ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Шпоры и тесты по предмету «Биология»
Информация о работе
  • Тема: ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
  • Количество скачиваний: 92
  • Тип: Шпоры и тесты
  • Предмет: Биология
  • Количество страниц: 27
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-12-13 11:45:38
  • Размер файла: 27.26 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
1. Среды, обеспечивающие более быстрый и интенсивный рост одного вида микробов, называются средами "ОБОГАЩЕННАЯ".
2. Питательные среды с кислород-редуцирующими веществами необходимы для культивирования АНАЭРОБОВ.
3. Процесс транспорта веществ в бактериальную клетку, при котором происходит его химическая модификация, называется ТРАНСлонгация РАДИКАЛОВ
5. Для определения количества бактерий в исследуемом материале используют метод СЕРИЙНЫХ РАЗВЕДЕНИЙ
6. Селективная деконтаминация кишечника предусматривает избирательное уничтожение АЭРОБНОЙ флоры.
1. Микробы, использующие органическое вещество одновременно как источник энергии, и как источник углерода:
1. Хемолитогетеротрофы
2. Фототрофы
3. Ав Ьтотрофы
4. ! Хемогетероорганотрофы

2. Микроорганизмы, имеющие каталазную систему защиты от токсических продуктов молекулярного кислорода:
1. Строгие анаэробы
2. ! Факультативные анаэробы
3. Аэротолерантные анаэробы
4. ! Аэробы

3. Микроорганизмы, требующие факторы роста в дополнение к основному источнику углерода:
1. Прототрофы
2. Гетеротрофы
3. Автотрофы
4. ! Ауксотрофы

4. Механизмы транспорта веществ в бактериальную клетку, которые проходят с затратой энергии:
1. Пассивная диффузия
2. ! Активный транспорт
3. Облегченная диффузия
4. ! Транслокация радикалов

5. Механизмы транспорта веществ, в которых принимают участие пермеазы:
1. ! Транслокация радикалов
2. ! Активный транспорт
3. ! Облегченная диффузия
4. Пассивная диффузия

6. Ферменты, обеспечивающие защиту бактериальной клетки от токсического воздействия продуктов неполного окисления кислорода:
1. ! Каталаза
2. ! Супероксиддисмутаза
3. ! Пероксидаза
4. Цитохромоксидаза

7. Условия, необходимые для культивирования бактерий:
1. ! Полноценная питательная среда
2. ! Атмосфера культивирования
3. ! Температура
4. ! Время культивирования

8. Условия для выделения чистых культур анаэробов:
1. ? Взятие материала стерильным шприцем
2. ! Применение сложных специальных питательных сред
3. ! Использование анаэростата
4. ! Оптимальная температура культивирования

9. Универсальные требования к искусственным питательным средам:
1. ! Оптимальная рН
2. ! Наличие питательных веществ в легкоусвояемой форме
3. ! Стерильность
4. ! Изотоничность

10. Среды, применяемые для избирательного выделения чистой культуры бактерий определенного вида из материалов, содержащих разнообразную постороннюю микрофлору:
1. Основные
2. Дифференциально-диагностические
3. Обогащения
4. ! Элективные

11. Среды, обеспечивающие более быстрый и интенсивный рост одного вида микробов:
1. Дифференциально-диагностические
2. Мясо-пептонный агар
3. Основные
4. ! Обогащения

12. Дифференциально-диагностические среды:
1. ! Среда Гисса
2. МПА
3. ! Среда Эндо
4. Желчный бульон

13. Дифференциально-диагностические среды:
1. Тиогликолевая
2. Китта-Тароцци
3. Сывороточный агар
4. ! Гисса

14. Перечислите обязательные компоненты дифференциально-диагностических сред:
1. ! Индикатор
2. ! Основная питательная среда
3. ! Химический субстрат, по отношению к которому микроорганизмы дифференцируют между собой
4. Ингибиторы роста сопутствующих бактерий

15. Методы выделения чистых культур, основанные на принципе механического разобщения:
1. ! Метод Дригальского
2. ! Посев штрихом
3. ! Метод Коха (серийных разведений)
4. Биологический метод

16. Для определения количества бактерий в исследуемом материале применяют:
1. Метод Дригальского
2. Биологический метод
3. Метод Фортнера
4. ! Метод серийных разведений

17. Свойства чистой культуры бактерий, которые обычно проверяют перед пересевом для накопления:
1. Антигенная структура
2. ! Культуральные признаки
3. Чувствительность к антибиотикам
4. ! Морфологические и тинкториальные свойства

18. Культуральные свойства бактерий:
1. ! Внешний вид колоний
2. Форма клеток микроорганизмов
3. ! Отношение к условиям культивирования
4. Тинкториальные свойства

19. Культуральные свойства бактерий:
1. ! Размер колоний
2. ! Цвет колоний
3. ! Форма колоний
4. ! Характер поверхности колоний

20. Для определения протеолитической активности микроба проводят следующие тесты:
1. ! Проба на индол
2. ! Проба на сероводород
3. ! Тест на разжижение желатины
4. Тест на расщепление лактозы

21. Перечислите этапы бактериологического метода исследования:
1. ! Посев для выделения отдельных колоний возбудителей
2. ! Накопление чистой культуры
3. ! Идентификация
4. ! Внутривидовая идентификация

22. Назовите этапы бактериологического метода исследования чистых культур бактерий:
1. ! Посев для выделения отдельных колоний бактерий
2. ! Накопление чистой культуры
3. ! Идентификация
4. ! Эпидемиологическое маркирование

23. Назовите этапы бактериологического метода исследования чистых культур анаэробов:
1. ! Посев для выделения отдельных колоний в анаэробных условиях
2. ! Накопление чистой культуры
3. ! Идентификация
4. ! Микроскопия исследуемого материала

24. Назовите этапы бактериологического исследования материалов, содержащих большое количество разнообразной микрофлоры:
1. ! Приготовление разведений исследуемого материала и посев на плотные питательные среды
2. ! Накопление чистой культуры
3. ! Идентификация
4. ! Определение чувствительности к антибиотикам

25. Назовите этапы бактериологического исследования материалов, в которых содержится мало возбудителей (например, кровь):
1. ! Посев в жидкую среду обогащения
2. ! Выделение отдельных колоний чистой культуры на плотной питательной среде
3. ! Накопление чистой культуры
4. ! Идентификация

26. Необходимое сочетание условий для культивирования факультативных анаэробов:
1. ! Полноценная питательная среда
2. ! Атмосфера культивирования
3. ! Оптимальная температура
4. ! Время культивирования

27. Условия, необходимые для культивирования строгих анаэробов:
1. ! Полноценная питательная среда с кислород-редуцирующими веществами
2. ! Атмосфера культивирования
3. ! Оптимальная температура
4. ! Время культивирования

28. Условия, необходимые для культивирования аэробов:
1. ! Полноценная питательная среда
2. ! Атмосфера культивирования
3. ! Оптимальная температура
4. ! Время культивирования

29. Придает стабильность микрофлоре кишечника и предотвращает колонизацию организма хозяина посторонними микроорганизмами:
1. Селективная деконтаминация
2. Тотальная деконтаминация
3. Детоксикация экзогенных продуктов
4. ! Колонизационная резистентность

30. Микробы, обеспечивающие колонизационную резистентность микрофлоры кишечника:
1. Грибы
2. Простейшие
3. Вирусы
4. ! Анаэробы

31. Микроорганизмы, являющиеся характерными представителями микрофлоры толстого кишечника человека:
1. ! Бифидобактерии
2. ! Кишечная палочка
3. ! Бактероиды
4. Микобактерии

32. Микробы, участвующие в формировании колонизационной резистентности микрофлоры кишечника:
1. Грибы рода Кандида
2. ! Лактобациллы
3. Протей
4. ! Бифидобактерии

33. Микробы, участвующие в формировании колонизационной резистентности толстой кишки:
1. ! Бифидобактерии
2. Стафилококки
3. ! Лактобактерии
4. Протей

34. Микробы, входящие в состав постоянной микрофлоры кожи:
1. ! Пропионобактерии
2. ! Коринеформные бактерии
3. ! Стафилококки
4. Кишечная палочка

35. Препараты для восстановления нормальной микрофлоры кишечника человека:
1. ! Колифаг
2. ! Бифидумбактерин
3. ! Бификол
4. ! Лактобактерин

36. Эубиотики применяют для:
1. Селективной деконтаминации
2. Химиотерапии
3. Идентификации эубактерий
4. ! Лечения дисбактериоза

37. Эубиотики:
1. ! Колибактерин
2. ! Колибактериофаг
3. ! Бификол
4. Метронидазол


СОСТАВЬТЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПАРЫ: ВОПРОС-ОТВЕТ

38. Среда Эндо 2
39. Тиогликолевая среда1
40. Асцит-агар4
1. Среда для культивирования анаэробов
2. Дифференциально-диагностическая среда
3. Элективная среда
4. Сложная среда для культивирования бактерий, нуждающихся в субстратах животного происхождения

41. Способ получения энергии3
42. Конечный акцептор электронов - органическое соединение2
43. Конечный продукт метаболизма источника энергии - кислоты2
1. Дыхание
2. Брожение
3. Оба
4. Ни то, ни другое

44. Гибнут в присутствии кислорода1
45. Энергию получают только брожением1
46. Культивируют в термостате3
1. Строгие анаэробы
2. Факультативные анаэробы
3. Оба
4. Ни то, ни другое

47. Серовар3
48. Хемовар4
49. Фаговар1
1. Бактерии одного вида, различающиеся по чувствительности к бактериофагам.
2. Бактерии одного вида, различающиеся по чувствительности к антибиотикам.
3. Бактерии одного вида, различающиеся по антигенным свойствам.
4. Бактерии одного вида, различающиеся по биохимическим свойствам.

50. Модификация переносимого вещества2
51. Перенос вещества только по градиенту концентрации4
52. Энергозависимый транспорт против градиента концентрации3
1. Активный транспорт
2. Транслокация радикалов
3. Оба
4. Ни то, ни другое
53. Для определения биохимических свойств бактерий5
54. Для культивирования анаэробов1
55. Для культивирования бактерий с высокой степенью гетеротрофности3
1. Тиогликолевая среда
2. Щелочная пептонная вода
3. Сывороточный агар
4. Щелочной агар
5. Среды Гисса

56. Совокупность бактерий, объединенных по общим свойствам, но отличающихся от других представителей рода4
57. Популяция бактерий одного вида, выращенных на питательной среде из одной бактериальной клетки2
58. Культура микробов, выделенная из определенного источника1
1. Штамм
2. Чистая культура
3. Фаговар
4. Вид
5. Серовар

59. Используют при определении количества бактерий в исследуемом материале1
60. Основан на принципе механического разобщения2- 3
61. Предусматривает обязательное использование дифференциально-диагностических сред4
1. Метод серийных разведений
2. Метод Дригальского
3. Оба
4. Ни то, ни другое

62. Синтезируются бактериальной клеткой постоянно1
63. Синтезируются только при наличии в среде субстрата2
64. Позволяют бактериям адаптироваться к изменившимся условиям окружающей среды3----2
1. ! Конститутивные ферменты
2. ! Индуцибельные ферменты
3. ! Оба
4. Ни то, ни другое

65. Ферменты, которые синтезируются в бактериальной клетке постоянно2
66. Ферменты, синтез которых зависит от наличия в питательной среде специфического субстрата1
1. Индуцибельные
2. Конститутивные
3. Оба
4. Ни то, ни другое

67. Используют неорганический источник углерода3
68. Используют органический источник углерода4
69. Энергию получают в результате химических реакций2
1. Фототрофы
2. Хемотрофы
3. Автотрофы
4. Гетеротрофы
5. Литотрофы

70. Культуры микробов одного и того же вида, выделенные из разных источников4
71. Бактерии одного вида, различающиеся по биохимическим свойствам5
72. Изолированные скопления микробов, выросших на плотной питательной среде2
73. Бактерии одного вида, различающиеся по чувствительности к бактериофагам1
1. Фаговары
2. Колонии
3. Серовары
4. Штаммы
5. Хемовары


УСТАНОВИТЕ, ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ I, ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ II, И ЕСТЬ ЛИ МЕЖДУ НИМИ СВЯЗЬ

74++-. Рост бактерий в жидких питательных средах может привести как к диффузному помутнению среды, так и к образованию придонного осадка потому, что
• при выращивании бактерий в жидких питательных средах наблюдается последовательная смена фаз в развитии популяции бактериальных клеток.

75+++. В логарифмической фазе роста клетки бактерий наиболее чувствительны к действию антибиотиков потому, что
• в логарифмической фазе все клетки делятся с максимальной скоростью.

76+++. Действие многих антибиотиков наиболее эффективно в период log-фазы размножения бактерий потому, что
• во время log-фазы бактериальные клетки более чувствительны к ингибиторам синтеза белка и нуклеиновых кислот.

77+--. Бактериальная популяция при размножении в жидкой питательной среде после стационарной фазы переходит в фазу гибели потому, что
• бактериальная клетка обладает генетически детерминированным числом делений.

78+++. Бактериальная популяция при размножении в жидкой питательной среде после стационарной фазы переходит в фазу гибели потому, что
• бактериальная популяция накапливает в питательной среде токсичные продукты метаболизма.

79+++. Факультативные анаэробы могут расти как в атмосфере кислорода, так и в бескислородной среде потому, что
• факультативные анаэробы энергию получают дыханием и брожением, а также обладают ферментами, детоксицирующими продукты неполного окисления кислорода.

80+++. Строгие анаэробы культивируют в анаэростате или анаэробном боксе потому, что
• строгие анаэробы погибают в присутствии кислорода.

81++-. Аэротолерантные бактерии не погибают в присутствии кислорода потому, что
• аэротолерантные бактерии не используют кислород в энергетических целях.

82+++. Микроаэрофилы растут при пониженном парциальном давлении кислорода, потому что
• микроаэрофилы имеют ферменты, чувствительные к О2.

83+++. С помощью экзоферментов бактерии делают доступными источники углерода и энергии потому, что
• экзоферменты расщепляют крупные молекулы источника углерода и энергии до размеров, способных поступать в клетки.

84+++. Экзоферменты бактерий могут выполнять защитные функции потому, что
• некоторые экзоферменты бактерий инактивируют антибиотики.

85+--. Индуцибельные ферменты позволяют бактериальной клетке приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды потому, что
• индуцибельные ферменты синтезируются клеткой постоянно.

86+--. Индуцибельные ферменты позволяют бактериям приспособиться к изменившимся условиям внешней среды потому, что
• индуцибельные ферменты синтезируются клеткой постоянно.

87+++. Спектр ферментативной активности бактерий определяют для их идентификации потому, что
• спектр ферментов – это один из достаточно стабильных видовых признаков у бактерий.

88+--. Метод Дригальского используют для выделения чистой культуры потому, что
• метод Дригальского позволяет определить количество бактерий в исследуемом материале.

89+--. Элективные среды используют для выделения чистой культуры потому, что
• элективные среды позволяют определить биохимические свойства бактерий.

90+--. Тинкториальные свойства бактерий определяют для идентификации чистой культуры потому, что
• тинкториальные свойства зависят от набора ферментов у бактерий.

91-+-. Тинкториальные свойства бактерий не используют для идентификации чистой культуры потому, что
• тинкториальные свойства характеризуют отношение бактерий к красителям.

92+++. Культуральные свойства бактерий являются необходимой характеристикой при идентификации чистой культуры потому, что
• культуральные свойства определяют характер роста бактерий на питательных средах.

93+--. Культуральные свойства бактерий являются необходимой характеристикой при идентификации чистой культуры потому, что
• культуральные свойства определяются формой бактериальной клетки.

94+++. Внутривидовая идентификация нужна для эпидемиологического маркирования бактерий потому, что
• внутривидовая идентификация позволяет определить различные варианты среди бактерий одного вида.

95-+-. Элективные среды используются для определения биохимической активности бактерий потому, что
• элективные среды содержат вещества, избирательно подавляющие рост некоторых видов бактерий.

96++-. Биохимические свойства бактерий являются необходимой характеристикой при идентификации чистой культуры потому, что
• биохимические свойства бактерий определяют при помощи дифференциально-диагностических сред.

97-+-. Сахаролитическую активность бактерий с бродильным типом метаболизма можно определить с помощью элективных питательных сред потому, что
• при сбраживании углеводов в средах Гисса, изменяется цвет индикатора.

98+++. Определение спектра сахаролитической и протеолитической активности бактерий используют при идентификации возбудителя потому, что
• спектр сахаро- и протеолитической активности в основном достаточно стабилен у каждого вида бактерий.

99++-. Биохимическую активность бактерий оценивают по изменению окраски дифференциально-диагностической среды потому, что
• бактерии могут образовывать пигменты.

100+++. В организме человека допереваривание пищи осуществляет микрофлора толстой кишки потому, что
• в организме человека отсутствуют ферменты, способные расщеплять клетчатку.

101+--. Нормальная микрофлора организма обеспечивает колонизационную резистентность потому, что
• нормальная микрофлора не способна трансформировать канцерогены и мутагены в неопасные для организма вещества.

102---. Кишечная палочка – самый многочисленный из микробов нормальной микрофлоры организма человека, потому что
• кишечная палочка преобладает в составе кишечной микрофлоры.

103+++. b-аспартил-лизин является метаболическим маркером кишечного дисбиоза потому, что
• в норме b-аспартил-лизин метаболизируется микрофлорой кишечника.

104++-. Микробы нормофлоры способны вызывать эндогенную инфекцию потому, что
• микробы нормофлоры могут вступать в симбиоз между собой.

105-+-. Селективная деконтаминация кишечника предусматривает избирательное уничтожение анаэробной флоры потому, что
• селективная деконтаминация проводится с целью предотвращения инфекционных осложнений при пониженной сопротивляемости организма

106-+-. Эубиотики - это химиопрепараты для лечения дисбиоза потому, что
• эубиотики являются антагонистами патогенных микробов.

107+--. Эубиотики используют в лечении дисбиоза потому, что
• эубиотики избирательно уничтожают чрезмерно размножившихся представителей нормофлоры.
ДОПОЛНИТЕ ФРАЗУ

1. Для вирулентных бактериофагов характерен ПРОДУКТИВНЫЙ тип взаимодействия с клеткой.

2. При интеграции вирусной ДНК в геном клетки вирус переходит в состояние ВИРУЛЕНТНОСТЬ

3. Вирусная ДНК, интегрированная в геном эукариотической клетки, называется ПРОВИРУСОМ

4. Процесс передачи генетической информации у бактерий, осуществляемый высокополимеризованной ДНК донора, называется ______________.

5. Процесс передачи генетического материала с участием «полового» фактора или другой трансмиссивной плазмиды называется ________________.


ВЫБЕРИТЕ ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Для бактериального генома характерно:
1. ! Включает в себя бактериальную хромосому
2. ! Включает в себя плазмиды
3. !1 Содержит гаплоидный набор генов
4. ДНК содержит гистоны

2. Плазмиды:
1. ! Являются самостоятельными репликонами
2. ! Распространяются в популяции бактерий
3. ! Могут содержать подвижные генетические элементы
4. Обеспечивают трансдукцию

3. Охарактеризуйте признаки и функции плазмиды:
1. ! Являются самостоятельными репликонами
2. ! Придают бактериям дополнительные свойства
3. ! Могут содержать подвижные генетические элементы
4. Участвуют в процессе репарации

4. Функции плазмид у бактерий:
1. ! Обеспечивают лекарственную устойчивость
2. Участвуют в процессе репарации
3. ! Способствуют адаптации к изменившимся условиям окружающей среды
4. Участвуют в делении клетки

5. Для трансмиссивных плазмид характерно:
1. ! Способны перемещаться из одной клетки в другую
2. ! Способны к мобилизации нетрансмиссивных плазмид
3. ! Содержат tra-оперон
4. Обязательно имеют вставочные последовательности, идентичные с хромосомой

6. Интегративная плазмида:
1. ! Встраивается в хромосому
2. Обязательно содержит tra-оперон
3. ! Обязательно имеет идентичные с хромосомой вставочные последовательности
4. Способствует перемещению других плазмид в популяции бактерий

7. Процесс репарации у бактерий характеризуется:
1. ! Восстановлением поврежденного генетического материала (участка генома)
2. ! Участием ДНК-полимеразы
3. ! Участием лигазы
4. Необходимостью перемещения транспозона

8. Для процесса трансформации у бактерий характерно:
1. ! Осуществляется высокополимеризованной ДНК донора
2. Зависит от присутствия в трансформирующей ДНК подвижного генетического элемента
3. ! Клетка-реципиент находится в состоянии компетентности
4. Осуществляется бактериофагом

9. Для конъюгации характерно:
1. Передача генетического материала при помощи бактериофага
2. ! Передача генетического материала с помощью “полового” фактора
3. Передача генетического материала с помощью РНК
4. ! Необходим контакт клеток донора и реципиента

10. Для полимеразной цепной реакции характерно:
1. ! Используется для изолирования и размножения определенного гена
2. ! Используется как метод идентификации микроба по его ДНК без выделения чистой культуры
3. ! Для постановки необходимы "затравки" для синтеза искомого гена
4. Используют как метод передачи генетической информации

11. Для внутривидовой идентификации бактерий (эпидемического маркирования) используют:
1. Трансформацию
2. Трансдукцию
3. Конъюгацию
4. ! Определение плазмидного профиля

12. Для идентификации чистой культуры бактерий используют:
1. Репарацию
2. Трансформацию
3. Трансдукцию
4. ! Рестрикционный анализ

13. Для идентификации бактерий и эпидемиологического маркирования применяют:
1. Конъюгацию
2. Трансформацию
3. ! Определение плазмидного профиля
4. Трансдукцию

14. Для идентификации бактерий и эпидемического маркирования применяют:
1. Рестрикционный анализ
2. Трансформацию
3. Трансдукцию
4. ! Определение плазмидного профиля

15. Для проведения внутривидовой идентификации бактерий (эпидемического маркирования) используют:
1. Конъюгацию
2. Трансформацию
3. Репарацию
4. ! Определение плазмидного профиля

16. РНК "минус-нитевых" вирусов:
1. Способна встраиваться в хромосому клетки
2. ! Несет наследственную функцию
3. Обладает инфекционной активностью
4. ! Не обладает функцией информационной PHK

17. Стадии репродукции вирусов человека:
1. ! Адсорбция вируса
2. “Впрыскивание” нуклеиновой кислоты вируса в клетку
3. ! Биосинтез вирусных белков
4. Образование профага

18. Для интегративного типа взаимодействия вируса и клетки характерно:
1. Биосинтез компонентов вируса и образование потомства
2. ! Синхронная репликация вирусного и клеточного геномов
3. Деструкция клетки в результате образования вирусного потомства
4. ! Образование провируса

19. Как происходит выход вирусного потомства из клетки?
1. Прохождением через каналы мембраны клетки
2. ! Путем "взрыва" клетки
3. В результате деления клетки
4. ! Путем "почкования"

20. “Взрывной” механизм выхода вирусного потомства из клетки характеризуется:
1. ! Деструкцией клетки
2. Участием сложноорганизованных вирусов
3. ! Одновременным выходом большого количества вирусов
4. Обязательной вирогенией

21. “Плюс-нитевые” диплоидные РНК-содержащие вирусы характеризуются:
1. ! Обратной транскрипцией
2. ! Наличием ревертазы
3. ! Интегративным типом взаимодействия с клеткой
4. ! Отсутствием белок-синтезирующих систем

22. Выход вирусов из клетки путем “почкования” характеризуется:
1. Быстрой деструкцией клетки
2. ! Участием сложноорганизованных вирусов
3. ! ? Одновременным выходом большого количества вирусов
4. ! Включением компонентов клетки в состав вирусов

23. Чем характеризуется выход вирусных частиц из клетки путем "почкования"?
1. При выходе вирусов клетка разрушается
2. ! Деструкции вирусов не происходит
3. Встречается у простоорганизованных вирусов
4. ! Характерен для вирусов, имеющих липопротеидную оболочку


СОСТАВЬТЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПАРЫ: ВОПРОС-ОТВЕТ

24. Мутация3
25. Рекомбинация4
26. Репарация2
1. Процесс образования вирусного потомства
2. Исправление поврежденных участков ДНК
3. Наследственное скачкообразное изменение признака
4. Процесс образования бактериального потомства, содержащего признаки донора и реципиента

27. Первичные культуры клеток4
28. Перевиваемые культуры клеток2
29. Полуперевиваемые культуры клеток3
1. Выдерживают от 40 до 50 пассажей
2. Выдерживают многочисленные пассажи (более 50)
3. Оба
4. Ни то, ни другое

30. Небольшие молекулы кольцевой суперспирализованной РНК, не содержащие белков и обладающие инфекционностью5
31. Белковые инфекционные частицы1
32. Сформированная вирусная частица3
1. Прион
2. Порин
3. Вирион
4. Профаг
5. Вироид

33. Способ восстановления поврежденной ДНК2
34. Участие трансмиссивной плазмиды1
35. Участие вирулентного бактериофага4
1. Конъюгация
2. Репарация
3. Оба
4. Ни то, ни другое

36. Процесс передачи генетической информации при помощи умеренного фага1
37. Изменение фенотипа лизогенных бактерий под влиянием профага5
38. Симбиоз бактериальных клеток с профагом4
1. Трансдукция
2. Трансформация
3. Виропексис
4. Лизогения
5. Фаговая конверсия

39. Способ передачи генетической информации2
40. Процесс с участием умеренного бактериофага2
41. Восстановление поврежденной ДНК1
1. Репарация
2. Трансдукция
3. Оба
4. Ни то, ни другое

42. Трансформация3
43. Трансдукция4
44. Конъюгация1
1. Передача генетического материала при контакте бактериальных клеток разной "половой" направленности
2. Восстановление поврежденной ДНК
3. Передача генетического материала с помощью высокополимеризованной ДНК
4. Передача генетического материала с помощью умеренных бактериофагов

45. Содержат два типа нуклеиновой кислоты4
46. Содержат один тип нуклеиновой кислоты (либо ДНК, либо РНК)3
47. Имеет суперкапсид2
1. Простоорганизованные вирусы
2. Сложноорганизованные вирусы
3. Оба
4. Ни то, ни другое

48. Транспозоны4
49. Плазмиды1
50. Бактериофаги3
1. Самостоятельные репликоны, являющиеся внехромосомными факторами наследственности
2. Осуществляют репарацию
3. Осуществляют специфическую трансдукцию
4. Подвижные генетические элементы

51. Специфичность действия3
52. Лизогения 1
53. Фаговая конверсия1
1. Умеренный бактериофаг
2. Вирулентный бактериофаг
3. Оба
4. Ни то, ни другое

54. Вирусы человека3
55. Риккетсии 3
56. Бактериофаги4
1. Культивируют в культуре клеток человека
2. Культивируют в куриных эмбрионах
3. Оба
4. Ни то, ни другое


УСТАНОВИТЕ, ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ I, ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ II, И ЕСТЬ ЛИ МЕЖДУ НИМИ СВЯЗЬ

57+++. В бактериальной клетке геном в основном сохраняет стабильность на протяжении поколений даже при воздействии природных мутагенов (ультрафиолетовое облучение и др.) потому, что
• в бактериальной клетке существуют репарационные системы.

58+++. R-плазмида способствует созданию популяции бактерий, устойчивых к действию антибиотиков потому, что
• R-плазмида может перемещаться в популяции бактериальных клеток вследствие своей трансмиссивности или мобилизации трансмиссивной плазмидой.

59-+-. Транспозоны препятствуют распространению генов среди популяции бактерий потому, что
• транспозоны могут перемещаться с хромосомы на трансмиссивную плазмиду

60+--. Транспозоны способствуют распространению генов в популяции бактерий потому, что
• транспозоны не могут мигрировать с хромосомы на трансмиссивную плазмиду.

61+++. Ультрафиолетовые лучи являются мутагеном потому, что
• ультрафиолетовые лучи вызывают образование тиминовых димеров.

62+--. Трансформация является способом передачи генетической информации у бактерий потому, что
• трансформация осуществляет передачу всей хромосомы донора или ее части при взаимном контакте клеток донора и реципиента.

63+--. Только в случае встраивания F-фактора в хромосому (т.е. в состоянии Hfr) осуществляется передача бактериальной хромосомы из клетки-донора в клетку-реципиент при конъюгации потому, что
• при встраивании F-фактора в бактериальную хромосому происходит лизогенизация бактерии.

64--. Полимеразная цепная реакция представляет собой реакцию увеличения количества плазмид в бактериальной клетке потому, что
• полимеразная цепная реакция происходит при встраивании транспозона в геном.

65+++. Полимеразная цепная реакция является диагностическим тестом потому, что
• полимеразная цепная реакция позволяет идентифицировать микроб по его гену без выделения чистой культуры бактерий.

66---. Вирусы человека инфицируют клетку, впрыскивая в нее свою нуклеиновую кислоту потому, что
• вирусы человека имеют стержень хвостового отростка, “прокалывающий” мембрану клетки .

67+--. Вирусы не имеют клеточного строения потому, что
• каждый вирус содержит только один тип нуклеиновой кислоты.

68---. При взаимодействии вирусов с клеткой всегда образуется новое поколение вирусов потому, что
• при взаимодействии вирусов с клеткой вирионная ДНК не способна интегрировать в хромосому клетки.

69+++. Вирусы размножаются только в биологических моделях потому, что
• вирусы нуждаются в белоксинтезирующих ферментных системах клетки.

70++-. Вирусы не размножаются на искусственных питательных средах потому, что
• вирусы обладают дизъюнктивным способом репродукции.

71+--. Продуктивный тип взаимодействия вирусов с клеткой заканчивается формированием нового поколения вирусов потому, что
• продуктивный тип взаимодействия вирусов с клеткой всегда сопровождается интеграцией вирионной ДНК в хромосому клетки.

72+++. Лизогенные бактерии приобретают новые, ранее отсутствовавшие у них свойства потому, что
• лизогенные бактерии содержат профаг.



ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА
МИКРООРГАНИЗМЫ

ДОПОЛНИТЕ ФРАЗУ
1. Полное уничтожение в объекте всех видов патогенных микробов и сапрофитов, включая их покоящиеся формы называетсяСТЕРИЛИЗАЦИЯ.

2. Система профилактических мероприятий, исключающих возможность инфицирования ран, органов и тканей при лечебно-диагностических манипуляциях, называется АСЕПТИКА.

3. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, патологическом очаге инфекции или в организме называетсяАНТИСЕПТИКА

4. Система профилактических мероприятий, направленных на уничтожение болезнетворных микроорганизмов в объектах внешней среды, называется ДЕЗИНЕРЕГИРИЯ.


ВЫБЕРИТЕ ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Асептика – это:
1. Полное уничтожение в объектах всех видов патогенных микробов и сапрофитов, а также их покоящихся форм
2. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, очаге инфекции или в организме в целом
3. Уничтожение болезнетворных микроорганизмов в объектах внешней среды
4. ! Система профилактических мероприятий, исключающих возможность инфицирования ран, органов и тканей при лечебно-диагностических манипуляциях

2. Антисептика – это:
1. Полное уничтожение в объектах всех видов патогенных микробов и сапрофитов, а также их покоящихся форм
2. Система профилактических мероприятий, исключающих возможность инфицирования ран, органов и тканей при лечебно-диагностических манипуляциях
3. Уничтожение болезнетворных микроорганизмов в объектах внешней среды
4. ! Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, очаге инфекции или в организме в целом

3. Дезинфекция – это:
1. Удаление из объектов внешней среды микробов с помощью фильтров
2. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, очаге инфекции или в организме в целом
3. Система профилактических мероприятий, исключающих возможность инфицирования ран, органов и тканей при лечебно-диагностических манипуляциях
4. ! Уничтожение болезнетворных микроорганизмов в объектах внешней среды

4. Стерилизация – это:
1. Система профилактических мероприятий, исключающих воз¬можность инфицирования ран, органов и тканей при лечебно-диагностических манипуляциях.
2. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, очаге инфекции или в организме в целом
3. Уничтожение болезнетворных микроорганизмов в объектах внешней среды
4. ! Полное уничтожение в объекте всех видов патогенных микробов и сапрофитов, включая их покоящиеся формы

5. Метод стерилизации материалов, не выдерживающих высоких температур (80-100оС):
1. ? Тиндализация
2. Ультрафиолетовое излучение
3. ! Дробная стерилизация
4. Автоклавирование

6. При дробной стерилизации в промежутках между нагреванием жидкость (среду) хранят в термостате или при комнатной температуре, потому что:
1. Это препятствует контаминации среды после прогревания паром под давлением
2. Чтобы в последующем применять более низкую температуру
3. Это препятствует прорастанию спор, т. к. при дробной стерилизации погибают лишь вегетативные формы микробов
4. ! Это делают для того, чтобы споры проросли, а затем вегетативные клетки были уничтожены при следующем нагревании

7. Стерилизовать объект позволяют следующие методы:
1. ! Гамма-облучение
2. ! Автоклавирование (120оС)
3. ! Сухой жар
4. Пастеризация

8. К гибели вегетативных форм и спор бактерий приводят следующие методы:
1. ! Стерилизация сухим жаром
2. ! Гамма-облучение
3. ! Автоклавирование
4. ! Тиндализация

9. В автоклаве можно стерилизовать:
1. ! Перевязочный материал
2. ! Питательные среды
3. ! Хирургические инструменты
4. ! Растворы

10. По способу получения различают антибиотики:
1. ! Природные
2. ! Полусинтетические
3. ! Синтетические
4. Энзимные

11. К основным группам природных антибиотиков относятся:
1. ! b-лактамы
2. Сульфаниламиды
3. ! Тетрациклины
4. Нитроимидазолы

12. К антибиотикам широкого спектра действия относятся:
1. ! Цефалоспорины
2. Гликопептиды
3. ! Фторхинолоны
4. Полипептиды

13. Бактерицидные антибиотики:
1. ! Цефалоспорины
2. ! Монобактамы
3. !1 Рифамицины
4. Линкозамиды

14. Бактериостатические антибиотики:
1. ! Тетрациклины
2. Пенициллины
3. ! Макролиды
4. Цефалоспорины

15. Антибиотики, имеющие бактериостатический тип действия:
1. Бета - лактамы
2. ! Тетрациклины
3. Аминогликозиды
4. ! Макролиды

16. К b-лактамным антибиотикам относятся:
1. ! Пенициллины
2. Рифамицины
3. ! Карбапенемы
4. Полиены

17. Препараты с антибактериальным спектром действия:
1. ! Карбапенемы
2. ! Цефалоспорины
3. ! Гликопептиды
4. Полиены

18. Препараты, нарушающие синтез пептидогликана:
1. Тетрациклины
2. ! Пенициллины
3. Аминогликозиды
4. ! Цефалоспорины

19. Бета – лактамные антибиотики:
1. ! Пенициллины
2. ! Монобактамы
3. ! Цефалоспорины
4. Хинолоны

20. Ингибиторами бета-лактамаз являются:
1. Монобактамы
2. Фолиевая кислота
3. Макролиды
4. ! Клавулановая кислота

21. Препараты, нарушающие синтез нуклеиновых кислот:
1. ! Фторхинолоны
2. ! Нитрамидазолы
3. Гликопептиды
4. b-лактамы

22. Антибиотики, обладающие бактерицидным типом действия:
1. Тетрациклины
2. Линкозамиды
3. Макролиды
4. ! Цефалоспорины

23. Антимикробные химиопрепараты с противогрибковым спектром действия:
1. Сульфаниламиды
2. Аминогликозиды
3. ! Полиены
4. ! Имидазолы

24. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам:
1. ! Метод диффузии в агар
2. Метод Дригальского
3. ! Метод серийных разведений
4. Седиментационный метод Коха

25. Природная устойчивость микробов к антибиотикам и химиопрепаратам – это:
1. ! Наследуемый признак
2. Признак, формирующийся под влиянием антибиотика
3. ! Признак, обусловленный отсутствием "мишени" действия антибиотика
4. Признак, возникающий вследствие передачи плазмиды

26. Природная устойчивость микробов к антибиотикам и химиопрепаратам может быть обусловлена:
1. ! Отсутствием "мишени" для действия препарата
2. ! Переносом r-генов хромосомы
3. ! Наличием инактивирующих ферментов
4. Мутациями в генах хромосомы

27. Приобретенная устойчивость микробов к действию антибиотиков может быть обусловлена:
1. ! Мутациями в генах хромосомы, контролирующих синтез клеточных структур и белков
2. ! Мутациями, изменяющими "мишень" действия антибиотика
3. ! Переносом r- генов хромосомы
4. ! Передачей R - плазмиды

28. Назовите механизмы резистентности бактерий к антибиотикам:
1. ! Мутации в генах хромосомы
2. ! Перенос транспозонов
3. ! Синтез ферментов, инактивирующих антибиотики
4. ! Изменение структуры белка-мишени

29. Назовите генетические механизмы приобретенной резистентности микробов к антибиотикам:
1. ! Мутации в генах
2. ! Наличие R-плазмид
3. ! Перенос r-генов хромосомы и плазмиды
4. Природное отсутствие точки приложения действия антибиотика

30. Для предупреждения формирования устойчивости микроорганизмов к химиопрепаратам необходимо:
1. ! Вводить препараты только перорально
2. ! Определять антибиотикограмму
3. ! Учитывать фармакокинетику препарата
4. Вводить препараты только парентерально


СОСТАВЬТЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПАРЫ: ВОПРОС-ОТВЕТ

31. Левомицетин1
32. Противогрибковые антибиотики2
33. Пенициллины4
34. Аминогликозиды3
1. Нарушение кроветворения
2. Общетоксичны
3. Нарушение слуха
4. Аллергические реакции

35. Ванкомицин
36. Аминогликозиды
37. Полиены
38. Хинолоны
1. Ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот2
2. Ингибиторы синтеза клеточной стенки4
3. Вызывают дезорганизацию цитоплазматической мембраны3
4. Ингибиторы синтеза белка1

39. Нарушение синтеза белка4
40. Ингибиторы синтеза клеточной стенки1
41. Дезорганизация ЦПМ3
42. Нарушение синтеза нуклеиновых кислот2
1. Цефалоспорины
2. Хинолоны
3. Полимиксины
4. Тетрациклины

43. Ингибирование синтеза пептидогликана3
44. Нарушение синтеза белка4
45. Нарушение синтеза фолиевой кислоты1
46. Дезорганизация липидов в цитоплазматической мембране5
1. Сульфаниламиды
2. Фторхинолоны
3. Пенициллины
4. Тетрациклины
5. Полимиксины

47. Хинолоны3
48. Полиены4
49. Бета - лактамы1
50. Аминогликозиды2
1. Ингибиторы синтеза клеточной стенки
2. Нарушают синтез белка
3. Нарушение синтеза нуклеиновых кислот
4. Нарушение синтеза и функции цитоплазматической мембраны


УСТАНОВИТЕ, ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ I, ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ II, И ЕСТЬ ЛИ МЕЖДУ НИМИ СВЯЗЬ

51+++. При лечении антибиотиками необходимо, чтобы их концентрация в организме была выше МПК потому, что
• низкие концентрации антибиотиков приводят к селекции устойчивых штаммов в организме.

52+--. Одним из показаний к назначению пенициллинов является инфекция, вызванная грамположительными микроорганизмами потому, что
• грамположительные бактерии в составе клеточной стенки имеют ЛПС.

53-+-. При лечении микоплазменных инфекций рекомендуется назначать антибиотики из группы пенициллинов потому, что
• пенициллины действуют на синтез клеточной стенки.

54++-. Цефалоспорины обладают широким спектром действия потому, что
• цефалоспорины относятся к b-лактамным антибиотикам.

55++-. Пенициллины могут быть причиной образования L- форм потому, что
• в группу пенициллинов входят препараты узкого и широкого спектра действия.

56-+-. Полиены нарушают функцию митохондрий бактерий потому, что
• полиены вызывают дезорганизацию клеточных мембран.

57+++. Противогрибковые антибиотики токсичны потому, что
• противогрибковые антибиотики связываются со стеролами в мембранах клеток организма.

58---. Сульфаниламиды нарушают функции и прокариотических, и эукариотических микробных клеток потому, что
• сульфаниламиды нарушают процесс трансляции белка на рибосомах.

59+++. Из большого числа сульфаниламидов сейчас применяют в практике лишь единицы потому, что
• к сульфаниламидам быстро вырабатывается резистентность, и они токсичны для организма.

60++-. Часть антибиотиков обладает бактерицидным действием потому, что
• антибиотики связываются с молекулами-мишенями, отсутствующими у эукариотических клеток.

61++-. Использование антибиотиков может привести к осложнениям со стороны макроорганизма потому, что
• антибиотики обладают избирательным механизмом действия.

62+++. Введение больших доз антибиотиков широкого спектра действия может вызвать дисбактериоз потому, что
• при введении антибиотиков широкого спектра происходит гибель нормальной микрофлоры кишечника.

63+++. Наиболее частой причиной развития дисбактериоза является нерациональная антибиотикотерапия потому, что
• антибиотики способны вызвать гибель и патогенных микробов, и микроорганизмов нормофлоры.

64++-. Антибиотики широкого спектра действия могут вызывать эндотоксический шок потому, что
• антибиотики широкого спектра могут вызывать уничтожение нормофлоры организма.

65+--. Одним из противопоказаний к назначению тетрациклина служит беременность потому, что
• тетрациклины вызывают эндотоксический шок.