Бузуртаноеа Л.В.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ
Принципы определяют концепту-
альные основы составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности. Ими нельзя
заменить нормативные акты, но можно
установить общие требования и подходы
к формированию информации, содер-
жащейся в бухгалтерской отчетности. В
ряде случаев возможны даже противоре-
чия между нормативными актами и кон-
цептуальными основами, тогда норма-
тивные акты превалируют над принци-
пами концепции. В то же время законо-
дательные и нормативные акты ведения
бухгалтерского учета составляются на
основе принятой Правительством Рос-
сийской Федерации концепции ведения
бухгалтерского учета, поэтому на практике противоречия не достигают конфликта, а число таких противоречий со
временем должно уменьшаться. Приказом МФ РФ от 1 июля 2004 г. № 180
одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Концепция бухгалтерского учета в
рыночной экономике России, одобренная 29 декабря 1997г., определяла основные принципы построения системы
бухгалтерского учета в условиях перехода от плановой экономики к рыночной, сформулировала основные понятия
бухгалтерского учета и требования,
предъявляемые к бухгалтерской отчет-
ности, в частности, к отчетности, ка-
сающейся состава и содержания инфор-
мации, отражаемой в финансовой отчет-
ности, критерии признания и оценки ак-
тивов и обязательств, выступая, таким
образом, базисом организации бухгал-
терского учета в России в период ре-
форм. Принятие в 1997 году указанной
Концепции несомненно, явилось весьма
важным и своевременным шагом в ре-
формировании и развитии бухгалтерско-
го учета в России.
На основе этой концепции разрабо-
таны и утверждены двадцать положений
по бухгалтерскому учету (ПБУ). Теперь
в бухгалтерской отчетности подлежит
раскрытию информация об аффилиро-
ванных лицах, о прекращаемой деятель-
ности, о событиях после отчетной даты.
Дальнейшему развитию бухгалтер-
ского учета в России препятствует це-
лый ряд проблем, которые в первом раз-
деле новой Концепции перечислены и к
решению которых она и призвана. Су-
ществующая система бухгалтерского
учета и отчетности в России не отвечает
современным требованиям, предъявляе-
мым к качеству и надежности финансо-
вой информации. Концепция должна быть направлена на повышение качества информации, формулируемой в бухгал-терской учете и отчетности, и обеспече-ние гарантированного доступа к ней за-интересованным пользователям.
В отличие от нее, новая Концепция предлагает механизм реализации обо-значенных целей и решения поставлен-ных задач.
Основными направлениями новой Концепции названы: повышение качест-ва информации, формулируемой в бух-галтерском учета и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования бух-галтерского учета и отчетности; усиле-ние контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе с помощью ау-дита; существенное повышение квали-фикации специалистов, занятых органи-зацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бух-галтерской отчетности.
Концепция будет реализовываться по специальным планам, охватывающим все направления развития учета и отчет-ности, в частности, переход на МСФО предлагается проводить постепенно, с учетом возможностей, потребностей и готовности государственной власти и самих организаций.
В документе отмечается, что кон-цепция направлена на уменьшение ад-министративного бремени и расходов предприятий на учет и отчетность, на повышение финансовой прозрачности и эффективности деятельности государст-венных органов и организаций, а также коммерческих предприятий. Для этого предлагается исключить из законода-тельства ненужные и дублирующие тре-бования в отношении ведения учета и составления отчетности, одновременно модифицировав остающиеся требования для более полного удовлетворения инте-ресов пользователей отчетности (креди-торов, инвесторов, государственных ор-ганов по налогам, статистике и финансо-вым рынкам).
Концепция предусматривает три этапа стратегии развития учета и отчет-
ности, на каждом из которых будет по-степенно расширяться круг организаций, применяющих МСФО, и будет прово-диться последовательная либерализация государственного регулирования в об-ласти финансовой отчетности.
На первом этапе переход на МСФО обязателен для банковского сектора и участников рынка ценных бумаг. Нало-говый и статистический учет предлага-ется оставить в ведении государства, а экспертизу и согласование нормативных правовых документов в сфере бухгал-терского учета передать на негосударст-венный уровень.
Второй этап предусматривает пе-реход на МСФО государственных уни-тарных предприятий и организаций страховой отрасли.
На третьем этапе на МСФО перей-дут все остальные общественно значи-мые организации, в том числе те, ценные бумаги которых обращаются на фондо-вых рынках зарубежных стран.
Серьезное внимание в Концепции уделено подготовке кадров посредством совершенствования бухгалтерского об-разования. Основными направлениями в этой области являются подготовка учеб-ных программ в средних и высших учеб-ных заведениях по соответствующим курсам и дисциплинам, а также про-грамм подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, руководителей и разработка российских стандартов об-разования и аттестации профессиональ-ных бухгалтеров на основе международ-ных образовательных стандартов.
Таким образом, реализация поло-жений Концепции должна привести к дальнейшему и качественному развитию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Новая концепция не отменяет, а дополняет ее. Положения, изложенные в старой концепции, получили дальней-шие развитие и уточнение.
Нужно отметить большое сходство в построении характеристик бухгалтер-ской отчетности в России, принятых со-гласно Концепции, с принципами
МСФО. Кроме Концепции, формулиров-ки ряда принципов составления бухгал-терской отчетности содержит и ряд рос-сийских законодательных и норматив-ных актов. Наиболее подробное изложе-ние принципов МСФО содержится в По-ложении по бухгалтерскому "учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98). В ПБУ 1/98 выделено 2 группы принципов: основные допущения и тре-бования к информации, формируемой в бухгалтерском учете. При этом основ-ные допущения, сформулированные в ПБУ 1/98, полностью совпадают с до-пущениями Концепции. Требования же, относящиеся ко второй группе принци-пов, раскрыты в ПБУ 1/98 менее полно, чем в Концепции, и еще меньше похожи на качественные характеристики МСФО. Структура этого перечня не является многоуровневой, как в МСФО и в Кон-цепции, и представляет собой лишь пе-речень шести принципов с краткой ха-рактеристикой каждого. Это принципы полноты, своевременности, осмотри-тельности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рацио-нальности.
Принцип полноты не раскрывается
и звучит просто как требование полноты. Этот принцип, очевидно, является ана-логом соответствующего требования Концепции. Принцип своевременности
также не раскрывается, а выставляется просто как требование своевременности. При этом остается неясным, является ли этот принцип аналогом сформулирован-ного в Концепции фактора своевремен-ности как ограничения уместности и на-дежности. Принципы осмотрительно-сти и приоритета содержания над формой сформулированы в ПБУ 1/98 аналогично Концепции. Принцип непро-тиворечивости, очевидно, предполагает требование отсутствия ошибок при ве-дении бухгалтерского учета. Поскольку весь перечень возможных ошибок не ис-черпывается отсутствием «тождества данных аналитического учета оборотам
и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца», то использование дан-
ной формулировки в качестве принципа учета (выражающего более общие тре-бования) представляется неудачной. Не-ясной является и формулировка принци-па рациональности «ведения бухгалтер-ского учета, исходя из условий хозяйст-венной деятельности и величины орга-низации». Можно предположить, что это аналог принципа соотношения между затратами и выгодами при формирова-нии бухгалтерской информации, но в данной формулировке требования ра-циональности в ПБУ 1/98 скорее всего можно усмотреть требование к ведению самого учета, а не к формированию ин-формации, полезной пользователям. Ес-ли ПБУ 1/98 содержит четко выделен-ный перечень принципов составления бухгалтерской отчетности, то в осталь-ных законодательных документах отра-жены лишь отдельные принципы. Сис-тематизируем информацию о принципах составления бухгалтерской отчетности по перечисленным нормативным актам. ПБУ 1/98 во всех перечисленных доку-ментах утверждается принцип достовер-ности. При этом в Федеральном законе «О бухгалтерском учете в РФ» и в По-ложении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ провозглашается лишь принцип досто-верности, само же понятие не раскрывается. Раскрывается принцип достоверности в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99», при этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативны-ми актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Кроме принципа достоверности, утверждаются принципы полноты, сопоставимости, нейтральности и существенности бухгалтерской информации. Трактовка принципа нейтральности в ПБУ 4/99 совпадает с МСФО. Формулировки остальных принципов звучат в основном как требования и не раскрывают сущности самих понятий. Однако выполнение и этих принципов, как и принципа достоверности, предполагается ис-
ходя из соответствующих нормативов составления бухгалтерской отчетности. Норма существенности также устанав-ливается законодательно. Ранее (в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения форм бухгалтерской отчетно-сти № 97) существенной признавалась сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных состав-ляло не менее 5%. Несмотря на отмену данного документа по Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. № 4н, указанная норма существенности продолжает фигурировать в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
На выполнение изложенных в Кон-цепции принципов нацеливают приня-тые в последние годы Положения по учету различных объектов: основных средств, материальных запасов, по со-
ставлению бухгалтерской отчетности, по формированию учетной политики на предприятиях и другие.
Таким образом, можно говорить об имеющихся до настоящего времени не-соответствиях в ряде нормативных ак-тов, о неполном соответствии формулировок отдельных принципов учета МСФО. И все же представляется, что не это главное. Устранение несоответствий между вновь принятыми нормативами и нормативами уже действующими - дело времени, равно как и уточнение форму-лировок. Самым же важным и тревожным явлением, фактически перечеркивающим попытки приведения отечест-венной отчетности в соответствие с ме-ждународной, является отсутствие дос-товерности отчетности на практике, что делает ее совершенно непригодной для принятия решений пользователями.