Совершенствование системы управления конкурентоспособностью вуза в регионе

Дипломная работа по предмету «Маркетинг»
Информация о работе
  • Тема: Совершенствование системы управления конкурентоспособностью вуза в регионе
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Маркетинг
  • Количество страниц: 31
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-06 03:40:54
  • Размер файла: 468.32 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Узнать стоимость учебной работы online!
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Экзамен на сайте
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Узнать стоимость
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА В РЕГИОНЕ


3.1. Направления повышения системной конкурентоспособности вузов системы РУК Центросоюза РФ


В России сеть образовательных учреждений за два года сократилась на тысячу вузов и филиалов. В сентябре 2013 года их было около 2300, в январе 2015 их количество составило 1990, сейчас их менее полутора тысяч». Кроме того, в 2015 году из реестра лицензий было исключено 365 вузов и филиалов, действие государственной аккредитации приостановлено у 151 вуза и филиала. Запрет на прием обучающихся в текущем году применен в отношении 78 вузов и филиалов. В общей сложности Рособрнадзор в 2015 году провел более 720 плановых и внеплановых проверок образовательных организаций.

В 2016 году работа будет продолжена, уже запланировано проведение плановых проверок в отношении 100 вузов и филиалов по всей России.
Также Рособрнадзор объявил о создании Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), новая структура станет центром информационно-аналитического и методического сопровождения исследований качества образования всех уровней.1

Что бы выжить в таких жёстких условиях РУК необходимо направить все свои силы и возможности на поиск новых путей для повышения конкурентоспособности своих филиалов. Работа, которая ведется в этом направление одна не из легких, так как уровень конкуренции постоянно растет по причине влияния различных факторов.

Одним из направлений повышения конкурентоспособности своих филиалов РУК и вышестоящие руководство, Центросоюз РФ выбрали путь повышения качества образования, на современном этапе это направление выступает главным конкурентным преимуществом вузов. 

Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.2 

Однако при этом важно учитывать, что этот параметр является непостоянным и добиться на его основе конкурентного преимущества крайне сложно из-за того, что это стараются сделать также конкуренты. Это толкает к разработке и развитию новых приемов учебно-воспитательной деятельности, которые позволят существенно выделиться на фоне остальных конкурентов. Примером может служить интегрирование в учебный процесс новых методик, которые также позволят выйти качеству образования на новый уровень.

Одним из нововведений в РУК стало образование в сети филиалов ведущих кафедр, по мнению вышестоящего руководства это должно повысить качество и эффективность образовательного процесса, а также скоординировать работу по методическому обеспечению всех направлений, которые существуют на данный момент в сети филиалов РУК.

Основная дебютная идея ведущей кафедры - это сохранение единой учебно-научно-методической базы при реализации образовательных программ в сетевом вузе использующего инфраструктуру и кадровый потенциал всех филиалов. Взаимное обогащение ведущей кафедры, обеспечивает устойчивость развития всех направлений реализуемых филиалами РУК.

Для того чтобы ведущие кафедры понимали весь объем возложенных на них работ, а также всю ответственность, был разработан регламент, определяющий порядок и сроки основных видов работ ведущих кафедр, который состоит из следующих пунктов:

  1. Подготовка кафедральных рабочих групп по циклам учебного плана,

согласно закреплению, приложение к приказу №955-од, от 28.08.2015 г.

  1. Разработка и обновление рабочих учебных планов.
  2. Разработка и обновление методического обеспечения для основных

образовательных программ.

    1. Разработка программ учебных дисциплин.
    2. Разработка учебно-методических комплексов дисциплин, в состав которых обязательно должны входить:
  • Методические материалы для проведения практических и лабораторных занятий;
  • Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов;
  • Методических рекомендаций по выполнению курсовых работ;
  • Программы всех видов практик.
    1. Фонда оценочных средств:
  • Для текущего контроля успеваемости студентов;
  • Для промежуточной аттестации;
  • Для государственной итоговой аттестации.
  1.  Руководство разработкой учебников и учебно-методических пособий:
  • Составление плана издания учебников и учебно-методических пособий;
  • Обсуждение и утверждение проектов учебников и учебно-методических пособий преподавателей университета и филиала;
  • Рецензирование и представление на гриф учебников и учебно-методических пособий.
  1. Обеспечение повышения квалификации преподавателей университета и филиалов:
  • Составление плана повышения квалификации;
  • Разработка программ для повышения квалификации;
  • Организация и проведение конференций, семинаров, тренингов по различным направлениям;
  • Проведение открытых занятий, мастер-классов и иных мероприятий.
  1. Обобщение и распространение передового педагогического опыта преподавателей университета и филиалов:
  • Издание методических рекомендаций по использованию педагогического опыта реализации основных образовательных программ;
  • Публикации в периодических изданиях;
  • Создание портфолио педагогов-новаторов и размещение информации о них на сайте университета.

Ведущая кафедра несет полную ответственность за организацию работы кафедр в сети РУК ведущих подготовку специалистов по соответствующим направлениям и/или профилям подготовки.


3.2. Повышение эффективности управления конкурентоспособностью ЧКИ (филиала) РУК в условиях Чувашской Республики как формы усиления его внешних конкурентных преимуществ


Инновационная деятельность вуза подразумевает не только процесс создания и освоения новых знаний, но и активное содействие и управление этой деятельностью (оказание информационных, маркетинговых, консультационных и иных услуг). Успешная инновационная деятельность вуза – результат слаженной работы инновационной инфраструктуры, обеспечивающей последовательную реализацию этапов инновационного цикла по созданию и продвижению новых продуктов и технологий.

Сегодня в России происходит активное инновационное развитие университетских комплексов, включающих целую систему инновационно-технологических единиц, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность вуза предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. (рис. 18)

Рисунок 18. Примерный комплекс мероприятий для повышения конкурентоспособности вуза

В современных условиях эффективность инновационной деятельности вуза оказывает большое влияние на его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и технологий.

Инновационная деятельность вузов на современном этапе направлена на решение следующих задач:

– развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной системы;

– эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

– коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;

– расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с другими вузами;

– повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.

Работу по повышению конкурентоспособности Чебоксарского кооперативного института (филиала) вести достаточно сложно, филиалы РУК являются не государственными высшими учебными заведениями и на государственную поддержку рассчитывать не приходиться, так же филиалы не могут принимать самостоятельные решения так как относятся к сети РУК и решение принимает вышестоящие руководство.

В создавшихся условиях упор на повышение конкурентоспособности вуза нужно делать в первую очередь на качество и эффективность образовательного процесса. Поэтому главной отличительной чертой конкурентоспособности вуза является высокая конкурентоспособность выпускников на рынке труда - умение применять полученные знания на практике, обучаемость, профессиональный успех, умение работать в команде, карьерный рост, уровень заработной платы.

Инновационным решением является создание ведущих кафедр в сети филиалов РУК, которые руководствуются в своей работе Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ) и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 19 декабря 2013 года, № 1367) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" и способно повысить качество и эффективность образовательного процесса в вузе.

 Эффективность данного нововведения можно повысить с помощью разработки критериев для выбора и назначения ведущих кафедр. Согласно приказу №954-од, от 28.08.2015 г., ведущие кафедры были назначены, за ними были сделаны закрепления образовательных программ, приказ№955-од, от 28.08.2015 г., но технология и критерии выбора были не понятны, в некоторых случаях вызвали даже недоумение, в результате эффективность их работы так же стоит под вопросом. (Приложения 6,7).

Для разработки критериев будем опираться на Федеральный закон «Об образовании в РФ», Положение о ведущей кафедре и другие законодательные и нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность.

Каждая кафедра как структурная единица института должна выполнять следующие основные функции:

  • Осуществлять методическую подготовку учебного процесса, проводить учебные занятия со студентами используя интерактивные формы обучения;
  • Готовить конкурентоспособные кадры;
  • Проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы.
  • Выполнять воспитательную работу, особенно со студентами младших курсов;
  • Участвовать в работе административных органов института;
  • Совершенствовать научно-техническую базу, находящуюся в ее ведение;

Все перечисленные функции можно разделить на следующие группы:

  • Учебно-методическая работа;
  • Научно-исследовательская работа;
  • Организационная работа;
  • Дисциплина.

Следующим шагом будет разработка критериев, по которым будет оцениваться работа кафедры. Для каждой из перечисленных групп будут разработаны свои критерии, которые в процессе работы могут меняться, корректироваться или дополняться. Так к учебно-методической работе можно отнести следующие критерии, по которым в последствие возможно оценивать работу кафедр института претендующих на звание – ведущая кафедра:

  • Состав кафедры (количество штатных преподавателей, остепененность, практики);
  • Объем учебной работы;
  • Количество учебной нагрузки;
  • Количество студентов (в том числе их движение);
  • Количество выпускников (бакалавров, магистрантов);
  • Количество разработанных учебных пособий, рабочих программ, учебно-методических комплексов, фондов оценочных средств по дисциплинам закрепленных за кафедрой;
  • Разработка и внедрение инновационных методов обучения, степень их использования;
  • Количество проведенных мероприятий (научных, организационных, рекламных);
  • Количество студентов, подготовленных и принявших участие в различных научных конференциях, конкурсах и других мероприятиях.

К критериям, по которым будет оценивать научно-исследовательская работа можно отнести следующие показатели работы кафедр:

  • Подготовка научных кадров (количество студентов, привлекаемых к научно-исследовательской работе);
  • Публикации (всех уровней);
  • Патенты;
  • Гранты;
  • Участие в научных мероприятиях и конкурсах всех уровней.

Организационная работа, работа в этом направлении не менее важна для повышения конкурентоспособности вуза, поэтому сюда можно отнести следующие критерии для ее оценки:

  • Успеваемость;
  • Профориентационная работа;
  • Привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе;
  • Работа с выпускниками (оказание помощи в трудоустройстве или дальнейшем получении образования);

Дисциплина – всегда была основой для качественной и эффективной работы. Кафедра не может называться – ведущей, если в ее работе не соблюдаются трудовая дисциплина, есть нарушения внутреннего распорядка, не выполняются или выполняются не качественно прямые функциональные обязанности. Если в работе кафедры были выявлены такие нарушения, как:

  • Число фактов несвоевременного выполнения возложенных функций;
  • Число фактов несвоевременного выполнения поступивших распоряжений или заданий;
  • Наличие критических замечаний при выполнении каких-либо распоряжений или заданий;
  • Нарушения в делопроизводстве и другие замечания, то такие

кафедры не могут быть назначены ведущими кафедрами вуза, до тех пор, пока не будут устранены все замечания и их работа не станет соответствовать предложенным критериям.

Ведущие кафедры в сети филиалов РУК уже назначены, все приступили к выполнению заданий, полученных от вышестоящего руководства, в первую очередь разрабатываются новые учебные планы в соответствие с вновь вступившими в силу стандартами ФГОС 3+, обновляются методические материалы, разрабатываются современные технологии, формы и методы активного интерактивного обучения по закрепленным профилям и направлениям. В дальнейшем планируется формирование фондов электронной литературы, разработка маркетинговой стратегии на основе анализа внешней среды (потенциальных потребителей и основных конкурентов данной области) и план мероприятий по ее реализации, продвижение результатов научно-исследовательской деятельности сотрудников сети филиалов РУК на рынке интеллектуальных продуктов и другая работа, связанная с повышением конкурентоспособности филиалов.

Но хочется добавить, что кафедры, которым не досталось звание – «ведущая кафедра», должны так же активно включиться в работу и выполнять все распоряжения, которые будут поступать с выше. Срок, в течение которого кафедра будет выполнять полномочия ведущей кафедры в приказе обозначен не был и это в не в коем случае не должно обозначать, что это звание они будут носить постоянно. На закрепления звания – «ведущая кафедра» должен быть дан определенный промежуток времени, допустим 1 календарный год, после чего опираясь на разработанные критерии, нужно провести анализ проделанной работы и по его результатам, оставить ведущие кафедры, назначенные первоначально или отдать их полномочия кафедрам, у которых результат работы оказался лучше или перспективнее. Это вызовет здоровую конкуренцию, повысит качество работы и результат этот будет гораздо лучше если применить рекомендации, предложенные в следующем абзаце.

Во все времена одной из важнейших составляющих успеха организации является качество деятельности его сотрудников. А качество их деятельности, в свою очередь, зависит от мотивации – которая представляет собой процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения как их собственных потребностей и интересов, так и интересов организации с помощью различных методов стимулирования – которое является средством достижения необходимых результатов и представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей работника, по большей части материальных.3 Используя различные способы и методы мотивации и стимулирования, можно добиться полной отдачи всех без исключения участников процесса от сотрудников до студентов вуза. Для того чтобы повысить мотивацию сотрудников система стимулирования должна включать как материальное, так и нематериальное стимулирование, поскольку каждый человек имеет множество потребностей, в том числе и финансовое благополучие. Разработка и внедрение системы стимулирования, основанной на прямой зависимости от деятельности сотрудников кафедры и вуза в целом позволит повысить эффективность использования ресурсов, мотивировать преподавателей к самосовершенствованию, повысить интенсивность труда. Схема системы стимулирования сотрудников кафедры и вуза в целом приведена на рисунке 19.
















Рисунок 19. Схема системы стимулирования сотрудников

В процессе работы появятся «кафедры –лидеры», у которых работа будет идти положительно во всех направлениях, кафедры у которых работа будет идти положительно только по некоторым направлениям и кафедры, у которых по каким-либо причинам работа не будет эффективной во всех или большинстве направлениях. Решением этой проблемы может послужить – бенчмаркинг. Термин «бенчмаркинг» широко используется в деловом обороте российских компаний, но в сфере образовательных услуг он малоизвестен. Целью бенчмаркинга для филиалов вуза и кафедр – является расчет эталонных показателей для проведения анализа своей деятельности, поиска лучших практик, анализа чужого превосходства и устранения слабых мест в своей деятельности.4 

Конкурентоспособность университета складывается из деятельности всех учебных подразделений вуза, которую можно проанализировать с помощью предложенного универсального методического подхода. Бенчмаркинг является не только инновационным маркетинговым инструментом, но и представляет собой концепцию, которая дает возможность вузу использовать новые идеи на практике и повышать свою конкурентоспособность.

Существуют различные виды бенчмаркинга, на начальном этапе мы будем использовать внутренней бенчмаркинг – сопоставление работы подразделений собственного вуза, выявление передового опыта и его распространение. С помощью него кафедры, у которых есть проблемы смогут ответить на следующие вопросы и ответы на них помогут им в дальнейшей работе:

– как мы работаем по сравнению с другими?

– к чему нам нужно стремится?

– кто делает это лучше всех?

– каким образом им удается быть лучшими?

– каким образом мы можем применить то, что используют другие кафедры?

– как мы можем стать лучшими, чем самые лучшие?

В последствие можно также будет применить и конкурентный бенчмаркинг – отслеживание и анализ различий в ключевых показателях с вузами–конкурентами, заимствование их опыта.

Алгоритм при проведении бенчмаркинга не имеет строгого регламента, основные этапы реализации стратегии адаптируются под конкретный случай и часто выбирается своя методика бенчмаркинг–проекта. В качестве основы при проведении бенчмаркинга, можно использовать схему, предложенную на рисунке 20.

















Рисунок 20. Схема проведения бенчмаркинга.

Следующим этапов в повышение конкурентоспособности вуза можно предложить разработку и внедрение в практику такого понятия – как академическая мобильность – перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания.

В связи со сложившийся экономической ситуацией в стране перемещение студентов для вуза будет экономически не выгодно, а для студентов потянуть такое образование достаточно дорого, поэтому в нашем случае можно предложить, чтобы преподаватели ведущих кафедр приезжали в другие филиалы с целью передачи своего опыта, знакомства с коллегами, формирования межфилиальных научных и творческих коллективов, налаживания деловых связей – это можно назвать внутренней академической мобильностью. К формам внутренней академической мобильности преподавателей и сотрудников можно отнести:

    – чтение лекций, проведения занятий и консультаций;

    – участие в научной работе в рамках совместных тем;

    – участие в программах повышения квалификации;

    – прохождение стажировок для повышения квалификации;

    – участие в конференциях и семинарах;

    – участие в проведение промежуточной и итоговой аттестации студентов, магистрантов, аспирантов;

     – разработка новых курсов, программ, учебных и методических пособий;

     – обмен опытом.

Реализация академической мобильности преподавателям может быть существенно облегчена при широком использовании информационных и дистанционных образовательных технологий, которые также реализуется в сети филиалов РУК с 2014 года, но пока находятся на этапе развития, что отрицательно влияет на конкурентоспособность Чебоксарского кооперативного института (филиала).

Еще одно из направлений которое сможет повысить конкурентоспособность вуза и очень востребовано на современном этапе, это внедрение дуального образования. Дуальная система образования (часто используется термин сэндвич-программа) предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учеба по дуальной системе строится следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе (общеобразовательная подготовка), студенты посещают практические занятия на конкретном предприятие или фирме, где приобретают практический опыт.

Работодателям и выпускникам нелегко найти общий язык. Еще в 2014 году служба исследований HeadHunter5 выяснила, что каждая пятая компания не принимает на работу вчерашних студентов из-за отсутствия опыта. Те, кто все же набирает молодых специалистов, в 40% случаев считает их зарплатные ожидания завышенными. Почти треть работодателей убедились на собственном опыте, что знаний по специальности выпускникам не хватает.

В 2015 году, уровень подготовки выпускников оценили «на троечку»: 49% работодателей назвали его «скорее низким», и 31% – «очень низким». Выпускники более оптимистичны: половина опрошенных считает уровень своей подготовки высоким.

В целом работодатели, как показало исследование, не требуют от молодых специалистов невозможного. Наличие опыта критично только для 19% компаний. Остальные ждут от выпускников проявления инициативы, ответственности и умения работать в команде. Почти 90% молодых специалистов считают, что у них есть эти навыки. Работодатели с ними не согласны: только треть признает, что выпускники умеют работать в коллективе и готовы брать на себя ответственность. (Приложение 8,9).

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества и решение назревшей проблемы между выпускниками и работодателями:
–  дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения  –  разрыв между теорией и практикой;
–   в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность студента, создание новой психологии будущего работника;
–  дуальная система обучения студентов создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
–  заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
–  учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.

Построение взаимосвязей между высшим учебным заведением и предприятием-работодателем представлено на рисунке 21.

Рисунок 21. Взаимодействие между вузом и предприятием    

  Все предложенные рекомендации по повышению конкурентоспособности вуза на сегодняшний день актуальны и при реализации способны повысить конкурентоспособность Чебоксарского кооперативного института (филиала).

3.3. Алгоритм управления конкурентоспособностью современного вуза


Опираясь на накопленный опыт развития, в качестве приоритетов на 2016-2019 гг. институт (филиал) определяет следующие направления:

          1. Повышение качества подготовки и востребованности выпускников на рынке труда, совершенствование содержания и технологий образовательных услуг вуза в области подготовки специалистов с высшим образованием, способных соответствовать социально-экономическим запросам Чувашской Республики, осуществлять профессиональную деятельность в условиях интеграции России в мировое сообщество, успешно конкурировать на рынке труда.

          2. Реализация программных мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности института по комплексу показателей и преодоление пороговых значений мониторинга эффективности вузов (средний балл ЕГЭ; удельный вес численности иностранных студентов; доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР; отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона; число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов).

        3. Расширение зоны непосредственного участия института в системе непрерывного образования населения республики, в структуре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников региона.

Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок; повышение инвестиционной привлекательности института на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг.

         4. Совершенствование системы воспитательной работы института, психолого-педагогического сопровождения и поддержки субъектов образовательного процесса, повышение психологической и коммуникативной компетентности сотрудников и обучающихся.

Укрепление и развитие информационной и материально-технической базы института.

5. Формирование позитивного имиджа и бренда института в информационном пространстве как уникального учебного заведения, ориентированного на качественную подготовку высококвалифицированных специалистов.

6. Наращивание кадрового потенциала путем совершенствования подготовки научно-педагогических кадров, непрерывного улучшения условий работы персонала, оптимизация системы мотивации труда работников института.

7. Повышение эффективности управления институтом.

Приоритетные направления деятельности института будут реализованы в следующих ключевых блоках:

  • Совершенствование образовательной деятельности;
  • Развитие научно-исследовательской деятельности;
  • Развитие международного научного сотрудничества;
  • Кадровая стратегия;
  • Финансово-экономическая деятельность;
  • Инфраструктура.

Но одним из наиболее важных направлений развития является совершенствование образовательной деятельности.

Цель развития образовательной деятельности – повышение качества образовательных услуг, обеспечение адресности, непрерывности, технологичности и практической направленности образования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Продолжение практики распространения активных и интерактивных форм учебной работы;

2. Продолжение внедрения в учебный процесс инновационных технических средств обучения;

3. Продолжение работы по наполнению образовательного портала современным учебно-методическим обеспечением;

4. Создание комплекса научно-методического и организационно-методического обеспечения непрерывного образовательного цикла (гибкая модульная система учебных планов с учетом требований потребителей, программы учебно-исследовательских работ, учебных и производственных практик, компьютерные тесты и дистанционные технологии обучения для реализации современных подходов в образовании);

5. Развитие системы СПО института за счет изменения структуры содержания подготовки и его качественного обновления с учетом перехода на опережающее образование, цель которого – развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности;

6. Сохранение в качестве конкурентного преимущества института стратегии ранней профилизации (уже на первом уровне высшего образования), усиление фундаментального характера программ бакалавриата, позволяющее формировать (укрупнять) поточные лекции, объединяющие студентов нескольких факультетов;

7. Развитие магистратуры и аспирантуры за счет активизации деятельности научных школ института в процессе формирования и реализации магистерских программ и программ подготовки кадров высшей квалификации на основе использования в учебном процессе результатов завершенных научных исследований междисциплинарного характера;

8. Обеспечение максимальной гибкости и индивидуальности образования каждого студента с возможностью формирования индивидуального профиля компетенций посредством выбора собственной образовательной траектории;

9. Развитие инструментария индивидуального консультирования обучающихся, в т.ч. за счет формирования системы дистанционного консультирования;

10. Продолжение развития методики контроля знаний студентов с помощью открытых систем тестирования (обеспечение полного охвата дисциплин системами удаленного доступа для текущего и промежуточного контроля уровня подготовки студентов, внедрение публичной защиты выпускных квалификационных работ, реализация практики проверки выпускных квалификационных работ через систему «Антиплагиат»);

11. Развитие дистанционного формата реализации программ дополнительного профессионального образования института;

12. Реализация системы постоянного повышения квалификации всех категорий сотрудников в области использования современных информационных технологий;

13. Активизация процесса взаимодействия института с работодателями, в том числе, потребительской кооперацией.

Поставленные задачи будут решены в ходе выполнения следующих мероприятий:

– привлечения работодателей к образовательному процессу, продолжения заключения договоров о сотрудничестве с профильными предприятиями и организациями в целях повышения привлекательности института для потенциальных абитуриентов;

– организации школы выходного дня и заочных курсов по математике, физике, информатике и др. предметам; активизации работы с учащимися старших классов общеобразовательных школ и учащимися старших курсов техникумов (колледжей);

– совершенствования системы студенческого самоуправления;

– проведения на базе образовательных учреждений в интерактивной форме семинаров, встреч, конференций с привлечением представителей профессиональных сообществ, органов государственной власти и местного самоуправления г. Чебоксары и Чувашской Республики с целью привлечения абитуриентов с более высокими баллами ЕГЭ к поступлению в институт;

– проведения широкомасштабной информационной кампании о льготной системе обучения для поступающих на первый курс;

– проведения подготовительных курсов по общеобразовательным предметам на базе института и организации их работы на базе образовательных организаций г. Чебоксары и районов Чувашской Республики;

– повышения эффективности работы системы по трудоустройству выпускников института;

– проведения мониторинга потребности предприятий различных форм собственности в высококвалифицированных кадрах на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

– проведения многопредметной олимпиады среди школьников (очного этапа и Интернет-олимпиады) по общеобразовательным предметам;

– проведения профориентационной работы при проведении на базе института республиканских этапов олимпиад, конференций;

– развития системы дополнительных платных образовательных услуг на базе Центра дополнительного образования, довузовской и профессиональной подготовки, обеспечивающей возможности освоения различных дополнительных образовательных программ;

– продолжения работы по открытию новых профилей и направлений подготовки, отвечающих перспективным потребностям развития общества;

– продолжения работы по систематическому мониторингу в конкурсов, котировок на образовательные услуги на уровне районов Чувашской Республики;

– участия в конкурсах и программах городских и районных Центров занятости населения Чувашской Республики;

– разработки образовательных программ нового поколения, сопряженных с профессиональными стандартами;

– активизации самостоятельной работы студентов (СРС) на основе совершенствования учебно-методического и организационного обеспечения образовательного процесса и широкого использования современных информационных, в том числе дистанционных и научно-педагогических технологий и инноваций;

– обеспечения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования и отдельных программ ДПО в объединениях работодателей и организациях ее осуществляющих.

Ожидаемые результаты:

1. Наличие эффективной системы организации учебного процесса, учитывающей особенности двухуровневой системы образования и требования высокого качества предоставляемых образовательных услуг.

2. Наличие устойчивой взаимосвязи между образовательной и научно-исследовательской деятельностью в процессе профессиональной подготовки обучающихся.

3. Наличие эффективной координации деятельности структурных подразделений института по разработке и реализации образовательных программ, востребованных потребителями;

4. Наличие механизмов оптимизации содержания и форм реализации образовательных программ в зависимости от профиля, уровня и запросов целевых потребительских групп.

5. Функционирование и развитие системы поддержки творческих инициатив по разработке программ дополнительного образования.

6. Наличие эффективного механизма взаимодействия между сферой образования и рынком труда.

7. Наличие современной научно-образовательной среды.

8. Наличие эффективной системы управления развитием образовательных услуг, удовлетворяющих актуальные потребности личности, общества и государства.

9. Наличие конкурентоспособной системы непрерывного образования на основе комплекса образовательных программ основного и дополнительного образования.

10. Формирование профессиональной направленности и повышение качества подготовки абитуриентов.

11. Повышение среднего балла ЕГЭ поступающих, принятых на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров.

  1. Обеспечение выполнения контрольных цифр приема.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важнейшим условием конкурентоспособности страны становится наличие высококвалифицированных специалистов. Для достижения такого результата должна соответственно модернизироваться система высшего образования. В последние два десятилетия российские вузы функционируют в новых социально-экономических условиях. Обострение конкурентной борьбы, вызванное стремительным ростом количества вузов, снижением численности потенциальных абитуриентов, быстро меняющимися факторами внешней и внутренней среды, изменением поведения потребителей образовательных услуг, требует от вузов использования новых инструментов повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Следствием этого является необходимость поиска новых путей для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, в первую очередь негосударственных, учитывая при этом, что уровень конкуренции постоянно растет по причине влияния различных факторов.

Что такое конкурентоспособный вуза – это вуз которой обладает способностью:

1. готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда;

2.  разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области;

3. вести эффективную инновационную политику во всех сферах своей деятельности.

В связи с проведенным исследованием, изучением нормативных документов и литературы посвященной выбранной теме была предложена авторская интерпретация определения конкурентоспособного вуза.

Конкурентоспособный вуз это – вуз который может самостоятельно принимать решения, обладает возможностью самостоятельно устанавливать плату за обучение и распоряжаться полученными деньгами на свое усмотрение (ремонт помещений, улучшение материальной базы, премии преподавателям и т. д.), хотя бы частично, так как является сетевым вузом.

В работе так же были предложены следующие мероприятия, которые должны привести к повышению конкурентоспособности не только Чебоксарского кооперативного института (филиала), но и всей сети филиалов РУК в целом.

Работа по повышению конкурентоспособности сети филиалов РУК началась с создания ведущих кафедр, для оценки их работы были разработаны и предложены критерии, благодаря которым кафедры будут находиться в равных условиях при проведении оценивания их деятельности в течение установленного периода.

Для повышения активности работы преподавателей, для того чтобы на коллектив можно было положиться и добиться поставленного результата быстрее, а не заставлять работать из-под палки, было предположено ввести систему мотивации и стимулирования сотрудников.

Для выявления «кафедр-лидеров» и кафедр у которых работа в данном выбранном руководством направление не складывается, а закрыть на это глаза невозможно, так как они являются звеньями одной цепи было предложено проведение бенчмаркинга, который уже давно и успешно используется в России других областях деятельности, а в сфере образовательных услуг только начинает набирать обороты. В результате предложенного мероприятия у кафедр появиться здоровая конкуренция, произойдет обмен опытом, возможно – появятся новые лидеры.

В работе также предложено ввести в педагогическую практику сети вузов РУК понятие – академическая мобильность, в нашем случае мобильны преподаватель. Что позволит преподавателям ведущих кафедр приезжать в другие филиалы с целью передачи своего опыта, знакомства с коллегами, формирования межфилиальных научных и творческих коллективов, налаживания деловых связей.

Реализация академической мобильности преподавателям может быть существенно облегчена при широком использовании информационных и дистанционных образовательных технологий, которые также реализуется в сети филиалов РУК с 2014 года, но пока находятся на этапе развития, что отрицательно влияет на конкурентоспособность Чебоксарского кооперативного института (филиала).

Так же в данной работе уделено внимание студентам. Для их конкурентоспособности в будущем, после окончания вуза предложен подход в основе которого лежит работа вуза и потенциальных работодателей по созданию ценности, которая позволит обеспечить совместное конкурентное преимущество.

При этом в основе построения этой ценности лежит создание востребованных специалистов на базе учебно-практической работы студентов, с одной стороны, и разрешение реально существующих проблем предприятий, с другой стороны. Так как конкурентоспособность выпускников это – один из наиболее важных показателей конкурентоспособности вуза, улучшить этот показатель было предложено с помощью внедрения дуального образования. 

В работе были обобщены преимущества для различных категорий заинтересованных сторон. Для поступающих и студентов - повышение качества учебного процесса и уровня подготовки специалистов; для работодателей – гарантированное обеспечение сформированных профессиональных компетенций; для руководства Института -  четкое разделение ответственности, полномочий и взаимодействий для каждого сотрудника, а также создание системы показателей и критериев для оценки результативности основных процессов; привлекательности вуза,  повышение его имиджа; для работников Института - совершенствование и упорядочение деятельности каждого сотрудника, повышение удовлетворенности своих потребностей; для Министерства образования и науки РФ -  повышение эффективности работы вуза; улучшение качества образовательного процесса и системы обеспечения качества вуза в целом; гарантия того, что оказываемые образовательные услуги отвечают всем установленным требованиям; возможность интеграции высшего        образования в мировую систему образования; упрощение процедуры лицензирования и аккредитации.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным го­лосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) / vladrieltor.ru/constitution. Дата обращения: 07.01.2015 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (действующая редакция от 14.11.2013) www.consultant.ru/popular/gkrf1.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 01.09.2013) www.consultant.ru/popular/tkrf/
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 19 декабря 2013 года, № 1367) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. № 2 г. Москва "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Справочно-правовая система "Консультант-плюс".
  6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации": Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
  8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.)
  9. Закон Чувашской республики «О внесении изменений в закон Чувашской республики "О стратегии Социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года", принят Государственным советом Чувашской республики 24 декабря 2013 года
  10. Абдулкеримов И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.
  11. Абдулкеримов И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.
  12. Андрейчиков А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник:НИЦ Инфра-М, 2013. - 396 с. - Доступ из ЭБС  "ZNANIUM.com".
  13. Власенко Н.Ф. Участники мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении // Основы экономики, управления и права. № 2(2). 2012. С. 99–102.
  14. Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. Н. Голубкова . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : Дело и Сервис , 2011. - 330 с.
  15. Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса / О. В. Григораш // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – с. 72–78.  
  16. Данилова С.В. Статистика: российское образование в цифрах // Основы экономки, управления и права. № 6(6). 2012. С. 9–27.
  17. Дашков Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью [Электронный ресурс]: учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012. - 688 с. - Доступ из ЭБС  "ZNANIUM.com".
  18. Джапарова Р.Н. Методы государственного и негосударственного маркетинга образовательных услуг // Вестник КРСУ. 2002 г. - №4.
  19. Дудина О.И., Зеленков В.А. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий // Кадры предприятия. 2007. № 4. С. 87–96.
  20. Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 2, март–апрель, 2014
  21. Каплина О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. 2005. № 4.
  22.  Королев М. И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика,

выбор стратегии / М. И. Королев . - М. : Экономика , 2011. - 284 с.

  1. Лукашенко М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.
  2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. – Н. Новгород, 2014.
  3. Методы исследования внешней среды: конспект лекций для всех форм обучения направления магистратуры 080100.68 "Экономика" магистерской программы "Экономика организаций" / Рос. ун-т кооп., Чебоксар. кооп. ин-т (филиал), сост. Н. П. Белова, сост. Г. В. Калинина, отв. ред. Л. П. Федорова . - Чебоксары: [б. и.], 2012. - 36 с.
  4. Михеева Е. Н. Управление качеством: учебник для вузов / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. - 2-е изд., испр. и доп . - М.: Дашков и К’, 2011. - 530 с.
  5. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал: учеб. пособие. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 1997. 207 с.
  6. Мунши А. Ю. Маркетинг: учебное пособие / А. Ю. Мунши, Ш. М. Мунши, Л. Ю. Александрова; отв. ред. Г. В. Калинина; Рос. ун-т кооп., Чебоксар. кооп. ин-т. - Чебоксары : [б. и.], 2010. - 183 с.
  7. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М.: Кнорус, 2010. 120 с.
  8. Попов Ю. И. Управление проектами: учебное пособие / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.
  9. Рыжова В. В. Экономическое управление организацией [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.В. Рыжова, В.В. Петров. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 248 с.-Доступ из ЭБС  "ZNANIUM.com".  
  10. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 669 с. - (Основы наук)
  11. Скляренко В. К. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 346 с.- Доступ из ЭБС  "ZNANIUM.com".
  12. Статистический ежегодник Приволжского федерального округа. 2015: Стат. Сб./Чувашстат – Чебоксары, 2015 – 442 с.
  13. Стратегический менеджмент: конспект лекций для всех форм обучения направления магистратуры 080100.68 "Экономика" магистерской программы "Экономика организаций" / Рос. ун-т кооп., Чебоксар. кооп. ин-т (филиал), сост. Н. П. Белова, сост. Г. В. Калинина, отв. ред. Л. П. Федорова . - Чебоксары: [б. и.] , 2012. - 23 с.
  14. Страчкова, М. В. Федорова // Теория и практика управления. – 2009. – № 2–3. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
  15. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 1995. 55 с.
  16. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  17. Шимко П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика». - 2008. - № 3 (22). - С. 337-340.
  18. Экономическая безопасность [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Манохина, М.В. Попов, Н.П. Колядин, И.Э. Жадан; Под ред. Н.В. Манохиной. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.- Доступ из ЭБС  "ZNANIUM.com".

1 Сообщение главы Рособрнадзора РФ С. Кравцова СМИ, 18 декабря 2015 года

2 Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3 Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

4 Страчкова Н. В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности: содержание, виды, этапы развития / Н. В. Страчкова, М. В. Федорова // Теория и практика управления. – 2009. – № 2–3.

5 HeadHunter — российская компания интернет-рекрутмента