Проект фотовыставки с использованием фотографий как метода работы с семьей младшего школьника

Отчет по практике по предмету «Педагогика»
Информация о работе
  • Тема: Проект фотовыставки с использованием фотографий как метода работы с семьей младшего школьника
  • Количество скачиваний: 9
  • Тип: Отчет по практике
  • Предмет: Педагогика
  • Количество страниц: 30
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2020-09-05 05:01:22
  • Размер файла: 55.11 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Министерство просвещения Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


Анапский филиал МПГУ








ПРОЕКТ


ПРОЕКТ ФОТОВЫСТАВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ КАК МЕТОДА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Направление подготовки:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика






Автор проекта  –





Научный руководитель – заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, кандидат психологических наук












Анапа – 2020 год


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ФОТОВЫСТАВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ КАК МЕТОДА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


1.1. Роль семьи в воспитании младшего школьника

5

    1. 1.2. Общий обзор форм и методов работы с семьей младшего школьника

8

    1. 1.3. Функции фотографии, направления в работе с фотографией, методы работы с фотографией

15

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ФОТОВЫСТАВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ КАК МЕТОДА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА



2.1. Цель, задачи и этапы разработки проекта фотовыставки с использованием фотографий как метод работы с семьей младшего школьника

20

2.2. Педагогическое проектирование фотовыставки с использованием фотографий как метод работы с семьей младшего школьника

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

28








ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данного исследования состоит в том, что вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников остается одним из важнейших в психолого-педагогических исследованиях

Связано это с тем, что для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи – воспитательная: воспитание детей, самореализация в детях.

Однако время показывает, что в современной семье произошли изменения в замене таких основных ценностей, как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям.  

Поэтому одна из основных задач современного воспитания – это, прежде всего, возрождение утраченных ценностей, в том числе и ценностей семейного воспитания.

Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо искать новые формы и методы работы с семьей.

Одним из таких методов является организация фотовыставок и работа с семейными фотографиями. 

Проблемами, связанными с семейным воспитанием, занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.

Практическая значимостьпроектной работесостоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе педагогов образовательных организаций, а также в качестве методических материалов для повышения квалификации педагогов образовательных организаций.

Работа состоит из введения, основной части, включающей 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ФОТОВЫСТАВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ КАК МЕТОДА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    1. Роль семьи в воспитании младшего школьника

Для того чтобы осознать, какое место занимает семья в воспитании детей младшего школьного возраста, нужно уточнить значение главных понятий.

Семья – это, группа людей, состоящая из двух или более человек, которые связанны между собой браком и кровным родством. Всех их объединяют определенные ценности. К ним относятся: ответственность моральная и юридическая, взаимопомощь и поддержка друг друга, обязательное совместное ведение хозяйства.

Семья является очень сложной разносторонне действующей системой. Основная задача семьи – жизнь по определенным правилам и принципам, которые учитывают личностные качества её членов.

Основой духовного начала и моральных принципов, психологического становления каждой личности с момента рождения является семья.

Ученые Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин рассматривают семью, как институт человеческих отношений, в которой происходит формирование физически, нравственно и психически здорового ребенка. Это дает возможность для полноценного и слаженного развития личности.

Воспитание в семье является организованным, систематизированным процессом, направленным на всестороннее и многогранное развитие личности ребенка, который в конечном итоге сводится к подготовке его к активной жизненной позиции и плодотворной трудовой деятельности.

В процессе воспитания ребенка ведется работа, результатом которой являются разъяснение общепринятых норм поведения, формирование морального облика личности, работа над его нравственными принципами и изучение эстетических наклонностей.

Полноценное развитие ребенка сложно представить без воспитания в семье, которое должно быть неразрывно связанно с воспитанием в обществе.

Огромна роль в создании начальных принципов мировоззрения, моральных общепринятых правил поведения, формировании отношения к обществу.

Одним из самых великих педагогов, занимавшихся решением проблем в воспитании детей в семье, был Антон Семёнович Макаренко. Он много сделал для развития темы воспитания в семье, добавил много нового, не стандартного в раскрытии этой проблемы. А.С. Макаренко был основателем массовой агитации педагогически аргументированных принципов семейного воспитания. Будучи молодым А.С. Макаренко считал семью пережитком прошлых времён и считал лучшим воспитание в обществе. Про это он писал в своей статье «О путях общественного воспитания», обращая внимание на то, что при социализме в общество не может существовать без общественного воспитания.

Но с течением времени он удостоверился, что семья обязана быть коллективом, где дети получают основы воспитания, которые, вместе с учреждениями коллективного воспитания воздействуют на верное становление личности ребенка. Именно в семье формируются все основы знаний и понимание о нравственной и эстетической культуре, устанавливаются общепринятые стандарты поведения, раскрывается внутренний мир и особенности личности. Семья помогает не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулируя его социальное, творческое движение.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни» - говорил А.С. Макаренко [2, с.160].  Он выделял, собственно, что родители обязаны четко представлять для себя, кого они желают воспитать из собственного ребенка, какими свойствами одарить его.

Воспитание ребенка не может быть правильным, если родители сами не имеют конкретных стандартов формирования личности. Самым пагубным в воспитании ребенка является неорганизованность.

Главные основы семейного воспитания А.С. Макаренко излагает в виде следующего тезиса: «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение» [2, с. 158].

Поведение самих родителей оказывает огромное влияние на воспитание ребенка. Родители воспитывают ребенка не только когда ведут беседы о правильном поведении, а в любой момент собственной жизни.

Что бы ни делали родители: спорили, грустили, иронизировали над чем-то, обсуждали прочитанные произведения, совершали какие-либо действия – все это является поводом для подражания, так как именно родители являются во многом первым эталоном для ребенка.

Любой ребенок имеет безусловную связь с родителями. Он зачастую испытывает одни и те же с ними эмоции, остро реагирует на перемены в настроении взрослых. «А если дома вы грубы», - замечает А.С. Макаренко, - «или хвастливы, или пьянствуйте, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитывайте своих ваших детей и воспитывайте плохо, и никакие лучшие советы и методы вам не помогут» [2, с.162].

Ещё одним условием удачного семейного воспитания А.С. Макаренко считал присутствие авторитета у родителей. Родители обязаны владеть авторитетом перед ребенком, иначе, воспитание не имеет смысла.

А.С. Макаренко произведя анализ воспитания дома пришёл к выводу: что не каждый родитель осознает смысл их авторитета перед детьми в их воспитании и далеко не всегда действия по установлению авторитета являются педагогически оправданными.

Родители, которые сами воспитаны в неправильной среде, в силу своего безграмотного воспитания пытаются воздействовать на своих детей так же неверно. Они ждут от детей, чтобы те их слушались любой ценой и считают это основной целью. На самом деле они очень ошибаются. Авторитет и бездумное повиновение – совершенно разные вещи. Единственно верной целью для радетелей должно быть только одно – правильное воспитание.

Когда ребенок является свидетелем заботливого отношения членов семьи друг о друге, искренне интересующихся делами и проблемами близких, видит радость успехов, сопереживание в неудачах, тогда и происходит его воспитательный процесс, который формирует в нем личность.

В процессе воспитания не бывает отпусков и выходных, но радостным моментом этого монотонного труда является осознание родителями личного счастья: они воспитывают ребенка.  Родители всегда на глазах у детей. Их отношения – это почва, на которой будут воспитываться будущие взрослые люди.

Таким образом, главным источником формирования личностных качеств ребенка является семья. Личный пример родителей во многом позволяет определиться ребенку с выбором моральных и психических качеств. Наличие семьи помогает ребенку вырасти гармонично сформированной и социально адаптированной личностью.


1.2. Общий обзор форм и методов работы с семьей младшего школьника


Главной задачей при осуществлении форм и методов работы с семьей младшего школьника является тесное сотрудничество школы с родителями, повышение их педагогического культурного уровня, укрепление связей между семьей и школой. Общая слаженная работа семьи и школы направляется на непосредственное участие родителей в учебно – воспитательном процессе ребенка, его внеклассной работе, взаимодействие родителей не только с ребенком, но и с педагогами.

Степень эффективности воспитания ребенка напрямую зависит оттого, как общаются и взаимодействуют между собой школа и семья. Роль первых организаторов данного процесса со стороны школы на себя берут учителя начальных классов.

Непосредственно учителя начальных классов являются проводниками между школой и семьей в вопросах школьной политики, в отношении к воспитанию и обучению детей. Они напрямую ведут работу по внедрению взаимодействия с семьей младшего школьника.

       В данном случае, семья является инициатором и сторонником объединения усилий родителей и педагога в вопросе воспитания детей. Это создает плодотворную почву для развития ребенка.

       Вся работа учителя начальных классов строится на строгой системе и только тогда достигает цели и дает качественные результаты.

       Смысл системы работы учителя начальных классов в роли классного руководителя заключается в том, чтобы связать между собой всю совокупность воспитательных мероприятий, которые вытекают из целей и задач, поставленных школой.

В принципе работы учителя начальных классов при работе с семьей младшего школьника возможно отметить следующие направления:

  1. Изучение обучающихся и коллектива класса (работа с личными делами и родителями обучающихся);
  2. Формирование перспективных задач по воспитанию, как для всего класса, так и индивидуально;
  3. Составление плана по ведению воспитательной работы, который включает в себя перечень определенных задач и дел по их решению;
  4. Проведение е всевозможных внеклассных мероприятий таких как: классные часы, внеклассные творческие проекты, экскурсии, туристические походы;
  5. Систематическое проведение родительских собраний, на которых родители информируются об успеваемости обучающихся, их поведении. Так же проводятся обязательные беседы на темы педагогического просвещения родителей, разъяснение значения воспитательной работы с детьми;
  6. Подведение итогов развития совместной деятельности семьи и школы.

Данные направленности работы учителя начальных классов при работе с семьей младшего школьника - формирование и становление контакта с родителями учащихся.

Взаимодействие педагогов и родителей выражается разнообразием форм их совместной деятельности [4, с.39.].

Среди форм работы с семьей младшего школьника различают следующие:

  1. Форма познавательной работы: предметные соревнования, открытые уроки, тематические праздники. Данная форма дает возможность взаимосвязи между детьми, родителями и педагогами.
  2. Трудовая форма работы отвечает за воспитание в детях любви к труду, воспитывает в них патриотические и гражданские навыки. Это выражается в оформлении памятной аллеи, в совместном с родителями сборе макулатуры, в оформлении кабинета вместе с педагогом, в волонтерской работе.
  3. Форма проведения досуга: проведение всевозможных праздников, концертов, спектаклей, конкурсов как внутри класса, так и с участием родителей. Мероприятия, проведенные совместно с родителями чрезвычайно важны, и имеют огромное воспитательное значение.
  4. Проведение открытых уроков. Данные мероприятия проводятся для того, чтобы родители имели возможность ознакомится с содержанием предметов, методами их преподавания, понять требования, которые учителя применяют к обучающимся. Практика проведения открытых уроков чаще всего применяется именно в начальной школе. Родителям предоставляется возможность ознакомиться с системой обучения детей один – два раза в полугодие. Такая прозрачность в действиях педагога помогает избежать многочисленных проблем, которые возникают из-за недостаточного знания родителями всей полноты ситуации учебного процесса в современной школе.
  5. Родительское собрание. Данная форма является основной в работе между педагогом и родителями. Именно родительское собрание дает возможность обсудить многочисленные проблемы, возникающие в жизни класса, совместно решить всевозможные вопросы, связанные с воспитанием детей, получение информации об успеваемости. К каждому собранию классный руководитель обычно собирает отзывы учителей и кратко анализирует учебный процесс каждого обучающегося.
  6. Родительский лекторий. Данная форма несет в себе ознакомительный характер и предназначена для информирования родителей по вопросам воспитания, контроля, правил поведения и этических норм. На лекториях родители имеют возможность получить квалифицированную консультацию по проблемным вопросам и найти единые подходы в контакте с детьми.
  7. Ролевые игры – это неотъемлемая форма творческой стороны коллективной деятельности. Вних определяется и изучается уровень педагогических навыков участников. Темы для ролевых игр с родителями могут быть различными, обычно они берутся из стандартных семейных ситуаций: «Мы учим уроки», «Выходной в нашей семье» и др. В методике ролевых игр существует определение темы, предварительное обсуждение модели поведения участников игры, состав участников. При этом важно опробовать несколько сценариев (положительных, отрицательных) после чего путем совместного обсуждения выбрать подходящую для данной ситуации схему действий.

Так же в работе педагога существует такая форма работы с семьей обучающегося, как интеллектуальные игры совместно с родителями.

Показательны к проведению совместные с родителями мероприятия, направленные на формирование в семье института здорового образа жизни.

  1. Диспут – одна из интересующих родителей форм взаимодействия с педагогом. В процессе осуществления данной формы возникает проблема и тут же находится ее решение совместно не только с педагогом, но и с другими родителями.
  2. Посещение семьи. Данная форма проходит в индивидуальном порядке с целью ознакомления педагога со средой жизни ученика в домашней среде. Классный руководитель ведет беседу с родителями получая информацию об особенностях характера, хобби и наклонностях, об отношении ко внешним факторам влияющих на обучающегося. Проводит информирование родителей о том, как наиболее эффективно взаимодействовать с ребенком, выполняя совместно домашние задания, а такжедержит родителей в курсе итогов успеваемости ребенка. На сегодняшний день польза от посещений педагогом семьи учащегося всё ещё обсуждается и на данный момент существует две различные точки зрения.        Побывав в семье обучающегося, педагог больше узнает об условиях жизни ребенка что дает возможность положительно влиять на них. В то же время слишком тесный контакт может расцениваться как попытка нарушения личного пространства семьи. Это может пагубно повлиять на дальнейшее развитие взаимоотношений между учителем и обучающимся. В связи с этим данная форма взаимодействия используется индивидуально и зависит непосредственно от отдельно взятой ситуации.        
  3. Встреча с администрацией школы. Это ежегодная форма общения с родителями в ходе которой последние знакомятся с уставом и рекомендациями школы.

Общение педагогов с коллективом родителей является неотъемлемой частью их работы. Сообща они формируют необходимых перечень дел по организации всевозможных групповых занятий. Получив необходимые рекомендации от педагогов, родители имеют возможность организовывать кружковую деятельность во вне учебного времени.

Одной из самых эффективных форм работы с родителями считается взаимодействие педагогов с родительским коллективом. Совместно они вырабатывают рекомендации для организации работы с учётом интересов обучающихся, их родителей и школы.

Коллективная форма работы между педагогами и родителями несет в себе обязательный индивидуальный подход. Он представлен в виде бесед, консультаций, индивидуальных заданий, решение назревших проблем.

Личный контакт с родителями несомненно требует от педагога огромных сил и опыта, но это дает большой процент эффективности. Непосредственно в индивидуальном контакте родители и классный руководитель находят общий язык в вопросах воспитания обучающихся и правильно понимают требования, которые предъявляет школа.

  1.  Структура работы классного руководителя с родителями предполагает их участие в школьном самоуправлении.

Юридически родители обучающихся не имеют никакого отношения к школьному коллективу, но несмотря на это заинтересованы в слаженной работе школы не менее учителей или обучающихся. Они являются заинтересованными лицами и на этом основании должны активно учувствовать в жизни школы.

Практически все внеклассные мероприятия проводятся с присутствием родителей. К ним относятся: спортивные мероприятия, посещение экскурсий и концертов, выезды на природу. Проведение данных совместных мероприятий дают возможность родителям более глубоко изучить неизвестно ранее стороны личности своего ребенка, его увлечения.

В работе с семьей младшего школьника возможно отметить так называемые нетрадиционные формы работы классного руководителя с семьёй обучающегося. К ним возможно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера;
  • Родительские чтения;
  • День открытых дверей;
  • Индивидуальные консультации;
  • Родительские лектории;
  • Групповые консультации;
  • Тематические консультации;
  • Ведение тетрадей общения;
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей;
  • Фотовыставки;
  • Тренинги;
  • Родительские собрания с участием детей;
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями;
  • Привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
  • Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
  • Привлечение обучающихся к изучению истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

При эффективном взаимном сотрудничестве в выигрыше остаются как педагоги, так и родители. Для педагогов положительным является возникающее и прогрессирующее уважение со стороны родителей, налаживание межличностных отношений, повышенный авторитет со стороны детей, личная удовлетворенность от производимой работы и дальнейшее стремление более творчески подходить к ней.  

Родители со своей стороны становятся спокойны и уверенны в том, что с ними считаются в школе, они находятся в курсе школьных программ и как результат, улучшают отношение с детьми в семье.

Бесспорно, семья и школа в жизни ребенка играют огромную роль и неразрывно связаны с развитием его личности. И только сообща школа и семья способны преодолеть все тонкости и трудности при становлении личности ребенка.

Со своей стороны, школа должна работать над тем, чтобы привлекать семью школьника к посильному сотрудничеству, а семья в свою очередь, должна занимать позицию сообщника. Общая работа школы и семьи - это сложный и длительный процесс, в результате которого происходит разностороннее исследование семьи, ритма ее жизни и принципов воспитания ребенка.

При этом, все действия участников данного процесс должны быть организованны и тщательно продуманы. Смысл всего этого процесса заключается в том, что и школа, и семья глубоко заинтересованы в стремлении помочь ребенку наиболее полно раскрыть в нем положительные черты.


1.3 Функции фотографии, направления в работе с фотографией, методы работы с фотографией


В современном мире невозможно представить свою жизнь без фотографии. Все, что происходит в нашей жизни мы стремимся запечатлеть на камеру. Где бы мы ни находились, что бы с нами ни происходило, все это может остаться в памяти, в виде фотографии. Искусство фотографии достаточно молодое, ему немногим более 150 лет. Основная его цель – постараться отразить окружающий мир, запечатлеть то, что прежде оставалось незамеченным.

Рассматривая психологические функции фотографий на примере работы А.И. Копытина «Тренинг по фототерапии» можно выделить одиннадцать основных функций:

  • Актуализирующая функция.

Позволяет человеку снова и снова окунуться в мир переживаний и воспоминаний. Акцентирование в фотографиях на моментах детства, близких людей, ярких событий позволяет быть увереннее и стимулирует на позитив.

  • Стимулирующая функция.

Она побуждает к действию все способности человека к восприятию. Это дает возможность человеку при фотографировании и просмотре уже готовых фотографий создавать новые ощущения.

  • Организующая функция.

Развивает творческое мышление человека и направляет его на восприятие объекта с точки зрения его личной системы ценностей.

  • Объективирующая функция.

При помощи данной функции человек легко может соотнести себя к одной из групп: культурной, социальной, религиозной или национальной. Посматривая снимки предыдущих лет, человек имеет возможность проанализировать этапы своей жизни и определить свое значение в ней.

  • Отражающая функция.

Это функция фотографии дает возможность увидеть и сравнить происходящие изменения.

  • Смыслообразующая функция.

Эта функция направленна на то, чтобы рассмотреть в определенных событиях жизни новое значение. Это позволяет всесторонне рассмотреть один и тот же эпизод. Дает возможность связать события на фотографиях с личными ощущениями.

  • Деконструирующая функция.

Помогает человеку избавится от ложных восприятий и создает новые значения внутренней и внешней реальности.

  • Функция рефрейменга.

Эта функция расширяет жизненный опыт человека и дает возможность разобраться в собственной личности.

Лучше всего это может быть отражено при изготовлении коллажей или обработки цифровых фото специализированными программами при этом человек может взглянуть на себя, с другой стороны.

  • Удерживающая функция.

Она помогает человеку адекватно реагировать на определенные жизненные обстоятельства оставаясь при этом в зоне комфорта. Всплеск чувств и эмоций, вызванный определенными фотографиями, остается под контролем.

  • Экспрессивно-катарсическая функция.

Направленна на необходимость снова и снова переживать определенные события для того, чтобы проявить на них определенную реакцию. Для того чтобы неприятные ощущения остались позади человек, фотографируется в различных костюмах, меняет позы, использует реквизиты. Человек заново переживает в фотографиях свои проблемы, чтобы от них исправится.

  • Защитная функция.

Эта функция фотографии очень важна при психологической работе с человеком, она позволяет контролировать ситуацию над своими чувствами, дает ощущение безопасности и помогает не только находиться на расстоянии от сложных переживаний, но и по возможности вести контроль за ними[13].

Эффективность работы с фотографиями безгранична. Она дает возможность решать различные проблемы, развивать и гармонизировать личность. Фотография дает человеку возможность решить для себя следующие задачи:

  1. Выделение из общей массы;
  2. Поиск и нахождение идентичности;
  3. Обретение чувства независимости – я сам нахожу то, что представляет интерес, что отвечает на многие вопросы;
  4. Я могу моделировать окружающий меня мир;
  5. Обретение группы единомышленников;
  6. Согласование Я-образов;
  7. Творческое самовыражение.

Фотография дает возможность человеку проживать определенные роли и сохранять их в снимках. Данный процесс является накоплением опыта человека. При необходимости он имеет возможность возвращаться к ним снова и снова.

Для таких специалистов как: психологи, психотерапевты, руководители тренинговых психотерапевтических групп очень важен положительный эффект, который формирует у человека фотография в отношениях с окружающим миром. Фотографии используются для обсуждения как индивидуально, так и в группах. Основываясь на этом можно отнести фотографию к искусству с применением техники. Это конечно делает ее в определенной степени более сложной в изучении и частично ограничивает процесс творчества, но при этом дает ряд дополнительных возможностей, которые выражаются в том, что снимки можно размножить, изменять их размер и цветность, применять всевозможные спецэффекты. Возможности цифрового фото позволяют менять все, вплоть до изменения образов.

При помощи фотографии человек имеет возможность создавать образы в которых переплетаются реальность и фантазия, что дает возможность посредством снимка наглядно рассмотреть собственную внутреннюю реальность.

Фотография является социально значимым объектом: она напрямую связывает людей и передает их чувства и ощущения. Для многих людей фотосьемка – это неотъемлемая часть жизни. Оно позволяет формировать определенные группы людей, связанных друг с другом по интересам и определенным наборам ценностей. Из этого следует, что фотография и искусство тесно связанны между собой, а также оказывает положительный терапевтическое воздействие.

Фотография – это не только способ сохранения образа человека на долгое время, но и запечатление его достижений. Взглянув на фото человек может увидеть определенную мимику, которая передает эмоциональное состояние на момент фотографии. Данный эффект фотографии позволяет заглянуть внутрь себя. При просмотре фотографии люди обычно окунаются в воспоминания. С помощью рассказа о происходящем на фотографии человек имеет возможность передать свои чувства и эмоции, а также смысл происходящего не только на фото, но и то, что осталось за ним.

Таким образом, фотография объединяет в себе большое количество видов творчества, использовать которые можно во внеклассной работе. Фотография может оказывать терапевтическое воздействие, а также помогает человеку всесторонне и гармонически развиваться.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ФОТОВЫСТАВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ КАК МЕТОДА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


2.1. Цель, задачи и этапы разработки проекта фотовыставки с использованием фотографий как метод работы с семьей младшего школьника


Проблема нашего исследования состоит в том, что на современном этапе, взгляды на понятие «семья», на воспитание детей трансформируются, меняются.

Анализ результатов социологических исследований по рассматриваемой проблеме показывает, что в современном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. А это ведет к кризису традиционных семейных устоев, прямым следствием которого являются разрыв семейного единства, отказ от преданности браку на всю жизнь, отказ от беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, разделение «старых» семей и «молодых», появлению семей, когда люди живут вместе, но поддерживают минимальные контакты друг с другом и т.д.

Представленная проблема, по нашему мнению, имеет некоторое свое разрешение в разработке и реализации проекта по созданию фотовыставки с использованием фотографий как метода работы с семьей младшего школьника

Изменились многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

Цель данного проекта:

Способствовать более эффективному процессу работы с семьей младшего школьника.

Задачи данного проекта:

  1. Развитие у обучающихся умений систематизировать информацию с помощью фотографий.
  2. Развитие творческого потенциала, обучающегося – будущего исследователя.
  3. Развитие умений сотрудничать и работать совместно с учителем, родителями и другими членами семей.
  4. Укрепление института семьи, семейных традиций.

Нами выделены следующие этапы проекта:

I этап. Сбор информации. Анализ фотовыставок-аналогов, уже применяющихся в организации образовательного процесса в школе.

II этап. Систематизация найденного материала.

III этап. Определение места использования фотовыставки в плане воспитательной работы учителя, режиме работы школы, класса.

Новизна данного проекта состоит в том, что для его выполнения применяются нестандартные методы работы не только с младшим школьником, но и с его семьей. Помимо этого, у обучающихся пробуждается интерес к исследовательской деятельности, развиваются творческие способности, стремление к познанию нового.

Родители начинают чаще обращаться к учителю и меж ними налаживаются доверительные отношения. Выстраивается другая система отношений «учитель – обучающийся – родитель», и это воздействует не только лишь на успешное воспитание и обучение, но и на увеличение эффективности работы с семьей младшего школьника.

В ходе работы над проектом мы сформировали следующие направления фотовыставки:

  • Подпроект «Бабушкин сундук»
  • Подпроект «Профессии наших родителей»
  • Подпроект «История моей школы в лицах и воспоминаниях»
  • Подпроект «Дружба»
  • Подпроект «Традиции моей семьи»


2.2. Педагогическое проектирование фотовыставки с использованием фотографий как метода работы с семьей младшего школьника


Практическая работа по педагогическому проектированию иапробации фотовыставки с использованием фотографии как метода работы с семьей младшего школьника осуществлялась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Дмитрия Семеновича Калинина.

На первом этапе нашей работы мы проанализировали информацию о фотовыставках, аналогичных нашей, и выявили, что особенностями их разработки и организации являются:

  • интересный формат, соответствие возрастным особенностям и запросам детей;
  • соответствие тематическому направлению;

собираемые экспонаты должны отвечать требованиям информативности, привлекательности, экспрессивности и соответствию характеристики. Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера;        

  • перед тем как приступить к составлению фотовыставки педагогу следует проанализировать литературные источники по теме, изучить основные вопросы предполагаемой выставки, найти обоснование и возможность ее включения в образовательно-воспитательный процесс;
  • необходимо следить за расстоянием между экспонатами, чтобы потом не создавалось впечатление тесноты, перенасыщенности.
  • стенд не должен быть перегруженным материалами, и особенно текстами;
  • объемные экспонаты по возможности должны располагаться подальше от стен, чтобы их можно было рассмотреть со всех сторон [11 с.150].

Есть критерии вытекающие из индивидуальности экспонатов различного типа и притязаний к этикетке. Не нужно, к примеру, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются вблизи экспонатов на подставке. [8]

Далее на втором этапе нашего проекта мы занялись анализом и систематизацией полученной информации.

Результатом проделанной работы стали следующие подпроекты:

  1. Подпроект «Бабушкин сундук»

«Бабушкин сундук» – фотопроект по Цель – сохранение и передача национальных семейных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста.

Основные участники – младшее и старшее поколения семьи.

Бабушкин сундук дает возможность приобщить детей к истокам и корням культуры и традиций своего народа. Не зная традиции своей семьи, дети тем более не знают о традициях своего народа. Не зная этого, дети не смогут продвигаться дальше, добиваться чего-либо.

Данный подпроект направлен на взаимодействие обучающегося с более старшим поколением – бабушками, дедушками.

  1. Подпроект«Профессии наших родителей»

Цель данногоподпроекта фотовыставки– знакомство обучающихся с представителями тех или же других профессий, специфичностью их работы, выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, особой техникой.

Данный подпроект позволяет обучающимся соучаствовать в жизни родителей и более тесно взаимодействовать друг с другом.

  1. Подпроект «История моей школы в лицах и воспоминаниях»

Цель данного подпроекта фотовыставки– расширение информации об истории родной школы.

Эта тема обращает внимание, по многим причинам: учителя, чьи имена мы можем рассматривать в работе, достойны изучения и памяти они, это особая историческая страница в жизни учебного заведения.

Учителя - это, образ неиссякаемого творчества, истинной заботы о будущих обучающихся. Почти все учителя – выпускники этих же учебных заведений, в которых они трудятся.

Данный подпроект помогает более тесно взаимодействовать обучающимся и учителям.

  1. Подпроект «Дружба»

Цель данного подпроекта фотовыставки – улучшение взаимоотношений между обучающимися.

Главной мыслью подпроекта является то, что невозможно обратить внимание на то, что жизнь в современном мире нельзя представить без дружеских отношений и поддержки. Все это начинает формироваться еще в начальных классах.

  1. Подпроект «Традиции моей семьи»

Цель данного подпроекта фотовыставки – сохранение семейных традиций.

Семья в жизни человека занимает огромное место. В семье человек увеличивается, развивается, складывается его нрав. Весомую роль в формировании личности человека играют обыкновения семьи.        Традиции – это, обычаи установившийся порядок в поведении, в обстановке, а то, собственно, что перешло от поколения к другому, унаследовано от прадедов. Ассоциация поколений, сбережение обыкновений семьи – это было принципиально всякий раз. К огорчению, почти все современные семьи живут разрозненно, изредка собираются совместно, у них нет общих занятий. Недоступность традиций в семье ведет к разобщению людей, в том числе и самых ближайших.

Данный подпроект направлен на формирование более тесных семейных отношений.

На третьем этапе данного исследования мы определили место использования фотовыставки в плане воспитательной работы учителя, режиме работы школы, класса и выявили, что фотовыставки в школе являются одной из широко распространенных форм наглядной агитации и пропаганды.

Они имеют очень весомый смысл, потому что оказывают большое воздействие на увеличение значения работы детских объединений, увеличивают заинтересованность обучающихся в учёбе, помогают развитию их творческой энергичности.

Задача фотовыставки произведено в раскрытии определенной формы в связи с передовыми насущными задачками.

Фотовыставка всякий раздает собой внимание, например, как тут, взаимодействуя и дополняя друг друга, принимают участие почти все способы влияния на посетителя. Собственным силуэтом, цветом, формой она обязана еще издалека заинтересовать. Отлично углубленно-обдуманная выставка ни разу не оставит посетителя безразличным.

Фотовыставка в плане воспитательной работы учителя применяется почти перед каждым праздником. Они посвящаются праздничным датам, событиям как всероссийским, так и внутриклассным.

Такую форму работы применяют, как в предметных областях в виде домашнего задания, так и в виде фотоконкурсов, проходящих в несколько этапов. Но данную форму работы не советуют применять больше одного раза в четверть, потому как, данная форма работы требует серьезной подготовки обучающихся.

Таким образом, проект фотовыставки с использованием фотографий как метода работы с семьей младшего школьника может использоваться в практической деятельности учителя начальных классов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Главным источником формирования личностных качеств ребенка является семья. Личный пример родителей во многом позволяет определиться ребенку с выбором моральных и психических качеств. Наличие семьи помогает ребенку вырасти гармонично сформированной и социально адаптированной личностью.

Бесспорно, семья и школа в жизни ребенка играют огромную роль и неразрывно связанны с развитием его личности.  И только сообща эти два наиважнейших компонента, таких как школа и семья в жизни школьника способны преодолеть все тонкости и трудности при становлении личности ребенка. Со своей стороны, школа должна работать над тем, чтобы привлекать семью школьника к посильному сотрудничеству, а семья в свою очередь, должна занимать позицию сообщника. Общая работа школы и семьи - это сложный и длительный процесс, в результате которого происходит разностороннее исследование семьи, ритма ее жизни и принципов воспитания ребенка. При этом, все действия участников данного процесс должны быть организованны и тщательно продуманны. Смысл всего этого процесса заключается в том, что и школа, и семья глубоко заинтересованы в стремлении помочь ребенку наиболее полно раскрыть в нем положительные черты.

Так же мы выяснили, что фотография объединяет в себе большое количество видов творчества, использовать которые можно во внеклассной работе. Фотография может оказывать терапевтическое воздействие, а также помогает человеку всесторонне и гармонически развиваться.

Проект фотовыставки с использованием фотографий как метод работы с семьей младшего школьника может использоваться в практической деятельности учителя начальных классов.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев С. В. Концепция программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни//Молодой ученый. 2015. № 18.1 С. 11-14.
  2. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. М.: Международные отношения, 1993.  136 с.
  3. Ахмадуллин Н.Р. Формирование экологической культуры у обучающихся в процессе обучения: дис. канд. пед. наук. Шымкент, 2015.  60с.
  4. Барабанов Е. И., Зайчикова, С. Г. Ботаника. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.  453 с.
  5. Белоколоцкая О. А. Использование проектной деятельности на уроках в начальной школе. Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-ispolzovanie-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-v-nachalnoy-shkole/(Дата обращения: 30.11.2019)
  6. Брязгина Т.А. Взаимосвязь семьи и школы в формировании экологической культуры школьников//Молодой ученый. 2017. №3. С. 20-21.
  7. Геккель Э. Общая морфология организмов. СПб., 1914.
  8. Гершович Я. М. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2001. 800с.
  9. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М.: 2017. 202 с.
  10. Гисуров Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело.  Санкт-Петербург. 2010. №3. 117 с.
  11. Глазачев Э. В. Экологическая культура. Очерки, взаимодействия науки и практики.  М.: Наука, 2016.  17 с.
  12. Глоссарий философских терминов: [Электронный ресурс]. М., 2001-2019. URL: http://terme.ru. (Дата обращения: 25. 10. 2019) http://terme.ru/slovari/glossarii-filosofskih-terminov-proekta-distance.html
  13. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 96с.
  14. Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе//Начальная школа. Плюс ДО и После. 2016. №6. С.8-12.
  15. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2015.  112 с.
  16. Методы организации деятельности. Режим доступа:http://nashidetci.ru/metodyi-vospitaniya-4/metodyi-organizatsii-deyatelnosti/   (Дата обращения: 01. 11. 2019)
  17. Нехлюдова М. В. Опыты с растениями – средство формирования экологической культуры// Начальная школа. 2018. №10. С. 68.
  18. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения М.: Просвещение, 2016. 111 с.
  19. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/ (Дата обращения:30.01.2020)
  20. Пономарёва, О. Н. Народные традиции в экологическом образовании. М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2017.  62 с.
  21. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
  22. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: Аркти, 2015.  80 с.
  23. Словарь основных терминов. Режим доступа: http://terme.ru/slovari/filosofija-nauki-slovar-osnovnyh-terminov/ (Дата обращения: 25. 10. 2019)
  24. Созонова, С. Д. Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе. Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 95-98.
  25. Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Режим доступа: http://ecogosdoklad.ru/2013/ (Дата обращения 01.12.2019)
  26. Формирование экологической культуры. Режим доступа: https://studme.org/120906134178/ekologiya/  (Дата обращения: 11.11.2019)
  27. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование, 2017. 342 с.
  28. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования экологической культуры школьников // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. 2003, №2. 99 с.
  29. Экологическая культура человека. Характерные признаки и воспитание. Режим доступа: https://bukvi.ru/pravo/ekologia/ (Дата обращения: 30. 10. 2019).