Социализация ребенка

Контрольная работа по предмету «Социология»
Информация о работе
  • Тема: Социализация ребенка
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Контрольная работа
  • Предмет: Социология
  • Количество страниц: 17
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-11-08 08:10:03
  • Размер файла: 36.24 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

План


1 Институты, задачи социализации ребенка        4

2 Методика проведения родительского собрания, беседы        9

3 Проанализировать содержание сайта дошкольного учреждения        15

Список использованных источников и литературы        18




1 Институты, задачи социализации ребенка


Конструирование социального мира осуществляется не в вакууме. Важную роль в этом процессе играет не только прошлый опыт индивида или группы, но вся система социальных институтов, в которой кристаллизована совокупность разнообразных социальных связей. К таким институтам нужно отнести: семью, школу, средства массовой информации, церковь, различные государственные учреждения. Каждый из этих институтов может оказывать противоречивое по своей направленности воздействие на то, как у человека формируется картина социального мира.

Основные агенты социализации:

  • семья
  • школа
  • друзья, сверстники
  • средства массовой информации
  • и другие

Специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой -- как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Особое значение имеет семья для формирования самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа-Я. Р.Бернс считает, что формирование образа-Я зависит также от типа поведения родителей - авторитарного или либерального.

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

- социальное положение;

- материальное положение;

- род занятий родителей;

- образование родителей;

- эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.

Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, необходимый компонент его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, и ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют.

Содержательные линии развития семьи:

- формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;

- развитие умственных способностей, творческого мышления;

- воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;

- воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:

- формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;

- формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье;

- социально-нравственное воспитание детей в семье.

Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:

1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)

2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.

3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей

4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.

Основные ориентиры:

Терпение - быстрых результатов в деятельности ждать нельзя.

Специализация - каждое учреждение образования, каждый уровень образовательной системы должен заниматься своим делом, решением своих задач соответствующих своему потенциалу. Ни одна структура не в состоянии решить все задачи самостоятельно, а только совместно.


Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

- характер эмоциональной связи: со стороны родителя -- эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка -- привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

- мотивы воспитания и родителъства;

-  степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

- родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

- тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно.


2 Методика проведения родительского собрания, беседы

     

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

 Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.

 Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.

 Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.

Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:

1. "Наши успехи": выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.

2. "Наши задачи": задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.

3. "Консультации": краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.

4. "Литература по теме проведения мероприятия": список литературы с краткими аннотациями.

5. "Детская художественная литература": список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).

6. "Наши проблемы" (в зависимости от тематики собрания).

 Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей.

 Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

 Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи. 

  Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы.    Каков же результат многолетней работы в системе педагогического просвещения родителей? Анкетирование, которое неоднократно проводилось в экспериментальном детскому саду   показало:

    1. Прийти на собрание родителей побуждают следующие мотивы: интерес к теме, уважение к педагогам, текст приглашения или они при ходят для душевного успокоения.

    2. Родители почти единогласно пришли к мнению, что подобные собрания нужно посещать всей семьей. Почему? Они сами и ответили для выработки единых требований в воспитании, для полного представления всех членов семьи о воспитательном процессе. Такие собрания помогают им разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.

    Это и есть подтверждение тому, что данная методика себя полностью оправдывает и достойна более широкого применения.      

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.

 Основные этапы подготовки родительского собрания:

I. Анкетирование родителей по теме собрания.

    Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

    II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

    Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

    Приглашения раздаются за неделю до собрания.

    III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

    Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

    IV Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.

    В конкурсах участвуют дети и родители.

    Педагог знакомит родителей с образцами работ.

    Все работы выставляются до начала собрания.

    Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

    V Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.

    VI Приглашение сказочного героя на собрание.

    VII Написание плакатов по теме собрания.

    VIII Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Основные этапы проведения родительского собрания:

I. Вступление.

    Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.

    Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

        II. Дискуссия.

    Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.

    Не следует упрекать и поучать родителей.

    Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.

    Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.

    Беседу лучше вести при мягком освещении.

    Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

    Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

        III. Магнитофонные записи.

    Включаются на разных этапах собрания.

        IV. Самоанализ.

    Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда - желтого, не выполняется - синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

        V. Практическая часть.

    Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.

        VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.

        VII. "Острое блюдо".

    Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

        VIII. Высказывания великих людей   в теме собрания.

    На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

        IX. Работа с памятками.

    Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

        Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

        XI. Характеристика на детей "Ваши дети   наше мнение". Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь   выдержать доброжелательный тон беседы.

        XII. Конкурс на лучшее название.

    Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз

        XV. Подведение итогов.

    Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

        XVI. Заключительный этап собрания.

    Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.

    Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.


3 Проанализировать содержание сайта дошкольного учреждения


Содержание сайта Детского сада «Дельфин» : 

  • образовательные программы;
  • учебные планы, направления обучения;
  • перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых учреждением (в т. ч. на платной договорной основе - с указанием стоимости для потребителя), условия и порядок их предоставления;
  • перечень кружков, секций и т. п. (с указанием времени работы и фамилии руководителя);
  • перечень документов, необходимых для приема в учреждение, форма договора о сотрудничестве между учреждением и родителями (законными представителями);
  • информация об администрации учреждения;
  • информация о педагогическом коллективе и работниках учреждения (статистические данные по кадровому составу: численность административного и педагогического персонала и их распределение по уровню образования и уровню квалификации).

Информационный ресурс официального сайта Детского сада "Дельфин" формируется из общественно значимой информации для всех участников образовательного процесса, деловых партнеров и заинтересованных лиц, в соответствии с уставной деятельностью Детского сада "Дельфин". 
Информационный ресурс официального сайта Детского сада "Дельфин" является открытым и общедоступным. Информация на сайте излагается общеупотребительными словами, понятными широкой аудитории. 
Официальный сайт Детского сада "Дельфин" является структурным компонентом единого информационного образовательного пространства (региона, территории, города), связанным гиперссылками с другими информационными ресурсами образовательного пространства региона. 

Детский сад "Дельфин" обеспечивает координацию работ по информационному наполнению и обновлению сайта. 

На сайте размещена информация по проведению профилактических мероприятий, в частности:

- §  осмотр детей во время утреннего приема;

- §  анализ заболеваемости 1 раз в месяц, в квартал, 1 раз в год;

- §  ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;

- §  лечебно-профилактические мероприятия:

Представлены формы организации работы с детьми:

-         двигательная разминка между занятиями;

-         двигательно-оздоровительные физкультурные минутки;

-        прогулки;

-         подвижные игры на свежем воздухе;

-         гимнастика пробуждения после дневного сна,

-         самостоятельная двигательная деятельность детей.

Представлены данные анкетирования родителей с целью изучения  их мнения о качестве услуг, предоставляемых дошкольным учреждением и выявления запросов родителей на дополнительное образовательные услуги ДОУ. Так, полностью довольны детским  садом 86,2% родителей; в целом довольны  11,2%, не совсем довольны – 2,5% родителей.  Из услуг дополнительного образования  родителей  интересуют такие как: английский язык, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность..

    На сайте выложены программы  тематических выставок детского сада: « Отечественная война 1812 года»,  « Природа в фантазии детей»,  « Новогодняя ёлка»,  « Москва – столица нашей России»,      « Пешеходу – малышу»,  «Панорамы по проектам», которые проводились в холле первого этажа. Педагог-психолог, старший воспитатель и старшая медицинская сестра ежемесячно обновляли стенд с наглядной пропагандой для родителей. В течение года оформлялась выставка детского художественного творчества «Мир глазами детей».

Размещены статьи по организации театрализованной деятельности на сайте ДОУ.

Представлен материал выступления перед родителями на Дне открытых дверей.

Участие в конкурсах в 2013-2014 учебном году

- Участие в Окружной неделе дошкольных театров.

- Участие в конкурсе детского рисунка «Ну, Погоди!»

- Участие во Всероссийском  фото - конкурсе «Новогодняя открытка»

- Участие в конкурсе детского рисунка «Классическая музыка в детском саду»

Список использованных источников и литературы


  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 288 с.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 301 с.
  3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2011. –144с
  4. Дрейкурс Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка / Под ред. А.В. Толстых. М., 2010. 341с.
  5. Дрейкурс Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка / Под ред. А.В. Толстых. М., 2006. 341с
  6. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2012. 382с.        
  7. Жинот X. Родители и подростки. Ростов н/Д., 2007. 392с.
  8. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2011. –368с
  9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 2007. 239с
  10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 2007. 239с
  11. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2007. 321с
  12. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2007. 321с
  13. Ковалев С.В: Психология современной семьи. М., 2008. 482с
  14. Кон И.С Ребенок и общество. М., 2008. 329с.
  15. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2010
  16. Морозова А.Н. Как проанализировать реализацию годового плана работы дошкольного образовательного учреждения //Управление дошкольным образовательным учреждением.– 2012.– №6. – С.16.
  17. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. – М. : Воронеж, 2010. – 368 с.
  18. Обозова А.Л. Психологические проблемы службы семьи и брака //Вопросы психологии. 2008. № 3.
  19. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2012
  20. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. – 2011. – №1. – С. 19–26.
  21. Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2010
  22. Профессиональное образование. Словарь / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 2009.
  23. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  24. Синягина Н. Ю. Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2010. – №5. – С. 28–30.
  25. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 800 с.