят хозяйству, советует поощрять талантливых мастеровых людей. Конечная цель «Политики» — показать, как надо править государством, чтобы все люди в нем были счастливы, чтобы русский народ стал «самым прославленным между народами» и возглавил все славянские народы.

8 Любор Нидерле (1865-1944) и его исследование истории славян.
Лю́бор Ни́дерле — чешскийархеолог, этнограф и историк-славист, профессор Пражского университета, член Чешской Академии наук.
Занимался первобытной и античной, а затем славянской археологией. В 1893 году вышла книга «Человечество в доисторические времена», где изложена археология Европы отпалеолита до эпохи средневековья включительно. В 1902—1934 годах опубликовал знаменитый труд «Славянские древности», в котором представил масштабный свод известной о славянах информации.
Считал неправильным судить о этногенезе славян, так как достоверного о древнейших славянах известно столь мало, что научному определению поддаются только средневековые материалы. В 1931 году вышла работа «Руководство по славянской археологии», в которой он подвёл итоги своих археологических исследований.









9 Ян Колар о литературной взаимности славян.
Коллар написал свой знаменитый трактат "О литературной взаимности между племенами и наречиями славянскими" уже тогда, когда он приобрёл европейскую известность своими другими сочинениями. Впервые трактат был опубликован в 1836 г. в чешском журнале "Гронка", а в расширенном варианте, отдельным изданием на немецком языке - в 1837 г. Позже он был переведён на многие славянские языки, а русский перевод трактата был опубликован в России в 1840 г.
Главным условием достижения славянской взаимности Коллар считает литературное и культурное образование. Он устанавливает три ступени образованности, ведущие к взаимности. На первой из них образованный славянин, "невысоко-учёный", должен знать четыре главных наречия, на которых пишется и печатается: русский, иллирийский, польский и чехословацкий.
Ко второй ступени "учёнейший и образованнейший" славянин должен познакомиться и с "меньшими наречиями" или поднаречиями - "малороссийским, кроатским, виндским, булгарским, лузацком". Славянин третьей ступени, к которой Коллар
относит учёных, филологов и историков, должен знать все славянские наречия без исключения, в том числе и мёртвые языки, в

12 интелектуальное и культурное богатство славян










































первую очередь - церковно-славянский.
Главным средством славянской взаимности Коллар считал литературное образование, а средства, которые должны были обеспечивать эту взаимность, также, по его мнению, должны быть культурно-просветительского характера.
Эти "средства к утверждению взаимности", при всей кажущейся сейчас нереальности, во времена Коллара, и не без усилий его самого, многим современникам казались вполне достижимыми. Тесные связи между всеми славянскими лидерами, о чем
свидетельствует их переписка, постоянный обмен информацией и новыми изданиями, интерес к славянской истории и культуре и т. п. - всё это позволяло воспринять трактат Коллара как руководство к действию.
Большую часть трактата Коллар посвятил изложению достоинств и способностей славян, их особому назначению в истории человечества. Неоспоримым достоинством славян Коллар считал их язык.
Сама история показала утопичность планов и предложений Коллара, тщетность его надежд на совершенствование национальных отношений. При этом очень многие конкретные предложения Коллара по достижению славянской литературной взаимности нашли своих сторонников и даже были реализованы.













































10 славянские исследования в России (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.С. Шишков, О. Бодянский, И.И.Срезневский, П.И. Прейс, В.И. Григорович и др.)
Тати́щев - автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской». Оставил большое количество сочинений публицистического характера: «Духовная» - даёт подробные наставления, обнимающие всю жизнь и деятельность человека (помещика). В «Напоминании» излагаются взгляды на государственное право, а в «Рассуждении», указываются меры к умножению доходов государственных.
Ломоносов - В 1760 издал «Краткий российский летописец с родословием» - до правления Петра І. «Слово похвальное Петру Великому» - восхвалял реформы, социальную политику Петра, несмотря на ее крепостничический характер.
Бодянский - В 1845 г., Бодянский издавал "Чтения". В 23-х книгах "Чтений", изданных им с 1846—1848 гг. поместил многие древние памятники русской и славянской письменности, приготовленные им самим к изданию, и много своих собственных оригинальных и переводных статей. Из ученых трудов заслуживают особенного внимания: "О мнениях касательно
происхождения Руси"; "О народной поэзии славянских племен».
Срезне́вский - Его работы: Мысли об

13 роль религии и государства в судьбах славянского мира







































истории русского языка. Русь Угорская, Отрывок из опыта географии Русского языка, Древние памятники русского письма, Из обозрения глаголических памятников, Древние русские книги.
Прейс - Кроме изучения "древнерусского, церковно-славянского, богемского, польского, сербского, русняцкого языков, их литературы и истории", Прейс деятельно занимался "сличением славянской грамматики с родственными языками
За это время он напечатал в "Журнале Министерства Народного Просвещения" только две небольшие статьи: "О волохах Нестора" и " Изображение Чернобога в Бамберге". Некоторым плодом петербургских занятий явились две его статьи в "Журнале Министерства Народного Просвещения" за 1839 г.: "Книги, изданные на немецком языке по славянской истории и древностям".
Григоро́вич - Путешествуя по западнославянским землям, приобрёл ряд ценных рукописей, но издать их не смог. Опубликовал «Очерк учёного путешествия по Европейской Турции». Произведения: «Краткое обозрение славянских литератур» Славянские древности. Курс лекций. «Опыт изложения литературы словен» «Статьи, касающиеся древнего славянского языка» «О Сербии в её отношении к соседним державам в XIV—XV вв.»



















11 славяноведение в советское время.
Торжество марксистско-ленинской методологии исследования в общественных науках сначала в СССР, а после 2-й мировой войны 1939—45 и в других социалистических странах позволило не только расширить рамки С. за счёт включения в него новой исторической проблематики, но и по-новому подойти к изучению всех основных проблем С.
Для С. периода, предшествовавшего 2-й мировой войне, характерно сохранение доминирующей роли филологических исследований. В то время подводили итоги своих дореволюционных исследований П. А. Лавров, Е. Ф. Карский, В. Н. Щепкин, Н. К. Грунский и др.
Активно участвовали в становлении советского С. и эмигрировавшие в СССР историки-марксисты славянских стран Г. Бич, Х. Кабакчиев, Ю. Красный, Я. Витковский и др. В 20 — начале 40-х гг. появились первые работы по слав. литературам 19—20 вв., по славянской фольклористике. Перелом в дальнейшем становлении С. произошёл в канун и во время 2-й мировой войны, когда с организацией историко-славистических центров в институте истории АН СССР, МГУ и ЛГУ были созданы предпосылки для решения одной из основных задач сов. С. — подготовки историков и филологов-славистов. Значительный вклад в организацию славистических исследований внесли Б. Д. Греков, Ю. В. Готье, В.
И. Пичета, М. Н. Тихомиров, Н. П. Грацианский.
На рубеже 1946—47 было создано

14 резервы жизнеспособности славянской цивилизации, научная периодизация этапов развития славянской цивилизации.


































центральное комплексное славистическое учреждение; возникли кафедры и группы в университетах Ленинграда, Киева, Львова, Минска, Воронежа, Харькова, Саратова.
Продолжалось исследование основных социально-экономических процессов исторического развития слав. стран, межславянских связей. Началось изучение культурных преобразований в зарубежных славянских странах в послевоенный период. Важное место в С. заняли вопросы, связанные с ролью славянских народов в европейском и мировом историческом процессе на всех его этапах, вопросы межславянских отношений, славянского этногенеза, связей славянских народов с другими народами
С середины 50-х гг. заметное место в С. занимают работы по истории искусства слав. народов, межславянских культурных связей (П. Г. Богатырева, И. Ф. Бэлзы, Н. И. Кравцова, В. Н. Лазарева и др.), по истории С.
Крупных успехов в 50—80-х гг. достигло славянское языкознание. Вышел 2-томный "Очерк сравнительной грамматики славянского языка" (1961—74) С. Б. Бернштейна. Появились исследования по праславянским языкам
Разрабатываются синхронные методы исследования современных славянских языков. Возрос интерес к топонимике, развивается балканистика, тесно связанная со славистическими проблемами и в историческом и в типологическом аспектах. Значительное место в работе советских славистов занимает и традиционная для русского С. проблематика старославянского языка.





































15 основные концепции доистории славянского участия предков славян в «великом переселении народов»
Существенно, что и с точки зрения греков, и с точки зрения франков, собственно славяне обретаются на Дунае. Этому внешнему взгляду соответствовал и взгляд «изнутри», из исторической и географической «глубины» славянского мира.
Фраза летописца, построившего концепцию единства «славянского языка» воспринимается иногда как свидетельство о «дунайской прародине». Дунай был для славянства и Руси не только границей, но и центром, местом начала и завершения самых существенных событий.
Прорвав византийскую границу на Дунае, славяне перешли рубеж первобытности. Там они обрели свое имя, о котором узнали представители чужой и одновременно вожделенной культуры, византийской цивилизации.
Здесь не обойтись без вопроса о том, где славяне «были раньше» и откуда они пришли на Дунай. Две основные концепции этнолингвистической доистории славянства решают эти вопросы по-разному. Согласно одной концепции, праславянская общность зародилась прямо на Дунае в бронзовом веке; в процессе миграций носителей индоевропейских языков праславяне переселились к северу от Дуная, а в эпоху Великого переселения народов возвратились на «дунайскую прародину».
Согласно другой концепции, праславяне

18 Государственное объединение западных славян
С начала IX века стало складываться новое большое государственное объединение западных славян с центром в Моравии.
В правление князя Моймира I мораване приняли христианство по латинскому обряду. Своего расцвета Великоморавское государство достигло при Ростиславе.
Стремясь сделать страну независимой от связанной с Каролингским государством Баварской церкви, Ростислав просил императора Михаила III прислать из Константинополя проповедника и епископа, который встал бы во главе Моравской церкви. Создание славянского богослужения и письменности укрепило политическую самостоятельность Великоморавского государства. Используя противоречия между Франкской церковью и папством, Ростислав добился в 869 году создания для Великой Моравии и соседних славянских земель архиепископства, подчиненного Риму.
Быстрый рост политического влияния и расширение границ государства продолжался и в правление Святополка. Однако сложившееся при нем большое государственное образование было очень непрочным, и со смертью Святополка значительная часть земель отпала от Великой Моравии. Оставшиеся земли распались на уделы. В 895 году Чехия стала самостоятельным княжеством. В 906 году, венгры нанесли поражение Моравии и захватили восточные словацкие земли. Великоморавское государство перестало существовать.



выделились из балто-славянского континуума — этнолингвистической общности славян и балтов в железном веке, и заключительным этапом разделения балтов и праславян был «выход» последних на Дунай: эту концепцию сформулировал Август Шлейхер.
Сторонники той и другой концепций стремятся опереться на данные археологии. Поскольку археологи также склонны интерпретировать свои находки при помощи данных языкознания.
Трудности начинаются, когда создаются взаимоисключающие друг друга гипотезы, имеющие равное право на существование.
Ведущий отечественный исследователь славянских древностей В. В. Седов обнаруживает истоки праславянской культуры в культуре т. н. подклёшевых погребений; такой обычай распространился в бассейне средней и верхней Вислы в IV—II вв. до н. э. Однако отчетливых границ между этой культурой и близкой ей поморской культурой в нижнем Повисленье и других культур не существует.
Эпоха Великого переселения, таким образом, затронула и лесную полосу Восточной Европы: передвижения сарматов и готов, а затем и гуннов, влияние провинциальной римской культуры сказывались и в лесной зоне. В балтском ареале выделяется прежде всего окраинная область западнобалтского народа пруссов, в культуре которой синтезируются позднеримские и германские черты.


Во время нахождения в составе Великоморавского государства на территории Чехии сложились два княжества: одно - с центром в Праге во главе с князем из рода Пржемысловичей, другое - с центром в Либице, возглавляемое князьями Славниковичами.
Первые шаги к образованию единого государства были сделаны в 80-е гг. IX в. Тогда князь племени чехов Борживой из рода Пржемысловичей, принявший крещение при дворе моравского князя Святополка, сумел при его поддержке стать главным среди племенных князей Чешской долины. Окончательное объединение племенных княжеств под властью чешских князей со столицей в Праге относится к правлению князя Болеслава I. Обширная держава, однако, была непрочной. Часть ее земель впоследствии отошла к Польскому государству.
Почти все польские земли были объединены в конце X века династией Пястов в Польское государство. Первым известным польским князем был Мешко I. В 966 году Мешко I со своими приближенными принял христианство по латинскому обряду.
Болеслав I Храбрый вел активную и успешную внешнюю политику. Однако после его смерти международное положение Польши осложнилось. Германия вновь начинает войну, против Польши выступает также Чехия и Русь. Страна терпит поражение, а после большого народного восстания 1037 года, она временно попадает в вассальную зависимость от Германской империи.


16 Направление миграции славян. Первые объединения славян. Государство Само.
Опустошение Европы гуннами, булгарами и аварами подготовило почву для широкого распространения славян.
Испытав тысячелетний гнет со стороны скифов, сарматов и готов, славяне были оттеснены на небольшую территорию, теперь когда ограничений больше не было, они начали бурно развиваться.
Большинство ученых разделяют мнение о том, что "славянское присутствие" стало ощущаться в Европе одновременно с приходом гунном в первой половине V века.
Установлено, что некоторые славяне участвовали в компаниях гуннов как союзники или в составе вспомогательных войск.
В 517 году "варвары" вторглись в Македонию и Фессалию, дойдя до Фермопил, то есть до границ Греции. Установлено, что "варвары" на самом деле были болгарами, к которым присоединились славяне.
Во время первых набегов славяне, так же как болгары и авары не смогли покорить укрепленные города. Однако, вскоре они
научились штурмовать замки и городские стены.
Начиная с 540 года болгары и славяне

19 Государственность восточных славян. Киевская Русь
К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытно-общинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.
По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.
В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов.
К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.
Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия.
Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.
Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:
Куяба - южная группа славянских племен (Киев); Славия - северная группа (Новгород); Артания - юго-восточная группа (Рязань).
Древнерусское государство образовалось в



постоянно совершали набеги на Фракию, Иллирию и Фессалию. В лучшее время года, с 550 по 551 славяне опустошали Балканы, угрожали Константинополю и Фессалоникам. В 558-559 годах славяне совершили большой набег вместе с кутригурами.
Только со временем аварцы и славяне стали союзниками во множестве балканских кампаний. В более поздних источниках славяне нередко отожествляются с аварами.
В 582 году Баян захватил Сирминум. С этого времени авары и и славяне распространились по всему восточному причерноморью, Балканскому полуострову и южной части Греции. В течение четырех лет они оставались на захваченных землях и только потом ушли за Дунай.
По мере того, как их власть ослабевала, усиливалась самостоятельность славян. Он постоянно расширяли свое присутствие на Балканском полуострове. На севере, в Богемии, моравы и другие славянские племена, возглавляемые франком по имени Само, успешно в 623 году восстали против аваров. Само признали королем освобожденных территорий. Однако, независимость славян длилась недолго, после смерти Само в 658 году королевство распалось.

882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне.
Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.
Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI - начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.
Согласно норманнской теории возникновения Древнерусского государства государство восточных славян создали варяги (норманны). Сторонники этой теории основываются на легенде о призвании варягов управлять славянами. В связи с этим они полагают, что славяне находились на низком уровне развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государственную власть.
Однако источники свидетельствуют, что ко времени появления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Славяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства.
Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян, более того, варяжская знать сама оказалась под влиянием славянской культуры и скоро обрусела.






17 Государственные образования на Балканах
К началу первого тысячелетия нашей эры во время великого переселения народов славяне расселились на огромном пространстве. Они поселились на Балканах.
В процессе колонизации новых земель славяне постоянно сталкиваются с разными народами. Эти столкновения укрепляют военную организацию славян, способствуют расслоению общества, разложению первобытнообщинного строя и созданию государственных объединений.
Первые славянские государства известны с VII века н.э. Они возникают прежде всего там, где славяне теснят народы, у которых уже есть свои государственные образования.
После распада государства Само в бассейне реки Мура и верховьях реки Дарва образовалось раннефеодальное государство словенцев – Карантания
Образование Карантанского княжества вызвало некоторую стабилизацию в жизни славян Альпийского региона и привело к их объединению.
Около 745 года Карантания попадает в зависимость от империи Каролингов. С этого времени начинается активный процесс христианизации карантан.
В XI - начале XII века Карантания расчленяется на мелкие административно-территориальные образования. Одновременно начинается интенсивный процесс колонизации этих земель немецкими
крестьянами и вместе с тем германизации

20 Этноним «русь, версии его объяснения. Возникновение славянской цивилизации
Русь — народ, давший своё имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян — Руси.
Этническое определение этого народа является спорным, поскольку в одних источниках русь отождествляется со славянами, в других — резко отличается от них. История руси прослеживается с 1-й половины IX века. К середине X века «русский род», составляющий дружину соплеменников во главе с князем киевским, объединил под своей властью земли ильменских словен, полян, кривичей и поставил в зависимость от себя бо́льшую часть остальных восточнославянских племенных союзов и ряд балтийских и финно-угорскихплемён. Этноним русь распространился сначала на полян, а позже на всё населениеДревнерусского государства.
Существует несколько гипотез об этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.
Норманская теория предполагает, что народ русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Этот вывод базируется на толковании содержащегося в «Повести временных лет» «Сказания о призвании варягов» в 862 году
Славянская теория была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого

фрагмента «Повести временных лет».С точки
славянского населения
В конце VII века (681 – 1018 годы) на Балканском полуострове возникает еще одно славянское государственное объединение - Первое Болгарское царство. В основе его лежат три этнических компонента: фракийцы; славяне; протоболгары.
Первое упоминание о Болгарском царстве относится к 681 году, когда византийский император Константин IV Погонат, разгромленный войсками хана Аспаруха , подписал договор, по которому был вынужден платить годовой налог болгарскому хану. Позднее византийские императоры еще не один раз будут признавать законность Первого Болгарского царства и его правителей. Первой столицей этого государства стала Плиска.
На протяжении VII – начала ХI веков, всего периода существования Первого Болгарского царства, болгары с переменным успехом ведут войны с разными славянскими племенами и Византией. В 865 году царь Борис I, чтобы повысить международный престиж Болгарского царства, принимает христианство.
Мощность Первого Болгарского царства держалась на сильных и мудрых правителях. После смерти Симеона государство стало быстро распадаться. Падение Первого Болгарского царства продолжается до 1014 года, когда войска царя Самуила были разбиты в сражении при Беласице армией императора Василия II.


зрения сторонников норманской теории из цитаты лишь следует, что слово «русь» есть прозвание варяжское и к тем славянам, которые прежде назывались полянами, пришло от варягов.
Ломоносов доказывал славянскую принадлежность народа русь через тождество их пруссам.
Другой источник славянской гипотезы — сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, который писал, что русы это славянский народ. Ибн Хордадбех единственный восточный автор, отнёсший русь к ас-Сакалиба, остальные арабские авторы описывают их обособленно.
Существует мнение, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этой точки зрения, также берущей начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ираноязычным племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.
Наиболее полно иранская этимология имени Русь обоснована академиком О. Н. Трубачёвым. О. Н. Трубачёв предложил толкование этнонима «рос», опираясь на данные южнорусской топонимики. Этноним «рос», по его мнению, в Житии свт. Георгия Амастридского является архаизмом, поскольку идентичен названию народа, жившего на Азовском побережье в VI в.

21 Классификация славянских языков. Формирование самостоятельного праславянского языка.
К современным славянским языкам относятся: русский, белорусский, украинский, польский, чешский, словацкий, болгарский, словенский, македонский.
Внутри славянской языковой группы выделяется несколько групп языков. Наиболее принятым является деление славянских языков на три группы: восточнославянскую, южнославянскую и западнославянскую.
Русский, белорусский и украинский языки входят в восточную группу.
К южнославянской группе относятся: болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский.
Западнославянскую группу составляют: польский, чешский, словацкий.
Кроме фактов чисто лингвистического характера, определенное значение при распределении славянских языков на три группы имеет и географический принцип: языки каждой из трех групп распространены на сопредельных территориях.
Праславянский язык является праязыком славянских народов. Под праязыком,

25 христианизация славян
Процесс христианизации славянских государств настолько радикально изменил всю последующую историю как этих государств, так и сопредельных территорий.
Интерес к территории, занимаемой славянскими племенами и народами, со стороны христианской церкви проявлялся достаточно давно. Христианская церковь, являясь образцом строгой организации и иерархии, была ориентирована на контакт и взаимодействие прежде всего с долговременными государственными образованиями, с целью стабилизации и упрочения своего положения на определенной территории и, возможно, эффективного воздействия на политику и геополитику через руководство христианизированного государства. Культурные традиции, которые несло с собой христианство дополнительно закрепляли первоначальный миссионерский успех и, как правило, делали процесс христианизации необратимым.
На территории современного распространения славян христианство было известно еще с первых веков его существования, однако, являясь чуждой по сути религией, не принималось и не
воспринималось. Для распространения христианства потребовалась его социальная














понимают язык, к которому генетически восходят несколько языков.
Принято считать, что праславянский язык существовал с третьего тысячелетия до нашей эры до второй половины первого тысячелетия нашей эры. Он выделился из общеиндоевропейского языкового единства.
Принято говорить о двух периодах в истории развития праславянского языка.
Ранний общеславянский период охватывает более длительный период, который продолжается около двух с половиной тысяч лет. Все языковые процессы, которые проходили в их языке, были едиными. В связи с великим переселением народов и расселением славян на запад и юго-запад территориальное единство нарушилось, а вместе с ним распался на три языковые группы и протославянский язык. Время с VI по IX вв. н.э. принято именовать поздним общеславянским периодом. В этот период сложились черты, кардинально отличающие восточнославянские языки от западнославянских и южнославянских.
Несмотря на то что праславянский язык относительно молод, не найдено ни одного текста, на нем написанного.


адаптация через менталитет более близких славянам стран.
Упомянутое выше отсутствие конкуренции со стороны других религий в процессе христианизации славянских государств на самом деле было осложнено другим процессом. Серьезные многовековые разногласия и борьба за первенство между Римом и Константинополем, восточной и западной ветвями христианской церкви вылились в 1054 г. в так называемое «разделение церквей» на Восточную и Католическую.
Методы христианизации славянских государств и народов у западной и восточной церквей был принципиально различным. Хотя и та, и другая церковь преследовали в своем распространении на славянские земли собственные политические и религиозные цели, католическая церковь действовала традиционно более тонко и осторожно, не идя на прямой подкуп государственных лиц, давление на правителей и действуя через методы постепенного внедрения и культурного преобразования общества. Вероятно, эта осторожность и позволила более настойчивой восточной церкви получить преимущество в ряде областей, что наглядно иллюстрируется историей крещения Руси.

















22. восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки.
К современным славянским языкам относятся: русский, белорусский, украинский, польский, чешский, словацкий, болгарский, словенский, македонский.
Внутри славянской языковой группы выделяется несколько групп языков. Наиболее принятым является деление славянских языков на три группы: восточнославянскую, южнославянскую и западнославянскую.
Русский, белорусский и украинский языки входят в восточную группу.
К южнославянской группе относятся: болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский.
Западнославянскую группу составляют: польский, чешский, словацкий.
Кроме фактов чисто лингвистического характера, определенное значение при распределении славянских языков на три группы имеет и географический принцип: языки каждой из трех групп распространены на сопредельных территориях.




26 частичная исламизация славян. Современная многоконфессиональность, культурные традиции славян.
Говоря о религии славян до процесса внедрения в них так называемых мировых религий, т.е. их христианизации, а частично – исламизации.
Вторжение османских войск в конце XIV в. в Сербию, Албанию и Болгарию нанесло серьезный удар по славянскому православию. Как естественная, так и насильственная исламизация населения этих стран привела в конечном итоге к формированию среди южных и юго-восточных славян уникальной в религиозном отношении общности, в которой смешаны православные, католики, протестанты и мусульмане-сунниты. Исключением в данном процессе является Албания, где, вследствие жестокой дискриминации христианского населения, большая часть населения приняла ислам.
В настоящее время среди славянских народов достаточно широко распространены христианство и ислам. В разных славянских государстах они представлены неодинаково.
На территории современных славянских государств хорошо распространён протестантизм. Ряд славянских народов исповедует ислам, или мусульманство.
У восточных славян преобладает православие. Этой конфессии придерживаются около 80% русских, 80%
белорусов и 76 % украинцев.
Среди западных славян в силу исторических причин православие прижилось в меньшей
степени, чем среди восточных и южных. В










24 этапы истории религиозных воззрений славян: языческий период
Один из средневековых славянских авторов XII века, основываясь на произведении Григория Богослова, направленном против язычества, в своём сочинении «Слово об идолах» предложил свой вариант периодизации язычества славянских народов.
Как пишет академик Рыбаков Б.А., рассматривая и анализируя это сочинение, славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.
Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т.п.), можно уловить динамику развития языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.
Итак, вот схема становления религиозных взглядов славянских народов, предлагаемая академиком Рыбаковым Б.А.:

Польше – 95% католиков, остальные верующие – православные, протестанты (в основном лютеране), иудеи, свидетели Иеговы. В Чехии – 65% католиков, остальные верующие – протестанты и православные. В Словакии – 60% католиков, остальные верующие – протестанты. Лужицкие сербы, живущие на территории Германии, исповедуют протестантизм и католичество.
Южные славяне, с одной стороны, испытывали большое влияние Византии, с другой, – продолжительное время находились под властью Порты Оттомантской. В связи с этим во многих южнославянских государствах исповедуются православие и ислам. Так, в Болгарии 85% православных, 13% мусульман, 2% – представители других религиозных течений. В Македонии 68% составляют маке-донские славяне, которые исповедуют христианство по православной обрядности. Неславянское население этого государства исповедует ислам. В Хорватии 80% населения являются католиками, 12% – православными, 8% – мусульманами. В Словении – 80% католики, остальные верующие исповедуют христианство по православному обряду или иудаизм. В Сербии и Черногории 67% населения православные, 3% населения являются славянскими мусульманами; ислам также исповедуют албанцы (16% населения), а венгры (3% населения) являются католиками. В Боснии и Герцеговине 43 % населения исповедуют ислам, 31% – православие, 2% – католичество, 4% – протестантизм.











1) Культ «упырей» и «берегинь» , в соответствии с которым одухотворялась вся природа, а также признавалось существование двух видов духов: доброжелательных и злых.
2) Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.
3) Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей.
4) После принятия христианства культ Перуна был подвергнут дискриминации. Однако среди славянских племён ещё долго оставалось живым язычество. На периферии государства продолжали служить языческим божествам, особенно древнему Роду.
Каждый из этапов находился в соответствии с климатическими, географическими, политическими и прочими внешними условиями обитания какого-то конкретного племени или народа. И язычество любого из народов проходило схожие этапы в своём развитии. По общим законам развивалось и язычество наших предков — славян.









27 духовное наследие кирилла и мефодия
Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Он был взят ко двору, где учился вместе с сыном византийского императора Михаила III. Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике, математике, астрономии и музыке. Хорошо знал некоторые языки.
Как лучшего веропроповедника и защитника христианства его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах.
В 863 Константин и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов.
Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Константин и Мефодий были обвинены в ереси. Нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что "ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках". В 866 (или 867) Константин и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в
Блатенском княжестве, где также





23. русский язык в мировом межславянском общении (Беларусь, Болгария, Босния, Герцеговина, Македония, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия)
Русский язык - один из наиболее распространённых языков мира. Он применяется в разных сферах международного. Рус язык характеризуются не только спецификой общественных функций, но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования. Рус. язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире
Он признавался также языком межнационального общения у всех народов нынешнего «ближнего зарубежья», даже «вторым родным языком» нерус. народов, живших в СССР. Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, рус. язык вошёл в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвистических факторов. Распространение рус. языка в странах Европы и Азии идёт с 11 в. по восходящей линии, большую роль в этом процессе играет рус. классическая литературара 19 в. Рус. язык и другие «мировые языки» отличаются высокой информативностью. Информационная ценность есть качество самих элементов языка. Рус. язык, сохраняя свою уникальность и идентичность на протяжении громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя богатства языков Запада и Востока, освоил греко-византийское, лат., вост. и ст.-слав. наследие.

распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд.
Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Но вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался.
Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.
После поездки в Рим Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 возвратился из Рима в Паннонию.
Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886.






28 характер древних славян, их праздники, обычаи.
Праславянское общество 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси.
В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах", "собраниях".
Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.
У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек. Море где-то на краю земли. До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников.
Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на

31 русская и славянская идеи
РУССКАЯ ИДЕЯ- совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа.
Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое.
Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова.
Русское Православие есть христианство не столько от Павла, сколько от Иоанна, Иакова и Петра. Оно воспринимает Бога не воображением, которому нужны страхи и чудеса для того, чтобы испугаться и преклониться перед "силою". Русское Православие воспринимает Бога любовью, воссылает Ему молитву любви и обращается с любовью к миру и к людям.
Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо. И при всем том первое проявление русской любви и русской веры есть живое созерцание.
Итак, русская идея есть идея свободно созерцающего сердца. Однако это созерцание призвано быть не только свободным, но и предметным.
Источник или по крайней мере фон славянской идеи — осознание племенного и в первую очередь языкового родства. На Руси такое осознание стало аксиомой со времен

четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого. Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром
Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность.
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь.
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день.

Нестора.
Но аксиома не определяет произрастающих на ее основе цивилизационных следствий. Аксиома создает «универсум возможностей, или потенциальностей, — мир, который в значительной степени является автономным. Эпоха Петра совпадает с эпохой «гуманистически-барочного славяноведения». В барокко славянская идея воплощается в двух культурных мифах — сарматском и иллирийском.
Сарматизм — наглядное подтверждение того, сколь неожиданные и причудливые вариации может давать славянская идея. Сармату приличествует быть рыцарем и воином, хорошим сельским хозяином.
Так славянская идея, по природе своей межнациональная, оборачивается стагнацией и замкнутостью. Естественно, что сарматизм, враждебный России, не мог рассчитывать на успехи в ее пределах.
Что до иллиризма, второй разновидности славянской идеи, то осведомленность о нем в России.
Однако отношение к иллиризму было иное, нежели к сарматизму — более заинтересованное и несравненно более сочувственное.
Итак, Россия была как бы местом приложения славянской идеи, но не ее продуцентом.
Точнее говоря, с воссоединенными областями было связано много проблем.
Это пренебрежительное отношение вполне характерно и для эпохи Петра.

29 идея цивилизационного единства славян
Идеи славянской солидарности, общности, взаимности оказывали существенное влияние на культурные и политические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе.
В разное время смысл и содержание славянской идеи были различными. Эволюция идей славянской общности, солидарности и взаимности отражала исторические процессы, связанные с изменением влияния государственных и культурных факторов на характер межславянских контактов.
В XIX – ХХ вв. славянская идея иногда приобретала характер призывов к созданию и оформлению государственной или межгосударственной общности славянских народов.
Процессы в славянском мире, такие как распад СССР, жестокие и кровавые события, связанные с распадом бывшей Югославии, раздел Чехословакии в 1993 г., вступление в Польши, Чехии, Словакии, Болгарии и Хорватии в НАТО и ЕС привели к оживлению дискуссии о судьбах и перспективах славянского мира.
По прошествии некоторого времени эти события вновь стимулировали интерес к

32 славянофилы и западники
СЛАВЯНОФИЛЫ-русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси. Славянофилы обоснованно и твердо объявили об особом пути России.
Славянофильство зародилось в к. 1830-х, а в 1840-50-х собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С.Т. Аксаков, В.И. Даль, А.А. Григорьев, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков и др.
Космополитические силы в правительственных кругах долгое время препятствовали деятельности славянофилов. Статьи славянофилов выходили в "Москвитянине", а также в различных сборниках - "Синбирский сборник" (1844), "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (1845). Славянофилы издавали журналы: "Русская беседа" (1856-60), "Сельское благоустройство" (1858-59); газеты: "Молва" (1857), "Парус" (1859), "День" (1861-65), "Москва" (1867-68), "Москвич" (1867-68), "Русь" (1880-85).
Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом.
Славянофилы-историки заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный






изучению идей славянской взаимности и различным проектам славянских федераций и союзов, выдвигавшимся в прежние исторические эпохи.
Генезис идеи славянской солидарности восходит к позднему средневековью и началу нового времени. Он отражал особенности политического положения славянских стран, большинство которых не имело политической независимости и входило в состав государственных образований и империй, являвшихся неславянскими этнополитическими проектами.
В результате упадка Византии и турецкой экспансии на Балканах территория южных славянских народов была включена в состав владений Османской империи и частично поделена между турецкими владениями и Австрией.
Большая часть территории расселения западных славян вошла в состав католической Польши. Чехия, Моравия, Словакия и ряд других территорий (Лужицы) периодически входили в состав различных государственных образований центральноевропейского региона и, в конце концов, оказались разделены между немецкими, австрийскими и венгерскими владениями.

вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство.
Именно славянофильская мысль дала миру учение о цивилизациях Я.Я. Данилевского.
Наиболее известными западниками были Чаадаев, Боткин, Тургенев, Грановский, Чичерин и Кавелин.
Западники считали, что Россия должна идти тем же путем, что и западноевропейские страны. Западников особенно привлекало общественное устройство Великобритании и Франции. Они беспощадно критиковали порядки в своей стране, требовали гражданских свобод и отмены крепостничества, негодовали по поводу самоуправства чиновников, ратовали за бурное развитие капитализма.
По их представлениям, «свет прогресса» всегда шел в Россию с Запада, и поэтому они восторженно относились к деяниям Петра I.
«Русские европейцы» считали, что Великая французская революция 1789 года открыла новую эру в жизни человечества, но мало внимания обращали на то, что эта эра ознаменовалась массовыми убийствами и десятилетиями беспощадных войн. Восхищаясь благоустройством жизни в Великобритании.
Яркие лозунги французской революции — свобода, равенство, братство — стали ориентиром «русским европейцам». Свой интеллект, свою энергию они направили на пропаганду достижений парламентского устройства в Англии и Франции, на суровую критику общественных порядков в России. Они не выступали за революционное переустройство империи, а призывали неуклонно следовать политическому и экономическому опыту западных стран.



30 панславизм и формы его проявления
Панславизм– направление общественной мысли, общественно-политическое движение, один из аспектов правительственной политики. Впервые термин панславизм был употреблен словацким мыслителем Я. Геркелем в работе о «славянском языке», изданной в 1826. Геркель относил термин панславизм к области лингвистики. В политическом ракурсе этот термин впервые употребил К. Крамарчик. Крамарчик подразумевал под панславизмом угрозу распространения власти России на славянские земли Австрийской империи.
Теория панславизма как политической идеологии экспансии России распространялась с нач. 1840-х в немецкой печати, а затем и в других европейских странах.
В рус. обществ, мысли термин П. не получил широкого распространения. В науке и публицистике распространены как широкая трактовка панславизма, включавшего все течения обществ, мысли, выступающие за ту или иную форму объединения славян, так и узкая, относящая к нему лишь те направления, для которых основополагающей была идея славянского единства.
Культурология панславизма складывался в рамках романтического направления 2-й четверти 19 в., включавшего процесс

33 проблемы развития славянской цивилизации.










































возрождения славянского прошлого. Фигурами, олицетворявшими панславистское направление в культуре, считались Кирилл, Мефодий и Я. Гус. Концептуально и культурологически панславизм в России был оформлен в трудах В. И.Ламанского и О. Ф. Миллера.
Пыпин выделял три главные тенденции политического панславизма: объединение славянского мира под предводительством России; сплочение славян под руководством Польши.
Наиболее яркое выражение идея панславистского федерализма нашла в программных принципах созданного в 1846 в Киеве «Кирилло-Мефодиевского общества».
Идею создания панславистской федерации отстаивал и Бакунин, противопоставляя ее «кнуто-германской империи». Основой устройства этой федерации, но его убеждению, должна была стать анархистская природа интеллекта славян.
Новая актуализация панславистских настроений была обусловлена балканскими кризисами нач. 20 в. и 1-й мировой войной 1914—18. Тем не менее, они не оформились в стройную идеологическую доктрину. В западной советологии пользовался популярностью тезис о реанимации панславистской программы во внешней политике СССР.


















34 славянство и «столкновение» цивилизаций






































37 вторая мировая война тяжелейшее испытание для славянской цивилизации
Западноевропейцы скрывают правду о существовании славян на целой терри¬тории Европы. Гитлер признал это и планировал истребление. Гитлер говорил, что это будет плановым уничтожением народа. Одной из самых важных задач немец¬кой политики в будущем будет то,чтобы всеми средствами остановить даль¬нейшее распространение славянского народа.
Вторая мировая война Гитлеру дала надежду на завоевание всех славян¬ских стран, потому что он смог включить в войну против славян больше гер¬манских и романских стран. Италия приняла немецкое руководство. Франция тоже решила не вести войну против Германии. Каким образом Франция приняла решение не воевать против Германии в 1940г. – всё ещё не совсем понятно.
Сейчас Западники объединились в ЕС и НАТО. Они уже разбили Югославию и по традиции воевали против сербов с 1991 г. по 1999 г. На свою сторону они перетянули уже все славянские страны – и те, которые испо-ведуют католическую веру, и с православными верующими тоже. Как будто бы осуществилось вышесказанное Гитлером: «Наша стратегия такова, мы уничто¬жаем врага изнутри, чтобы довести его до такого состояния, чтобы он сам себя победил».

















38 освободительная миссия советского союза
Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, советский народ и его Вооруженные Силы отстаивали не только свою социалистическую Родину, но и мировую цивилизацию, право всех народов на самостоятельное государственное существование.
На советско-германском фронте, с первых дней войны перемалывались одна фашистская дивизия за другой, что непрерывно и весьма чувствительно ослабляло германскую военную машину.
Освободительные цели СССР в войне, провозглашенные в самом ее начале, легли в основу и советской программы организации и воссоздания государственной, экономической и культурной жизни европейских народов, которая была выдвинута в ноябре 1943 г. Она предусматривала: 1) освобождение народов Европы от фашистских захватчиков; 2) предоставление освобожденным народам полного права и свободы самим решать вопрос об их государственном устройстве; 3) суровое наказание фашистских преступников и виновников войны; 4) установление такого порядка в Европе, который полностью исключал бы возможность новой агрессии со стороны Германии; 5) обеспечение


35 отношение славян к России и отношение россии к славянам на протяжении ХIX века
В славянских землях акцент в общественном сознании был смещен в сторону славянской солидарности, объединения сил всех славян вокруг России. В России же было ярко выражено стремление повысить уровень русского самосознания, поскольку на первом плане было желание оградить Россию от чрезмерного подражания Западу.
В придворных кругах России и среди высших чиновников Министерства иностранных дел преобладали прозападная ориентация и скептическое отношение к славянам. Ставка делалась на союз то с одной, то с другой западноевропейской державой – Австро-Венгрией, Пруссией, Францией, Англией. А между тем каждая из этих стран имела свои нескрываемые империалистические интересы на Балканах. И соответственно каждая из них в отдельности и все вместе они не были заинтересованы в полной независимости славян, в поддержке Россией их освободительного движения.
Возможность нового выступления объединенных сил Европы против России в этот период, в связи с усилившейся антирусской пропагандой на Западе после подавления польского восстания 1863–1864 годов, казалась вполне реальной.
Как уже отмечалось, трения между западными державами отступали, как правило, на задний план, как только перед ними возникала необходимость препятствовать усилению России, ее влиянию в славянском мире, особенно на Балканах.
Находившиеся временно в состоянии
некоторых несогласий между собой западные

длительного экономического, политического и культурного сотрудничества народов Европы.
Эта программа стала содержанием политического курса Советского государства в отношении всех освобождаемых советскими войсками европейских стран. Это создавало реальные возможности для самостоятельного выбора этими странами пути своего дальнейшего развития.
Наиболее полное выражение освободительная миссия СССР в Великой Отечественной войне нашла в том, что его героическая армия обеспечила избавление от фашистского ига народов Австрии, Болгарии, Венгрии, Дании, Норвегии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, а также и в освобождении германского народа от кровавой фашистской диктатуры.
Освободительная миссия Советского Союза в Европе и Азии создала самые благоприятные внешние условия народам освобожденных советскими войсками стран для их победы над силами реакции и торжества народно-демократических и социалистических революций.
Поистине неоценимо всемирно-историческое значение освободительной миссии СССР и его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне.






державы проявили полное единодушие в антирусской политике на Балканах.
В этой обстановке Александр II прислушался к тем, кто считал в его окружении, что не стоит рисковать обострением отношений с Западом из-за официальной поддержки Славянского съезда. Некоторым советникам царя казалось, что активной поддержкой славянства в этих условиях можно снова спровоцировать Запад на совместную агрессию против России.
Мысль о необходимости единения славян как непременном условии сохранения их самобытности развивали на съезде в своих выступлениях многие представители российской стороны.
Организаторы и сторонники съезда отвечали, что его итогом стало укрепление чувства славянского братства, возросшее славянское самосознание, усиление научных, духовных и культурных контактов между славянскими народами.
Политические вопросы были обойдены на съезде российской стороной из-за дипломатических соображений и из-за возможных осложнений в отношениях с правительством.
Самым главным вопросом, по которому на съезде, тем не менее, изъяснялись уклончиво, осторожно, недоговаривали или вообще умалчивали, – был вопрос о желательной форме единения славянского мира. Малейшее приближение к нему всегда вызывало волну антиславянской и особенно антирусской пропаганды во всех странах, где жили славяне, дискриминация их усиливалась. Правительства этих стран начинали открыто демонстрировать свою враждебность к России.

39 славянская общественность в борьбе с фашизмом
Западноевропейцы скрывают правду о существовании славян на целой терри¬тории Европы. Гитлер признал это и планировал истребление. Гитлер говорил, что это будет плановым уничтожением народа. Одной из самых важных задач немец¬кой политики в будущем будет то,чтобы всеми средствами остановить даль¬нейшее распространение славянского народа.
Вторая мировая война Гитлеру дала надежду на завоевание всех славян¬ских стран, потому что он смог включить в войну против славян больше гер¬манских и романских стран. Италия приняла немецкое руководство. Франция тоже решила не вести войну против Германии. Каким образом Франция приняла решение не воевать против Германии в 1940г. – всё ещё не совсем понятно.
Сейчас Западники объединились в ЕС и НАТО. Они уже разбили Югославию и по традиции воевали против сербов с 1991 г. по 1999 г. На свою сторону они перетянули уже все славянские страны – и те, которые испо-ведуют католическую веру, и с православными верующими тоже. Как будто бы осуществилось вышесказанное Гитлером: «Наша стратегия такова, мы уничто¬жаем врага изнутри, чтобы довести его до такого состояния, чтобы он сам себя победил».



36 освободительное движение на славянских землях и роль россии в этих процессах
В славянских землях акцент в общественном сознании был смещен в сторону славянской солидарности, объединения сил всех славян вокруг России. В России же было ярко выражено стремление повысить уровень русского самосознания, поскольку на первом плане было желание оградить Россию от чрезмерного подражания Западу.
В придворных кругах России и среди высших чиновников Министерства иностранных дел преобладали прозападная ориентация и скептическое отношение к славянам. Ставка делалась на союз то с одной, то с другой западноевропейской державой – Австро-Венгрией, Пруссией, Францией, Англией. А между тем каждая из этих стран имела свои нескрываемые империалистические интересы на Балканах. И соответственно каждая из них в отдельности и все вместе они не были заинтересованы в полной независимости славян, в поддержке Россией их освободительного движения.
Возможность нового выступления объединенных сил Европы против России в этот период, в связи с усилившейся антирусской пропагандой на Западе после подавления польского восстания 1863–1864 годов, казалась вполне реальной.
Как уже отмечалось, трения между западными державами отступали, как правило, на задний план, как только перед ними возникала необходимость препятствовать усилению России, ее влиянию в славянском мире, особенно на Балканах.
Находившиеся временно в состоянии
некоторых несогласий между собой западные

40 распад славянского мира и его причины
Славяне как единство, как общность существуют благодаря языкам, происходящим от общего праславянского корня, принадлежащего к более широкому индоевропейскому стволу. Закрепленное в науке разделение славян на три группы: восточных, западных и южных, не обозначает отсутствия единства – оно лишь сигнал внутреннего подразделения.
Не подлежит сомнению, что славяне составляют географическую структуру. Надо однако заметить, что в истории Европы виды определенных славянских стран подвергались изменениям, конфигурациям, они исчезали
с карты мира, позже на нее возвращались, составляли более крупные по масштабам государственные структуры или подвергались распадению.
В истории славян только некоторые из славянских народов создали сильные государственные организмы.
Первое тысячелетие русской истории почти беспрерывно наполнено территориальным ростом русского государственного организма. В империю царей входили земли восточных славян и польские. После Первой мировой
войны образовалось Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, которое потом стало Югославией, распавшейся в конце XX века.
Геополитические концепции о роли и значении славян, о возможности их
объединения, находим в русской



державы проявили полное единодушие в антирусской политике на Балканах.
В этой обстановке Александр II прислушался к тем, кто считал в его окружении, что не стоит рисковать обострением отношений с Западом из-за официальной поддержки Славянского съезда. Некоторым советникам царя казалось, что активной поддержкой славянства в этих условиях можно снова спровоцировать Запад на совместную агрессию против России.
Мысль о необходимости единения славян как непременном условии сохранения их самобытности развивали на съезде в своих выступлениях многие представители российской стороны.
Организаторы и сторонники съезда отвечали, что его итогом стало укрепление чувства славянского братства, возросшее славянское самосознание, усиление научных, духовных и культурных контактов между славянскими народами.
Политические вопросы были обойдены на съезде российской стороной из-за дипломатических соображений и из-за возможных осложнений в отношениях с правительством.
Самым главным вопросом, по которому на съезде, тем не менее, изъяснялись уклончиво, осторожно, недоговаривали или вообще умалчивали, – был вопрос о желательной форме единения славянского мира. Малейшее приближение к нему всегда вызывало волну антиславянской и особенно антирусской пропаганды во всех странах, где жили славяне, дискриминация их усиливалась. Правительства этих стран начинали открыто демонстрировать свою враждебность к России.

политической, идеологической мысли, главным образом у славянофилов
Одну из наиболее развернутых картин создания славянского мира представил Иван Дусинский, автор книги Геополитика России (1910).7 В глазах этого мыслителя политика территориального развития русского государства должна носить двойственный характер: национальный (русский) и племенной (славянский). В основе русской (российской) политики к славянам Дусинский кладет принцип братства, вытекающий из принадлежности к одному и тому же племени.
Он утверждает, что славянство нужно России и еще более Россия нужна славянам.
Возможность соединения славян под предводительством России уничтожил вход нескольких славянских стран в Евросоюз. В процессе евроинтеграции в 2004 году его членами стали Польша, Чехия, Словакия и Словения, а в 2007 Болгария. Официальным кандидатом в члены ЕС является Хорватия,
а также Македония, вход которой блокирует Греция. В 2005 году начались разговоры с Босней-Герцеговиной. В планах расширения Евросоюза находятся также Черногория, Сербия и Украина. Только Беларусь не стала кандидатом в ЕС и конечно же – Россия. Итак, Евросоюз, результат многолетнего
процесса интеграции политической, экономической и общественной, включил в себя большинство славянских стран.


41 изменение положения славянских стран и народов

42 перспективы развития славянской цивилизации