Органическая химия и Общая химия

Лабораторная работа по предмету «Химия»
Информация о работе
  • Тема: Органическая химия и Общая химия
  • Количество скачиваний: 9
  • Тип: Лабораторная работа
  • Предмет: Химия
  • Количество страниц: 39
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-11-16 13:38:55
  • Размер файла: 617.28 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 47
имени В.Г. Фёдорова









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « ХИМИЯ»


Профессия: 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям), 190631.01 автомеханик, 160108.02 слесарь-сборщик авиационной техники, 151902.03 станочник(металлообработка), 230103.03 наладчик электронного оборудования.















Москва 2011


ОДОБРЕНА Разработана на основе Федерального
Цикловой комиссией компонента государственного стандарта
Естественнонаучного среднего (полного) общего образования
цикла для профессии начального профессионального
образования
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям), 190631.01 автомеханик, 160108.02 слесарь-сборщик авиационной техники, 151902.03 станочник(металлообработка), 230103.03 наладчик электронного оборудования.









Протокол №_____
от «__»________20__ г.

Председатель Заместитель директора по
цикловой комиссии учебно-методической работе
_________Пахомова О.А. __________ Батракова Н.Н.










Составители (авторы): Мельник Т.В.., преподаватель ГОУ СПО
Политехнический колледж № 47 имени В.Г. Федорова



Рецензенты: ____________________________________________


____________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ.

1 курс.
ОБЩАЯ ХИМИЯ,

1.Лабораторная работа №1
« Реакции ионного обмена»

2.Лабораторная работа№2
« Гидролиз солей»

3. Лабораторная работа №3
« Получение амфотерных соединений»

4. Лабораторная работа №4
« Генетическая связь между классами неорганических соединений»

5. Лабораторная работа №5
«Получение газов»



2 курс
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
1. Лабораторная работа №1
«Качественное определение углерода , водорода и хлора в органических веществах».

2.Лабораторная работа №2
«Получение этилена и изучение его свойств».

3.Лабораторная работа №3
« карбоновых кислот».

4. Лабораторная работа №4
«Углеводы. Решение экспериментальных задач».










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Система контроля за условием выполнения программы включает проверку, как теоретических занятий, так и практических умений и навыков по составлению реакций, отражающих химические свойства веществ, решению расчетных задач всех типов предусмотренных программой, по работе с реактивами, умением пользоваться химической посудой и приборами, знанием техники безопасности работы в кабинете химии.
На уроках химии применяется практический контроль. Он осуществляется на практических занятиях и лабораторных работах.
Этот метод контроля необходим, т.к. позволяет выявить сформированность тех или иных навыков и умений практической работы.
В рабочей программе предусмотрено проведение 9 лабораторных работ по курсу « Органическая химия» и « Общая химия». На первом курсе-5 работ, на втором-4 работы.
Эти работы включены в следующие темы рабочей программы:


ОБЩАЯ ХИМИЯ
Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Лабораторная работа №1 « Реакции ионного обмена»

Тема 1.5
Классификация неорганических соеди нений и их свойства.

Лабораторная работа №2 « Гидролиз».

Лабораторная работа №3 « Получение амфотерных соединений»
Лабораторная работа №4 « Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Тема 1.7
Металлы и неметаллы
Лабораторная работа №5 « Получение газов, распознавание и собирание »


ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ,
Тема 2.2
Углеводороды и их природные источники.

Лабораторная работа №1 « Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах»
Лабораторная работа №2 « Получение этилена и изучение его свойств»
Тема 2.3.
Кислородосодержащие органические соединения
Лабораторная работа №3 « Карбоновые кислоты».
Лабораторная работа №4 « Углеводы. Решение экспериментальных задач»
Критерии оценки результатов работы:
-работа выполнена - удовлетворительно
-работа выполнена в соответствии с методическими указаниями- хорошо,
- работа выполнена в соответствии с методическими указаниями- и даны верные ответы на дополнительные вопросы -отлично

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям преподавателя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия преподавателя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.
6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать преподавателю или лаборанту.
7. По первому требованию преподавателю учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения преподавателя.
8. Обучающимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
9. Обучающимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить преподавателю или лаборанту. Обучающимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить преподавателю или лаборанту. Обучающимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.
12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателю.
14. Обучающимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.
15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

17Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы кабинета токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включённой вентиляцией.
18.Опыты нужно проводить с использованием только чистой посуды.
19.При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
20.В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
21Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой поддерживать за дно.
22.Реактивы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним краем той посуды, куда наливается жидкость.
23.Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. Для твёрдой щелочи пользоваться только пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Не использовать металлических ложечек и не насыпать щелочи из склянок через край!
24.Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенную посуду. Пробирки для нагревания жидкостей запрещается наполнять более чем на одну треть их объема. Отверстие пробирки при нагревании нельзя направлять в сторону учащихся и на себя.
25.Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в лапке лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
26.Нельзя заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения в результате химической реакции.
27.Демонстрацию взаимодействия щелочных металлов и кальция с водой необходимо проводить в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более, чем на 0,05 л. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитного экрана.
28.Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.


1. Общие требования охраны труда
1.1 К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2 Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3 При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
- отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом преподавателю или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.
.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей иди органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом преподавателю или лаборанту,
3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно сообщить об этом преподавателю и по его указанию покинуть помещение.
4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
5. При получении травмы сообщить об этом преподавателю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.
Работа с кислотами и щелочами.
Работа с кислотами и щелочами различной концентрации требует осторожности и максимального внимания, особенно при нагревании. Попадая на кожу или глаза, эти вещества способны вызывать серьезные поражения.
Ожоги концентрированными кислотами очень болезненны, сопровождаются трудно заживающими ранами и оставляют рубцы. Разрушению также могут подвергнуться одежда и обувь.
При работе следует выполнять следующие правила:
1. Приготовление растворов из твердых щелочей, концентрированных кислот разрешается только учителю. Фарфоровую посуду наполовину заполните холодной водой, а затем небольшими порциями при постоянном перемешивании добавляйте вещество.
2. Учащиеся работают с концентрированными кислотами под тщательным наблюдением и контролем со стороны учителя за их действиями, строго соблюдая методику работы, инструкцию по охране труда.
3. Смешивая серную кислоту с водой, приливайте кислоту к воде небольшими порциями, азотную кислоту смешивайте с серной, приливая азотную к серной. Пробирку с приготовляемой смесью охлаждайте, погружая в холодную воду.
4. Перемешивая вещества в пробирке, содержащей кислоту, не закрывайте отверстие пробирки пальцем руки, а используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробирки.
5. Работу с большим количеством кислот и щелочей производите в защитных очках и перчатках. С летучими веществами работайте под вытяжкой. Переливайте жидкости, пользуясь воронкой, работайте вдвоем.
6. Растворы кислот и щелочей готовьте в фарфоровой или стеклянной тонкостенной посуде.
7. Пользуясь кристаллическими щелочами, остерегайтесь попадания даже пылевидных частиц, образующихся при встряхивании, на руки и одежду. Не берите гранулы руками, используйте для этого шпатель или пинцет. При необходимости размельчения щелочей, натровой извести или других веществ работайте под вытяжкой или в хорошо проветриваемом помещении.
8. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.
9. При всех опытах, при проведении которых возможно разбрызгивание, разбрасывание, взрыв или выброс веществ, надевайте очки, пользуйтесь защитным экраном.
10. Не храните растворы концентрированных щелочей в тонкостенной посуде долгое время (не более трех суток), так как в результате взаимодействия прочность посуды снижается.
11. Кислоты и щелочи не затягивайте ртом в сифон пипетки.
12. Не применяйте серную кислоту в вакуум-эксикаторах в качестве осушителя, так как в случае взрыва прибора вылившаяся кислота может попасть на работающего и вызвать сильный ожог.
13. Имейте наготове в лаборатории достаточные количество растворов для нейтрализации пролитых или попавших на работающих кислот и щелочей (растворы соды, аммиака, уксусной и борной кислот).
14. Пролитые кислоты или щелочи засыпайте песком, а затем убирайте совком со щеткой. Остатки реактива нейтрализуйте раствором соды, если пролита кислота, или раствором уксусной кислоты, если пролита щелочь.
15.При ожогах крепкими щелочами промойте пораженный участок водой и положите компресс из ваты, смоченный 1%-ным раствором уксусной кислоты. При ожогах концентрированными кислотами промойте пораженный участок большим количеством воды, а затем 1%-ным раствором гидрокарбоната натрия, положите марлевый или ватный тампон, смоченный этим нейтрализующим средством. Если кислота или щелочь попали в глаза, промойте их водой, используя специальное приспособление, а затем 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия для нейтрализации кислоты или 2%-ным раствором борной кислоты для нейтрализации щелочи. Для промывания используйте специальные ванночки.
16.При отравлении щелочами (гидроксидом натрия, нашатырным спиртом, поташем и т.п.) выпейте молоко или 2%-ный раствор уксусной, лимонной кислот или сок лимона. Не применяйте рвотных средств. при отравлениях кислотами выпейте воды с йодом или с тертым мелом, тертой яичной скорлупой (0,5 чайной ложки на стакан воды), 1%-ный раствор пищевой соды, не промывайте желудок.
17.После оказания первой помощи обратитесь к врачу.
18.Работать с уксусным ангидридом, уксусной и муравьиной кислотами при их концентрации выше 30% можно только в вытяжном шкафу с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки, защитные очки, халат, резиновый фартук).







































Реакции ионного обмена.

Цель: экспериментально повторить условия протекания реакций ионного обмена до конца, повторить способы распознавания некоторых катионов и анионов, формировать навыки практической работы с веществами.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, фенолфталеин, растворы хлорида бария, сульфата натрия, нитрата серебра, карбоната натрия, гидроксида натрия, соляная кислота.

Инструктаж по ТБ.
Учащийся должен знать: понятия электролит, ион( катион, анион), ионное уравнение, правило составления ионных уравнений, порядок написания ионных уравнений, условия протекания реакций до конца.
Учащийся должен уметь: пользоваться химической посудой и химическими реактивами, писать уравнения реакций ионного обмена.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ионные реакции в растворе
Реакции ионного обмена - это реакции между ионами, образовавшимися в результате диссоциации электролитов.
Реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ), или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода). В таких случаях реакции будут практически не обратимы.
В тех случаях, когда нет ионов, которые могут связываться между собой с образованием осадка, газа, малодиссоциированных соединений (H2O) реакции обмена обратимы .

Правила составления ионных уравнений реакций
1. Нерастворимые в воде соединения (простые вещества, оксиды, некоторые кислоты, основания и соли) не диссоциируют.
2. В реакциях используют растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.
3. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.
4. Сумма электрических зарядов ионов в левой и в правой части уравнения должна быть одинаковой.
Порядок составления ионных уравнений реакции
1. Записывают молекулярное уравнение реакции
MgCl2 + 2AgNO3  2AgCl + Mg(NO3)2

2. Определяют растворимость каждого из веществ с помощью таблицы растворимости
p p H p
MgCl2 + 2AgNO3  2AgCl↓ + Mg(NO3)2

3. Записывают уравнения диссоциации растворимых в воде исходных веществ и продуктов реакции:
MgCl2  Mg2+ + 2Cl-
AgNO3  Ag+ + NO3-
Mg(NO3)2  Mg2+ + 2NO3-
4. Записывают полное ионное уравнение реакции
Mg2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3-  2AgCl + Mg2+ + 2NO3-
5. Составляют сокращенное ионное уравнение, сокращая одинаковые ионы с обеих сторон:

Mg2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3-  2AgCl + Mg2+ + 2NO3-
Ag+ + Cl-  AgCl

Ход работы.
Задание 1.
Номер опыта Задание. Проведите химическую реакцию между сульфатом меди (II) (CuSO4)и гидроксидом натрия (NaOH). Что наблюдали Вывод
Опыт № 1
Уравнение реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах
1)
2)
3)
Номер опыта Задание. Проведите химическую реакцию между гидроксидом кальция (CаСO3)и соляной кислотой (HCl). Что наблюдали Вывод
Опыт № 2
Уравнение реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах
1)
2)
3)
Номер опыта Задание. Проведите химическую реакцию между гидроксидом натрия (NaOH) в присутствии индикатора фенолфталеина и соляной кислотой (HCl). Что наблюдали Вывод
Опыт № 3
Уравнение реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах
1)
2)
3)

Ответьте на вопросы письменно:
1) Какие реакции называются реакциями ионного обмена?____________
2) В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? __________________________________________________________

Задание 2.
Качественные реакции – это химические реакции, с помощью которых можно определить, чем одно вещество отличается от другого по элементарному составу, иначе говоря, эти реакции позволяют определить отдельные ионы или молекулы, из которых состоит исследуемое вещество или смесь веществ.
Проведите качественные реакции на ионы Ba2+, Cl- , SО42-, и Ag+, используя следующие реактивы: хлорид бария BaCl2, сульфат натрия Na2SO4, нитрат серебра АgNО3.
Отчет оформите в виде таблицы.
Номер опыта Что делали Что наблюдали Вывод
Опыт № 4
Уравнение реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах
1)
2)
3)
Номер опыта Что делали Что наблюдали Вывод
Опыт № 5
Уравнение реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах
1)
2)
3)

Сделайте вывод о качественных реакциях на ионы, заполните таблицу.
Определяемый ион Реактив на ион Результат определения
Cu2+
CО32-
Ba2+
SО42-
Ag+
Cl-

Сделайте вывод, ответив на вопросы.
Чему вы научились в ходе лабораторной работы?____________________
Какие реакции называются качественными? ________________________
• Приведите в порядок используемые принадлежности и свое рабочее место.


Гидролиз солей.

Цель: экспериментальным путем познакомиться с различными случаями гидролиза солей, формировать навыки практической работы с веществами.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, держатель, спиртовка, спички, универсальная индикаторная бумага, шкала значений рН (для универсальной индикаторной бумаги), растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорид натрия, карбоната натрия и хлорида алюминия.
Инструктаж по ТБ.
Учащийся должен знать: физические и химические свойства солей, способы получения, понятие рН растворов.
Учащийся должен уметь: пользоваться химической посудой и химическими реактивами, писать уравнения гидролиза солей, определять рН растворов солей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Водородный показатель (рН)
В воде всегда присутствует немного катионов водорода и гидроксид-ионов, которые образуются в результате обратимой диссоциации: H2O H+ + OH-
В 1 л чистой воды при комнатной температуре содержится 1•10-7 моль катионов водорода и 1•10-7 моль гидроксид-ионов. Поскольку оперировать числами такого порядка неудобно, для количественной характеристики кислотности среды используют так называемый водородный показатель рН ("пэ аш"). Каждое значение рН отвечает определенному содержанию катионов водорода в 1 л раствора.
В чистой воде и в нейтральных растворах, где в 1 л содержится 1 .10-7 моль катионов водорода, [H+] = [OH-] и рН=7
В растворах кислот содержание катионов водорода увеличивается, а содержание гидроксид-ионов уменьшается, [H+] > [OH-] и pH < 7
В растворах щелочей наблюдается обратная картина, [H+] < [OH-] и pH > 7
Для определения значения pH растворов используют сложную смесь нескольких индикаторов, нанесенную на фильтровальную бумагу (так называемый "Универсальный индикатор Кольтгоффа"). Полоску индикаторной бумаги обмакивают в исследуемый раствор, кладут на белую непромокаемую подложку и быстро сравнивают окраску полоски с эталонной шкалой для pH:
Реакция
раствора





сильно-
кислая слабо-
кислая  слабо-
щелочная сильно-
щелочная
 нейтральная 
Усиление кислотности среды Усиление основности среды

Кислая
[H+] > [OH-]
рН < 7 Нейтральная
[H+] = [OH-]
рН = 7 Щелочная
[OH-] > [H+]
рН > 7


Гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой приводящее к образованию малодиссоциирующих частиц. Гидролиз, дословно, - это разложение водой.
• В случае взаимодействия KCl с водой (соль образована сильным основанием и сильной кислотой) гидролиз не идет, т.к. не образуется слабого электролита.
K+ + Cl-+ НОН → K+ + Cl-+ Н++ ОН-
• Гидролиз по катиону приводит к образованию гидроксокатионов и ионов водорода (среда раствора кислая).
Fe2+ + SO42- + НОН → FeОН+ + SO42- + Н+
Fe2+ + НОН → FeОН+ + Н+
• Гидролиз по аниону приводит к образованию гидроанионов и гидроксид-ионов (среда раствора щелочная).
2Li+ + CO32-+ НОН → 2Li+ + ОН- + НCO3-
CO32-+ НОН → ОН- + НCO3-
• Полный гидролиз. Для полного протекания гидролиза нужно, чтобы соль была образована очень слабой кислотой и очень слабым основанием. Кроме того, желательно, чтобы один из продуктов гидролиза, уходил из сферы реакции в виде газа. CH3COONH4.
CH3COO- + NH4+ + НОН → CH3COOН + NH4ОН


Ход работы.

Задание 1. Определение рН растворов.
Опыт № 1. Опустите в дистиллированную воду полоску универсальной индикаторной бумаги. По шкале определите значение рН воды.
Запишите результат в таблицу.

Опыт № 2. Опустите в раствор соляной кислоты полоску универсальной индикаторной бумаги. По шкале определите значение рН соляной кислоты. Запишите результат в таблицу.

Опыт № 3. Опустите в раствор гидроксида натрия полоску универсальной индикаторной бумаги. По шкале определите значение рН гидроксида натрия. Запишите результат в таблицу.

Задание 2. Гидролиз солей.

Исследуйте индикатором растворы трех солей: хлорид натрия, карбоната натрия и хлорида алюминия.
Опыт № 4. В одну пробирку налейте 2 мл раствора хлорид натрия, во вторую - карбоната натрия, в третью - хлорида алюминия. Определите реакцию среды в исследуемых растворах, используя универсальную индикаторную бумагу. Запишите результат в таблицу.
Отчет оформите в виде таблицы.
Опыт № 1.

Исследуемый раствор Значение рН раствора Кислотность среды

Уравнение гидролиза (в молекулярной и ионной формах) Вывод

Опыт № 2.
Исследуемый раствор
Значение рН раствора Кислотность среды

Уравнение гидролиза (в молекулярной и ионной формах) Вывод

Опыт № 3.
Исследуемый раствор Значение рН раствора Кислотность среды

Уравнение гидролиза (в молекулярной и ионной формах) Вывод


Опыт № 4.
Исследуемый раствор Значение рН раствора Кислотность среды

Уравнение гидролиза (в молекулярной и ионной формах) Вывод



Задание № 3. Теоретически предположите, какую реакцию среды дадут растворы сульфата калия, карбоната калия, хлорида меди (II). Обоснуйте ваши предположения с помощью уравнений реакций.
Запишите результат в таблицу, которую начертите по образцу предыдущего задания.

Сделайте вывод, письменно ответив на вопрос.

Чему вы научились в ходе лабораторной работы?____________________

Что такое рН раствора?________________________________________
Что называют гидролизом? ______________________________________

Какие соли подвергаются гидролизу?_______________________________





Получение амфотерных соединений.

Цель работы: получить амфотерное
соединение и изучить его свойства.

Оборудование и реактивы: стеклянные пробирки, штатив, растворы хлорида алюминия, едкого натра, соляной кислоты.

Инструктаж по ТБ

Учащийся должен знать: понятие « амфотерность», амфотерные соединения и их свойства.
Учащийся должен уметь: обращаться с химической посудой и реактивами, различать амфотерные и неамфотерные соединения, писать уравнения реакций, подтверждающие свойства амфотерных соединений.


Теоретическая часть.
Амфотерными называются соединения, проявляющие кислотные и основные свойства.
К амфотерным относятся следующие соединения: оксид и гидроксид алюминия, оксид и гидроксид цинка (II) и т.д.. Если металл проявляет несколько степеней окисления, то оксид и гидроксид с низшей степенью окисления является основным, с высшей- кислотным, с промежуточной- амфотерным.
Пример: Cr2+O - основный
Cr3+2O3- амфотерный
Cr6+O3 - кислотный

Амфотерные оксиды и гидроксиды взаимодействуют с основными и кислотными оксидами, с кислотами и основаниями.
Пример: ZnO +2 NaOH = Na2ZnO2 + H2O
ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O


Ход работы.

Задание №1
Получите гидроксид алюминия, используя хлорид алюминия и раствор щелочи, запишите реакцию в молекулярном и ионном виде.


Задание №2
Полученное вещество, проверьте на амфотерность, предварительно разделив его на две пробирки.
Опыт 2.В первую пробирку добавьте соляную кислоту.
Опыт 3.Во вторую пробирку добавьте щелочь.

Задание №3

Отчет оформите в виде таблицы.
Задание/ опыт Наблюдения / уравнения реакции Вывод
Задание №1
Опыт1
Задание №2
Опыт2
Задание №2
Опыт3

Ответьте на вопросы письменно:
1. Какие соединения называются амфотерными?
2. Как можно доказать их амфотерность?


• Приведите в порядок используемые принадлежности и свое рабочее место.



















Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение экспериментальных задач.

Цель: а) повторить химические свойства веществ, представителей важнейших классов неорганических соединений и экспериментально показать взаимосвязь между ними; б) экспериментально повторить способы распознавания важнейших катионов и анионов.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, универсальная индикаторная бумага, сульфат меди (II), гидроксид натрия, хлорид бария, хлорид аммония, нитрат серебра.
Знать:химические свойства неорганических веществ, взаимосвязь между ними, способы распознавания катионов и анионов.
Уметь: работать с химическими реактивами, химической посудой, писать уравнения химических реакций,различать неорганические вещества и определять их состав.

Инструктаж по ТБ

Теоретические часть.
Соли-это электролиты, в водных растворах диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка. Взаимодействуют с
1). Mg + ZnCl2 = MgCl2 + Zn
2).Ва(ОН)2 + Na2SO4 = BaSO4↓+ 2NaOH
3). СаС12 + Na2CO3 = СаСО3↓ + 2NaCl
Кислоты-электролиты, в водных растворах диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Взаимодействуют с :
1) Fe + H2SO4 = FeSO4 + Н2
2). Zn(OH)2 + H2SO4 = ZnSO4+2Н2О
3) ВаСО3 4- 2НС1 = ВаС12 + Н2О + СО2↑
Основания- электролиты, диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксидной группы.
Взаимодействуют с :
1) 2Al + 2 KOH + H2O = 2K[Al(OH)4]+3 H2
2). Zn(OH)2 + H2SO4 = ZnSO4+2Н2О
3). Ва(ОН)2 + Na2SO4 = BaSO4↓+ 2NaOH
Оксиды- сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Взаимодействуют с :

1) СаО + SO3 = CaSO4
2) Na2O + Н2О - 2NaOH
3) H2S + MgO - MgS + H2O
3) SO3 + 2NaOH - Na2SO4 + H2O





Ход работы.

1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Рассмотрите решение задания сначала теоретически, напишите уравнения соответствующих реакций.

Задание №1
Осуществите превращения: сульфат меди (II) → гидроксид меди (II) → оксид меди(II).

Задание №2
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата меди (II) – CuSO4

Задание №3
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида аммония - NH4Cl.

3. Проведите необходимые химические реакции.
4. Результаты работы запишите в виде таблицы.
Оформите отчет в виде таблицы
№ задания Соответствующие уравнения реакций. Наблюдения
№ 1
№ 2
№ 3
Ответьте на вопросы:
Какие классы неорганических соединений вы знаете?
Какие химические свойства характерны для неорганических соединений?
Какие качественные реакции на катионы и анионы вы знаете








5.Приведите в порядок используемые принадлежности и свое рабочее место.











Получение, собирание и изучение свойств газов.

Цель: повторить способы получения, собирания и распознавания важнейших газов.

Оборудование и реактивы: штатив, прибор для получения газов, пробирки, стакан химический , колба коническая, спиртовка, спички, лучина, предметное стекло, цинк металлический, соляная кислота, перманганат калия кристаллический, мрамор, известковая вода.
Инструктаж по технике безопасности

Теоретическая часть.



Углекислый газ –СО2, без цвета, запаха, тяжелее воздуха. В лаборатории получают взаимодействием карбоната кальция с соляной кислотой.
CaCO3 + HCl = CaCl2 +CO2+ H2O , не поддерживает горения.

Ход работы.

5. Запишите тему практического занятия и номер варианта в тетрадь.
6. Оформите отчет в виде таблицы
Название и формула газа Способ собирания газа. На каком физическом свойстве газа он основан. Уравнение химической реакции, лежащей в основе получения данного газа. Наблюдения. Характерные химические реакции, используемые для доказательства наличия данного газа. Наблюдения


7. Рассмотрите решение задания сначала теоретически, напишите уравнения соответствующих реакций.
8. Соберите прибор согласно рисунку и получите в нем нужное вещество.
9. Проведите характерные химические реакции, используемые для доказательства наличия данного газа.
10. Результаты работы запишите в таблицу.
11. Приведите в порядок используемые принадлежности и свое рабочее место.
Вариант №1


Получить водород и доказать его наличие



Вариант №2

Получить кислород и доказать его наличие.









Вариант №3

Получить оксид углерода (IV) и доказать его наличие.




Ответьте на вопросы.

1. Какое свойство водорода используют при его получении?
2. Как доказать наличие углекислого газа?
3. Если кислород легче воздуха, то его собирают…

. Приведите в порядок рабочее место.







Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.



Цель работы: проверить знания иумения на практике, закрепить знания свойств и состава органических веществ.

Оборудование и реактивы:

две пробирки, спиртовка, газоотводная трубка, парафин, безводный сульфат меди, порошок оксида меди(II), раствор известковой воды.

Учащийся должен ЗНАТЬ: правила техники безопасности, состав углеводородов, химические свойства.

Учащийся должен УМЕТЬ: собирать прибор для получения газов, писать уравнения реакции , подтверждающие качественный состав углеводородов.

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Физические свойства алканов
При комнатной температуре С1-C4 - газы, C5-C15 - жидкости, C16 и следующие - твердые вещества; нерастворимы в воде; плотность меньше 1 г/см3; жидкие - с запахом бензина.

С увеличением числа атомов углерода в молекуле возрастает температура кипения.
Химические свойства алканов
Малоактивны в обычных условиях, не реагируют с растворами кислот и щелочей, не обесцвечивают раствор KMnO4 и бромную воду.
1. Горение (окисление с разрывом связей C—C и C—H): CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O + Q
2. Замещение (с разрывом связей C—H):

а) галогенирование (только с хлором и с бромом):
1-я стадия: CH4 + Cl2 CH3Cl + HCl (при нагревании или на свету).
При достаточном количестве галогена происходит дальнейшее замещение атомов водорода:
CH3Cl
хлорметан + Cl2
CH2Cl2
дихлорметан + HCl,

CH2Cl2 + Cl2
CHCl3
трихлорметан + HCl,

CHCl3 + Cl2
CCl4
тетрахлорметан + HCl.

б) нитрование (реакция Коновалова):
CH4 + HONO2
CH3NO2
нитрометан + H2O (при нагревании)
Получение алканов
Лабораторные способы:
1. Гидролиз карбида алюминия (получение метана): Al4C3 + 12H2O 4Al(OH)3 + 3CH4
2. Реакция обмена: CH3COONa + NaOH Na2CO3 + CH4 (при нагревании)
3. Реакция Вюрца: 2CH3Cl + 2Na CH3—CH3 + 2NaCl
Промышленные способы:
1. Выделение из природных источников (природного газа, нефти, каменного угля, горючих сланцев).
2. Газификация твердого топлива:C + 2H2 CH4 (при нагревании под давлением в присутствии Ni-катализатора)

















ХОД РАБОТЫ:



1.Соберите прибор согласно рисунку.


CuO CuSO4




Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите прибор в лапке штатива. Нагревайте слегка дно пробирки, чтобы парафин расплавился и пропитал по¬рошок оксида меди (П).

Опустите свободный конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл (20 капель) прозрачного раствора известковой воды.

Нагревайте пробирку с реакционной смесью, соблюдая правила нагревания!.

Наблюдайте за изменениями, происходящими с белым порошком сульфата меди, прозрачным раствором известковой воды и черным порошком оксида меди (II). Дайте объяснение происходящим явлениям.

2.
Оформите отчет в виде таблицы
Реактивы Наблюдения Уравнение реакции



Ответьте на вопросы:
1. Общая формула предельных углеводородов.
2. Продуктами горения парафинов являются_________
3. Где используются предельные углеводороды?

3.-Приведите в порядок рабочее место










Получение этилена и изучение его свойств.
Цель: получить этилен экспериментальным путем, изучить свойства и отметить сходство и различие между углеводородами.
Оборудование и реактивы: пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, штатив с пробирками, кристаллизатор, раствор перманганата калия, бромная вода, карбид кальция, вода очищенная, кварцевый песок (для равномерного кипения и предотвращения выбрасывания жидкости), спирта, серная кислота (3:2).

Учащийся должен знать: физические и химические свойства непредельных углеводородов, способы получения.
Учащийся должен уметь: пользоваться химической посудой и химическими реактивами, писать уравнения реакций.

Инструктаж по ТБ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Этилен.
Этилен (этен), H2C=CH2, ненасыщенный углеводород, первый член гомологического ряда этиленовых углеводородов (СnН2n).
Физические свойства: бесцветный газ со слабым эфирным запахом; tnл — 169,5°С, tkип — 103,8°С, плотность 0,570 г/см3 (при tkип); практически нерастворим в воде, плохо — в спирте, лучше — в эфире, ацетоне. Температура воспламенения 540°С.
Способы получения:
t, Н2SО4 (конц.)
1. С2Н5ОН → CH2═СН2 + H2O
2. CH3─СН3 → CH2═СН2 + H2
3. CH3─СН2Br + КОН → CH2═СН2 + КBr + H2O
4. CH2Br─СН2Br + Zn → CH2═СН2 + ZnBr2

Химические свойства:
1. Горение.
С2Н4 + 3O2 → 2CO2 + 2H2O
горит слабокоптящим пламенем, с воздухом образует взрывоопасные смеси. Наиболее характерно для него присоединение по двойной углерод-углеродной связи.
2. Реакции присоединения идут за счет разрыва π – связи.
а) гидрирование
H2C = CH2 + H2 → H3C—CH3
б) присоединение галогенов (качественная реакция – обесцвечивание бромной воды)
H2C = CH2 + Br2 → BrH2C─СН2Br;
в) присоединение галогенводородов по правилу В.В. Марковникова
СН2═СН─СН3 + НBr → CH3─СНBr─СН3



3.Окисление по двойной связи (качественная реакция).
СН2═СН2 + 2KMnO4 + 4H2O → СН2─СН2 + 2MnO2 + 2KOH
перманганат OH OН
калия этиленгликоль
4. Реакции полимеризации.
nСН2═СН2 → (─CH2─СН2─)n
этилен полиэтилен
Этилен образуется в незначительных количествах в тканях растений и животных как промежуточный продукт обмена веществ. Этилен способствует замедлению роста, ускорению старения, созревания и опадения плодов, ускорению сбрасывания цветков, поэтому этилен используют для ускорения созревания плодов (например, помидоров, дынь, апельсинов, мандаринов, лимонов, бананов), для уменьшения прочности прикрепления плодов к материнским растениям, что облегчает механизированную уборку урожая. В высоких концентрациях этилен оказывает на человека и животных наркотическое действие.
Задание 1
Опыт 1. Получение этилена.
Соберите прибор, как изображено на рисунке 1.









Рисунок 1
Поместите в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (для равномерного кипения и предотвращения выбрасывания жидкости).
Прилейте в пробирку 4 мл готовой смеси (1 объем спирта и 3 объема серной кислоты 3:2).
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите прибор в лапке: лабораторного штатива.
Содержимое пробирки нагрейте с помощью спиртовки, выделяющийся газ соберите над водой (методом вытеснения воды).
Напишите уравнения реакции получения этилена.

Опыт 2. Изучение свойств этилена.

С помощью газоотводной трубки пропустите газ по очереди через раствор перманганата калия, бромную воду.
Что Вы наблюдаете?

Опыт 3. Горение этилена.

Подожгите выделяющийся газ.
Каков характер пламени?
Напишите уравнения реакций получения этилена и его взаимодействие с вышеуказанными реактивами, горение этилена. Сделайте вывод.



Отчет оформите в виде таблицы.
Номер опыта Рисунок прибора Что наблюдали Уравнения реакций Вывод
1
2
3
4
5
6

Сделайте вывод, ответив на вопросы.
С какими способами получения непредельных углеводородов вы познакомились?_________________________________________________
Какие реакции можно использовать для доказательства непредельности углеводородов? _________________________________________________

Приведите в порядок используемые принадлежности и свое рабочее место













Получение и свойства карбоновых кислот.
Цель: экспериментальным путем познакомиться с химическими свойствами карбоновых кислот, формировать навыки практической работы с веществами.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор карбоната натрия, оксид
меди(II), цинк металлический.
Инструктаж по ТБ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Карбоновые кислоты — класс органических соединений, молекулы которых содержат одну или несколько функциональных карбоксильных групп ―COOH. Кислые свойства объясняются тем, что данная группа может сравнительно легко отщеплять протон. За редкими исключениями карбоновые кислоты являются слабыми. Например, у уксусной кислоты CH3COOH константа кислотности равна 1,75×10−5. Ди- и трикарбоновые кислоты более сильные, чем монокарбоновые.
Физические свойства
Низшие карбоновые кислоты— жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде. С повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде и их плотность уменьшаются, а температура кипения повышается. Высшие кислоты, начиная с пеларгоновой (н-нонановой) СН3-(СН2)7-СООН,— твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде. Низшие карбоновые кислоты в безводном виде и в виде концентрированных растворов раздражают кожу и вызывают ожоги, особенно муравьиная кислота и уксусная кислота.
Характерные химические реакции
1. Диссоциация в водном растворе на ионы:


2. Образование солей:
а) при взаимодействии с металлами: 2RCOOH + Mg (RCOO)2Mg + H2↑

б) в реакциях с оксидами металлов: 2RCOOH + MgO RCOOMg + H2O

в) в реакциях с гидроксидами металлов: 2RCOOH + NaOH RCOONa + H2O

в) взаимодействие с солями слабых летучих кислот:
2RCOOH + Na2СO3 RCOONa + H2O + СО2↑

3. Образование сложных эфиров:
Реакция образования сложного эфира из кислоты и спирта называется реакцией этерификации




Ход работы.
Задание № 1.
Опыт 1. Диссоциация уксусной кислоты.
В пробирку налейте несколько капель раствора уксусной кислоты, поместите в пробирку с раствором уксусной кислоты полоску универсальной индикаторной бумаги. Пронаблюдайте изменение окраски индикатора.

В другую пробирку налейте несколько капель раствора соляной кислоты, поместите в пробирку с раствором соляной кислоты полоску универсальной индикаторной бумаги. Пронаблюдайте изменение окраски индикатора.

Сравните изменения окраски индикатора в двух случаях и сделайте вывод о силе кислот.

Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В пробирку положите одну гранулу цинка и добавьте 2 мл раствора уксусной кислоты. (Что наблюдаете?)
Подогрейте содержимое пробирки на пламени спиртовки. (Что изменилось? Почему?)

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с оксидами металлов.
В пробирку поместите немного порошка оксида меди(II) и добавьте 1-2 мл раствора уксусной кислоты.

Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте несколько капель индикатора фенолфталеина. (Что наблюдаете?) Добавьте 2 мл раствора уксусной кислоты.

Опыт 5. Взаимодействие уксусной кислоты с солями
В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и добавьте несколько капель раствора уксусной кислоты. (Что наблюдаете?)


Отчет оформите в виде таблицы.
Номер опыта Уравнения реакций Что наблюдали Вывод
1
2
3
4
5

Задание № 2.
Теоретически рассмотрите химические свойства муравьиной кислоты.
1. Диссоциация муравьиной кислоты.

2. Взаимодействие муравьиной кислоты с металлами.

3. Взаимодействие муравьиной кислоты с оксидами металлов.

4. Взаимодействие муравьиной кислоты с основаниями

5. Взаимодействие муравьиной кислоты с солями

6. Взаимодействие муравьиной кислоты с аммиачным раствором оксида серебра

Отчет оформите в виде таблицы.
№п/п Уравнения реакций Что должны наблюдать Вывод
1
2
3
4
5
6

Сделайте вывод, ответив на вопросы.
Чему вы научились в ходе лабораторной работы?____________________
Наличием, какой функциональной группы обусловлены химические свойства карбоновых кислот?______________________________________________
Какой функциональной группой обусловлены особенные свойства муравьиной кислоты? ______________________________________________________



• Приведите в порядок используемые принадлежности и свое рабочее место.







Углеводы. Решение экспериментальных задач



Цель работы : закрепить и отработать на практике знания, полученные в результате изучения темы « Углеводы»
Оборудование: Штатив для пробирок, 6 пробирок, спиртовка, спички,пробирки,
Реактивы: Крахмал, глюкоза, р-р йода спиртовой, аммиачный р-р оксида серебра, сульфат меди (II) (р-р), гидроксид натрия, глицерин, этанол,дистиллированная вода.

Иструктаж по ТБ

Учащийся должен знать: классификацию углеводов, состав,химические свойства, качественные реакции, технику безопасности.
Учащийся должен уметь: пользоваться химическими реактивами, химической посудой, различать углеводы с помощью качественных реакций


Теоретическая часть.

1. С6Н12О6- глюкоза, моносахарид, содержится в ягодах, фруктах, винограде; альдегидоспирт, имеет две функциональные группы и проявляет свойства альдегидов и многоатомных спиртов.
- С=О альдегидная группа
Н
-(ОН) спиртовая группа
Качественная реакция на альдегидную группу: - СОН + Ag2O→2Ag + -COOH («серебряное зеркало»)
Качественная реакция на многоатомный спирт: взаимодействие со свежеприготовленным раствором гидроксида меди(II), при этом синий цвет реактива меняется на темносиний.
2. (С6Н10О5)n- крахмал, природный полимер, находится в картофеле, злаковых, бананах. Структурным звеном является глюкоза.
Качественной реакцией на крахмал является взаимодействие со спиртовым раствором йода, при этом образуется темносинее окрашивание.

3. Глицерин СН2-СН-СН2 – трехатомный спирт, сиропообразная,сладкая
L l l
ОН ОН ОН
жидкость.
Качественная реакция на многоатомный спирт: взаимодействие со свежеприготовленным раствором гидроксида меди(II), при этом синий цвет реактива меняется на темносиний.

Ход работы

1. Запишите в тетрадь тему практического занятия и номер варианта.
2. Приготовьте таблицу для оформления результатов работы.
3. Получите задание.
4. Составьте план решения задач
5. Проделайте опыты для решения задач
6. Отчет оформите в виде таблицы.
№ Варианта
и
№ п/п Наблюдения Уравнения реакций Результат
( выводы)














Задание 1(вариант 1)
1.Определите растворы веществ: крахмал, глюкоза.
2. Докажите, что выданное вещество – глицерин.

Задание 2(вариант 2)
1.Определите вещества : глицерин и этанол.
2.Докажите, что данное вещество- крахмал

Ответьте на вопросы:
1.Почему глюкоза является альдегидоспиртом?
2.Качественная реакция на альдегиды, многоатомные спирты?
3.Структурным звеном крахмала является…
4.Качественная реакция на крахмал_________
Приведите в порядок рабочее место.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» Учебник для студе6нтов проф.учебных заведений М: Академия, Московский учебник, 2010;
«Практикум по общей неорганической и органической химии» для студентов проф.учебных заведений, М:Академия, 2010
О.С.Габриелян, «Органическая химия» для 10кл. общеобразовательных учреждений.,М:
Дрофа,2005

Дополнительные источники:
О.С.Габриелян «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях» М: Дрофа,2003;
Габриелян О.С. « Химия: пособие для поступающих в ВУЗы» М: Дрофа 2005
Кузьменко Н.Е. « Начала химии», М:Экзамен, 1999
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова; « Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие»;М., Дрофа,2006
«Настольная книга учителя химии:10 класс»
О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумов, М.,Дрофа 2004
Ю.М.Ерохин « Химия» Учебник, М., 2003

Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru