Русская культура XVII века

Курсовая работа по предмету «История России»
Информация о работе
  • Тема: Русская культура XVII века
  • Количество скачиваний: 169
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: История России
  • Количество страниц: 34
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2015-01-02 21:35:19
  • Размер файла: 55.79 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:


МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

          Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

                                    Кафедра истории Отечества.





                               


                                  Курсовая работа  на тему:

   

              Русская культура XVII века.




                                                                             Выполнила:


                                                             студент первого курса группы

                                                             И - 11 ( заочного отделения )

                                                             


                                                                              Проверил:

                                                             

                                                             доцент






                   



                                            Ульяновск, 2004 год.



                                     ПЛАН


                                       

 1. Введение


 2. Общая характеристика культуры 17 века


 3. Просвещение


 4. Научные знания


 5. Общественная мысль


 6. Литература


 7. Архитектура


 8. Живопись


 9. Музыка и театр


10. Взгляды и оценки писателей


  1. Заключение


12. Список литературы


                                 1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                


Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед богом существование народа и нации.        Русская культура - это, по выражению  Д.С.  Лихачева,  громадное разнообразие возможностей,  идущее  от  множества  истоков-учителей.1 Между тем культура - это огромное целостное влияние, которое делает людей, населяющих определенное пространство из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Все это есть в культуре 17-го века. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке  и  на протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них.

Явления, только еще зарождавшиеся в 17 веке не могут полностью объяснить тех изменений, которые произошли тогда в культуре, именно кризис средневековья и зарождение новой культуры. Следовательно нужно вдуматься в исторические условия того времени, рассмотреть их всесторонне. Именно это я постаралась показать в своей работе. Использовала произведения многих выдающихся писателей, таких как: Д.С. Лихачев, Б.И. Краснобаев, А.Н. Сахаров и т.д. большую роль сыграла критика дореволюционных авторов: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Г.В. Плеханова





                   

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ 17-го ВЕКА.  


Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. В истории русской культуры, как и в истории России в целом, 17 столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины 17 века начинается новый        период. Во всех сферах происходят заметные изменения. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и  обращения были условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в  области  культуры  затронули прежде всего города.

В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться самодержавной - крепостнической страной  с феодальной основой экономики и государственности. Это система продолжала укрепляться и выразилась в Соборном уложении 1649 года. Одновременно все большее значение приобретали новые явления социально-экономической жизни, выразившиеся в развитии общественного разделения труда и товарного производства,   в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка. Это привело к появлению первых, еще неустойчивых и слабых элементов буржуазных общественных отношений, что и позволяет считать 17 век началом нового периода Русской истории.

Противоречивость общественного развития предопределило небывалый размах народной борьбы. Недаром современники назвали 17 век «бунташным». Две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившихся по всей стране, знаменитый Медный бунт 1662 года, Стрелецкие восстания концы столетия - это лишь один из самых ярких проявлений народного недовольства. К этому следует добавить обострение внутри политической борьбы, конфликты между церковью и светской властью, борьбу внутри самой церкви, которая привела к ее расколу и вступление купечества со своими сословными притязаниями. Конфликты и потрясения, которыми заполнен весь 17 век, отразились в культуре, придав многим ее памятникам невиданную социальную остроту.    

Эти обстоятельства заставляли правящий класс совершенствовать и укреплять государственный аппарат. Происходило усиление централизации власти, ее эволюция от сословно - представительской монархии в сторону абсолютизма.

С зарождением буржуазных элементов  начался новый этап этнического развития русского народа - формирование русской нации. Развитие экономических связей, укрепление государственного единства, объединение больших масс людей в ходе крестьянских войн, длительной войны с внешними врагами, людские потоки, направлявшиеся в поисках воли, в южные степи и далекую Сибирь - все это способствовало местной обособленности, росту национального самосознания. Обобщение накопленных веками традиций, их распространение в ширь, усиление взаимопроникновения и слияния местных городов, обычаев, особенностей быта вели к развитию общности культуры русского народа. Однако этот процесс только начался и шел очень медленно. Одним из главных факторов, тормозивших его, было крепостное право, прикреплявшие крестьян к земле, а посадских людей - к посадам.

Изменения в общественной жизни предопределили основное развитие культуры и ее особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно- исторического процесса в 17 веке - это начавшееся разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, то есть придание ей светского характера.

Это было связано с ростом демократических тенденций в русской культуре. Церковь теряла ведущую роль в распределении идей и культурных ценностей, в этот процесс все шире включалась ремесленно- торговое городское население. В его среде формировались новые идеалы и представления, моральные и эстетические нормы и вкусы, вступавшие в противоречия с аскетическими канонами, утверждавшимися церковью. Крепло представление  о самоценности земной жизни с ее радостями и невзгодами, возрастало внимание к самому человеку, к его роли в событиях и в определении собственной судьбы, осознавалось значение его активной деятельности. Подобные взгляды и настроения распределялись и в придворных кругах, среди дворянства и при казной бюрократии. Особенно сильно они проявлялись в литературе, живописи, в произведениях истории и общественной мысли.

Новые явления развивались в борьбе с традициями средневековой культуры, базировавшиеся на религиозном мировоззрении. Консервативные илы в этой борьбе возглавляла церковь. Отстаивая незыблемость традиционной культуры, она противилась свободомыслию, отходу от средневековых канонов, препятствовало распространению светских знаний, принимало враждебную позицию по отношению к любым новшествам, особенно идущим с «Еретического  запада». Борьба светского и религиозных направлений и составляло основное содержание развития русской культуры 17 века.



             








                           3. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

 

Семнадцатый век с его  острыми  социальными конфликтами и длительной борьбой России против  внешних  врагов  был временем значительного подъема народного творчества.  Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть  популярными  различные  былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых  сборниках  конца XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор  ворота  широки,  а  собвора  узки",  "обещать  -  по  дворянски,  а   слово   держать   по крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье  слово, что рогатка". Одним из любимых героев произведений  народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич  Разин.  Вокруг  его имени уже в XVII веке  стали  складываться  многочисленные  легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими  чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались,  и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья  Мурамец оказывался есаулом на корабле Разина. Народные песни  рисуют  восстание как праздник:


              На матушке Волге праздник -

              Сходись, голытьба,  на праздник.

              Готовтесь, бояре на праздник.1 

Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело  определенные  и антицерковные тенденции. Оно  стало  сильнее  оказывать  влияние  на письменную литературу. Усиление влияние народного творчества на литературу  имело одной из важных своих предпосылок значительное  расширение  количества грамотных людей в семнадцатом веке.    Хотя масса населения  крепостной  страны  продолжало  оставаться неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII  в. значительно возросло, особенно в среде посадских  людей.  Развитие городской жизни, а также системы государственного  управления  вызвало большую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И. Соболевского, сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке  в  России среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%,  посадских людей - около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%. Можно предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в различных слоях русского общества был выше, нежели в  первой половине. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и других занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государственные учреждения, приказы и тем самым освободиться от тягла.  К концу семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Кроме того, в городах были еще так  называемые  "площадные подьячие", которые за плату составляли всякие  челобитные  и  другие документы. Грамотными были земские и церковные дьячки, ведшие текущее делопроизводство.

Помимо  значительно  расширявшейся  письменности,  все   большее распространение получали и  рукописные  книги.  Несмотря на  развитие книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду  с изготовлением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых  содержались  различные  материалы  -  и  духовного,  и светского содержания, отрывки из летописей, сказания.  В  монастырях были специальные хранилища книг во главе с  книгодержателями.       Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений – московских приказов, приказных изб в городах.

С 1671 г. для царя стали изготовляться  рукописные  "Куранты" -своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали  две "бумажные мельницы", отданные правительством на оброк  голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и  в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из  Франции  и Голландии.

Кроме того, в XVII веке писали также на  бересте  -  сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.

Как и прежде, писали специально приготовленными  чернилами, присыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы возили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и  сухой  песок  с Воробьевых гор.

Книги "одевали" в деревянные обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде  украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко  переплеты покрывались тканями - бархатом, атласом. Искусство  изготовления рукописных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так называемый растительный  "травный  орнамент"  получил  в этой  период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", характерной чертой  которого  было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами - эллипсами  и спиралями.

Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.

На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. Распространение книг приобрело значительно более широкое значение,  чем  в предыдущее время. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки.  Большие собрания книг на русском, латинском, польском,  греческом языках были у патриарха Никона,  князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

Дальнейшее распространение  рукописности  печатной литературы выдвигало потребность более   организованного   обучения грамоте и письму.

Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных  лиц, подьячих или родителей,  причем  женщины,  как  правило,  даже  в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей - Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языком, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в самой латинской грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возглавил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся "гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии.

Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII в.

Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.


                        4. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ


Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний XVII в. Конечно, и в это время продолжала распространяться старая литература о природе с ее богословско-мистическим истолкованием различных явлений. Но наряду с этим появлялся интерес к научной литературе западноевропейского Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлениям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование и распространение научных взглядов. Сами условия жизни Российского государства в XVII в. требовали перехода к более конкретному и реалистическому изучению природы, отказа от богословско-символического и мистического ее истолкования. При этом развивалась чисто  практическая сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковники заявляли, что "кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился"1 .

  •  Так, например, в семнадцатом веке умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математических познаний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдвинули необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с помощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.
  •  Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Олисиман Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изложены в "Уставе" практические сведения, сведения в области химии. Описаны также различные приборы для артиллерийского дела.
  •  Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и "травников". Опираясь на опыт народной медицины Холмогорский архиепископ Афанасий составил в 1696 году «Лечебник» с описание м болезней и средств против них.

         Наряду с практическими знаниями в области медицины на протяжении XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андреаса Везалия "О строении человеческого тела".

  •  Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное.

В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была позиция церкви.

  •  Большое развитие получили географические знания. 17 век - век великих географических открытий, явившихся большим вкладом в мировую науку. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт ( в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии). Расширились и были уточнены географические представления о территории собственной страны. Еще на рубеже 16-го 17-го веков была составлена сводная карта Русского государства («Большой чертеж»), который не сохранился. В 1627 году в Разрядном приказе была создана «Книга Большому чертежу», содержавшая перечень городов с указанием расстояний между ними.
  •  Существенные изменения происходили в развитии исторических знаний. Об усилении интереса к прошлому свидетельствуют многочисленные списки различных сочинений по истории, их широкое распространение среди представителей разных социальных слоев населения. Они пользовались большой популярностью. Расширился круг не только их читателей, но и их создателей.

             Возрос интерес к личности, к значению человеческой воли и разуму в историческом процессе. Все более утверждались прагматичное понимание истории, взгляд на событие как следствие деяния людей. В 17 веке еще продолжали составляться летописи. Известное произведения «новый летописец».

Большую роль в распределении исторических знаний сыграла книга ученого Иннокентия Гизеля «Синопсис», напечатанная в г. Москва в 1678 году. Выдержав в дальнейшем около 30 изданий «Синопсис» на протяжении всего последующего столетия выполнял учебника по русской истории.

            Развитии знаний о природе XVII в. занимает особое место как время явно определившегося кризиса средневекового мировоззрения и подготовки крушения господствовавших безраздельно религиозных взглядов.

О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют проповеди и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь людей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли в XVII в.

В силу самих условий исторической жизни русская церковь к середине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних изменений.

При той большой доли, какую играла церковь во всех сферах общественной жизни возникла необходимость усиления воздействия церкви на народные массы - приведения церковной организации в соответствии с общим процессом централизации государственной власти. Воссоединение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и украинской церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной жизни.

В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том, чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали категорические требования привести все книги в соответствие не с русскими, а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам.

Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в 1656 году защитников старых обрядов официально отлучил от церкви, эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так произошел раскол церкви.



  1.                  ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ


Бурные события начала 17-го века вызвали к активному участию и политической борьбе народные массы, различные социальные слои, привели к сдвигам в общественном сознании, поколебали, сложившиеся ранее политические и социальные теории. Осмысление событий в целом, сопоставление теории и практики, приведение их в соответствии с исторической реальностью и накопившимся опытом - все это оказало влияние на развитие русской общественной         мысли в первой половине века.

Постоянное обращение к событиям начала 17 века для выдвижения определенных политических людей и их подтверждения - характерная черта публицистики этого времени. Поэтому те или иные взгляды находили выражение именно в форме исторических сочинений о Смуте и проявлялись в отборе тех или иных фактов и в их интерпретации, объяснении их причин, в оценке позиций различных социальных и политических групп и деятелей. К подобным сочинениям принадлежали «Сказание, киих ради грех...», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказания» килария Троица - Сергеева монастыря Авраамия Полицина, «Иное сказание», «Повесть книги сея от прежних лет», сочинение  князя Ивана Хворостина «Словеса дней и царей...», «Новый летописец», отразивший официальную позицию самодержавия и другие произведения.

Одним из важных политических уроков, усвоенных правящими кругами, было признание необходимости сильной власти в стране. В связи с этим возникал вопрос о ее характере, а так же о роли и месте в политической системе государства различных слоев общества.

Политическая практика Смутного времени, усиление роли дворянства и посада в решении жизненно важных вопросов способствовали возникновению такого понятия как «вся земля». Обосновывалось право представителей «земли» на участие в управление государством. Одним из критериев законности власти признавалось необходимость избрания того или иного правителя «всей земли» (земским собором). В таком духе высказывался А. Полицин, который объяснял единодушное избрание Михаила Романова на престол тем, что людям это мысль внушена богом, то есть воля народа явилась выражением воли Божией1 .

Общественную мысль начала 17 века занимали проблемы сословных и общенациональных отношений, тема патриотизма и национально - освободительной борьбы. И  здесь уроки Смуты не прошли даром. Размышляя над вопросом, какая опасность страшнее для государства - восстание «рабов» или чужеземная интервенция, Тимофеев говорил: «Господа имеют право на жестокую расправу с восставшими рабами, но только в том случае, если государству не угрожает внешняя опасность»2 . Мысли и взгляды народных масс на события начала века выражены в двух так называемых Псковских повестях, вышедших из среды посадского населения. Они проникнуты антифеодальными настроениями, все бедствия пережитые Россией, рассматриваются в них как результат боярских насилий, козней, измен. Крестьянская война объясняется социальными причинами - «насильством феодалов над н6ародом, за что они «орт своих раб разорений  быша»3 .

В документах, вышедших из среды восставших во время крестьянских воин 17 века, в конкретных действиях их участников отразился стихийный протест против феодального гнета.

Но крестьянство не имело четкой программы социального переустройства.

Его повседневные жизненные интересы оставались на уровне обыденного сознания, проявлялись в наивном анархизме- в вере в доброго царя.

Подобные иллюзии поддерживались в официальной идеологии, выдвигавшей и обосновывавшей тезис о народной сущности самодержавия. В общественной мысли первой половины 17 века эта тенденция выразилась в идее всенародного признания царской власти, во второй половине столетия она появилась в идее «общего блага», которая легла в основу теоретического обоснования абсолютизма.

В политическом строе России во второй половине 17 века ясно обозначилась тенденция к абсолютизму, обоснованию его принципов, связанных с именами Семена Полоцкого и Юрия Крижанича. Крижанич в своем сочинении «Думы политичны», выдвинул широкую подробно разработанную программу о внутренних преобразованиях в России как необходимого условия ее дальнейшего развития и процветания. Общественно-политические взгляды Семена Полоцкого нашли выражение главным образом в его многочисленных стихотворных произведениях. Он вполне определенно высказывался за необходимость сосредоточения всей полноты власти в руках одного правителя - царя. За «самовладство» (неограниченную монархию) как наилучшую форму правления высказывался Ю. Крижанич. Он писал: «только токая власть, может обеспечить решение важнейших задач внешней политики и утолить в царстве всякие мятежи, установить в нем вечный мир»1 .

Доводы религиозного порядка продолжали оставаться в системе доказательств, но на первый план постепенно выдвигается идея всеобщего блага, всеобщей справедливости. Мысль о благе всех подданных как основной цели самодержавного правления пронизывала сочинения Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Конкретное выражение эта идея получила в призыве к установлению правосудия, «равного суда» монарх над всеми подданными. Эта мысль связана с борьбой абсолютизма, оперившегося на широкие слои дворянства, за полноту власти против аристократических притязаний княжеско - боярской знати.

Оба автора признавали законность и справедливость эксплуатации простого народа. Но исходя из идей «общего блага», проповедуя социальный мир и всеобщее благоденствие, они призывали к ее смягчению.

Рост городов, развитие товарно-денежных отношений и торговли, возрастание роли купечества, выдвигали перед русского общественной мыслью целый ряд новых проблем, связанных с экономической жизнью страны. Многие государственные деятели, как например, Б.И. Морозов, Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин - Нащокин, А.С. Матвеев, В.В. Галицин, приходили к выводу о важности развития торговли и промышленности для усиления государства и обеспечения национальной независимости. Они были авторами проектов преобразований, затрагивающих и сферу экономики.

Русская общественная мысль 17 века, особенно второй его половины, выдвинула целый ряд важных идей, получивших в дальнейшем разработку в следующей столетии. Были заложены основы идей идеологии абсолютизма, осознана необходимость в проведении преобразований, намечены их программа и пути осуществления.


  1. ЛИТЕРАТУРА


 Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы, в котором наиболее полно и ярко отразились противоречия в общественной жизни, все те новые тенденции и явления, которые характеризуют развитие всей культуры в 17 веке.

Происходил, по выражению академика Д.С. Лихачева, «значительное социальное расширение литературы»1 . Письменное слово начинало служить и социальным низам, интересы и настроения которых отразились не только в фольклоре, но и письменной литературе. Это формировало и развивало в ней демократическое, светское настроение, то есть вело «к обмирщению» литературы.

Преодолевался разрыв между фольклором и письменной литературой. Именно к 17 веку относятся первые записки произведений устного народного творчества- исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Устное народное творчество явилось основой развития демократического направления в литературе, оно оказало на него заметное воздействие как в идейном, так и в художественном отношении. Влияние народного творчества выразилось в сближении книжного языка с живым народным языком, в появлении новых жанров, прежде всего- демократической сатиры, в обогащении арсенала художественных средств.

Важным этапом в развитии литературы, свидетельствующей о разрыве со средневековыми традициями и канонами, явился переход от исторических героев к вымышленным, к созданию обобщенных образов. Героями произведений становились не выдающиеся исторические личности, а представители демократических слоев населения, люди из посадской и крестьянской среды, из низших слоев дворянства. Как и для всей культуры, для литературы этого времени характерно открытие ценностей человеческой личности, многообразие, сложности и противоречивости характеров.

Традиционные формы не могли отразить новое содержание, не претерпев существенной деформации. Это относится к такому устойчивому жанру средневековой литературы, как житие, которой постепенно превращается в биографическую повесть. Примером может служить «Повесть об Улиании Осорьиной». Это первое в русской литературе биография женщины дворянки.

Выдающимся памятником русской литературы 17 века стала автобиографическая повесть одного из идеологов старообрядчества Протопопа Аввакума -«Житие».

В литературе 17 века получает развитие новый жанр- демократическая сатира, отражавшая настроение народных масс. Антифеодальная направленность сближала сатиру с устным народным творчеством из которого она черпала сюжеты и художественно-изобразительные средства. В свою очередь, многие сатирические повести становились достоянием фольклора.

Сатирическому осмеянию подвергались различные стороны жизни общества, важные государственные институты. Так, в «Повести о Шемякином суде» и « Повести о Ерше Ершовиче» обличались порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажными судьями и пристрастными решениями.

Объектом сатиры нередко была церковь, что свидетельствовало о падении ее авторитета преимущественно из-за неблаговидного поведения священнослужителя. Лицемерие и жадность духовенства изобличаются в «Сказании о куре и лисице» и «Сказании о попе Саве и о великой его славе». Высмеиваются монастырские порядки и нравы в «Колязинской челобитной».

Изменения происходившие в сознании, морали и быте людей, борьба «старины» и «новизны», которая пронизывала все сферы личной общественной жизни, ярко отразилась в бытовой повести. В этот переломный период, когда «старые обычаи поисшаталися», стала актуальна тема взаимоотношения старого и молодого поколения, «отцов и детей». О трагической судьбе молодого человека, рассказывается в «Повести о Боре-Злочастии». В этой повести отразилась русская действительность 17 века, когда бытовые традиции были еще сильны и попытки  жить по- иному заканчивались трагично.

В конце 17 века появилась «Повесть о Фроле Стабееве». Отличительная ее черта- отсутствие религиозной дидактики. Повесть отразила начавшейся во второй половине 17 века процесс упадка старой знати и выдвижении нового, энергичного дворянства.

Новым в литературе было появление силлабического стихосложения, основанного на упорядочивании числа слогов в стихе. Основоположником русского силлабического стихосложения был Симеон Полоцкий. Его стихи объединены в два больших сборника-«Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». В 1680 году им была предложена на стихи псалтырь - «Псалтырь рифмотворная», она имела большой успех у читателей. Книгу долгое время использовали как учебное пособие.

Популярной становилось переводная художественная литература, изменялся ее характер. Весьма популярной стала повесть «О Еруслане Лазаревиче». Тематика переводной литературы свидетельствовала об изменении интересов и вкусов русского читателя.


                                7. АРХЕТЕКТУРА


Как и в других сферах культуры 17 века в зодчестве проявилась тенденция к усилению светских мотивов, к «обмирщению», отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, - это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. «Дивные узорочье» - так сами современники определили суть новых веяний в зодчестве1 .

Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины 17 века является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635 -1636 годах зодчими Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, И.Л. Ушаковым.

В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры. Наиболее эффектным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в г. Угличе (1628 год), прозванная в народи «дивной». Она была построена по заказу Д.Н. Пожарского в Медведкове.

В Троице - Сергеевом монастыре была возведена украшенная цветными изразцами церковь Зосимы Савватия (1635 - 1638 г.), В Вязьме - богато декорированный небольшой пяти-шатровый собор (1637 г.).

Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью форм. Усложнялись объемы, к основному массиву зданий пристраивались различные приделы, пристройки, крытые паперти- галереи и нарядные крыльца, различные части зданий соединялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль построек.

 Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в обмирщении церковного зодчества. Ярким примером такого рода постое к служит церковь Троицы в Никитниках (1628-1636 г.).

Образцом посадского зодчества середины столетий является построенная в Москве по заказу прихожан церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652 г), отличающаяся причудливой композицией разных объемов.

Наиболее яркие образцы посадского зодчества были созданы в Ярославле. В 1647-1650 гг. По заказу купцов Скрипиных была построена церковь Ильи Пророка, а в 1649-1654 гг. Купцы Неждановские возвели еще более нарядную церковь Иоанна Златоуста. Вершиной ярославского посадского зодчества стала построенная в 1671-1687 гг. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

Вскоре богатые купцы и дворяне начинают строить для себя каменные жилые дома. Примером таких зданий могут служить сохранившиеся до настоящего времени в Москве палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1656-1657 г.) и палаты боярина Волкова в Большом Харитоньевском переулке(конец 17 века). Богатым декоративным убранством отличаются и жилые каменные дома, сохранившиеся в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах.

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля. Один из самых замечательных памятников этого стиля- церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг.

Московским «барокко» завершается развитие средневековой архитектуры.

                                   8.   ЖИВОПИСЬ    


Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были

перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С. Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества С. Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.

Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.



                              9.МУЗЫКА И ТЕАТР


К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей.

Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А.С. Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И.Г. Грегори ставились иноземцами любительские  спектакли.

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.



                    10. Взгляды и оценки писателей


Трудность разработки историографии русской культуры состоит в особенности в том, что культура не анализировалась как целостность, как система. Имеются многочисленные, иногда превосходные работы по истории литературы, искусства, общественной мысли, исторической науки, образовании, но почти отсутствуют исследования по культуре как особом общественном феномене, не сводящимся к простой сумме составляющих его отраслей. Это не мешало, однако, многим авторам строить на основе своего ограниченного материала концепции именно истории культуры.

При многих различиях во взглядах, оценках, тех или иных явлениях культуры 17 века ряд основных направлений, казавшихся бесспорными, разделялся почти всеми, писавшими в до революционную эпоху. Так, культура 17 века представлялась в завершение «древней Руси». Но и тогда и позднее конкретные оценки, отношения к государственной власти и ее деятельности в области культуры зависели от общественной позиции того или иного автора.

При различии общественной позиции авторов общим было отсутствие подлинно научного историзма, а также, в немалой мере, недостаточность источников, неосведомленность о многих фактах.

С.М. Соловьев

Одним из серьезных научных завоеваний Соловьева была выработка цельного взгляда на исторический процесс.

Утверждая, что поворот народной жизни, определился уже в 17 веке, Соловьев, естественно, уделил большое внимание анализу причин поворота. Век 17 начался смутным временем. «После этой беды Москва в 17 веке оправлялась с трудом, как с трудом оправлялась вся земля, при новых напряжениях...» Соловьев рисует широкую картину русской жизни, проникая своим внимательным взглядом в состояние государственного хозяйства, военного дела, в положение городов и городских жителей, в церковные дела. Но все это интересовало его не само по себе, а как источник, как свидетельство нравственного состояния общества, находившегося в кризисе. Русское общество оказалось во второй половине 17 века в положении «нравственной несостоятельности». «Главное условие были: застой, коснение, узость горизонта, малочисленность интересов...одним словом- недостаток просвещения». Соловьев утверждал, что именно в 17 веке была осознана нравственная несостоятельность. «Народ живой и крепкий рвался из пеленок, в которых судьба держала его долее, чем следовало»1 . Таким образом, Соловьев более основательно, чем многие до и после него, подошел к проблемам перехода Росси к новому периоду истории.

                               В.О. Ключевский

История русской культуры занимает большое место и в научном творчестве другого крупнейшего дореволюционного историка, ученика С.М. Соловьева - В.О. Ключевского. Который так же считал, что в 17 веке обнаружилось несостоятельность существующего порядка, появились люди, сомневавшиеся в старине, остро чувствовавшие отсталость своей страны и превосходство Запада. Но все же концепция Ключевского и его отдельные  оценки многих историко-культурных явлений значительно отличались от соловьевских. Он создавал свои труды. Лекции и печатные труды Ключевского приобрели незнакомую остроту, порой резкость, не всегда справедливую. В 17 веке он ведет не только осознание экономической и нравственной несостоятельности: «эта эпоха народных мятежей», народ «толкает к движению злость на общественные верхи», а в высших классах «господствующие ноты протестующих голосов звучит сознание народной отсталости и беспомощности»2 . Признавая подобно Соловьеву решающее значение для судеб русской истории и культуры 17 века установление крепостного права, он утверждал, что «с установлением этого права русское государство вступило на путь, который под покровом наружного порядка и даже преуспевания вел его к расстройству народных сил, сопровождавшемуся общем унижением народной жизни от времени до времени и глубокими потрясениями»1 . Для русской культуры рассматриваемого периода это имело тяжелые последствия. Руководящим классом стало землевладельческое дворянство и оно дало «извращенное, уродливое направление всей русской культуре» 2 . Дело в том, что «рабочему народу» пришлось долго и непосильно работать на «избранные классы». Поэтому он мало накопил «культурных сбережений»3 . В дворянстве же развился же тип человека, «который вырос в убеждениях, что он родился не европейцем, но обязанным стать им».  Разъединение общества, нравственное отчуждение, которое началось в 17 веке в результате установления крепостничества: «разъедает энергию нашей общественной жизни», утверждал историк.

Но Ключевский не ограничился только такой оценкой новой русской культуры. Передовые люди 17 века поняли, что им «необходимо переделать свои понятия и чувства, все свое миросозерцание», была поколеблена вера в роковую неизменность житейского порядка, родилась историческая мысль, пробудился интерес к изучению природы. Главный нравственный успех в деле подготовки реформы заключался в «пробуждении этой простодушной веры в науку и этой доверчивой надежды с ее помощью все исправить»4 .

Ключевский усматривал в современной ему историко-культурной ситуации продолжение и следствие того пути, на который русской культура вступила в 17 веке. В этом и сильные и слабые стороны его концепции. С одной стороны, она позволяет ему выявить внутренние противоречия в развитии культуры, которую он отнюдь не рассматривает в «едином потоке», что было свойственно многим буржуазным историкам. С другой стороны, его концепция приобретает порой черты субъективизма, оценке роли различных классов, в частности дворянства, в историко-культурном процессе лишается подлинного историзма.


                                            Г.В. Плеханов


Значение труда Плеханова в историографии русской культуры, определяется с одной стороны тем, что многие из поставленных в нем проблем были и остаются до сих пор актуальными в науке, а с другой - той ролью, которую он сыграл в становлении советского культуроведения. Он стремился дать в своем труде марксистскую концепцию истории России. Он основывался главным образом на материалах литературы, журналистики, публицистической мысли и искусства. При этом ученый не ставил перед собой задачи выявления новых источников и фактов.

Я обратила внимание на трактовку Плеханова тех проблем, на которые обращала внимание при рассмотрении работ других авторов. Свою концепцию русского исторического процесса Плеханов изложил во «Введении», которое он назвал «Очерком развития русских общественных отношений». Первый вопрос, поставленный автором: «Похожа ли история  России на историю западной Европы?». Плеханов дал ответ на этот «спорный вопрос».

Он подчеркнул, во-первых, что развитие социально-политических отношений шло не всегда одинаково и на Западе. Во-вторых, что «о полном своеобразии русского исторического процесса не может быть и речи, такого своеобразия вообще не знает социология». В-третьих, что в «относительном своеобразии, в этих второстепенных, но все-таки очень важных особенностях русского общественного развития и надо искать объяснение своеобразных черт, наблюдаемых в ходе нашего умственного развития и в нашем так называемом народном духе.

Не смотря на стремление подойти к анализу с позиций историзма и диалектики Плеханов неправомерно сблизил русский феодальный строй с рабовладельческим строем и сделал от сюда вывод о застойности русского исторического процесса. Когда же потребовалось объяснить хорошо уже известные факты появления нового движения в 17 веке, пришлось это делать исходя не из развития внутренних противоречий, но и из чисто внешних фактов. Однако Плеханов даже и преувеличивая внешнее влияние, настойчиво проводил идею обусловленности их восприятия к характеру исторического развития России и других европейских стран, а не свойствами «народного духа» и т.п.

Ценность труда Плеханова - в богатстве мыслей, ярких оценок и характеристик явлений и деятелей русской культуры, в обосновании материалистического взгляда на историю общественной мусли, утверждении монистического подхода к истории культуры в противовес теории многофакторности исторического процесса, в борьбе с вульгарным материализмом.

 







                               З А К Л Ю Ч Е Н И Е


Русская средневековая культура была важным компонентом средневекового мира. В этот период сформировались особенности отечественной культуры, определявшие ее самобытность и национальные основы. Традиционализм, локальность, приоритет религиозного мировоззрения были характерными чертами духовной жизни средневекового общества.

Развитие древнерусской культуры основывалось как на наследии восточных славян, так и на творчески переработанных достижениях культуры других стран. Образование  централизованного Российского государства предопределили характер и направление историко-культурного процесса. Это время отмечено большими достижениями в различных сферах культуры, завершение в целом формирования великорусской народности.

Я считаю, что главным содержанием культурно-исторического процесса 17 века, завершающего период средневековья, является начавшееся разрушения религиозного мировоззрения, развитие светских элементов в культуре.

Культурные достижения 17 века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - часть нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.











                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Арциховсий А.В. Очерки русской культуры 17 века. - М. : «Издательство МГУ», 1949 г.
  2. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и западная Европа 17 века - первой четверти 18 века. - М. : 1976 год.
  3. Балакина Т.И. История русской культуры. -М. : «АЗ», 1995 год.
  4. Баллер Э.А. Что такое культура ? -М. : «Московский рабочий», 1964 год.
  5. Белоконь И.А. Память и красота. - М. : «Современник», 1987 год
  6. Буганов В.И. Крестьянские войны в России 17-18 века. -М. : «Наука», 1976 год
  7. Брандт М.Ю., Горинов М.М. Россия и мир, ч. 1. - М. : «Владос», 1994 год
  8. Василевская Л.Ю. Мировая художественная культура. - М. : «АЗ», 1996 год
  9. Георгиева Т.С. История русской культуры. - М. : «Юрайт», 1998 год
  10. Зезина М.Р. История русской культуры. - М. : «Высшая школа», 1990 год
  11. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М. : «Аспект Пресс», 1996 год
  12. Ключевский В.О. Сочинения, Том 3-4. - М. : 1956 -1959 г.г.
  13. Краснобаев Б.И. русская культура второй половины 17 - начала 19 веков. - М. : «московский университет», 1983 год
  14. Критензен С.О. История Росси 17 века. -М. : «Прогресс», 1989 год
  15. Кудряшов К.В. Очерки городской жизни, быта и нравов в 16-17 веках. - М.: «Московский рабочий», 1962 год
  16. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры 17-18 веков. -М.: «Наука», 1990 год
  17. Лимонов Ю.А. Культура России в 15-17 веках. -Л.: «Наука», 1978 год
  18. Лихачев Д.С. Культура русского народа 10-17 веков. -М.. : Академия наук СССР», 1961 год
  19. Маслих С.А. русское изобразительное искусство 15-19 веков. -М.: «Изобразительное искусство», 1983 год
  20. Платонов С.Д. Учебник русской истории. - СПб.: «Наука», 1994 год
  21. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. -М.: «Молодая гвардия», 1984 год
  22. Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 века. «Смута». - М.: «Мысль», 1988 год
  23. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. -М., 1962 год

1 Лихачев Д.С. Русская культура. - М. : «Искусство», 2000 г. с. 9.

1 Кудряшов К.В. Очерки городской жизни, быта и нравов в 16-17 веках. -М.: «Московский рабочий», 1962 год, с. 12.

1 Балакина Т.И. История Русской культуры. -М.: «АЗ», 1995 год, С. 163

1 Василевская Л.Ю. Мировая художественная культура. -М.: «АЗ», 1996 год, С. 96

2 Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 века. -М.: «Мысль»,  1998 год, С. 252

3 Буганов В.И. Крестьянская война в России 17-18 века. -М.: «Наука». 1976 г., С. 195

1 Василевская Л.Ю. Мировая художественная культура. -М.: «АЗ», 1996 год, С. 97

1 Лихачев Д.С. Культура русского народа 10-17 веков. -М.: «Академия наук СССР», 1961 г., С. 48

1 Георгиева Д.С. История русской культуры. -М.: «Юрайт», 1998 год, С. 104

1 Соловьев С.М. история России с древнейших времен. -М.: 1962 год, С. 445

2 Краснобаев В.И. Русская культура второй половины 17 - начало 19 в. -М.: «Московский университет», 1983 год, С. 30

1  Краснобаев В.И. Русская культура второй половины 17 - начало 19 в. -М.: «Московский университет», 1983 год, С. 31


2 Ключевский В.О. Сочинение. Том 3. -М.: 1956-1959 г., С. 186

3 Там же, Том 4, С. 332

4 Краснобаев В.И. Русская культура второй половины 17 - начало 19 в. -М.: «Московский университет», 1983 год, С. 31