Обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения в условиях рынка

Дипломная работа по предмету «Маркетинг»
Информация о работе
  • Тема: Обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения в условиях рынка
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Маркетинг
  • Количество страниц: 26
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-06 03:21:36
  • Размер файла: 131.17 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Ссылка на страницу (выберите нужный вариант)
  • Обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения в условиях рынка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/diplomnaya-rabota/marketing/2106-obespechenie-konkurentosposobnosti-obrazovatelnogo-uchrejdeniya-v-usloviyah-rynka/ (дата обращения: 28.07.2021).
  • Обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения в условиях рынка // https://www.sesiya.ru/diplomnaya-rabota/marketing/2106-obespechenie-konkurentosposobnosti-obrazovatelnogo-uchrejdeniya-v-usloviyah-rynka/.
Есть ненужная работа?

Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно

добавить работу
Обратиться за помощью в подготовке работы

Заполнение формы не обязывает Вас к заказу

Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 1

ГЛАВА 1.

Теоретико-методические основы исследования конкурентоспособности вузов в условиях реформирования системы высшего образования в РФ

    1. Особенности российского рынка образовательных услуг и основные тенденции его развития………………………………………....6
    2. Факторы оценки конкурентоспособности вуза в современных условиях…………………………………………………………………… 11
    3. Методы оценки эффективности управления конкурентоспособностью вуза………………………………………....... 20

ГЛАВА 2.

Состояние системы управления конкурентоспособностью Чебоксарского кооперативного института (филиала) РУК (на примере Чувашской республики)

2.1. Среда функционирования Чебоксарского кооперативного и института (филиала) РУК……………………………………………..…. 25

2.2. Анализ структуры учебного процесса Чебоксарского кооперативного и института (филиала)…………………………………. 42

2.3. Ресурсы, привлекаемые для управления конкурентоспособностью Чебоксарского кооперативного и института (филиала)………………... 57

ГЛАВА 3.

Совершенствование системы управления конкурентоспособностью вуза в регионе

3.1. Направления повышения системной конкурентоспособности вузов системы РУК Центросоюза РФ………………………………………….. 61

3.2. Повышение эффективности управления конкурентоспособностью ЧКИ (филиала) РУК в условиях Чувашской Республики как формы усиления его внешних конкурентных преимуществ…………………… 64

3.3. Алгоритм управления конкурентоспособностью современного вуза………………………………………………………………………….77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 88

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………93



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность диссертационного исследования определяется инновационной направленностью и решением задач максимальной эффективности работы образовательного учреждения в условиях модернизации системы российского образования. На современном этапе становится очевидным, что в сфере образования действуют рыночные законы, имеются конкурентные действия и проблемы конкурентоспособности российского образования и российских вузов.

В современном мире высшее образование становится одной из сфер, где активно формируются новые подходы к организации и управлению деятельностью, нацеленные на повышение эффективности, динамичности, способности к адаптации и развитию. При этом деятельность вузов не сводится к достижению только коммерческого эффекта: актуальным остается признание обществом значимости конкретного вуза, качество подготовки его выпускников, его конкурентоспособность.

Идея повышения конкурентоспособности России была включена в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:  

 принятие необходимых мер по повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции,

 развитие конкурентоспособных отраслей и производств,

 подъема благосостояния народа,

 расширение рынка наукоемкой продукции,

 повышение конкурентоспособности российской высшей школы.

Все перечисленные направления тесно связаны между собой. Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что «ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России». При этом в качестве национальных интересов России декларируются «сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны».

Степень разработанности проблемы. Научный интерес к проблеме и свой вклад в изучение процесса формирования конкурентоспособности и содержания образовательных услуг внесли российские специалисты, такие как: Бадальянца О.В., Гершунского Б.С., Леднева B.C., Звенигородской Г.П., Зимина А.И., Шаповалова В.А. и другие авторы.

Проблемы модернизации российского образования представлены в исследованиях Александровой Р.И., Байденко В.И., Болотова В., Борисовой И.П., Голота А.И., Гребнева Л.С., Герасимова Г.И., Жураковского В.М., Илюхиной Л.В., Киселева А.Ф., Никитина Э.М., Усова А.В., Чепурных Е.Е. и др.

Вопросы прогнозирования и мониторинга спроса на образовательные услуги отражены в работах Прокошева В.Г., Королева Н.П., Гурье Л.И., Габдулхакова В.Ф., Баранника М.А., Баталова А.С., Ващекина Н.П., Гуртова В.А., Мезенцева А.Г., Питухина Е.А.

Экономическим отношениям на рынке образовательных услуг посвящены работы Немцовой С.И., Скаржинского М.И., Щербакова А.И. и др.

Качеству услуг учебных заведений  Аветисова А.А., Нуждина В.Н., Соколова В.М. и др.

Расчету экономической эффективности учреждений образования -Дятлова С.А., Белякова С.А., Воронина А.И., и др.

 Маркетингу образовательных услуг  Зиннурова У.Г., Потеева М.Е., Панкрухина А.П. и др.

Проблема конкуренции и конкурентоспособности высшей школы занимаются и за рубежом, она исследуется в трудах таких зарубежных ученых как: Вирсемы Ф., Дракера П., Котлера Ф., Ламбена Ж.-Ж, Мескона М., Портера М., Треси М., Чемберлена Э., Шумпетера Й., Ли Якокко и других.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в уточнении теоретических положений и разработке методических рекомендаций по формированию конкурентоспособности Чебоксарского кооперативного института (филиала) в рыночных условиях.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

 уточнить теоретикометодические основы исследования конкурентоспособности вузов в условиях реформирования системы высшего образования РФ, оценить возможности их теоретического и практического применения на российском рынке образовательных услуг;

 определить место образовательных учреждений ВО в социальной и рыночной среде, их основные функции и необходимые результаты деятельности на примере Чебоксарского кооперативного института (филиала);

 изучить внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза;

 по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования сформулировать комплексный подход к формированию конкурентоспособности, определить среду функционирования и предложить рекомендации по совершенствованию образовательных учреждений ВО.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических организационно-экономических вопросов формирования конкурентоспособности вуза.

Объект исследования В качестве конкретного объекта исследования выбрано АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации» Чебоксарский кооперативный институт (филиал).

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды, разработки и концепции, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых в области экономики и организации образования, теории управления, маркетинга, конкуренции и конкурентного поведения организаций на рынке.

Информационной базой диссертационного исследования являются законодательные и нормативные акты президентских и правительственных структур, Министерства образования и науки Российской Федерации, данные ежегодных статистических отчетов и справочников Госкомстата России, нормативно-методическая документация, монографии, данные периодической печати, материалы, представленные в глобальной сети Интернет, информационные ресурсы, а также статистические данные, собранные и проанализированные автором по нормативной документации АНОО ВО ЦС РФ «РУК» ЧКИ (филиал).

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании комплексного научно-методического подхода к формированию конкурентоспособности образовательного учреждения, на примере Чебоксарского кооперативного института (филиала).

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором в ходе выполнения магистерской диссертации, состоят в следующем:

 дана авторская интерпретация понятия «конкурентоспособности образовательного учреждения ВО в рыночных условиях», которая носит интегрированный характер и включает в себя качественные факторы конкурентоспособности образовательных услуг, научной деятельности и выпускников;

 разработана модель деятельности образовательных учреждений ВО в социальной и рыночной среде, которая отражает особенности предложения и результатов деятельности образовательного учреждения ВО;

 определена система качественных и стоимостных факторов конкурентоспособности образовательных учреждений ВО в рыночной среде, включающая в себя показатели конкурентоспособности выпускников;

 сформулированы основные положения комплексного подхода к формированию конкурентоспособности образовательных учреждений ВО в рыночных условиях, включающего в себя систему базовых отношений вуза с внутренней и внешней средами.

Теоретическая значимость заключается в развитии теоретических и методических положений в области формирования конкурентоспособности Чебоксарского кооперативного института (филиала).

Практическая значимость. Предложенный к применению проект с указанием необходимых мероприятий для повышения конкурентоспособности института, может использоваться при проектировании системы управления конкурентоспособностью вуза, способен повысить его престиж и спрос на услуги образовательной и научной деятельности, т.е. улучшить конкурентные позиции и социально-экономические результаты функционирования.

Научные результаты диссертационной работы и предложенные концептуальные идеи могут быть применимы в качестве теоретической основы для новых исследований в области повышения конкурентоспособности выпускников вуза, а также в практике любых образовательных учреждений.

По теме диссертации опубликовано 2 печатные работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    1. Особенности российского рынка образовательных услуг и основные тенденции его развития.


Современный период развития общества доказывает, что одним из главных признаков цивилизованной, индустриально развитой страны является высокоразвитый эффективный рынок образовательных услуг. Такая постановка вопроса инициирует необходимость рассмотрения целого ряда теоретических проблем, связанных с изучением сущности и принципов механизма функционирования рынка образовательных услуг. При этом определяющее влияние на содержание и закономерности развития социально-экономических отношений в сфере образования имеет процесс формирования постиндустриального общества. Это проявляется в переориентации сферы образования на предоставление образовательных услуг в соответствии со спросом на них основных субъектов рынка, в повышении роли человеческого капитала, информационного ресурса и знаний в экономике.

Как показало исследование, в России рынок образовательных услуг существовал и в доперестроечный период. Однако он был слабо развит, вернее был государственной монополией, и существенно отличался от своего сегодняшнего состояния. Более или менее полноценный рынок образовательных услуг начал формироваться сравнительно недавно. Тем не менее, некоторые его особенности и тенденции развития поддаются оценке. Анализ процесса его становления и формирования структуры имеет важное и теоретическое, и практическое значение в первую очередь для определения перспектив и стратегических направлений его развития, выработки комплекса мер по его регулированию.

В настоящее время общественная значимость системы образования многократно возросла. Глобальные и стремительные изменения в политическом, технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили в стратегический фактор прогресса общества его научно-технический, социокультурный и духовный потенциал, наращивание которого напрямую связано с уровнем развития социально-культурной сферы и, прежде всего, с состоянием системы образования, вообще, и системы образования, в частности, с повышением образовательного и профессионального уровня всего населения1.

Поскольку цели функционирования и развития рынка образовательных услуг в свою очередь связаны с социальными требованиями к уровню (качеству) подготовки (образования) и развития обучаемых, то непрерывное повышение требований к современному специалисту, особенно к его творческим и прогностическим способностям во взаимосвязи с этической компонентой, постоянно актуализирует проблему оценки факторов и условий формирования рынка образовательных услуг, через решение которой в значительной степени происходит совершенствование механизмов организации и управления, а, следовательно, и прогрессивное развитие в целом мировой образовательной системы.

Как показало исследование, формирование и развитие рынка образовательных услуг происходит в соответствии с определенными глобальными тенденциями:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Поскольку мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры, постольку рынок образовательных услуг включает в себя множество национальных образовательных систем, каждая из которых имеет свою собственную модель управления, структуру, цели, задачи и проблемы.

Несмотря на специфику образовательных систем отдельных стран – в рамках мирового образовательного пространства активно прослеживаются интеграционные процессы, влияющие на развитие методов и средств обучения, а также экономическую эффективность образования. Следствием этого становится повышение спроса на образовательные услуги2.

Новые запросы рынка труда, меняющиеся и становящиеся важнейшим фактором индивидуальные потребности обучающихся, приводят к сближению и объединению и ресурсов деятельности, и ресурсов образовательных учреждений различных уровней образования. Вышесказанное подтверждает то, что целевой рынок вузов является одновременно рынком государственных и негосударственных образовательных учреждений. В этих условиях деятельность вузов приобретает черты предпринимательства, когда залогом успешной деятельности является грамотное построение стратегии и принятие стратегических решений, адекватных внутренним и внешним условиям функционирования вуза. При этом для высшего учебного заведения основные стратегические приоритеты состоят в достижении устойчивого положения на рынке образовательных услуг, разработке новых направлений развития образовательной и научной деятельности, расширении ассортимента предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности, инновации.

С точки зрения теории организации вуз можно рассматривать как организацию по производству образовательных услуг, представляющую собой совокупность автономных элементов – институтов, факультетов, кафедр, лабораторий, – которая действует в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг [2].

С позиций системного подхода вуз может быть классифицирован как сложная открытая социально-экономическая система, в рамках которой реализуется законченное множество динамических процессов. В настоящее время высшие учебные заведения могут оказывать потребителям следующие виды услуг:

1. Образовательные услуги – широкий спектр образовательных программ, открытие новых специальностей, развитие дистанционного обучения, непрерывное образование, курсы повышения квалификации и т.д.

2. Научно-производственные услуги – трансфер технологий, прикладные исследования, решение актуальных технических и технологических проблем, популяризация результатов научных исследований.

3. Консультационные услуги – академическая экспертиза различных программ развития и инновационных проектов.

4. Информационные услуги – действие многочисленных интернет-центров широкого доступа, развитие локальных и корпоративных сетей, популяризация результатов научных исследований и образовательных программ.

5. Услуги по расширению международного сотрудничества – интеграция в мировую систему образования, расширение обменов с зарубежными партнёрами по разным направлениям и международным научным образовательным программам, расширение экспорта образовательных услуг российских вузов.

6. Социально-культурные услуги – гуманитаризация науки и образования и гуманизация российского общества и др.

Таким образом, функционирование вуза важно рассматривать как с точки зрения системности, так и с точки зрения протекания бизнес-процессов и их качества. Важным требованием системного подхода является формирование структуры управления вузом с минимальной сложностью на основе бизнес-процессов (функций) при условии сочетания двух основных принципов структурирования – вертикального (иерархического) и горизонтального (паритетного).

Основными объектами исследований рынка образовательных услуг являются: анализ спроса и предложения (экономические отношения между субъектами рынка образовательных услуг); границы рынка и его сегментов, их емкость, в том числе по количеству потенциальных обучающихся и с учетом длительности оказания образовательных услуг; внешняя и внутренняя маркетинговые среды; конъюнктура образовательных услуг на данном рынке и его сегментах; конкурентоспособность образовательных услуг; поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов; возможные стратегии маркетинга, различные варианты решения конкретных маркетинговых проблем.

Со второй половины 2000 года конъюнктура на российском рынке образовательных услуг начинает постепенно улучшаться.

Наметившиеся тенденции к стабилизации экономики, возникновение ожиданий экономического роста в обозримом будущем вызвали известный рост интереса со стороны группы частных или смешанных предприятий, сосредоточенных по преимуществу в зоне индустриальных центров страны, к переподготовке кадров.3

1.2. Факторы оценки конкурентоспособности вуза


Для оценки уровня конкурентоспособности вуза нужно провести анализ факторов, влияющих на нее. Учитывая то, что вуз работает двух рынках – рынке образовательных услуг и рынке труда, – на его функционирование оказывают влияние как внешние факторы: макросреда, так и внутренние факторы: внутренняя среда вуза.

К внешним факторам можно отнести: государственное регулирование системы образования; политические факторы; нормативно-правовое обеспечение; региональные факторы, научно-технологические и инновационные (уровень экономического и научно-технического развития региона); социально-демографические; природно-географические факторы и прочие4.

К внутренним факторам в сфере образования относятся: уровень качества предоставляемых образовательных услуг; эффективность образовательных услуг; доступность ресурсной базы; финансовая деятельность; научная деятельность; организационная структура вуза; образовательные технологии, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; инвестиционные факторы и др5.

Представленные факторы различаются по уровню, степени и характеру воздействия на функционирование вуза. Их влияние зависит от индивидуальных свойств, характеристик и основных особенностей вуза, определяемых его профессиональной направленностью, потребностями рынка труда в подготовке квалифицированных специалистов.

Анализ факторов конкурентоспособности необходим для выявления внешних возможностей и внутренних резервов учреждения, а также позволяет разработать конкурентоспособную стратегию функционирования вуза, направленную на сохранение, повышение и развитие своих конкурентных преимуществ. Общие факторы конкурентоспособности вузов приведены в таблице 1.

Оценка способности вузов успешно конкурировать на рынке труда и образовательных услуг производится через сравнение анализируемых факторов исследуемого образовательного учреждения с критериями или факторами конкурентоспособности другого вуза. Для проведения анализа необходимо систематизировать факторы конкурентоспособности вуза по укрупненным показателям6 (табл. 2).

                   Таблица 1 Факторы конкурентоспособности вузов

Внутренние факторы

Внешние факторы

Руководство организацией

Государственная политика

Качество подготовки персонала

Научно- технические  

Деловая активность вуза

Природные  

Стратегия развития вуза

Правовые  

Система управления конкурентоспособностью вуза

Стратегии конкурентов

                                                                                             Продолжение таблицы 1

Материально-техническая база

Общественные организации

Информационная база

Инфраструктура рынка

Финансовая политика организации

Конъюнктура рынка труда

Бюджетное финансирование

Потенциальные потребители вуза услуг

Мотивация персонала и обучаемых

Спрос на выпускников вуза на рынке труда

Корпоративная культура вуза

Политика конкурентов


Определим влияние факторов макросреды на деятельность образовательного учреждения:

1. Задачей государства является создание конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке. Государство осуществляет как прямое, так и косвенное воздействие на сферу образования, направленное на повышение качества образовательных услуг7. Главная задача государства на рынке труда и образовательных услуг заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для укрепления конкурентоспособности вузов и всей системы образования и создания макроэкономического равновесия спроса и предложения.

2. Участие в глобальном международном образовательном процессе, международном разделении труда8.

3. Большой экономический потенциал государства образуется благодаря росту ВВП и обеспечению соответствия качества образовательных услуг требованиям рынка труда, опосредованному улучшению финансового положения всех отраслей промышленности и сферы услуг РФ.9

4. Уровень развития науки, техники и технологий. Основой этого процесса стал высокий интеллектуальный уровень российской науки. В настоящее время Россия является мировым лидером в разработке ряда фундаментальных вопросов в области физики, химии, разработки программных технологий и ресурсов, подготовки новых научных кадров6.

5. Емкость внутреннего рынка образовательных услуг РФ. Необходимо проведение системных мероприятий по развитию конкуренции между вузами, в результате которых вузы будут соревноваться в предоставлении услуг более высокого качества, чем у конкурентов. Острота конкурентной борьбы возрастает при отсутствии на рынке труда лидеров и аутсайдеров.

6. Новым фактором конкурентоспособности является рыночная новизна образовательных услуг – инновации. В отличие от потребительской новизны, которая определяется относительной потребительской способностью человека, рыночная новизна определяется относительной потребностью региона, страны в целом в продвижении на рынок услуг вуза.

                                                                                                                       Таблица 2

Систематизация факторов конкурентоспособности вуза

по укрупненным показателям

№ п/п

Факторы

конкурентоспособности вуза

Состав факторов

1.

Научно-образовательный потенциал вуза

1.1. Количество докторов наук

1.2. Количество кандидатов наук

1.3. Количество аспирантов

1.4. Количество студентов

1.5. Научно-исследовательские лаборатории

2.

Имеющаяся материально- техническая база

2.1. Аудиторный фонд

2.2. Количество учебных и научных лабораторий

2.3. Компьютерная база

2.4. Библиотечный фонд

2.5. Количество мест в общежитии

2.6. Объем посадочных мест в столовой




                                                                                    Продолжение таблицы 2

3.

Образовательные услуги

3.1. Количество ООП

3.2. Качество

3.3. Индивидуальность

3.4. Уникальность

3.5. Аккредитация

3.6. Сертификация

3.7. Форма предоставления

3.8. Методы предоставления

3.9. Условия предоставления

4.

Финансирование

4.1. Бюджетное финансирование

4.2. Собственное финансирование

4.3. Наличие скидок

4.4. Формы и сроки оплаты

                                        5.

Сети реализации образовательных услуг

5.1. Очное обучение

5.2. Заочное обучение

5.3. Обучение в филиале вуза

5.4. Сетевое и электронное обучение

6.

Представление образовательных услуг вуза на рынке

6.1. Реклама

6.2. Целевая реклама

6.3. Выставки

6.4. Паблисити

6.5. Профессиональный отбор


7. Социальный потенциал государства. Повышение уровня социальных индикаторов помогает стране занять более выгодное положение в конкурентной борьбе среди других государств.

8. Глобализация – это объективно протекающий процесс укрупнения разнородных видов связей и влияний в мировом масштабе, который определяется мировым перемещением капитала и услуг, товаров, миграции и информации; развивается и становится все более активным, в результате чего повышается зависимость отдельных стран от различных воздействий международной среды.

Далее необходимо рассмотреть микроокружение вуза, которое характеризуется следующими основными положениями. В соответствии с определением из менеджмента, «…организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом организация представляет собой открытую систему, которая состоит из множества взаимоувязанных частей, имеющих самые тесные связи со средой, которая является по отношению к данной организации внешней». Вуз по своим основным характеристикам соответствует данному определению, но имеет ряд отличий, которые делают их своего рода специфическими организациями, а именно:

  • вузы отвечают за производство и воспроизводство интеллектуального (научно-технического) потенциала;
  • целью функционирования вузов не является получение прибыли, а организация предоставления образовательных услуг;
  • вузы – это не только учебные центры, они исторически совмещают данную роль с проведением научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Наличие данных факторов позволяет применять методы анализа и оценки конкурентоспособности в сфере высшего образования с определенными изменениями и допущениями. Внутренние факторы оказывают непосредственное влияние на деятельность образовательной организации. Анализ внутренней среды направлен на выяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает вуз. Сильные стороны – это научно-образовательная база, которая используется в конкурентной борьбе. Слабые стороны должны быть предметом самого пристального воздействия на них со стороны руководства вуза, которое должно выполнять все возможные мероприятия, чтобы избавиться от них.

Необходимо также отметить, что в последние годы в сфере образования широко применяется понятие инноваций в вузе, хотя не существует их точных определений. По мнению Министерства образования и науки РФ, вуз можно считать таковым, если он осуществляет реализацию инновационных образовательных программ. Но инновационность вуза не должна заключаться только в образовательной деятельности. Она должна охватывать научную, управленческую, организационную и другие виды деятельности организации.

Внутренняя среда вуза образуется в результате взаимодействия внутренних факторов, возникающих в различных деловых ситуациях. Они определяются целями, задачами, технологией и персоналом. Также при анализе и оценке внутренней среды вузов выделяют несколько структурных срезов, состояние которых и представляет возможности данной организации. Рынок труда, на котором функционируют вузы, все больше становится конкурентным. Это определяется большим количеством государственных и коммерческих образовательных структур, проводящих подготовку студентов по аналогичным направлениям и специальностям.

Некоторые из исследователей конкурентоспособности вузов указывают, что такое свойство организации, как конкурентоспособность, необходимо исследовать как результат взаимодействия двух факторов: инновационности и адаптивности.

Инновационность вуза – это его способность самообновляться и проводить внутренние организационные перестройки. Свойство инновационности принадлежит в первую очередь к внутренней среде организации.

Адаптивность – это форма приспособленности, одно из проявлений взаимодействия вуза с внешней средой. Но ее также можно отнести и к характеристике внутренней среды.

Следовательно, инновационность и адаптивность организации – это не два ее взаимоисключающих фактора внутренней среды, а факторы, которые могут, только одновременно существуя, являться необходимыми и достаточными условиями для придания организации свойств конкурентоспособности10.

Возвращаясь к специфике высших учебных заведений с точки зрения организационного построения и управления, необходимо выделить следующие срезы внутренней среды для анализа инновационности:

  • организация учебной и научной деятельности (основа вуза);
  • система управления, концепция и стратегии вуза;
  • идеология, определяющая способность организации приспособиться ко всем изменениям внешней среды.

В соответствии с вышесказанным, все инновации, происходящие во внутренней среде вуза, можно разделить на три группы (табл. 3).

                  Таблица 3 Инновационные показатели внутренней среды вуза

Срез внутренней среды вуза

Виды

инноваций

Основные характеристики инноваций для проведения анализа

Научная и учебно-

образовательная деятельность 

 Учебно-образовательные инновации 

- содержание учебных планов и ООП;  

- инновационные технологии обучения;  

- подготовка преподавателей;  

организация учебного процесса;  

- управление аудиторией студентов 

Организационная структура вуза 

Управленческие инновации 

- организация инновационной структуры вуза (наличие бизнес-инкубаторов и т. д.);  

- организация инновационной системы управления;  

- организация системы управления в вузе на уровне его структурных подразделений, факультетов  

 Идеологический срез 

Идеологические

(социальные) инновации 

- объем участия вуза в грантах, программах и конкурсах, хоздоговорной деятельности и прочих мероприятиях, проводимых Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ;

- наличие бюджетных мест и организация подготовки специалистов от отраслевых министерств;  

- механизмы и инструменты взаимодействия рынка труда и вуза;  

- уровень использования механизмов взаимодействия учебного заведения и вуза: наличие общественной (негосударственной) аккредитации учебных программ и т. д. 

Первый уровень – это имеющееся качество продукции и услуг. Согласно действующему международному стандарту «ИСО 8402-1994», «… качество продукции или услуги – это наличие совокупности свойств и характеристик данной продукции (услуги), которые придают им для удовлетворения предполагаемых потребностей. Услуга может быть конкурентоспособной только в том случае, если она будет отвечать такому комплексному понятию, как “уровень качества”» [4].

Таким образом, в качестве вывода можно отметить, что на разных стадиях функционирования вуза на его конкурентоспособность и в целом на конкурентоспособность образовательных услуг воздействуют различные факторы, учет которых помогает воздействовать на качество подготовки студентов и конкурентоспособность образования в целом. Различные виды и типы систематизации факторов конкурентоспособности позволяют целенаправленно влиять на них с целью их оптимизации.

Для развития и повышения конкурентоспособности учебного заведения целесообразен полный и точный учет всех факторов, влияющих на процесс функционирования вуза.

Повышение требований государства к качеству образования, обновление и внедрение новых передовых технологий образования, изменение организационных условий функционирования вузов, а также обострение конкурентной борьбы на рынке труда и изменение позиции государства по отношению к высшему образованию привели к необходимости преобразований в системе управления вузами, поскольку имеющиеся классические способы управления в условиях рынка стали несостоятельными.

С переходом всей системы образования к Болонскому процессу значимость управления вузами и, как следствие, многие задачи, стоящие перед вузом, решаемые ранее министерствами и ведомствами, теперь должны решать непосредственно вузы. Данная ситуация подразумевает еще более высокий уровень ответственности руководства вуза за результаты своей деятельности и требует четкой перспективы и направленности, а также принятия обоснованных управленческих решений.

Современные перемены в образовании коснулись не только вузов, но также и других субъектов рынка образовательных услуг. Возникли новые группы заказчиков и потребителей с новыми финансовыми возможностями, требованиями, запросами.

В связи с проведением мониторинга деятельности государственных вузов также становятся актуальными и приоритетными при оценке конкурентоспособности вузов следующие показатели:

  • средний балл единого государственного экзамена (образовательная деятельность);
  • объем НИОКР в расчете на одного НПР (научно-исследовательская деятельность);
  • численность иностранных студентов (международная деятельность);
  • доходы вуза от образовательной деятельности из иностранных источников (международная деятельность);
  • отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона (финансово-экономическая деятельность);
  • количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (инфраструктура).

Для решения задач конкуренции, развития и выживания в современных экономических условиях вузам не только необходимо постоянно проводить мониторинг рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на данном рынке, но также применять методы долгосрочного прогнозирования своей деятельности.

1.3. Методы оценки эффективности управления конкурентоспособностью вуза.


Государство, которое является главным регулятором образовательного процесса, в последние годы усилило контроль за деятельностью вузов. Это объясняется следующими тенденциями: с середины   90-х годов количество вузов увеличилось в почти 1,5 раза без учета филиалов, а с филиальной сетью их число достигало 3,5 тысяч. Численность выпускников школ, достигнув пика в 2005 году, с 1,5 миллионов человек сократилось в 2 с лишним раза, а количество вузов, государственных и частных без учета филиалов, примерно за это же время изменилось незначительно. Назрела необходимость проведения реформ в сфере высшего образования.

В апреле 2013 г. на заседании Межведомственной комиссии был подписан Протокол о проведении мониторинга деятельности образовательных учреждений ВО в целях оценки эффективности их работы и реорганизации вузов, признанных неэффективными. На заседании утверждены шесть показателей оценки эффективности деятельности вузов и их пороговые значения. Образовательное учреждение или филиал относится к группе эффективных при достижении пороговых значений трех и более показателей.

В Протоколе определена цель мониторинга, в которой указывается, что после анализа его статистических и аналитических материалов будут приниматься решения в отношении вузов и их филиалов, отнесенных к «группе образовательных организаций, имеющих признаки неэффективности». В принципе суть таких решений ясна: нужно избавиться от неэффективных вузов, однако вызывают сомнение предложенные шесть показателей, так как в основе своей они не отвечают общей задаче, которую должны решать вузы – обеспечивать высокое качество образования, т.е. готовить высококвалифицированных специалистов. А значит, под эффективностью деятельности вузов следует понимать способность вуза организовывать качественную подготовку специалистов, которая в будущем обеспечит высокий уровень развития экономики страны11.  

Основных критериев, по которым оценивались вузы, в 2012 г. было пять:

  • средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов;
  • объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника;
  • удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов вуза;
  • доходы в расчете на одного педагогического работника;
  • общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента.

В 2013 г., к пяти основным критериям был добавлен еще один: трудоустройство выпускников – удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в вузе, в общем числе выпускников. 

Начиная с 2015 г., данный критерий определяется по сведениям из Пенсионного фонда, который сообщает о перечислениях от работодателей.

Еще один показатель который был добавлен в 2015 году, это – зарплата преподавателей. Также изменениям подвергались пороговые значения. (Приложение 1).

Проблема заключается в том, что проводящийся в данный момент Министерством образования и науки мониторинг эффективности вузов, не является прозрачным для участников этого процесса, в частности, для вузов и вызывает массу вопросов и споров. Между тем, последствия могут быть очень серьёзные, несоответствие трем показателям оценки эффективности может привести к сокращению, закрытию вуза, объединению или к понижению статуса.

По итогам проведения мониторинга Рособрнадзор может лишать госаккредитации как образовательные программы, так и целые вузы, не дожидаясь решения суда. С начала 2015 года его полномочия существенно расширились. С 1 января ведомство получило право без суда приостанавливать действие аккредитации и в случае не устранения нарушения по истечении шести месяцев лишать вуз или отдельный филиал государственной аккредитации.12


Что бы избежать признаков неэффективности вузам нужно самостоятельно применять систему улучшения процессов управления, эффективное ведение бухгалтерии и финансов, рост качества учебного процесса. Примерная схема процессов улучшения управления вузом представлена на (рис.1)

Рисунок 1. Показатели эффективности управления вузом


Качество обучения также характеризует учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях, который зависит от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава и административных работников, состояния материально-технической базы, результативности практик (учебных, производственных и преддипломной), интеллектуального потенциала обучающихся и их мотивации. Качество образования больше связано с его результатом и общественной оценкой этого результата. Дополнительно к названным факторам оно добавляет востребованность выпускников, их оценку работодателями, самооценку образования выпускниками и их родителями, карьерное продвижение выпускников, их готовность к непрерывному образованию.

Количество показателей, используемых для характеристики учреждений высшего профессионального образования, очень велико. Однако всю совокупность показателей деятельности вуза можно объединить в несколько групп: потенциал вуза, показатели полезности его труда, показатели качества труда, оперативных возможностей и экономической эффективности деятельности.

Приведенные показатели разносторонне характеризуют качество образования. На них ориентируются вузы, ими руководствуются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, при лицензировании и государственной аккредитации образовательных учреждений. Однако необходимо подчеркнуть, что качество обучения как составная часть качества образования зависит в определяющей степени от самого обучающегося, его целевой установки и мотивации. Можно обеспечить учебный процесс замечательными аудиториями и лабораторным оборудованием, информационной и компьютерной базой, отличными преподавателями, но если студент не мотивирован на учебу, не собирается работать по осваиваемой специальности, вопрос о качестве обучения остается открытым.13


1 Шимко П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». - 2008. - № 3 (22). - С. 337-340.

2 Абдулкеримов И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.

3 Лукашенко М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.

4 . Каплина О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. 2005. № 4.

5 Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал: учеб. пособие. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 1997. 207 с.

6 Данилова С.В. Статистика: российское образование в цифрах // Основы экономки, управления и права. № 6(6). 2012. С. 9–27.


7Дудина О.И., Зеленков В.А. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий // Кадры предприятия. 2007. № 4. С. 87–96.

8Власенко Н.Ф. Участники мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении // Основы экономики, управления и права. № 2(2). 2012. С. 99–102.

9 Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М.: Кнорус, 2010. 120 с.

10 Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 1995. 55 с.


11 Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса / О. В. Григораш // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – с. 72–78.  

12 Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 2, март–апрель, 2014

13 Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. – Н. Новгород, 2014.