УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ВЫСОКИХ НАСЫПЕЙ И ГЛУБОКИХ ВЫЕМОК

Экзаменационные билеты по предмету «Транспорт»
Информация о работе
  • Тема: УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ВЫСОКИХ НАСЫПЕЙ И ГЛУБОКИХ ВЫЕМОК
  • Количество скачиваний: 11
  • Тип: Экзаменационные билеты
  • Предмет: Транспорт
  • Количество страниц: 42
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-09-02 11:07:54
  • Размер файла: 1293.49 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Узнать стоимость учебной работы online!
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Экзамен на сайте
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Узнать стоимость
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

37.УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ВЫСОКИХ НАСЫПЕЙ И ГЛУБОКИХ ВЫЕМОК
При сооружении насыпей высотой более 12 м укреплять откосы следует в процессе их возведения последовательно, начиная с первого яруса. Как только будет закончено возведение насыпи на высоту яруса, приступают к планировке откосов. Затем, используя землеройные машины на участке работ, производят механизированное укрепление откосов этого яруса. После укрепления откосов нижнего яруса приступают к отсыпке насыпи в пределах следующего верхнего яруса, сооружение которого также завершается укреплением откосов. Применяя такую организацию работ, высокие насыпи можно сооружать без устройства полок на откосах, с устройством полок шириной около 1 м и с устройством полок шириной до 5 м.В насыпях полки шириной 1 м на уровне каждого яруса следует предусматривать для возможности возведения верхнего яруса с уплотнением откосной части, а также для предохранения от засыпания грунтом и от повреждения укрепленных откосов нижнего яруса рабочими органами экскаваторов при выполнении планировочных работ на откосе верхнего яруса. При полках шириной 1 м и условии работы экскаватора с верхней и нижней проходок нижний ярус насыпи должен быть расположен на высоте 14-16 м, а остальные - не больше 8 м .На полках следует устраивать уклон 0,02 в полевую сторону. Если проект организации работ предусматривает укреплять откосы с полок, то ширина их с учетом размещения растительного грунта, экскаватора и других машин должна быть 4-5 м. При нанесении растительного грунта экскаваторами с верхней и нижней проходок расстояние между полками (по вертикали) может быть 14-16 м.Если насыпи для обеспечения их устойчивости проектируются с бермами или контрбанкетами, то расположение и размеры берм рекомендуется предусматривать с учетом использования их для размещения машин при производстве планировочных и укрепительных работ. Глубокие выемки в зависимости от принятой организации работ можно сооружать без устройства полок на откосах и с устройством полок шириной 4-5 м.При первом варианте выемка разрабатывается сверху вниз по ярусно. После разработки на глубину первого яруса планируют откосы этого яруса и наносят на него растительный грунт. Затем разрабатывают выемку на глубину следующего нижнего яруса и тоже наносят на него растительный грунт. После разработки каждого яруса для обеспечения нормальной работы машин в выемке следует нарезать временные водоотводы и планировать основание автогрейдером. После разработки выемки на полную глубину на откосах с растительным грунтом ведут механизированный посев травосмесей на всю длину каждого откоса.
Верхний ярус выемки с учетом работы машин с верхней и нижней проходок может быть глубиной до 14-16 м, а остальные ярусы (без устройства полок) - не глубже 6 м.

Рис. 33. Откос высокой насыпи с полками шириной 1 м
При устройстве в выемках вдоль откосов широких полок (4-5 м) для уменьшения дополнительного объема земляных работ следует предусматривать обработку откосов с верхней и нижней проходок машинами для увеличения высоты ярусов. При проектировании разбивку выемок на ярусы следует делать снизу вверх, начиная от основной площадки.

38.Типы болот, конструкции насыпей, сроки консолидации
Болота образуются и развиваются на избыточно увлажненных участках земной поверхности. По происхождению болота разделяют на два вида:сплавинные, образовавшиеся при зарастании водоемов и рек; торфяные,
появившиеся вследствие заболачивания суши. По условиям расположения и питания водой различают болота: низинные - грунтового, озерного или речного питания; переходные - смешанного питания; верховые - атмосферного питания.
В строительной практике пользуются классификацией (табл. 1), принципы которой разработаны Н. П. Кузнецовой (1936 г.), а поз¬же несколько дополнены К. С. Ордуянцем (1946 г.) и В. Д. Казарнов¬ским (1976 г.). Эта классификация основана на характеристике строения болотной толщи.
Для строительных целей необходима характеристика грунтов, сла¬гающих болотную толщу, поэтому в дополнение к инженерной клас¬сификации болот их делят по прочностным показателям на три строи¬тельных типа: I тип -грунты, выдавливание которых из-под насыпи невозможно; II тип — грунты, выдавливание которых возможно; III тип — грунты, выдавливание которых происходит обязательно.
Изучение механических характеристик болотных грунтов показы-вает, что они зависят от состава и состояния грунтов, поэтому тип бо¬лотного грунта устанавливают по таким показателям, как влажность и зольность (табл. 2).
Конструкции земляного полотна на болотах (табл. 3) принимают с учетом типа болот, свойств болотных грунтов, капитальности дорож¬ных сооружений и экономических факторов. При выборе конструкции, как правило, для каждого болота рассматривают несколько возможных вариантов.

Таблица 1
Тип болота Характеристика болота
Iа Болота, заполненные торфом, перекрытым сверху слоем минерального грунта (аллювий)
Iб Болота, сплошь заполненные торфом
IIа Болота, включающие слой торфа, подстилаемый слоем сапропеля, мергеля или ила, и перекрытый слоем минерального грунта
IIб Болота, включающие слой торфа, подстилаемый слой сапропеля, мергеля или ила
III Болота с торфяным слоем, плавающим на поверхности воды (сплавинное болото)
Таблица 2

Разновидность торфяного грунта (по природной влажности, %) Вид торфяного грунта
Волокнистый, зольность >75% Слабоволокнистый, зольность 75—60% Неволокнистый, зольность <60%
Тип торфяного грунта
Осушенный (W<300) I I I
Маловлажный (W=300…600) I I-II* I-II**
Средней влажности (W=600…900) I II II
Очень влажный (W=900…1200) I II II
Избыточно влажный (W>1200) I-II II III

* К 1 типу относить грунты при W<500%
** К 1 типу относить торф средней зольности при W<400%
Таблица 3

Тип болота Глубина болота Дорожное покрытие Рекомендуемые конструкции земляного полотна
I До 4 м Усовершенствованное Насыпь с полным выторфовыванием или продольными прорезями
II Более 4 м То же Насыпь с вертикальными дренами
I и II До 4 м Низшее или переходное Насыпь с частичным выторфовыванием или без выторфовывания
II - Усовершенствованное Насьпь с погружением на минеральное дно; насыпь опирается на железобетонные сваи или оболочки, взвешенные в болотной массе; дорога проходит по эстакаде
III - Любое Насыпь, опирающаяся на минеральное дно; дорога проходит по эстакаде
При строительстве дорог с усовершенствованными капитальными или облегченными типами покрытий применяют конструкции, при которых исключается осадка земляного полотна после устройства дорожной одежды. На болотах I типа небольшой глубины устраивают насыпи, опирающиеся на минеральное дно (рис.1,а) или с продольными дренами (рис.1,б) на болотах с вертикальными дренами (рис.1,в). При строительства дорог а переходными и низшими типами покрытий на болотах I и II типов глубиной до 4 м возводят насыпи с частичным выторфовыванием (рис.1, г) или без выторфовывания (рис. 1,д).На болотах Ш типа дороги с любым типом покры¬тия устраивают внасыпи, опирающейся на минеральное дно болота (рис. 1, е). Такую конструкцию применяют на болотах II типа при сооружении дорог с усовершенствованными покрытиями. Кроме приведенных конструкций, иногда земляное полотно устраивают опирающимся на сваи, железобетонные оболочки, взвешенные в болотной массе, или дорогу прокладывают на эстакаде.
Наиболее простым и экономичным решением является возведение земляного полотна непосредственно на поверхности болота. Возможность осуществления таких конструкций рассматривают в первую очередь.



Следует заметить, что почти все дороги, построенные в дореволю-ционное время на переходах через болота, имели в основании насыпи деревянный настил (слани). Многие из этих дорог эксплуатируются до настоящего времени. Устойчивость такой конструкции определяют горизонтальные элементы, которые воспринимают растягивающие на¬пряжения. Элементы сланей служат арматурой грунтовой конструк¬ции. В настоящее время в качестве такой арматуры применяют стерж¬ня и полосы из металла или пластмасс, покрытие из синтетической тка¬ни (стеклоткань). Арматуру укладывают в нижнюю часть насыпи на предварительно отсыпанный рабочий слой толщиной 15—20 см. Стержни укладывают в виде решетки. Поперечная арматура является рабочей, продольная служит для распределения усилия и анкеровки. Уложен¬ную арматуру или ткань засыпают слоем грунта, который выравнива¬ют и уплотняют, после чего насыпь возводят обычным способом. При выборе конструкции земляного полотна на болоте учитывают расхо¬ды на строительство и последующую эксплуатацию дороги. Существенное значение имеет время консолидации земляного полотна, особенно при необходимости устройства капитальной дорожной одежды.

39. Возведение насыпей с полным или частичным выторфовыванием
Удаление торфа — выторфовывание — производят с помощью ма¬шин, взрывным способом или применяют гидромеханизацию.
Выторфовывание возможно только на болотах I и II типов. До начала основных работ на болотах, так же как и на других участках, выполняют подготовительные работы, которые состоят из расчистки дорожной полосы от леса, осушительных работ и устройства подъездов для движения транспортных средств.
Несущая способность болотных грунтов очень низкая (14—18 кПа), поэтому для таких условий применяют машины специальной болотной модификации, давление которых на грунт составляет около 25 кПа, что также часто превышает допустимую нагрузку. Для улучшения ус¬ловий работы проводят осушение болот путем устройства канав. Не¬сущая способность осушенных болот приблизительно равна 30 кПа, что уже достаточно для прохода специальных машин, однако при длительной работе машин с одной стоянки такая прочность болотного грунта все же мала.
Подготовительные работы часто выполняют в зимний период, когда при достаточной глубине промерзания можно применять обычные ма¬шины. При устройстве подъездных дорог на участках слабых грунтов применяют деревянные колейные покрытия или покрытия из элемен¬тов сборного железобетонов.
Выторфовывание машинами. Для удаления торфа применяют буль¬дозеры или экскаваторы. При неглубоких осушенных болотах (до 2 м) или при естественном невысоком уровне воды над минеральным дном выторфовывание производят бульдозером путем послойной раз¬работки торфа перпендикулярно оси дороги. Отвалы торфа распола¬гаются по краям выработки. На мелких болотах выторфовывание производят на полную глубину. Отсыпку насыпи на подготовленном участке производят при послойной укладке и уплотнении грунта. Для отсыпки нижней части насыпей на болотах допускают только дренирующиегрунты: песчаные крупные или средней крупности, крупнообломочные или скальные, а также супеси легкие крупные с содер¬жанием глинистых частиц не более 6%. Толщина дренирующего слоя должна быть на 0,5 м больше суммы глубины выторфовывания и осадки основания S. Выторфовывание бульдозером экономичнее, чем экскаватором, и его применяют всегда при наличии необходимых условий.
Выторфовывание экскаватором производят с оборудованием драглайна, при этом возможны два способа разработки торфа; экскаватор перемещается непосредственно по поверхности болота или по перенос¬ным щитам и производит работу «на себя» (рис. 3, а);экскаватор пере¬мещается по отсыпаемой насыпи и работает «от себя» (рис. 3, б).
Второй способ применяют обычно на болотах II типа, когда несу-щая способность болотных грунтов недостаточна для безопасной работы машин.


Вынутый торф складывают в отвалы или вывозят. Отвалы размещают от края траншеи на расстоянии, равном или большем глубины болота.
Одновременно с разработкой траншеи для насыпи тем же экска-ватором устраивают и боковые канавы.
Траншею, образующуюся при выторфовывании, необходимо бы-стро заполнять грунтом насыпи, так как откосы ее сравнительно скоро оплывают и пустая траншея заполняется водой или жидкой болотной массой, (особенно при болотах II типа). Минеральный грунт насыпи вытесняет воду и жидкую болотную массу, но часть торфа




может оказаться засыпанной грунтом насыпи и это вызовет в дальнейшем ее деформацию. С целью уменьшения вероятности такого случая глубину выторфовывания принимают больше мощности торфа на 15-20 см.
Отсыпку насыпи вначале ведут по способу «с головы» до уровня поверхности болота или на 15—20 см выше, дальнейшую досыпку до проектной высоты производят по способу «послойной отсыпки».
Для уплотнения нижней части насыпи применяют метод временной пригруэки, механическое уплотнение трамбующими плитами и глубинное виброуплотнение. Грунт верхней части насыпи уплотняют обыч¬ным послойным способом катками или трамбующими машинами. Схемы организации работ при выторфовывании экскаваторами пока¬заны на рис. 3.
При выторфовывании экскаватором с поверхности болота работы выполняют на четырех-пяти захватках. На I захватке экскаватор драглайн производит выторфовывание. Экскаватор устанавливают на деревянный щит из круглого леса диаметром 10—18 см. Выторфовывание производят на всю ширину насыпи или на половине ширины в зависимости от параметров применяемого экскаватора и размера насыпи по ширине. Торф выгружают в отвал, расположенный сбоку. По мере продвижения экскаватора вдоль трассы он переходит на второй щит, а первый переставляют вперед.
На II захватке засыпают траншею выторфовывания и отсыпают насыпь на высоту 0,5—0,6 м над поверхностью болота, Грунт достав¬ляют на автомобилях, тракторных прицепах или скреперами. Вы¬груженный грунт перемещают бульдозером в траншею заполняют траншеюгрунтом своевременно, чтобы недопустить обрушения ее откосов и заполнения торфяной массой.
Уплотнение нижней части насыпи на III захватке производят редко, чаще эту захватку выделяют как некоторый задел, обеспечивающий фронт работ для последующей послойной досыпки насыпи, до проектнойотметки. В связи с тем, что насыпи на болотах отсыпают из песчаных грунтов, а снизу насыпь увлажняется, происходит естественное уп¬лотнение грунта. Поэтому нижнюю часть насыпи очень редко уплот¬няют машинами, обычно в тех случаях, когда необходимо устраивать дорожные одежды непосредственно за земляными работами.
IV захватку выделяют для послойной укладки грунта, а пятую для уплотнения. Длину участков для I и II, IV и V захваток устанав¬ливают в зависимости от сменной производительности звеньев, заня¬тых на этих захватках. В начале смены I захватка имеет наибольшую длину, равную длине всего первого участка работ; II захватка в на-чале смены начинается от границы между первым участком и III за-хваткой. По мере выполнения работ по выторфовыванию и прибли-жении их к границе сменного объема I захватка сокращается, а II - увеличивается и к концу смены становится равной длине первого участка.
Размер второго участка устанавливают также исходя из сменного объема работ, т. е. с таким расчетом, чтобы за смену произвести до¬сыпку насыпи на этом участке до проектной отметки. Исключением являются случаи, когда второй участок оказывается недостаточным для производительной работы машин. В таких случаях длину второго участка принимают равной двух- или трехсменной производитель¬ности звеньев, занятых на IV и V захватках.
При выторфовывании экскаватором с насыпи (см. рис. 3, б)работы по выторфовыванию и отсыпке нижней части насыпи выпол¬няют на одной захватке. Разделение работ осуществляют по ширине; например, на приведенной схеме на одной половине ширины земля¬ного полотна производят выторфовывание, на другой — отсыпку нижней части насыпи. Остальная организация работ аналогична пре¬дыдущей схеме.
Выторфовывание взрывным способом. Взрывные работы на болотах эффективны и их применяют во всех случаях, когда позволяют ус¬ловия обеспечения безопасности.
Взрывами можно производить полное и частичное удаление тор-фа, рыхление торфа (разрушение структуры), устройство торфоприемников, канав, выравнивание минерального дна или устройство упорных канав при уклоне дна болота для предотвращения сколь¬жения насыпи.
На болотах I типа обычно ведут разработку торфа на выброс с расчетом получения полного профиля до дна болота. Однако более экономично частичное удаление верхней части торфа и разрушение структуры слетавшегося торфа в нижней части. При полном выторфовывании на болотах I типа заряды заглубляют на всю мощность залежи, на болотах II типа - на глубину 0,7-0,8 от мощности слоя, предназначенного к выбросу, а нижний слой (сапропель) отжимается массой грунта при отсыпке насыпи.
Выторфовывание взрывным способом выполняют продольными или поперечными траншеями. Продольные траншеи применяют лишь при возможности подъезда к ним транспортных средств с грунтом -транспортирование узкоколейным транспортом или автомобилями при наличии вспомогательной дороги. Обычно же ведут разработку попе¬речными траншеями под углом 45° к оси дороги. Удлиненные заряды размещают в наклонных скважинах через 2,0—2,5 м на расстоянии 0,8—1,0 м от насыпи. После взрыва образуется траншея шириной 2—3 м, которую немедленно заполняют грунтом сооружаемой насыпи. Грунт доставляют автомобилями и сдвигают в траншеи бульдозером.
На глубоких болотах более качественным выторфовыванием счи¬тают метод взрывания зарядов под насыпью. Заряды закладывают в скважинах, пробуренных через насыпь и в стороне от нее рядами через 3—4 м. Сначала взрывают внешние заряды, которые образуют торфоприемные траншеи, затем с замедлением в 20-30 миллисе¬кунд (мс) заряды под насыпью. При широких насыпях первыми взры¬вают осевые заряды, а с замедлением - крайние, тогда раньше опус¬кается средняя часть насыпи и отживает разрыхленную массу в сто¬роны.
Во многих случаях для погружения насыпи на минеральное дно достаточно разрушить структуру торфа взрывами рыхления - более мелкими зарядами.
Расчет взрывных работ ведут по эмпирическим формулам, в ос-нове которых использована зависимость количества взрывчатого вещества от объема разрабатываемой породы:
Q=αqW3,

где α — показатель выброса; q— расход взрывчатого вещества, кг/м3;
W— расчетная линия сопротивления, равная глубине взрыва-емого слоя торфа.
Расстояния между зарядами (в ряду) принимают равными 0,9 W; 1,1 W;
1,2 Wв зависимости от плотности торфа (чем плотнее торф, тем
Расстояние между рядами зарядов принимают равным 0,85 W.
Выторфовывание по способу гидромеханизации при сооружении земляного полотна эффективно при определенных условиях, в част¬ности при достаточно больших объемах работ, сосредоточенных на небольшом участке дороги (сосредоточенные работы), наличие доста¬точного объема воды и дешевой электроэнергии. При возведении зем¬ляного полотна на участках болот такие благоприятные условия встре¬чаются сравнительно редко, однако при наличии этих условий при¬менение гидромеханизации весьма эффективно.
Сущность работ состоит в размыве торфа мощной струей воды, в результате чего образуется рыхлая жидкая масса, которая легко отжимается грунтом возводимой насыпи.
На болотах I типа торф размывают гидромонитором, гидросмесь перекачивают передвижными землесосными установками в отвал. Образовавшуюся траншею заполняют грунтом насыпи при отсыпке ее с головы или комбинированным способом.
На болотах II и III типов производят только размыв верхнего сплавинного слоя торфа гидромониторами. Разжиженный торф не удаляют, а он отжимается грунтом насыпи в боковые прорези, сделанные так¬же гидромонитором.
Подачу грунта для насыпи осуществляют также по способу гидромеханизации. На болотах II и III типов применяют метод инфек¬ции песчаного грунта, при котором гидросмесь подают по трубе не¬посредственно в разжиженную торфяную массу, и песок вытесняет торф.
Пульпопровод в этом случае заканчивается несколькими звень-ями труб, сочлененных шарнирными стыками. Протаскивание, подъем и опускание этих труб производят краном болотной модификации.
Работы проводят в такой технологической последовательности: установка насосной станции и прокладка трубопровода; размыв торфа в траншее гидромонитором; отсыпка грунта в траншею с погружением на минеральное дно; возведение верхней части насыпи.
Отсыпку грунта насыпи производят с помощью машин или также по способу гидромеханизации. Грунт для насыпи получают путем раз¬мыва гидромонитором в карьере или добычей со дна водоема земле¬сосной установкой. Намыв насыпи осуществляют безэстакадным способом путем укладки трубопровода непосредственно на поверх¬ность намываемой насыпи.

40.Возведение насыпей без выторфовывания
Без выторфовывания возводят насыпи главным образом на боло¬тах III типа. Массой насыпи в процессе ее сооружения
Необходимы только некоторые меры, обеспечивающие беспрепят-ственное и равномерное опускание насыпи на всей площади основа¬ния. Этот метод погружения насыпи можно применять и на болотах других типов (IIб, IIаидаже Iб), но для возможности выжимания болотной массы в стороны необходимо сильно разрыхлять торф, увеличивать нагрузку на него по способу перегрузки и применять некоторые другие технологические мероприятия. На болотах I типа возможно устройство насыпи на основании из уплотненного торфа путем отсыпки грунта непосредственно на поверхность болота. В этом случае процесс осадки насыпи вследствие уплотнения торфа очень длитель¬ный, для его ускорения применяют перегрузку, устройство дренажа и некоторые другие меры, но все же такие насыпи могут деформиро-ваться в процессе эксплуатации дороги и этот метод нецелесообразно применять при устройстве дорог с усовершенствованными покрытиями. Верхний слой на болотах IIи IIIтипов — сплавинах — обычно имеет значительную прочность и препятствует погружению насыпи на дно болота. Поэтому перед отсыпкой насыпи этот слой разрыхляют взрывами или механическим путем.
При очень прочном слое сплавины, не поддающемся рыхлению, ее прорезают за пределами подошвы насыпи, допуская выжимание только нижних слоев, а верхняя торфяная кора опускается вместе с насыпью на дно и остается так навсегда. Прорези сплавины одно-временно выполняют и функции торфоприемников, облегчая выдав-ливание нижних слоев болота (рис. 4).


Прорези-торфоприемники устраивают с помощью взрывов или экскавацией на расстоянии 3- 4 м от подошвы насыпи.
Погружение сплавины вместе с насыпью происходит по мере ее наращивания. Процесс опускания может замедлиться или прекра-титься совсем, тогда необходима очистка торфоприемников от запол¬нившей их выжитой болотной массы. Возобновить или ускорить опу¬скание насыпи на дно можно путем увеличения нагрузки на основание по способу перегрузки (рис. 5).







Этот способ состоит в том, что насыпь возводят до высоты, обеспечивающей превышение допустимой нагрузки на основание. После осадки насыпи на дно болота лишний грунт снимают и используют для уширения насыпи или устройства земляного полотна на соседних участках. Погружение насыпи ведут быстрыми темпами; на практике стремятся за смену отсыпать насыпь на захватке до требуемой высоты, потому что по мере уплотнения грунта возрастает и его несущая способность. Это свойство исполь-зуется в других случаях - при отсыпке насыпей на торфяные ос-нования, когда путем постепенного загружения оснований повышают его прочность и предупреждают выпирание по сторонам.
Ориентировочно несущую способность болота РКР и требуемую высоту насыпи для выдавливания по методу перегрузки hГР рекомен¬дуется определять по выражениям, предложенным К. Терцаги:


где С — сопротивляемость вращательному срезу; В — ширина полосы загружения.
Расчет по зависимости, предложенной Л. К. Юргенсоном, реко-мендуется применять при выдавливании тонких слоев (если отношение В/НТ>11,4).

41. Возведение земляного полотна с дренажными прорезями и вертикальными дренами

Земляное полотно с дренажными прорезями (иногда эту конструк¬цию называют земляное полотно с продольными прорезями) устраи¬вают на болотах I типа глубиной до 3 м, при большей глубине приме¬няют конструкцию с вертикальными дренами.
Для устройства прорезей применяют одноковшовые или много-ковшовые экскаваторы с ходовой частью болотной модификации.
Технология работ включает: устройство прорезей экскаваторами; доставку дренирующего грунта (песка) автомобилями или другим транспортом; перемещение песка и засыпку прорезей бульдозером; послойную отсыпку насыпи до необходимой высоты.
Устройство прорезей экскаватором производят «на себя», переходя в пределах захватки с одной траншей на другую. Заполнение траншеи ведут одновременно с возведением первого слоя насыпи. Схема про¬изводства работ по устройству земляного полотна с дренажными прорезями приведена на рис. 6.

Устройство земляного полотна с вертикальными дренами включает следующие основные технологиче¬ские процессы: устройство песча¬ной подушки; устройство верти¬кальных дрен; понижение насыпи до высоты, обеспечивающей необ¬ходимую пригрузку; снятие пригрузочного слоя и выравнивание земляного полотна.
Вертикальные дрены устраива¬ют различными способами: забив-кой специального рабочего органа (пуансона), а затем засыпкой об-радовавшейся скважины песком; забивкой или вибропогружениемспециальной обсадной трубы, ко¬торую заполняют песком, а затем извлекают, оставляя столб из пес¬ка в болотной массе; гидробуре¬нием скважины с последующей за¬сыпкой ее песком; погружением дренажных лент из картона или древесных отходов.
Наиболее широко применяют способ погружения обсадной тру-бы. При погружении конец трубызакрывают пробкой из бетона, которая остается на дне каждой дре¬ны, или открывающимся при подъеме наконечником.
При устройстве вертикальных дрен на глубину до 12 м вместо подъемного крана применяют экскаваторы Э-652 и Э-801 со стрелой 18 м. При большей глубине используют краны типов СКГ-25 и СКГ-40. Направляющая и упорная мачта фиксирует стрелу в рабочем поло¬жении и направляет движение вибропогружателя с обсадной трубой. Песок загружают через воронку с помощью малого экскаватора (Э-153) с объемом ковша 0,15 м3 или погрузчика. В состав отряда, кро¬ме этих машин, входят электростанция для питания вибратора и передвижная буровая установка на автомобиле для устройства сква¬жин в плотных минеральных слоях над торфом. Диаметр вертикаль¬ных дрен от 35 до 60 см, расстояние между ними от 2 до 4 м, распо-лагают их в шахматном порядке. Изменяя расстояние между дрена¬ми, можно изменять скорость уплотнения торфяного основания.
Технологическая схема устройства земляного полотна с верти-кальными дренами приведена на рис. 7.
При устройстве вертикальных дрен путем продавливания торфа происходит его уплотнение вокруг скважины, что ухудшает фильтрацию воды. Применение гидробурения устраняет этот недостаток, кро¬ме того, этот способ считают более экономичным. Оборудование для гидробурения, состоящее из гидробура, в который подается вода поддавлением 0,3 - 0,5МПа, и обсадной трубы, по которой выводят гидросмесь, монтируют на кране или экскаваторе со стрелой драглайна, а также на тракторе со специальным обустройством.


42. Применение нетканых синтетических материалов при возведении насыпей на слабых переувлажненных грунтах.
Нетканые синтетические материалы - водопроницаемые рулонные текстильные полотна различного вида, выработанные из синтетических волокон.
Применение в конструкциях автомобильных дорог прослоек из нетканых синтетических материалов (НСМ), новое направление в отечественной и зарубежной практике дорожного строительства. Наибольшее развитие это на правление получило при сооружении дорог на слабых минеральных грунтах и болотах.
В конструкциях автомобильных дорог на слабых грунтах НСМ используют в качестве прослоек, укладываемых в земляное полотно на контакте слоев различных видов грунтов или материалов, а также под покрытиями из сборных железобетонных плит. НСМ работает в конструкции как армирующий, дренирующий и фильтрующий элемент.
Применение НСМ при строительства дорог на слабых грунтах позволяет уменьшить расход дренирующих материалов и грунтов; заменить привозные грунты местными; снизить объемы перевозок и транспортные расходы; сократить сроки строительства; повысить эксплуатационную надежность и срок службы дорожных конструкций.
Толщина НСМ определяет его способность выполнять дренирующие функции. Однородность НСМ служит одним из критериев качества и эксплуатационной надежности.Прочность - основная характеристика НСМ, выполняет армирующую функцию.Деформативность, определяет армирующий эффект текстильной прослойки и способность ее противостоять местным прорывам.
При строительстве автомобильных дорог на участках залегания слабых грунтов прослойки из НСМ целесообразно укладывать для следующих целей:
ускорение сроков устройства покрытия путем улучшения условий консолидации насыпи;
обеспечение устойчивости оснований и откосов насыпи;
улучшение условий работы слоев из зернистых материалов;
сооружение временных дорог, подъездов, площадок, обеспечение проезда технологического транспорта.
Прослойка из НСМ в дорожной конструкции выполняет роль:
фильтра, препятствующего перемешиванию слоев несвязных и связных грунтов между собой при динамических воздействиях и задерживающего взвешенные в воде грунтовые частицы;
дрены, способствующей отводу воды из окружающего грунта с малым коэффициентом фильтрации, снижению порового давления и повышению плотности и прочности грунта;
армирующего элемента, перераспределяющего возникающие в грунтовом массиве напряжения и частично воспринимающего растягивающие напряжения.

43. Возведение земляного полотна в зимних условиях.
Для успешного выполнения земляных работ в зимний период необходимо до наступления холодов выполнить следующие работы:
1) построить вспомогательные помещения;
2) подготовить подъездные дороги;
3) произвести снятие плодородного слоя почвы с основания насыпи;
4) обеспечить водоотвод;
5) заготовить необходимые материалы и оборудование;
6) подготовить к зимней эксплуатации технику;
7) предохранить грунты от промерзания. Минимальный объем сосредоточенных земляных работ, меньше которого неэкономично вести работы в зимних условиях, составляет более 50 тыс. м3. В первую очередь, исходя из этих условий, и необходимо планировать и производить земляные работы в зимний период.
Мерзлый грунт должен быть равномерно распределен по отсыпаемому слою, нельзя допускать скопление мерзлых комьев в теле насыпи и особенно снега или льда.
Влажность плохо дренирующих грунтов не должна превышать величину
(4.3.1)
где Wp - нижний предел пластичности;
Мp - число пластичности.
Предохранение грунтов от промерзания
Предохранение грунтов от промерзания является наиболее экономичным видом подготовки грунтов к разработке в первой половине зимы [18, 40, 41, 44].
Мероприятия по предохранению грунтов от промерзания могут быть сведены к следующим трем группам:
1. Предварительная механическая обработка поверхности грунта.
2. Укрытия поверхности грунта разного рода утеплителями.
3. Специальные предохранительные мероприятия.
Уменьшение глубины промерзания грунта в резервах или полное устранение промерзания повышает производительность землеройных машин.
Влияние слоя снега на глубину промерзания приближенно определяют по формуле
Н = 60(4Р - Р2)Ку - B•hсн ,
При проведении технико-экономического обоснования способа подготовки грунта к разработке и зимнее время нужно придерживаться следующей последовательности:
1. Для намеченных объемов земляных работ назначают конкурентоспособные варианты.
2 На конец каждого месяца зимнего периода (про необходимости чаще) определяют глубину промерзания незащищенного грунта.
3. По каждому варианту определяют объем работ, связанный с подготовкой грунта к разработке зимой, при различных глубинах промерзания грунта.
4. Определяют стоимость выполнения этих paбoт.

44. Особенности строительства и организации работ при возведении земляного полотна в горных условиях.
Земляное полотно в горных районах существенно отличается от земляного полотна в равнинной местности: дорога часто проходит по склонам, высокие насыпи чередуются с глубокими выемками. Для повышения устойчивости земляного полотна и безопасности движения приходится строить специальные сооружения. Строительство земляного полотна в скальных грунтах, как правило, требует выполнения взрывных работ.
Взрывные работы осуществляют двумя способами:
- рыхление скального грунта на куски определённых размеров с последующей разработкой разрыхлённого грунта землеройно-транспортными машинами (взрывание на рыхление);
- полным или частичным удалением грунта силой взрыва за пределы выемки (взрывание на выброс) или полувыемки (взрывание на сброс), при котором взорванный грунт сбрасывают вниз по косогору).
При возведении земляного полотна в горных условиях следует учитывать наличие таких особенностей как:
- слабая сеть автомобильных дорог, отсутствие ж/д. транспорта;
- резкая смена геометрических параметров земляного полотна, что обуславливает необходимость в изменении технологии и организации дорожно-строительных работ;
- необходимость устройства защитных сооружений (противообвальные, противооползневые, противоселевые, противолавинные и др.);
- возможность резкой перемены погодных условий (ливни, катастрофическое повышение уровня воды горных потоков и выходы селей, оттепели, которые способствуют образованию лавин);
- необходимость проведения буровзрывных работ.
Возведение земляного полотна автомобильных дорог в скальных грунтах включает устройство пешеходной тропы, обеспечение рабочего проезда, сооружение земляного полотна полного профиля.
Пешеходную тропу прокладывают специализированные бригады, в состав которых входят: подрывники, подносчики взрывчатки, дорожные рабочие, скалолазы и др.
Обеспечение рабочего проезда необходимо на всем протяжении дороги, на котором должны быть развернуты строительно-монтажные работы.Обеспечение рабочего проезда за счет выполнения скальных работ осуществляют специальная бригада подрывников и, как правило, два бульдозера.
При разработке скального грунта в выемках взрывами на рыхление для его перемещения в насыпь или отвал используют автомобили - самосвалы, в которые разрыхленный грунт грузят экскаваторами. Поперечное перемещение грунта из полувыемок в полунасыпи осуществляют бульдозерами.
Верхняя часть насыпей (до 1,0 м по высоте) не должна содержать включений кусков крупнее 25 см, в остальной части насыпи - не более 2/3 толщины уплотняемого слоя. Скальные грунты уплотняют в два этапа: сначала при помощи решетчатых катков, а затем тяжелых пневмоколесных катков при толщине слоев 0,3...0,4 м.


45.Строительство земляного полотна в условиях засоленных грунтов.
При производстве земляных работ на засоленных грунтах необходимо учитывать степень из засоления и выполнять эти работы по возможности в сроки, когда влажность наиболее близка к оптимальной. Рационально выполнять земельные работы на солончаках с высоким уровнем грунтовых вод: в песчаных грунтах- весной, вначале лета, в связных грунтах- в летний и осенний период(начало дождей). При отсыпке малых насыпей безрезервного профиля и с резервами глубиной менее 50см в условиях сильного засоления грунтов целесообразно проведение земляных работ в весенний период, когда засоление в верхних слоях уменьшается. Для возведения насыпей из боковых резервов на солончаках с грунтовыми водами ближе 1 м от поверхности, как правило, применяются экскаваторы. Использование бульдозеров и грейдер-элеваторов целесообразно при залегании уровня грунтовых вод в период производства работ более 1 м от поверхности. Дно боковых резервов в этих случаях должно быть на 30-40 см выше уровня грунтовых вод. При искусственном увлажнении неводоустойчивых грунтов солончаков и такыров во избежание их набухания и прилипания в процессе разравнивания и уплотнения необходимо следить за тем, чтобы относительная влажность не превышала 0.9 от оптимальной. При естественном влажности засоленного глинистого грунта более 1.1 от оптимальной влажности каждый слой грунта после разравнивания подвергают перед укладкой подсушиванию на воздухе или добавляют 2-3% извести. При сооружении земляного полотна на мокрых солончаках и отсутствии местных грунтов, пригодных для отсыпки земляного полотна, рекомендуется применение в основании насыпи слоя геотекстиля. Это позволяет снизить высоту насыпи за счет более высокой плотности нижнего слоя, увлажненного на поверхности основания, а также за счет прерывания капиллярного поступления воды в верхнюю часть земляного полотна. Перед укладкой геотекстиля поверхность основания планируют а профилируют, надвигая в основание насыпи грунт, необходимый для образования возвышения (5-10 см) и поперечных уклонов слоя геотекстиля. Надвижку грунта производят бульдозером, распределение и планировку- грейдером.

46. Строительство земляного полотна в условиях песчаных полупустынь, вечномерзлых грунтов.
В зонах песчаных пустынь и полупустынь земляное полотно рационально возводить в зимне-весенний период, когда грунты наиболее влажные. Для механизации этих работ рекомендуется использовать: бульдозеры (с уширителями отвала) при работе по схеме «в траншее», глубина которой не более 0,6 м; экскаваторы-драглайны без транспортных средств; комбинированную работу экскаваторов «в отвал» или с перекидками и бульдозеров; прицепные тяжелые грейдеры на отделочных и планировочных работах; катки на пневматических шинах. В барханных песках при возведении насыпей поперечную разработку резервов (с перемещением грунта на расстояние 15-25 м, а в отдельных случаях-до 40-50 м) и выемок (с устройством продольной траншеи, а затем поперечных - от середины к концам выемки глубиной до 2-2,5 м) рекомендуют выполнять бульдозерами или Скреперами. Укладку привозного связного грунта из карьера при устройстве защитного слоя под дорожной одеждой производят «от себя». Уплотнять этот слой следует при оптимальной влажности пневмоколесными или тяжелыми гладкими катками. Сухие грунты перед уплотнением увлажняют.Законченные участки немедленно укрепляют; пески, прилегающие к земляному полотну, закрепляют одновременно. Меры, которые обеспечивают укрепление песков,- следующие; прежде всего поперечному профилю дороги необходимо придавать плавные очертания; канавы делать небольшой глубины при большой ширине поверху, плавно сопрягая их с профилем земляного полотна. На придорожной полосе следует выравнивать резервы и кавальеры (в пределах 40-60 м с каждой стороны) и убирать остатки материалов. Откосы и придорожную полосу обрабатывают органическими вяжущими; наиболее радикальны в качестве укрепляющих средств насаждения растительности, не требующей много влаги. Не рекомендуется устанавливать оградительные щиты. На заросших песках растительность следует оберегать и защищать.Следует учитывать, что в условиях строительства земляного полотна в зоне песчаных пустынь и полупустынь производительность машин на 20-25% ниже, чем при работе в обычных условиях; коэффициент наполнения ковшей скрепера или экскаватора не превышает 0,8. Рабочие режущие органы землеройных машин требуют более частой смены, так как быстро затупляются; требуется более Частая смазка всех трущихся поверхностей и установка воздушных фильтров.
вечномерзлых грунтов.
На участках прогнозируемых наледей в районах островного распространения вечномёрзлых грунтов и глубокогосезонного промерзания земляное полотно должно быть запроектировано так, чтобы глубина промерзания основания насыпи не превышала промерзания грунтовой толщи в естественных условиях. При сплошном распространении вечномёрзлых грунтов земляное полотно необходимо проектировать совместно с противоналедными устройствами (мерзлотным грунтовым поясом, водонепроницаемым экраном и др.), активизирующими наледный процесс в удалении от полотна дороги. Выемки допускается предусматривать на участках местности с благоприятными мерзлотно-грунтовыми и гидрогеологическими условиями (скальные и щебенистые грунты) при отсутствии линз и прослоек льда. В случае необходимости проектирования выемок в сложных мерзлотно-грунтовых и гидрогеологических условиях (напластование грунтов неоднородного состава, переменный уровень водоносных горизонтов, проявления мерзлотных процессов, сильнопросадочные грунты) должны быть предусмотрены: теплоизоляция откосов, слои из геосинтетических материалов, замена переувлажнённых пылеватых глинистых грунтов песками или другими качественными материалами, морозозащитные слои в основании дорожной одежды. Должен быть также обеспечен надёжный отвод воды из выемки. Принимаемые решения следует обосновывать расчётами. Мелкие выемки необходимо раскрывать или разделывать под насыпи.В зависимости от рельефа, гидрогеологических и мерзлотно-грунтовых условий поверхностные и грунтовые надмерзлотные воды отводят от дорожного полотна за счёт водоотводных канав, нагорных мерзлотных валиков и приоткосных берм, параметры которых устанавливают расчётом. При использовании в конструкции насыпи геосинтетических прослоек различной прочности и деформируемости осадки могут быть увеличены на 20 % при толщине стабильных слоев до 1,5 м и на 25 % при их толщине до 2,0 м.

47. Особенности поточного метода при сооружении и реконструкции земляного полотна.
Поточный метод организации строительства - это такой метод, при котором все работы выполняют передвижные специализированные дорожно-строительные подразделения(звенья), движущиеся по дороге одно за другим в непрерывной технологической последовательности с заданной средней скоростью, обеспечивающей согласованность всего потока. В результате такого последовательного движения в заданный период заканчивается строительство участка дороги, готового к вводу в эксплуатацию.
В основе организационной структуры строительства при поточном методе лежит комплексный поток. Комплексный поток состоит из специализированных дорожно-строительных подразделений, каждое из которых выполняет отдельный вид работ.
На трассе строящейся автомобильной дороги имеются сосредоточенные работы (сооружение мостов, путепроводов, высоких насыпей и глубоких выемок, возведение земляного полотна на болоте и др.), которые могут служить задержкой для продвижения специализированных подразделений, выполняющих линейные работы. Поэтому важнейшим условием успешного применения поточного метода является заблаговременное выполнение сосредоточенных работ. Так как сосредоточенные работы резко отличаются по трудоемкости, технической сложности и другим показателям от линейных работ, для их выполнения создаются особые подразделения.
Поточный метод организации работ по сравнению с последовательным и параллельным имеет следующие преимущества:
- обеспечивает расчленение процесса;
- дает возможность равномерно использовать машины и механизмы;
- облегчает снабжение и планирование работ;
- обеспечивает ритмичный выход готовой продукции;
- способствует повышению производительности труда, сокращению сроков выполнения работ, снижению себестоимости строительства, улучшению качества работ.
Для получения высоких показателей при поточной организации работ необходимо:
- наличие тщательно разработанного проекта производства работ;
- организация комплексного снабжения строительства объекта;
- правильное планирование задела;
- хорошее техническое состояние парка дорожно-строительных машин.

48. Разновидности поточного метода.
Наиболее прогрессивным способом (методом) ведения дорожно-строительных работ является комплексно-механизированный поточный метод.
Условием, определяющим возможность применения комплексно-механизированного поточного способа работ, является наличие разнотипных работ (элементов, составляющих строительство объекта в целом), которые достаточно равномерно распределены на линейно-протяженном объекте.
Характерным примером поточного способа выполнения дорожно-строительных работ является комплекс работ по устройству дорожной одежды автомобильной дороги, при котором специализированный отряд дорожных машин выполняет последовательно и непрерывно устройство отдельных конструктивных слоев дорожной одежды таким образом, что после завершения работы последней машины отряда выходит готовая продукция в виде законченного элемента автодороги - дорожной одежды.
Так как автомобильная дорога является комплексом различных элементов и работ (водопропускные трубы, земляное полотно, дорожная одежда, обстановка дороги и т.д.), то выполнение всех этих работ может быть осуществлено комплексом разнообразных специализированных машин и механизмов, образующих комплексно-механизированный поток.
Основным показателем работы специализированного потока (или отряда, выполняющего работы по строительству отдельного элемента дороги, например, дорожной одежды) является скорость потока.
Скоростью (или темпом работы) специализированного комплексного строительного потока принято называть величину, исчисляемую протяжением готового участка дороги, построенного этим потоком за единицу времени (смену, месяц, год).
При строительстве автомобильных дорог большой протяженности возникает необходимость применения нескольких одновременно работающих потоков в целях обеспечения нормативной или директивно установленной продолжительности строительства объекта.
Метод организации дорожно-строительных работ, при котором работы осуществляются комплексными строительными потоками одновременно на нескольких различных участках дороги с одновременным завершением работ и вводом всей дороги в эксплуатацию, называется параллельно-поточным (или параллельным).
Еще одной разновидностью поточного метода является некомплексный поточный метод, при котором общий комплексный поток дорожно-строительных машин не работает как единое целое, а разделяется на специализированные отряды, выполняющие строительство отдельных элементов дороги, хотя и поточным способом, но со значительным разрывом во времени.

49. Комплексно-механизированный поточный метод.

Наиболее прогрессивным способом (методом) ведения дорожно-строительных работ является комплексно-механизированный поточный метод.
Условием, определяющим возможность применения комплексно-механизированного поточного способа работ, является наличие разнотипных работ (элементов, составляющих строительство объекта в целом), которые достаточно равномерно распределены на линейно-протяженном объекте.
Под поточным способом производства работ понимают такой способ его ведения, при котором осуществляется непрерывное (по технологии) и последовательное (по протяжению) выполнение работ специализированным отрядом машин.
Характерным примером поточного способа выполнения дорожно-строительных работ является комплекс работ по устройству дорожной одежды автомобильной дороги, при котором специализированный отряд дорожных машин выполняет последовательно и непрерывно устройство отдельных конструктивных слоев дорожной одежды таким образом, что после завершения работы последней машины отряда выходит готовая продукция в виде законченного элемента автодороги - дорожной одежды.
Так как автомобильная дорога является комплексом различных элементов и работ (водопропускные трубы, земляное полотно, дорожная одежда, обстановка дороги и т.д.), то выполнение всех этих работ может быть осуществлено комплексом разнообразных специализированных машин и механизмов, образующих комплексно-механизированный поток.

50 Непоточные методы организации сооружения и реконструкции земляного полотна
Так как строительство участка автомобильной дороги представляет сочетание не только линейных, но и сосредоточенных (площадочных) работ, практическое дорожное строительство невозможно осуществить только комплексным поточным методом в чистом виде. Сосредоточенными работами принято называть работы со значительными объемами, выполняемыми на незначительном протяжении. К сосредоточенным работам в дорожном строительстве относятся строительство искусственных сооружений - мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и т.д., комплексов дорожной и автотранспортной служб, разработка крупных выемок или устройство больших насыпей, устройство транспортных развязок в разных уровнях, работы по переустройству пересекаемых строящейся автодорогой сложных и крупных коммуникаций и т.д.
Выполнение сосредоточенных работ возможно осуществить методом раздельного строительства каждого сосредоточенного объекта от начала до конца специализированным отрядом (специализированной строительно-монтажной организацией) или методом циклового последовательного выполнения комплексов отдельных однотипных работ специализированным отрядом поочередно на нескольких аналогичных сосредоточенных объектах. Для возможности применения метода циклового последовательного выполнения работ (иногда его называют цикловым поточным методом) необходимо наличие на строящемся участке автомобильной дороги нескольких однотипных сосредоточенных объектов, а также возможность осуществления их последовательного строительства без задержки общего срока ввода участка автомобильной дороги в эксплуатацию. Метод раздельного (параллельного) строительства позволяет выполнять работы в более короткие сроки, чем цикловой последовательный метод, так как при этом методе имеется возможность осуществить одновременную значительную концентрацию строительной техники в целом на дороге, но рассредоточение на каждом площадочном объекте. Недостатком указанного метода считается снижение эффективности работы строительных машин (из-за невозможности обеспечить их равномерную загрузку на протяжении всей продолжительности выполнения работ на сосредоточенном объекте), а также снижение квалификации рабочих (из-за необходимости осуществления разнообразных работ небольшим по численности составом) Цикловое последовательное выполнение работ не содержит указанные выше недостатки параллельного метода, однако зачастую приводит к перерывам в работе специализированных отрядов (звеньев), что обусловливает частичное удорожание и увеличение продолжительности работ. Наряду со всеми вышеуказанными критериями по определению оптимального парка дорожно-строительных машин следует учитывать наличие сравниваемых по технико-экономическим показателям дорожно-строительных машин у подрядной организации, а также возможность дополнительного комплектования парка машин подрядчиком.

51 Определение потребности в материалах и сроках работы специализированных потоков
Начало и окончание работы каждого частного потока определяется с учетом вида работ и места его действия по технологическим признакам. Эти признаки определяют предельные сроки работы по климатическим условиям, руководствуясь продолжительностью летнего строительного сезона. Учитывая начальные и конечные сроки для каждого вида работ, устанавливают расчетные сроки работ для каждого специализированного потока. Например, для частного потока по устройству поверхности обработки органическими вяжущими без полимерных добавок сроки ограничены- началом, когда в данной местности температура воздуха превысит 15°С и окончанием работ не позднее чем за две недели до начала осеннего дождливого сезона. Но поскольку частные потоки составляют специализированный поток, начало и окончание работ каждого частного потока должны быть увязаны с окончанием работы впереди идущего потока и началом работ последующего потока .
Подрядные организации, выполняющие работы по генеральным и субподрядным договорам, и организации-заказчики должны обеспечивать объекты строительства всеми видами материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технической последовательностью производства строительно-монтажных работ в сроки, установленные календарными планами и графиками строительства. Организация транспортирования, складирования и хранения материалов, конструкций и оборудования должна соответствовать требованиям стандартов и технических условий и исключать возможность их повреждения, порчи и потерь.
Общую проблему материально-технического обеспечения дорожного строительства можно условно разделить на три составляющие части:
обеспечение строительства материалами, изделиями, конструкциями и полуфабрикатами;
обеспечение строительства дорожно-строительной техникой, оборудованием, транспортными средствами (а также обеспечение содержания и ремонта указанной техники) и горюче-смазочными материалами для их работы;
обеспечение строительства (линейных работ, временных жилых поселков строителей, производственных и ремонтных баз) необходимыми энергоресурсами.

Так как уровень технического прогресса в дорожном строительстве, как и в других отраслях строительства, определяется прежде всего степенью индустриализации производства, при производстве дорожно-строительных работ предусматривается, как правило, обеспечение всех участков и мест производства работ готовыми материалами, изделиями, конструкциями и полуфабрикатами. Приготовление полуфабрикатов (асфальтобетонная и цементобетонная смеси, строительный раствор, цементо-грунтовая смесь и т.д.) осуществляется на специальных передвижных (или стационарных) производственных базах, имеющих современное высокопроизводительное оборудование, обеспечивающее надлежащее качество приготавливаемых полуфабрикатов, а получение местных дорожно-строительных материалов (песок, гравийно-песчаная смесь, гравий и т.д.) осуществляется путем разработки местных карьеров указанных материалов силами подрядчика или субподрядчиков.
Возможность снабжения строительства автомобильной дороги материалами во многом зависит от наличия в районе строительства местных строительных материалов и наличия разрешения на их использование. В случае отсутствия местных дорожно-строительных материалов их получение осуществляется путем доставки от ближайших действующих предприятий и карьеров по железной дороге, морским, речным, автомобильным транспортом или различными их сочетаниями.
Аналогично с доставкой от ближайших поставщиков, как правило, осуществляется обеспечение дорожного строительства готовыми материалами, изделиями и конструкциями промышленного производства, в числе которых металлоконструкции для обстановки дороги (дорожные знаки, стойки, ограждения и гл.), бетонные и железобетонные конструкции (для водопропускных труб, мостов и путепроводов, зданий дорожной и автотранспортной служб), кирпич, битум, цемент и т.д. При строительстве автомобильных дорог значительной протяженности возможна также и организация в составе производственной базы строительства временных полигонов по изготовлению бетонных и железобетонных конструкций.

52. Определение состава комплекта машин.
Для установления оптимального комплекта машин предварительно решают задачу оптимального использования на строительстве намечаемых средств механизации. Для этого проводят подбор и комплектование машин в отряды , бригады, колонны, звенья и т.п. Эти подразделения машин создают, чтобы выполнить отдельные комплексные процессы и даже рабочие операции с расчетом наибольшего использования производительности всех машин в комплексе их надежности в работе.
На оптимизацию использования средств механизации влияет организация технической эксплуатации машин. Оптимизацию оценивают технико-экономическими показателями использования машин.
Коэфф. Использования парка машин
Коэфф. Технической готовности
Коэфф. Использования пробега
И т.д.