s
Sesiya.ru

Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у школьников

Информация о работе

Тема
Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у школьников
Тип Курсовая работа
Предмет Медицина
Количество страниц 46
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2014-12-29 21:41:10
Размер файла 281.6 кб
Количество скачиваний 29
Скидка 15%

Поможем подготовить работу любой сложности

Заполнение заявки не обязывает Вас к заказу


Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у школьников
1.2 Особенности состояния здоровья детей в школьных учреждениях
1.3 Профилактика инфекционных заболеваний в общеобразовательных учреждениях
1.4 Значение личной гигиены школьника для профилактики инфекционных заболеваний

Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры школьного учреждения в профилактике инфекционных заболеваний у школьников
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения



Введение.
Охрана здоровья детей и подростков это система государственных и общественных медико-социальных мероприятий, направленных на укрепление физического развития, предупреждение заболеваний, травм, несчастных случаев и снижение смертности детей (до 14 лет включительно) и подростков (от 15 до 18 лет).
Уже в первые дни существования Советской власти по инициативе В.И. Ленина был издан ряд декретов, направленных на О. з. д. и п.: "О восьмичасовом рабочем дне" 29 октября 1917 (11 ноября 1918)], в котором воспрещалось использовать труд детей, не достигших 14 лет, а для подростков до 18 лет устанавливалась продолжительность рабочего дня не более 6 часов; декрет от 16 октября 1918, согласно которому все учащиеся школ должны находиться под постоянным (диспансерным) наблюдением врача.
Одна из важнейших задач российского государства - охрана здоровья народа. Особое внимание обращают на охрану здоровья детей и подростков. Между тем существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Более того, у учащихся нередко наблюдаются увеличение заболеваемости рядом распространенных болезней и, что особенно важно, такие изменения реактивности, сопротивляемости организма, которые располагают детей и юношей к развитию болезни.
Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
Однако проблема физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья продолжает оставаться весьма актуальной. Отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, недостаточный уровень физической подготовленности этого контингента учащихся предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.

Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-
профилактических мероприятий у школьников

1.Лечебно-оздоровительные мероприятия школьников и подростков, в зависимости от их состояния
Регистрация результатов профилактических осмотров. Индивидуальные данные о результатах профилактического осмотра ребенка заносятся в историю развития ребенка. Форму заключения о состоянии здоровья ребенка, включающую заключительный диагноз (основное и сопутствующее заболевания), оценку физического, психического и полового развития, группу здоровья, медицинскую группу для занятий физкультурой, допуск к трудовому обучению, ограничения по состоянию здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности (для подростков), годности к военной службе (для подростков), а также рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, психолого-педагогическим мероприятиям, вакцинопрофилактике, направлению на диспансерное наблюдение к врачам-специалистам, дополнительному обследованию и восстановительному лечению.
Основная профилактическая и оздоровительная работа в образовательных учреждениях включает в себя:
– медицинский контроль за условиями обучения и своевременное выявление факторов риска формирования нарушений здоровья школьников, обусловленных несоблюдением СанПиНа 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», и устранение факторов риска;
– медицинский контроль за организацией физического воспитания и трудового обучения учащихся;
– медицинский контроль за питанием детей и подростков в целях профилактики нарушений системы пищеварения и обмена веществ и оздоровления школьников;
– вакцинопрофилактика;
– индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия для детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета, а также лечебная физкультура и контроль за эффективностью лечения.
Эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, который обеспечивает отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Для того чтобы ФМ имела универсальный профилактический эффект, она должна включать 3–4 упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.
Продолжительность ФМ составляет 1,5–2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ, должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. На уроках письма физкультминутки должны проводиться дважды за урок – на 15-й и 25-й минутах, причем на одной из ФМ выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти. Также можно проводить упражнения:
– для улучшения мозгового кровообращения; – cнятия утомления с мелких мышц кисти; – cнятия утомления с мышц туловища; – мобилизации внимания.
Создание благоприятного двигательного режима учащихся. В образовательных учреждениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении – не менее двух часов ежедневной двигательной активности. К ней относятся: утренняя гимнастика, гимнастика в образовательном учреждении до учебных занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамические паузы, спортивные часы в режиме продленного дня, уроки физкультуры и школьные соревнования, дни здоровья, а также подвижные игры на свежем воздухе, самостоятельные занятия в спортивных секциях. Медицинские работники образовательных учреждений должны обучать педагогов и родителей приемам проведения утренней гимнастики и физкультурных минуток, разъяснять родителям необходимость проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Оздоровление учеников образовательных учреждений с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагает использование следующих технологий:
Корригирующая гимнастика. Занятия проводятся в специальных группах. После предварительной подготовки вести занятия может преподаватель физкультуры (под контролем врача по лечебной физкультуре поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера). Занятия проходят два раза в неделю, их продолжительность 45 минут. Оптимальная наполняемость группы –10–12 человек. Комплектовать группы следует с учетом выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата по возрастному признаку, разделив учащихся на 4 группы (7–10 лет, 11–13 лет, 14–15 лет, 16–17 лет). Физические упражнения необходимо выполнять дома после разучивания их на уроках в школе.
Специальные физические упражнения для оздоровления часто болеющих детей и подростков. Детей, перенесших ОРВИ 4 раза и более в течение последнего календарного года, следует включать в специальную медицинскую группу сроком на 6 месяцев. Продолжительность и интенсивность нагрузки для таких детей на уроках физической культуры должен определять врач на основании оценки индивидуальных функциональных возможностей учащегося, его возраста, тяжести перенесенных болезней. Занятия физической культурой для учащихся данной категории проводятся 2 раза в неделю по 45 минут между первой и второй сменами, желательно на свежем воздухе.



















1.2 Особенности состояния здоровья детей в школьных учреждениях

Младший школьный возраст (7 - 11 лет). Развитие детей в младшем школь¬ном возрасте идёт довольно интенсивно и относительно равномерно. Про¬должается окостенение и рост скелета, но позвоночник всё ещё гибок и податлив, и длительное неправильное положение тела детей во время за-нятий, ношение тяжестей в одной руке могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки. В связи с усиленным ростом рёбер ещё больше увеличивается поперечный диаметр грудной клетки по сравнению с переднезадним. Происходит энергичное окостенение кос¬тей запястья. В младшем школьном возрасте продолжается рост диаметра мышечного волокна скелетных мышц, происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Как и в дошкольном возрасте, у младших школьников более интенсивно развиваются крупные мышцы. В 7 лет мелкие мышцы кисти недостаточно развиты, что в сочетании с незавершённым окостенением запястья создаёт трудности во время обучения детей письму, и только после 7 лет появляется способность к выполнению мелких движений. Глубокие мышцы спины в младшем школьном возрасте ещё слабые, их сухожилия недостаточно развиты, что в сочетании с податливостью позвоночника при длительной статической нагрузке или неправильной позе создаёт предпосылки для развития сколиоза. В возрасте 7-11 лет происходит замена молочных зубов на постоянные, наблюдается чёткий половой диморфизм физического развития. Прослеживаются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения.
На этом возрастном этапе наблюдается незначительное увеличение массы сердца, систолическое артериальное давление (АД) составляет 100 - 105 мм рт.ст., частота сердечных сокращений (ЧСС) - 80 - 85 в минуту. С точки зрения морфологического и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, этот возрастной период является весьма благоприятным для выполнения тех физических нагрузок, которые обязательны для учащихся этого возраста. Происходит дальнейший рост уже сформированной лёгочной ткани. Частота дыхательных движений (ЧДД) уменьшается с 20 - 22 в 7 лет до 18 - 20 в 10 лет. Дыхание становится более ритмичным, увеличиваются глубина и минутный объём дыхания. Однако дыхательный центр обладает лёгкой возбудимостью, поэтому выполнение длительной напряжённой работы невозможно. Это необходимо учитывать при нормировании трудовой нагрузки детей этого возраста.
Продолжается функциональное развитие нервной системы. К 9 - 10 годам заканчивается нарастание массы головного мозга, достигающей к этому времени 1300 г. В 7 лет по-прежнему сохраняется преобладание процессов возбуждения, недостаточность внутреннего торможения. В связи с этим наблюдается лёгкая истощаемость клеток коры, быстро наступает первая стадия утомления. С 8 - 9 лет увеличивается скорость образования условных рефлексов, они становятся более прочными. В этот период кора головного мозга начинает доминировать над подкорковыми структурами с их вегетативными центрами. Улучшается память, повышается интеллект. Мышление младшего школьника носит в основном конкретно - образный характер. Доминирующими эндокринными железами в этом возрасте являются щитовидная и гипофиз. Щитовидная железа достигает наивысшего развития к 8 - 10 годам. Затем начинается усиление деятельности половых желёз.
Старший школьный возраст (12 - 17 лет включительно). Подростковыйвозраст, по мнению экспертов ВОЗ, охватывает период жизни от 10 до 17 лет включительно. На этом этапе завершается становление морфологических, физиологических и психологических функций, существенно отличающих подростка от детей и взрослых. Этот период в процессе созревания организма является переломным. Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела, рост и дифференцировка органов и тканей. Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и всего организма в целом. До начала полового созревания (13 лет) мальчики имеют более высокие антропометрические показатели, чем девочки. В период полового созревания девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков опять увеличивается, и по своим антропометрическим показателям они вновь опережают девочек. Продолжается формирование позвоночника. Изгибы в основном сформировываются, но не заканчивается оссификация, что создаёт опасность возникновения сколиозов. Окостенение костей запястья заканчивается к 12 - 13 годам. Значительное развитие мышечного аппарата и усиленный рост мышечных волокон не только приводят к увеличению мышечной силы и выносливости, но и делают возможным длительное выполнение тонких дифференцированных движений. Значительный прирост мышечной силы отмечается у мальчиков в 15 - 16 лет. При этом, например, сила кисти руки или мышц - разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц. К 13 - 14 годам развитие двигательного анализатора и затора достигает высокого уровня. В основном завершается возрастное развитие координации движений, однако мышечная сила и выносливость не достигают совершенства. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозирована, особенно с учётом половых особенностей подростков. В 15 - 18 лет совершенствование координации движений происходит уже не столько за счёт биологически обусловленных изменений, сколько за счёт тренировки. Приобретается способность к выполнению длительной интенсивной нагрузки.
Одной из наиболее важных особенностей подросткового возраста является деятельность эндокринной системы. Это центральные железы (гипоталамус и гипофиз) и периферические (щитовидная железа, кора надпочечников, семенники у мальчиков и яичники у девочек). Продукция гормона роста гипофиза увеличивается с 10 - летнего возраста, достигая максимального уровня к 12 - 14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. Далее выработка этого гормона постепенно уменьшается, что связано с усилением активности половых гормонов. Рост половых желёз у подростков продолжается с 10 - 11 до 17 лет, причём масса их и у мальчиков, и у девочек в период пубертата возрастает в 6 - 7 раз. На подростковом этапе в силу ускоренного развития большое значение имеет нормальная внутрисекреторная деятельность щитовидной железы, которая в этот период удваивает свою массу. Повышенная потребность в гормонах щитовидной железы в подростковом возрасте часто ведёт к увеличению её размеров, развитию ювенильной струмы. У девочек пубертатное увеличение щитовидной железы наблюдают чаще, чем у мальчиков.
Деятельность сердца и сосудов в подростковом возрасте имеет свои особенности. В этот период происходит интенсивный рост сердца в длину и ширину, увеличивается объём его полостей: к 16 годам масса серд¬ца увеличивается в 11 раз по сравнению с таковой при рождении. Рост артериальной системы отстаёт от темпов роста сердца. Особенности роста и развития сердца во многом определяются полом и возрастом подростков.Быстрое увеличение объёма сердца у девочек, отмечающееся в 10 - 15 лет,заканчивается раньше, чем у мальчиков (16 лет). У юношей рост сердцапроисходит менее стремительно и продолжается до 17 - 18 лет. С возрастомуменьшается ЧСС, составляя 68 - 75 в минуту в 15 - 18 лет против 80 - 85 в 8 - 11 лет и 75 - 80 в 12 - 14 лет. Уровень АД находится в определённой зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, национальности и т.д. Начало полового созревания является мощным фактором, влияющим на уровень АД. У юношей с возрастом наблюдается равномерное увеличение АД до 18 лет, и в 15 - 18 лет уровни АД у юношей выше, чем у девушек. У девушек наибольший уровень АД наблюдается в 13 - 14 лет. Показатели АД у юношей устанавливаются к 21 году, у девушек - к 15 годам. Эти различия указывают на необходимость использования нор¬мативов АД с учётом пола подростков.
На основании многочисленных исследований в НЦЗД РАМН были разработаны нормативы систолического и диастолического АД (САД и ДАД) для детей и подростков 10 - 18 лет. За нормальное АД принимают значении САД и ДАД, которые находятся в пределах 10 - 90 процентиля.
В подростковом возрасте продолжается развитие органов дыхания. В связи с интенсивным развитием грудной клетки, дыхательных мышц, ростом зон и сегментов лёгких значительно увеличиваются объём, лёгочная вентиляция, жизненная ёмкость лёгких. ЧДД к 17 - 18 годам соответствует таковой у взрослых, устанавливаются половые различия в типе дыхания: у юношей - брюшной, у девушек - грудной. Для этого возраста характер¬на низкая устойчивость к гипоксии. В подростковом возрасте завершается структурное и функциональное развитие пищеварительной системы. Осо-бенности пищеварительной системы у подростков обусловливают высокую её ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда, отдыха, что способствует увеличению частоты желудочно-кишечной патологии.
Нервная система, функционируя в неразрывной связи с эндокринной системой, в подростковом возрасте существенно отличается от взрослых.Временно усиливается деятельность тех звеньев регуляции, которые обеспечивают необходимое для роста и развития энергообеспечение и адаптацию различных систем организма к внешним условиям, что целесообразно в этот период. Особенности нервной системы подростков приводят к своеобразию моторной и психической деятельности. Моторика подростков может характеризоваться порывистостью движений, повышенной двигательной активностью, склонностью к преодолению препятствий при отсутствии достаточной осторожности в оценке своих сил и возможностей. Психика в подростковом возрасте также имеет ряд особенностей, определяемых своеобразием физиологических процессов, протекающих в ЦНС и определяющих своеобразие поведенческих реакций в этом возрасте. До 17-18 лет происходят существенные изменения нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе реализации высших психических функций и имеющих прогрессивную направленность. Однако в 12-14 лет (период полового созревания) поступательный ход развития временно нарушается. Ослабевает контроль со стороны коры за эмоциональной сферой. Этот воз¬растной период считается критическим, представляющим особые трудности как для подростка, так и для воспитателей. Для подростков характерны повышенная эмоциональная возбудимость, реактивность, проявляющиеся в психической неуравновешенности, резких сменах настроения, переходах от экзальтации к депрессии и обратно, нарастании всеобщего возбуждения и ослаблении всех видов торможения. Эмоциональное напряжение более выражено проявляется у девочек, у которых особенные трудности возникают в период, предшествующий приходу менструаций, во время так называемого «предменструального напряжения».
Рост и развитие ребёнка изучает не только педиатрия, но и гигиена детей и подростков.
Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки -профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма, а также разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
С педиатрией у гигиены детей и подростков много общего, и в первую очередь - общая задача воспитания здорового и гармонично развитого поколения. Но вместе с тем имеются и существенные различия. Главное различие состоит в том, что педиатрия как наука имеет дело с отдельными детьми, каждого из которых обследуют, ставят индивидуальный диагноз и в зависимости от конкретных обстоятельств назначают лечебные и про-филактические процедуры. Гигиена детей и подростков занимается более или менее массовыми контингентами. Она исследует групповое состояние здоровья и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно не к одному конкретному ребёнку, а к большим коллективам детей, объединенных по основным признакам (пол, возраст, состояние здоровья). Для педиатра коллектив - это сумма индивидуумов. Для гигиениста индивидуум - это часть коллектива. Педиатрия лишь учитывает внешнюю среду, а объектом её воздействия является ребёнок. Гигиена, учитывая реакции ребёнка, воздействует на среду. С.М. Громбах указывал следующие признаки, определяющие здоровье.
- Отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни.
- Отсутствие наклонности к заболеваниям (устанавливается по частоте и характеру заболеваний в предшествующий период).
- Гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое раз-витие.
Нормальный уровень функций, и в первую очередь тех, которые определяютдостаточную резистентность организма к неблагоприятным воздействиям. С целью индивидуальной оценки здоровья детей было предложено давать его качественную характеристику в популяции путём распределения её на группы здоровья. В основу группировки положено состояние здоровья организма, оцениваемое по наличию или отсутствию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических болезней. НЦЗД РАМН предложил распределять детей на основании данных, полученных при медицинских осмотрах, на 5 групп здоровья.
Наблюдение за физическим развитием детей осуществляется на основа-нии генерализующего метода, позволяющего в короткие сроки проводить массовое обследование больших групп детей. Статистическая обработка полученных результатов позволяет определить средние показатели физи-ческого развития каждой возрастно-половой группы, являющиеся возрастно-половыми показателями физического развития. Никаких единых стандартов физического развития не может быть. Для каждого региона разрабатывают региональные стандарты, что объясняется климатическими, экологическими, социальными особенностями каждого региона. В НЦЗД РАМН, например, разработаны «Нормативы физичес¬кого развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умс¬твенной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабиль¬ности, деятельности сердечно-сосудистой системы подростков 15 - 16 лет».
Индивидуальная оценка физического развития детей позволяет выделить 3 группы риска:
К 1-й группе риска относятся дети с нарушениями сроков возрастного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, имеющие биологический возраст, соответствующий паспортному, но характеризу-ющиеся дисгармоничностью вследствие недостатка массы тела.
Во 2-ю группу риска входят дети с нарушением сроков возрастного раз-вития, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального со-стояния, а также дети с соответствием биологического возраста паспорт¬ному, но с избытком массы тела.
В 3-ю группу риска входят все дети, имеющие резкую дисгармоничность физического развития как при соответствии биологического уровня раз¬вития паспортному возрасту, так и при его нарушении.
Эти данные убедительно свидетельствуют, что физическое развитие слу¬жит важным показателем здоровья детей и подростков.
Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населе¬ния играют 3 группы факторов: генотип популяции, образ жизни, состоя¬ние окружающей среды.
Исследования, проведённые многими научными коллективами, в том числе и НЦЗД РАМН, свидетельствуют о том, что здоровье школьников, проживающих в различных регионах России, прогрессивно ухудшается. За последнее десятилетие доля детей и подростков, здоровых и имеющих только функциональные отклонения, уменьшилась в 1,5 раза. Соответственно увеличилось количество школьников с хроническими болезнями. Уровень здоровья школьников определяет высокая распространённостьморфофункциональных расстройств (25 -35%), хронических болезней (50 -70%), нарушений психического, физического и репродуктивного развития, значительная острая заболеваемость. У подавляющего большинства совре¬менных школьников выявляют функциональные и хронические наруше¬ния, затрагивающие 2 - 5 систем организма.
За последнее десятилетие существенно изменилась структура заболевае-мости: в наибольшей степени возросли заболевания эндокринной и костно-мышечной системы, нарушения питания и расстройства деятельности иммунной системы, психические расстройства, болезни и функциональные расстройства органов пищеварения. Резко возросло количество выпускников школ, имеющих ограничения и прямые противопоказания к освоению выбранных ими профессий в связи с нарушениями в состоянии здоровья. По данным НЦЗД РАМН, количество учащихся 9 - 11 классов, имеющих профессиональные ограничения в большей или меньшей степени, составляет почти 80%. Особую актуальность в связи с реформой общеобразовательной школы приобрела возможность обучения детей с 6 лет. Систематическое обучение детей этого возраста возможно, но необходимо помнить, что эти дети существенно отличаются от 7-летних. Организация учебно-воспитательного процесса при обучении 6-летних детей определяется облегчением учебной нагрузки. Решающим фактором, определяющим возможность начала школьного обучения, служит не паспортный возраст, а степень функциональной готовности ребёнка к выполнению требований школы. Поэтому возраст поступления в школу следует определять при медико-педагогическом отборе исходя из функциональной зрелости, общего развития и состояния здоровья детей.
Реформирование средней школы характеризуется интенсификацией и рекордным увеличением учебной нагрузки не только в образовательных учреждениях нового вида - гимназиях и лицеях, но и в массовых школах. Особенно резко эта нагрузка возросла за последние годы. Успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности детей и подростков, обусловленной повышенной учебной нагрузкой в условиях дефицита времени. Для учащихся большинства учебныхвведений, в особенности для школ с углублённым содержанием обучения, характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались дополнительные факторы - интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения и изменением длительности учебной недели. При этом необходимо помнить, что, хотя технические средства обучения в учебном процессе снимают монотонность, придают занятиям эмоциональность, способствуют повышению работоспособности и успеваемости, они создают повышенную нагрузку на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы.
Показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы количество здоровых школьников уменьшается от 5 - 10% в младших классах до 1 - 3% в старших классах, и возрастает число учащихся с хронической патологией - от 45 до 50% соответственно.
Выделяют 2 ведущих фактора риска, связанных с нарушениями режима дня: Первый - адекватная физическая подвижность, обеспечивающая тy степень вертикальной и перемежающейся по направлению нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща.
Второй - достаточность сна. Продолжительность сна у детей школьноговозраста меняется с возрастом и составляет у 7 - 10-летних 11 - 10 ч, 11 - 14-летних 10 - 9 ч, 15 - 17-летних - 9 - 8 ч. Недосыпание оказывает неблагоприятное действие на высшую нервную деятельность детей, приводя к переутомлению и невротическим расстройствам.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована в виде двигательной активности учащихся в объёме не менее 2 ч ежедневно в комплексе мероприятий каждой отдельной школы, а также включения в учебные планы для младших школьников предметов двигательно-активного характера. Основной частью физического воспитания является закаливание, под которым понимают комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье (наиболее часто закаливание рассматривается как фактор, способствующий повышению устойчивости организма детей к респираторным заболеваниям).
Среди групп факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков, одним из наиболее значимых является ухудшение качества питания в семьях и общеобразовательных учреждениях.
Концепция сбалансированного питания основана на определении абсолютного количества каждого из пищевых факторов и их соотношения при учёте физиологических особенностей конкретного возраста. При этом особое внимание уделяется распределению калорийности, аминокислотному составу белка, достаточному количеству жиров, в том числе и растительных, содержанию полиненасыщенных жирных кислот, а также витаминов и минеральных солей.
Широкие эпидемиологические исследования, проведённые в последние годы различными научными учреждениями страны, выявили значительныенарушения в структуре питания и пищевом статусе детей и подростков,отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ, нарушение в сбалансированности питания в детских учреждениях. Особенно серьёзной проблемой является дефицит ряда микронутриентов и витаминов (витаминов С, А, группы В, каротина, железа, кальция, йода и др.). Основными задачами при организации питания детей и подростков в организованных коллективах являются: обеспечение их питанием, соответствующим возрастным, физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания, гарантированное качество и безопасность питания пищевых продуктов как профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Контроль за состоянием здоровья детей в образовательных учреждениях.
Одним из основных аспектов работы сотрудником отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях являетсяосуществление текущего контроля за состоянием здоровья детей в образовательных учреждениях - дошкольных, учреждениях общего среднего,начального и среднего профессионального образования. Он основан на проведении доврачебного и врачебного этапов профилактических осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно в соответствии с Приказами Минздрава России №151 от 07.05.1998 г., №154 от 05.05.1999 г., №241 от 03.07.2000 г. Ответственным за контроль состояния здоровья детей в образовательном учреждении является врач, в нём работающий, - сотрудник отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
Осмотр проводят педиатр и врачи-специалисты, ею дополняют лабораторно-инструментальным обследованием, объём которых регламентирован Приказами Минздрава России (№186/272 от 30.06.1992 г., №151 от 07.05.1998 г., №154 от 05.05.1999 г., № 241 от 03.07.2000 г.). Каждый ребёнок за период с 3 до 17 лет включительно должен быть осмотрен врачами-специалистами при профилактических осмотрах 9 раз.
Периодичность осмотров. Комплексные профилактические осмотры необходимо проводить:
- в 3 года (или при поступлении в дошкольное учреждение);
- за 1 год до поступления в школу (в 5 - 6 лет);
- перед поступлением в школу (в 6 - 7 лет);
- в конце первого класса (в 7 - 8 лет), а также в 10, 12, 14 - 15, 16 и 17 лет. Наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами в те возрастные периоды, когда они не проводятся, 1 раз в год осуществляетсяпрограмма скрининг-тестирования и по результатам скрининга, при наличии подозрений на ухудшение состояния здоровья - осмотр врачом - педиатром.
Профилактические осмотры детей проводят во второй половине учебного года, в каждом образовательном учреждении приблизительно в одно и тоже время.
Этапы комплексного профилактического осмотра детей и подростков:
- доврачебный - лабораторное и инструментальное обследование;
- педиатрический - осмотр педиатром (как правило, врачом, работающим в образовательном учреждении);
- специализированный - осмотр врачами - специалистами.
Дополнительно при наличии показаний проводят углублённое обследование врачами - специалистами, осмотр которыми не предусмотрен стандартом, в том числе кардиологом (ревматологом), гастроэнтерологом, эндокринологом, андрологом, нефрологом, аллергологом, пульмонологом, психиатром, дерматологом и др.
Объём и методики профилактического осмотра. Педиатр и врачи-специалисты с помощью анкетного опроса выясняют жалобы ребёнка (анкету заполняют родители дошкольников и младших школьников, подростки с 12 лет заполняют анкету самостоятельно), уточняют анамнез и факторы риска формирования отклонений в здоровье ребёнка: нарушения режима дня, питания, низкую двигательную активность, чрезмерные дополнительные учебные нагрузки, употребление психоактивных веществ. Затем каждый врач проводит осмотр ребёнка в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Индивидуальное заключение о состоянии здоровья, оформляемое врачом-педиатром, работающим в образовательном учреждении (а при его отсутствии оформляемое педиатром, ответственным за профилактический осмотр), должно включать:
- заключительный диагноз (основной и сопутствующие заболевания);
- оценку физического и психического развития;
- группу здоровья;
- медицинскую группу для занятий физкультурой;
- допуск к трудовому обучению;
-ограничения по состоянию здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности (для подростков);
- возможные ограничения годности к военной службе (для юношей-подростков);
-рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, вакцинопрофилактике, направлению на диспансерное наблюдение, дополнительному обследованию и восстановительному лечению.
При профилактических осмотрах подростков 10, 12, 14—15, 16 и 17 лет наосновании данных комплексного медицинского обследования при обязательном участии детского гинеколога, андролога и детского эндокринолога выделяют группу риска нарушений репродуктивного здоровья. Результатыпрофилактических осмотров юношей допризывного возраста в 14 - 15, 16 и 17 лет передают в районные военкоматы и учитывают при медицинскомосвидетельствовании до и при первоначальной постановке на воинский учёт в год достижения 17-летнего возраста и определении годности к военной службе.
В период обучения детей в средних и старших классах проводят врачебно-профессиональную консультацию учащихся и дают предварительные рекомендации по выбору профессии в соответствии с состоянием здоровья. При проведении профессионального консультирования подростков 10 и 12 лет врачу следует уделять особое внимание детям, страдающим тяжёлыми хроническими заболеваниями и выраженными анатомическими дефектами, в связи с тем, что круг доступных для них профессий крайне ограничен и таких учащихся и их родителей следует заблаговременно готовить к адекватному профессиональному выбору. После завершения осмотров подростков 14 - 15 лет особое внимание уделяется учащимся, собирающимся по завершении основного образования покинуть школу и работать на производствах или получать подготовку в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
При выявлении впервые возникших у ребёнка функциональных нарушений и хронических заболеваний или ухудшении ранее выявленных расстройств педиатр, работающий в образовательном учреждении, в индивидуальном порядке направляет ребёнка на обследование в детскую поликлинику по месту жительства, извещая родителей о нарушениях здоровья и необходимости медицинского обследования и лечения. Обследование, лечение и диспансерное наблюдение за больным ребёнком проводится участковым врачом-педиатром совместно с врачами-специалистами детской поликлиники по месту жительства, которые могут рекомендовать проведение некоторых оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении (например, витаминотерапию, некоторые физиотерапевтические процедуры, коррекцию зрения, лечебную физкультуру и др.).
Регистрация индивидуальных результатов профилактических осмотров. Индивидуальные данные результатов комплексного профилактического осмотра ребёнка и осмотра педиатром заносят в Медицинскую карту ребёнка для образовательных учреждений (ф. 026/у-2000), в Медицинскую карту ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка (ф. 112-1/у-2000 и Историю развития (ф. 112).
Регистрация общих результатов профилактических осмотров. В настоящее время общие сведения о результатах профилактических осмотров вносят ежегодно в отчётную форму Федерального Государственного статистического наблюдения № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам», в которой указывается абсолютное количество детей с понижением остроты слуха, понижением остроты зрения, дефектами речи, сколиозом и нарушениями осанки.
Комплексная оценка состояния здоровья, позволяющая отнести каждого ребёнка к определённой группе здоровья, осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
При проведении профилактических осмотров оценивают состояния здоровья ребёнка на момент обследования. При этом учитывают острые заболевания, в том числе перенесённые ранее, возможность рецидива, вероятность возникновения нового заболевания, обусловленную наследственной предрасположенностью или условиями жизни. Обязательно учитывают данные проведённых ранее диагностических обследований, результаты доврачебного этапа, предшествовавшего настоящему осмотру. Кроме того, для более правильной оценки состояния здоровья необходимо учитывать вариант клинического течения, стадию заболевания, а также степень сохранности (утраты) основных функций органов или систем, пораженных патологическим процессом.
О степени сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям судят по количеству острых заболеваний или обострений хронических болезней за год, предшествующий настоящему осмотру. Уровень достигнутого психического развития устанавливают при профилактическом осмотре детским неврологом с учётом мнения педагогов и психологов, основанного на результатах использования соответствующего набора тестов и анкет. Анкетирование детей, родителей и педагогов, психофизиологическая диагностика с помощью скрининг - и экспресс - методов проводится психологом школы на доврачебном этапе комплексного профилактического осмотра (см. пособие для врачей «Оценка нервно - психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах», М., 2005).
Состояние физического развития определяется при помощи антропометрии ведущих морфофункциональных показателей, а также установлением уровня биологического развития по срокам второй дентиции (прорезывания зубов) в детском возрасте и выраженности вторичных половых признаков - в подростковом. Полученные медицинской сестрой антропометрические данные оценивает врач-педиатр по соответствующим возрастно - половым нормативам.
Дети могут быть отнесены к следующим группам здоровья
-I группа здоровья: здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
-II группа здоровья: дети, у которых нет хронических заболеваний, но присутствуют некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты после перенесённых тяжёлых и среднетяжёлых инфекционных болезней; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела; дети, часто болеющие ОРИ; дети с лёгкими физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.
-III группа здоровья: дети с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, не ограничивающими возможности обучения или труда ребёнка, в том числе в подростковом возрасте.
-IV группа здоровья: дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания;
дети у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка.
-V группа здоровья: дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда. В заключении профилактического осмотра врач-специалист выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или выносит заключение «здоров» и в обязательном порядке указывает соответствующую группу здоровья ребёнка.
Итоговую комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования делает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады. При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребёнка окончательная оценка состояния здоровья производится но наиболее тяжёлому из них.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др. должно быть проведено необходимое обследование в условиях поликлиники или стационара, после чего ставят уточнённый диагноз и дают оценку состояния здоровья.
Все дети, отнесённые к III, IV и V группам здоровья, должны состоять на диспансерном учёте в детской поликлинике по месту жительства у педиатра и/или врачей-специалистов. Контроль за состоянием здоровья детей, состоящих на диспансерном учёте, и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий должны осуществляться врачами поликлиники по месту жительства в соответствии с приказом Минздрава России от 07.05.1998 г. №151 «О временных отраслевых стандартах объёма медицинской помощи детям».
Большое медико-социальное значение имеет выделение II группы здоровья, так как функциональные возможности детей и подростков, отнесённых к этой группе, ещё не снижены, но у них, как правило, существует высокий риск формирования хронической патологии. Дети этой группы часто нуждаются в проведении определённых оздоровительных и коррекционных мероприятий и врачебном наблюдении. Контроль за состоянием их здоровья осуществляется при профилактических осмотрах, в про¬межутках между осмотрами оценку динамики состояния делает педиатр, работающий в образовательном учреждении, а при его отсутствии - участковый педиатр с учётом результатов ежегодного доврачебного скрининг - тестирования в образовательных учреждениях. При выявлении признаков усиления функциональных расстройств педиатр самостоятельно проводит лечебно-коррекционные мероприятия или направляет на обследование к врачам-специалистам.
Дети I группы здоровья проходят профилактические осмотры в полном объеме в сроки, определённые действующими нормативами.
Комплексные профилактические осмотры детей могут проводиться как в условиях образовательного учреждения при временном переоборудовании необходимого количества помещений в медицинские кабинеты, так и в условиях детских поликлиник и других амбулаторно-поликлинических учреждений (консультативных поликлиник, консультативно-диагностических центров и др.).

ПРОГРАММА СКРИНИНГ-ТЕСТИРОВАНИЯ
Использование скрининг-тестов обеспечивает предварительное выделение детей, у которых наличие искомого тестом отклонения наиболее вероятно. Окончательный диагноз устанавливается педиатром или врачами-специалистами в результате обследования. Скрининг-программа включает 10 тестов.
Базовая программа скрининг-тестирования
1. Анкетный тест-опрос родителей детей (или самих подростков 12-17 лет),направленный на выявление жалоб на нарушения со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем, а также типичных заболеваний рото-носоглотки и аллергических реакций и заболеваний.
2. Индивидуальная оценка физического развития, позволяющая выделить основные отклонения в развитии.
3. Измерение АД.
4. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью визуального исследования и плантографии.
5. Исследование остроты зрения.
6. Выявление предмиопии (склонности к близорукости) с помощью теста Малиновского.
7. Выявление нарушений бинокулярного зрения с помощью теста Рей-неке.
8. Выявление нарушений слуха с помощью шёпотной речи.
9. Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов (тест-полосок).
10. Оценка уровня физической подготовленности.
Расширенная программа скрининг-тестирования представлена в ПриказеМинздрава России №186/272 от 30.05.1992 г.
По данным Руководства по педиатрии под ред. А. А. Баранов




















1.3 Профилактика инфекционных заболеваний в общеобразовательных учреждениях.
Одной из основных причин распространения заразных болезней является несоблюдение требований гигиены. Далее играет роль то обстоятельство, что тесное и продолжительное общение между собой детей происходит в закрытом помещении, тогда как восприимчивость к заразным болезням значительно понижается при общении людей на открытом воздухе.

Вот почему особенно важно проведение гигиенических мероприятий в школе. Школа должна проводить меры профилактики инфекционных болезней.

Книги, тетради, игрушки, естественно, могут являться источниками заразы. Произведёнными бактериологическими исследованиями на страницах книг обнаружены самые разнообразные виды бактерий, как-то: туберкулёза, дифтерии, заразных болезней волос, кожи и др. А между тем как раз книги и тетради принадлежат к трудно дезинфицируемым предметам. Для дезинфекции книг в большом количестве, как, например, в школьных библиотеках, рекомендуется применять формалин или сухой жар.

В деле борьбы с детскими инфекционными заболеваниями должны принимать участие все работники школы - школьный врач, администрация, педагогический и технический персонал и детский актив.

От учителя, в силу близости его к детям и подросткам, не ускользают и самые незначительные колебания в их настроении, часто тесно связанные с состоянием их здоровья, с начинающимся заболеванием. Некоторые учителя имеют хорошее обыкновение перед началом занятий спрашивать детей о состоянии их здоровья и здоровья домашних.

Для ограждения школы от инфекционных заболеваний нужно проводить строгий учёт заболеваний. В случае отсутствия ребёнка или подростка в школе педагог должен в первые два-три дня выяснить причину неявки ученика. Лечащий врач должен извещать школу, или детское учреждение о заболевании школьника острозаразной болезнью. Лечащий врач обязан также ставить в известность и другие детские учреждения, которые посещают дети и подростки, проживающие в одной квартире с больным. Это же самое обязательно в отношении взрослых, работающих в детских учреждениях, в тех случаях, если в их квартире имеется заразный больной. Такого же извещения следует требовать и от родителей. Необходимо также разъяснять родителям о недопустимости посылки в школу самого выздоровевшего ученика или детей и подростков, соприкасавшихся с больным, без разрешения врача. Школьные же работники должны следить за точным исполнением установленного правила о недопущении ребёнка или подростка в школу даже после трёхдневного отсутствия его без записки врача, так как он мог быть болен инфекционной болезнью. Школа должна вести дневник отсутствующих детей.

В начале учебного года школьная медицинская сестра составляет персональный список всех вновь поступающих в школу детей с указанием (со слов родителей), какие острые инфекционные болезни и в каком возрасте перенёс ребёнок. В целях профилактики заноса инфекции в школу или иное детское учреждение необходим тесный контакт школьного врача и медицинской сестры с поликлиникой. Весьма желательно, чтобы медицинская сестра, идя на работу в школу, заходила в поликлинику для получения справки, не поступали ли в поликлинику сигналы в течение последних суток о заболевании кого-либо из учащихся школы или о наличии возможного контакта их с заразными больными.

В деле профилактики заразных болезней имеют большое значение правильные гигиенические навыки, как, например, тщательное мытьё рук, пользование отдельной посудой, привычка прикрывать рот и нос платком или рукой при кашле, чихании, забота о чистоте тела, белья и одежды, непосещение больных с невыясненным диагнозом, обращение к врачу при первом подозрении на заболевание и т. н. Основная роль в привитии этих навыков, в повседневном непосредственном проведении гигиенического воспитания принадлежит учителю; она предусмотрена и положением о классном руководителе.

Учитель помогает врачу при проведении массовых прививок. Ввиду проявляемого детьми страха перед уколом очень важно правильно организовать производство прививок: вначале прививать тем детям, которые не трусят и на своём примере убеждают других детей, что в производстве прививок нет ничего страшного. Учитель лучше знает детей и может оказать на них хорошее успокаивающее влияние, поэтому его присутствие на прививках необходимо.

Противоинфекционные мероприятия в учреждениях летней оздоровительной кампании, в пионерских лагерях, а также в санаторно-лесных школах и детских домах. Необходимо всеми способами добиться, чтобы лагерь или другое детское учреждение было укомплектовано в течение не более 2 дней со дня его открытия. Всякие позднейшие пополнения, иногда затягивающиеся на несколько дней, нередко являются источником заноса инфекции в лагерь.

Замечено, что число заболеваний, в частности, инфекционных, учащается после родительских посещений. Посещения родителей должны быть сокращены до минимума. Во время этих посещений необходимо следить, чтобы родители не ходили в спальни, не садились на детские кровати, чтобы они не кормили детей бесконтрольно привезёнными продуктами. Известно, что наибольшее число заболеваний в летнее время падает на желудочно-кишечные. При прогулках в лес нужно следить, чтобы дети не ели много всякой зелени, например, щавеля и ягод. Надо тщательно следить за состоянием здоровья детей, за состоянием их желудочно-кишечной деятельности и при малейших признаках расстройства последней нужно направлять ребёнка (подростка) к врачу или к медицинской сестре. В лагерях и колониях особо большое значение приобретает доброкачественная вода, защита продуктов от загрязнения и от мух и борьба о последними. В этом отношении педагоги должны оказывать повседневную помощь медицинскому персоналу по его указаниям.

Чтобы педагог мог практически осуществлять профилактические мероприятия в данной области, он должен иметь представление о наиболее важных инфекционных заболеваниях детей.






1.4 Значение личной гигиены школьника для профилактики инфекционных заболеваний
Школа – это не только «храм знаний», но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют и требования личной гигиены. Учителям и родителям необходимо помнить: от того, насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.
Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.
1. Ежедневно совершать утренний туалет.
2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.
3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.
4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.
5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.
Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях необходимо:
• регулярно проветривать учебные помещения;
• ежедневно проводить влажную уборку классов и коридоров школы;
• проверять наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;
• проводить противобактериальную обработку туалетов;
• соблюдать гигиеническую чистоту пищеблоков;
• осуществлять контроль продуктов питания.



Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры
детского школьного учреждения в профилактике заболеваний у
школьников

2.1 Организация исследования

Исследование проводилось на базе городского школы №32 г. Сургута. Педагогический коллектив состоит из 82 человек, из которых 77 педагогов имеют высшее образование, 4 средне специальное. В исследовании участвовали 36 учителей данного школьного учреждения.
Методы исследования:
) Анализ литературных источников.
) Анализ медицинской документации.
) Анкетирование.

2.2 Результаты исследования

По результатам анализа медицинской документации за последние 3 года были получены следующие результаты:
1) На 35% снизилась первичная заболеваемость детей.
2) На 19% снизилась вторичная заболеваемость.







Анализ заболеваемости за последние 3 года представлен на рисунке №1.

Рисунок 1. Сравнительный анализ заболеваемости

По результатам исследования, представленным на рисунке №1, следует отметить, что в ходе проведенных профилактических мероприятий в школах отмечается тенденция к снижению первичной и вторичной заболеваемости.
Структурный анализ заболеваемости
Анализ заболеваемости представленный на рисунке №2, в виде диаграммы показал, что снижение заболеваемости у детей, за счет простудных заболеваний. Следует отметить, что наибольшую тревожность оставляют высокие цифры травматизма. Несмотря на тенденцию к снижению превышение уровня 7% является высоким и требует боле эффективных мероприятий, направленных на профилактику травматизма.

Рисунок 2. Диаграмма, представляющая структурный анализ заболеваемости
Результаты оценки деятельности медицинского персонала школьного учреждения методом анкетирования показали следующие результаты.


Рисунок 3. Оценка работы медицинского персонала

Результаты работы медицинского персонала, направленные на профилактику заболеваний у школьников представлены в виде диаграммы, на рисунке №3.
По результатам оценки работы медицинского персонала, можно сделать вывод, что 80% опрошенных учителей оценивают работу медицинского персонала положительно.


Рисунок 4. Оценка целесообразности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом школьного учреждения

Результаты оценки целесообразности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом школьного учреждения, направленные на профилактику заболеваний у школьников представлены в виде диаграммы, на рисунке №4. По результатам оценки целесообразности профилактических мероприятий, можно сделать вывод, что 66% опрошенных учителей оценивают работу медицинского персонала положительно (целесообразно).

Рисунок 5. Оценка своевременности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом школьного учреждения

Результаты оценки своевременности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом школьного учреждения, направленные на профилактику заболеваний у школьников представлены в виде диаграммы, на рисунке №5. По результатам оценки своевременности профилактических мероприятий, можно сделать вывод, что 80% опрошенных учителей считают работу медицинского персонала своевременной.
Оценка полноты охвата профилактическими мероприятиями школьного учреждения
Оценка полноты охвата профилактическими мероприятиями школьного учреждения показала, что 70% учителей считают, что медицинский персонал полностью выполняет профилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости.

Рисунок 6.

Оценка удовлетворенности профилактическими мероприятиями школьного учреждения показала, что 70% учителей удовлетворены работой медицинского персонала.

Рисунок 7.
При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенные персонал ответит следующим образом:
большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе, так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы;
усовершенствовать оборудование;
организовать профилактику заболеваний у лиц с которыми дети контактируют вне учреждения;
При оценке ограничений, которые могут быть устранены, опрошенные персонал ответит следующим образом:
Улучшить материально техническую базу;
Привлечь новые кадры.
В оценке пожеланий руководству было предложено снова обратить внимание на новые кадры.


В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей – одна из важнейших задач советской школы. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники. Школьная медсестра, являясь основным помощником врача и посредником между директором школы и представителями здравоохранения, организовывает и проводит лечебно-профилактические мероприятия в школе.

В связи с изменением школьных программ и интенсификацией учебного процесса, естественно, увеличилась нагрузка на организм школьника. Поэтому медицинский работник школы должен систематически следить за выполнением рекомендаций органов санитарного надзора, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся.
Медицинская сестра школы работает по заранее разработанному годовому плану с учетом направлений и задач, стоящих перед здравоохранением и просвещением. Перед началом учебного года учащиеся, как правило, проходят медицинский осмотр врачами-специалистами в поликлинике. Данные осмотра заносятся в специальные карточки, которые поступают к медицинской сестре в школу. Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача берет на диспансерный учет с целью незамедлительной работы по их оздоровлению. Она следит, чтобы дети своевременно проходили осмотр и выполняли все необходимые лечебно-оздоровительные процедуры. В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в условиях стационара.
Данные об медицинском кабинете на примере 32 школы города Сургут
У медицинских работников в школе имеется допуск,так же отдельно имеется допуск туберкулинодиагностики. В учреждении работает один фельдшер Алия Ренатовна. Но три раза в месяц приходит для проведения вакцинации медицинская сестра и врач-педиатр. Это связно с тем,что фельдшер не в силах провести вакцинацию одна.
По результатам анкетирования согласия родителей на прививку стало ясно,что согласны многие на прививки,но и существуют отказы родителей к примеру от пароита, адсм и кори. Прививочные формы есть на всех учащихся,которые лежат в 26 фармах. Прививочные паспорта в руках у родителей учащихся.Школе выделен отдельно прививочный кабинент,в котором заказывают вакцины. Заказ вакцины осуществляется по бланку.(см.рис1.)

Рис 1.
В школе №32 нет прививочной бригады. Все закреплены к пятой поликлинике. По причине того, что нет прививочной бригады, все прививки ставит сама фельдшер и прививочная медицинская сестра из поликлиники.
Хранение происходит в двух холодильниках, в первом хранятся вакцины АКДС, БЦЖ,краснухи,паротита и т.д. Во втором холодильнике находится адреналин. В холодильниках стоят два термометра,один на верхней части,второй на нижней. Температура должна быть 5 градусов. Фельдшер ведет журнал термометрии холодильника, в котором указывается температура при приходе у уходе с работы фельдшера. Контроль срока годности бака препаратов записывается в журнале после получения дозы. В журнале указывается поставщики и срок годности.



Дети в 7 лет Ревакцинация против туберкулеза Проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулиноотрицательным детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики туберкулеза в соответствии с инструкциями по их применению
Дети в 14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка Проводится в соответствии с инструкциями по применению анатоксинов с уменьшенным содержанием антигенов детям данной возрастной группы
Третья ревакцинация против полиомиелита Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению.
Ревакцинация против туберкулеза Проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулиноотрицательным детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики туберкулеза в соответствии с инструкциями по их применению.
В субъектах Российской Федерации с показателями заболеваемости туберкулезом, не превышающими 40 на 100 тыс. населения, ревакцинация против туберкулеза в 14 лет проводится туберкулиноотрицательным детям, не получившим прививку в 7 лет.

Дети от 1 года до 18 лет, девушки от 18 до 25 лет Иммунизация против краснухи Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям от 1 года до 18 лет не болевшим, не привитым, привитым однократно против краснухи и девушкам от 18 до 25 лет, не болевшим, не привитым ранее.
Дети с 6 месяцев, учащиеся 1-11 классов; студенты высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.); взрослые старше 60 лет Вакцинация против гриппа Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин ежегодно данным категориям граждан
Дети в возрасте 15-17 лет включительно и взрослые в возрасте до 35 лет Иммунизация против кори Иммунизация против кори детям в возрасте 15-17 лет включительно и взрослым в возрасте до 35 лет, не привитым ранее, не имеющим сведений о прививках против кори и не болевшим корью ранее проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин двукратно с интервалом не менее 3-х месяцев между прививками.
Лица, привитые ранее однократно, подлежат проведению однократной иммунизации с интервалом не менее 3-х месяцев между прививками

В школе №32 г .Сургут врач физиопедиатр тубдиспаснасера не закреплен.

Заключение

В заключении следует отметить, что медицинская профилактика включает такие направления деятельности, как иммунизация, санитарно-эпидемиологический надзор и осуществление программ раннего выявления болезней, каждое из которых, как правило, хорошо интегрировано в рутинное медицинское обслуживание населения.
Необходимо переориентировать систему медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях на обеспечение равного доступа всех обучающихся к технологиям профилактики школьно-обусловленных заболеваний (заболевания глаз, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нервно-психические расстройства) и профилактики рискованных форм поведения детей.
Основной целью медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях является сохранение и укрепление физического и психического здоровья (трудовой и оборонный потенциал страны, репродуктивное здоровье), формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни населения (в том числе медицинской активности).
Задачами медицинского обеспечения в образовательных учреждениях являются:
1) выявление и профилактика факторов риска развития заболеваний (значительные учебные нагрузки, низкая двигательная активность, нерациональное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, ранняя сексуальная жизнь, социальное неблагополучие в семье);
2) проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
3) гигиеническое обучение детей, педагогов и родителей, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;
4) проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, в том числе организация вакцинопрофилактики;
5) организация профилактических медицинских осмотров (динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка) и диспансерного наблюдения детей, контроль (совместно с участковым педиатром) за медицинской подготовкой юношей к военной службе;
6) оздоровление детей со школьно-обусловленными отклонениями в здоровье (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР-органов, невротические расстройства и расстройства органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы);
7) взаимодействие с педагогами и психологами образовательных учреждений, с родителями учащихся по предупреждению заболеваний и оздоровлению детей и подростков;
8) медицинская профориентация;
9) обеспечение готовности и оказание при необходимости экстренной медицинской помощи.
Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях осуществляется с использованием следующих технологий работы:
доврачебные скрининг-обследования и педиатрические осмотры;
комплексные (с участием врачей-специалистов) профилактические врачебные осмотры обучающихся и в декретированные сроки;
анализ результатов осмотров детей и подростков, разработка индивидуальных рекомендаций, направление детей с выявленными нарушениями здоровья на углубленное обследование в поликлиники по месту жительства;
контроль за условиями обучения и воспитания;
организация рационального питания, в том числе обеспечение щадящего питания для детей с патологией органов пищеварения и нарушениями обмена веществ;
контроль за работой пищеблока образовательного учреждения;
контроль за организацией трудового обучения;
контроль за организацией физического воспитания, в том числе медицинский контроль за состоянием здоровья детей, участвующих в спортивных соревнованиях и туристических походах;
оздоровление учащихся с хроническими заболеваниями ЛОР-органов и верхних дыхательных путей;
оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
оздоровление детей с нарушениями зрения;
оздоровление детей с невротическими расстройствами;
оздоровление детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями органов пищеварения и расстройствами обмена веществ;
гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, проведение санитарно-просветительской работы для родителей и педагогов;
индивидуальный подбор (совместно с психологом) прогрессий и специальностей в соответствии с интересами и способностями учащихся и их состоянием здоровья;
обучение персонала образовательных учреждений основам экстренной доврачебной помощи.
Оснащение медицинского кабинета регламентируется санитарными нормами и правилами и осуществляется образовательными учреждениями.
Для эффективного медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях необходим постоянный и активный контакт с обучающимися,а не в режиме «ожидания», как это существует сейчас в лечебно-профилактических учреждениях.
В сельской местности и городах во всех образовательных учреждениях, с численностью обучающихся более 250 детей в течение всего времени работы учреждения должна находиться медицинская сестра. Нормативы врачебного персонала: в городах с численностью более 25 тыс. населения - 1 врач на 1200 детей, в остальных населенных пунктах - 1 врач на 600 детей. Нормативы численности медицинского персонала должны исходить из наполняемости школы, графика ее работы и удаленности образовательного учреждения от лечебно-профилактического учреждения для детей.
Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях возлагается на соответствующие отделения детских амбулаторно-поликлинических учреждений. Они должны обеспечить интеграцию профилактической деятельности медицинских работников, школьных психологов, учителей физической культуры, работников пищеблоков, представителей родительской общественности и др.



Список литературы:

1. Акимкин В.Г. Группы внутрибольничных инфекций и системный подход к их профилактике в многопрофильном стационаре // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2003. — № 5.
2. Акимкин В.Г. Организация деятельности больничного эпидемиолога и основные направления профилактики внутрибольничных инфекций в многопрофильном стационаре. Методические указания по эпидемическому надзору за внутрибольничными инфекциями №28–6/34 от 02.12.1987 г.
3. Бактерийные, сывороточные и вирусные лечебно-профилактические препараты. Аллергены. Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник. Справочник практического врача /Под ред. Н.А.Озерецковского, Г.И.Останина. — СПб.: Фолиант, 1998. — 512 с.
4. Быстрякова Л.В., Сорокина О.А., Александрова К.А. К вопросу об эволюции внутрибольничных инфекций / Микст-инфекции у детей: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Спб.: НИИ детских инфекций; М., 1995. – Ч. 1.
5. Веткина И.Ф., Комаринская Л.В., Ильин И.Ю., Cоловьева М.В. Современный подход к выбору дезинфицирующих средств в системе профилактики внутрибольничных инфекций. – М.: ФАРМиндекс-Практик, 2005, вып. 7
6. Внутрибольничные инфекции / Под ред. Р.П.Венцела. – М.: Медицина, 1990. – 656 с.
7. Внутрибольничные инфекции /Под ред. Р.П.Венцела. — М.: Медицина, 1990. — 656 с.
8. Главная медицинская сестра. — 2005. — № 9.
9. Евплов В.И. Профилактика внутрибольничных инфекций. Сборник документов, комментарии, рекомендации. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 256 с. (серия «Медицина для вас»).
10. Зайцева З.В., Ульянова В.Л., Солонинкина Л.Ф. Единая технологическая линия по профилактике внутрибольничных инфекций в периоперативной практике // Медицинская сестра. – 2007. – № 2
11. Закиров И.И., Кумирова Э.В. Долговременный венозный доступ в педиатрии. Стратегия снижения частоты катетерассоциированных инфекций // Медицинская сестра. – 2007. – № 3
12. Контроль внутрибольничных инфекций: приложение к журналу «Медицинская сестра» / Под ред. Н.И.Брико. – М.: Русский врач, 2003. – 96 с.
13. Концепция профилактики внутрибольничных инфекций, утвержденная 06.12.1999 г. МЗ РФ. — М., 1999. — 20 с.
14. Коршунова Г.С. Состояние заболеваемости внутрибольничными инфекциями в Российской Федерации // Главная медицинская сестра. – 2006. – № 8.
15. Кудрявцева Е.Е., Железный А.В., Манькович Л.С. Оптимизация выбора дезинфицирующих средств для профилактики внутрибольничных инфекций. — Актуальные проблемы дезинфектологии в профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний // Материалы Всерос. науч. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И.Вашкова. — М.: ИТАР-ТАСС, 2002. — 244 с
16. Маркова Ю.Н. Обучение в области профилактики и контроля внутрибольничных инфекций // Дезинфекц. дело. — 2002. — № 3.
17. Меньшиков Д.Д., Каншин Н.Н., Пахомова Г.В. и др. Профилактика и лечение внутрибольничных гнойно-септических инфекций // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2000. — № 5.
18. Методические указания по эпидемическому надзору за внутрибольничными инфекциями №28–6/34 от 02.12.1987 г.
19. Рыжонина Т.В. Профилактика внутрибольничной инфекции // Медицинская сестра. – 2006. – № 7.
20. Щербаков П.Л. Новые технологии обработки и дезинфекции эндоскопов // Медицинская сестра. – 2006. – № 2






















Приложения
Анкета для персонала школьного учреждения
Инструкция. Вашему вниманию предоставлены вопросы анонимной анкеты, целью которой является анализ эффективности работы медицинского персонала, направленной на профилактику заболеваний у школьников
. Как Вы отмечаете работу медицинского персонала, направленную на профилактику заболеваний у школьников________________________________
. Считаете ли Вы целесообразными мероприятия, которые проводит медицинский персонал________________________________________________
. Считаете ли Вы своевременными мероприятия, которые проводит медицинский персонал_______________________________________
. Отмечете ли по полноту охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний, в Вашем школьном учреждении________________________________
. Удовлетворены ли Вы работой медицинского персонала с детьми в Вашем классе? __________________________________________
. Ваше отношение к проведению мероприятий_________________________________________________
.Какие мероприятия, по Вашему мнению, могут усовершенствовать профилактику заболеваний у школьников? ________________________________
.Укажите ограничения, препятствующие эффективной профилактической работе с детьми и подростками? __________________________
.Ваши пожелания руководству по реформации работы сестринского персонала в школьном учреждении______________________________
Большое спасибо за Ваши искренние ответы на вопросы.

© Copyright 2012-2020, Все права защищены.