s
Sesiya.ru

Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации

Информация о работе

Тема
Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации
Тип Курсовая работа
Предмет Финансы и кредит
Количество страниц 23
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2015-01-01 22:07:21
Размер файла 73.49 кб
Количество скачиваний 267
Узнать стоимость учебной работы online!
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Узнать стоимость

Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПОДОЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ ИНСТИТУТ»
Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Курсовая работа

на тему: «Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации»

Выполнил:
студент 3 курса группы «Право»
Научный руководитель:

Подольск 2014

Содержание
Введение 2
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации 4
1.2 Система организации Пенсионного фонда РФ 6
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской федерации 8
2.1 Доходы Пенсионного фонда РФ 9
2.2 Расходы пенсионного фонда РФ 10
2.3 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ 10
2.4 Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ 13
Глава 3. Улучшение пенсионной системы Российской Федерации 14
3.1 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы 14
3.2 Основные направления реализации стратегии пенсионной системы 15
Заключение 20
Список литературы 21




Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, предназначенным для финансового обеспечения защиты граждан от социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Сейчас, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема выплаты пенсий. Действующая в данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости ее коренного реформирования.
Целью данной курсовой работы является:
• изучение деятельности ПФР в соответствии с проводимой пенсионной реформой;
• выявление проблем при накоплении и расходовании денежных средств;
• пути решения поставленных проблем и оценка его значения в финансировании социальной сферы страны.
Для реализации постановленных целей необходимо решить задачи:
• показать причины создания ПФР и основные этапы его развития;
• охарактеризовать систему организации ПФР;
• раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами ПФР;
• рассмотреть источники формирования бюджета ПФР и выявить основные направления использования его финансов;
• провести анализ показателей пенсионного обеспечения, выявить основные проблемы;
• определить и обосновать направления по совершенствованию пенсионной системы и совершенствованию деятельности ПФР.
Предмет исследования: финансирование социальной сферы.
Объект исследования: деятельность Пенсионного фонда.
Основой курсовой работы - это труды специалистов в области пенсионного обеспечения, а также нормативно правовые акты Российской Федерации. Кроме того, были внимательно изучены и переработаны издания периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвященные данной теме.

Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации
1.1 Сущность, цели и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд России (ПФР) введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ. Это самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Бюджет ПФР – второй по величине после федерального. Основной источник доходов ПФР – поступления средств ЕСН . Налогом облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальны предпринимателям), а также по авторским договорам.
Цель ПФР обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Важнейшие задачи ПФР:
1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;
2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;
3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;
8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;
10. проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
К доходам бюджета ПФР относятся налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иных финансовых санкции по взносам в ПФР; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ).
Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:
1. взносов работодателей по единому социальному налогу;
2. взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью по единому социальному налогу;
3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;
4. ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;
5. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
6. доходов от эмиссии ценных бумаг;
7. добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
8. доходов от капитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.
Средства ПФР направляются на выплату:
1. государственных пенсий;
2. пенсий по инвалидности;
3. материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет;
4. одиноким матерям;
5. на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;
6. пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Выплаты базовой и страховой части пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов ПФР.
Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций:
1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.
2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.
3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.
1.2 Система организации Пенсионного фонда РФ
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
Правление Пенсионного фонда РФ, на которое возложена основная функция по управлению пенсионным обеспечением в России:
1. несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионного фонда РФ;
2. определяет перспективные и текущие задачи Пенсионного фонда РФ;
3. утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов Пенсионного фонда РФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;
4. назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионного фонда РФ;
5. утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Пенсионного фонда РФ;
6. издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ;
7. решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.
Председатель Фонда:
1. руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
2. вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Государственную Думу Российской Федерации;
3. открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках;
4. рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты отделений Фонда;
5. принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами;
6. издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;
7. представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;
8. осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников Фонда;
9. определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Организационная структура отделений Пенсионного фонда РФ включает в себя ряд отделов:
• общий отдел;
• экономический отдел;
• отдел учета поступлений и расходования средств;
• отдел организации персонифицированного учета;
• отдел координации деятельности уполномоченных;
• отдел по погашению просроченной задолженности;
• контрольно-ревизионный отдел;
• юридический отдел;
• отдел кадров;
• отдел автоматизации;
• хозяйственный отдел.
В круг задач данных отделов входит:
1. Экономический отдел – проведение работы по прогнозированию поступления страховых платежей в доход Пенсионного фонда; осуществление расчета потребности финансовых средств для обеспечения выплаты пенсий в регионе; проведение аналитической работы по выполнению плановых показателей бюджета Отделения Пенсионного фонда РФ; разработка и представление в Пенсионный фонд РФ ежеквартальных заявок на расходование средств для осуществления выплат государственных пенсий; составление сметы расходов на содержание Отделения Пенсионного фонда РФ.
Отдел состоит из двух групп – одна осуществляет аналитическую работу по исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ, другая – по исполнению сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.
2. Отдел учета поступлений и расходования средств – выполнение функций бухгалтерии; ведение учета поступивших платежей в Пенсионный фонд; проведение финансирования расходов органов социальной защиты населения по выплате государственных пенсий; учет операций по финансированию выплаты пенсий; организация бухгалтерского учета исполнения сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.
Отдел состоит из двух групп – одна осуществляет аналитическую работу по исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ, другая – по исполнению сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.
3. Отдел организации персонифицированного учета - регистрация застрахованных лиц; сбор сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; ведение лицевых счетов застрахованных лиц; внесение в лицевые счета застрахованных лиц сведений об их трудовом стаже.
В городах и районах субъектов Российской Федерации, где функционируют отделения Пенсионного фонда РФ, открыты межрайонные пункты персонифицированного учета.
4. Отдел координации деятельности уполномоченных Пенсионного фонда РФ в городских и районных пунктах – проведение работы по принятию и систематизации сведений, поступающих от уполномоченных отделения Пенсионного фонда РФ; осуществление действий по координированию работы уполномоченных; контроль за своевременностью представления плательщиками расчетных ведомостей.
5. Контрольно-ревизионный отдел - организация контрольной работы за своевременностью и полнотой уплаты платежей в Пенсионный фонд плательщиками страховых взносов; проведение проверок банков по вопросу своевременности перечисления страховых взносов плательщиков на счета Пенсионного фонда; проведение проверок по рациональному расходованию средств Пенсионного фонда органами социальной защиты населения; проведение проверок правильности назначения и выплаты государственных пенсий.
В отделениях ПФР создаются аппараты уполномоченных по районам и городам. Уполномоченные осуществляют оперативное управление средствами ПФР на территориях. К их функциям относятся:
1. регистрация, учет и выявление страхователей;
2. контроль за начислением и поступлением страховых взносов;
3. информирование плательщиков о целях, задачах Пенсионного фонда РФ, о порядке уплаты страховых взносов;
4. ведение личных дел плательщиков по каждому страхователю;
5. рассмотрение заявлений страхователей по вопросам уплаты взносов;
6. сбор расчетных ведомостей по страховым взносам и камеральная проверка правильности их заполнению;
7. составление сводной расчетной ведомости по закрепленному за ним кругу страхователей.



Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской федерации
Доходы и расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные:
1. с функционированием обязательного пенсионного страхования;
2. государственным пенсионным обеспечением;
3. дополнительным пенсионным обеспечением.
Состав и структура доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
2.1 Доходы Пенсионного фонда РФ
Доходы бюджета ПФР формируются за счет:
1. Страховых взносов:
a) на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;
b) на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии;
c) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой песни;
d) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
e) по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации.
2. Единого социального налога, зачисляемого в бюджет государственных внебюджетных фондов.
3. Доходов о размещения временно свободных средств ПФР:
a) сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии;
b) от размещения средств ПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
4. Денежных взысканий (штрафов):
a) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в ПФР;
b) прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в ПФР.
5. Прочих налоговых поступлений в ПФР.
6. Средств федерального бюджета, поступающих из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии.
7. Средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР:
a) на государственное пенсионное обеспечение;
b) на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам;
c) на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
8. Средств, полученных из негосударственных пенсионных фондов.
9. Средств Федеральной службы по труду и занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно граждан, признанных безработными, пособий.

2.2 Расходы пенсионного фонда РФ
Расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации можно разделить на следующие группы:
• по обязательному пенсионному страхованию;
• по государственному пенсионному обеспечению;
• на дополнительное пенсионное обеспечение;
• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• на финансовое и материально-техническое обеспечение;
• прочие расходы.
Расходы по государственному пенсионного обеспечению включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.
Расходы по дополнительному пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летних экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств федерального бюджета, предусматривается в объеме около 8% от годовой суммы расходов фонда.
Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с федеральными законами по пенсионной реформе - в соответствии с нормами Федеральных законом №173-ФЗ и №166-ФЗ, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической ситуацией в регионе.
2.3 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ
Российское социальное обеспечение держится на трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.
За годы преобразований фонды социального страхования превратились из страховых организаций в федеральные филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции и сделало зависимыми от федеральных ассигнований. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях.
Проанализируем доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда в 2009-2011 г.г.
Доходы ПФР в 2009-2011 гг. (млрд. рублей)
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Общий объем доходов, в том числе 2 330,6 2 669,5 3 179,8
За счет страховых взносов:
В % к доходам: 1020,6
43,8% 1175,6
44,0% 1335,2
42,0%
За счет федерального бюджета, из них 1280,3 1 456,4 1801,4
На выплату базовой части пенсии 707,7 876,6 1033,0
Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года 652,7 898,0 1 183,5
Справочно: суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет 442,8 506,0 573,7
Данные показывают неблагоприятные условия в российской пенсионной системе. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств. За 3 года поступления от страховых пенсионных взносов поднимутся всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2009 году составила 19,3%, в 2010 году – 19,5%, в 2011 году составит 22,3%. 5-ая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.
Есть еще один нюанс, который нам пригодится ниже. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2009 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2010 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2011 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей.
Расходы ПФР в 2009-2011 гг. (млрд. рублей)
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Общий объем расходов, в том числе 2 099,9 2 464,8 2 877,8
Выплата трудовых пенсий,
В том числе страховой части 1 615,2
929,2 1 923,5
1073,0 2 235,3
1 232,6
Социальные пенсии 66,6 85,8 102,2
Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты (монетизация льгот) 251, 7 266,5 282,2
Финансовое и материально-техническое обеспечение Текущей деятельности ПФР 46,9 49,1 49,1
Расходы на выплату "материнского капитала" - - 55

Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.
Поступления от ЕСН в 2009 году составили 442,8 млрд., в 2010 году – 506,0 млрд., в 2011году – 573,7 млрд. рублей. Трансферты, перечисляемые из бюджета в ПФР, представлены в первой таблице. Таким образом, только по базовой части пенсии дефицит пенсионной системы в 2009 году составил 264,9 млрд., в 2010 году – 370,6 млрд., в 2011 году составит 459,3 млрд. рублей.
Дефицит ПФР по страховой части в 2009 году составил 119,2 млрд., в 2010 году - 150,4 млрд., в 2011 году – 196,7 млрд. рублей.
Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2009 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2010 году – 521,0 млрд. рублей, в 2011 году – 656,0 млрд. рублей.
Сравним с официальными данными по дефициту, представленными в проекте бюджета ПФР, составленным с учетом федеральных вливаний. Бюджет фонда по распределительной составляющей сформирован в 2009 году с профицитом в сумме 27,6 млрд. рублей, в 2010 году с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. рублей, в 2011 году с профицитом в сумме 16,5 млрд. рублей.
Таким образом, спрогнозированный на 2009-2011 г.г. бюджет фонда не совпадает с реальной ситуацией, сложившейся в сфере пенсионного обеспечения.
Проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009-2011 г.г., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, материнский (семейный) капитал).
В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.
2.4 Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ
Состояние пенсионной системы России оценивается как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем:
1. нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР)
Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2009 году – 384,1 млрд. рублей, в 2010 году – 521,0 млрд. рублей, в 2011 году – 656,0 млрд. рублей.
2. снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий.
Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.



Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 годы
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб. 12 920 15 304 17 723 20 395
Среднегодовой размер пенсии, руб. 3 284 3 928 4 760 5 098
Коэффициент замещения 25,4% 25,7% 26,9% 25,0%

• В 1995г. коэффициент замещения = 39,8%, (то есть был почти равен норме Конвенции МОТ , согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%).
• В 1998 г. коэффициент замещения = 37,9%.
• В 2005 г. коэффициент замещения = 27,5%
• На 2006 г., коэффициент замещения = 25%
• В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

3. снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа.
Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.
4. низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых.
Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.
Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. В результате пенсионной реформы у граждан оказался "подорван" как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ) .


Глава 3. Улучшение пенсионной системы Российской Федерации

3.1 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы
Принятие правильного решения о дополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионной системы РФ.
Согласно прогнозным расчетам, развиваясь в условиях действующего законодательства, ФПР будет постоянно нуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренных условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджеты ПФР к 2025 г. вырастет до 1,2% ВВП.
Все же абсолютный размер трудовой пенсии будет индексироваться замедляющимися темпами и уже к 2030 г. ее среднегодовой рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижение продолжиться. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего минимума - свыше 1,5 раз - в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125%, т.е. до уровня запланированного на 2009 г.
В соответствии со Стратегией, пенсионную систему предполагается сделать трехуровневой. Основными задачами реформирования действующей пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. Для этого планируется обеспечить:
• 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
• обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
• адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
• обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
• повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

3.2 Основные направления реализации стратегии пенсионной системы
Основными направлениями реализации стратегии являются:
• совершенствование тарифно-бюджетной политики;
• реформирование института досрочных пенсий;
• реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;
• развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
• совершенствование системы формирования пенсионных прав;
• совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
• развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.
Совершенствование тарифно-бюджетной политики
Основным принципом тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей.
В соответствии с действующим законодательством тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих взносы за наемных работников в 2012 — 2013 годах, установлен в размере 22% + 10% с сумм, превышающих величину базы начисления страховых взносов.
В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается:
• поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки;
• повышение уровня облагаемого заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации — эти мероприятия целесообразно синхронизировать с мероприятиями по параметрическим изменениям пенсионной системы;
• повышение собираемости обязательных платежей и расширение охвата работающих обязательным пенсионным страхованием;
• поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат;
• установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
Реформирование института досрочных пенсий
Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство, а также установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.
Финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия осуществляется за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а не дополнительных страховых взносов работодателей.
Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда.
Реформирование досрочного пенсионного обеспечения является многогранной и комплексной задачей, в рамках выполнения которой требуется также предпринять меры по улучшению условий труда и стимулированию работодателя к модернизации рабочих мест. Следует предпринять меры по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по обеспечению экономической мотивации улучшения работодателями условий труда.
Вместе с реформированием досрочных пенсий необходимо также совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях развития форм социальных гарантий работников, адекватных современным условиям рыночной экономики, предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также предоставление работникам в соответствии с их интересами соответствующих гарантий и компенсаций в рамках норм трудовых отношений и коллективных договоров.
Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы
10-летний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:
• снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе;
• изъятие из распределительной системы 6% накопительного тарифа, что усилило ее общую несбалансированность и снизило возможность формирования пенсионных прав основной массы пенсионеров;
• недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
• отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений;
• издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, уменьшающие ее доходность.
Исходя из анализа проблем, проявившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы, предлагается комплекс мер, направленных на ее поэтапную трансформацию.
В целях восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе предлагается рассмотреть вопрос:
• об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;
• о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
• о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;
• о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
Повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы требует совершенствования финансовых институтов, участвующих в формировании и инвестировании пенсионных накоплений.
В этих целях предусматривается:
• повышение требований к минимальному размеру собственных средств и качеству составляющих их активов финансовых институтов, а также многоуровневой системе гарантий сохранности;
• повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
• создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения качественных характеристик деятельности и стандартов «разумного поведения» при ее осуществлении;
• целевое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;
• регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;
• совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
• расширение перечня инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
• расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
• содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
• повышение финансовой грамотности граждан.


Развитие корпоративного пенсионного обеспечения
В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения в рамках трехуровневой модели необходимо создание и развитие корпоративного пенсионного обеспечения.
Корпоративное пенсионное обеспечение должно способствовать решению следующих вопросов:
• формирование уровня пенсий, обеспечивающих приемлемый коэффициент замещения для лиц, с уровнем заработной платы выше среднего;
• реформирование института досрочных пенсий;
• развитие инструментов управления персоналом в целях повышения его мотивации и закрепления лучших работников.
Необходимо установить организационные, правовые и финансовые основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также определить необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения работников и основные принципы государственного контроля за деятельностью в данной сфере.
Для реализации корпоративных пенсионных систем предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат.
Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению должны являться негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники и их представители, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы
Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера.
Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав и обязательств.
Должны быть решены следующие задачи по совершенствованию действующей пенсионной системы:
• поддержание приемлемого соотношения между средним уровнем пенсий и заработных плат;
• регулирование индексации пенсий;
• учет продолжительности страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии, и формирование размера пенсии с учетом трудового вклада работника;
• обеспечение более длительного периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав;
• формирование обязательств со стороны государства по объему выплат пенсий в будущем, обеспеченных страховыми взносами.
В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.
Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием
Насущной необходимостью является повышение эффективности управления системой обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Для этого предстоит разработать меры, направленные на:
• полную реализацию принципа трипартизма и оптимизацию механизма взаимодействия социальных партнеров при принятии решений по развитию пенсионного законодательства;
• функционирование обязательного пенсионного страхования и иных видов обязательного социального страхования на базе единых принципов с использованием общей правовой и информационной основы;
• синхронизацию обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования в части соответствия страховых рисков и форм страхового обеспечения;
• совершенствование законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан, введение трудовой и социальной документации граждан в электронном виде.
Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения
В современных условиях, когда нарастает процесс глобализации, происходит:
• интернационализация экономики;
• развивается региональная интеграция;
• создается международный рынок труда;
• открываются границы;
• усиливается межгосударственная миграция;
• полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, приобретенных в какой-либо стране вне зависимости от места проживания, имеет огромное значение.
Учитывая неодинаковые условия приобретения права на пенсию в разных странах, человек, переселившийся на жительство в другую страну, без принятия государствами мер, направленных на сохранение пенсионных прав при переселении, не может реализовать право на пенсионное обеспечение в полном объеме, что влечет снижение уровня его жизни.
Международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации.

















Заключение
В заключении, суммируя все вышесказанное, можно подвести итог.

1. Пенсионный фонд РФ (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

2. С 1 января 2002 года в РФ началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

3. В долгосрочной перспективе от введения накопительных пенсий можно ожидать весьма благоприятных результатов, а именно:
• 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
• обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
• адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
• обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
• повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.








Список литературы

1. Конституция РФ. - М.:, 2009. - 215 с.
2. Налоговый кодекс РФ. - М., 2008. - 688 с.
3. Азарова Е.А., Кондратьева З.М. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика, - 2005. - №2. - С. 23-26.
4. Соловьев А.К. Актуарный прогноз пенсионной системы в условиях пенсионной реформы (до 15 лет) // Пенсия. - 2005. - №8. - С. 45-50.
5. Морозова С. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год на плановый период 2009 и 2010 годов // Пенсионные фонды и инвестиции, 2007, № 5(35).
6. Шушков В. Мотивационные установки пенсионных реформ // Пенсионные фонды и инвестиции, 2008, № 1(37).
7. http://www.pfrf.ru – Пенсионный фонд Российской Федерации.
8. http://ru.wikipedia.org – ЕНС
9. http://pensionary.ru - Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения
10. http://pensionary.ru - Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы

© Copyright 2012-2021, Все права защищены.