Взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии

Лекции по предмету «Педагогика»
Информация о работе
  • Тема: Взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Лекции
  • Предмет: Педагогика
  • Количество страниц: 11
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2020-04-14 22:06:47
  • Размер файла: 23.36 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Ссылка на страницу (выберите нужный вариант)
  • Взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/lekcii/pedagogika/1870-vzaimosvyaz-verbalnyh-i-neverbalnyh-komponentov-podrostkov-pri-mejlichnostnom-vzaimodeystvii/ (дата обращения: 04.03.2021).
  • Взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии // https://www.sesiya.ru/lekcii/pedagogika/1870-vzaimosvyaz-verbalnyh-i-neverbalnyh-komponentov-podrostkov-pri-mejlichnostnom-vzaimodeystvii/.
Есть ненужная работа?

Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно

добавить работу
Обратиться за помощью в подготовке работы
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:


Цель занятия: изучить взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии.

Задачи занятия: 

1. Рассмотреть особенности вербальной коммуникации.

2. Изучить специфику невербальной коммуникации.

3. Проанализировать взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии.

4. Проведение игры с элементами невербальной коммуникации (направлена на закрепление изучаемого материала).

5. Вопросы в аудиторию.

Структура занятия (лекция)

Элементы структуры

Время

  1. Приветствие. Здороваясь с классом, следует обратить внимание на то, с каким настроением сегодня ученики пришли на занятие, каков психологический настрой класса в целом.

Одним из условий успешного проведения занятия является строгая доброжелательность по отношению к ученикам.

  1. Заполнение журнала. Перед началом лекции преподаватель обращается к старосте класса и спрашивает, кто сегодня отсутствует на уроке. Староста называет фамилии: «На сегодняшнем занятии отсутствует 3 человека – Иванов, Каплан и Суханов. После этого преподаватель кратко напоминает содержание предыдущей лекции.


  1.  Краткое содержание предыдущей лекции. «Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о коммуникации. Так, каждый из нас постоянно находится в процессе взаимодействия с другими людьми, мы общаемся, обмениваемся определенной информацией, взаимодействуем. Все это составляет процесс коммуникативного взаимодействия человека. Как вы помните, коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Прочность и качество отношений между людьми — будь это друзья, члены семьи или коллеги — в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться.

Таким образом, мы вспомнили, что такое коммуникация и ее значение в процессе взаимодействия людей друг с другом. Теперь мы перейдем к изучению новой темы, которой посвящена наша сегодняшняя лекция.


  1. Новая тема: «Взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии».

В рамках нашей лекции мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Особенности вербальной коммуникации.
  2. Специфика невербальной коммуникации.
  3. Анализ взаимосвязи вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии.


  1. Вопрос 1. Особенности вербальной коммуникации.

В широком смысле под понятием коммуникация подразумевается обмен информацией между людьми. В жизни людей процесс общения играет чрезвычайно важную роль. Именно поэтому эти процессы привлекают внимание специалистов из разных областей. Наиболее активно процессы общения начали изучаться во второй половине ХХ века.

Вербальная коммуникация – это процесс взаимодействия людей с помощью речи.

Отличительной чертой человека является способность к эффективному обмену информацией, а также является одним из главных условий его бытия как социального существа.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь и естественный язык – систему фонетических знаков. Которая включает лексический и синтаксический принципы.

Речь выступает в качестве универсального средства коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения.

Вербальные коммуникации присущи только человеку, в качестве обязательного условия предполагают усвоение языка. Вербальные коммуникации гораздо богаче невербальных коммуникаций, однако полностью в жизни заменить их не могут. Важно отметить, что развитие вербальных коммуникаций непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Анализируя вербальную коммуникацию, необходимо отметить, что это общение, которое ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями. Диалог является активным, двусторонним взаимодействием партнеров.

Именно этим определяется необходимость внимания к собеседнику, согласованность и скоординированность речи. В противном случае будет нарушено понимание смысла того, что говорит другой человек. А это является важнейшим условием успешной коммуникации.

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, в какой степени коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. На сегодняшний день владение речью выступает в качестве важнейшей профессиональной составляющей человека.

Речь – это вербальная коммуникация, это процесс общения с помощью языка. Также выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную, устная речь может быть монологической и диалогической.

Виды речевой деятельности:

– внутренняя, внешняя;

– устная, письменная;

– монологическая, диалогическая.

Все виды речи тесно связаны друг с другом. Общим является произнесение слов. Для каждого вида речи характерны свои особенности.

С помощью речи не только «движется» информация, но также происходит воздействие участников коммуникации друг на друга, они ориентируют и убеждают один одного, стремятся достичь определенного изменения поведения.

Бесспорно, речь является универсальным средством общения, однако она приобретает значение при употреблении других, неречевых знаковых систем. Коммуникативный процесс будет неполным, если не рассматривать его невербальные средства.

Основная литература:

1. Березин В.Н. Теория массовой коммуникации.М., 2004

2. Василик М.А. Основы теории коммуникации.М., 2003

3. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций.- СПб., 2000

Дополнительная литература:

1. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.- М., 2008

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – 320 с.

3. Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Дашков и К, 2009. – 298 с.

4. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 411 с.




  1. Вопрос 2. Специфика невербальной коммуникации. Сейчас переходим к рассмотрению следующего вопроса нашей лекции.

Под невербальной коммуникацией понимается система символов, знаков, которые используются для передачи сообщения. Невербальная коммуникация предназначена для более полного его понимания. Невербальная коммуникация в некоторой степени не зависит от психологических и социально-психологических качеств человека, она имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.

Невербальная коммуникация выступает в качестве средства репрезентации личностью своего «Я», а также межличностного воздействия и регуляции отношений. Невербальная коммуникация помогает создать образ партнера по общению, а также выступает в роли уточнения и опережения вербального сообщения. Невербальная коммуникация выступает в качестве дополнительного источника информации к собственно вербальной коммуникации.

В невербальной коммуникации не используется звуковая речь, язык в качестве средств общения. Невербальная коммуникация – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, а также через прямые сенсорные контакты.

Это могут быть тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, которые человек получает от другого лица.

Любая коммуникация, которая осуществляется без слов, является невербальной. Чувства также можно передавать одним или несколькими невербальными способами.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными. Они помогают ему взаимодействовать, добиваться взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях с другими людьми.

Совокупность средств невербального общения выполняет следующие функции:

-дополнение речи,

-замещение речи,

-репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.

Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем:

1. пространственная подсистема (межличностное пространство);

2. взгляд;

3. оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника;

- мимика (выражение лица);

- пантомимика (позы и жесты).

4. паралингвистическая или околоречевая подсистема, которая включает:

- вокальные качества голоса;

- его диапазон;

- тональность;

- тембр.

5. экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи;

- паузы;

- смех и т.д.

Следует отметить, что наибольшее значение имеют взгляд, пространственная и оптико-кинетическая подсистема.

Также отметим причины, по которым в общении важны невербальные сигналы:

- примерно 70% информации человек воспринимает по зрительному каналу;

- благодаря невербальным сигналам можно понять истинные чувства и мысли собеседника;

- отношение к человеку нередко является результатом первого впечатления. Первое впечатление формируется под воздействием невербальных факторов (походка, выражение лица, взгляд, манера держаться, стиль одежды).

- невербальные сигналы спонтанны и бессознательны, поэтому они и искренни в отличие от слов.

Основная литература:

  1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. –256 с.
  2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 112 с.
  3. Коццолино М. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – 248 с.

Дополнительная литература:

  1. Ли Д. Практика группового тренинга: Вербальная и невербальная коммуникации; Совладание со стрессом, визуальная поддержка; Оценка результатов тренинга. / Пер. с англ. А. Маслова. – Спб.: Питер, 2001. – 224 с.
  2. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 163 с.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 2007.
  4. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/2008.


  1. Взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов подростков при межличностном взаимодействии.

Итак, мы рассмотрели особенности вербальной и невербальной коммуникации в процессе взаимодействия людей друг с другом, охарактеризовали взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации. Сейчас мы переходим к следующему вопросу нашей лекции, в котором мы рассмотрим взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов при межличностном взаимодействии подростков.

Отмечу, что ведущую роль в подростковом возрасте играет интимно-личностное общение подростков со сверстниками. Здесь находят свое отражение как вербальная, так и невербальная коммуникация.

Что касается вербальной коммуникации, то подростки активно общаются друг с другом. Посредством речи подростки передают друг другу необходимую информацию. Процесс вербальной коммуникации активно дополняется элементами невербальной коммуникации. Это мимика, жесты, поза говорящего подростка. Элементы невербальной коммуникации подростков достаточно разнообразны. Это могут быть специфические жесты, которые знают только несколько подростков (особенности взаимоотношений внутри малой группы).

В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг (англ, slang) или арго (фр. argo) - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства "Мы" тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты, люберы и др.).

Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Есть категория подростков, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстниками через сленг и невербальные агрессивные формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга.

Таким образом, мы рассмотрели с вами особенности вербальной и невербальной коммуникации в подростковой среде. Думаю, что каждый из вас при общении со сверстниками использует подобные приемы. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется «Крокодил».

Основная литература:

  1. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психо-

логический журнал. 2007. Т. 18. № 5. С. 85-94.

2. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов: Изд-во Ростов ун-та, 2006.

3. Диагностика коммуникативных особенностей личности: Методические рекомендации / Сост. Л.И. Савельева, Е.Ю. Семыкина. Магнитогорск, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2000.
  2. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.
  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – М., 2002. – 192 с.
  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2004. с. 246.


  1. Игра «Крокодил»

Ученики делятся на две команды. Первая команда выбирает какое-нибудь понятие и показывает его пантомимой, без помощи слов и звуков. Вторая команды пытается с трех попыток угадать, какое понятие показывается. Затем команды меняются ролями. Игра ведется на интерес, но можно считать очки за угаданные слова.

Возможно загадывать:

-отдельные слова,

-фразы из известных песен и стихов,

-пословицы и поговорки,

-крылатые выражения,

-сказки,

-имена известных (реальных или выдуманных) людей.

Показывать понятие может как один, так и несколько человек.

После проведения данной игры учитель спрашивает, насколько интересной была эта игра для детей, что нового они узнали, также просит поделиться своими чувствами и эмоциями с другими.


  1. Вопросы к аудитории. Сейчас я хочу задать вам несколько вопросов по рассмотренной нами сегодня теме:
  1. Какова роль коммуникации в жизни человека?

В жизни человека процессы общения играют чрезвычайно важную роль. Благодаря коммуникации человек может взаимодействовать с окружающими.


  1. Охарактеризуйте значение речи в процессе вербальной коммуникации.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе сообщения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.


  1. Что такое невербальная коммуникация?

Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.


  1. Назовите подсистемы невербальной коммуникации:

1. пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. взгляд.

3. оптико-кинетическая подсистема.

4. паралингвистическая или околоречевая подсистема.

5. экстралингвистическая или внеречевая подсистема.

5. Что относится к экстралингвистическая или внеречевая подсистеме невербальной коммуникации?

 К данной системе относятся:

- темп речи;

- паузы;

- смех и т.д.


  1. Подведение итогов занятия. На сегодняшнем нашем занятии мы познакомились с особенностями вербальной и невербальной коммуникации, рассмотрели особенности взаимосвязи вербальной и невербальной коммуникации в подростковой среде. Благодаря проведенной нами игре мы еще глубже познакомились со спецификой невербальной коммуникации, а заданные мною вопросы позволили сделать вывод о том, насколько изучаемая нами тема была интересной для вас. На этом мы заканчиваем наше занятие. Благодарю за внимание!