ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статьи по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
  • Количество скачиваний: 5
  • Тип: Статьи
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 4
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2015-04-17 03:45:55
  • Размер файла: 21.94 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Ссылка на страницу (выберите нужный вариант)
  • ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/staty/buhgalterskiy-uchet/1464-principyi-formirovaniya-finansovoy-otchetnosti/ (дата обращения: 13.05.2021).
  • ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ // https://www.sesiya.ru/staty/buhgalterskiy-uchet/1464-principyi-formirovaniya-finansovoy-otchetnosti/.
Есть ненужная работа?

Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно

добавить работу
Обратиться за помощью в подготовке работы

Заполнение формы не обязывает Вас к заказу

Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Бузуртаноеа Л.В.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ
Принципы определяют концепту-
альные основы составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности. Ими нельзя
заменить нормативные акты, но можно
установить общие требования и подходы
к формированию информации, содер-
жащейся в бухгалтерской отчетности. В
ряде случаев возможны даже противоре-
чия между нормативными актами и кон-
цептуальными основами, тогда норма-
тивные акты превалируют над принци-
пами концепции. В то же время законо-
дательные и нормативные акты ведения
бухгалтерского учета составляются на
основе принятой Правительством Рос-
сийской Федерации концепции ведения
бухгалтерского учета, поэтому на практике противоречия не достигают конфликта, а число таких противоречий со
временем должно уменьшаться. Приказом МФ РФ от 1 июля 2004 г. № 180
одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Концепция бухгалтерского учета в
рыночной экономике России, одобренная 29 декабря 1997г., определяла основные принципы построения системы
бухгалтерского учета в условиях перехода от плановой экономики к рыночной, сформулировала основные понятия
бухгалтерского учета и требования,
предъявляемые к бухгалтерской отчет-
ности, в частности, к отчетности, ка-
сающейся состава и содержания инфор-
мации, отражаемой в финансовой отчет-
ности, критерии признания и оценки ак-
тивов и обязательств, выступая, таким
образом, базисом организации бухгал-
терского учета в России в период ре-
форм. Принятие в 1997 году указанной
Концепции несомненно, явилось весьма
важным и своевременным шагом в ре-
формировании и развитии бухгалтерско-
го учета в России.
На основе этой концепции разрабо-
таны и утверждены двадцать положений
по бухгалтерскому учету (ПБУ). Теперь
в бухгалтерской отчетности подлежит
раскрытию информация об аффилиро-
ванных лицах, о прекращаемой деятель-
ности, о событиях после отчетной даты.
Дальнейшему развитию бухгалтер-
ского учета в России препятствует це-
лый ряд проблем, которые в первом раз-
деле новой Концепции перечислены и к
решению которых она и призвана. Су-
ществующая система бухгалтерского
учета и отчетности в России не отвечает
современным требованиям, предъявляе-
мым к качеству и надежности финансо-
вой информации. Концепция должна быть направлена на повышение качества информации, формулируемой в бухгал-терской учете и отчетности, и обеспече-ние гарантированного доступа к ней за-интересованным пользователям.

В отличие от нее, новая Концепция предлагает механизм реализации обо-значенных целей и решения поставлен-ных задач.

Основными направлениями новой Концепции названы: повышение качест-ва информации, формулируемой в бух-галтерском учета и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования бух-галтерского учета и отчетности; усиле-ние контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе с помощью ау-дита; существенное повышение квали-фикации специалистов, занятых органи-зацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бух-галтерской отчетности.

Концепция будет реализовываться по специальным планам, охватывающим все направления развития учета и отчет-ности, в частности, переход на МСФО предлагается проводить постепенно, с учетом возможностей, потребностей и готовности государственной власти и самих организаций.

В документе отмечается, что кон-цепция направлена на уменьшение ад-министративного бремени и расходов предприятий на учет и отчетность, на повышение финансовой прозрачности и эффективности деятельности государст-венных органов и организаций, а также коммерческих предприятий. Для этого предлагается исключить из законода-тельства ненужные и дублирующие тре-бования в отношении ведения учета и составления отчетности, одновременно модифицировав остающиеся требования для более полного удовлетворения инте-ресов пользователей отчетности (креди-торов, инвесторов, государственных ор-ганов по налогам, статистике и финансо-вым рынкам).

Концепция предусматривает три этапа стратегии развития учета и отчет-
ности, на каждом из которых будет по-степенно расширяться круг организаций, применяющих МСФО, и будет прово-диться последовательная либерализация государственного регулирования в об-ласти финансовой отчетности.

На первом этапе переход на МСФО обязателен для банковского сектора и участников рынка ценных бумаг. Нало-говый и статистический учет предлага-ется оставить в ведении государства, а экспертизу и согласование нормативных правовых документов в сфере бухгал-терского учета передать на негосударст-венный уровень.

Второй этап предусматривает пе-реход на МСФО государственных уни-тарных предприятий и организаций страховой отрасли.

На третьем этапе на МСФО перей-дут все остальные общественно значи-мые организации, в том числе те, ценные бумаги которых обращаются на фондо-вых рынках зарубежных стран.

Серьезное внимание в Концепции уделено подготовке кадров посредством совершенствования бухгалтерского об-разования. Основными направлениями в этой области являются подготовка учеб-ных программ в средних и высших учеб-ных заведениях по соответствующим курсам и дисциплинам, а также про-грамм подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, руководителей и разработка российских стандартов об-разования и аттестации профессиональ-ных бухгалтеров на основе международ-ных образовательных стандартов.

Таким образом, реализация поло-жений Концепции должна привести к дальнейшему и качественному развитию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Новая концепция не отменяет, а дополняет ее. Положения, изложенные в старой концепции, получили дальней-шие развитие и уточнение.

Нужно отметить большое сходство в построении характеристик бухгалтер-ской отчетности в России, принятых со-гласно Концепции, с принципами
МСФО. Кроме Концепции, формулиров-ки ряда принципов составления бухгал-терской отчетности содержит и ряд рос-сийских законодательных и норматив-ных актов. Наиболее подробное изложе-ние принципов МСФО содержится в По-ложении по бухгалтерскому "учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98). В ПБУ 1/98 выделено 2 группы принципов: основные допущения и тре-бования к информации, формируемой в бухгалтерском учете. При этом основ-ные допущения, сформулированные в ПБУ 1/98, полностью совпадают с до-пущениями Концепции. Требования же, относящиеся ко второй группе принци-пов, раскрыты в ПБУ 1/98 менее полно, чем в Концепции, и еще меньше похожи на качественные характеристики МСФО. Структура этого перечня не является многоуровневой, как в МСФО и в Кон-цепции, и представляет собой лишь пе-речень шести принципов с краткой ха-рактеристикой каждого. Это принципы полноты, своевременности, осмотри-тельности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рацио-нальности.


Принцип полноты не раскрывается

и звучит просто как требование полноты. Этот принцип, очевидно, является ана-логом соответствующего требования Концепции. Принцип своевременности

также не раскрывается, а выставляется просто как требование своевременности. При этом остается неясным, является ли этот принцип аналогом сформулирован-ного в Концепции фактора своевремен-ности как ограничения уместности и на-дежности. Принципы осмотрительно-сти и приоритета содержания над формой сформулированы в ПБУ 1/98 аналогично Концепции. Принцип непро-тиворечивости, очевидно, предполагает требование отсутствия ошибок при ве-дении бухгалтерского учета. Поскольку весь перечень возможных ошибок не ис-черпывается отсутствием «тождества данных аналитического учета оборотам

и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца», то использование дан-
ной формулировки в качестве принципа учета (выражающего более общие тре-бования) представляется неудачной. Не-ясной является и формулировка принци-па рациональности «ведения бухгалтер-ского учета, исходя из условий хозяйст-венной деятельности и величины орга-низации». Можно предположить, что это аналог принципа соотношения между затратами и выгодами при формирова-нии бухгалтерской информации, но в данной формулировке требования ра-циональности в ПБУ 1/98 скорее всего можно усмотреть требование к ведению самого учета, а не к формированию ин-формации, полезной пользователям. Ес-ли ПБУ 1/98 содержит четко выделен-ный перечень принципов составления бухгалтерской отчетности, то в осталь-ных законодательных документах отра-жены лишь отдельные принципы. Сис-тематизируем информацию о принципах составления бухгалтерской отчетности по перечисленным нормативным актам. ПБУ 1/98 во всех перечисленных доку-ментах утверждается принцип достовер-ности. При этом в Федеральном законе «О бухгалтерском учете в РФ» и в По-ложении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ провозглашается лишь принцип досто-верности, само же понятие не раскрывается. Раскрывается принцип достоверности в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99», при этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативны-ми актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Кроме принципа достоверности, утверждаются принципы полноты, сопоставимости, нейтральности и существенности бухгалтерской информации. Трактовка принципа нейтральности в ПБУ 4/99 совпадает с МСФО. Формулировки остальных принципов звучат в основном как требования и не раскрывают сущности самих понятий. Однако выполнение и этих принципов, как и принципа достоверности, предполагается ис-

ходя из соответствующих нормативов составления бухгалтерской отчетности. Норма существенности также устанав-ливается законодательно. Ранее (в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения форм бухгалтерской отчетно-сти № 97) существенной признавалась сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных состав-ляло не менее 5%. Несмотря на отмену данного документа по Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. № 4н, указанная норма существенности продолжает фигурировать в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

На выполнение изложенных в Кон-цепции принципов нацеливают приня-тые в последние годы Положения по учету различных объектов: основных средств, материальных запасов, по со-
ставлению бухгалтерской отчетности, по формированию учетной политики на предприятиях и другие.

Таким образом, можно говорить об имеющихся до настоящего времени не-соответствиях в ряде нормативных ак-тов, о неполном соответствии формулировок отдельных принципов учета МСФО. И все же представляется, что не это главное. Устранение несоответствий между вновь принятыми нормативами и нормативами уже действующими - дело времени, равно как и уточнение форму-лировок. Самым же важным и тревожным явлением, фактически перечеркивающим попытки приведения отечест-венной отчетности в соответствие с ме-ждународной, является отсутствие дос-товерности отчетности на практике, что делает ее совершенно непригодной для принятия решений пользователями.