s
Sesiya.ru

Финансовая система в Республике Казахстан

Информация о работе

Тема
Финансовая система в Республике Казахстан
Тип Курсовая работа
Предмет Финансы и кредит
Количество страниц 29
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2014-12-29 07:39:43
Размер файла 32.78 кб
Количество скачиваний 85

Поможем подготовить работу любой сложности

Заполнение заявки не обязывает Вас к заказу


Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

<h1>Финансы</h1>
<h1>Курсовая работа</h1>
<h1>29</h1>
<h2>Финансовая система в Республике Казахстан</h2>
<h3>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Звенья финансовой системе 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 10
2.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета 15
2.2 Состав бюджетной системы 19
2.3 Принципы бюджетной системы 19
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ
ФИНАНСАМИ 23
3.1 Объект финансового контроля 23
3.2 Задачи финансового контроля 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
</h3>
<h4>ВВЕДЕНИЕ
Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости. Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями в их хо¬зяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе про¬изводства. Материальной основой финансов является производство.</h4>
Изучение экономической структуры любого общества современного го¬сударства невозможно без анализа финансовой системы, представляющем собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.
Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальных сферах.
Финансовая система охватывает многочисленные институты государст¬венных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитны¬ми институтами различного назначения.
В работе использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых; богатый мировой опыт функцио¬нирования финансово-кредитных систем стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой, принципы системности и раз¬вития.
В Казахстане за десять лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.
В 1996 году впервые за последние пять лет был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. В нынешнем 2002 году ожидаются рост реального ВВП на полтора-два процента и дальнейшее снижение уровня инфляции до 13%. На 2001 г. прогнозировалось снижение инфляции до 9,5%, а на 2002 год до – 3-4%. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз в 2001 году и составляла 19,5%.
Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета в 2000 году до 2,76% к ВВП.
<h4>Цель курсовой работы является рассмотреть финансовую систему в Республики Казахстан.
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы;
• исследовать государственный бюджет РК;
• рассмотреть контроль и управление финансами.</h4>

<h4>ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле[6, 274].
В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокуп¬ность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании) [8, 93].
Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финан¬сы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы госу¬дарственных предприятий и корпораций.</h4>
Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы[20, 31].
Общественные отношения, выступающие предметом финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).
Финансовая система предполагает:
1. финансовое устройство;
2. правовые основы денежной системы;
3. управление в области финансов;
4. финансовое планирование;
5. финансовый контроль
Принципы организации финансовой системы можно определить так:
1 ) финансы любой страны носят организованный характер, они подраз¬делены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.
2) институт, посвященный организации денежной системы в cтране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансо¬вых товарно-денежных, отношений по оплате труда).
3) управление в области финансов всегда носит организационный харак¬тер, ведь сами финансы вне его организационных усилий ни возникнуть, не функционировать не могут.
4) финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов гос. предприятий и организаций.
5) финансовый контроль принимает виды бюджетного, банковского, ве¬домственного контроля [13, 57].
Финансовая система государства представляет собой совокупность различных финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономическом ли¬тературе финансовая система исследуется в трех аспектах:
1. Совокупность финансовых отношений.
2. Совокупность фондов денежных средств.
3. Финансовый аппарат управления.
Финансовые отношения представляют собой совокупность экономиче-ских отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.
Например:
- финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кре¬диты.
- финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.
- финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, пре¬мии).
- финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.
- финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд[16, 162].
Финансовая система представлена централизованными финансами с децентрализованными финансами.
Централизованные (общегосударственные) финансы:
- бюджет (республиканский и местный);
- специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд соци-ального страхования, фонд содействия занятости населения, дорож¬ный фонд, инвестиционный и др.).
Децентрализованные финансы:
- финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;
- финансы населения (уплата подоходного налога, получение матери-альных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за ис-ключение товаров в кооперативах и других рынках)[7, 399].
Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных пред¬приятий и корпораций. По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам.
Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы[20, 45].

<h4>1.1 Звенья финансовой системе
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах: финан¬сы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринима¬тельских рисков[9, 78].</h4>
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в сово¬купности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финан¬сового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем фи¬нансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функциони¬рующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направлен¬ности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйствен¬ных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости oт формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, ак¬ционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и ис-пользования[9, 78].

<h4>ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Одним из главных звеньев финансовой системы является государствен¬ный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансо¬выми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наи¬более важные в политическом и экономическом отношении расходы.
Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координи¬рующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нор¬мальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.</h4>
Государственный бюджет - экономическая категория, свойственная раз¬личным общественным формациям[12, 308].
Госбюджет является основным финансовым планом, выражает совокуп¬ность экономических отношений, возникающих в связи с распределением общественного продукта в масштабе государства. Как основной финансовый план госбюджет является формой проявления этой категории.
Доходы госбюджета складываются из статей:
- НДС
- акцизы (косвенный налог)
- налог на прибыль предприятий, объединений, организации
- налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринима-тельской деятельности)
- госпошлина, местные налоги и доходы
- доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, им-портные, пошлины)
- плата за природные ресурсы
- прибыль Нацбанка РК
- земельный налог, рентные платежи и др.

Расходы госбюджета РК:
- финансирование народного хозяйства (АПК, транспорт и др.)
- финансирование социально-культурных мероприятий
- финансирование науки на оборону
- на содержание органов государственной власти
- на содержание правоохранительных органов[20, 287].
Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономи-ческих, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике [24, 314].
Формирование доходов Государственного бюджета - важный процесс, определяющий возможности государства в направлении средств на основные цели: развитие производственное и социальной сферы, финансирование со¬циально-культурных мероприятий, затраты на содержание органов хозяйст¬венной власти и управления, оборону.
Порядок исчисления различных видов поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования, объемов поступления платежей в бюджет, при этом главным условием является обеспечение устойчивого поступления средств [22, 295].
Важным требованием к государственному бюджету является его адек-ватность общеэкономическому развитию. Это объясняется использованием среднесрочного финансового планирования, которое позволяет осознать по¬требность в действиях в рамках финансовой политики.
Другим важным требованием к организации государственного бюджета является включение в него лишь тех расходов, которые необходимы для вы¬полнения гос. задач. Это обеспечивается острой "конкуренцией потребностей" за ограниченные финансовые средства. Важным условием является отрабо¬танные процедуры контроля, осуществляемого как парламентом, так и мини¬стерством финансов[13, 173].
Бюджет должен быть информативен и содержать сведения в наиболее ясной для понимания форме. В связи с этим важное значение приобретает принцип единства и полноты бюджета. Это означает, что доходы и расходы должны быть объединены в рамках одного бюджета и должны быть пред¬ставлены все поддающиеся предвидению расходы и доходы.
Принцип достоверности бюджета означает, что все доходы и расходы следует определить и отразить в бюджете с наиболее важной точностью. Цифровые величины и отраженные в них обстоятельства не подлежат иска-жению или сокрытию. Точность отображения в проекте бюджета всех наме¬ченных доходов и расходов зависит от наличия информации о текущем бюд¬жете[9, 238].
Экономическая сущность расходов госбюджета выражается в том что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопле-ния капитала. Бюджетные расходы служат активным инструментом эконо-мической политики. С их помощью государство воздействует на перераспре¬делительные процессы, рост национального дохода, структурное регулиро¬вание экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.
Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государст¬вом.
Расходы по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличе¬ние производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. К первой группе относятся рас¬ходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основ¬ных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.
Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование соци¬ально-культурных мероприятий, оборону и управление государством.
Соотношение между этими группами расходов определяет эффектив-ность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств [23, 319].
Бюджет в основном несет расходы, связанные с экономическими функциями государства. С переходом на рыночные условия хозяйствования бюд¬жет должен изменяться. Реализация расходной части бюджета может быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только са¬мых необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно по прямому назначению предприятиям.
Существенным в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности госпред¬приятий за финансовые результаты [14, 432].
Распределительный характер бюджетных операций позволяет государ¬ству превратить бюджет в экономический рычаг воздействия на производство, стимул общественного процесса; в этом аспекте действие бюджета одно¬типно с другими стоимостными рычагами - ценой и т.д.
Однако, государст¬венный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распре¬деления общественного продукта и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой, в основной финансовый план РК. Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование предусмотренных государством мер по социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ре¬сурсов в распоряжении государства, а с другой стороны, оказывать активное влияние на выявление дополнительных внутрихозяйственных резервов улучшение качественных показателей работы предприятий и отраслей, про¬ведение режима экономии во всех звеньях народного хозяйства.
Государственный бюджет характеризуется такими важными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эф¬фективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с право¬вой формой использования бюджетных отношений[20, 289].
В процессе становления госбюджета используются и уточняются макро¬экономические, финансовые и производственные показатели, выявляются дополнительные доходы и неиспользованные резервы, координируются свя¬зи всех звеньев финансово-кредитной системы, а также достигается согласо¬вание показателей экономического и социального развития с финансовыми и кредитными ресурсами.
Государственный бюджет - действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных показателей, отражающих много¬образные связи бюджета с хозяйством создает основу для их использования, в целях контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.
Для стабилизации поступлений доходов в госбюджет в 2004 г. прави-тельству необходимо:
1. Взимание налогов обеспечить в соответствии с налоговым кодексом РК.
2. Исключить практику предоставления налоговых льгот, не предусмотренных законодательством РК.
В целях сокращения расходов госбюджета требуется правительству:
1. ограничить объем субсидий из республиканского бюджета;
2. проводить разумную стратегию в области внешнего заимствования, пре¬доставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;
3. установить жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;
4. сократить уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства[18,4].
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, право¬вых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается.
Центральную роль в этом звене играют местные бюд¬жеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют опре¬деленную самостоятельность.
Местные бюджеты служат проводником соци¬альной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными ис¬точниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы[17, 311].

<h4>2.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом.</h4> Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.
На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.
Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории[12, 23].
Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
1) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;
2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными[17, 311].
Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением[14, 447].

<h4>2.2 Состав бюджетной системы
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
Состав бюджетной системы определяется национально-государственным устройством страны. Возможны федеративное и унитарное устройство государства: в первом случае применяется трехзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет (союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты.</h4> Во втором случае применяется двухзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет и местные бюджеты. В обоих случаях возможна различная степень обособления и самостоятельности бюджетов, но, как правило, за центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими процессами.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:
республиканский бюджет;
местные бюджеты: областей, городов, районов, районные в городах[22, 304].

2.3 Принципы бюджетной системы
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности.
1. Принцип единства означает степень организационно-экономической централизации бюджетной системы. Наиболее полно принцип единства проявлялся в бюджетной системе СССР.
В настоящее время этот принцип ослаблен в связи с обретением самостоятельности местных органов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми ресурсами.
Единство выражается в существовании общей системы государственных доходов, действующих на территории страны, единообразии государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление эффективного контроля со стороны Парламента за движением бюджетных средств. Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления сюда государственного бюджета страны. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных источников. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.
2. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты государства. В мировой практике этот принцип в настоящее время считается менее целесообразным, поскольку следование ему перегружает бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с самостоятельными источниками доходов. В Казахстане же принят централизованный способ формирования государственных финансовых средств, поэтому с 1998 г. в государственный бюджет включены средства внебюджетных фондов: пенсионного, социального страхования, дорожного, содействия занятости населения.
3. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реальность определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.
4. Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег)[11, 25].
Условиями нормального и эффективного функционирования низовых - местных бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами страны.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.
Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета является:
• выпуск государственных займов;
• использование кредитных ресурсов.
С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом республики и местными органами власти. [11, 26].

<h4>ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.</h4>
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке[10, 5].

<h4>3.1 Объект финансового контроля
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.</h4>
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления[10, 6].

<h4>3.2 Задачи финансового контроля
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.</h4>
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль[13, 221].
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности[20, 327].
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.
По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии[21, 306].

<h4>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система является системой интеграционного типа, характе¬ризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с од¬ной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому вы¬ступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют сис¬тему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функцио¬нальные свойства.
В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогно¬зов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.</h4>
Помимо функционального критерия классификации финансовой систе¬мы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участ¬вующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.
Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы выс¬шего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе инте¬грационный характер.
В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степе¬ни. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение из¬расходованных средств производства, оплату труда.
Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. гос¬бюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и пере¬распределения стоимости общественного продукта.
В заключении хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:
- Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;
- В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго уровня данной отрасли.
- В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.

<h4>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах в бюджет».
2. Закон Республики Казахстан № 355-1 ЗРК от 31.03.99 «О внесении изме¬нений и дополнений в Указ Президента, имеющий силу закона, «О нало¬гах и других обязательных платежах в бюджет» № 2235 от 24.04.95».
3. Закон РК № 357-1 ЗРК от 01.04.00 "О бюджетной системе".
4. Закон РК № 359-1 ЗРК от 01.04.00 "О внесении изменений и дополнении в Закон РК "О республиканском бюджете на 2001 год".
5. Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. - М., 1999 г.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997 г.
7. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1999.
8. Дробозина Л. А. Общая теория финансов: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002г.
9. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г.
10. Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 1998 г.
11. Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. – Алматы: РИК, 2001г.
12. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
13. Ковалев В.М. Общая теория финансов. - М., 2000г.
14. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Москва., «Финансы и статистика», 2001год.
15. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Ё.А. - Киров: АСА, 1998г.
16. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: «Финансы и статистика», 2003
17. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. М., 1996</h4>
18. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2004, № 3.
19. Финансы в управлении предприятием. /Под ред. А.М. Ковалевой– М.: Финансы и статистика, 2001.
20. Финансы. / Под ред. В.Д. Мельников, К.К. Ильясов. — А., 2001
21. Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. –М.: Финансы и статистика, 1996.
22. Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
23. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой — М., Финан¬сы и статистика, 1999.
24. Финансы/ Ю.Я. Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; -М.: Финансы и статистика, 2001г.
25. Экономическая теория (для экономических вузов). Рабочая тетрадь студента – Алматы: / Алматинский институт экономики и статистики/ составитель Мауленова С-Ж. С., 2002г.

© Copyright 2012-2020, Все права защищены.