Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников в условиях загородного лагеря

Курсовая работа по предмету «Педагогика»
Информация о работе
  • Тема: Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников в условиях загородного лагеря
  • Количество скачиваний: 24
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: Педагогика
  • Количество страниц: 30
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-11-17 21:50:20
  • Размер файла: 37.83 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Федеральное государственное образовательное учреждение
«Пермский государственный гуманитарный педагогический университет»




Курсовая работа
Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников
в условиях загородного лагеря




Работа выполнена
студенткой 2 курса факультета ПиСПО
специальности ОРМ
Трофимовой Валентиной.
Научный руководитель –
Федотова Елена Олеговна







2014 г.
Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Проблема развития коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях загородного лагеря
6
1.1 Возрастные особенности старшеклассников 6
1.2 Коммуникативная компетенция: понятия, сущность, пути формирования
11
1.3 Особенности воспитательного процесса в загородном лагере 18
2 Опытно-экспериментальная работа
2.1 Описание практической работы по развитию коммуникативной компетенции воспитанников в загородном лагере
2.2 Характеристика диагностического инструментария
Заключение
Библиографический список

Введение

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность
Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Однако большинство современных старшеклассников испытывают серьезные трудности в межличностном общении:
• не всегда могут наладить контакт с другими людьми;
• не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации);
• не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека;
• неадекватно воспринимают окружающих;
• не проявляют интереса к другому человеку, как к личности.
Это связано с отсутствием знаний о психологии межличностного общения, правилах этикета, неуверенностью в себе, неумением вести себя в конфликтных ситуациях, крайне низкой культурой речи и т.д.
Трудности в общении у современных старшеклассников связаны еще и с тем, что для многих из них реальный мир и коллектив сверстников заменяет компьютер. Многочасовое общение в социальных сетях интернета и разнообразные компьютерные игры становятся альтернативой живому человеческому общению и часто наносят непоправимый вред физическому, психическому и нравственному здоровью современного подрастающего поколения.
Сегодня школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало времени отводит на развитие устной речи воспитанников. Ведь именно проблемы, связанные с коммуникативными способностями, и мешают большинству людей показать уровень своих знаний, презентовать свои способности, утвердить своё лидерство.
Формирование коммуникативной компетенции в летний период – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникационной среды в ДОЛ для воспитателей, воспитанников, родителей и т.п. Раскрытие личности воспитанника и воспитателя во время воспитательного процесса, налаживание доброжелательной среды общения, воспитание потребности стремления к росту в духовном росте невозможны без общения воспитателя с воспитанником, воспитанников между собой, внутри групп, с родителями и т.д. Таким образом, наряду с физическим развитием воспитанников, актуальным в летней работе воспитателей и вожатых является формирование коммуникативной компетенции подростков. Внезапно…

ПРЕДМЕТ: Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников в условиях загородного лагеря

Цель данной работы – изучить и выявить пути развития коммуникативной компетенции подростков в условия загородного лагеря.
НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВЫЯВИТЬ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ коммуникативной компетентности старшеклассников в условиях загородного лагеря

Гипотеза: развитие коммуникативной компетенции старшеклассников в условии загородного лагеря будет эффективной, если:
• будет осуществляться целенаправленно с использованием соответствующих способов;
• у старшеклассников будет сформирована мотивация к приобретению коммуникативной компетенции;
• реализация соответствующих способов будет ориентировать старшеклассников на практическое применение коммуникативной компетенции.

ЗАДАЧИ?
Методы исследования: анализ литературы, анализ словесных ассоциаций и сравнение.
По этой тематике работали такие ученые как Е.В. Клюев, Е.А. Нахимова, Д. Адаир.





Глава 1. Проблема развития коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях загородного лагеря

1.1. Возрастные особенности старшеклассников

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей (а девушки чо – курят за углом?). Если подростки ( под эти словом мы будем понимать детей от 12 до 14 лет) видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшеклассники, они же старшие подростки (от 14 до 18 лет) наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.
В ранней юности человек стремится к самоопределению и как личность и как будущий профессионал. Именно в этом возрасте он погружается в состояние всепоглощающей любви и неудержимой ненависти; начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от круга значимых лиц. Эти состояния приносят сильнейшие переживания, захлёстывают эмоционально и создают огромное количество проблем. Старший школьный возраст ̶ это только начало юности. Но к моменту окончания школы молодой человек должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научной, художественной, этической, правовой), способность к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включиться в деятельность и осуществлять её на творческих началах. ( Овчарова Р.В. Практическая психология образования.) в сноску забыли

Старшеклассники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей .
С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Общение – это канал информации, по которому узнают многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, общение – это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Для старшеклассников характерно эмоционально-личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, причем требование это бывает максималистским. С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметное разделение общения в самом классном коллективе. В юношеском возрасте очень велика потребность в свободном общении. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых знакомств.
Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения.
Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности резко переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.
Отступы В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возрастают изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим новообразованием в старшем подростковом возрасте становится формирование своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Им присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. В анализе и оценке своего поведения просматривается наличие у них предпосылок к самоорганизации, самовоспитанию, самоанализу. Активность, энергия старших подростков, их стремление к самостоятельности доказывает, что они уже в состоянии самостоятельно организовать свой досуг.

Достижение пубертата (в среднем это возраст 14-16 лет) дает подростку ощущение «взрослости», но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
Рассмотрим их более подробно.
Реакция эмансипации.
В. В. Ковалев рассматривает реакцию эмансипации как подростковый вариант реакции протеста (оппозиции) у детей . В общем смысле эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил по ведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками.
И. С. Кон увидел сущность спонтанных подростко¬вых групп в первую очередь в «нерегламентированном общении» . Действительно, в своей группе подросток удовлетворяет потреб¬ность коммуникации. Однако это потребность не в любом обще¬нии, а в контактах именно со сверстниками — «нерегламентированное общение» со взрослыми его заменить не может. Видимо, важнее чувство причастности к своей возрастной когорте, сплочения со сверстниками, определение своего места среди них.
В подобных стихийных группах вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения
С точки зрения Личко А.Е. , увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами — с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством заработка .
Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются акцентуации личности (склонности, интересы, индивидуальные способности) старшеклассников. Знание увлечений подростка помогает лучше понять его внутренний мир и переживания, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
Именно поэтому организация досуга, соответствующего увлечениям подростка имеет под собой ряд весомых причин.
Досуг содержит в себе колоссальный потенциал возможностей для формирования характера старшеклассников. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь подростку реализовать то лучшее, что в нем есть. Но чаще всего, как утверждает Крючек О.В. в своей диссертации, подростки не имеют знаний, умений и навыков самоорганизации досуга, которые бы давали возможность им продуктивно, занимательно, творчески проводить свой досуг.
В этом плане детские оздоровительные лагеря приобретают особое значение. Именно здесь создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности т. д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
С точки зрения развития коммуникативной компетентности старших подростков, досуг должен быть направлен на
• формирование потребности общения;
• развитие ценностного отношения к общению;
• понимание основных норм общения;
• формирование системы знаний, умений, необходимых для полноценного общения;
• активизацию коммуникативной деятельности подростков во внеурочное время с помощью активных и интерактивных методов обучения.
Очевидно, что деятельность и поведение старшеклассников в свободное время, когда им самим предстоит сделать выбор, будут, прежде всего, зависеть от общей направленности личности, мотивационной сферы, от характера ее духовных интересов и запросов, уровня интеллектуального развития.

1.2. Коммуникативная компетентность: понятия, сущность, пути формирования
Несмотря на широкий научный интерес к проблеме формирования личности человека, однозначной общепринятой терминологии в данном вопросе, к сожалению, не существует, поэтому поясним основные термины и понятия, используемые в данной работе.
Для начала введем понятие компетентности. Несмотря на все, интуитивность этого термина, разные авторы понимают под ним довольно широкий спектр навыков.
Так, к примеру, И.А. Зимняя под «компетенцией» понимает внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий), которые затем выявляются в компетентностях человека .
В.М. Кроль считает, что компетенция – это не что иное, как умения и навыки .
Ю.М. Жуков пишет, что «… компетенция – это характеристика позиции (роли, должности), а не индивида. Компетенции – это то, что индивид должен знать, когда занимает определенную позицию в соответствии со стандартами и предписаниями. Компетентность же – это преимущественно субъектная, а не объектная характеристика; это то, что относится к индивиду, как субъекту профессиональной деятельности» .
Здесь следует разделить понятия компетенции и компетентности. Под компетентностью в данной работе мы будем понимать наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а под компетенцией — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач некоего рода (в нашем случае — социальных).
По наиболее общепринятому на момент написания работы определению коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии .
Ю.М. Жуков отмечает, что коммуникативная компетентность – это метакомпетентность или ядерная компетентность. Она входит в социальную, профессиональную, межличностную компетентность, в свою очередь представляющие собой (по мнению Ю.М. Жукова) ключевые компетенции личности, и является связующей этих образований .
Е.М. Кузьмина в своем исследовании определяет коммуникативную компетентность как важную составляющую профессиональной компетентности выпускника вуза, позволяющую осуществлять эффективное общение и способы реализации толерантности, личностной реализации и единств в целом в сфере профессиональной деятельности .
Коммуникативная компетентность, по мнению О.М. Казарцевой, – это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания .
Взгляды различных психологов на структуру коммуникативной компетентности также весьма не однозначны.
Так, Н.Б.Буртовая предложила модель коммуникативной компетентности личности как стабильное, личностное образование, представляющее систему коммуникативных свойств коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности .
Рассматривая коммуникативную компетентность личности как относительно стабильное целостное психическое образование, она выделяет следующие уровни коммуникативной компетентности:
• психофизиологический уровень – тип высшей нервной деятельности, темперамент;
• индивидуально-психологический уровень – ощущения, восприятие, внимание, мышление, эмоции;
• социально-психологический уровень – взаимодействие с людьми .
А.И. Чучалина и Н.М. Костихина в своих исследованиях выделяют два аспекта коммуникативной компетентности:
• собственно-лингвистический – знания и умения использования языковых средств, в зависимости от ситуации речевого высказывания;
• коммуникативно-поведенческий – личность, условия в общении, отношения;
Е.М. Кузьмина в структурном плане выделяет следующие компоненты коммуникативной компетентности:
• теоретический блок – знания в области межличностного взаимодействия;
• практический блок – коммуникативные умения;
• личностный блок – коммуникативные свойства и качества личности, необходимые для установления межличностного взаимодействия .
Е.М. Кузьмина в структурном плане выделяет следующие компоненты коммуникативной компетентности:
• теоретический (когнитивный) блок – знания в области межличностного взаимодействия;
• практический (конативный) блок – коммуникативные умения;
• личностный блок – коммуникативные свойства и качества личности, необходимые для установления межличностного взаимодействия .
Подводя итог вышенаписанному, можно выделить три основных аспекта коммуникативной компетенции: личностный (особенности личности, акцентуации и другие слабо поддающиеся изменению особенности ВНД), теоретический (понимание механизмов реакции собеседника, способность к эпатии) и практический (навыки и опыт общения).
На основании данной концепции представляется наиболее логичной следующая базовая схема развития коммуникативной компетентности у старшеклассников:
с позиции личностного развития: личностное самопознание, самопонимание себя как субъекта коммуникации, формирование у старшеклассников отношения к себе как субъекту коммуникации,
с позиции теоретического понимания: направленности старшеклассника на восприятие и принятие другого,
с позиции практических навыков: предоставление старшеклассникам возможности участия в социально-ориентированном общении, предлагающем взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно важных дел.
Исходя из вышеперечисленного, коммуникативная компетентность старшеклассника (подростка в возрасте 14-18 лет) представляет собой необходимый уровень сформированности коммуникативных знаний, умений и навыков, развития индивидуально-психологических качеств и способностей, обеспечивающих эффективное решение различных коммуникативных задач, возникающих в процессе как учебной деятельности, так и повседневного межличностного взаимодействия, развитая в результате совершенствования личностных навыков (интроспекции, самосознания и так далее), теоретических знаний о межличностном общении и практических навыков по их применению в реальных ситуациях.
Наиболее очевидный путь формирования коммуникативной компетентности ̶ освоение обучающимися коммуникативных действий, обеспечивающее эволюцию навыков общения от ориентации в коммуникативной ситуации и вынужденной адаптации в групповых коммуникациях к реализации возможности самовыражения (другими словами к полноценной коммуникативной компетентности) через осмысление потребности в общении.
1.3. Особенности воспитательного процесса в загородном лагере
Рассмотрим особенности объединений подростков (старшеклассников) в коллективы в условиях летнего лагеря. Такие объединения имеют несколько общих черт, отличающих их от подобных объединений в школе или других местах постоянного пребывания:
• кратковременность его существования;
• относительная автономность его существования;
• насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;
• повышенная вариативность взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми в более разнообразных видах деятельности;
• высокая эмоциональность и окрашенность деятельности такого объединения.
Разумеется, эти отличия не могут не оставить отпечатка на психологических процессах, протекающих внутри такого рода групп.
Во-первых, кратковременность существования группы задает повышенный динамизм общения.
В таких группах можно наблюдать некое «сжатие во времени» социальных процессов, протекающих несравнимо медленнее в постоянных группах.
Во-вторых, подобные коллективы характеризует известная автономия: отрыв от привычного круга общения и зоны комфорта (семьи, школы и улицы). Что помещает каждую конкретную личность в условия необходимости быстрой адаптации.
Можно выделить три этапа формирования такого коллектива:
Первый этап — этап «номинальной группы». 25–30 человек объединены в группу только формально: все, что их объединяет ̶ номер отряда и вожатый. Общественное мнение отсутствует на протяжении тех трёх-четырёх дней, которые принято называть оргпериодом .

Второй этап — этап «диффузной группы». Межличностные взаимоотношения на этом этапе обусловлены преимущественно эмоциональными моментами, суждения, оценки, мнения, отношения и деятельность ещё не определены опытом совместной деятельности, общей целью и «отношениями ответственной зависимости» .
Появление лидеров, формирование актива лишает вожатого на этом этапе развития группы монопольного влияния на сплочение отряда.
Третий этап развития группы — «этап коллектива». Общественное мнение в нём определяется, прежде всего, отношениями «ответственной зависимости» ̶ общей целью, совместной деятельностью.
Эмоциональные отношения влияют на общественное мнение, но уже не являются ведущими. Появляется множество референтных групп как действенный регулятор поведения членов коллектива .


Загородный детский оздоровительный лагерь обеспечивает полноценный отдых детей. Это сложное структурное подразделение, которое может решать не только проблемы отдыха, но и воспитания детей. В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Одна из целей воспитания старшеклассника – развитие коммуникативных навыков. Поэтому цель работы педагогов в лагере – заинтересовать ребенка творить, фантазировать, размышлять, ко всему подходить творчески, то есть разносторонне и не всегда обычно, искать новые формы и стремиться к получению новых знаний и навыков.
Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений. И достижения общего результата.
Основой в развитии коммуникативной деятельности является способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение оценивать ситуацию, учитывать намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к регуляции собственного речевого поведения и т.д.
К сфере коммуникативных действий непосредственно относятся два ключевых умения:
1) общение и взаимодействие (использование речевых средств для дисскусии и аргументации своей позиции);
2) работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Каковы же условия формирования коммуникативных навыков? Формы и виды сотрудничества старшеклассников весьма разнообразны. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности во время проведения различных игр, «огоньков», КТД, тренингов, поскольку предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников – словом, всё то, что является основой коммуникативных навыков.
Работа в группе помогает пробуждению в старшеклассниках познавательного интереса, стремлению к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми, т.е. устанавливать успешную коммуникацию.
Детские учреждения, подобные ДОЛ «Звездный», обладают возможностями, способствующими формированию коммуникативных навыков. В лагере старшеклассник развивает умение находиться среди людей и быть самим собой. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то в лагере на первый план выходит способность строить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение и пр.). Эти навыки отрабатываются во время игр, совместных дел, конфликтов и примирений, да и просто бытования. При этом развиваются важнейшие для коммуникации невербальные элементы поведения, которые нельзя выучить и искусственно разыграть — они должны идти «от сердца», из подсознания, из реального опыта переживаний. Кроме того, в лагере старшеклассник приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество (а не противостояние) разных иерархических уровней коллектива. В лагере столь же часто взрослый наставник, вожатый, педагог становится старшекласснику товарищем. А ведь общение со взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека, для становления гендерного поведения. В нашей жизни этого разнообразия явно не достаточно. Кто составляет круг общения современных городских детей? Родители, учителя… Возникший дефицит примеров взрослого поведения порой восполняют «педагоги» из криминальной среды. Или телевизор. А в лагере старшеклассник не просто общается, он проживает некий период своей жизни рядом со многими взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Здесь дети переходят от пассивного к активному восприятию, имеют больше возможностей для практики. Вместо суррогатных эмоций, возникающих при созерцании экрана, человек сопереживает и содействует зрелищу (хотя бы аплодисментами), ведь на сцене — знакомые и близкие ему люди. Он не прослушивает музыку (как дома), а танцует под нее, вовлекаясь в невербальное взаимодействие с окружающими. Сами игры здесь отличаются от городских: не «сидячие» и индивидуальные, а подвижные и коллективные. В целом, новизна обстановки и дух приключения в загородном лагере мобилизует внимание ребенка. В это время можно получить прочные навыки при минимуме повторений. Наконец, старшеклассник в лагере оказывается ближе к природе, а общение с природой благотворно влияет на душу ребенка. Живая природа — источник творчества, положительных эмоций, мощный стимул внимания. Даже просто попадая на воздух, на солнце, дети преображаются.
Такие учреждения, как ДОЛ «Звездный», являются своеобразным продолжением школы. Они создают максимальные условия для развития творческих и, конечно, коммуникативных, способностей детей. Воспитание, развитие и становление детей идёт только в деятельности, которая соответствует их возрасту, полу, потребностям. Воспитание легко осуществляется, если ребёнка окружает разнообразная деятельность. Чем разнообразнее деятельность, тем разностороннее развитие ребёнка.
Педагогическая деятельность в ДОЛ «Звездный» имеет и свою специфику. Она заключается в том, что постоянно (длительность пребывания детей – 21 день) обновляется состав воспитанников, как и в большинстве летних загородных лагерях, поэтому о реализации каких-либо комплексных долгосрочных программ говорить не приходится. Но педколлектив ставит конкретные краткосрочные программы. Так, помимо развития внутреннего потенциала старшеклассников, формируются их ключевые компетентности на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность. Развивают их межличностные отношения в разновозрастном коллективе, формируют у ребят навыки общения и толерантности, предоставляют возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале
Содержанием летнего досуга является активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Детский оздоровительный лагерь – это поле построения социальных контактов, проблем формирования толерантности и гибкости поведения. Особенно важно такое общение в современных условиях, когда некоторые традиционные или вновь появившиеся социальные условности разделяют детей и не позволяют им взаимообогащаться. Здесь здоровые дети должны учиться строить отношения с детьми, имеющими ограниченные возможности, семейные дети находить друзей среди воспитанников детских домов и социальных приютов, дети из малообеспеченных семей делиться жизненным опытом с детьми состоятельных родителей. Самое важное в этой работе не переусердствовать, не быть слишком навязчивыми и создать оптимальные условия для успешной социализации личности в лагере и в дальнейшей жизни.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания (КТД).

















Приложение 1.
Тест коммуникативных умений Михельсона

Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха
Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

Тестовый материал:
1. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
а) Говрорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".
в) Говорите: "Спасибо".
г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".
в) Ничего не говорите.
г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".
д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы - болван!"
б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".
в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.
г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".
д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:
а) Говорите: "Во вяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"
б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".
в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".
г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".
д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".
б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".
в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".
г) Ничего не говорите этому человеку.
д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:
а) Никого ни о чем не просите.
б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".
в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.
г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"
б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
б) Говорите: "Это не Ваше дело!"
в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".
г) Говорите: "Пустяки".
д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Вы с ума сошли!"
б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".
в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".
г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".
д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".
б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".
г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".
д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

11. Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".
б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".
в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".
г) Говорите: "Спасибо".
д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".
б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".
в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:
а) Немедленно прекращаете беседу.
б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".
в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.
г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:
а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".
б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
в) Ничего не говорите этому типу.
г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".
в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".
д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
в) Отбираете эту вещь.
г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".
б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".
в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

18. Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
а) Не говорите ничего.
б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы длаете?" Обычно Вы:
а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".
б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"
в) Продолжаете молча работать.
г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".
д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:
а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"
б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"
в) Спрашиваете: "Что случилось?"
г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".
д) Никак не реагируете на это событие.

21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:
а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"
б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"
г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".
д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет окей".

22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:
а) Не говорите ничего.
б) Говорите: "Это их ошибка!"
в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".
г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".
д) Говорите: "Это их горькая доля".

23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".
б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"
в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

25. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:
а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.
б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".
в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".
г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".
д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
д) Ничего не говорите этому человеку.

27. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, остановаливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Что Вам угодно?"
б) Не говорите ничего
в) Говорите: "Оставьте меня в покое".
г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.


Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирвать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.
9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

КЛЮЧИ
зависимые компетентные агрессивные
1 АГ БВ Д
2 АВ Д БГ
3 ВД Б АГ
4 БД Г АВ
5 Г АБ ВД
6 АГ ВД Б
7 БГ АВ Д
8 АГ В БД
9 Д БВ АГ
10 БД Г АВ
11 БД Г АВ
12 БГ А ВД
13 АГ В БД
14 АВ Д БГ
15 ВД Б АГ
16 БД Г АВ
17 Г АБ ДВ
18 АГ В БД
19 АВ Д БГ
20 ГД БВ А
21 Б ГД АВ
22 А ВГ БД
23 АВ Д БГ
24 Г АБ ВД
25 В АД БГ
26 ВД АБ Г
27 БД АГ В
Список использованной литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка, Государстенное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1961 г.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 2001.Л.А. Петровская, «Компетентность в общении», 1989 г
3. Дубровина И.В. «Психология»
4. К.И. Фальковская, «Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе»
5. М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская, «Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции», 1995 г.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
7. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., Межличностное общение
8. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2006.
9. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003.
10. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианов Т.М. Теория обучения: учеб. пособ. – М.: ВЛАДОС, 2011.
11. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. - М.: Флинта-наука, 1999.