Рабочая программа по биологии в 5 классе

План урока по предмету «Биология»
Информация о работе
  • Тема: Рабочая программа по биологии в 5 классе
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: План урока
  • Предмет: Биология
  • Количество страниц: 26
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2015-05-24 04:37:02
  • Размер файла: 55.82 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Гармашевская основная общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на заседании МО
Протокол №______
от "_____" ___________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР________Л.Ф.Сульженко
«Утверждаю»
Директор школы _____Т.И.Поволоцкая
Приказ №______
от "_____"___________2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
В 5 КЛАССЕ

Уровень обучения: базовый


Автор программы:
Сульженко Людмила Фёдоровна,
учитель биологии,
I квалификационная категория.
.



с. Гармашевка

2015 – 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой и др.
(концентрический курс)

Рабочая программа составлена на основе:
• Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
• основной образовательной программы МКОУ Гармашевская ООШ
• Примерная основная образовательная программа.
• Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
• Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304с.
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к ис-пользованию в образовательном процессе в ОУ на 2013-2014 учебный год, автор-ской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступе-ни основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандар-том формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных спо-собов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведе-ние 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое вни-мание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, на-учного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемст-венностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внут-рипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значи-мости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и те-матического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведе-ние лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, ма-териально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение дея-тельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагоги-ческих технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, ис-следовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам ос-воения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением со-циальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением харак-тера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологическо-го образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наи-более общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образова-ния являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отноше-ний, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей цен-ностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информаци-онной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процес-се познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмо-ционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формиро-вание у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о еёмногообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные пред-меты» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности науч-ной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить экспе-рименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осозна-ние значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяют-ся ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общест-венные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изуче-ние живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к жи-вым объектам.
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значи-мости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным осо-бенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ок-ружающей среде;
• развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (вклю-чая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать опреде-ления понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защи-щать свои идеи);
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по-ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зре-ния, отстаивать свою позицию.
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по-ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи-телем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее реше-ние и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи¬ровать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере.
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных при-знаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
 приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необхо-димости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к опреде-ленной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли чело-века в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологи-ческого разнообразия для сохранения биосферы;
 различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов че-ловека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозак-лючения на основе сравнения;
 выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обита-ния; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между осо-бенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере.
 знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности.
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препа-ровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности.
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
 рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культур-ных растений и домашних животных, ухода за ними;
 проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере.
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой приро-ды.

Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основ-ного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280,из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю. Учебное со-держание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 2 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. В связи с мо-дульной системой уроки объединены по темам. Поэтому на изучение разделов «Многооб-разие живых организмов» и «Жизнь живых организмов на планете Земля» добавлено по 1 часу за счет сокращения времени на изучение темы «Человек на планете Земля», на кото-рую в рабочей программе выделено 4 часа. Резервное время (3 часа) может быть исполь-зовано на закрепление и повторение знаний через проведение экскурсии «Весенние явле-ния в природе» или«Многообразие живого мира».

Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

№ п/п Название раздела Количество ча-сов /программа Пономарёвой/ Количество часов /рабочая программа/
1. Биология – наука о живой природе 8 8
2. Многообразие живых организмов 11 12
3. Жизнь организмов на планете Земля. 7 8
4. Человек на планете Земля 6 4
5. Резерв 2 3
Итого: 33 ч 35 ч

Лабораторные работы:
1. «Изучение строения увеличительных приборов»
2. «Знакомство с клетками растений».
3. «Знакомство с внешним строением растения»
4. «Наблюдение за передвижением животных»

Экскурсии:
«Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира».

Контроль уровня знаний.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно–познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных пред-метов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внеш-ней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы ос-новного общего образования определяется по результатам промежуточнойи итоговой ат-тестации обучающихся.Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оцен-кой.Итоговая аттестацияхарактеризует уровень достижения предметных и метапредмет-ных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования.При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и ин-струментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле-нию и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложе-ния», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного про-должения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превыше-ние, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
• повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка«4»);
• высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: те-кущего, промежуточного и итогового.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, со-держание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровне-вой и профильной дифференциации.

Основное содержание по темам рабочей программы
Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 5 класс
(35 ч, из них 2 ч – резервное время)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни пер-вобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Ис-пользование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Демонстрация
 Обнаружение воды в живых организмах;
 Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
 Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.

Планируемые результаты обучения:

1. Личностные:
* формирование ответственного отношения к обучению;
* формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
* формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
* осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
* формирование основ экологической культуры
2. Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
* проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
* ставить учебную задачу под руководством учителя;
* систематизировать и обобщать разумные виды информации;
* составлять план выполнения учебной задачи.
3. Предметные:
Учащиеся должны знать:
* основные признаки живой природы;
* устройство светового микроскопа;
* основные органоиды клетки;
* основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
* ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
* объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
* характеризовать методы биологических исследований;
* работать с лупой и световым микроскопом;
* узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
* объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
* соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Про-цессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природеи для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтези-рующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, об-ладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фото-синтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папорот-ники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размноже-ние. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чисто-ты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообра-зия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».
Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
 Гербарии различных групп растений.


Планируемые результаты обучения:
1. Личностные:
* формирование ответственного отношения к обучению;
* формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
* формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
* осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
* формирование основ экологической культуры.
2. Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
* проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
* использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной за-дачи;
* самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
3. Предметные:
Учащиеся должны знать:
* существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
* основныепризнаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
* определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
* устанавливать черты сходства и раз¬личия у представителей основных царств;
* различать изученные объекты в природе, на таблицах;
* устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
* объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обита-ния. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о кругово-роте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сооб-ществ.
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Ред-кие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие жи-вого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Планируемые результаты обучения:

1. Личностные:
* формирование ответственного отношения к обучению;
* формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
* формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
* осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
* формирование основ экологической культуры.
2. Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
* находить и использовать причинно-следственные связи;
* строить, выдвигать и форму¬лировать простейшие гипотезы;
* выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
3. Предметные:
Учащиеся должны знать:
* основные среды обитания живых организмов;
* природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
* сравнивать различные среды обитания;
* характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
* сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
* выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
* приводить примеры обитателей морей и океанов;
* наблюдать за живыми организмами

Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч)

Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека совре-менного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития жи-вой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезнове-ния многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Планируемые результаты обучения:

1. Личностные:
* формирование ответственного отношения к обучению;
* формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
* формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
* осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
* формирование основ экологической культуры.
2. Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
* работать в соответствии с поставленной задачей;
* составлять простой и сложный план текста;
* участвовать в совместной деятельности;
* работать с текстом параграфа и его компонентами;
* узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
3. Предметные:
Учащиеся должны знать:
* предков человека, их характерные черты, образ жизни;
* основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
* правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
* простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
* объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
* объяснять роль растений и животных в жизни человека;
* обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
* соблюдать правила поведения в природе;
* различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
* вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих то-варищей.
Резерв (3 часа)
Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.

Критерии оценивания

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного мате-риала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при уст-ных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруд-нение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменён-ные вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного мате-риала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

Вид контроля количество часов (работ)
Лабораторные работы 3
Обобщающие уроки 2
Тестовый контроль 4
Подготовка сообщений
Составление таблиц в тетради 5
Итоговые контрольные работы 2 (декабрь, май)

Информационно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в шко-ле, 2007. №6.
3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школь-ных технологий, 2006.
6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в шко-ле, 2006, №6.
7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уро-ков биологии. Пермь, 2006.

Мультимедийная поддержка курса
1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный ком-плекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

Основная литература для учащихся
1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреж-дений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учащихся
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.
2. Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.
3. Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.
4. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.
5. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
7. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
9. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.


Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов»
2. http://www.fcior.edu.ru/
3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефо-дий»
7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата
Тема урока Тип урока
Форма прове-дения Формы организа-ции учебно-познавательной деятельности уча-щихся Планируемые результаты Система контроля Основные средства обучения ЭОР д/з
План Факт
Личностные Метапредметные Предметные
Раздел 2. Многообразие живых организмов – 12 часов
10 Царства живой природы. Актуализация понятий «классифика-ция», «систе-матика», «царство», «вид». Царства кле-точных орга-низмов. Виру-сы - неклеточ-ная форма жизни: их строение, зна-чение и меры профилактики вирусных за-болеваний. Индивидуальная:
Объяснять сущ-ность термина «классификация».
Давать определение науке систематике.
Знать основные таксоны классифи-кации – «царство» и «вид».
Продуктивная:
Характеризовать вид как наимень-шую единицу классификации.
Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.
Творческая: Назы-вать отличительные особенности строения и жизнедея-тельности вирусов Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных ин-фекциях и их профилакти-ке; развитие интеллекту-альных уме-ний анализи-ровать осо-бенности живых организмов и определять их при-надлежность к царствам природы.
М. умение работать с дополнительной литера-турой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать до-полнитель-ный матери-ал.
П. приведение доказательств взаимосвязи че-ловека и окру-жающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных забо-леваний, ВИЧ-инфекции; уме-ние определять принадлежность организмов к определённой систематиче-ской группе. самокон-троль взаимо-контроль знаний.
Составить сравни-тельную хар-ку
Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, Ивановского, фрагмент в/ф о ВИЧ.

Царства живой природы
Анимация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f1-1000-4ddd-c014-350046b3269e/003.swf
Царства живой природы
Интерактивное задание
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000449-1000-4ddd-9c0f-0b0046bc4311/007.swf
§ 8.
11 Бакте-рии: строение и жизне-деятель-ность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа орга-низмов. Про-цессы жизне-деятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах. Приобретение знаний:
Выделять и назы-вать главные осо-бенности строения бактерий, исполь-зуя рисунок учеб-ника.
Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.
Объяснять сущ-ность терминов: «автотрофы», «ге-теротрофы», «прокариоты», «эукариоты».
Различать свойства прокариот и эука-риот.
Творческая: Срав-нивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бак-терий-гетеротрофов в природе Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бак-териальных инфекциях и их профилак-тике;

. М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронны-ми П. выявление существенных признаков про-кариот и эука-риот; определение принад-лежности бак-терий к прока-риотам; разли-чение на рисунках частей бак-териальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в при-роде Взаимо-контроль
Терена-жор «Бак-терии» Таблицы, ЭОР, учебни-ки, дополнительная ли-тература.

Разнообразие бактерий
Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004cb-1000-4ddd-4b74-200046bc432d/0019.jpg
Слайд "Культура бактерий"
Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79491425-37e9-4496-8679-3b5e5bb52e4a/%5BNB6_1-1%5D_%5BPK_SL-L-17%5D.jpg
Биологические карты "Бактерии"
Интерактивное задание
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1/0046_1.swf
§ 9, сообще-ния об ин-фек-ционных забо-лева-ниях и их про-фи-лак-тике.
12 Значение бактерий в приро-де и жиз-ни чело-века. Способствовать актуализации знаний о значе-нии бактерий в природе и жиз-ни человека, об ин-фекционных заболеваниях и их профилактике. Приобретение знаний. Индивидуальная, фронтальная: Характеризовать важную роль бак-терий в природе.
Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».
Аргументировать наличие фотосин-теза у цианобакте-рий, называть его продукты.
Различать бакте-рий по их роли в природе.
Приводить приме-ры полезной дея-тельности бакте-рий.
Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяй-стве.
Обсуждать значе-ние бактерий для человека. Сопос-тавлять вред и пользу, приноси-мые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий Л. Реализо-вать установ-ки здорового образа жизни на примере положитель-ного воздей-ствия закали-вающих про-цедур в про-филактике воздушно-капельных инфекций.
М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронны-ми); разви-вать способ-ность выби-рать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоро-вья, со-блюдая меры профи-лактики ин-фекционных заболеваний.
П. приведение доказательств необходимости профилактиче-ских мер для сохранения здоровья; фор-мирование представлений о роли бак-терий в круговороте веществ и пре-вращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приё-мов первой доврачебной помощи в слу-чае пищевого отравления. Сообще-ния уча-щихся Первич-ный кон-троль знаний, само и взаимо-контроль
Тест «Бакте-рии» Таблицы, иллюстрации, мультимедиа.

Изготовление продук-тов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9de57-0a01-022a-0149-e631efa1db71/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_03%5D.WMV
Значение бактерий/ Схема
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91a476d0-c245-492a-948e-36b61215d6dd/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BSH_04%5D.html
Болезнетворные бакте-рии челове-ка/Видеофрагмент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9ddfa-0a01-022a-01b1-ab1d6e4bc343/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_02%5D.WMV
§ 10. заполнить таб-лицу «Зна-чение бактерий»
13 Растения. Способствовать приобретению знаний об от-личительных свойствах рас-тений. Сравне-ние клеток рас-тений и бакте-рий. Деление царства расте-ний на группы.
Строение рас-тений. Размно-жение расте-ний. Роль цвет-ковых растений в жизни чело-века. Групповая, фрон-тальная. Проект-ный метод. Харак-теризовать главные признаки растений.
Различать части цветкового расте-ния на рисунке учебника, выдви-гать предположе-ния об их функци-ях.
Сравнивать цвет-ковые и голосе-менные растения, характеризовать их сходство и различие.
Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».
Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систе-матических групп.
Сопоставлять свойства расти-тельной и бактериальной клеток, делать выводы.
Характеризовать значение растений разных системати-ческих групп в жизни человека Л. Развитие умения срав-нивать живые объекты, ана-лизировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосе-мянным.
М. умение работать с разными ис-точниками информации; умение пре-образовывать информацию в ходе ра-боты над мини-проектами; умение рабо-тать в коман-де при созда-нии проектов и их защите; умение гра-мотно изла-гать свою точку зрения.
П. выделение существенных признаков рас-тений; опреде-ление различ-ных растений к определённым систематиче-ским группам; выявление су-щественных признаков спо-ровых и семен-ных растений; умение сравни-вать клетки растений и бактерий и де-лать умозаклю-чения об усложнении строения клет-ки растений; овладение уме-нием оценивать с эстетической точки зрения растения раз-личных групп. Приобре-тение зна-ний, само и взаимо-контроль. Тренажер Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии.

Многообразие растений
Видеофрагмент
http://files.school-collec-tion.edu.ru/dlrstore/cc98133d-268f-4272-9520-f845f1e6a5d1/%5BBIO6_01-01%5D_%5BMV_01%5D.wmv


Особенности организа-ции низших и высших растений
Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000358-1000-4ddd-2a2b-1b0046bb2fd2/0090.jpg
§ 11, под-го-товка к ла-бора-тор-ной рабо-те.
14 Лабора-торная работа
«Знаком-ство с внешним строени-ем побе-гов рас-тения»
Создать усло-вия для даль-нейшего фор-мирования на-выков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты. Приобретение и закрепление зна-ний Рассматривать побег цветкового растения, разли-чать и называть его части.
Определять расположение почек на побеге цветкового растения.
Зарисовывать в тетради схему по-бега. Находить различные побеги у сосны. Характе-ризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвои-нок на побеге.
Устанавливать местоположение шишки.
Сравнивать значе-ние укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).
Формулировать общий вывод о многообразии по-бегов у растений Л. Развитие умений срав-нения биоло-гических объектов, умения делать выво-ды о много-образии и значении раз-личных ви-дов побегов.
. М. развитие коммуника-тивных свойств в хо-де выполне-ния работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение пре-образовывать информацию из одного ви-да в другой в ходе выпол-нения лабора-торной рабо-ты.
П. определение существенных признаков се-менных расте-ний; различение на таблицах, рисунках, гер-бариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с био-логическими приборами и инст-рументами Работа в парах, ин-дивиду-альная
Лабора-торная работа № 3 «Зна-комство с внешним строе-нием рас-тений
С.50 Микроскопы и лабора-торное оборудование, гербарии, живые экзем-пляры растений.

§ 11
15 Живот-ные. Способствовать приобретению знаний об осо-бенностях жи-вотных – гете-ротрофности, способности к передвижению, наличии орга-нов чувств. Среда обита-ния, однокле-точные и мно-гоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни челове-ка. Зависи-мость от окру-жающей среды. Фронтальная, ин-дивидуальная. Словесный, на-глядный Распозна-вать одноклеточ-ных и многокле-точных животных.
Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их раз-личие, называть части их тела.
Сравнивать строе-ние тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.
Называть много-клеточных живот-ных, изображён-ных на рисунке учебника.
Различать беспо-звоночных и по-звоночных живот-ных.
Приводить приме-ры позвоночных животных.
Объяснять роль животных в жизни человека и в при-роде.
Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизне-деятельность жи-вотных Л. Формиро-вание эстети-ческого от-ношения к живой приро-де при зна-комстве с различными животными.
М. умение работать с разными ис-точниками информации, анализиро-вать инфор-мацию, клас-сифициро-вать живые объекты.
П. выделение существенных признаков од-ноклеточных и многоклеточ-ных организмов их роли в кру-говороте ве-ществ и пре-вращении энергии в экосистемах; объяснение роли раз-личных живот-ных в жизни человека; раз-личение на ри-сунках и таблицах растений различных ти-пов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных жи-вотных. Приобре-тение и первич-ный кон-троль знаний. вопросы ст.56 Таблицы, чучела, мик-ропрепараты, ЭОР.

Многообразие много-клеточных животных
Видеофрагмент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e0a4-0a01-022a-00fc-cada01fab98c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_01%5D.WMV
Многообразие одноклеточных животных
Видеофрагмент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e177-0a01-022a-01f2-428db06a715c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_02%5D.WMV

Характерные признаки животных. Иллюстра-ция
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a8-1000-4ddd-a343-620046bb2fdf/31_2.jpg
§ 12. Знать тер-ми-ны.
16 Лабора-торная работа
«Наблю-дение за передви-жением живот-ных» Дальнейшее развитие навы-ков наблюдения и описания биологических объектов; уме-ние
фиксировать результаты на-блюдений в тетради и фор-мулировать вывод о значе-нии движения для животных. Индивидуальная, работа в парах Го-товить микропре-парат культуры инфузорий.
Соблюдать прави-ла работы с мик-роскопом.
Рассматривать жи-вые организмы под микроскопом при малом увеличении
Наблюдать за дви-жением животных, отмечать скорость и направление движения, сравни-вать пе-редвижение двух-трёх особей.
Зарисовать общий облик инфузории.
Формулировать вывод о значении движения для жи-вотных.
Фиксировать ре-зультаты наблюдений в тетради. Л. Формиро-вание позна-вательных интересов в ходе наблю-дении яза жи-вотными, сравнения их способов пе-редвижения, вывода о за-висимости способа передвиже-ния от среды обитания; развитие эстети-ческого отношения к живой приро-де.
М. умение работать с различными источниками информации; умение рабо-тать в парах; умение на-блюдать, де-лать выводы и заключения из увиденно-го.
П. развитие умения сравни-вать биологические объекты, делать выводы и умозаключе-ния на основе сравнения; ов-ладение мето-дами биологи-ческой науки (наблюдение, сравнение); со-блюдение пра-вил работы в кабинете био-логии. Лабора-торная работа № 4 «На-блюдение за пере-движени-ем живот-ных
С. 56 Микроскопы, культуры водных микроорганиз-мов, в/ф о простейших (инфузория туфелька § 12, по-вто-рить §§ 1-11
17 Грибы. Приобретение знаний об осо-бенностях цар-ства Грибы. Общая характе-ристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, мико-риза.
Индивидуальная, работа в группах. Словесный, на-глядный Устанав-ливать сходство гриба с расте-ниями и животными.
Описывать внеш-нее строение тела гриба, называть его части.
Определять место царства Грибы среди эукариот.
Называть знакомые виды грибов.
Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу.
Характеризовать питание грибов.
Давать определе-ния терминам: «сапрофит», «паразит», «хищник», «симбионт», гри-бокорень, пояс-нять их приме-рами.
Л. Знание ос-новных пра-вил отноше-ния к живой природе на примере сбо-ра грибов; развитие умения анализи-ровать ин-формацию об осо-бенностях грибов и де-лать выводы.
М. умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно из-лагать ин-формацию.
П. выделение существенных признаков цар-ства грибы; различение на рисунках, таб-лицах частей тела гриба; ов-ладение мето-дами биологи-ческих иссле-дований в про-цессе постановки опыта по выращиванию плесневых гри-бов (дома) и объяснению их результатов. Самокон-троль, взаимо-контроль
Тест «Грибы» Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень)

Строение шляпочного гриба http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/?fullView=1&from=&interface=catalog&class=48&subject=29&rubric_id[]=79216&rubric_id[]=79143
Таблицы, муляжи, влажные препараты, ЭОР.
Питание грибов. Ани-мация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000346-1000-4ddd-6801-380046bb2fd1/0050.swf
Грибы интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae/?interface=catalog&class=48&subject=29
§ 13, зало-жить опыт по выра-щиванию пле-сени
18 Много-образие и значение грибов. Актуализация и углубление знаний о мно-гообразии гри-бов, их роли в природе и жиз-ни человека.
Оказание приё-мов первой по-мощи при
отравлении грибами. Парная работа
Характеризовать строение шляпоч-ных грибов.
Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.
Описывать строе-ние плесневых грибов по рисунку учебника.
Знать значение терминов «анти-биотик», «пени-циллин».
Различать съедоб-ные и ядовитые грибы.
Обсуждать правила сбора и использования грибов.
Характеризовать значение грибов для человека и для природы
Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни чело-века.
М. умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), ана-лизировать полученные результаты, аргументиро-вано излагать их.
П. выделение существенных признаков гри-бов, значение грибов в круго-вороте веществ, в жизни чело-века; различе-ние на рисунках и муляжах съе-добных и ядо-витых грибов; освоение приё-мов оказания первой помощи при отравлении грибами; выяв-ление мер про-филактики грибковых за-болеваний. сообще-ния уча-щихся. Демонст-рация /строение мукора под мик-роско-пом/.
Составле-ние срав-нительной таблицы
Рис. 55 Таблицы, иллюстрации, микроскоп, плесневые грибы, ЭОР.
Грибы-паразиты, вызы-вающие заболевания культурных растений Интерактивное задание
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000034f-1000-4ddd-e569-590046bb2fd1/0076.swf
Грибы - разрушители древесины/ Видеофраг-мент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9df9e-0a01-022a-0137-156605fa729e/%5BBIO6_08-54%5D_%5BMV_02%5D.WMV
Дрожжи и плесени
Текст с иллюстрациями
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4da8bf87-978e-40a9-b739-6db9a7fb864a/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_04%5D.html
Съедобные и ядовитые грибы. Текст с иллюст-рациями
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878f822e-79d4-4f76-984e-079faf842f80/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_06%5D.html
§ 14. сде-лать кар-точки с гри-бами – двойни-ками
19 Лишай-ники Способствовать знакомству учащихся с об-щей характери-стикой лишай-ников, их мно-гообразием, значением, ме-стообитанием. Фронтальная, ин-дивидуальная. Ра-бота с книгой, бе-седа, рассказ.
Словесный, на-глядный. Приобретение знаний. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.
Различать типы лишайников на рисунке учебника.
Анализировать изображение внут-реннего строения лишайника.
Выявлять пре-имущества сим-биотического ор-ганизма для выжи-вания в неблаго-приятных условиях среды.
Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека Л. Формиро-вание позна-вательного интереса в ходе изучения симбиотиче-ского орга-низма; умение анализиро-вать инфор-мацию, де-лать выводы.
М. выбор ин-формации о строении, особенностях жизнедея-тельности лишайников их различных источников, структуриро-вание её.
П. выделение существенных признаков ли-шайников как симбиотиче-ских организ-мов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение до-казательств влияния факто-ров окружаю-щей среды на развитие ли-шайников (чис-тота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных ти-пов лишайни-ков Самокон-троль, взаимо-контроль – работа с гербар-ным материа-лом Гербарий, таблицы, ЭОР.
Строение лишайника видеофрагмент http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/?interface=catalog&class=48&subject=29
Лишайник иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29
§ 15, под-го-товка сооб-ще-ний о полезных и вред-ных орга-низ-мах.
20 Значение живых организ-мов в природе и жизни человека. Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни чело-века Индивидуальная, групповая, фрон-тальная. Сообще-ния учащихся. Приобретение и углубление зна-ний Рассматри-вать на рисунках учебника изображения жи-вотных и расте-ний, определять их значение для человека и природы. Дока-зывать на приме-рах ценность био-логического разнообразия для сохранения равно-весия в природе.
Объяснять необ-ходимость охраны редких видов и природы в целом
Л. Мотивация на изучение живой приро-ды, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам жи-вой природы.

М. структу-рирование материала, полученного их различных источников информации; умение гра-мотно изла-гать матери-ал; развитие способ-ностей выбирать це-левые уста-новки по от-ношению к живой приро-де П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окру-жающей среды; различение на таблицах и ри-сунках живот-ных и растений, нуж-дающихся в охране, зане-сённых в Крас-ную книгу Во-ронежской об-ласти; знание основных пра-вил поведения в природе. Составить схему «Биологическое разнооб-разие» Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа.

§ 16
21 Проме-жуточ-ный кон-троль. Обоб-щающий урок. Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многооб-разие живых организмов»
Индивидуальная, фронтальная От-вечать на итоговые вопросы по темам 1, 2.
Выполнять итого-вые задания по материалам темы.
Оценивать свои достижения по ус-воению учебного материала Л. формиро-вание интел-лектуальных умений стро-ить рассуж-дения, анали-зировать, де-лать выводы при выполне-нии заданий.
М. умение аргументиро-вать свою точку зрения, связанно из-лагать мате-риал.
П. продемон-стрировать ЗУН по темам. Контроль знаний, самокон-троль задания
С. 73-74 Тер-мины по те-мам 1-2