Выявление воздействия химических элементов в пищевых добавках на организм подростка

Проектная работа по предмету «Химия»
Информация о работе
  • Тема: Выявление воздействия химических элементов в пищевых добавках на организм подростка
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Проектная работа
  • Предмет: Химия
  • Количество страниц: 14
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-11-08 06:55:57
  • Размер файла: 53.85 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Содержание

 

Цели и задачи …………………………………………………..

3

Объект исследования, предмет исследования ……………….

4

Проблема, актуальность ……………………………………….

4

Гипотеза ………………………………………………………...

5

Методы исследования………………………………………….

5

Теоретическая часть …………………………………………...

6-11

Практическая часть……………………………………………..

12

Результаты исследования ……………………………………...

13

Заключение… …………………………………………………..

14

Литература……………………………………………………....

15














Выбранная мною тема проекта – «Выявление воздействия химических элементов в пищевых добавках на организм подростка».

Пищевые добавки – одно из древнейших изобретений человечества: на протяжении тысячелетий человек для сохранения продуктов для питания использовал соль,  перец, лимонную кислоту  и др. Однако за последние несколько десятилетий в связи с развитием химической промышленности, число заболеваний, связанных с потреблением современных продуктов питания, растёт.

Развитие болезней и пищевой аллергии у подростков, происходит, в том числе, от употребления в составе продуктов питания химических элементов.

Современный темп жизни, беспорядочное питание, переедание, малоподвижный образ жизни, употребление в пищу вредных веществ, стрессы и др. приводят к расстройствам, вызывающим нарушения в здоровье человека.

Ожирение, диабет, нарушение жирового обмена веществ, гипертония, язва желудка – вот неполный перечень так называемых «болезней цивилизации», вызванных неправильным питанием.

Правильное питание является необходимым фактором для обеспечения у человека нормального кроветворения, зрения, пищеварения, поддержания хорошего состояния кожи. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.

В последнее время в нашем городе  появился большой ассортимент продуктов, которые нельзя отнести к правильному питанию. Гамбургеры и супы быстрого приготовления, чипсы и газированные напитки стали неотъемлемой частью нашего рациона.

У людей, которые питаются в основном гамбургерами, чипсами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. А ученые полагают, что нехватка витаминов у школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

Целью моей работы является выявление влияния факторов риска на организм подростков 13 - 18 лет при чрезмерном  употреблении продуктов, содержащих вредные пищевые добавки. Проанализировать добавки, используемые в пищевой промышленности при производстве газированных напитков, чипсов в соответствии с цифровыми кодами и определить, в чем состоит их вред для здоровья человека.

Продукт моей работы – рекомендации для моих ровесников по употреблению продуктов содержащих вредные пищевые добавки, мотивация н здоровый образ жизни, двигательную активность.

Для этого мною были поставлены задачи:

  • Изучить классификацию и характеристики пищевых добавок.
  • Выяснить химический состав пищевых добавок в популярных у подростков продуктах (чипсы, газированные напитки).
  • Провести анкетирование для определения уровня знаний о составе продуктов и их влиянии на организм подростка у   учащихся школы и их родителей, проанализировать и сравнить результаты.
  • Составить краткие рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки, здоровому образу питания.

Объект исследования -  продукты питания, содержащие пищевые добавки (состав чипсов и газированного напитка), химический состав пищевых добавок.

Предмет исследования -  влияние продуктов питания, в состав которых входят пищевые добавки, на здоровье подростка.

В ходе работы рассмотрена проблема чрезмерного употребления в пищу продуктов питания, содержащих пищевые добавки, низкая мотивация подростков вести здоровый образ жизни.

Актуальность работы заключается в том, чтобы  уменьшить  содержание в рационе питания подростков продуктов, содержащих пищевые добавки. А главное – помочь формированию привычки к здоровому питанию. И информирование учащихся школы и их родителей о вреде некоторых пищевых добавок.

Так же мною определена  гипотеза: «При условии, что подростку 13 – 18 лет будет доказано негативное влияние на его здоровье продуктов, содержащих вредные химические вещества, то употребление в пищу чипсов и газированных напитков сократится».

В ходе работы мною использованы следующие методы исследования:

  • Работа с литературными источниками.
  • Изучение классификации и характеристик пищевых добавок на основании специальной литературы.
  • Проведение анкетирования (фокус – группа № 1: учащиеся 9 класса, фокус – группа № 2 взрослые), анализ полученных данных.













Основная (теоретическая) часть.

Пищевые добавки - это природные и синтетические химические соединения, которые не представляют собой источник энергии, как пища, не используются в чистом виде, а только добавляются в продукты для продления срока хранения или придания определенной консистенции и вкуса конечному продукту.

Для классификации добавок разработана система нумерации. Каждой добавке присвоен трех - или четырехзначный номер с предшествующей буквой E (наличие ее означает, что продукт произведен в Европе).

  • Эффективность ПД - определяется технологической целесообразностью введения конкретного вещества в продукт питания (улучшение вкуса, цвета, запаха, увеличение срока хранения и т.д.).
  • Безопасность ПД - устанавливают по схеме, аналогичной для лекарственных веществ. Вначале проводят испытания на животных, затем полученные данные переносят на группу волонтеров, что позволяет установить величину допустимого суточного потребления (ДСП) данной пищевой добавки.
  • Контроль качества ПД - осуществляется на основании спецификаций, которые разрабатываются Комитетом экспертов и публикуются в периодически обновляемом сборнике («Compendium of Food additive specifications»).

ВРЕДНЫЕ ДОБАВКИ (запрещены, вредны для людей):

Е 103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211, 213-217, 240, 330, 447, 924 – приводят к  злокачественным опухолям

Е 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466 – приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта

Е 230, 231, 232, 239, 311, 313, 900, 901, 902, 904 –
приводят к  аллергии

Е 171-173, 320-322 – приводят к болезни печени и почек

Е 127, Е 154, Е 173, Е 180, Е 388, Е 389, Е 424 -  добавки, которые не тестировались или проходят тестирование, но окончательного результата пока нет.

В ходе работы над проектом мною разработаны анкеты для определения уровня знаний  моих одноклассников по  данному вопросу (фокус – группа № 1, подростки 15 лет), а так же взрослых (фокус – группа № 2, возрастная категория 22-57 лет). Форма анкеты (приложение № 1).

Результаты анкетирования оказались интересными.

На вопрос «Употребляете ли Вы газированные напитки?» подростки ответили «да» - 100%, взрослые – 90%. О том, что в состав газированного напитка входит «Аспартам» знает всего 20% подростков и 30% взрослых, при этом  все опрошенные газированные напитки употребляют.

Чипсы так же употребляют практически все.  О том, что в состав чипсов входит «Глутамат натрия» знают 50% подростков и 70% взрослых. Остальные затруднились ответить. Ежедневно употребляют 1 пачку чипсов 40% опрошенных подростков, взрослые о количестве употребляемых ими  чипсов не признались.

После употребления чипсов и газированных напитков чувствуют  недомогание 10% опрошенных.

100% опрошенных подростков считают, что чипсы и газированные напитки детям до 3 лет не рекомендованы и за своим рационом необходимо следить. При этом 10% опрошенных взрослых сообщили,  что чипсы и газированные напитки детям до 3 лет можно употреблять и за  своим рационом можно и не следить.

Анкеты – приложение № 2.

Анализ анкет свидетельствует о недостаточном знании подростков и даже взрослых о проблеме употребления в пищу продуктов, содержащих пищевые добавки. Так же актуальным остается вопрос неправильного рациона питания.

С целью изучения вопроса мною детально рассмотрен состав продуктов.

  1. Картофельные чипсы «Lаy`s зеленый лук». Состав: картофель, масло растительное, ароматическим веществам, усилитель вкуса и аромата, гидрогенизированные жиры, ароматизаторы, идентичные натуральным, мальтодекстрин, молочный белок. Основной компонент: картофель, растительное масло.



При чрезмерном употреблении

Основной компонент

Картофель, растительное масло

Энергетическая ценность

510 ккал

Усилитель вкуса (Глутомат натрия) Е 621

            +

Накапливаясь  в организме, может вызывать бронхиальную  астму, болезнь Альцгеймера, депрессию, у детей -  гиперактивность

ИндигокарминЕ132

            +

Вызывает аллергические реакции

Синтетический силикат магнияЕ563

            +

Возможно токсическое действие

Ортофосфат кальция Е 341

            +

Возможно расстройство желудка

Инозиат натрия Е 627

            +

Возможно расстройство пищеварения

Гуанилат натрия Е 631

            +

Возможно расстройство пищеварения

Рибонуклеотид натрия Е 635

            +

Возможно расстройство пищеварения

Консерванты на основе гидроксибензойной кислотыЕ214, Е215, Е218, Е219

            +

Вызывает аллергические реакции

Жиры

30 г.




Е621 (глутамат натрия), химическая формула  C5H8NO4Na * H2O. 

Символ

Элемент

Атомный вес

Число атомов

Процент массы

C

Углерод

12.011

5

35.5 %

H

Водород

1.008

8

4.8 %

N

Азот

14.007

1

8.3 %

Na

Натрий

22.99

1

13.6 %

O

Кислород

15.999

4

37.8 %

Вид:  кристаллический  белый порошок либо кристаллы чистого белого цвета. Запах: не имеет Вкус: специфический и характерный.
Получают: путем микробиологического синтеза. Свойства: увеличивает чувствительность рецепторов языка, и, как следствие, усиливает вкусовые ощущения. Влияние на организм человека: при  больших дозах потребления  проявляется общей слабостью, учащенным сердцебиением, временной утратой чувствительности в области спины и затылка. Может провоцировать потерю зрения и истончение глазной сетчатки (результат проведения опытов на крысах).

Изучив состав продукта,  мною сделан вывод, что несмотря на основной компонент «Картофель, растительное масло»  пользы от такого продукта немного.

  1. Напиток газированный «Coca-cola». Состав: вода, сахар, двуокись углерода, регуляторы кислотности, кокс, подсластители, ароматизаторы, красители.

       


При чрезмерном употреблении

Основной компонент

Agua carbonatada (газированная вода), сахар,

Энергетическая ценность
(в 100 г.)

210 ккал

Краситель - сахарный колер E150d

            +

Вызывает аллергические реакции

Аromas E952, E951

            +

Вызывает аллергические реакции

Аспартам E951

            +

Будучи нагретым, до 30 градусов Цельсия, аспартам в газированной воде распадается на формальдегид, метанол и фенилаланин. Вызывает отравления

Ортофосфорная кислота Е338

            +

Вызывает раздражение глаз и кожных покровов

Бензоат натрия Е211

            +

Вызывает аллергические реакции

Углеводы

22 г.



Е951 (аспартам), химическая формула C14H18N2O5. Вещество (порошок), имеющее сладкий вкус, но, в отличие глюкозы, низкокалорийное (сахарозаменитель), люди работают с ним в спецодежде и маска. Влияние на организм человека: содержит аминокислота фенилаланин, который вымывает из организма запасы серотонина - одного из трёх так называемых "гормонов счастья». Будучи нагретым до 30 градусов С, аспартам в газированной воде распадается на формальдегид, метанол и фенилаланин. Симптомы отравления: потеря осязания, головные боли, усталость, головокружение, тошнота, сильное сердцебиение, увеличение веса, раздражительность, потеря памяти, тревожное состояние, туманное зрение, сыпь, припадки, потеря зрения.

Символ

Элемент

Атомный вес

Число атомов

Процент массы

C

Углерод

12.011

14

57.1 %

H

Водород

1.008

18

6.2 %

N

Азот

14.007

2

9.5 %

O

Кислород

15.999

5

27.2 %

Изучив состав продукта,  мною сделан вывод, что несмотря на основной компонент «Вода, сахар»  продукт очень вреден.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что при чрезмерном употреблении вещества, входящие в состав продуктов, могут вызвать нежелательные последствия. Однако опыт умеренного употребления людьми данных продуктов видимых осложнений не вызывает. Вместе с тем, до конца влияние химических веществ на здоровье человека, не изучено.

В ходе работы над проектом, чтения литературы,  мною замечено следующее. В подростковом возрасте в организме активизируются процессы роста, происходят перемены в работе организма, особенно в гормональной и эмоциональной сфере.  Считается, что суточная норма калорий для подростка 15 лет составляет: девушки -  2750 Ккал в день, юноши - 3250 Ккал в день. При этом пачка чипсов «Lays» (150г.)  - 765 Ккал, а  бутылка  газированного напитка «Coca - cola» (0,5 л.) - 1050 Ккал. Простое вычисление показывает, что 765 Ккал+1050 Ккал = 1815 Ккал, а это 55% от суточного рациона!

Если сравнить калорийность аналогичных продуктов (газированные напитки, картофель), то получается:

В большинстве случаев подростки об этом не думают. По данным статистического наблюдения у 12 % российских подростков есть лишний вес, у 3% выявлено ожирение. Взрослые даже не подозревают, к каким серьезным последствиям могут привести неправильные пищевые привычки. Дети едят продукты с чрезмерной энергетической ценностью и большим содержанием жиров, соли, сахара. Детское ожирение грозит ужасающими проблемами в будущем: повышается риск ранней смерти либо получения инвалидности спустя годы. Отсутствие необходимого количества микроэлементов, гиподинамия (малоподвижность) – дополнительные факторы, влияющие на детское ожирение, а нехватка витаминов может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

















Заключение

В ходе работы над проектом мною:

  1. Изучена классификация и характеристика пищевых добавок.
  2. Выяснен химический состав пищевых добавок в популярных у подростков продуктах (чипсы, газированные напитки).
  3. Проведено анкетирование для определения уровня знаний о составе продуктов и их влиянии на организм подростка у   учащихся школы у   учащихся школы (фокус – группа № 1) и взрослых (фокус – группа № 2), проанализированы результаты.
  4. Составлены краткие рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки, здоровому образу питания.

       По итогам проведенной работы можно сделать  выводы, что:

  1. Современный человек независимо от возраста не может полностью избежать употребления пищевых добавок и недостаточно информирован о содержащихся в продуктах вредных пищевых добавках.
  2. Для того, чтобы избежать негативных последствий важно знать, какие добавки содержаться в конкретных пищевых продуктах и выполнять простые рекомендации.
  3. В подростковом возрасте в организме активизируются процессы роста, происходят перемены, особенно в гормональной и эмоциональной сфере. Поэтому важно, чтобы подросток получал достаточно калорий и питательных веществ с пищей. 

       Подводя итог и оценивая результаты свой работы, хочу отметить, что поставленные мною в начале цели, к её завершению несколько изменились. Изучение вопроса, беседы с одноклассниками и наблюдения показали, что проблема заключается не столько  в количестве употребляемых в пищу пищевых добавок, сколько в  слабой информированности людей о вопросе. С этой целью мною разработаны рекомендации (приложение № 3). В следующем году я, возможно, продолжу эту работу для того, чтобы более углубленно изучить влияние химических элементов на здоровье человека, на практике (с помощью химических опытов) доказать, что в популярных продуктах содержатся вещества, вредные для здоровья. Также планирую личным примером пропагандировать здоровый образ жизни и двигательную активность, продолжив занятия в спортивной секции.

 Рекомендации

1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта. Если на этикетке указаны пищевые добавки Е621 (глутамат натрия) и Е951 (аспартам), подумайте, какое количество продукта допустимо для вашего здоровья.

2. Помните о том, что пачка чипсов «Lays» (150г.)  и бутылка газированного напитка «Coca - cola» (0,5 л.) составляют 55% от суточного рациона подростка! Чрезмерное употребление данных продуктов может привести к развитию хронических заболеваний и ожирению.

3. По возможности замените газированные и продукты с пищевыми добавками на более полезное питание и двигательную активность.  


Литература

Булдаков А. «Пищевые добавки. М.: «ДеЛи принт» 2003.

Лукин Н.Д. «Пищевые добавки на основе сахаристых крахмалопродуктов» / Пищевая промышленность. – 1996/.

Маюров, А. Н. «В здоровом теле − здоровый дух» / М.: Педагогическое общество России, 2006/





Приложение № 1



Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут провести исследование с целью выявления возможного негативного воздействия химических элементов, содержащихся в  пищевых добавках, на организм человека

Ваш возраст ____________лет  


вопрос

ОТВЕТ

1

Употребляете ли Вы газированные  напитки?
(да/нет)


2

Входит ли  в состав чипсов глутамат натрия?
(да/нет/затрудняюсь ответить)


3

Употребляете ли Вы чипсы? (да/нет)


4

Входит ли  в состав газированного напитка аспартам? (да/нет/затрудняюсь ответить)


5

Бывали ли случаи, что после употребления чипсов и газированных напитков Вы чувствовали недомогание? (да/нет)


6

Можно ли употреблять чипсы и газированные напитки детям до 3 лет? (да/нет/затрудняюсь ответить)


7

Как Вы считаете, нужно ли следить за своим рационом питания? (да/нет/затрудняюсь ответить)


8

Сколько бутылок (банок) газированного напитка Вы обычно
употребляете в день? (шт)


9

Сколько пачек чипсов Вы обычно употребляете в день? (шт)



Спасибо!