Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Методические указания по предмету «Русский язык»
Информация о работе
  • Тема: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
  • Количество скачиваний: 7
  • Тип: Методические указания
  • Предмет: Русский язык
  • Количество страниц: 14
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2015-09-10 03:23:30
  • Размер файла: 35.47 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГКОУ ВПО
Уфимский юридический институт

Кафедра иностранных и русского языков


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
иностранных и русского языков
Ф.Р. Имамутдинова
«03» июня 2014 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению контрольной работы

по учебной дисциплине
«РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ»

для слушателей, обучающихся
по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
специализация – уголовно-правовая
узкая специализация – дознание в органах внутренних дел

Квалификация выпускника «юрист»



Методические рекомендации подготовлены старшим преподавателем кафедры иностранных и русского языков А.М. Емельяновой

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры от «03» июня 2014 г. Протокол № 19



Уфа 2014
Методические рекомендации
по выполнению контрольной работы по дисциплине «Русский язык в деловой документации» для курсантов, обучающихся по специальности
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности,
специализация – уголовно-правовая, узкая специализация – дознание в органах внутренних дел

Методические рекомендации предназначены для курсантов очного обучения, изучающих дисциплину «Русский язык в деловой документации». Методические рекомендации составлены в соответствии с действующей Рабочей программой по данной учебной дисциплине по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.
Целью методических рекомендаций является помощь курсантам подготовиться к сессии: усвоить теоретический материал дисциплины, выполнить контрольную работу и успешно сдать зачет.
Изучая русский язык в сфере профессионального общения, сотрудникам правоохранительной системы необходимо учитывать не только объективные языковые трудности, но и сложность современной ситуации, которая отражает происходящие в России социальные, экономические и социокультурные преобразования.
Владение государственным языком является обязательным для каждого профессионала. В соответствии с Государственным стандартом курс «Русский язык в деловой документации» введен в систему высшего профессионального образования.
Основными целями изучения данного курса для курсантов очного обучения юридических вузов МВД России являются обучение построению устной и письменной речи в профессиональной юридической деятельности, углубление и систематизация знаний норм функциональных стилей современного русского языка. Курс предполагает активное овладение навыками письменного и устного делового общения на основе изучения коммуникативных свойств деловой речи.

Выполнение контрольных работ и оформление их
Контрольная работа предлагается в трех вариантах. Необходимо выполнить один из трех вариантов в соответствии с первой буквой фамилии курсанта.
Курсант, чья фамилия начинается на буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, выполняют вариант № 1; с фамилиями на буквы К, Л, М, Н, О, П, Р, С, выполняют вариант № 2; с фамилиями на буквы Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я выполняют вариант № 3.
При выполнении контрольной работы рекомендуется оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических рекомендаций рецензента.

Образец заполнения обложки (титульного листа) контрольной работы:

Контрольная работа
по дисциплине «Русский язык в деловой документации»
(вариант № 3)
курсанта 1 курса, (взвод 102)
Раянова П.Т.
• Контрольная работа должна быть выполнена в той последовательности, в которой она дана в методической разработке.
• Если контрольная работа выполнена без соблюдения методических рекомендаций или неполностью, она возвращается без проверки.
Исправление контрольной работы на основе рецензии.
Получив проверенную контрольную работу, курсант должен ознакомиться с замечаниями рецензента, повторить правила, исправить ошибки или неточности.
На зачете необходимо иметь отрецензированную контрольную работу, уметь ответить на любой вопрос по данной работе и объяснить допущенные ошибки.
Задания контрольной работы предполагают формирование коммуникативной компетенции, которая включает комплекс навыков, таких как умение различать функциональные стили русского языка, способность выбирать языковые средства с учетом ситуации речи, стилистическая зоркость (умение вычленять речевые ошибки в устной и письменной речи и исправлять их). Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре, неоправданном увлечении иноязычными словами, неологизмами, просторечием. Подобные задания вырабатывают нетерпимость к стилистическим недочетам в речи и навыки исправления ошибок.
Важной задачей контрольной работы является совершенствование лингвистической компетенции говорящего. Это развитие навыков нормированной устной и письменной речи, формирование уважительного отношения к традициям русского языка.
Задания контрольной работы предполагают прежде всего формирование коммуникативной компетенции - комплекс стилистических и риторических навыков, таких как умение различать функциональные стили русского языка, способность отбирать языковые средства с учетом ситуации речи, стилистическая зоркость (вычленение речевых ошибок в устном и письменном текстах и умение их исправлять). Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре авторов, неоправданном увлечении иноязычными словами, неологизмами, просторечием. Подобные задания призваны выработать у студентов нетерпимость к стилистическим недочетам в речи и навыки исправления различных стилистических ошибок.
Другой важной задачей контрольной работы является совершенствование лингвистической компетенции говорящего. Это отработка навыков кодифицированной, нормированной устной и письменной речи студентов, умение дифференцировать литературный и нелитературный варианты языковой единицы, существующие в современной русском языке, а также формирование уважительного, бережного отношения к традициям родного языка, чистоте, богатству, самобытности русской речи.
Контрольная работа оформляется письменно в отдельной тетради или компьютерным способом. Первая страница - титульный лист (указывается вариант, фамилия, номер взвода и курс.). Требования к оформлению: шрифт Times New Roman, размер 14 pt, одинарный междустрочный интервал, зеркальные поля, книжная ориентация. Каждое задание рекомендуется начинать с новой страницы.

Задание 1. Требуется дать письменный развернутый ответ на поставленный вопрос. Использовать рекомендованную литературу:
1. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник и практикум для бакалавров / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; под общ. ред. В. Д. Черняк. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2013 . – 495 с.
2. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для бакалавров / под общ. ред. В. Д. Черняк . М. : Юрайт, 2012. – 493 с.
3. Голуб, И. Б. Русский язык и практическая стилистика. Справочник [Текст] : учеб-справ. пособие для бакалавров / И. Б. Голуб. 2-е изд. М. : Юрайт, 2012 . – 459 с.
4. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / под общ. ред. В. Д. Черняк . – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012 . – 494 с.

Задание 2. Подобрать текст, составленный средствами определенной функциональной разновидности русского языка и проанализировать его с точки зрения особенностей соответствующего стиля.
Образец выполнения
Сопоставляя родственные слова лес — лесной, лесок, лесозаготовки, обезлесить; серебро - серебряный, серебристый, можно отметить в них одинаковые по значению части лес-, серебр-. Сопоставляя ряд одинаково построенных слов серебряный, глиняный, кожаный, стеклянный, также можно выделить части одинакового значения -ан-(-ян-), -янн- и -ый. Каждая из частей -ан-(-ян-), -янн- обозначает отношение к тому, что названо в первой части слова (отношение к веществу, материалу), часть -ый в каждом слове имеет свои, более отвлеченные значения (значение мужского рода, ед. числа, им. падежа прилагательных). Такие значимые части слова принято называть морфемами.
(Современный русский язык. Ч. 1. Под ред. Д. Э. Розенталя.- М, 2005. – С. 23.).
Это текст научного стиля учебно-научного подстиля. Текст отличается строгой логикой в изложении информации, которая достигается с помощью сложных предложений, а также другими языковыми средствами - конкретными словами и словосочетаниями, сигнализирующими о продолжении начатой мысли в предыдущем предложении. Например: Каждая из частей.., Такие значимые части слова… При этом информация излагается доступно, ясно для понимания уже на уровне старших классов средней школы. Ясность достигается путем использования общедоступной лексики. Текст не загроможден терминами. Об учебном характере свидетельствует научное определение, завершающее данный фрагмент.

Задание 3. Определить функционально-стилистическую принадлеж-ность каждого предложения или микротекста и аргументировать свое мнение.
Образец выполнения
1) Правильное произношение является неотъемлемым признаком литературного языка, важным компонентом понятия «культура речи». Необходимость установления и поддержания единообразных орфоэпических норм диктуется коммуникативными и эстетическими задачами.
Микротекст представляет собой выдержку из научного стиля. Об этом свидетельствует прежде всего логичность, точность, ясность в выражении информации, используются специальные слова и термины (компоненты, орфоэпические нормы, коммуникативные, эстетические задачи), употребляются предложения с элементами осложнения (однородные члены: признаком, компонентом; установления и поддержания; коммуникативными и эстетическими).
2) В штатном расписании закрепляется должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы. Штатное расписание составляется на бланке предприятия и содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Микротекст представляет собой выдержку из делового документа (официально-деловой стиль). Характерные особенности: логичность, точность, ясность, обезличенность, отсутствие экспрессивного начала в изложении информации. Соблюдается прямой порядок слов. Используется тавтология как стилистический прием (штатное расписание как ключевое понятие не может заменяться синонимами). Используются предложения с усложненной конструкцией (однородные члены предложения).
3) «Вы за коммунистов или за демократов?» - спросили известного отечественного кинодеятеля Роллана Быкова в живом телеэфире. И он ответил: «Я выбрал бы, да не могу, потому что коммунистов уже сорок лет как нет, а демократов, боюсь, сорок лет еще не будет. Ничему нас не научил 17-й год, когда выкинули все, что было прекрасного в русской истории и культуре. В 91-м мы повторили эту ошибку, начав выбрасывать все хорошее, что было в СССР».
Публицистический стиль. В микротексте выражены его характерные черты: ярко выраженное авторское начало (используется местоимение я, мы), личное мнение говорящего сопровождается оценкой происходящих событий, выдерживается принцип доступности (используется частотная, общеупотребительная литературная лексика). Микротекст представляет собой один из жанров средств массовой информации – интервью.
4) …Человек есть перекресток двух бездн, равно бездонных и равно непостижимых: мир внешний и мир внутренний. И подобно тому как светила, кометы, туманности и прочие небесные тела движутся по законам, нам мало известным, но строго предопределенным, - ты меня слушаешь? – так и нравственные законы, при всем нашем несовершенстве, предопределены, прочерчены алмазным резцом на скрижалях совести! Огненными буквами в книге бытия! И пусть эта книга скрыта от наших близоруких глаз, пусть таится она в долине туманов, за семью воротами, пусть перепутаны ее страницы, дик и невнятен алфавит, но все же есть она, юноша! Светит и ночью! Жизнь наша, юноша, есть поиск этой книги, бессонный путь в глухом лесу, блуждание на ощупь, нечаянное обретение!
Художественный текст (Т. Толстая «Кысь»). Отрывок характеризуется неповторимостью, индивидуальностью авторского языка, используются художественные приемы изображения (на скрижалях совести, огненными буквами в книге бытия, нечаянное обретение). Используются авторские знаки препинания, правила орфографического оформления (восклицательный знак в середине предложения). Языковая функция микротекста – эстетическая – взывает к лучшим чувствам читателя.

Задание 4. Найти, квалифицировать и исправить ошибки в предложениях.
Следует отредактировать текст, представив его в исправленном виде, и объяснить ошибку с точки зрения литературных норм. В случае затруднений обращайтесь кроме учебных и справочных пособий к толковым словарям и специальным (семонимическим) толковым словарям.
Образец выполнения
1) Десяток яиц лежат в корзине. - Десяток яиц лежит в корзине.
Ошибка в согласовании грамматических форм. Подлежащее, выраженное словосочетанием десяток яиц должно согласовываться со сказуемым лежит в форме единственного числа. Согласование в словосочетании десяток яиц лежит осуществляется формально в соответствии с грамматической формой существительного десяток.
2) Окончив учебный год, им выпала большая честь осваивать новое производство. – Окончив учебный год, мы были удостоены чести осваивать новое производство.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота; это привело к нарушению логики высказывания. Правило: действие деепричастного оборота всегда описывает добавочное действие подлежащего. (Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис Рольф, 2007. – § 212)
3) Лектор подробно остановился о разных сторонах проблемы. – Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы. Лектор подробно рассказал о разных сторонах проблемы.
Нарушены правила синтаксической сочетаемости: многозначный глагол остановиться в значении «обратить особое внимание» употребляется в сочетании с предлогом на. Предлог о согласно нормам синтаксической сочетаемости употребляется с глаголами рассказать, поведать, говорить.
4) Согласно устава у акционеров в марте будут проходить отчетные собрания. – Согласно уставу у акционеров в марте будут проходить отчетные собрания.
Ошибка в управлении. Производный предлог согласно с необходимостью требует от управляемого им имени существительного формы дательного падежа.
5) Не возникает необходимости организации дела изучения вопросов перемещения грузов. - В настоящее время нет необходимости решать проблемы по доставке грузов.
Ошибка стилистического характера. В тексте использовано семь существительных в форме родительного падежа (нагромождение форм родительного падежа), что приводит к затруднению в восприятии текста. В любом тексте, за исключением законодательных жанров официально-делового стиля, рекомендуется использовать цепочку, состоящую не более, чем из трех существительных в форме одного и того же падежа. (Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке.)
6) За год учебы мы потеряли шесть студентов. – За год учебы шесть студентов нашей группы были отчислены по причине академической задолженности.
Ошибка в искажении смысла при использовании многозначного глагола потерять. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.)
7) В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. - В новом учебнике десятичные дроби не претерпели существенных изменений.
Ошибка возникла в результате смешения паронимической пары потерпеть – претерпеть. (Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка)
8) Достижение этой гуманной цели не лимитируется ни состоянием науки и техники, ни ресурсами труда и средств. - Достижение этой гуманной цели не ограничивается ни состоянием науки и техники, ни возможностями труда, ни запасами средств.
Ошибка возникла в результате неоправданного использования
заимствованных слов. Слова лимитироваться, ограничиваться; ресурсы, возможности, запасы являются синонимами, но они имеют разницу в значении и употреблении.

Задание 5. Расставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой, используя словари.
Словари
1) Агеенко, Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М. : Русский язык, 1993 .
2) Иванова, Т. Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М. : Русский язык, 2000 .
3) Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. – М. : Русский язык, 1997.

Задание 6. Составить словосочетания, определив род существительных.
В качестве зависимых слов можно использовать имена прилагательные, порядковые числительные, местоимения-прилагательные, полные и краткие причастия, глаголы в форме прошедшего времени единственного числа в функции сказуемого.
Образец выполнения
Алиби – с.р.: надежное алиби;
евро (денежная единица) – ж.р.: сотая евро;
зебу (вид домашнего рогатого скота) – м.р.: любимый зебу;
визави (стоящее или сидящее напротив лицо) – м. и ж. р.: мой визави (речь идет о мужчине), моя визави (речь идет о женщине);
бандероль – ж.р.: ценная бандероль;
рояль – м.р.: рояль стоял в углу;
тýфля – ж.р.: правая туфля;
ставень, м.р. и ставня, ж.р. – равноправные варианты: ставень закреплен, ставня закреплена;
домишко – м.р.: этот домишко;
голосище – м.р.: такой голосище;
плакса – общего рода: противный плакса, противная плакса;
молодчина – общего рода: настоящий молодчина, настоящая молодчина;
ОРТ – буквенная аббревиатура, с.р. (род определяется по ключевому слову исходного наименования общественное Российское телевидение): ОРТ транслировало;
вуз – звуковая аббревиатура, м.р. (род определяется формально по последнему звуку основы): престижный вуз;
счет-фактура, счета-фактуры – составное наименование, м.р.: подготовленный счет-фактура;
роман-газета, роман-газеты – слитное наименование, ж.р.: роман-газета прочитана;
секретарь – м.р.: секретарь отлучился;
летчик – м.р.: Герой Советского Союза, летчик Гризодубова;
инженер – м.р: опытный инженер Муратова.

Задание 7. Образовать в соответствии с нормами литературного языка имена существительные в форме определенного падежа и числа. В случае необходимости (если мы сталкиваемся с многозначным словом, явлением омонимии) обращайтесь к толковым словарям.

Образец выполнения
Родительный падеж единственного числа:
сахар – положить ложку сахару и вкус сахара;
аспирин – аспирина;
дом – нет дома, но: из дому;
чаёк – налить чайку;
шаг – два шага, но: ни шагу назад.
Предложный падеж единственного числа:
берег – о береге, при береге, но: на берегу;
бег – в беге лошади, но: на бегу;
отпуск – в отпуске;
город – в городе.
Именительный падеж множественного числа:
адрес – адреса;
берег – берега;
инженер – инженеры;
офицер – офицеры;
орден – ордена (награды) и ордены (объединения лиц);
снег – снега (общеупотребительный вариант) и снеги (стилистическое средство в художественном тексте).
Родительный падеж множественного числа:
грамм - граммов;
томат – томатов;
грузин – грузин;
волжанин – волжан;
кулон – кулон (единица измерения), кулонов (украшение).

Задание 8. Выполните упражнение, записав цифры словами и раскрывая скобки. Обратите внимание на употребление количественных, порядковых, собирательных, дробных числительных, счетных производных существительных. Имеющиеся в тексте ошибки исправьте.

Образец выполнения
С пятью тысячами семьюстами сорока четырьмя рублями, трое друзей (три друга), две подружки, семеро козлят, трехсотпятидесятитысячный автомобиль, двадцатипятилетие.
Техникум выпустил пятьдесят два молодых специалиста.
Необходимо подготовить склад к двадцать третьему октября.
Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. - Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, две кровати. (Счетное существительное пара употребляется по отношению к парным явлениям)

Задание 9. Выполнить упражнение, пользуясь орфографическими словарями.
ВАРИАНТ 1
1. Описать картину функционального расслоения современного русского языка. Дать понятие функционального стиля и указать факторы формирования и развития стилей.

2. Подобрать текст научного характера и проанализировать его с точки зрения особенностей научного стиля.

3. Определить функционально-стилистическую принадлежность каждого предложения и аргументировать свое мнение.
1) Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке. 2) Русский язык относится к индоевропейской семье языков, он является родственным не только для славянских народов, но и для представителей других индоевропейских языков, носителей которых на планете насчитывается около 2 млрд. человек; вытекающая из этого общность в области фонетики, лексики и грамматики облегчает усвоение русского языка почти половиной населения земного шара. 3) В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном Законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. 4) Мимо проплывали темные окна, кое-где свет пробивался, знаменуя, что жизнь идет своим чередом, снисходя к людям и давая им отдышаться. 5) Здорово, Юрка, проснулся? // Ага // Чего ты не был-то вчера? // Да так как-то // Что? Не слышу // Ну так просто // А-а-а ... Ты ... это самое ... физикой-то будешь заниматься? // Обязательно //. 6) Я, Белова Наталья Матвеевна, родилась в Германии, в г. Дрездене 4 мая 1982 года в семье военнослужащего.

4. Найти, квалифицировать и исправить ошибки в предложениях.
1) В течение года план неоднократно корректировался, некоторые темы разнообразились. 2) При неосторожном обращении с огнем, находясь в нетрезвом состоянии, произошел пожар. 3) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 4) Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 5) В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 6) Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 7) На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 8) Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 9) Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

5. Расставить ударение в словах:
агент(ство), ворота, газированный, диалог, добыча, жалюзи, закупори(ва)ть, изобретение, исчерпать, каталог, каучук, квартал, медикаменты, нефтепровод, оптовый, перезвонит (-ишь), пуловер, рекрут, согнутый, созыв, торты, усугубить, феномен, христианин, эксперт (ный).

6. Составить словосочетания, определив род существительного:
атташе, визави, динго, кофе, крупье, наци, пике, пони, резюме, фиаско, филе, фойе, фрау, эмбарго, эфенди; ассистент, врач, инженер, коллега, ревизор; вышибала, молодчина, транжира; рояль, табель, тюль; вектор-функция, гамма-излучение, ракета-носитель; вуз, загс, МГУ, МВФ.

7. От приведенных существительных образовать грамматическую форму
им. п. мн. ч.:
авиаконструктор, бухгалтер, возраст, выгон, договор, доклад, дом, директор, инженер, кузов, лектор, офицер, сектор, сорт, токарь, торт, шофёр; кондуктор, корпус, лист, лагерь, орден, повод, пояс, сын;
род. п. мн. ч.:
гектар, килограмм; башкир, грузин, партизан, туркмен, узбек, якут; апельсин, помидор, яблоко; грабли, кочерга, носок, простыня, распря, сани, сапог, сутки, туфля, устье, чулок.

8. Записать цифры словами:
с 3645 рублями, вес равен 1327 килограммам, к 845 прибавить 157; более 4,5 (тысяча) (горожанин); приурочить к 8 (март); 88,9% (руководитель), 4 (ножницы), 3 (рабочий), 5 (работница); 250000-й автомобиль, 435-летие Уфы.
ВАРИАНТ 2
1. Дать общую и лингвистическую характеристику научного стиля.
2. Подобрать текст делового характера и проанализировать его с точки зрения официально-делового стиля.
3. Определить функционально-стилистическую принадлежность каждого предложения или микротекста и аргументировать свое мнение.
1) Русский язык в лингвистическом отношении хорошо подготовлен к роли мирового языка. Русское языкознание как в теоретическом, так и в практическом отношении еще к началу ХХ века заняло ведущие позиции в мировом языкознании. 2) – Почему ты плачешь? Перестань! Дай я вытру твои глаза. Ну что ты, глупая? – Не знаю. Не сердитесь. Я сама не знаю, чего плачу. 3) Размер уставного фонда – более 100 млрд. рублей. Выплата дивидендов производится ежеквартально. 4) В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнование семьям погибших. 5) Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. 6) Главные преимущества вещания на коротких волнах – возможность получения большей дальности действия при относительно малой мощности передатчика и возможность осуществления направленного излучения.
4. Найти, квалифицировать и исправить ошибки в предложениях.
1) Дерево развешало густые ветви, так что под ними могли удобно примоститься наши машины. 2) На конференции было подчеркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев. 3) Делегаты съезда предложили нам респектабельную республику для средних классов, к которому тогда самонадеянно относило себя большинство. 4) Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 5) Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 6) Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 7) Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 8) Эту особенность поведения модели просмотрели. 9) Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях. 10) Далее мы коснемся этого вопроса более подробно.
5. Расставить ударение в словах:
алкоголь, балованный, в аэропортах, верба, диспансер, договорные, завсегдатай, квартал, кремень (-мня,-мни), недвижимость, новорожденный, партер, пломбированный, (по)звонит (-ишь), поставщик, разминуться, премировать (-ованный), простыня, созыв, хаос, цемент.
6. Составить словосочетания, определив род существительного:
амплуа, жалюзи, жюри, импрессарио, кольраби, контральто, конферансье, рояль, пани, пери, рагу, сабо, шимпанзе, шоссе, эсперанто; автор, редактор, экскурсовод; волокита, задира, транжира; доска-стенд, музей-усадьба, плащ-палатка; БАМ, ВДНХ, загс, НТВ, НЭП.
7. От приведенных существительных образовать грамматическую форму
им. п. мн. ч.:
авиадиспетчер, библиотекарь, брелок, вексель, выговор, инспектор, инструктор, лифтёр, отпуск, почерк, порт, рупор, сорт, стог, транспорт, тополь, фронт, цвет, шофёр, якорь; образ, пояс, учитель, хлеб;
род. п. мн. ч.:
банан, лимон; бурят, калмык, киргиз, татарин, южанин; грамм, изотопы; валенки, носок, чулок; гренки, консервы, макароны, рельсы; браслет, брелок, зуб, кеды, клуб, ладонь, ноздря, свеча, ставня, яблоня.

8. Записать цифры словами:
с 4853 рублями, от 964 отнять 89, 105 сложить с 365, пометить 4 (октябр); более 51% (респондент); 48,3 (километр), 3 (сани), 6 (мужчина), 4 (женщина); 150000-й посетитель, 435-летие Уфы.

ВАРИАНТ 3

1. Дать общую и лингвистическую характеристику официально-делового стиля.
2. Подобрать текст публицистического характера и проанализировать его с позиций публицистического стиля.
3. Определить функционально-стилевую принадлежность каждого предложения или микротекста и аргументировать свое мнение.
1) Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны! Разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей! 2) Авиация – теория и практика передвижения в атмосфере на летательных аппаратах тяжелее воздуха. 3) Директорам магазинов городского подчинения организовать книжные выставки, раскрывающие роль молодежи в перестройке. 4) Работа пользователя за терминалом организована по-разному на разных типах ЭВМ и в разных операционных системах. 5) - Ну, как вам пещера? – Интересно. Но только там было ужасно холодно. – Ну, любая пещера – холодно. 6) Пушкин верил: когда господь еще качал колыбель новорожденного человечества, люди говорили стихами – это проще, красивей и более соответствует высокой, неуниженной сути человека, нежели спотыкливая проза.
4. Найти, квалифицировать и исправить ошибки в предложениях:
1) Реваншисты снова и снова повторяют тезис о том, что Европа не может быть сломлена действиями даже целого сонма государственных деятелей, только сила оружия поможет ей. 2) В.Н. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным, беззаветным работником. 3) Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 4) Массовый приток западных инвесторов пока трудно предположить. 5) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 6) Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости доставляемой продукции. 7) Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 8) В отрасли сложилась необыкновенно высокая дифференциация в оплате труда. 9) Многие граждане справедливо поняли, что государство уже не ставит целью заботу о каждом. 10) Страх понести наказание за нетрудовые доходы вызвал к жизни подстановку в число учредителей вымышленных людей.
5. Расставить ударение в словах:
алфавит, асимметрия, баловать, баржа, дефис, (до)звонишь(ся), донельзя, завидно, компас, мастерски, мусоропровод, начать, начал (-а), обеспечение, оптовый, осведомиться, петелька, приговор, ритор, сантиметр, столяр (-а, -ы), статуя, хозяева, цемент, черпать, щемит, щавель.
6. Составить словосочетания, определив род существительного:
авеню, бикини, бродяга, выскочка, денди, директор, досье, иваси, интервью, канапе, кресло-капсула, крупье, кюре, миссис, музей-квартира, МЧС, вуз, ГСМ, РОЭ, невежа, попурри, псалтырь, рантье, ревизор, регби, роман-газета, рояль, симпатяга, хирург, человек-амфибия, юрист.
7. Образовать грамматическую форму
им. п. мн. ч.:
вектор, выбор, договор, доктор, инспектор, колено, конструктор, остров, пресс, пристани, провод, пропуск, рапорт, слог, столяр, сторож, терем, тормоз, трактор, хутор, центнер; зуб, мех, ток;
род. п. мн. ч.:
абрикос, башкир, блюдце, будни, варенье, верховье, гостья, гранат, грамм, грузин, дебаты, киргиз, колено, копье, крыльцо, кухня, обедня, помидор, подмастерье, простыня, рельсы, сапог, соленье, тетя, якут.
8. Записать цифры словами:
с 8564 рублями, не хватило 356 деталей, к 1 (апрель) 2006 года, 8,1 (секунда); 28, 5% (водитель), дом с 1000 (окно); 4 (сутки), 7 (друг), 2 (подруга), 5000-й комплект, 435-летие Уфы.


Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГКОУ ВПО
Уфимский юридический институт

Кафедра иностранных и русского языков

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Русский язык в деловой документации»


ВАРИАНТ __


Выполнил: курсант взвода
__________ Фамилия И. О.
Проверил: доцент кафедры
иностранных и русского языков
__________ Емельянова А.М.



Уфа 2014