Теоретические представления о защитных механизмах с точки зрения психоанализа

Курсовая работа по предмету «Психология»
Информация о работе
  • Тема: Теоретические представления о защитных механизмах с точки зрения психоанализа
  • Количество скачиваний: 4
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: Психология
  • Количество страниц: 22
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-10-09 01:43:51
  • Размер файла: 37.46 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Уральский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской
Федерации
(ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России)
кафедра клинической психологии




Курсовая работа
По общей психологии
Тема “Теоретические представления о защитных механизмах с точки зрения психоанализа”








Работа выполнена студентом

Гр. ОКП-101
Руководитель:




Содержание
Введение (3 – 4)
1. Структура личности с точки зрения классического психоанализа (5 - 14)
1.1 Описание структуры Id (Оно)
1.2 Описание структуры Ego (Я)
1.3 Описание структуры Super-Ego (Сверх-Я)
1.4 Психическая энергия и инстинкты
1.5 Феномен тревоги
2. Защитные механизмы (15 - 20)
2.1 Расположение защитных механизмов в психике
2.2 Описание защитных механизмов с примерами
2.3 Представления Анны Фрейд о защитных механизмах
2.4 Защитные механизмы и сопротивление
3. Заключение (21 - 22)
4. Список литературы (22-23)













Введение
Прежде всего, стоит обозначить, почему данная тема заслуживает рассмотрения. Психологические защитные механизмы имеют огромное значение для человека, так как их назначение заключается в минимизации уровня тревоги. На практике это выражается в поддержании способности человека адекватно взаимодействовать с окружающей средой, что непосредственно влияет не только на какие-то социальные аспекты жизни, но и на сугубо физические, определяющие быт человека. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что данный вопрос имеет довольно большую актуальность в связи с собственной фундаментальностью.
Таким образом, объектом данного исследования являются психологические защитные механизмы, а предметом, с помощью которого изучается данный объект – психоанализ.
Итак, если объединить все вышесказанное, то можно сказать, что цель данной работы – изучение механизмов работы защит и определение их роли в работе психики.
Выделяя конкретные задачи, нужно:
1) Изучить структуру психики с точки зрения классического психоанализа
2) Рассмотреть взаимодействие различных образований формирующих психику
3) Определить роль защитных механизмов в процессе взаимодействия этих образований
4) Проанализировать значение данных механизмов для человека
Структурно данную работу следует разделить на:
1) Введение, раскрывающее актуальность данной работы, определяющее предмет, объект, цель и задачи данного исследования.
2) Первую главу, рассматривающую структуры психики формирующие личность и расположение защитных механизмов относительно других структур
3) Вторую глава, раскрывающую механизм работы защит, их значение в работе психики и жизни человека.
4) Заключение, подводящее итог исследования и формирующее окончательное выводы о проделанной работе.













1.Структура личности с точки зрения классического психоанализа
В классическом психоанализе, считается, что личность формируется тремя основными структурами: Id, Ego и Super Ego (или же Оно, Я и Сверх-Я).
1.1 Описание структуры Id
Что есть Id? Это первичная структура психики, полностью находящаяся в бессознательном человека и являющая собой наибольшую его часть. В ней находятся инстинкты и желания, она тесно связана с телесными процессами, откуда и черпает свою энергию. По мере накопления энергии, возникает усиливающееся состояние напряжения, выражающееся в дискомфорте. Следовательно, когда уровень напряжения возрастает – вследствие воздействия внешних или внутренних факторов – Id старается немедленно снять напряжение и вернуть организм в комфортное состояние, характеризующийся низким энергетическим уровнем. Этот принцип уменьшения напряжения, которым руководствуется Id, называется принципом удовольствия.
Для того, чтобы добиться своего – избежать боли, достичь удовольствия – Id располагает двумя процессами: рефлекторным действием и первичным процессом. Рефлекторные действия это безусловные рефлексы, такие как чихание и моргание. В большинстве случае, они приводят к немедленному снятию напряжения. Первичный процесс же приводит к более сложной реакции. Он пытается высвободить энергию путем создания образа объекта, вследствие этого энергия переместится. После чего начинается уже другой, вторичный психический процесс, а с его появлением начинает прослеживаться вторая структура психики – Ego.
1.2 Описание структуры Ego
Ego формируется из-за необходимости адекватно взаимодействовать с миром объективной реальности, для удовлетворения потребностей организма. То есть человек должен научиться отличать образ объекта находящийся в его памяти и объект, находящийся в объективной реальности. Когда эти два объекта дифференцированы, необходимо преобразовать образ в восприятие, что осуществляется как поиск объекта в окружающей среде. Иными словами, человек соотносит образ объекта в памяти с информацией, поступающей через органы чувств. Таким образом, можно сделать вывод, что основное различие Ego и Id заключается в том, что Id воспринимает только субъективную реальность, в то время как Ego способно различать внутреннее и внешнее.
Считается, что Ego следует принципу реальности и осуществляет свою деятельность с помощью вторичного психического процесса. Цель принципа реальности – избежать снятия напряжения до тех пор, пока не будет найден объект, который подходит для удовлетворения. Принцип реальности стремится к остановке действия принципа удовольствия, однако, в конечном итоге, при обнаружении подходящего объекта реализовываться будет именно принцип удовольствия. Также, важно заметить, что принцип реальности служит для определения качества опыта – истинен ли он или ложен, то есть, существует ли он вовне. В то время как принцип удовольствия связан только в качестве опыта, приносит ли он страдания или наоборот.
Раскрывая вышесказанное, можно сказать, что вторичный психический процесс – мышление реалистическое. При помощи вторичного процесса Ego формирует план удовлетворения потребности, а затем проверяет его действием – чтобы выяснить, сработает ли он. Это и называется проверкой реальностью. Чтобы адекватно выполнять свою роль Ego контролирует когнитивные функции, которые обслуживают вторичный психический процесс.
По своему назначению, Ego можно назвать исполнительной структурой личности, так как именно оно производит действия, отбирает из среды объект, с которым нужно произвести действие, а так же решает, когда инстинкты будут удовлетворены и какие из них будут удовлетворены.
Осуществляя эти важнейшие функции, Ego приходится интегрировать зачастую противоречивые команды исходящие от Id и Super Ego. Это часто вводит Ego в состояние напряжения, что выражается в проявлении тревоги.
Однако, важно заметить, что Ego – это по сути структурированная часть Id, возникающая для удовлетворения целей Id, а не для его фрустрации. Вся сила Ego черпается из Id, то есть оно зависит от Id и не способно к самостоятельному существованию. Его основное предназначение – быть посредником между импульсами из Id и условиями среды. Его цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.
1.3 Описание структуры Super Ego
Последняя структура образующая личность – Super Ego. Это внутренний кодекс ценностей и идеалов социума, интерпретированный родителями и насильственно привитый посредством наград и наказаний ребенку. Super Ego – это моральная сила личности, представляющая собой некий идеал, нежели реальность, а служит она для самосовершенствования, но не для достижения удовольствия. Его основная задача – оценка правильности или неправильности чего-либо, исходя из норм культивируемых в данном социуме.
Super Ego развивается как результат награждения и наказания, которые могут быть применены родителями в различных ситуациях. Для достижения награды и избегания наказания ребенок выстраивает свое поведение ориентируясь на требования родителей. То, что выставляется неправильным и за что ребенок подвергается наказанию, образует совесть – одну из подсистем Super Ego. То, за что ребенка поощряют и одобряют, включается в его идеальное Я – другую подсистему Super Ego.
Таким образом ребенок интроецирует нормы прививаемые ему родителями. Совесть наказывает человека виной, а его идеальное Я награждает его гордостью. С формированием Super Ego родительский контроль замещается самоконтролем.
Среди функций самоконтроля можно выделить:
1) Сдерживание импульсов Id, в частности импульсов имеющих сексуальную или же агрессивную природу, так как социум порицает их проявления.
2) Давление на Ego с целью подмены объективных целей на идеалы Super Ego.
3) Борьба за совершенствование.
Раскрывая вышесказанное, можно сказать, что Super Ego являет собой силу, противостоящую Id и Ego, и пытается взаимодействовать с окружающей реальностью в соответствии со своими идеалами. Однако, Super Ego подобно Id в плане алогичности и точно так же, как и Ego пытается осуществлять контроль над инстинктами, однако в отличие от Ego оно не занимается отсрочкой их выполнения, а полностью блокирует их.
Также стоит указать, что из трех данных структур Id (Оно) полностью погружено в бессознательное, то есть является материей недоступной сознанию. Ego (Я) погружено как в бессознательное, так и в предсознательное, (может быть переведено в сознание при необходимости) а также сознательное. Super-Ego (Сверх-Я) аналогично Ego (Я) в данном аспекте и находится во всех трех областях.
1.4 Психическая энергия и инстинкты
Подводя итог данному описанию, можно сделать вывод, что личность представляет собой сложную энергетическую систему. И действительно, сам Фрейд считал, что поведение человека питается некой единой энергией, которая, согласно закону сохранения энергии, который Фрейд экстраполировал с физики на психологию, может переходить из одного состояния в иное, но при этом её количество остается неизменным. Следствием этой экстраполяции стал вывод о том, что психическую энергию дает нейрофизиологическое состояние возбуждения. К этому следствию Фрейд добавил, что каждый человек обладает определенным количеством этой энергии и это количество ограничено, а конечная цель любого поведения человека заключается в уменьшении напряжения, возникающего из-за неприятного ему скопления энергии.
Таким образом, выводом из этого будет являться то, что мотивация человека полностью основана на некоей энергии, возникающей вследствие физиологических причин. В понимании Фрейда, эта энергия тратится по большей части на интеллектуальную деятельность, которая призвана снизить возбуждение, возникающее из-за потребностей.
Если пользоваться терминологией самого Фрейда, то психические образы физиологических потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. С помощью инстинктов проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне всего организма, что выражается в необходимости их разрядки. Следовательно, любая деятельность человека есть следствие работы инстинктов. Поведение человека всегда обусловлено напряжением, осознанное или бессознательное – его действия всегда направлены на уменьшение этого напряжения. Инстинкты как таковые, если цитировать Фрейда являются “конечной причиной любой активности”.
И хотя само количество инстинктов практически не ограничено, З.Фрейд разделял их на две группы: инстинкты жизни и инстинкты смерти. Первая группа (имеющая общее название Эрос) включает в себя силы, направленные на поддержание жизнедеятельности и размножение вида. Наиболее существенным из этой группы, для развития личности, по мнению Фрейда являлись инстинкты половые. Их энергию Фрейд назвал “либидо” (от лат. “хотеть” или “желать”), или “энергия либидо” – термин более широкий, употребляемый для обозначения энергии любых жизненных процессов. Сам же термин “либидо” скорее употребляется для психической энергии направленной на удовлетворение половых инстинктов.
Вторая же группа инстинктов – инстинкты смерти, получившие название Танатос. Эти инстинкты лежат в основе таких явлений как жестокость, убийства, самоубийства и агрессия. В отличие от энергии либидо, как энергии жизненных процессов, энергия танатических инстинктов собственного названия не получила. Одна Фрейд все равно признавал высокую важность инстинктов данной группы для человека, он полагал, что они биологически обусловлены и так же важны в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. В понимании Зигмунда Фрейда данная группа инстинктов подчиняется принципам энтропии, то есть стремится к сохранению динамического равновесия энергетической системы.
Что же представляет из себя инстинкт на практике?
Его можно описать четырьмя характеристиками: его источником, его целью, его объектом и его стимулом. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, которая ввела организм в данное состояние. Цель инстинкта всегда одна и та же и заключается в устранении или уменьшении возбуждения, возникшего из-за воздействия потребности. Если человек смог достичь цели, то он входит в кратковременное состояние блаженства. В роли объекта выступает любой человек, предмет существующий в окружающей действительности или часть собственного тела индивидуума, обеспечивающая удовлетворение инстинкта. В качестве стимула же представляется количество энергии, давления или же силы, которое придется затратить на достижение удовлетворения инстинкта.
1.5 Феномен тревоги
Итак, после рассмотрения инстинктов и энергии, которая их поддерживает, имеет смысл перейти к более важному в рамках данной работы явлению – явлению тревоги. И на этом этапе стоит обратиться к самым ранним результатам Зигмунда Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, нежели физиологическими. Во время работы с такими пациентами Фрейд заинтересовался происхождением тревоги. Эта заинтересованность породила первое предположение Фрейда относительно этимологии тревоги(1890-ые годы). И формулировка этого предположения заключалась в том, что многие пациенты, страдающие от неврозов, испытывали тревогу вследствие неадекватной разрядки энергии либидо. Возбуждение, не пришедшее к разрядке, трансформируется и позже проявляет себя как неврозы страха. Однако по мере накопления клинического опыта, Фрейд пришел к выводу, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спустя 30 лет после формирования первоначальных выводов, Зигмунд Фрейд пересматривает свою теорию и приходит к понимаю того, что тревога является функцией Ego (Я) и нужна она для того, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или же наоборот, избежать. Тревога как явление дает нам возможность действовать адаптивно в угрожающих человеку ситуациях.
Переходя же к изначальному источнику тревоги, следует обратиться к младенчеству человека, первичным источником тревоги является неспособность младенца воздействовать на внешнее и внутреннее возбуждение. Так как младенцы не способны контролировать окружающий мир, абсолютно новый для них, их наполняет чувство грядущей опасности. Эта ситуация вызывает травматичное состояние, называемое первичной тревогой, примером такого состояния может являться сам процесс рождения. По мнению Фрейда, биологическое разъединение с матерью является весьма травмирующим событием, а потому, последующие ситуации разъединения провоцируют сильную тревогу. Схожие ощущения испытываются как при рождении, так и при отлучении, а позже как страх кастрации. Все переживания такой природы стимулируют общее возрастание напряжения и могут быть охарактеризованы ощущением надвигающейся катастрофы.
В зависимости от того, откуда исходит угроза для человека, психоаналитическая теория подразделяет тревогу на три типа.
Первый тип – тревога реалистическая. Она является ответом на на угрозу или осознание реальных опасностей, которые несет в себе внешний мир. В основном, когда мы говорим о чувстве страха, обычно мы говорим о реалистической тревоге. Она может ослабить способность человека адекватно и эффективно взаимодействовать с источником опасности, однако реалистическая тревога довольно быстро стихает, при условии, что исчез сам источник угрозы. Основной функцией такой тревоги можно назвать самосохранение человека.
Второй тип – тревога невротическая. Она возникает как ответ на шанс того, что социально неприемлемые импульсы Id (Оно) станут осознанными. Этот тип тревоги связывают с боязнью того, что Ego не сможет удержать инстинктивные побуждения, особенно половые или танатические. Тревога в данном случае возникает из страха того, что если человек сделает что-то недопустимое в социуме, это приведет к тяжелым последствиям отрицательного характера. Таким образом, маленький ребенок в ситуации быстрой и активной разрядки его эротических или танатических побуждений, в случае несоответствия его действий социальным нормам, получает наказание от своих родителей или от других фигур социума, что влечет быстрое усвоение понимания, что такое поведение опасно для него из-за возможности наказания. Невротическая тревога изначально переживается как реалистическая, потому что наказание, как правило, идет из внешнего источника. Поэтому ребенок начинает сдерживать такие проявления. И даже более того, вытесняет их в бессознательное, в результате контакт с такими импульсами вызывает лишь ощущение общего опасения. И лишь когда инстинктивные сигналы Id (Оно) вот-вот прорвутся сквозь контролирующий барьер Ego (Я), возникает такое явление как невротическая тревога.
Третий же тип – моральная тревога. Когда Ego (Я), испытывает угрозу наказания со стороны Super-Ego (Сверх-Я), результатом этого является эмоциональный ответ, который и называют моральной тревогой. Моральная тревога возникает каждый раз, когда Id (Оно) стремится к активному проявлению тех поступков, которые Super-Ego (Сверх-Я) распознает как социально недопустимые, безнравственные. В результате этого Super-Ego (Сверх-Я) заставляет человека ощутить вину, стыд или самообвинение. Моральная тревога является следствием объективной боязни наказаниями родителями за определенные действия, которые идут вразрез с перфекционистскими установками Super-Ego (Сверх-Я). Super-Ego (Сверх-Я) таким образом пытается переправить действия человека таким образом, чтобы они совпадали с его системой моральных ценностей. Дальнейшее развитие Super-Ego (Сверх-Я) приводит к социальной тревоге, возникающей в результате угрозы исключения из какой-либо социальной группы из-за неприемлемых в ней ценностей, установок или действий. Фрейд, в конечном итоге убедился, что тревога порождаемая Super-Ego (Сверх-Я), в конечном счете формирует страх смерти и ожидание наказания за свои грехи.
Для рассмотрения функций тревоги, следует обратиться к ключевому аспекту данной работы – защитных механизмов.






2.Защитные механизмы
2.1 Расположение защитных механизмов в психике
Защитные механизмы это образования, располагающиеся в бессознательной части Ego (Я). Их роль заключается в противостоянии тревоге, для того, чтобы она не вела к краху личности, чтобы человек оставался способным адекватно взаимодействовать с реальностью и был способен разряжать свое напряжение без угрозы со стороны окружающей его реальности. Таким образом, если тревога сообщит человеку о наличии импульсов, которые невозможно разрешить в настоящее время, защитные механизмы дополнят функцию тревоги в данном случае и помогут их осуществлению в допустимой форме. Фрейд описывал защитные механизмы как стратегию, направленную на защиту от животных импульсов Id (Оно) и встречного давления от Super-Ego (Сверх-Я). Сам Фрейд считал, что Ego (Я) встречает опасность прорыва импульсов из Id (Оно) с помощью двух способов:
1) Блокировка выражения импульсов с помощью сознательного поведения.
2) Искажение их до таких форм, что их изначальная интенсивность редуцируется или перенаправляется в другую сторону.
Важно также заметить, что работу всех защитных механизмов можно охарактеризовать двумя общими положениями:
1) Их действие происходит на неосознанном уровне и поэтому они являются средством самообмана, человек не может ощутить работу этих механизмов, в наше сознание попадает уже полностью готовый продукт их деятельности.
2) Они искажают, отрицают или подделывают восприятие реальности, для того, чтобы уменьшить деструктивное влияние тревоги на индивидуума.
2.2 Описание защитных механизмов с примерами
За весь период своей трудовой деятельности Фрейд так и не предпринял попыток классифицировать защитные механизмы, хотя и отводил их изучению значительную роль. Классификацию защитных механизмов выполнила его дочь, Анна Фрейд в своей работе “Я и защитные механизмы” (1936).
Однако, прежде чем перейти к рассмотрению её трудов, следует выделить защиты описанные самим Зигмундом Фрейдом
Всего он выделял восемь основных защит:
Вытеснение – изъятие из сознания и последующее вытеснение в бессознательное разнообразных психических содержаний, которые могли бы быть осознанными.
Проекция – наделение внешнего объекта свойствами присущими субъекту, использующему защиту, перенос вины и ответственности за себя на другого человека, приписывание людям собственных качеств.
Смещение – процесс, в результате которого импульс утилизируется не на объекте, вызвавшем его, а на другом, менее опасном, в отличие от исходного объекта.
Рационализация – рациональное и логическое толкование мотивов своего поведения, мыслей и идей, с целью скрытия первичной мотивации. Довольно часто используется для борьбы с состоянием фрустрации и связанной с этим состоянием тревоги, что обеспечивает защиту самооценки человека.
Реактивное образование – используется для взаимодействия с амбивалентными чувствами. В процессе реактивного образования можно выделить две условные части. Во время первой человек подавляет импульс, который может быть встречен отрицательно, после чего он формирует его полную противоположность этому импульсу.
Регрессия – возвращение в более ранний период жизни человека, от более высокого уровня развития, к более низкому, с более примитивными поведением и реакцией на происходящие вокруг явления. Применяется человеком для снижения уровня тревоги, как попытка вернуться в более безопасный и контролируемый жизненный период.
Сублимация – перенаправление энергии либидо с социально неприемлемых или недоступных целей и объектов на социально приемлемые, возможно поощряемые. В виде процесса сублимации Фрейд чаще всего рассматривал возможность переключения энергии либидо с чисто половых аспектов на какие-то не связанные с сексом цели. Этот защитный механизм Фрейд считал наиболее здоровым и полезным путем обуздания социально неприемлемого поведения и утилизации энергии, связанной с ним, через социально полезную активность.
Отрицание – непринятие в свою картину мира того факта, что произошло некое негативное событие. С помощью этого механизма Ego (Я) пытается защититься от внешней или внутренней угрозы. Также данный механизм помогает адаптировать картину мира после вытеснения в бессознательное неких идей, мыслей или же чувств. Таким образом, данный механизм строит в сознании человека дополненную версию реальности, в которой отсутствует травматичное явление или же какая-то часть самого индивида, которую он в силу определенных обстоятельств не может или не желает видеть в себе.
Данный перечень не является полным, однако оно дает представление о возможных способах функционирования Ego (Я), в случае повышения уровня тревоги.

2.3 Представления Анны Фрейд о защитных механизмах
Дополняя вышесказанное, следует перейти к работам дочери Зигмунда Фрейда – Анне Фрейд. В своем труде “Психология Я и защитные механизмы” она детально рассматривает защитные механизмы, триггеры этих механизмов и приводит примеры из своей клинической практики. При этом её классификация основывается на соотнесении процессов формирования защитных механизмов, на основе выделения периодов, начиная с которых они начинают проявляться и процессов формирования личностнообразующих структур психики человека. А также выделяет корреляцию между выбором защитных механизмов и типом угроз - угрозой внешней или угрозой внутренней. Вытеснение, по её мнению, помогают побороть нежелательные проявления инстинктов, в то время как отрицание чаще используется для борьбы с некими травматичными событиями. По мере их анализа Анна приходит к вопросу об онтогенезе личности и делает вывод, что для успешного формирования Ego (Я) отразить как внешние угрозы, так и внутренние. То есть, Ego (Я), по мере своего развития должно овладеть различными защитными механизмами, в противном случае, его ждет коллапс в результате воздействия тревоги, возникающей в результате какой-либо стимуляции, вне зависимости, внешний ли источник этой стимуляции или же внутренний. Рассматривая работу Ego (Я) дальше, Анна выводит теории о том, что процесс работы защит – двоякий, с одной стороны он протекает по законам Ego (Я), а с другой стороны опирается и на сущностную природу инстинктивных процессов. То есть любая защита, при рассмотрении её работы, строится на основе особенностей инстинктов, их способностей к отклонению, обращению, замещению и так далее.
.Резюмируя, Анна выражает восхищение мощью Ego (Я), ведь если оно одерживает победу и его защиты приводят к необходимому результату – то уровень тревоги редуцируется, падает неудовольствие, а инстинкты трансформируются таким образом, что даже в очень тяжелых ситуациях достигается некоторый уровень удовлетворения, а также гармоничная работа всех личностнообразующих структур и внешним миром.
2.4 Защитные механизмы и сопротивление
Однако, не смотря на все вышесказанное, именно защитные механизмы лежат в основе такого негативного явления в терапии как “Сопротивление”. Что же такое сопротивление? В широком смысле сопротивлением можно назвать все явления, которые не только могут мешать проведению аналитической терапии, но и используются анализантом для её саботирования. Само по себе сопротивление в терапии не дает терапевту получить доступ к травматическим воспоминаниям, вытесненным в бессознательное. Пользуясь выражением Фрейда, сопротивление можно описать как “силу, поддерживающую болезненное состояние”, при этом не дающую прийти к соблюдению главного правила психоанализа: озвучиванию всего, что приходит в голову. В качестве эталонных событий, как сопротивление Фрейд описывает войну или же утрату близкого анализанту человека, не каждый анализант воспользуется таким поводом для прекращения терапии, однако если все же это произойдет – это может считаться идеальной иллюстрацией работы сопротивления. Сопротивление в анализе довольно часто указывает на перенос, то есть на наделение терапевта некими чертами, относящимися к истории самого анализанта.
Подводя итог данной информации, можно сказать, что влияние защитных механизмов на терапию очень велико, ведь они представляют из себя интерес не только как фактор противодейтсвия тревоге, но и как возможный источник затруднений в терапии, таких как сопротивление.
















Заключение
Резюмируя всё вышеприведенное, можно сказать, что с точки зрения психоанализа Зигмунда Фрейда, человек являет собой сложную систему, стремящуюся к динамическому равновесию и питаемую единой психической энергией, которая возникает в результате нейрофизиологического возбуждения, то есть берет свои корни в чисто физиологических источниках. И данная энергия являет собой краеугольный камень, ведь с одной стороны она нужна для запуска всех психических процессов, действий и взаимодействия с реальностью, однако она же, в случае её неадекватного накопления или невозможности её выхода в принципе, вызывает неврозы, фобии и иные психические расстройства. При этом сама структура личности имеет механизмы как для удержания этой энергии внутри, в случае возникновения возможной опасности для человека, возникающей при разрядке энергии связанной с инстинктивными импульсами, возможно несущими определенную опасность человеку. И даже более того, эти механизмы важны не только из-за того, что они участвуют в перенаправлении или утилизации энергии, ведь они действуют и на тревогу, взаимодополняя своими функциями функции тревоги, а также регулируя работу тревоги как явления, являясь, по сути, механизмом её утилизации. Защитные механизмы как явление очень важны, так как они помогают человеку не только понизить уровень тревоги и реализовать какие-либо действия в условиях снизившего напряжения, но и позволяет интегрировать все структуры личности окончательно, чтобы все структуры выполнили свое назначение. Следовательно, защитные механизмы – ключевая фигура при взаимодействии с динамически изменяющейся реальностью, они позволяют человеку адаптироваться к новым условиям, в той или иной мере. Однако не стоит забывать, что плодом их работы является искажение реальности и самообман, которые, все же далеко не всегда однозначное зло. В качестве примера позитивной, для человека и его уровня жизни, фальсификации истины, можно привести работу такой защиты как сублимация. В плане терапии же, следует помнить, что именно защитные механизмы служат источником сопротивления, и не смотря на, казалось бы довольно позитивное назначение, могут привести к довольно серьезным затруднениям в проведении анализа.
Следовательно, данная тема очень актуальна вследствие не только фундаментального теоретического значения, но и сугубо практической значимости.
















Список литературы


Монографии
1. Келвин С. Холл Теории личности / Келвин. С. Холл, Гарднер Линдсей - М.: "КСП+", 1997 – 672 с.
2. Ларри А. Хьелл Теории Теории личности / Ларри А. Хьелл, Дэниэл Дж. Зиглер – СПб.: Питер Пресс, 1997 – 606 с.
3. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты / Фрейд А. – М.: АСТ Астрель, 2008 – 160 с.
4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / - М.: Класс, 1998. — 480 с.
Статьи из научных журналов
1. Холл, Кэлвин, Линдсей, Гарднер. Theory of Personality. — Нью-Йорк: John Wiley, 1957. — С. 11.