s
Sesiya.ru

Разработка электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников

Информация о работе

Тема
Разработка электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников
Тип Отчет по практике
Предмет Педагогика
Количество страниц 51
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2020-09-07 17:15:58
Размер файла 686.69 кб
Количество скачиваний 0
Узнать стоимость учебной работы online!
  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно - исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
Узнать стоимость

Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

Министерство просвещения Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


Анапский филиал МПГУ








ПРОЕКТ

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Направление подготовки:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика






Автор проекта –





Научный руководитель – заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, кандидат психологических наук











Анапа – 2020 год



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




1.1.

Место и значение уроков изобразительного искусства в начальной школе ...............................................................................


6

1.2.


1.3.

Общий обзор методов работы с младшими школьниками на уроках изобразительного искусства ...............................................

Требования к электронным пособиям при их использовании на уроках в начальной школе ...............................................................


  10


  16

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ 1 КЛАССА)




2.1.

Цель, задачи иосновные характеристики электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса) ......



21

2.2.

Педагогическое проектирование электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса) ......



27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................

ПРИЛОЖЕНИЯ


41

43




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. В любую историческую эпоху важнейшим институтом общества является образование. В связи с высокими темпами технического прогресса педагоги сталкиваются с проблемой внедрения в образовательную систему инновационных средств обучения, которые бы способствовали эффективному усвоению обучающимися новых знаний и не перегружали их лишней информацией.

В рамках таких базовых предметных областей, как филология, математика и информатика, а также естествознание, использование электронных образовательных ресурсов является неотъемлемой частью работы учителя. Однако на уроках изобразительного искусства данные средства обучения применяют редко. Это объясняется большими объемами запланированной практической работы и краткими сроками ее выполнения.

Погоня за результатом в совокупности с небольшим количеством учебных часов, отведенных на изучение дисциплины «Изобразительное искусство», вынуждает учителей отказываться от учебников и учебных пособий, акцентируя внимание только на процессе рисования. Это приводит к тому, что дети не получают теоретических сведений о живописи, вследствие чего уровень их изобразительных навыков остается низким даже спустя несколько лет обучения.

В школе развитию творческих способностей следует уделять самое пристальное внимание, начиная с первых дней поступления ребенка в школу. Одним из современных средств обучения, направленных на достижение данной цели, является электронное пособие. Оно включает в себя грамотно структурированную теоретическую информацию, которая легко усваивается детьми, и тематический практикум в виде заданий и упражнений.

Использование на уроках изобразительного искусства электронного пособия предоставляет обучающимся возможность беспрепятственно изучить новый материал и выполнить предусмотренную программой практическую работу, не затратив большого количества времени.

Степень разработанности темы исследования. Вопросами составления методических пособий и включения дисциплины «Изобразительное искусство» в курс начальной школы занимались Н. Н. Ростовцев, Б М. Неменский, П. П. Чистяков и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе педагогов образовательных организаций, а также в качестве методических материалов для повышения квалификации педагогов образовательных организаций.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.





1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


1.1. Место и значение уроков изобразительного искусства в начальной школе


Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для создания условий, направленных на формирование художественной культуры личности как основополагающего компонента культуры духовной, которая заключается в соблюдении норм морали, принятииобщественно значимых нравственных установок и ценностей, а также возрастании потребности в саморазвитии и самореализации.

Художественная культура же, по мнению М. С. Кагана – это не что иное, как «звено между искусством и целостным бытием культуры» [7, с. 249].

Личность, обладающая перечисленными характеристиками, по праву может считаться гармонически развитой, полностью соответствующей критериям портрета выпускника начальной школы.

Приобщение к продуктивной творческой деятельности начинается уже в 1 классе начальной школы и осуществляется, в основном, на уроках изобразительного искусства. Данная учебная дисциплина оказывает эффективное воздействие на формирование и становление «целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [20, с.1].

Изобразительное искусство – это образное отражение окружающей действительности, одна из форм общественного сознания [12]. Как учебный предмет, изобразительное искусство несет в себе не только творческую, но и социальную функцию, являясь главным фактором адаптации ребенка к жизни в обществе. Так, систематическое проведение уроков и занятий по изобразительному искусству в начальной школе воспитывает у младших школьников общительность, эмоциональную открытость к миру, а также стремление к творческой инициативе и самовыражению.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебная дисциплина «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и занимает приоритетную позицию в ряду предметов художественно-эстетического блока.

В рамках образовательного процесса в начальной школе изучению предмета «Изобразительное искусство» уделяется сравнительно небольшое количество времени – всего 1 час в неделю, с общим количеством 135 часов на курс.

В 1 классе в связи с дополнительной каникулярной неделей дисциплине отводится 33 часа в год, во 2-4 классах – 34 часа в год. Это приводит к популяризации углубленного изучения предмета во внеурочной деятельности и в учреждениях дополнительного образования [26].

Проанализировав труды основоположника теории и методики обучения изобразительному искусству Н. Н. Ростовцева, мы выяснили, что интерес к творчеству появился у человека еще в первобытные времена, о чем свидетельствуют сохранившиеся наскальные рисунки, простейшие украшения и предметы быта.

По мере развития человеческой цивилизации искусство приобретало все более значимый характер, и с появлением школ в Древнем Египте рисование также было включено в список учебных предметов. Тогда же появились первые приемы и методы обучения, направленные сначала не на отражение объектов действительности, а на точную передачу чертежей и схем.

В IVвеке до н. э. в Древней Греции появились первые школы рисунка: Эфесская, Фиванская и Сикионская. Последняя, во главе с древнегреческим художником Памфилом, вывела существующие методы обучения на научный уровень, заложив основы современного академического рисунка.

В Средние века изобразительное искусство утратило свой вес в обществе. Рисование было исключено из школьной программы как малозначимый элемент, и художникам эпохи Возрождения в лице Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи и других пришлось практически заново разрабатывать положения теории и методики изобразительного искусства [10].

XVIIвек стал расцветом академической системы обучения рисунку. Тогда же изобразительное искусство впервые появилось в образовательной системе России и стало считаться необходимым условием для полноценного познания личностью окружающего мира. Русская Академия художеств вела кропотливую деятельность, выпуская компетентных ученых и методистов. Большой вклад в будущее изобразительного искусства внесли А. П. Сапожников, Г. А. Гиппиус, П. П. Чистяков, который первым начал исследования в области детского рисунка, и другие.

В период с 1957 по 1964 год Н. Н. Ростовцев выпустил первые в истории учебные пособия по рисованию для обучающихся начальной школы. Придерживаясь мнения П.П. Чистякова о необходимости развития наглядно-образного мышления и воспитания патриотизма через привитие любви к природе, школьникам предлагалось уже на первых этапах обучения осваивать навык рисования с натуры.

В 1970 году учебная дисциплина «Рисование» была разделена на два предмета: «Изобразительное искусство» и «Черчение». Активно стали выпускаться учебники и учебно-методические пособия, появились авторские рабочие программы и разработки. Немаловажной новинкой стал принцип преемственности: если раньше школьники начинали постигать азы изобразительного искусства только в средней школе, то начиная с 1960-х гг. дисциплина надежно заняла свою нишу и в области начального образования [21].

Изобразительное искусство как целостная система включает в себя широкий ряд смежных наук. Компонентами изобразительного искусства считаются следующие его виды:

  1. Архитектура – искусство проектирования и создания жилых зданий, сооружений.
  2. Графика – искусство выполнения художественных произведений в монохромной цветовой палитре путем нанесения на плоскую поверхность линий, штрихов, точек или пятен.
  3. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – украшение и оформление предметов искусства. Наиболее распространенными видами декоративно-прикладного творчества являются аппликация, декупаж, мозаика и роспись.
  4. Живопись – искусство выполнения художественных произведений в цвете путем нанесения на плоскую поверхность красок.
  5. Скульптура – искусство создания объемных фигур из различных материалов путем высекания, отливки, лепки.
  6. Фотоискусство – искусство отражения окружающей действительности посредством фотографии [6].

Cцелью ознакомления со спецификой содержания учебной дисциплины «Изобразительное искусство» в начальной школе, мы проанализировали две авторские учебные программы по данному предмету: Б. М. Неменского (УМК «Школа России») и Л. Г. Савенковой (УМК «Начальная школа XXIвека»).

В ходе анализа мы выяснили, что в 1-4 классах за основу содержания учебного материала берется изучение только трех видов изобразительного искусства – живописи, декоративно-прикладного искусства и конструирования (с элементами скульптуры и архитектуры). Данную особенность можно объяснить тем, что предложенные виды искусства играют первичную роль в освоении обучающимися простейших художественных навыков: от владения кистью до составления композиции.

Например, по программе Б. М. Неменского школьников на протяжение обучения в начальной школе сопровождают Братья-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки.

В программе Л. Г. Савенковой каждый учебный раздел также включает три вида работ: работу на плоскости, работу в объеме и пространстве и декоративно-прикладную деятельность. Обе программы предполагают целью уроков развитие у детей интереса к искусству, формирование целостного представления о мире и способах его отражения, а также воспитание эстетических и нравственных чувств.

Таким образом, учебный предмет «Изобразительное искусство» – это важнейший компонент в структуре современной системы образования.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, дисциплина «Изобразительное искусство» как часть блока «Искусство» занимает пятое место в иерархии предметных областей, что, несомненно, свидетельствует о ее важности для образовательного процесса.

В целом учебный предмет играет ключевую роль в творческом, нравственном и социальном развитии обучающихся. Пройдя долгий путь становления и развития, он доказал непревзойденную значимость для формирования широкого спектра характеристик ребенка: от искреннего интереса к искусству до коммуникабельности и бережного отношения к миру, которые складываются в духовную культуру личности младшего школьника.


1.2. Общий обзор методов работы с младшими школьниками на уроках изобразительного искусства


По мнению автора учебных пособий по педагогике П.И. Пидкасистого, методы обучения – это «...способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения...» [17, с. 36].

В процессе педагогической деятельности любой метод реализуется педагогом в виде использования разнообразных приемов, средств, а также выполнения конкретных педагогических действий. Он имеет четко организованную логическую структуру и непосредственно связан с содержанием учебного материала по тому или иному предмету.

Вопросами создания, внедрения и модернизации методов обучения изобразительному искусству задавались художники и ученые разных исторических эпох: от античности до наших дней.

С появлением школ в Древней Греции и введением в список изучаемых наук рисования появился метод научного понимания искусства. Он основывался на длительном наблюдении за природой с целью наиболее точного отображения формы, структуры и строения объектов. Такой подход, по мнению древнегреческих педагогов, воспитывал у школьников усидчивость, терпение, учил видеть мир таким, какой он есть – без фантазий и прикрас.

В период Средневековья искусство потеряло былую значимость в обществе, однако художникам Ренессанса удалось не только возродить, но и во многом усовершенствовать методику обучения рисованию. Техника изображения предметов с натуры по-прежнему считалась основополагающей, о чем наставлял своих последователей Ченнини Ченнино: «...Самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству – это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке...» [27, с. 37-38]

В 1809 году учитель изобразительного искусства из Берлина Петр Шмид положил начало геометральному методу рисования. Шмид предлагал своим ученикам использовать при рисовании с натуры простые геометрические фигуры: овалы, треугольники и четырехугольники, выверяя пропорции с помощью параллельных вертикальных и горизонтальных линий. Данный метод позволял не просто с удивительной точностью изображать какой-либо предмет, но и подробно анализировать его с точки зрения формы,

Однако после введения геометрального метода в программы общеобразовательных школ, большое количество художественных деятелей, в числе которых были Ф. Кульман и Л. Тедд, выступили против упрощения процесса рисования, аргументируя несоответствие принципов метода возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

В противовес нововведению Шмида, Кульман и Тедд стали активно пропагандировать натуральный метод, который предполагал рисование «по первому впечатлению». Метод вызвал широкий резонанс среди деятелей искусства и популярности не обрел [21].

В России активная разработка рабочих программ и учебно-методических пособий для начальной школы началась лишь в середине XXвека, благодаря инициативной деятельности Н. Н. Ростовцева. Существующие методы обучения рисованию были пересмотрены и адаптированы под классификации знаменитых педагогов: Н.М. Верзилина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова и других.

Мы проанализировали различные классификации методов работы на уроках изобразительного искусства с младшими школьниками, представив результаты анализа в таблице 1 [18].


Таблица 1.

Классификация методов обученияна уроках изобразительного искусства

По источнику информации (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин, Е. И. Петровский и др.)

По видам деятельности субъектов образовательной деятельности (М. И. Махмутов)

По типу познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)

1. Словесные

2. Наглядные

1. Методы преподавания

2. Методы учения

1. Объяснительно-иллюстративный метод



Окончание таблицы 1.

3. Практические


2. Репродуктивный метод

3. Проблемный метод

4. Частично-поисковый метод

5. Исследовательский метод


Словесные методы по праву считаются ключевыми в условиях необходимости доступно и в краткие сроки донести обучающимся необходимую информацию. Эта группа методов эффективно развивает коммуникативные навыки младших школьников, их умение ясно мыслить и отстаивать свою точку зрения, способность прочувствовать события прошлого и настоящего.

Словесные методы включают в себя такие разновидности, как беседа, объяснение, рассказ, художественное слово и поощрение [14].

Беседа – это поэтапно выстроенный диалог между учителем и обучающимися, который подразумевает систему вопросов по определенной теме с целью содействия понимания нового материала и последующей проверки качества его усвоения.

Беседа как метод обучения на уроках изобразительного искусства реализуется в виде обсуждения художественного произведения, анализа биографии художника или знакомства с новой техникой рисования. Обычно сопровождается уточняющими вопросами обучающихся для получения дополнительной информации.

Объяснение – монологическая форма изложения теоретических сведений. На уроках изобразительного искусства метод объяснения используется как во время фронтальной работы с классом (при изучении новой темы и истолкования специфической терминологии), так и в форме индивидуальных консультаций (в ходе практической части урока) и обязательно сопровождается яркими примерами или наглядным ресурсом.

Метод рассказа употребляется достаточно редко в связи с ограниченной продолжительностью урока. По времени изложения рассказ длится от 5 до 15 минут в зависимости от возраста обучающихся, содержит только научно обоснованные факты и имеет четко выстроенную логику повествования.

Неотъемлемой частью уроков изобразительного искусства является поощрение, ведь благоприятная эмоциональная атмосфера не только стимулирует творческую активность младших школьников, но также побуждает их к общению со сверстниками, формирует позитивное отношение к процессу учения.

Поощрение выражается в устной похвале ребенка, объективной оценке его работы с намеренным упором на достоинства. В начальных классах рекомендуется ставить положительные отметки всем ученикам, учитывая не столько уровень их художественных навыков, сколько старательность, аккуратность и оригинальность исполнения.

Кроме традиционных словесных методов эффективное воздействие на воспитание художественной культуры оказывает метод художественного слова. Этот метод широко культивируется в сфере актерского мастерства, а с недавних пор используется и на уроках художественно-эстетического цикла.

При корректном и своевременном применении художественное слово обогащает словарный запас обучающихся, мотивирует их к углубленному познанию нюансов искусства, положительно воздействует на эмоциональную сферу и внутренний мир.

 Группа наглядных методов, как и группа методов словесных, является ведущей в обучении детей основам живописи. Ни один урок изобразительного искусства в начальной школе не обходится без демонстрации педагогом этапов изображения того или иного объекта, тематических презентаций, натурных моделей, таблиц и иллюстраций. Из-за преобладания у младших школьников наглядно-образного типа мышления, использование наглядных пособий необходимо для обеспечения полного понимания теоретической информации и закрепления практических умений и навыков.

Несмотря на доступность в сети Интернет готовых презентаций и мастер-классов с поэтапным алгоритмом рисования, основным методом наглядного обучения до сих пор является рисунок учителя мелом на доске.

Основные требования к наглядным пособиям:

  1. Лаконичность выполнения.
  2. Упрощенная форма изображаемого объекта.
  3. Отсутствие текста или его наличие в краткой доступной форме.
  4. Высокий художественный уровень исполнения.
  5. Четкий контур изображаемого объекта без лишних штрихов и детализации.
  6. Увеличение образца рисунка на доске/мольберте/плакате минимум в 2 раза.

Этап самостоятельной работы занимает не менее половины длительности урока изобразительного искусства. Разнообразные упражнения для развития моторики рук, правила обращения с инструментами и материалами для творчества, непосредственная художественная деятельность – все это виды практических методов обучения, которые позволяют детям преобразовать в действительность свои мысли, чувства и эмоции. Результатом работы становится реально осязаемый продукт: рисунок, поделка или композиция из нескольких видов искусства.

Рассмотрев классификацию М. И. Махмутова, можно сделать вывод, что все методы в ней разделены на две группы: методы преподавания и методы учения в зависимости от степени активности учителя и обучающихся. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин обобщили классификацию, распределив методы в иерархическом порядке:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод (1-2 класс). Учитель ведет разъяснительную работу по каждому этапу рисунка; обучающиеся повторяют за учителем действия каждого этапа.
  2. Репродуктивный метод (3-4 класс). Учитель демонстрирует алгоритм изображения объекта, кратко поясняя нюансы каждого этапа; обучающиеся самостоятельно выполняют работу, следуя алгоритму.
  3. Метод проблемного изложения (4 класс). Учитель ставит проблему и решает ее совместно с обучающимися, единолично предлагая варианты решения.
  4. Частично-поисковый метод. Учитель ставит проблему; обучающиеся самостоятельно ищут пути ее решения посредством работы с сетью Интернет и дополнительной литературой.
  5. Исследовательский метод. Обучающиеся самостоятельно выводят проблему и ищут способы ее решения; учитель выступает в роли консультанта. Реализуется в рамках проектной деятельности или на внеурочных занятиях.

Таким образом, мы провели общий обзор методов работы с младшими школьниками на уроках изобразительного искусства. Проанализировав исторический аспект появления разнообразных методов обучения рисования и их классификации, мы пришли к выводу, что каждый из них имеет своей целью воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, упорства, эстетических и патриотических чувств, стремления к созиданию. Систематическое применение перечисленных методов, их чередование и интеграция друг с другом позволяет сформировать у младших школьников целостное представление об учебном предмете «Изобразительное искусство», его проблемах, задачах и роли в жизни современного человека.


1.3. Требования к электронным пособиям при их использовании на уроках в начальной школе


По определению, данном В. А. Вулем, электронное пособие – это «учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник» [3, с. 215].

Как элемент системы электронных образовательных ресурсов, электронное пособие состоит из большого количества последовательно структурированной информации: текстовой, графической, цифровой, речевой, музыкальной и т.д. Оно может храниться на оптических (CD-ROM, DVD-ROM, Blue-rayDisk), полупроводниковых (флеш-карты) и магнитных (жесткие диски и дискеты) носителях, а также находиться в общем доступе в сети Интернет [16].  

Широкую известность электронные пособия приобрели в 60-е гг. XXвека, когда американские психологи Б. Скиннер и Н. Крауди начали активно внедрять в общеобразовательные учреждения разработанную ими технологию программированного обучения.

Данная педагогическая инновация предполагала самостоятельное освоение обучающимися учебного материала, используя для этого комплекс тематических компьютерных программ и цифровых учебников. Информация должна была усваиваться учениками небольшими порциями с последующей самопроверкой и предоставлять возможность учиться в собственном темпе.

Несмотря на развитие компьютерных технологий, программированное обучение так и не заменило собой традиционную систему, в которой главным источником знаний является учитель. Однако многие полезные приемы и средства, в том числе и электронные пособия, нашли свое место в содержании уроков, значительно повысив их эффективность.

Значимым преимуществом электронных пособий является их вариативность и многогранность применения. Например, совокупность удобной для восприятия графической и текстовой информации превращает электронное пособие в эффективное наглядное средство, а наличие разноуровневых заданий и дополнительных теоретических сведений позволяет реализовать все виды методов обучения: от проблемной беседы до лабораторных работ.

Для стимулирования самостоятельной учебной деятельности, учитель может организовывать с обучающимися различные формы работы с электронным пособием, каждая из которых будет направлена на решение конкретных задач:

  1. Индивидуальная работа – развивает навыки самоконтроля и самооценивания, а также помогает в поиске необходимых сведений из разных источников.
  2. Работа в парах – воспитывает чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, укрепляет межличностные отношения.
  3. Работа в группах – способствует развитию коллективных взаимоотношений, формирует умения аргументировать свою точку зрения и вести полемику с одноклассниками для достижения единой цели.
  4. Фронтальная работа – помогает отследить динамику усвоения учебного материала всеми обучающимися и включить их в коллективное исследование [9].

При составлении и использовании электронных пособий на уроках в начальной школе необходимо придерживаться ряда педагогических требований, соответствующих возрастным и психологическим особенностям младших школьников. Требования делятся на дидактические, методические, эргономические и технические [12].

Дидактические требования к электронным пособиям:

  1. Тенденция перехода от наглядно-образного типа мышления к логическому. Для этого электронное пособие должно гармонично сочетать в себе ненавязчивую анимацию, аудио-сопровождение и обобщенное представление информации в виде таблиц, кластеров и схем.
  2. Наличие системы условных обозначений в виде простейших знаков и символов, которые не перегружают представленные в пособии графические изображения.
  3. Адаптивность представленной информации, предполагающая соответствие содержащихся в пособии упражнений и задач индивидуальному уровню знаний, умений и навыков обучающихся.
  4. Научное изложение теоретических сведений. Приведенные факты должны базироваться на последних достижениях в сфере науки и иметь логическое обоснование.
  5. Возможность закрепления полученных знаний путем самостоятельного прохождения контрольных тестов, выполнения практических работ и проектов.
  6. Последовательность в обучении, предполагающая отбор и структурирование материала для электронного пособия по принципу «от простого к сложному».

Методические требования к электронным пособиям:

  1. Соблюдение временного режима. В целях профилактики снижения зрения продолжительность непрерывного применения технических средств должна составлять 10-15 минут в 1-2 классах и 15-20 минут в 3-4 классах [19].
  2. Обращение учителя к электронному пособию предусматривается конкретным этапом в структуре технологической карты урока, имеет определенные цели и взаимосвязь с изучаемой темой.
  3. После работы с пособием рекомендуется проводить рефлексию деятельности для полноценного усвоения и закрепления учебного материала, а также развития навыка адекватной самооценки своих достижений и коррекции возможных затруднений.

Эргономические требования к электронным пособиям:

  1. Обеспечение соответствия содержательной части электронного пособия индивидуальным, возрастным и психологическим особенностям младших школьников.
  2. Простая навигация по содержанию пособия с системой встроенных гиперссылок.
  3. Соответствие цветовой гаммы, размера шрифта и представленной в пособии информации особенностям процессов восприятия и внимания обучающихся.

Технические требования к электронным пособиям:

  1. Возможность беспрепятственной эксплуатации на ноутбуках и персональных компьютерах, проецирования на интерактивной доске.
  2. Соответствие технических характеристик пособия функционирующей операционной системе для предотвращения неполадок и сбоев.
  3. Хранение пособия на удобных электронных носителях или предоставление доступа к нему в сети Интернет.
  4. Соблюдение авторских прав и приобретение лицензии в случае внедрения пособия в массовую образовательную среду.

Таким образом, использование электронных пособий в начальной школе значительно облегчает процесс освоения обучающимися образовательной программы, способствуя приобретению и совершенствованию универсальных учебных действий и предметных знаний. Грамотно организованная работа с пособиями благоприятно воздействует на развитие познавательных психических процессов младших школьников, формирует личностные качества, необходимые для полноценной жизни в условиях информационного общества.




2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ 1 КЛАССА)


2.1. Цель, задачи и основные характеристики электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса)


Целью разработки электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» является развитие художественных навыков, творческой инициативы, а также активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся 1 класса.

Данная цель полностью отвечает требованию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», принятой в феврале 2010 года, которое гласит: «...В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты, и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности…» [13].

Чтобы выбрать наиболее приоритетное направление при разработке электронного пособия, мы провели мини-опрос среди учителей параллели на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии «Эврика» МО г.-к. Анапа им. В. А. Сухомлинского Текст опросника предоставлен в приложении 1.

В опросе приняли участие три преподавателя 1-х классов, воспитатель группы продленного дня 1 «А» класса, ведущая уроки изобразительного искусства и технологии, а также руководитель кружка по изобразительному искусству «Акварелька». Проанализировав результаты опроса, мы получили следующие результаты (Рис. 1, 2, 3):


Рисунок 1. Результаты ответов на вопрос: «Выберите приоритетную цель уроков изобразительного искусства в 1 классе»


Трое из пяти опрошенных считают развитие творческой инициативы главной целью уроков изобразительного искусства в 1 классе. Это объясняется тенденцией обучающихся действовать по шаблону, чтобы конечный продукт соответствовал представленному учителем образцу. Важно предоставить детям возможность проявлять фантазию, привносить в свою деятельность элемент новизны. Данный результат мы используем в выборе тематики упражнений в содержании электронного пособия: 60% заданий будут иметь творческий, продуктивный характер, 20% будут направлены на развитие элементарных практических навыков и 20% – на активизацию самостоятельной познавательной деятельности, подразумевающих упражнения повышенного уровня сложности с использованием дополнительных источников информации.

Рисунок 2. Результаты ответов на вопрос: «Какие электронные образовательные ресурсы Вы используете на уроках изобразительного искусства в 1 классе?»

Рассмотрев данную диаграмму, можно сделать вывод, что учителя в ходе проведения урока используют самые разнообразные электронные ресурсы. Однако ни один из участников опроса не организовывает на уроках изобразительного искусства работу с электронным пособием, что, несомненно, делает тему нашего исследования актуальной.


Рисунок 3. Результаты ответов на вопрос: «Какие распространенные трудности возникают у обучающихся 1 класса на уроках изобразительного искусства»

На основе полученных ответов, часть упражнений в электронном пособии должна развивать мелкую моторику обучающихся и расширять их представления о композиционной составляющей рисунок, так как именно эти проблемы являются наиболее распространенными среди первоклассников.

Таким образом, мы сформулировали главную цель разработки электронного пособия: развитие творческой инициативы обучающихся 1 класса.

Использование электронных пособий в учебном процессе предусмотрено и одобрено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Работа с электронным пособием относится к инновационной деятельности и обеспечивает в рамках реализации личностно-ориентированного подхода формирование у младших школьников ключевых компетенций, присущих поколению XXIвека.

В связи с компьютеризацией системы образования, учебный материал, представленный в электронном виде, воспринимается детьми как более понятный и привлекательный. Гармоничное сочетание работы с учебником и электронным пособием на уроках изобразительного искусства предоставит возможность учителю научить первоклассников ориентироваться в электронной образовательной среде (ЭОС), проводить мыслительную обработку полученной информации, одновременно повышая их уровень мотивации к изучению дисциплины.

Задачи разработки электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса):

  1. Способствовать усвоению практических умений, художественных приемов и навыков художественной деятельности.
  2. Развивать воображение, пространственное мышление, способность к логической обработке информации (посредством анализа, синтеза, обобщения и т.д.).
  3. «...Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности (разнообразие форм в природной среде и в окружающем предметном мире), формирование индивидуального чувства формы» [23, с. 10]
  4. Совершенствовать умения использовать в практической деятельности элементарные средства художественной выразительности (пятно, линия, тон, штрих и т. д.).
  5. Развивать моторику рук, индивидуальную способность к цветовосприятию.
  6. «...Развивать основы проектного мышления в процессе освоения композиционных задач в искусстве (композиция, форма, цвет и настроение)» [23, с. 10]

Основные характеристиками электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса) являются:

  1. Электронное пособие разработано на основе авторской рабочей программы Л. Г. Савенковой и Е. А. Ермолинской «Изобразительное искусство» (интегрированная программа: 1-4 классы) и состоит из 4 разделов в соответствии с календарно-тематическим планированием для 1 класса (Приложение 2).
  2. Электронное пособие имеет следующую структуру: титульный слайд; содержание с удобной навигацией в виде гиперссылок, включающее наименования разделов и тем уроков; основная часть (комплекс упражнений, направленных на развитие художественных навыков обучающихся); галерея; список использованной литературы.
  1. В связи с преобладанием у младших школьников наглядно-образного типа мышления, в электронном пособии представлены удобные для восприятия графические изображения, кластеры, схемы и таблицы.
  2. Предложенные виды заданий и упражнений структурированы и дополнены условными обозначениями. В 50% учебного материала присутствует игровой элемент.
  3. Электронное пособие выполнено в едином стилевом оформлении. Фон темно-синий, шрифт белый. Размер шрифта:30 пунктов для заголовков, 20 пунктов для основного текста. Тип шрифта: Times New Roman.
  4. Электронное пособие выполнено с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2007 и может храниться в памяти ПК и на съемных носителях в формате PPTX.

Практическая значимость разработки состоит в том, что электронное

пособие может быть использовано учителем в практике организации уроков изобразительного искусства в 1 классе начальной школы.

Новизна проектируемого электронного пособия состоит в том, что представленные в нем упражнения имеют ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения, а именно:

− активизируют самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;

− повышают уровень мотивации обучающихся к изучению предмета путем выполнения игровых заданий, сопровождающихся комментариями и советами сказочного персонажа;

− формируют благоприятную психологическую атмосферу на уроке за счет создания ситуации успеха каждого обучающегося;

− способствуют раскрытию творческого потенциала обучающихся, развивают фантазию, воображение, навык нестандартного решения типовых заданий;

− оказывают воздействие на развитие мыслительных операций (анализ, абстрагирование, сравнение, систематизация).

Таким образом, разработка и эксплуатация электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для обучающихся 1 класса в полной мере соответствует основным нормативным документам в сфере образования. Цель и задачи разработки электронного пособия направлены, главным образом, на развитие творческой инициативы младших школьников, что непосредственно способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.


2.2. Педагогическое проектирование электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса)


По мнению Колесниковой И. А., педагогическое проектирование рассматривается как «...практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности» [8, с. 20].

Педагогическое проектирование является одной из важнейших функций современного учителя. Создание новаторских проектов повышает уровень профессиональной компетентности педагога, способствует более эффективной организации учебно-воспитательного процесса.

Изучив линию учебно-методического комплекта «Начальная школа XXIвека» по дисциплине «Изобразительное искусство», мы выделили в ней такие компоненты, как учебники, методические пособия, рабочие тетради и рабочие альбомы. В отличие от других предметных областей, в линию не входят мультимедийные приложения и тренажеры.

В рамках практической части выпускной квалификационной работы мы разработали электронное пособие «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для обучающихся 1 класса начальной школы.

Изучив авторскую рабочую программу Л. Г. Савенковой и Е. А. Ермолинской и календарно-тематическое планирование для 1 класса по учебной дисциплине «Изобразительное искусство», мы пришли к выводу, что в содержании курса не предусмотрена отработка простейших художественных навыков. Краткое ознакомление с теоретическим материалом сопровождается либо устной рефлексией, либо непосредственно созданием продукта: рисунка, объемной композиции, игрушки из бумаги. В связи с этим мы решили включить в электронное пособие комплекс упражнений, функция которых направлена на усвоение основных навыков изобразительной деятельности.

На первом этапе проектирования мы обозначили следующую структуру электронного пособия:

1.        Титульный слайд.

2.        Аннотация.

3.        Приветствие сказочного персонажа, который будет сопровождать обучающихся на протяжение всего периода работы с электронным пособием.

4.        Условные обозначения.

5.        Меню.

6.        Разделы с номерами уроков и системой упражнений к ним.

7.        Галерея.

8.        Заключение.

9.        Список литературы.

10.        Завершающий слайд.

На втором этапе проектирования мы работали над дизайном и внешним видом электронного пособия. Фон был выбран темно-синий, цвет шрифта – белый, так как данная цветовая гамма более удобна для восприятия информации и оказывает наименьшее негативное воздействие на зрение обучающихся.

Слайды с разделами и завершающими упражнениями мы дополнили кнопкой «Меню», также на каждый слайд разместили две стрелки со встроенными гиперссылками, позволяющими при работе с пособием беспрепятственно переходить на следующий слайд или возвращаться к предыдущему.

В виде декоративного элемента на всех слайдах присутствует кнопка перехода к заключительному слайду. С ее помощью можно быстро завершить работу с пособием, не листая при этом все слайды до конца и не возвращаясь обратно в меню.

На титульном слайде электронного пособия мы представили следующую информацию:

−название образовательного учреждения: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» Анапский филиал;

−название электронного пособия: «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства»;

− целевая аудитория, на которую рассчитано электронное пособие: обучающиеся 1 класса начальной школы;

− название учебно-методического комплекта: «Начальная школа XXIвека»;

− инициалы авторов учебника, к которому разработано пособие: Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская;

− год создания: 2020.

В аннотации мы отразили краткую характеристику пособия, актуальность его использования, инициалы разработчика.

По данным возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ведущим видом деятельности младшего школьника является учебно-познавательная деятельность [30]. Однако большое значение в жизни ребенка по-прежнему уделяется игре. Поэтому для повышения мотивации обучающихся в работе с электронным пособием мы решили включить в его содержание игровой элемент в виде сказочного персонажа Незнайки, героя трилогии Н. Н. Носова.

Незнайка близок детям младшего школьного возраста за счет своего озорного характера. Он не боится принимать самостоятельные решения, быстро учится на своих ошибках, стремится к получению знаний.

Из уст Незнайки обучающиеся будут узнавать новые учебные термины, получать советы по выполнению заданий. Многие упражнения, как устные, так и творческие, будут направлены на «помощь» персонажу: найти в его комнате нужные предметы, раскрасить узорами новую шляпу, выбрать открытку для друга Гуньки и т.д.

На третьем этапе проектирования при составлении упражнений к каждому разделу пособия мы опирались на результаты опроса педагогов. В соответствии с поставленной целью упражнения были разделены на три группы, каждая из которых получила условное обозначение:

− круг голубого цвета – упражнения на отработку практических навыков (работа с художественными инструментами и материалами, штриховка, раскрашивание по контуру);

− треугольник зеленого цвета – устные упражнения (описание картины, нахождение соответствий между группами предметов, составление классификаций, нахождение лишнего элемента в списке);

− солнце желтого цвета – творческие задания (с выбором понравившегося варианта упражнения или способа его выполнения, поиском дополнительной информации, привлечением жизненного опыта, фантазии, смекалки).

Меню электронного пособия мы представили в виде кнопок с названиями 4-х разделов курса: «Кто такой художник?» (9 часов), «Искусство видеть и творить» (10 часов), «Какие бывают картины?» (7 часов) и «Мы – художники» (7 часов) [22]. На каждый урок отводится выполнение одного упражнения.

Раздел «Кто такой художник?» включает следующие темы уроков и упражнения к ним:

1. «Знакомимся с изобразительным искусством».

В представленном упражнении Незнайка рассказывает обучающихся о смысле данного понятия и форме его сокращения, предлагает придумать собственную расшифровку аббревиатуры «ИЗО». Упражнение направлено на активизацию мыслительной деятельности, расширение лексического запаса и развитие фантазии и воображения.

2. «Учимся смотреть на мир глазами художника».

В задании ребятам предлагается помочь Незнайке найти в комнате пять предметов: копилку, азбуку, плюшевую игрушку, свиток бумаги и барабан. По щелчку мыши с помощью анимации нужный предмет обводится в красный овал. При выполнении данного упражнения развивается зрительное внимание, наблюдательность, пространственное восприятие.

3. «Давайте понаблюдаем».

На третьем уроке обучающиеся учатся работать с картиной: описывать героев (главных и второстепенных), их внешний вид и настроение, называть преобладающие цвета на картине. В данном интегрированном упражнении представлена картина В. М. Васнецова «Царевна-лягушка», работая с которой обучающиеся дополнительно вспоминают сюжет одноименной русской сказки и беседуют по ней.

4. «Инструменты художника».

На иллюстрации к упражнению представлен ряд предметов, среди которых обучающимся нужно найти те, что подходят для рисования. По щелчку мыши с помощью анимации рядом с правильно названным предметом появляется знак «плюс». Целью упражнения является развитие наблюдательности, навыка обобщения ряда схожих предметов и подведения их под общее понятие.

5. «Мир полон красок и звуков».

Обучающимся предлагается выполнить одно из двух вариантов упражнения на выбор:

- нарисовать пятнами 4 вида настроения: «Мне весело», «Мне грустно», «Мне тревожно», «Мне спокойно»;

- изобразить красками шум струящейся воды, раскат грома, пение птиц.

Данное упражнение активизирует самостоятельную творческую деятельность младших школьников, развивает фантазию и воображение, способствует эмоциональному самоанализу. Дети учатся изображать пятном, работать с кистью и красками.

6. «Знакомимся с гуашевыми красками».

По условию задания обучающиеся рисуют в альбомах две одинаковые ромашки. Лепестки правой ромашки нужно раскрасить гуашью, чередуя цвета теплых и холодных оттенков, лепестки левой ромашки раскрасить по своему желанию. Упражнение закрепляет представления обучающихся о цветах теплых и холодных оттенков, развивает пространственное мышление, умение выполнять задание по инструкции, самостоятельно принимать решение.

7. «Кисть – главный инструмент художника».

На этом уроке Незнайка знакомит ребят с понятием «изобразительное средство». Вместе с персонажем обучающиеся совершенствуют навык работы кистью, дополняя точку, линию, пятно и штрихи до целого изображения.

8. «Сокровищница художественных музеев».

Обучающимся нужно «решить» цветовые примеры, чтобы помочь Незнайке найти правильную дорогу в Третьяковскую галерею. В данном упражнении дети узнают, что цвета делятся на основные и производные, учатся смешивать цвета. С помощью функции гиперссылки дети могут совершить мини-экскурсию по галерее Цветочного города.

9. «Фантазируем и рисуем».

В заключительном упражнении раздела обучающиеся закрепляют представления об изобразительных средствах. Ребятам нужно начертить в альбоме 6 квадратов по образцу и выполнить следующие задания:

- в первом квадрате выразить слово «счастье» цветом;

- во втором квадрате – формой;

- в третьем квадрате – линией;

- в четвертом квадрате – пятном;

- в пятом квадрате написать звук, который подходит слову «счастье»;

- в шестом квадрате нарисовать то, что приносит счастье.

Таким образом, задача первого раздела – активизировать у первоклассников механизмы памяти, внимания, восприятия, необходимые для дальнейшего обучения рисованию. Необходимо развивать пространственное мышление, а также навыки работы с художественными инструментами и материалами: кистью, красками, линейкой, простым карандашом. В разделе представлено 4 устных упражнения, 3 задания на отработку практических навыков (смешивание цветов, работа с красками кистью) и 2 творческих упражнения.

Раздел «Искусство видеть и творить» включает следующие темы уроков и упражнения к ним:

10. «Виды изобразительного искусства. Живопись».

Изучая данную тему, обучающиеся знакомятся с пятью видами изобразительного искусства: живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, скульптурой и архитектурой. По условию упражнения детям нужно соотнести название каждого вида с его материальным воплощением. В ходе выполнения задания у детей формируются навыки логического мышления, в частности сравнение, составление классификации.

По специальной кнопке ребенок также может перейти в раздел «Галерея» и познакомится с произведениями живописи известных художников.

11. «Волшебница Белая Краска».

Выполняя упражнение, дети учатся получать новые оттенки цветов с помощью добавления в них белой краски. Делается вывод, что чем больше в цвете белой краски, тем светлее получается оттенок. Также Незнайка вводит понятие «ахроматический», который подразумевает, что сам белый цвет оттенка не имеет.

12. «Художник-график».

Для развития мелкой моторики кисти и пальцев, Незнайка предлагает ребятам нарисовать фрукты и овощи по образцу и заштриховать их, соблюдая направление по указательным стрелкам. Упражнение развивает внимание, усидчивость, ориентировку в пространстве. После выполнения задания ребята могут познакомиться с работами художников-графиков в разделе «Галерея».

13. «Фломастеры».

В данном развлекательном упражнении дети вместе с Незнайкой пишут в альбоме свое имя мультипликационным шрифтом и закрашивают буквы фломастерами разных цветов, после чего обводят каждую букву. Следуя советам Незнайки, обучающиеся учатся грамотно работать с фломастерами, проявлять самостоятельность в творчестве, креативно мыслить.

14. «Художник-скульптор».

Упражнение на развитие логического мышления, ассоциативных связей. Обучающимся нужно соотнести изображения материала и скульптуры, из которого она сделана. По щелчку мыши верные изображения соединяются стрелками. Совершить виртуальную экскурсию с осмотром известных скульптур ребята могут с помощью перехода в раздел «Галерея».

15. «Аппликация».

Незнайка хочет подарить своему другу Гуньке открытку на день рождения. Следуя условию упражнения, ребята должны выбрать из предложенных вариантов открыток ту, которая придется по вкусу Гуньке и объяснить свой выбор. При нажатии кнопкой мыши на верный ответ, детям открывается выставка поделок, выполненных в технике «аппликация», а также расшифровка данного понятия.

16. «Художник-архитектор».

В данном творческом упражнении дети из разрозненных элементов «строят» новый дом для Незнайки и его друзей. Элементы можно свободно перемещать по рабочему полю, соединять друг с другом. В «Галерее» можно совершить обзор знаменитых произведений архитектуры.

17. «Художник-прикладник».

Упражнение развлекательного характера, в котором обучающиеся создают дизайн новой шляпы Незнайки и знакомятся с понятием «декоративно-прикладное искусство». Целью задания является развитие фантазии, активизация мыслительных процессов, закрепление навыков работы с художественными материалами.

18. «Создаем объемную композицию».

Из элементов художественной картины ребятам нужно исключить лишний элемент и объяснить свой выбор. Упражнение направлено на тренировку процессов сравнения, анализа. Также Незнайка дает определение понятия «композиция» и приглашает рассмотреть в галерее примеры, что способствует развитию эстетического вкуса обучающихся.

19. «Кукольный театр».

Творческое упражнение, в ходе которого ребята на альбомном листе обводят по контуру свою ладонь и превращают ее в «куклу». Раскрасить получившуюся куклу дети могут по своему желанию, используя любые цвета и материалы: гуашь, цветные карандаши, фломастеры. Целью упражнения является развитие творческого мышления, самостоятельности в принятии решений.

Таким образом, задача второго раздела пособия – познакомить обучающихся с видами изобразительного искусства, наглядно проиллюстрировав их с помощью раздела «Галерея». Ребята учатся ориентироваться в многообразии произведений искусства, сравнивать и анализировать их. Во втором разделе представлено 4 устных упражнения с уклоном в логику, 2 упражнения на отработку практических навыков (штриховка, получение нескольких оттенков одного цвета), а количество творческих заданий увеличено до 4-х.

Раздел «Какие бывают картины?» включает следующие темы уроков и упражнения к ним:

20. «Такие разные картины».

В данном упражнении выполняется работа по описанию картин: «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Звездная ночь» Винсента ванн Гога и «На берегу» Александра Аверина. Незнайка предлагает обучающимся выбрать наиболее понравившуюся картину и объяснить, что или кто на ней изображен, какое настроение картина вызывает у зрителя, какие цвета использовал художник и т.д.

21. «Рисуем пейзаж».

В данном упражнении Незнайка решил нарисовать для Синеглазки картину. В альбомах для рисования обучающиеся помогают ему составить «палитру» цветов для изображения неба, солнца, реки и осеннего леса, а также знакомятся с понятием «пейзаж». Упражнение направлено на развитие индивидуального цветовосприятия, воображения, сопоставления цветов и их оттенков.

22. «Портрет».

Упражнение развлекательного характера, в ходе которого соседи по парте отворачиваются спиной друг к другу и по памяти рисуют портрет товарища цветными карандашами. Цель упражнения: развивать фантазию, память, креативное мышление.

23. «Что такое сюжет».

Незнайка поспорил с поэтом Цветиком, что сможет написать картину по стихотворению. Чтобы помочь Незнайке, обучающимся предлагается прочитать стихотворение и в течение трех минут составить эскиз будущей картины или так называемый «скетч», учитывая сюжет, героев и настроение произведения, а также композиционные правила.

24. «Натюрморт».

Упражнение на развитие творческой инициативы, фантазии, пространственного мышления. По сюжету упражнения Незнайка привез из своего путешествия в Солнечный город тарелку-самобранку и рад подарить ее ребятам. Обучающиеся рисуют в альбомах круг, делят его на 4 части и в каждой из частей рисуют свои любимые фрукты. После упражнения проводится беседа, в ходе которой дети рассказывают о том, какие именно фрукты нарисовали в своих «тарелках».

25. «Жанры изобразительного искусства».

Обучающиеся вместе с Незнайкой отправляются в галерею, где им предлагается определить жанры картин известных художников. Упражнение на закрепление полученных знаний о композиции, жанрах изобразительного искусства.

26. «Художник рисует для книжки».

Данное упражнение рассчитано на его выполнение во внеурочное время или дома. Обучающимся предлагается прочитать на выбор произведение любого жанра: сказку, повесть, рассказ, стихотворение, которое они прежде не читали, и нарисовать к нему иллюстрацию. Целесообразно организовать в классе выставку детских работ.

Таким образом, задачей третьего раздела электронного пособия является развитие творческой инициативы, креативного мышления, художественного взгляда на мир. В раздел включено 2 устных упражнения, 1 упражнение на отработку художественных навыков (работа с палитрой цветов) и 4 упражнения творческого характера.

Четвертый, заключительный раздел «Мы – художники» состоит из следующих тем уроков и упражнений к ним:

27. «Поделки из природного материала».

Обучающиеся знакомятся с разнообразием природных материалов путем разгадывания кроссворда с последующим «походом в галерею».

28. Прозрачная акварель».

На данном уроке обучающиеся учатся работать с акварельными красками. Следуя советам Незнайки, ребята изображают ночное небо с помощью градиентной заливки синей краски. Целесообразно при выполнении упражнения использовать акварельную бумагу.

29. «Рисуем животное из кляксы».

Упражнение на активизацию воображения. Ребятам предлагается обмакнуть поочередно кисточку в баночки с краской разных цветов и капнуть кляксу на альбомный лист, чтобы дать цветам смешаться друг с другом. После этого соседи по парте меняются своими альбомами и пытаются отгадать, на что похожа клякса их одноклассника.

30. «Лепим фигурки животных».

В рамках урока школьники вместе с Незнайкой учатся работать с пластилином, знакомятся с необходимыми инструментами и материалами для изготовления фигурок из этого материала. В процессе выполнения задания обучающимся пробуют слепить простейшие формы: шар, диск, брусок, жгут.

31. «Игрушки из бумаги».

Упражнение представляет собой головоломку, разгадка которой – слово «оригами». На уроке ребята знакомятся с данным понятием и вместе с Незнайкой складывают из бумаги базовые формы: «треугольник», «книгу», «дверь» и «воздушного змея».

32. «Радуга цветов».

Условие упражнения предполагает нарисовать в альбоме радугу, вспомнив присказку, которая помогает определить правильное расположение цветов, а также пофантазировать и придумать собственный вариант присказки.

33. «Учимся рассказывать о живописи».

Заключительное упражнение комплекса требует непосредственной подготовки обучающихся в домашних условиях. Задача ребенка – представить перед классом свою любимую картину, указав название, имя художника и год написания картины, и обосновать свой выбор. Упражнение направлено на рефлексивное закрепление представлений обучающихся о живописи и изобразительном искусстве в целом.

Таким образом, задачей четвертого раздела является освоение первоклассниками продуктивных видов деятельности. Обучающиеся учатся проявлять инициативу в творчестве, свободно выбирать варианты и способы выполнения заданий. Раздел включает 3 устных упражнения, 3 упражнения на отработку практических навыков (лепка из пластилина, работа с акварелью, складывание бумаги в технике «оригами») и 1 творческое задание по теме урока «Радуга цветов».

Раздел «Галерея» включает фотографии картин и произведений искусства, к которым могут обратиться обучающиеся после выполнения некоторых заданий. Все фотографии подписаны по шаблону «Название произведения, инициалы художника/скульптора/архитектора, год создания произведения». Ссылки на сайты, откуда были взяты фотографии, указаны в разделе «Список литературы».

В разделе «Заключение» Незнайка благодарит первоклассников за продуктивную работу и выражает надежду встретиться с ними в новом учебном году, чтобы продолжить совместное изучение изобразительного искусства.

Завершающий слайд стилевым оформлением соответствует дизайну титульного слайда и содержит краткую информацию о возможностях эксплуатации пособия и его технических характеристиках.

Некоторые слайды пособия дополнены ненавязчивой анимацией, которая либо возникает автоматически при переходе слайдов, либо при нажатии кнопки мыши для удобства выполнения отдельных упражнений и самопроверки результатов.

Таким образом, разработанное нами электронное пособие «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса) можно использовать как во время проведения уроков на этапах мотивации к деятельности, актуализации знаний или первичного закрепления новых знаний, так и в домашних условиях. Информация, содержащаяся в пособии, удобна для восприятия и понимания детьми, соответствует их возрастным и психическим особенностям. Комплекс упражнений, составленный с учетом результатов опроса педагогов-практиков, соответствует главной цели разработки пособия - развитию творческой инициативы обучающихся 1 класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе разработки электронного пособия «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» для младших школьников (на примере 1 класса) нами были получены следующие выводы и результаты:

1.        В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебная дисциплина «Изобразительное искусство» занимает ключевую позицию в ряду предметов художественно-эстетического цикла. Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых на изучение дисциплины в 1 классе, именно изобразительное искусство способствует полноценной адаптации младших школьников к условиям современной реальности, воспитывает в них качества, необходимые для формирования богатой духовной культуры личности.

2.        Большой выбор методов обучения рисованию позволяет учителю профессионально подойти к планированию и проведению уроков изобразительного искусства. Каждый из методов, представленных в разнообразных классификациях передовых ученых и художников, имеет целью развитие творческих способностей обучающихся, фантазии, любви к красоте и искусству. Последовательное использование на уроках хотя бы отдельных методов значительно повышает качество овладения навыками и умениями, отраженными в рабочей программе курса.

3.        Все большую актуальность среди электронных образовательных ресурсов начинают приобретать электронные пособия. Они включены в линии многих учебных предметов, таких как «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» и др. в виде мультимедийных приложений, записанных на дисковые носители. Соблюдение основных требований при разработке пособий и грамотное их использование в учебном процессе способствует повышению интереса обучающихся к изучаемым предметам, также помогает систематизировать и закрепить имеющиеся знания, развивает познавательную активность и логическое мышление.

4.        В практической части работы мы определили цели, задачи и основные характеристики разрабатываемого нами проекта электронного пособия для обучающихся 1 класса. Нами был проведен опрос педагогов-практиков для определения приоритетной цели составления упражнений к пособию, результаты опроса мы отразили в диаграммах. Мы выяснили, что большая часть заданий должна быть направлена на развитие творческой инициативы обучающихся.

5.        Электронное пособие «Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства» было разработано на основе авторской рабочей программы Л. Г. Савенковой и Е. А. Ермолинской в рамках учебно-методического комплекта «Начальная школа XXIвека». Пособие включает 33 упражнения по количеству учебных часов, отводимых на изучения предмета в 1 классе. Для его проектирования мы использовали программу Microsoft Office Power Point 2007. Разработанное нами пособие можно использовать на различных этапах урока, в рамках внеклассных занятий или в домашних условиях в качестве дополнительного учебного средства. Упражнения, включенные в содержание пособия, в игровой форме развивают у обучающихся первичные художественные навыки, обогащают понятийный запас, активизируют самостоятельную познавательную активность и способствуют полноценному раскрытию творческого потенциала младших школьников.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Педагогический поиск, 2014. 176 с.

2. Баранова Ю. Ю. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе // Информатика и образование. 2000. №8. С. 17 – 19.

3. Вуль В. А. Электронные издания. М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001. 308 с.

4. Жигулина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе // Молодой ученый. 2012. №11. С. 389 – 391.

5. Ивченко Е. В. Изобразительное искусство как форма художественно-творческой активизации молодежи // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. №3. С. 79 – 84.

6. Изобразительное искусство. Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Изобразительное_искусство (дата обращения: 16.12.2019).

7. Каган М. С. Эстетика как философская наука // Учебное пособие для вузов. В 2 т. М.: Юрайт, 2019. Т. 1. 295 с.

8. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование // Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

9. Лагутина Ю. С. Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/17/doklad-s-prezentatsiey (дата обращения: 16.12.2019).

10. Лыкова Е. С. История становления предмета «Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. 2014. № 3. С. 187 – 190.

11. Мальцева Л. В. Изобразительное искусство в школе и его назначение // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. №1 – 2. С. 132 – 136.

12. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. 160 с.

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президента РФ от 4 февраля 2010 г. № 271). Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения: 22.04.2020).

14. Нестерова И. А. Методы обучения ИЗО. Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/metody-obucheniya-izo.html (дата обращения: 16.12.2019).

15. Общие требования к электронным средствам обучения для общеобразовательных школ. Режим доступа: superinf.ru/view_article.php?id=416 (дата обращения: 16.12.2019).

16. Отекина Н. Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе // Инновационная наука. 2016. №11. С. 185 – 187.

17. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2011. 502 с.

18. Подласый И. П. Педагогика. М.: Юрайт-Издат, 2013. 696 с.

19. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 16.12.2019).

20. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403 «О Концепции художественного образования в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/e47bd4b9dd345228bd925724074cfdc60c3123d0/ (дата обращения: 16.12.2019).

21. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Альянс, 2014. 256 с.

22. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. М.: Вентана-Граф, 2019. 128 с.

23. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. Рабочая программа 1- 4 классы. М.: Вентана-Граф, 2017. 63 с.

24. Теньковская Т. С. Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети» // Молодой ученый. 2015. №22. С. 191 – 194.

25. Титова Е. И., Чапрасова А. В. О создании электронного учебника // Молодой ученый. 2015. №3. С. 855 – 856.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2019. 53 с.

27. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или Трактат о живописи. М.: Библиополис, 2016. 272 с.

28. Шпикалова Т. Я. Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 1 класс. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 159 с.

29. Эдвардс, Б. Художник внутри вас. Минск: Попурри, 2000. 256 с.

30. Эльконин Д. Б. Детская психология // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.











Приложение 1


Опросник для учителей начальных классов об использовании электронных образовательных ресурсов и целях их применения на уроках изобразительного искусства в начальной школе


1. Выберите приоритетную цель уроков изобразительного искусства в 1 классе:

А) Развитие практических художественных навыков;

Б) Развитие творческой инициативы;

В) Активизация самостоятельной познавательной деятельности.


2. Какие электронные образовательные ресурсы Вы используете на уроках изобразительного искусства в 1 классе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Какие распространенные трудности возникают у обучающихся 1 класса на уроках изобразительного искусства?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________









Приложение 2


Приложение 2


Приложение 2.

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 2


© Copyright 2012-2021, Все права защищены.