Создание коллекции по выбору с обучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности

Отчет по практике по предмету «Педагогика»
Информация о работе
  • Тема: Создание коллекции по выбору с обучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности
  • Количество скачиваний: 5
  • Тип: Отчет по практике
  • Предмет: Педагогика
  • Количество страниц: 29
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2020-09-05 05:14:44
  • Размер файла: 2818.87 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Министерство просвещения Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


Анапский филиал МПГУ








ПРОЕКТ

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ПО ВЫБОРУ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Направление подготовки:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика





Автор проекта  –





Научный руководитель – заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, кандидат психологических наук











Анапа – 2020 год


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКЦИИПО ВЫБОРУС ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности в начальной школе

1.2.  Особенности разработки и применения коллекций в начальной школе

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ КОЛЛЕКЦИИПО ВЫБОРУС ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ 2-ГО КЛАССА)

2.1. Цель, задачи и основные этапы работы по созданию коллекции по выбору cобучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности (на примере2-го класса)

2.2. Педагогическое проектирование коллекции по выбору с обучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности (на примере 2-го класса)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


3




5


13








19


24


31

34

37






ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данного исследования определяется тем, что современное общество предъявляет высокие требования к выпускнику школы, состоящие, прежде всего, в том, что он должен владеть навыками самоорганизации и самообразования.

Подготовка к этому начинается в начальной школе. Весь образовательный процесс направлен на то, чтобы научить ученика учиться, то есть самостоятельно добывать и применять знания.

В основе деятельностного подхода, являющегося доминирующим в современной отечественно школе, лежит исследовательский метод. Обучающийся должен сам включиться в процесс обучения, увидеть проблему и захотеть ее разрешить.

Проблема включения младшего школьника в исследовательскую деятельность оказыва­ется весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой. В силу этого необходим активный поиск благоприятных условий организации исследовательской деятельности школьников в системе начального образования.

Одним из такого условия является учет увлечений обучающихся. Например, коллекционирование, которое раскрывает индивидуальность, внутренний мир младшего школьника, способствует развитию наблюдательности, расширяет кругозор и др.

Коллекционирование - рассматривается в качестве средства для развития познавательной активности и интересов, а также как одна из форм нерегламентированной познавательно-исследовательской деятельности (Русина Е.И.).

Однако практика показывает, что коллекционирование не часто используется в работе с детьми. Это связано с трудностями, которые испытывают взрослые в процессе его организации.

Теоретической основой исследования стали работы следующих авторов: Семенова А.Н, Андреев В.И, Ушачев В.П, Виноградова Л.П, Леонтович А.В, Поддъяков А.В, Савенков А.И, Павлов И.П., Д. Шмидт и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная коллекция по выбору для обучающихся начальной школы как элемент исследовательской деятельности, может быть использована в практике начального общего образования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.





1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПО ВЫБОРУ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1. Сущность и содержание исследовательской деятельности в начальной школе


Современное образование направлено на изменение задач и приоритетов. Если раньше усвоение материала было целью обучения, то теперь оно является средством. Оно направленно на самообразование школьника, а также на их успешную социализацию. С помощью этого средства происходит развитие социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка.  

Учитель должен так организовывать образовательный процесс, чтобы в нем использовались новые виды деятельности, и была взаимосвязь между поисковой и исполнительной работой обучающихся. С помощью самостоятельного поиска решений обучающийся сможет находить новые оригинальные способы и методы, а также развивать свой творческий потенциал.

В данном случае перед учителем стоит задача не просто передать знания и научить, а помочь обучающемуся научиться и развиться. Учитель должен создавать такие ситуации, чтобы ребенок сам учился рассматривать изучаемые предметы и овладевал различными способами творческой деятельности.

 Учебная исследовательская деятельность отличается от научной тем, что обучающиеся получают новые знания, а не производят их. Таким образом, младшие школьники с помощью универсального способа осваивают действительность. У обучающихся формируется исследовательский тип мышления, их личностная позиция становиться активной. Такие авторы как А.Н. Семенова, В.И. Андреева, В.П. Ушачева считают, что исследовательское обучение состоит их трех уровней:

  1. Учитель самостоятельно выбирает проблему и выбирает пути решения, которые необходимо найти обучающимся;
  2. Учитель самостоятельно выбирает проблему, но пути и способы её решения, обучающиеся находят сами;
  3. Ученики сами выбирают проблемы, находят пути решения и решают её.

Такие исследования можно классифицировать:

  1. по количеству участников
  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные;
  1. по месту проведения
  • урочные;
  • внеурочные;
  1. по времени
  • кратковременные;
  • долговременные;
  1. по теме
  • предметные;
  • свободные;
  1. по проблеме
  • освоение программного материала;
  • более глубокое освоение материала изученного на уроке;
  • вопросы не входящие в учебную программу.

В зависимости от того какие задачи урока ставит учитель и каков возраст детей исследования могут отличаться по уровню, форме и времени.

Можно выделить несколько этапов формирования исследовательской деятельности.

Первый этап проходит в первом классе начальной школы. Можно выделить следующие задачи, которые необходимо выполнить для обогащения исследовательского опыта первоклассника:

  1. На базе уже имеющихся знаний продолжает развитие исследовательской активности обучающихся;
  2. Формирование навыков высказывать предположение, ставить вопросы, наблюдать и составлять предметные модели;
  3. Развитие изначальных представлений о деятельности исследования.

Второй этап проходит во втором классе и он направлен на:

  1. Формирование новых представлений о деятельности исследования;
  2. Приобретение навыков по определению темы исследования, её анализу, сравнению, формированию выводов и оформлению результатов;
  3. Сохранение инициативы самостоятельности и активность обучающихся.

Для того чтобы обучающийся работал над исследовательской деятельностью необходимо создать исследовательскую ситуацию, с помощью которой будут решать учебно-исследовательские задачи и задания. Данный этап включает в себя определенные способы и методы деятельности:

  1. Учебная деятельность:
  • Учебная дискуссия;
  • Мини-исследования;
  • Наблюдение по плану;
  1. Внеурочная деятельность:
  • Экскурсии;
  • Мини-доклады;
  • Эксперименты;
  • Ролевые игры;
  • Индивидуальное составление моделей и схем.

Развитие исследовательского опыта обучающихся происходит за счет расширения их активности во время решения учебно-исследовательских задач и усложнения их фронтальной деятельности. Это происходит под руководством учителя, но во время их самостоятельной деятельности. Для того чтобы обучающийся принимал участие в учебно-исследовательской деятельности необходимо чтобы он включался в неё гибко, дифференцированно и чтобы работа основывалась на его индивидуальном опыте.

Третий этап обучения проходит в третьем и четвертом классе начальной школы. На этом этапе необходимо расширять исследовательский опыт обучающихся. Это должно приводить к дальнейшему накоплению опыта. Обучающийся в данный период знакомиться со способами и средствами исследовательской деятельности, узнает о логике исследования, а также продолжает развивать исследовательские умения. Если сравнивать третий этап с предыдущими, то можно видеть усложнение деятельности, которая происходит за счет увеличения сложности исследовательских задач, а также перехода учебного процесса на постановку и решения исследовательских задач уже самими школьниками. Обучающийся уже осознанно рассуждает, обобщают и делают выводы по исследовательской работе.

Можно выделить следующие методы и способы деятельности школьника:

  1. Мини-исследования;
  2. Наблюдение;
  3. Анкетирование;
  4. Эксперимент;
  5. Урок-исследование;
  6. Коллективное выполнение и защита исследовательских работ

На данном этапе происходит обогащение исследовательского опыта за счет индивидуальных достижений. По мимо урочной исследовательской деятельности необходимо использовать и внеурочное формы. Для этого можно использовать внеурочные занятия по предметам, а также домашние исследования. Основная задача детей по итогам работы сделать выводы и прокомментировать свои результаты. Результаты работ могут быть представлены в виде выставок. Следует отметить, что от ученика нельзя требовать подробного рассказа о выполненной работе, необходимо отмечать только положительные моменты работы. Это необходимо для того чтобы ребенок стремился развиваться. Этим будет подчеркиваться стимулирование и поддержка исследовательской активности обучающихся.

Исследовательская деятельность представляет собой творческую активность, она направлена на изучение окружающего мира, на открытие детьми новых знаний и умений. Благодаря исследовательской деятельности происходит развитие интеллектуального и творческого потенциала. Это необходимо для формирования интереса обучающихся к изучаемому предмету, а также развитие его общих и предметных знаний. Такие ученые как Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков подчеркивают значимость работы над исследованиями именно на начальном этапе образовательной деятельности обучающихся.

Можно выделить следующие этапы исследовательской деятельности:

- доказательство или опровержение гипотез;

- проверка гипотез;

- выдвижение гипотез;

- формулирование проблемы;

- сбор, систематизация и анализ фактического материала;

- мотивация исследовательской деятельности;

Мотивация – один из основных этапов учебного исследования. На данном этапе необходимо создать условия для того чтобы у учеников возник вопрос или проблема. Мотивация может быть реализована через мотивирующую задачу с помощью, которой обучающиеся увидят проблему и смогут выделить задачи, которые необходимо решить.    

Этап формулирования проблемы – один из самых творческих этапов. Ученик должен самостоятельно сформулировать проблему в ходе решения мотивирующей задачи. Но довольно часто школьник не может самостоятельно определить проблему, и поэтому необходим контроль со стороны учителя.  

Сбор фактического материала необходимо проводить во время изучения учебной литературы, также данный этап может осуществляться во время испытаний и эксперимента. Например, обучающиеся могут измерять фигуры, её части и какие-либо другие параметры. Такие испытания недолжны проводиться в хаотичном порядке. В них должно присутствовать логика. С помощью направлений и чертежей можно задать их направление. Число испытаний должно быть таким, чтобы были получены необходимые данные.

Во время анализа и систематизации данных удобно использовать таблицы, схемы, графики и т.п. С помощью них можно визуализировать данные, показать связи между объектами, свойствами и их закономерностями.

Выдвижение гипотезы. Обучающимся необходимо учиться с помощью математического языка записывать гипотезы чтобы их высказывания приобретали лаконичность и точность. Ученики могут предлагать несколько гипотез.

Проверка гипотезы необходима для того чтобы обучающиеся укрепил или усомнился в той истине которая была предложена раньше. Также могут быть внесены изменения в формулировку гипотез. Гипотеза может быть подтверждена или опровергнута во время проведения ещё одного испытания. Во время данного испытания необходимо проводить сравнение новых данных с уже имеющимися. Если результаты совпадают, то гипотеза считается подтвержденной. Если результаты разняться, то гипотеза считается опроверженной или необходимо внести изменения в формулировку.

Последний этап необходим для доказательства истинности гипотезы, которая была ранее подтверждена. На данном этапе происходит поиск доказательств, но довольно часто можно столкнуться с трудностями в их нахождении. Именно поэтому учитель должен активно участвовать в данном этапе.  

В начальной школе во время учебно-исследовательской деятельности необходимо развивать такое умение как формулировка гипотезы. Также необходимо уделять внимание планированию и организации наблюдений, а также сбору и обработке информации, её использованию и преобразованию. Обучающийся должен уметь работать сразу с несколькими областями знаний, сотрудничать и самостоятельно находить знания. Учителя считают, что всё это поможет обучающимся не просто усваивать информацию, а научиться работать с ней.

Необходимо отметить, что в данном возрасте целесообразно использовать факультативные занятия, а также групповые и коллективные формы работы. Следует отметить, что организация различных видов работ должна проходить и в семье.

Исследовательские умения – это практические индивидуальные умения и навыки, которые основываются на самостоятельном выборе и применения приемов и методов учебно-исследовательской работы. Также обучающиеся подбирают эти методы и приемы относительно этапов исследования.

Специальные умения, которые формируются во время исследовательской работы, - метапредметные и универсальные умения. Чтобы их развить обучающийся должен активно участвовать в планировании и организации проведения урока. Следовательно, весь учебный процесс должен быть личностно-ориентированный.  

Довольно часто у школьников не возникает желания самостоятельно проводить исследовательскую работу. Именно поэтому современная школа имеет большое количество технологий, методов и средств обучения которые помогают обучающимся проводить самостоятельные исследовательские работы. Это относиться к проблемному обучение, поисковым и частично-поисковым методам. Также сюда необходимо отнести метод проекта, который довольно часто используется в образовательном процессе.

Следует отметить, что степень подготовленности обучающихся к исследовательской деятельности, играет важную роль в успешности данного исследования.

Для того чтобы учитель смог проанализировать уровни развития познавательного интереса своих обучающихся он должен ввести наблюдение за обучающимися, а также обращать внимание на то как они воспринимают знания, решают учебные задачи и работают в группе. Учитель должен анализировать мотивацию познавательной деятельности и отношения учеников к таким занятиям.В зависимости от тех данных, которые были получены, необходимо проводить коррекцию объема и сложности заданий.

Вовремя активной и интерактивной работы обучающихся учитель может определить уровень сформулированности коммуникативных навыков. Учитель должен обратить внимание на то, как обучающиеся следуют «правилам общения», как они умеют договариваться и учитывать иное мнение во время диалога. Развитие мышления обучающихся необходимо учитывать во время определенных мыслительных операций.

Учителями часто используются разные рефлексивные методики. Они направлены на стимулирование развития навыков планирования работы, очередность этапов, а также способность к самоконтролю. Исследование в виде метода должно присутствовать на каждом уроке.

С помощью различных технологий можно разнообразить исследовательскую деятельность. Довольно часто используют информационно-коммуникативные технологии, мультимедийные презентации и т.д. Также во время поиска информации используют сеть Интернет. Умение работать с ИКТ – это одна из задач обучения.

Таким образом, для того чтобы организовать исследовательскую деятельность учитель должен выступать в роли исследователя. Но при этом он недолжен выполнять всю основную работу.


    1. Особенности разработки и применения коллекций в начальной школе


Коллекционирование (от лат. collectio -- собирание, сбор) – вид деятельности который основывается на собирательстве, то есть систематизированном собирании чего-либо, которое представляет литературный, художественный или научный интерес. Коллекционирование одно из самых древних увлечений человека.

Коллекция представляет собой обычные предметы природного или общественного происхождения, которые имеют какие-либо отличительные особенности. Предметы, которые входят в коллекцию «на какое-то время или навсегда исключаются из сферы хозяйственного, специального, профессионального употребления. Таким образом, эти предметы утрачивают свое утилитарное значение» [16.].

Настоящее коллекционирование – это не просто собирание предметов, а изучение и систематизация их.

Фролов А. И. в своей работе «Русские коллекционеры и формирование музейного фонда России», подчеркивая отличие простого собирания предметов от коллекционирования, отмечал, что «разница между собирательством и коллекционированием — это разница между случайной и ничем не связанной совокупностью вещей и некоей группой предметов, строго подобранных по какому-либо основанию». И, хотя, сказанное выше довольно ясно, провести четкую грань между коллекционерством и собирательством совсем непросто. Многие впоследствии искушенные коллекционеры начинали с бессистемного собирательства»[15.]

Отношение к коллекционированию в обществе складывается неоднозначное. Некоторые склонны даже отнести это занятие к аномалиям, отклонению от нормы.

Онако, трудно отрицать тот факт, что коллекционирование – часть исторического и культурного наследия человеческого общества.

Само явление как коллекционирование в историческом, художественном и культурном плане включает в себя некоторые трудности. Серьезное собирательство – это экзотический вид обучения. Коллекционирование – это персонифицированное и индивидуализированное собирательство. Именно поэтому существует мало «династических» коллекций. Довольно часто можно было наблюдать «рассыпание» коллекций. Это происходило из-за различных социальных катаклизм. Собирательство притягивает собой из-за неопределенной черты – создание целого из множества, превращение разного в единое. Коллекция отражает собственный мир собирателя. Они окрашены его интеллектом, темпераментом, вкусом, пристрастиями и душой.

У коллекционирования есть достоинства – интегрировать. Коллекционированию можно отнести такие предметы как математика, окружающий мир и т.д. Посредством коллекционирования можно заниматься экологическим воспитанием, сенсорным развитием и познанием окружающего мира. В начальной школе с помощью коллекционирования можно развивать познавательную активность. Это происходит увлекательно и эффективно.

Коллекционирование является естественным направлением деятельности младших школьников. У детей ярко выражено страсть к поиску и собирательству.

Во время коллекционирования происходит процесс накопления знаний, их систематизация и формулируются знания об окружающем мире.

С помощью предметов коллекций происходит развитие игрового, речевого и художественного творчества. Знания, которые имеются у обучающегося, активизируются. И.П. Павлов считал, что коллекционирование «приучает человека к аккуратности усидчивости, кропотливой работе с материалом, т.е. воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства» [14.].

Во время коллекционирования развиваются познавательные и психические процесс, такие как гибкость, внимание, память и т.д. Также обучающиеся учатся наблюдать, выделять основное, выстраивать аналогии и комбинации. Но необходимо отметить, что собирательство должно быть не просто сбором вещей. Оно должно развивать исследовательские умения. А самим процессом коллекционирования нужно управлять. Именно здесь необходимо отметить важность участия родителей и учителя в процессе коллекционирования. Они должны помочь сделать ящик для монет, альбом для марок, завести картотеку по каждой вещи, а также прочитать книги, энциклопедии, словари, для того чтобы узнать больше об экспонатах. Коллекционирование помогает расширить кругозор детей и развить их познавательную активность. Если коллекционирование организованно правильно, то оно формирует культуру познания, воспитывает исследовательские умения и развивает представления о значимости коллекций у младших школьников.

В таблице 1 мы представили основные виды современных коллекций.

Таблица 1.

Виды коллекций



В начале XX в. Д. Шмидт разделил коллекции на научные и любительские. Д. Шмидт отмечал, что «научные собрания, «коллекция» в строгом смысле, основана на систематических, абстрактных началах, она составляется в виду возможности полноты работ известного исторического периода или известного рода производства; так собираются монеты или гравюры, русские древности и голландские картины. Коллектор-любитель, напротив, собирает, руководствуясь исключительно своей личной эстетической оценкой, то есть своим личным вкусом»[13.].

Коллекционирование развивает интерес обучающихся к окружающей среде, их эмоциональное отношение к окружающему миру в процессе собирания меняется. Если человека что-то интересует, то необходимо удовлетворять эти познания. Чем больше он узнает, тем больше растет интерес к данной области.

Детский интерес безграничен, именно поэтому коллекционирование является хорошим методом развития стойкого интереса. Если младший школьник чем-то интересуется, то он будет стараться максимально изучить данный предмет, узнать о нем все. Взрослые должны помочь обучающимся, поддержать его и развивать. Благодаря этому происходит развитие познавательной активности школьника.

Такие образом, коллекционирования – это вид деятельности, который помогает формировать исследовательскую деятельность младших школьников, а также развивать творческие способности и личностные качества.  




2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ КОЛЛЕКЦИИ ПО ВЫБОРУ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ 2-ГО КЛАССА)


2.1. Цель, задачи и  основные этапы работы по созданию коллекции по выбору с обучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности (на примере 2-го класса)


Работа по созданию коллекций, направлена на формирование исследовательской деятельности у младших школьников нами проводилась в виде проектирования.

Проблема, положенная в основу данного проекта, состоит в том, что в настоящее время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребёнку интересно и что хотелось бы им собирать.

Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, которые продаются наборами и в основном китайского производства и геройи мульфильмов тоже зарубежные. Потерян интерес к отечественным предметам коллекционирования.

Цель данного проекта – формирование исследовательской деятельности у обучающихся начальной школы через создание коллекций.

     Задачи данного проекта следующие:

  1. Формирование у обучающихся начальной школы умений наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
  2. Развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся начальной школы.
  3. Обогатить знания о Нумизматике, Каламофилии, собирательстве лекарственных растений.

Нами выделены следующие этапы проекта:

I этап. Сбор информации. Анализ учебника по Окружающему миру 1 класс: «Войдём в музей»; 2 класс: «Растения в домашней аптечке»; «Весна в мире птиц».

II этап. Создание коллекций, направленных на формирование исследовательских умений младших школьников.

Ниже представлена общая характеристика проекта по созданию коллекции по выбору с обучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности (на примере 2-го класса)        (Таблица1.)


Таблица 1.Общая характеристика проекта


Тип проекта

Практико-ориентированный

Виды деятельности

Информационный

База выполнения

МАОУ СОШ № 15 ст. Гостагаевская, МО г-к. Анапа Краснодарского края

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Продолжительность               выполнения

1 год

Продукт деятельности

Коллекции


Новизна данного педагогического проекта состоит в его интегрированности, то есть связи с учебными занятиями по формированию представлений об окружающем мире, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.


2.2. Педагогическое проектирование коллекции по выбору с обучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности (на примере 2-го класса).


Практическая работа по созданию коллекции по выбору с обучающимися начальной школы как элемента исследовательской деятельности (на примере 2-го класса) осуществлялась на базе Анапского филиала ФГБОУ ВО МПГУ МО г-к. Анапа Краснодарского края.

Первый этап нашего педагогического проектирования включал анализ учебника по Окружающему миру в части, содержащей данные из предметной области 1 класса: «Войдём в музей»; 2 класса: «Растения в домашней аптечке.», «Весна в мире птиц».

Для выявления актуальности коллекций по данным разделам было проведено анкетирование на выявление степени заинтересованности обучающихся в коллекционировании в начальной школе.

В анкетировании приняли участие обучающиеся 2–го класса МБОУ СОШ №15 МО г-к.Анапа в количестве 25 человек.

Обучающимся было задано 2 вопроса.

На первый вопрос «Коллекционируете ли вы что-либо?» только 8 (32%) человек из 25 ответили положительно. Остальные 17 (68%) человек ничего не коллекционируют.

На второй вопрос «Хотели бы вы начать коллекционировать какие-то предметы?» 21(84%) обучающийся дал положительный ответ и 4 (16%) человека – отрицательный. Должен быть готов ответ на вопрос «Почему 4 человека ответили отрицательно?»

Исходя из полученных данных нами был сделан вывод, что обучающихся заинтересовала тема коллекционирования и необходимо провести практическую работу по созданию коллекций.

Нами было решено составить 3 коллекции:

  • Первая коллекция о Нумизматике (собирательство монет);
  • Вторая коллекция о Каламофилии (собирательство перьев);
  • Третья коллекция о собирательстве лекарственных растений.

Для создания коллекции монет был разработан план, который состоял из следующих этапов:

1-й этап. Подготовительный:

  • Сбор информации о нумизматике/каламофилии/ собирательстве лекарственных растений;
  • Подготовка информации о видах коллекций монет/перьев/ лекарственных растений;
  • Описание хода работы обучающихся, педагога и родителей.

2-ой этап. Основной:

  • Сбор коллекции обучающимися;
  • Защита проектов обучающимися.

Работа над проектом создания коллекции монет для обучающихся 2 класса начальной школы проводится на протяжении 3 недель.


Таблица 2. Структура работы по созданию коллекции монет для обучающихся 2 класса начальной школы


Период

Содержание работы

Исполнитель

1 неделя

Подготовка планшета

Обучающиеся, родители

2 неделя

Сбор монет

Учитель,

родители,

старшие школьники

Наполнение планшета

Подготовка презентаций монет

3 неделя

Презентация коллекции

Учитель, обучающиеся, родители


Форма реализации данного проекта – индивидуальная.

В ходе проекта обучающиеся изучают литературу о нумизматике, собрают коллекцию монет и получают дополнительные знания по теме.

В первую неделю обучающиеся совместно с родителями должны подготовить планшеты для коллекции монет.

Проводится первое занятие по теме, на котором обучающиеся знакомятся с самим понятием «коллекция» и видами коллекций.

Проект первого внеклассного занятия по теме «Созвездие коллекций» для обучающихся 2 класса разрабатывается для систематизации и обобщения знаний, полученных в ходе реализации творческого проекта «Созвездие коллекций»; создания условий для развития неформальных позитивных отношений между учениками, учителем и родителями учеников.

Следующее занятие посвящается нумизматике, ее истории и самыми знаменитыми коллекциями монет в мировой истории.

Дети готовят доклады на тему «Рекорды нумизматики»: про самую тяжелую монету, самую древнюю монету, монету с самым необычным названием и т.д.

На третьем занятии ребята знакомятся с самыми интересными монетами за всю историю России. А также изучают историю создания монеты номиналом 10 рублей.

На протяжении второй недели, обучающиеся составляют коллекции монет номиналом 10 рублей, наполняют планшет и готовят презентацию монет. Например, коллекцию серии «Города воинской славы» (рис. 1).

Рисунок 1 – Юбилейные монеты из серии «Города воинской славы»


Или коллекцию «Министерство» (рис. 2).


Рисунок 2 – Юбилейные монеты из серии «Министерство»


Или коллекцию ««Древние города России» (рис. 3).

О каждой монете обучающиеся должны подготовить сообщение.


Рисунок 3 – Юбилейные монеты из серии «Древние города России»


Проект по созданию коллекции перьев (коллекция о Каламофилии) предполагает сбор птичьих перьев, определение их принадлежности к определенным особям.

Перо, изображение птицы, которой оно принадлежит и рассказ о птице размещается на планшете-альбоме.


Рисунок 4 – Перья неразлучника


Работа над третьей коллекцией – коллекции лекарственных растений проходит в группах. Каждой группе выдается список растений, которые надо включить в коллекцию.

Рисунок 5 – Мать-и-мачеха



О каждом экспонате коллекции в группе готовится рассказ и прикладывается к растению в коллекцию.

Итогомданногопроекта должны стать 3 коллекции: коллекция монет, перьев и лекарственных растений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Учебная исследовательская деятельность отличается от научной тем, что обучающиеся получают новые знания, а не производят их. Таким образом, младшие школьники с помощью универсального способа осваивают действительность. У обучающихся формируется исследовательский тип мышления, их личностная позиция становиться активной.

Исследовательская деятельность обучающихся представляет собой организованную познавательную, творческую деятельность младших школьников, которая по своей структуре соответствует научной деятельности и определяется активностью, целенаправленностью, мотивированностью, предметностью и сознательностью.

Коллекционирование (от лат. collectio -- собирание, сбор) – вид деятельности который основывается на собирательстве, то есть систематизированном собирании чего-либо, которое представляет литературный, художественный или научный интерес. Коллекционирование одно из самых древних увлечений человека.

У коллекционирования есть достоинства – интегрировать. Коллекционированию можно отнести такие предметы как математика, окружающий мир и т.д. Посредством коллекционирования можно заниматься экологическим воспитанием, сенсорным развитием и познанием окружающего мира. В начальной школе с помощью коллекционирования можно развивать познавательную активность. Это происходит увлекательно и эффективно.

Коллекционирование является естественным направлением деятельности младших школьников. У детей ярко выражено страсть к поиску и собирательству.

Во время коллекционирования развиваются познавательные и психические процесс, такие как гибкость, внимание, память и т.д. Также обучающиеся учатся наблюдать, выделять основное, выстраивать аналогии и комбинации. Но необходимо отметить, что собирательство должно быть не просто сбором вещей. Оно должно развивать исследовательские умения. А самим процессом коллекционирования нужно управлять. Именно здесь необходимо отметить важность участия родителей и учителя в процессе коллекционирования. Они должны помочь сделать ящик для монет, альбом для марок, завести картотеку по каждой вещи, а также прочитать книги, энциклопедии, словари, для того чтобы узнать больше об экспонатах. Коллекционирование помогает расширить кругозор детей и развить их познавательную активность. Если коллекционирование организованно правильно, то оно формирует культуру познания, воспитывает исследовательские умения и развивает представления о значимости коллекций у младших школьников.  

Таким образом, коллекционирование — это тот вид деятельности, который имеет огромные возможности для развития исследовательской деятельности младших школьников.

Работа по созданию коллекций, направленная на формирование исследовательской деятельности у младших школьников, рассматривается нами как проектная.

Первый этап нашего педагогического проектирования включает анализ учебника по Окружающему миру в части, содержащей данные из предметной области 1 класс: «Войдём в музей»; 2 класс: «Растения в домашней аптечке»; «Весна в мире птиц».

На следующем этапе осуществляется непосредственное проектирование коллекций, выделенных нами, как наиболее интересных для младших школьников, отвечающих требованиям доступности, научности, прочности и т.д.

Данный проект реализовывался в виде индивидуальной и групповвой работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение школьников как средство повышения эффективности обучения.  Ростов-на-Дону, 2016. 180 с.
  2. Болотина Л.Р., ЛатышинаД.И. «Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах» // М. «Просвещение».  2017, С. 6-9.
  3. Виноградова Н.Ф. Историческое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа.  2017.  №4.  С. 45 – 56.
  4. Внешкольные воспитательные учреждения / Сост. А.В. Жилиг, С.А. Кумалагова. М., 2015. 336с.
  5. Вульфов В.З., Поташник М.М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы». М. «Просвещение». 2015. С- 14-18.
  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
  7. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. СПб: КАРО, 2017. 160 с.
  8. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа (ПС). 2016. № 10..
  9. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебное пособие. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. 38 с.
  10. Захаренко В.А. К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Учитель в школе. 2017. № 4.
  11. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2015. № 2. С. 12 – 15.
  12. Калугина Т.П. Общественное сознание и художественный музей// Музееведение. Музеи мира. М., 2015. С. 307-320.
  13. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2017. 224 с.
  14. Кедринский А.А. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов. Л., 2016. 286 с.
  15. Коваленко О.А. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа.2015. № 3. С.16-19.
  16. Молибоженко В.В. Исследовательская деятельность школьников как прием обучения. Из опыта практической работы с исследовательскими проектами школьников // Учитель в школе. 2016. № 3. С. 36-39.
  17. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг. 2016. № 3. С 49-52.
  18. Полянина Н.Б., Силаева Т.Е. и др. Проектная деятельность в начальной школе: Сборник для учителей начальных классов. М.: Учитель, 2015. 131 с.
  19. Попов Т.Б., Археологические материалы в краеведческих музеях. М, Просвещение. 2016. С.81.
  20. Программа воспитания и обучения в начальной школе. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М., 2016. 346 с.
  21. Райзберг А. Твоя экономика.  М.: Дрофа, 2016. 254 с.
  22. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2016. 168 с.
  23. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы /  под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М. :Вентана-Граф, 2015. 276 с.
  24. Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2015. 112 с.